Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся Полозова Тамара Дмитриевна

Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся
<
Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полозова Тамара Дмитриевна. Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся : диссертация ... доктора педагогических наук в форме науч. докл. : 13.00.01, 13.00.02.- Москва, 2000.- 82 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-13/255-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Понятия: литература для детей, детская литература; об ориентации руководства чтением

2. Детская литература

3. Ориентация на пробуждение, развитие способности творческого чтения через эстетическое восприятие и оценку произведения

Глава II. Творческое взаимодействие педагога и библиотекаря - предпосылка повышения эффективности внеклассного чтения

1. О состоянии исследований чтения и чтение учащихся

Детская литература

Заметим, что телевизионный канал «Культура» призывает: «Пожалуйста, говорите по-русски правильно». Хорошее дело - учить правильно произносить распространенные в бытовой речи слова. Но почему же нет озабоченности тем. что наша русская речь не просто засорена: искажается смысл личностно значимых слов, стимулируется равнодушие к родной речи, к ценности слова, а значит и к нравственности. Происходит падение внутренней культуры - культуры мысли, культуры чувств, культуры потребностей.

В логике выживания из альтернативы «быть» или «иметь» становится господствующей ориентация «иметь». Иметь, чтобы выжить. Иметь, чтобы иметь, ибо в «этом - моя возможность выжить». «Иметь» отожествляется с представлением силы, дающей физическую возможность выжить, без мысли, без озабоченности идеей «совершенствовать себя», свою духовную жизнь.

Появляется мифическое представление о ценностных ориентапи-ях, о назначении человека заботиться только о себе.

Потребность брать, чтобы иметь силу и свободу, порождает иллюзию слепого эгоизма, не согласующеюся с критическим разумом. Создается впечатление о себе, как о существе самодостаточном. Постепенно человек становится рабом такой самооценки - ложного представления о свободе.

Не случайно высокое, традиционное для российской культуры ис кусство вытеснено пропагандой жестокости, порнография, свободного секса. Не случайно Государственной Думе был предложен проект Закона о стандарте общего среднего образования, в котором нет уроков чтения в начальных классах. Нет литературы в числе основных учебных дисцип лин! Литература отнесена к разряду региональных учебных предметов. Содержание их определяется местными властями. В Калмыкии, видимо, могут издать лишь калмыцкую литературу. В Якутии - только якутскую. Никто, разумеется, не может возразить против пользы и необходимости знания национальных, региональных особенностей культуры. А как же быть с Гомером. Пушкиным. Шекспиром. Данте, Достоевским?.. Надо ли перечисляті) все имена отечественной и мировой классики, без освоения которой не может быть желаемого развития культуры мысли, культуры чувств, потребностей. Без этого не может сформироваться целостная?? гармоничная личность, способная творчески наследовать интеллектуаль- \ ное богатство и красоту, созданную человечеством. !.

В 1898 г.. 3 августа. Л.Н. Толсти записал в своем дневнике: і «Упадок нравственного сознания человечества в том. что большая часть людей поставлена в такое положение, чю весь интерес их жизни в том, чтобы кормитъся_и плодиться» .; РаТвивая идею о духовно созидательном назначении и смысле человеческой жизни. Лев Николаевич утверждал. что люди призваны «совершенствовать себя»... Выживать в переводе на современный язык означает «чтобы кормиться и плодиться».

На эту позицию нацелены многосерийные и односерийные фильмы. пронизанные маниакальной сексуальностью - маньяки выступают общепризнанными героями нашего времени. Это - лишь один из примеров той социальной стратегии, которая свойственна культуре, продуцирующей массовый поведенческий и психологический тип. В этом не последнюю роль играет замена терминов в понятии любви, порядочности. Многообразные эмоциональные состояния, моральные феномены, определяемые словами честь, страсть, долг, падение, чистота, разврат..., заменены принципиально иными: оргазм, эрекция, половая ориентация, оральный секс, безопасный секс, прокладки... Все напоказ и на экранах телевизора и в уличной рекламе. Откровенная экстериоризашм интимного, создающая феномен массовой психологии ощущения собственной позитивности и беспроблемное на общем эмоциональном фоне плебейского веселья, фамильярного единства, заразительного прежде всего для подростков, юношества. С этим связан рост наркомании и преступности.

Некритичная к самому себе позитивность, тяготение к идиллической беспроблемности в сферах быта и бытия - очевидные признаки нравственного нездоровья, антигуманности. Сегодня распространяется власть виртуального существования, как антитеза человеческой деятельности, духовно насыщенной человеческой реальной жизни — «Бытие - к - смерти» (М. Хайдсггер). Этому служат профессиональные «делатели» коллективного сознания: в рекламе — «делатели» потребностей; в моде - образа жизни; в шоу-бизнесе - ценностей; в новейших компьютерных технологиях «делают» виртуальные реальности, которые симулируют обычную истинно человеческую жизнь; стилисты, визажисты занимаются созданием внешнего облика «в моде».

Конечно, современная культура неоднородна. Можно привести много примеров высокого искусства в художественном творчестве и возросшего интереса к замечательным традициям народной культуры в разных её сферах. Но нельзя не быть обеспокоенным тем. что современная культура заставляет вспомнить пророческое предупреждение Ф.М.

Достоевского: «...он видит, что надо идти по указанию умного духа, страшного .духа смерти и разрушения, а для того принять ложь и обман, и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению и притом обманывать их всю дорогу, чтоб они как-нибудь не заметили, куда их ведут, для того, чтобы хоть в дороге-то жалкие эти слепцы считали себя счастливыми» .

Массовое сознание нельзя винить за то, что оно «массовое» и не может судить, как и почему воздействую! на него слова, звуки, изображение, ритмы. Но педагоги (воспитатели всех профессиональных рангов - от детского сала до университета), как и не потерявшие гражданское достоинство деятели культуры, видимо, могут и призваны определять смысл, ценностные установки своей деятельности с учетом задачи противостоять тому, что разрушает созидательный, гуманистический, нравственный смысл жизни.

Каждый, конечно, делает это в рамках своей конкретной работы. Автор этих строк уже десятилетия видит свой долг в обосновании эффективной системы эстетического воспитания, внеклассного чтения .в широком смысле этого понятия. Чтения не только произведений, определенных рекомендательным списком, но всего самостоятельного чтения, включающего: 1) и свой, индивидуальный осознанный выбор произ- , ведений; 2) и ситуативное - по чьей-то разовой рекомендации — чтение; 3) \ чтение в библиотеке; 4) домашнее, специфическое летнее чтение.

Внеклассное чтение, если оно грамотно педагогически и эстети-1 чески ориентировано, открывает особые возможности для реализации региональных и индивидуальных потребностей, общих задач образования; для самореализации развивающейся личности. Оно дает свободу выбора произведения, способствует его целостному эстетическому восприятию и последующей индивидуальной творческой интерпретации. Оно открыто для многообразных форм посткоммуникативной творческой деятельности: заучивание понравившегося стихотворения, идлюстрирование. составление сценариев для взаимодействия с любимыми персонажами; интенсивно развивает художественный вкус, собственную оценочную позицию в отношении к прочитанному: умножает знания, представления об эстетической природе произведений искусства слова и об его взаимоотношениях с другими видами художественного творчества.

Ориентация на пробуждение, развитие способности творческого чтения через эстетическое восприятие и оценку произведения

На каждом возрастном этапе1, при чтении каждого художествен- л ного (!) произведения необходимо видеть в нем эстетический источник общего, универсального развития, гомонизации человека, с учетом того, _; что эстетическое восприятие - предпосылка и условие плодотворной реализации духовного, нравственного, социального богатства, которое заложено в произведении. Нельзя относиться к произведениям искусства только как информации о формах, нормах, привычках жизни людей того или иного времени. Эстетическое восприятие зиждется на основе зстетігческого наслаждения, которое отражает возрастную специфику эстетических отношений и отвечает потребности в нем.

Раннему детству свойственна потребность в тайне. Вспомним магическую зеленую палочку. Потребность необычного, сказочного, тайны - предопределяет готовность верить в ее осуществление. Магический характер мечты в единении с Верой в ее осуществимость порождают драгоценное свойство - ребенок перевернул стул и... представил себя летчиком или волшебником, способным разогнать всё злое, что есть, радоваться своей доброй силе. Одновременно восприятию ребенка свойственна наивно реалистическая реакция: он верит в живого дядю Степу и готов разговаривать с ним.

Подростки постепенно уходят от наивно реалистического восприятия. потом\ что все большее место в их сознании, в мироощущении занимает анализ, сопоставление разных фактов, критическое отношение к миру, близким п к себе. Аналитически оценочное отношение становится к 14-15 годам доминирующим. Однако это не снимает потребности в красоте, в наслаждении прекрасным. Вспомним Николеньку Ир-теньева в «Отрочестве» Л. Толстого, Саньку в повести Ф. Погодина «Живи, солдат», героев Гарина-Михайловского в «Гимназистах».

Юношеству:., свойственно возвышенное чувство, трогательное чувство «Алых парусов», потребность в исключительном, необходимость раздел.ешюго-Ч\:вства. Доминировать в эстетических отношениях . начинает чувство возвышенного, что. конечно, не исключает ни способности к анализу, к аргументированной собственной оценке. Опыт рабо- / ты с читателями-школьниками, многолетнее их изучение убеждают, что новые типологические особенности - данность возраста и определенного педагогического влияния не уничтожают, а усиливают то, что было плодотворно для развития творческого чтения на предыдущих этапах. (См. экспериментальные данные в книгах, названных при раскрытии третьего положения, выносимого на защиту, и дополнительно: «Юный читатель -90-Х- годов», М.. 1995;)«Жизненные приоритеты и чтение ) юных россиян», М, 1998; «Руководство чтением детей и юношества в библиотеке», М., 1992 и т.д.).

Эффективность педагогической работы в системе внеклассного чтения весьма чувствительна к критериям отбора и оценки, рекомендуемых учащимся произведений. На первый план выступает признание_ неделимости педагогических и эстетических критериев отбора, оценки произведений и, соответственно, их анализа.

Проблема эта, как и большая часть других, имеет давнюю историю. уходя корнями в народную педагогику и эстетик} . На переломных этапах в развитии философской, педагогической мысли она особенно остра, потому что отчетливо проявляет два разных личных подхода к трактовке воспитательной ценности искусства и литературно-художественного творчества детей и для детей. Только талантливое, эстетически значимое произведение «способно» выступать источником эстетической радости и. следовательно, гармонического развития личности читателя, быть уроком жизни для него. Только осваивая произведение высокого искусства, в его природной специфике, читатель растет как-эстетически грамотный человек, способный видеть прекрасное в жизни и в художественном творчестве, руководствоваться нормами красоты в своей деятельности. Только эстетически правдивое произведение дает читателю возможность проникнуть в причинность, в логику, обусловленность чувствований, переживаний, действий, поступков героев произведений, может стать предупреждением от повторения ошибок. Эстетическое понятие катарсиса (очищения) - непременная составная научной теории руководства внеклассным чтением. В наше время становится особенно социально значимой профилактическая направленность индивидуального чтения.

В работах автора данное положение доминирует, начиная с первого выступления на сессии АНН РСФСР (1952 г.), посвященной анализу педагогических требований к советской детской литературе. (Известия академии, № 44) Л.Л. Кассиль свою рецензию на книгу «Художественная литература - школа жизни» назвал «Уча и радуя», одобрив таким образом позицию ее автора. (Советская педагогика, 1968, №3).

Если исходить из современной системы организаций, зани мающихся воспитанием подрастающего поколения, то именно специ альные детские, юношеские библиотеки являются ведущими внешколь ными педагогическими учреждениями, действенно влияющими на об щую культуру, духовный облик их читателей.

В настоящее время разработана продуктивная научная система развития и воспитания творческих читателей с раннего детства и до окончания школы. Конечно, и в работе библиотек есть трудности, вытекающие из общих болезней жизнедеятельности учреждений культуры. Однако многогранный опыт работы библиотек с учащимися-читателями несомненно заслуживает пристального внимания общей теории образования, теории и методики литературного образования. Данные научных исследований, направленных на изучение состояния, ценности, форм и методов эффективной организации самостоятельного чтения, отношения учащихся разных школ к изучению литературы - вес это может и, полагаю, должно стать одним из существенно значимых источников совершенствования литературного образования на современном этапе.

Наша страна имеет уникальный опыт развития теории и прак тики руководства чтением, воспитания литературой. Традиционно вне классное чтение широко рассматривается в исследованиях по методике изучения.литературы. Не современное состояние заслуживает уважения. \ Автору этих строк близки работы О.Б. Богдановой. Беленького И.Л., / Збарского И.С. . Курдюмовой Т.Ф.. Кутузова М.Р., Кочергина И.А..І Львова М.Р.. Леонова А.С. Маранпмана H.V!.. Тодорова Л.В. и многих \ других творческих методистов. Внеклассное чтение как система творческой деятельности учащихся. теория, методика воспитания творческого читателя в контексте психологии личности, теории и критики литературы для детей, их эстетического развития в деятельности ряда международных организаций рассматриваются как самостоятельное научное направление на стыке наук: педагогика, психология, эстетика, библиотековедение.

О состоянии исследований чтения и чтение учащихся

Истоки детской «магии» также находятся в социальной сфере, но только это сфера социальных отношений детства. Мышление находится еще на первоначальных ступенях развития и не всегда способно к сложным логическим операциям. Отношению детей к действительности, которое в узком круге остается реальным и конкретным отношением -познанием, свойственны фантастичность и неопределенность. Исполнение желаний происходит в основном через посредство слова-просьбы, требования у взрослого, поэтому власть над явлениями действительности представляется ему в особой форме фантастики - «магической». В этих психосоциальных и физиологических особенностях ребенка, и кроется «тайна» зеленой палочки, детской мечты - реальной и фантастической, конкретной и неопределенной.

Действенность идеалов народных сказок или рассказ Николеньки о «муравейных братьях», или «Золотого ключика» для детей заключается в том, что эти идеалы выступают в качестве, которое органично для детского сознания. Если мы хотим воспитать нормальных, а не старчески умных детей, не следует разрушать детскую «тайну» в «детской» литературе, пока потребности нормального развития не подскажут ребенку новую, качественно иную форму представлений о прекрасной. счастливой жизни. Это, в свою очередь, вызовет потребность в иных художественных формах.

Социальная специфика детства обусловливает не только характер представлений ребенка о прекрасном, но и место этих представлений в его сознании. Представление о прекрасном возникает в человеческом обществе как результат хотя бы частичного овладения действительностью.

Свобода ребенка от мотивов непосредственной пользы позволяет ему в заинтересованность вносить мотив привлекательности: нравится не нравится, красиво - не красиво и т.д. Иначе говоря, отношение ребенка к действительности, являясь активным отношением освоения, имеет в целом неутилитарный характер. Сфера его эстетического отношения чрезвычайно широка. Социальная специфика детства определяет и тот факт, что «доминантой» эстетического отношения ребенка является прекрасное. К.И. Чуковский писал: «Все дети в возрасте от двух до пяти лет верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера - одно из важнейших условий их нормального психологического роста»1. Следует добавить, что эта Вера составляет существенную сторону натуры ребенка вплоть до перехода его в отроческий возраст. Но уже в младшем школьном возрасте новые обязанности, новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании. Резко ломаю гея и узкие рамки привычного дошкольного мира. На грани возрастов возникает переоценка прежних ценностей. Старая форма может наполняться новым содержанием. Эти процессы происходят и в сфере эстетических отношений. В литературе для детей они находят многообразное выражение. В русской литературе для детей, может быть, наиболее глубоко переходные формы детского сознания уловлены и художественно воплощены Аркадием Гайдаром. «Сказка о военной тайне, о Мальчишс-Кибальчише.и его твердом слове», созданная вначале как типично детское произведение, в повести «Военная тайна» приобретает новое значение как «жанр в жанре». В рамках реалистической повести сказочный жанр «Мальчиша-Кибаль-чиша» уже не может быть воспринят наивно. Он выступает как иносказание. Это введение в жизнь, увиденную глазами подростка. Романтика, приключенческий сюжет «Военной тайны» и ее реалистическая основа делают произведение типичным для отрочества. Оно пронизано уже уходящей в прошлое «сказочностью» детского сознания: для стиля произведений А. Гайдара характерно соединение художественно воплощенных детских и отроческих форм эстетического сознания.

Сочетание достоверности, реальности - подчас комической реальности - и сказочного песенного раздолья находим и в эпизоде «Четвертого блиндажа», когда Нюрка поет песню «Ушел казак на войну» и рассказывает о погибшем отце.

Совершенно не обязательно, чтобы такое сочетание было свойственно характеру героя или только ему. Вся художественная ткань произведения заключает в себе этот «симбиоз» форм эстетического сознания, подводя читателя через знакомое и привычное переживание к но вому, более глубокому и сложному. В еще более «снятом» виде детское видение действительности выступает в «Старике Хоттабыче» Л. Лагина. «Магическая» форма исполнения желаний здесь комически «погибает» в рационалистическом мире подростка. Комическая ситуация этого произведения заключается не столько і! столкновении отсталой старости с передовой молодостью, сколько в гибели детства в сознании подростка.

Для подросткового мироощущения, эстетического сознания характерна критическая, аналитическая направленность, что уже было ранее отмечено в положении, выносимом на защиту. Ирония, подтекст привлекают читателя - среднего школьного возраста, что не исключает (и не только в этом возрасте) склонности отдать предпочтение произведению с острым сюжетом. Однако вопросы: «каков я»»; «что могу я?»; «кто я в этой жизни?»; «что могу я сам?» - доминирует. Сложность руководства чтением подростков именно в учете этой сложной возрастной диалектики: они хотят разобраться в себе, в других и поэтому склонны к анализу психологической обусловленности взаимоотношений героев книги. И одновременно испытывают острую потребность действовать, и нередко — не в рамках недоступных социальных структур и ситуаций. Ситуации привлекают и из реальной жизни, и из мира фантастики, «где все всем, а не только мне недоступно: или из жизни очень понятной, где все можно объяснить с полным знанием дела» — типичное для тринадцатилетнего объяснение критерия выбора книги.

Сегодня, как известно, подростки вызывают большую тревогу у родителей, педагогов и работников правоохранительных учреждений. И не случайно. Каждый может привести немало примеров, подтверждающих одновременно, что. во-первых, подростки, как и дети более раннего возраста, испытывают на себе пагубное влияние социального нездоровья общества: во-вторых, всем известна и особая рисковая реактивность подростка, поэтому естественно, что он пересекает линию зоны социальной опасности в сторону негатива; в-третьих, общество пока еще не занято в должной и необходимой мере гуманистической заботой о подростках, как и вообще о детях. Все это диктует, что именно к системе работы с читателями-подростками необходимо особое педагогическое внимание. Они ершисты, они легко обижаются, но ждут нашего сердечного понимания. Вот одно из признаний четырнадцатилетнего человека. Оно было опубликовано мною еще в 1966 г. в книге «Художественная литература - школа жизни». Его смысл, пафос, увы, не устарели. Но социально крайне обострились.

Похожие диссертации на Внеклассное чтение как творческая деятельность учащихся