Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье Маджидова Бибихафиза

Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье
<
Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маджидова Бибихафиза. Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Душанбе, 2004 298 c. РГБ ОД, 71:05-13/236

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально - педагогические проблемы формирования нравственных качеств детей в семье средствами народных традиций и обычаев 20

1. Исторический аспект развития традиций и обычаев таджикского народа 20

2. Сущность прогрессивных традиций и обычаев 32

3. Влияние народных традиций и обычаев в деятельности воспитательно-образовательных дошкольных учреждений 46

Выводы— 60

Глава 2. Содержательная характеристика традиций и обычаев, определяющих уровень нравственной формированности детей в семье 64

1. Воспитательные особенности национальных традиций и обычаев таджикского народа 64

2. Семья как социальный институт в формировании нравственных качеств личности детей 77

3. Роль семейных традиций и обычаев в формировании нравственных качеств детей 95

4. Традиция многодетности, её воспитательные возможности и проблемы 114

Выводы -137

Глава 3. Прогрессивные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье 143

1. Классификация народных традиций и обычаев на современном этапе — 143

2. Влияние таджикских народных сказок на формирование нравственных качеств — 169

3. Традиционное использование пословиц и поговорок в нравственном воспитании детей— 185

4. Традиционные методы и приёмы воздействия на формирование (технология воспитания) нравственных качеств детей в семье 198

Выводы 215

Глава 4. Повышения воспитательных возможностей семьи и педагогической культуры родителей - 220

1. Пути повышения эффективности нравственного воспитания детей в семье 220

2 Методическое обеспечение системы повышения педагогической культуры родителей - 238

3. Роль социально — культурной деятельности в формировании нравственных качеств детей 251

Выводы 265

Заключения 270

Список использованной литературы 284

Введение к работе

Актуальность исследования

В настоящее время возникла необходимость всестороннего и глубокого изучения влияния народных традиций и обычаев на воспитательно-образовательный процесс в разных социальных институтах: семье, дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, а также в высших учебных заведениях. Это связано с приобретением государственного суверенитета Республики Таджикистан, принятием Конституции Республики Таджикистан, Закона РТ «Об образовании», разработкой «Концепции национальной школы Республики Таджикистан», «Концепции развития дошкольного воспитания» и других директивных документов, принятых в Таджикистане, с учётом социально-экономического и духовного развития общества. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, посвященные национальным традициям, обычаям как многовекового опыта народа, который широко используется в процессе нравственного воспитания в семье, передаётся из поколения в поколение как накопленное духовное богатство.

Интерпретация традиций, обычаев как социальных норм и правил поведения встречается в этнологии, културологии, философской, социологической, демографической и ряде других отраслей научных исследований. В этих исследованиях понятия «традиция», «обычай» определяются с учётом задач каждой отрасли общественных наук. Это объясняется тем, что в научной литературе нет единого, общепринятого определения. Мы вправе отметить, что многие исследователи подходят к решению вопроса с различных позиций, прежде всего с точки зрения интересующих их проблем. Традиции не могут быть только нормами и принципами общественных отношений, способами общественной деятельности, наследием прошлого или нормами поведения людей. В них закрепляются результаты и прошлой, и современной общественной практики. Они выражают характер обществен-

ных отношений, присущих общности людей - нациям, этническим и социальным группам, коллективам и т.д.

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. По нашему мнению, воспитательно-образовательная функция традиций является основным способом наследования социального накопленного опыта человечества в области воспитания и формирования личности в разных периодах жизни индивида. Обычаи - правило социального поведения, воспроизводящееся в определённом обществе или социальной группе, укоренившееся в привычке, быте и сознании их членов. Обычай играет важную роль в воспитании, способствуя приобщению ребёнка к духовной культуре, формирует унаследованный стереотипный способ поведения, знакомит с образцами поведения (так надо поступать или так не надо поступать).

Термин «традиция», «обычай» часто отождествляется с термином «обряд», «ритуал», «церемония». Обряд, являясь традиционным символическим действием, сопровождает важные моменты жизни и деятельности индивида, группы общества, требует определённого вида поведения. Он оказывает эмоционально-психологические воздействия. Важная социальная функция обряда, включающего в свою структуру ритуал, церемонию, - это формирование нравственных качеств личности. Обряд может выступать как норма поведения, реализует нормы права, формирует стереотипное поведение, привычки, которые, в свою очередь, оказывают на жизнь людей регламентирующие воздействия.

Практика показывает, что на протяжении веков традиции и обычаи были и остаются одним из действенных средств приобщения новых поколений к жизни общества, формированию определенного типа личности. Особенность их воспитательного воздействия заключается в том, что они не ограничиваются каким-то одним возрастным периодом жизни человека. Каждый человек, живя в обществе, все время находится в сфере действия его

обычаев и традиций. Выполнение их требований и предписаний оказывает значительное и постоянное воздействие на формирование мироощущения, культуры чувства и поведения личности, на её отношения к окружающему миру.

Традиции и обычаи как педагогическое творчество народа представляют разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение детей. Будучи общественным явлением, традиции выступают также в виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.

Всестороннее изучение и общественная оценка общих основ национальных традиций и обычаев таджикского народа, как и у других народов мира, является важнейшей задачей современной педагогической науки. Следует отметить, что многие ее вопросы, не получившие важного освещения в историко-педагогической науке, остро нуждаются в углублённой, всесторонней творческой разработке, в особенности вопросы нравственно-трудового и художественно-эстетического воспитания детей в разных периодах формирования личности в семье.

Проблема семьи, семейного воспитания детей в соответствии с общепринятыми духовными ценностями особое значение приобретает в период изменения социальных структур и социально-экономических отношений. Следует отметить, что события последних лет и изменения в обществе тяжело переживаются взрослым поколением. Это оказывает влияние и на молодое поколение. Дети стремятся к самоутверждению и проявлению индивидуальности. Именно народные традиции и обычаи выступают в роли регуляции поведения и деятельности взрослых и детей в семье и обществе, формируют основы нравственных качеств, способствуют возрождению новых духовных ценностей, обогащают культурное наследие народа.

Семья как устойчивая социальная общность является важным фактором формирования личности. Она была и остаётся важнейшим воспитательным институтом, источником передачи социального опыта от поколения к поколению. Особенно в дошкольном возрасте в социализации ребёнка семья играет важную роль. Фундамент личности закладывается именно в семье. Первые представления, понятия, навыки, отношения к людям, нравственные нормы поведения, чувства формируются в семье.

Сложное становление личности с первых дней жизни ребёнка протекает в своеобразии сложных семейных и общественных отношений. Необходимость научного изучения данной проблемы обусловлена также повышением роли народных традиций и обычаев в формировании нравственных качеств детей в семье, от котором во многом зависит успешная реализация реформы образования. Исходя из отмеченного, изучение народных традиций и обычаев, а также создание научного представления о продуктивности и эффективности воспитания детей в семье представляют собой важное значение для осмысления путей целостного формирования нравственных качеств детей в семье.

Степень разработанности проблемы. В последние 30 лет этнография детства увлекает внимание этнографов, этнологов и представителей других наук во многих странах мира. Об этом свидетельствует научное изучение этнопедагогики стран ближнего и дальнего зарубежья, представленной в работах серии «Этнография детства», в которых освещаются традиционные формы воспитания детей и подростков в семье и обществе.

Фундаментальные исследования М. Мид, И.С. Кон, Ю.Б. Бромлей, СМ. Лурье и другие оказывали определяющее влияние на развитие науки, изучающей мир детства, её воспитание, развитие и формирование в разных социальных институтах, факторы народной педагогики во многих странах.

Следует отметить, что определённое время игнорировали проблему народной педагогики, многие традиции и обычаи рассматривались в историческом аспекте, а не в качестве воспитательных ценностей. По нашему

мнению, эта позиция была своеобразной реакцией на религиозную концепцию народного воспитания и влиянием атеистического воспитания, проводимого в 20-80 годы. Многие материальные и духовные ценности рассматривались как «пережитки старой жизни», «антинародной». В результате чего семья постепенно лишалась многих положительных традиций и, естественно, воспитательного потенциала. Задачи совершенствования воспитательно-образовательной функции семьи определили потребность в усилении внимания к народным традициям и обычаям, как фактору формирования нравственных качеств личности. Вопросы семейного воспитания в научно - педагогической литературе освещены недостаточно. Те немногие исследования и публикации, которые проводились в разные периоды этнологами, педагогами, социологами и представителями других отраслей науки, касаются отдельных аспектов семейного воспитания и использования традиций и обычаев в воспитании детей.

Анализ сущности традиций и обычаев, их роль в духовном развитии общества, закономерности исторического изменения даются в работах А.К. Алиева, А.Н. Антонова, Ю.Б. Бромлей, Н.П. Лобачовой, В.Д. Плахова, И.В. Суханова и других. В фактическом материале авторы раскрывают закономерности возникновения и развития народных традиций, показывают преемственность, взаимовлияние и взаимопроникновение многих элементов народных традиций и обычаев прошлых с обычаями, традициями современного общества.

Существенный интерес представляют исследования народной педагогики - России, Украины, Азербайджана, Узбекистана, Киргизстана, Казахстана и других ряда стран, рассматривающие народные традиции и обычаи как неоценимое духовное богатство, жизненный опыт многих поколений и мудрость народа в области воспитания и обучения не только детей, но и всего человечества.

В изучении проблемы народных традиций и обычаев и их роли в воспитании и формировании личности мы опирались и на этнологические,

этнографические культурологические философские, педагогические работы таджикских исследователей (Н.М. Кисляков, М. Назаров, М. Рахимов, 3. Дустмухаммедов, Г. Ашуров, СИ. Сулаймонов, Ш. Абдуллоев и др.). Традиции и обычаи рассматриваются как передача социокультурного опыта?> механизмы его передачи, способствующие преемственности поколений и духовному развитию общества.

Традиционные обычаи, ритуалы, связанные с рождением и уходом за ребёнком, его воспитанием, подробно анализируются в работах Сухаревой О.А., Троицкой А.Л., Неменовой Р.Л., Хамиджановой М., Мардоновой А., Юсуфбековой 3., Турсунова Б.Р. и других. Ими описаны безграничная любовь к детям, особое отношение к беременности женщины, своеобразные традиции, обычаи, обряды, ритуалы, связанные с рождением ребёнка, наречённые имена, положение в колыбели, соблюдение правил ухода и гигиены детей, охрана жизни ребёнка и матери, появление первых зубов, выпадение молочного зуба, первая стрижка, первый шажок, обрезание и другие обряды.

Следует отметить, что народный опыт воспитания обобщался и развивался представителями таджикско - персидской литературы: А.Рудаки, А.Фирдоуси, Абуали ибни Сино, Саади, Джами, Носири Хусрав, Ахмади Дониш и многими другими. Они в своих произведениях выдвинули идею гуманизма как составную часть нравственных качеств личности. Эти идеи охватывали такие качества, как: доброту, дружелюбие, щедрость, честность, солидарность, милосердие, трудолюбие, взаимопомощь и т.п.. Особо отмечали роль семьи, в особенности примера взрослых в формировании духовного облика молодого поколения. Мы считаем, что они своими идеями развивали народные традиции воспитания всесторонне развитого совершенного человека. Исходя из этого, необходимо считать, что народные традиции, обычаи, связанные с нравственным воспитанием и развитием, всегда являлись важными факторами формирования личности человека во все периоды его жизни и деятельности.

Педагогические воззрения классиков таджикско-персидской литературы получили освещение в исследованиях М. Арипова (Орифи), И.Обидова, А. Пахлавонова, Б. Рахимова, Х.С. Афзалова, К.Б.Кадырова и др. Ими красной нитью подчеркиваются вопросы использования народной педагогики в нравственно - трудовом воспитании молодого поколения.

Педагогические аспекты народных традиций и обычаев таджикского народа в теоретическом плане рассматриваются в исследованиях М. Арипова (Орифи), А. Маннонова, М. Сайфуллоевой, С. Исоева и др.. Воспитательные возможности народных традиций в трудовом воспитании, воспитание культуры поведения, подготовки детей к будущей семейной жизни рассматриваются в исследованиях С. Исоева, М. Иззатовой, Б. Рахимова, И. Арабоваидр..

Отдельные вопросы нравственного воспитания, влияющие на традиции и обычаи, на формирование личности детей, отражены в художественно -исторических и художественно-педагогических произведениях С. Айни, С. Улуг-заде, Дж. Икроми, Р. Джалиля, Ю. Акобирова и др. Анализ содержания их произведений свидетельствует, что самые прогрессивные традиции располагаются больше всего в сфере быта и труда. Труд и трудолюбие считались важным качеством человека.

Следует отметить, что в процессе построения светского, правового и демократического общества правительство Республики Таджикистан уделяет большое внимание изучению и использованию духовных и материальных ценностей, обогащению культурного наследия, в котором отражаются и общечеловеческие ценности, в том числе и нравственные качества. Одобрена Постановлением правительства Республики Таджикистан №50 от 16 февраля 1998 года «Концепция этнокультурного образования в Республике Таджикистан».

Этнокультурным образовательным пространством «является прежде всего семья, дошкольные учреждения, школа и средства массовой информации (в том числе и электронные) и на основании положений и

разработок по данной концепции следует вносить в будущем определённые коррективы в систему образования в республике».

Тем не менее, мы считаем, что в исследованиях о ролы таджикских народных традиции как средства формирования нравственных качеств детей в семье наблюдается ряд существенных недостатков и нерешенных проблем: анализ ценностно-педагогического развития . прогрессивных традиций обычаев, содержательных характеристик, определяющих уровень нравственного формирования детей, также остаются недостаточно изученными таджикские народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста в семье, усвоение ими нравственных норм поведения средствами народной фольклористики, мало раскрыты традиционные методы воздействия старших на нравственные чувства, сознание и поведение детей. Также недостаточно изученным являются вопросы повышения воспитательных возможностей семьи, в особенности педагогической культуры родителей, так как решение воспитательных задач требует совершенствования педагогических знаний, умений и навыков.

Объектом исследования послужили дети, воспитывающиеся в условиях полноценной семьи.

Предметом исследования стали народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье.

Экспериментальной базой исследования стали семьи, выбранные нами в разных административных регионах страны: Ганчинский, Исфаринский (Согдийская область), Вахшский, Бохтарский (Хатлонская область), Рудаки, Гиссарский районы республиканского подчинения, г. Худжант и г.Душанбе. Выборочные аспекты эксперимента осуществлялись и в других районах республики.

Этапы исследования. Исследование было начато с изучения особенностей трудового воспитания детей дошкольного возраста в таджикской семье в разных социально-экономических условиях и в разных

исторических периодах, поскольку труд является основным средством воспитания и формирования личности ребёнка.

Исследование проводилось в четыре этапа в течение 22 лет (с 1982 года).

Первый этап - изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической, историко-педагогической, этнологической литературы, а также научные исследования в области семейной педагогики, материалы периодической печати по исследуемой проблеме.

Второй этап - изучение состояния использования прогрессивных традиций в воспитании детей дошкольного возраста в семье. Разрабатывались планы и методы исследования.

На третьем этапе проводились наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование родителей (разного возраста и социального положения), воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов, анализировались полученные материалы. На основе полученных материалов определялся уровень использования народных традиций и обычаев в нравственном воспитании детей, сущность, специфика и характеристика общенародных и семейных традиций и обычаев, готовность родителей к использованию народных традиций, обработка эмпирических материалов.

Четвертый этап - обобщение и оформление диссертационной работы, сделаны соответствующие выводы.

Цель исследования - осмысление взаимосвязи теории и практики народной педагогики семейного воспитания, определение путей эффективного использования достижений семейной педагогики на современном этапе и на основе этого наметить пути эффективного использования достижений народных и семейных традиций и обычаев в нравственном воспитании детей дошкольного возраста в семье, особенности развития традиций, повышения воспитательных возможностей семьи и педагогической культуры родителей.

Задачи исследования: 1) проследить ход становления, развития и особенностей прогрессивных народных традиций и обычаев в таджикской семье в разные исторические периоды; 2) раскрыть механизм передачи передовых традиций и обычаев из поколения в поколение; 3) раскрыть генезис и развитие понятий «традиции, обычаи», обосновать органическую связь традиций и обычаев с общими проблемами воспитания нравственности и педагогической культуры родителей; 4) выявить положительные и отрицательные стороны традиционной, этнопедагогической системы воспитания и тенденции развития, изменение традиций; 5) вскрыть причины неиспользования передовых традиций в воспитании детей на определённых исторических этапах и наметить реальные возможности их возрождения и развития в современных условиях; 6) определить пути и формы использования традиций и обычаев в нравственном воспитании детей; 7) определить способы внедрения новых традиций в практику семейного воспитания; 8) влиять на повышение педагогической культуры родителей и развитие научной основы педагогики семейного воспитания.

Гипотеза исследования:

  1. научная теория семейного воспитания должна сочетаться с идеями этнопедагогики, в которой традиции и обычаи занимают важное место. Она играет большую роль в нравственном воспитании детей с ранних лет в семье и обществе. В решении задач интеллектуального развития детей родители, опираясь на свой опыт, учитывая требования социально-экономического развития страны, широко используют народные и семейные обычаи и традиции;

  2. таджикская семейная педагогика располагает многовековыми традициями, которые имеют неисчерпаемые возможности, богатое содержание, разнообразные формы, широкие средства, методы и приёмы нравственного воспитания детей, способные дать результаты, отвечающие требованиям общества;

3) исследование и выявление положительного, эффективного значения национальных традиций и обычаев с позиции потребностей современного периода, популяризация лучших достижений семейной педагогики, выработка путей их возрождения и использования будет иметь не только познавательное, но и большое практическое значение в совершенствовании нравственного воспитания в современной семье, дошкольных учреждениях и школе. Мы убеждены, что нравственное воспитание детей в современной семье может быть успешным только при опоре на прогрессивные традиции народа, при возвращении воспитательной функции семьи к своим подлинно национальным истокам, в то же время не пренебрегая лучшими достижениями мировой культуры.

Методологической основой исследования является общефилософская мысль о роли народа и их масс в создании духовных ценностей, в своеобразии и самобытности национальной культуры, об отношении современной науки и практики к этим ценностям, в особенности к прогрессивным традициям и обычаям, о сущности и роли традиций в воспитании подрастающего поколения в условиях строительства демократического общества, психолого-педагогической концепции о роли общения и деятельности в развитии личности.

Теоретической основой исследования являются научные исследования в области педагогики, психологии, этнологии, культурологи. В качестве установочных, в частности, будет принята взаимосвязь народного национального в области воспитания, гуманистической направленности воспитательного процесса в семье, влияние этнических факторов на нравственное развитие ребёнка, о закономерности изменения роли и влияния традиций с требованиями социально-экономического и духовного развития общества.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

  1. анализ трудов этнопедагогов, педагогов, психологов, историков, дающих возможность осветить и проанализировать изучаемую проблему в разных исторических условиях;

  2. анализ художественно-исторических произведений таджикских классиков литературы, позволяющих интерпретировать изучаемую проблему в качестве культурно-исторического явления;

  3. изучение и обобщение народного передового педагогического опыта (непосредственное и опосредованное), наблюдение за использованием прогрессивных традиций в нравственном воспитании детей в семье, статистические методы, беседы с информаторами (сельские и городские жители преклонного возраста - средний возраст 60-80 лет), различные социальные этнические группы и их сообщения тщательно проверялись и сопоставлялись, что даёт основание считать полученные данные достоверными. Мы больше опирались на опрос представителей старшего поколения, и он велся по заранее составленному опроснику. Многие материалы собраны при непосредственном участии свидетелей в тех или иных ситуациях. Нередко информаторы, особенно женщины, свои рассказы дополняли воспоминаниями из своей жизни, услышанными от людей старшего поколения.

Апробация и реализация полученных данных осуществлялись различными путями: результаты исследования докладывались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. К.Джураева (1986-2003), излагались автором на городских и республиканских курсах повышения квалификации работников детских дошкольных учреждений, в лекциях для слушателей педагогических курсов, в докладах на региональных семинарах и совещаниях в городах Кургантюбе (1992), Нуреке (1993), Ленинском районе (1994), в выступлениях по республиканскому радио и телевидению в течение ряда лет, в которых автор был инициатором организации и ведущей в проведении ряда мероприятий.

Результаты исследования в виде сообщений и докладов излагались на городской конференции работников дошкольных учреждений г. Душанбе (февраль, 1993), районных и городских совещаниях работников детских дошкольных учреждений столицы (1999-2003), городском семинаре-совещании «Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях г. Душанбе» (март 2003), а также на республиканских конференциях «Экология и дети» (ноябрь 1994), конференции с участием представителей стран Центральной Азии по вопросу «Одарённые дети» (ноябрь 1995), республиканской конференции «Проблема подготовки педагогических кадров» (январь 2002), республиканской научно-практической конференции в Российско-Таджикском (славянском) университете по вопросу «Культура, образование: XXI век» (апрель 2002), республиканской конференции, посвященной 70-летию педагогического факультета ТГПУ им. К.Джураева (сентябрь 2002) и другие.

Основные идеи использования учения народной педагогики нашли своё отражение в составленной автором концепции развития дошкольного воспитания в Республике Таджикистан (утверждённая Коллегией Министерства образования Республики Таджикистан, декабрь 1994 г.), проекте концепции экологического образования и воспитания в детских дошкольных учреждениях (в соавторстве с творческой группой); в многочисленных опубликованных научных и методических статьях для родителей, воспитателей детских садов, учителей начальных классов.

Выводы и собранный фактический материал может быть использован при чтении лекций студентам дошкольного отделения педагогического факультета Таджикского государственного педагогического университета им. К. Джураева, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам особенностей семейного воспитания детей, в лекционной пропаганде среди воспитателей и родителей, а также при подготовке и проведении студентами мероприятий в педагогической практике в дошкольных учреждениях, при написании курсовых и дипломных работ.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

осуществлено комплексное рассмотрение историко-педагогических закономерностей развития и функционирования народных традиций и обычаев в разные периоды как сложный динамический процесс;

привлечены к анализу и педагогической интерпретации этнологические, этнографические, историко-педагогические и художественно-педагогические материалы, которые не были освещены или оставались недостаточно изученными в аспекте нравственного воспитания и формирования личности ребёнка с малых лет в семье;

разработаны научно значимые аспекты истории развития и трансформации национальных традиций и обычаев в нравственном воспитании детей с малых лет в семье;

раскрыты разные варианты использования народных традиций и обычаев в единой системе семейного воспитания, их функции в сфере семейных взаимоотношений;

проанализировано состояние использования передовых традиций и обычаев в нравственном воспитании детей в дошкольных учреждениях и повышении педагогической культуры родителей;

определены пути рационального использования национальных и общечеловеческих элементов народной педагогики с учётом их национальных особенностей, новых социально-педагогических явлений в обществе.

Теоретическое значение исследования заключается: 1) в научном обосновании необходимости и целесообразности повышения воспитательных возможностей семьи путем применения в разработке научно-педагогической теории векового наследия народа в форме традиций и обычаев; 2) в раскрытии системы традиционизма в теории и практике семейного воспитания; 3) в применении нового подхода к освещению прогрессивных традиций и обычаев, рассматриваемых в ракурсе нравственного поведения, чувств и представлений; 4) в рассмотрении традиционных методов и средств нравственного воспитания в разных

периодах развития личности, в особенности дошкольного возраста; 5) во взаимосвязи народного, национального и общечеловеческого в контексте общей идеи педагогического прогресса человечества; 6) в обосновании сущности традиций и обычаев, существующих в семейно-бытовых отношениях таджикской семьи и существующих недостатков в воспитании детей, определения путей их преодоления; 7) дальнейшем развития теории и практики семейного воспитания и совершенствования практики взаимовлияния семьи и общества.

Практическое значение исследования определяется его направленностью на сделанные автором выводы о необходимости совершенствования семейного нравственного воспитания с использованием передового опыта народа, предложений и разработки фактического материала для углубления содержания учебных материалов, лекций по теории и истории дошкольной педагогики, в особенности в разделе «Нравственное воспитание». Фактически проведенные работы окажут практическую помощь родителям в правильной организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста, повышении педагогической культуры родителей, в создании программы воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях с учётом народных прогрессивных традиций и обычаев. Объективный анализ состояния семейного воспитания, ошибки современной педагогики и её отрыв от духовной жизни способствуют развитию теории и практики воспитания детей в семье в разных периодах развития личности ребёнка с малых лет.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена изучением этнографических, этнологических, историко-педагогических, этнопедагогических исследований, а также теории и практики современной педагогической науки о роли традиций и обычаев в духовном развитии человека, применении традиций и обычаев как средств и методов нравственного воспитания детей с малых лет, использованием необходимых и эмпирических данных, внедрением данных исследования в практику семейного и общественного дошкольного воспитания. Данное исследование

представляет собой лишь попытку раскрытия избранной проблемы, так как она является многогранной, сложной и современной. На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях кардинальных политических, социально-экономичес
ких перемен и строительства демократического, светского и правового
государства в сфере общественного сознания развиваются противоречивые
отношения. Эта ситуация ставит задачу воспитания детей с малых лет с
высоким нравственным достоинством: честность, уважение человеческого
достоинства, трудолюбие и другие личностные качества. На решение данной
задачи оказывают огромное влияние прогрессивные традиции и обычаи, как
один из компонентов этнопедагогики, и являются важным влияющим
средством нравственного воспитания детей в семье.

2. На протяжении своего длительного исторического развития
таджикский народ разработал и передал в распоряжение молодого поколения
сформированную, высокоэффективную систему воспитания детей в семье,
основанную на принципе традиционизма.

  1. Пренебрежение или незнание многими родителями ряда передовых общественных и семейных традиций нравственного воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствует упадку ценностей не только народной педагогики, а в целом всей научной педагогики и снижению воспитательного потенциала семьи.

  2. Одним из важнейших условий возрождения и развития научной педагогики является использование этнопедагогики по всем ведущим направлениям теории и практики семейного воспитания, в детских дошкольных учреждениях и школах, в профессиональной подготовке будущих специалистов детских учреждений для использования этнопедагогики в нравственном воспитании подрастающего поколения, педагогическом просвещении, повышении педагогической культуры родителей.

Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Исторический аспект развития традиций и обычаев таджикского народа

Изучение исторического аспекта развития народных традиций и обычаев даёт научную и практическую информацию о жизни народа, который в течение тысячелетней истории развития создал свою уникальную систему воспитания детей, обоснований на три заповеди: доброе слово, доброе мнение и добрый поступок. Следует отметит, что исследование традиций и обычаев способствует развитию научной педагогики.

В настоящее время многие народные традиции, обычаи преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего ряда инноваций. Практикой доказано, что каждый народ имеет свою, особого характера логическую систему воспитания, в которой осуществляются национальные и общечеловеческие идеалы, цел и задачи воспитания. Воспитание обучение и образования призваны осуществлять задачи формирования личности с малых лет с учётом требований общества. Воспитание способно влиять на судьбу человека, настоящее и будущее личности. Поэтому необходимо понимать природу воспитания, и определить цель, задачи, методы и средства воспитания.

Слово «воспитание» («тарбия») у таджикского народа применялось и к характеристике кормления, заботе о здоровье, обеспечении умственного развития, нравственного здоровья, физического совершенства. Таджикское слово «тарбия» («воспитание») в словаре таджикского языка отражает действительное положение педагогики (и в практике, и в мысли) в её жизненном положении. Дословный перевод, перевод словосочетаний раскрывает сущность воспитания в следующем: 1) воспитывать, обучать ребёнка правилам поведения; 2) ласкать и ухаживать за ребёнком; 3) защитить его от дурного влияния. Такое толкование слова «воспитание» -(«тарбия» на таджикском языке) отражает представление народа 0 единой системе воздействия на личность ребёнка: воспитание - процесс, в котором обеспечивается эмоционально-психическое развитие ребёнка, формируется чувство привязанности к близким, в первую очередь, к матери, родным, родному дому, краю и Родине. Ухаживание направлено не только на удовлетворение физиологических и естественных потребностей ребёнка, но и создание условий для всестороннего развития личности (духовное, физическое, интеллектуальное, нравственное). Слово «воспитание» -«тарбия» - это защита ребёнка от отрицательных влияний окружающей природы (холод, жара), людей, социально-бытовых воздействий (травмы психические и физические), от болезни и т.д. Но в то же время понятие о воспитании - «тарбия» - складывалось постепенно, от суммирования и переработки древних и нынешних представлений о формировании личности.

При раскрытии сущности понятия «тарбия» - «воспитание» на таджикском языке, пытались сопоставить интерпретацию слова воспитание у других народов. Например, русское слово «воспитание» состоит из приставки «вое» и слова «питание», в самостоятельном смысле - снабжение живого организма пищей.

В «Педагогической антропологии» отмечается, что «вое» - «питать», значить вырастить, взрастить, довести до ума. Питать физически, осуществлять уход, и питать духовно, образовывать до тех пор, пока питомец, или воспитанник научится питаться самостоятельно.

Предки таджикского народа (бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, сакки, массагети и др.) имели свою самобытную культуру, традиции, которые оказывали огромное влияние на воспитание и обучение детей малых лет. Источниками материалов о воспитании детей у предков таджикского народа Арифов М. считает: «а) сообщения греческих, китайских историков, сообщения среднеазиатских учёных - историков Беруни, Нархаши и др.; б) материалы археологических раскопок; в) устное народное творчество; г) письменные памятники» и утверждает, что «использование всех этих источников необходимо, во-первых, для того чтобы, охватив как можно больше материалов, шире и глубже осветить вопрос; во-вторых, чтобы, сравнив материал одного источника с материалом другого источника, убедиться в его достоверности. Ведь общеизвестно, что факты, получившие своё отражение в нескольких источниках, достоверны в научном отношении, чем тот, который отражён только в одном источнике». При воспитании детей они руководствовались учением религии. Историко-педагогические исследования (М. Арифов [13, с. 28-42], X. Афзалов [15], К.Б. Кодиров [54] и др.) показывает, что зороастризм и священная книга «Авеста» как господствующая религия оказывала большое влияние на нравственное воспитание. Книга «Авеста» появилась в глубокой древности и с течением времени перерабатывалась и приспосабливалась к новым условиям исторического развития общества. «Авеста», как и энциклопедия, содержит разнообразные материалы, относящиеся к религиозному вероучению истории, астрономии, права, морали и т.п. Три добрые качества, которые должны быть у зороастрийца, - это «доброе намерение, доброе слово и доброе действие» - считаются одним из качеств совершенного человека, и до настоящего времени эти качества традиционно у народа ценятся.

Академик Б. Гафуров в своём фундаментальном труде «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история», освещая исторический путь развития всех сфер жизни таджикского народа, анализировал традиции и обычаи, проявляющиеся в отношении земледельческого труда, народных промыслов, архитектуры, строительства, искусства, живописи, науки, литературы, которые способствовали дальнейшему развитию материальной и духовной культуры во всех периодах. Он особенно подчёркивает самобытность и высокий уровень местной среднеазиатской культуры, традиции и отмечает, что каждая историческая эпоха зарождала в жизни народа свои традиции и обычаи, которые способствовали обмену достижениями, знаниями, сотрудничеству народов в борьбе за социальный прогресс, культурный синтез.

Воспитательные особенности национальных традиций и обычаев таджикского народа

Воспитание, всестороннее развитие членов общества, формирование новых личностей предполагает овладение ими богатствами человеческой культуры. Новое поколение людей ставит перед собой задачи овладеть социальным опытом, накопленным человечеством. В народных традициях и обычаях сосредоточен социальный опыт каждого народа, и они составляют важную структурную часть духовной и материальной культуры. Известно, что формирование и развитие народных традиций, обычаев детерминировано как внешними объективными обстоятельствами - формой государственности, религией - так и внутренними, субъективными факторами, в числе которых являются традиционный для представителей того или иного народа, (этноса) - психический склад.

Психический склад формируется в процессе идентификации с этнической общностью, религией,, природными условиями, материальным производством. Оно наиболее ярко проявляет себя в типичных особенностях психологического постижения мира, в образе жизни, традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, церемониях, преданиях, формах поведения и выражения эмоций, системе ценностей, восприятии пространства и времени. Как было выше указано, формирование и развитие национальных традиций и обычаев таджикского народа тесно связано с его хозяйственно - экономическим и социально — культурным развитием. Это определяет устойчивость и особенности общественных и семейных традиций и обычаев.

Изучение и анализ философских, культурологических, социологических, психолого- педагогических исследований свидетельствует, что выявление особенностей народных традиции и обычаев определяется с учётом поставленных исследовательских задач. Нами осуществлена попытки анализировать особенности народных традиций и обычаев таджикского народа на основе учёта воспитательных возможностей. Следует отметить, что понятие традиции и обычаи в «Словаре таджикского языка» интерпретируются в следующем значении: «анъана - ...гуфтори чанд нафар, бо тартиб вокеае ё ривоятро накл кардан; расму коидахо, ки аз наел ба наел мегузарад», - т.е. последовательное рассказывание событий и легенд (рассказы); обычаи и правила, которые передаются из поколения в поколение. «Одат» - обычай: «одат — кору рафторе, ки одам ба хун гирифтааст, хуй, раем» - поступки и поведение, которые вошли в кровь человека, характер, обычаи [147, 78 с].

Во время выявления воспитательных возможностей народных традиций и обычаев мы опирались на «обычаи и правила, которые передаются из поколения в поколение» и «поступки и поведения, которые вошли в кровь человека», в дальнейшем формируют нравственные качества личности с малых лет. Практикой доказано, что каждого человека с детства традиции обычаи, обряды выводят в человеческие отношения, великие понятия, знакомят с высокой целю своего народа и общечеловеческими идеалами, обеспечивают формирование личности. Также любая традиция в начале должна быть создана, сформирована одним или несколькими поколениями, для которых она будет новой, своей, а не унаследованной. А последующими поколениями данная традиция может наследоваться. Мы говорим может, потому, что общество берёт из прошлого далеко не все существующие там традиции, а только те, которые соответствуют идеалам и потребностям всего общества, или же отдельных групп. Например, своевременно коммунистические субботники, стахановское движение, социалистическое соревнование, наставничество и другие традиции оказывали огромное влияние на нравственное воспитание молодежи.

Учитывая роль народных традиций и обычаев в формировании нравственных качеств детей, мы считаем, что они имеют свои воспитательные особенности, которые необходимо вкратце характеризовать.

1. Народные традиции и обычаи выполняют регулятивную функцию, которая основана на содержании в них определенных моральных норм и требований. Они несут в себе проверенные временем способы деятельности, результаты мысли и труда многих поколений, кодекс отношений и правил, в соответствии с которыми свои, обряды взаимоотношения членов общества. Будучи устойчивыми моделями поведения, в течение веков, традиции и обычаи осваиваются каждым последующим поколением.

По своей природе традиции и обычаи - явления массовые, общественные. Выполнение их требований предполагает следование коллективному началу установления связи между людьми, сплочённости общества; они регулируют различные способы общения людей, в определенной мере устанавливают его нормы и правила.

2. Регулируя поведение и деятельность людей, традиции и обычаи, формируют основы нравственных качеств; в них сосредоточены те гуманистические ценности, которые не подвержены старению. Меняются в исторической арене многие события, материальные и духовные ценности, но уважение и любовь к человеку, дружба, доброта, щедрость, и другие высокие нравственные качества остаются неизменными. Естественно, бурный прогресс современной цивилизации оставляет в забвении многие знания, умения, навыки, приобретённые всем ходом многотрудного исторического развития человечества. Подчас выпадают из процесса духовного развития, нравственного совершенствования целые личностные качества, которые народ высоко ценил тысячелетиями.

Классификация народных традиций и обычаев на современном этапе

Изучение и анализ исследований показывают, что проблема классификации традиций и обычаев является предметом дискуссий и обсуждения И.В. Левковича, В.Д. Плахова, Х.М. Зияева и др. Классификация строится: по субъектам носителей традиций (сельские, городские, крестьянские, рабочие, солдатские и т.д.); по сферам, которые они функционируют (производственные, политические, правовые, научные, религиозные и т.д.); по степени и территории распространения (семейные, родовые, районные, областные, региональные, национальные, общечеловеческие); по областям распространения, (бытовая, литература, язык, искусство, медицина, религия и т. д..

Х.М. Зияев, рассматривая разнообразие традиций, обычаев, обрядов как путь самовыражения людей, классифицированы их: 1) по степени аккумуляции и передачи; 2) по степени и оформленности официально принятых норм поведения, действия и творчества - формальные и неформальные. К первым по степени аккумуляции и передачи включены нормы поведения, обычаи, обряды, знания, образцы различных видов духовной культуры ..., передаваемые из поколения в поколение по памяти. Передаваемые из одного поколения в другое в зафиксированном виде, как правило, в письме, - письменная традиция - включает официально принятые нормы поведения и установки. Общество и община напрямую связанное с устной и письменной традициями [41, с. 29 - 40].

В науке более широко распространяется классификация традиций и обычаев по степени их сформированности и официально принятых норм поведения, действий или творчества. На этой основе традиции делятся на формальную и неформальную. Условно (относительно друг друга) к формальным традициям относятся право, законы, религия, официальная обстановка (правила поведения - этикет). К неформальным традициям отнесены мораль, религия, пережитки язычества, мифологические миропредставления, народные поверья, бытовая сфера (обычаи, обряды и т.д.). Внутри каждой из этих сфер также существуют формальные и неформальные традиции. Последняя квалификация в совокупности характерна философско - социалогичеким исследованиям, так как она гармонизирует соотношению традиции и права в общественной жизни.

Права, как и другие социальные нормы - мораль, религия, является культурной ценностью, и регулирует поведение и общественные отношения людей. Мы считаем, свою очередь, что в современном обществе права - законы (как формальные традиции) должны защищать большие традиции - -приоритет семьи, семейного и гражданского права в области воспитания, обучения и образования детей. Это подтверждается огромной ролью семьи в социализации человека, освоении материальной и духовной культуры своего народа.

Семейные традиции - это органическое сплетение разумного и доброго, найденного старшими членами семьи с желанием передать их младшему поколению. Это радость ожидания нового, интересного и стремление воспитать это у других. А.С. Макаренко считал, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Возбуждение в детях на каждом новом отрезке времени, перспективы ожидания этой завтрашней радости, напряжение сил для ее завоевания и есть отличительная черта семейных традиций. Применительно к семье опыт взрослых поколений может звучат как положительный опыт семейного коллектива, как обычай, ставший нормой жизни и деятельности каждого члена семьи.

Практика семейного воспитания показывает, что современная хорошая семья немыслима без семейных традиций. Они организуют семью, повышают педагогический потенциал, способствуют превращению её в настоящую школу нравственного воспитания и детей, и взрослых.

Возникает вопрос: что такой семейные традиции и обычаи в современном этапе развития общества? По нашему мнению, семейные традиции - это порядок, принятый всеми членами семьи, они направлены на сохранение любви, покоя и правды. Они - стражи семьи, её благополучия самом широком смысле. В семейных традициях отражается та особенная атмосфера, неписаные законы добра, которые отличают одну семью от другой, ей подобной. В семейных традициях выражаются взаимная забота и уважение между членами семьи. Дети очень ценят и ревниво оберегают семейные традиции. Они придают детям ощущение прочности и незыблемости семьи, добрых семейных отношений, запоминаются на всю жизнь, приучают к разумному порядку и взаимоуважению.

Наше исследование показывает, что преобразования в экономике, политике и культуре влияют на изменение еемейно - бытовых отношений и воспитание детей в семье и в обществе. Эти изменения происходят не сразу, они требуют более или менее длительного времени. Под семейно-бытовыми обычаями мы подразумеваем общественные явления, которые основываются на отношениях семейно-бытового характера и проявляются как устойчивая система действий, приёмов, взглядов и вкусов, оформляющих эти отношения и закрепляющие их.

Формирование новых семейно-бытовых отношений рождает новые обряды, обычаи и традиции. Становление и дальнейшее развитие новых семейно-бытовых отношений и обрядов, обычаев, традиций - закономерный процесс, исторически необходимое явление, порождённое новым общественным строем, новой идеологией, новым мировоззрением. Без новой семейно-бытовой обрядности, обычаев и традиции с эмоционально-насыщенной особенностью немыслимы ни формирование эстетических вкусов, ни нравственно-трудовой готовности детей к будущей практической жизни.

Пути повышения эффективности нравственного воспитания детей в семье

Семья как социальный институт общества особенно чувствительна ко всякого рода изменениям, реформам государственного и общественного масштаба, поскольку их результаты отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности. Не секрет, что современная семья за последнее десятилетие, как и всё общество, испытала переход, в качественно новую жизнь неожиданно оказавшись в совершенно иных социально - экономических условиях. Эта ситуация требует от семьи пересмотра своей традиционной функции, в том числе в сфере нравственного воспитания детей с малых лет. Опираясь на опыт старшего поколения, учёта духовных ценностей своего народа ставить перед собой цель, подготовить ребёнка к освоению нравственных норм и правил поведения с учетом изменившихся социальных реалий. Кардинальные изменения, произошедшие в нашем обществе, выдвигают на первый план определение приоритетных принципов и средств семейного воспитания.

На содержание и уровень нравственного воспитания детей в семье оказывали влияние следующие изменения, происходившие в целом в обществе:

- замена общегосударственной, социалистическая формы хозяйствования рыночной. Это поставило перед семьей задачи: формировать у детей практические навыки предпринимательства, делового расчёта, практицизма и другие качества;.

- если социалистическая форма хозяйствования основывалась первичном признании интересов общества, то рыночные отношения требуют приоритета интересов личности. От этого вытекает задача воспитания детей на основе учёта приоритета интересов личности, интересов семьи и окружающих близких;

- рыночные отношения способствовали возникновению ряда социальных проблем, которые оказывали отрицательное влияние на материальное и духовное положение семьи, в первую очередь, родителей; снижение уровня жизни, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса. Ответственное отношение к выбору процесса, формирование здорового образа жизни, создание морально-психологической атмосферы, основанной на взаимопонимании, взаимном доверии, доверие на свои силы и возможности, вера в будущее - всё это входит в задачи семейного воспитания;

- материальные проблемы влияли на здоровье детей, взаимоотношение членов семьи, организация отдыха и досуга детей, получение образования, выполнение родителями воспитательных функций. Нельзя не отмечать обострение конфликтов между поколениями, которые отражаются в расхождении во взглядах, мнении о духовных ценностях, неофициальном двоежёнстве. Все эти проблемы породили в обществе детскую беспризорность, проституцию, (которая традиционно осуждается народом), наркоманию, повышенный уровень преступности. Эти проблемы ставят перед родителями задачу критической оценки репродуктивной функции семьи, потребности и возможности, сочетание труда, образование, отдых и досуг, привив детям, устойчивое негативное отношение к употреблению алкогольных и наркотических веществ, воспитанные чувством высокой оценки чести и достоинства семьи.

Эффективность воспитательной деятельности семьи как социального института воспитания детей оценивается сегодня не по тому, насколько успешно она обеспечивает воспроизводство унаследованных от прошлого духовных, нравственных ценностей, а по тому, насколько успешно она готовит ребёнка к самостоятельности, формирует нравственные качества, необходимые для будущей её (его) жизнедеятельности.

Вышеуказанные проблемы влияют на воспитательный потенциал семьи и решение новых задач в контексте социальных изменений. Требуется необходимость повышения воспитательных возможностей родителей. Конечно, преодоление трудностей и проблем семьи ещё зависит от уровня социально-экономического развития общества, политики правительства Республики Таджикистан по снижению уровня бедности населения, осуществление демографической политики, планирование семьи и ряда других мер. Главное, - не терять веры в воспитательные возможности семьи, всепобеждающую силу семейной педагогики, которая основывается на трёх мудрых заветах: добрые намерения, добрые слова, добрые действия.

Наукой и практикой доказано, что наш народ, наше общество и раньше переживало трудные времена - духовные и материальные потеры, но всегда опираясь на свой многовековой опыт, мудрость предков и надежду на будущее достижение успехов, сохраняя свою национальную особенность, преодолевая кризис семьи и общества. Несмотря на существующие проблемы, у многих родителей есть желание и умение получить и освоить соответствующую информацию, технологию положительного решения вышеуказанных проблем. Получить из тех же средств массовой информации, из личных наблюдений, освоить применительно к условиям своей семьи, особенностям своих детей, их окружению. И мы считаем, что путями повышения воспитательных возможностей семьи и эффективности нравственного воспитания детей являются: - повышение педагогической культуры родителей; - методическая обеспеченность системы повышения педагогический культуры родителей; -объединение усилий педагогов детских дошкольных учреждений, школ, социально-культурной деятельности дворцы культуры, клубы, библиотеки (общественные, государственные, семейные) и другие социальные институты.

В ходе исследования выяснилось, что большинство нынешних родителей недостаточно критичны к себе как к воспитателям. Лишь в редких случаях они считают себя неподготовленными к воспитанию детей. Педагогическая неподготовленность родителей приводит к серьезным ошибкам семейного воспитания в области нравственного воспитания, подготовки детей к школе, обеспечения интеллектуального развития детей. Полученный родителями минимум педагогических знаний во время учёбы (в средней общеобразовательной, средней специальной школах, в высших учебных заведениях), из опыта родителей, родственников, друзей, а также личной жизни ещё не решает проблемы их подготовки к нравственному воспитанию детей. Содержание подготовки к семейной жизни и воспитанию детей нельзя сводить только к теоретическим знаниям, в него должны входить и выработка практических умений и навыков привития умения организовать педагогически целесообразные внутрисемейные отношения, использование передовых традиций и обычаев в нравственном воспитании детей с малых лет. Подготовка родителей к воспитанию детей должна заключаться, прежде всего, в повышении уровня их педагогической культуры.

Похожие диссертации на Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье