Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина Валиев Мирзанур Хазиевич

Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина
<
Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Валиев Мирзанур Хазиевич. Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина : ил РГБ ОД 61:85-13/158

Содержание к диссертации

Введение

1. Теоретические основы воспитания гуманности у школьников на ленинском примере

1.1. Социальные условия воспитания гуманности как нравственного идеала и качества личности школьника развитого социалистического общества 15

1.2 Психолого-педагогические основы воспитания гуманности у младших подростков на ленинском примере 23

1.3. Современное состояние проблемы воспитания гуманности у подростков на ленинском примере 40

2. Содержание, форм и методов воспитания гуманности у младших подростков на примере

2.1. Содержание и методика воспитания гуманности на ленинском примере в процессе обучения основам гуманитарных наук 51

2.2. Содержание и методика воспитания гуманности на ленинском примере в процессе обучения предметам биологического цикла и музыки . 81

2.3. Формы и методы воспитания гуманности на ленинском примере во внеучебное время и изучение эффективности работы 107

Заключение 144

Литература 151

Приложения

Введение к работе

Коммунистическая партия и Советское правительство указывают, что без совершенствования коммунистического воспитания советских людей немыслимо дальнейшее развитие социалистического общества. Партия призывает подкреплять идеологическую,политико-воспитательную работу вниманием к людям, К.У .Черненко в докдаде,посвященном Ш-й годовщине со дня рождения В.И.Ленина,подчеркнул: "Ленинский подход к делу соединяет заботу и доверие к человеку с высокой требовательностью. Так и поступает партия. Всем своим духом, всем своим содержанием съезд нацеливает на то, чтобы выявлять лучшие качества каждого человека"(подчеркнуто нами - М.В.) / 35, с.12 У.

Советские философы, социологи, педагоги Е.М.Зиньковская, В.А.Блюшшн, С.А.Дзенуткайте показали, что в нашем обществе развитие получили гуманистические общественные идеалы, однако они еще не полностью стали личными гуманистическими идеалами и качествами всех и каждого.

Гуманность может быть воспитана в ранние годы. В этой связи младший подростковый возраст можно считать благоприятным периодом для воспитания гуманности, так как возрастает интерес к взаимоотношениям между людьми, а также к своему духовному миру, Школьники данного возраста все чаще задумываются о своем месте среди окружающих людей и в обществе. Особенно важно, чтобы духовный облик воспитанников определялся революционной моралью, гуманистическим сознанием. В этом отношении непреходящую ценность имеет приобщение школьников к примеру жизни и деятельности В.И.Ленина. Требовательность к себе и другим, неутомимая деловитость органически сочетались в нем с подлинной человечностью, уважением к людям. Пример жизни и деятельности В.И.Ленина вдох-

новляет людей на гуманные дела и поступки.

Действенность метода примера в воспитании раскрыли многие советские педагоги. Доказано,что воспитательное воздействие примеров - это своеобразное использование наглядности в воспитании.

"Подобрать примеры вообще, - писал Б.И.Ленин, - не стоит никакого труда, но и значения это не имеет никакого, ибо все дело в исторической конкретной обстановке... Факты, если взять их в целом, в их связи, не только "упрямая", но и безусловно доказательная вещь" У31, с.350 Л Опираясь на данное высказывание В.И.Ленина, можно утверждать: для того, чтобы пример, как воспитательное средство оказывал наибольшее педагогическое воздействие, нужно использовать его в целом, то есть необходимо одновременно с примером жизни и деятельности В.И.Ленина использовать пример жизни других выдающихся революционеров, его соратников и последователей, а также примеры передовых современников.

В газете "Правда" писалось, что "различие утопического и коммунистического идеалов определяется именно отношением к реальным условиям... Органическое соединение в коммунистическом идеале научной обоснованности и революционно-преобразующей, практической устремленности определяет его действенную силу" 1 248 Л Идеалы гуманности, сформированные в сознании школьников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина и направленные на обеспечение наиболее тесной связи с жизнью, в соответствующих условиях приводят к подлинной гуманности личности, так как им прягло противоречат грубость, бездушие, потребительское отношение к общественному достоянию, эгоизм, пренебрежительное отношение к людям. В этом неоценимое практическое значение воспитания гуманности на великом ленинском примере.

Несмотря на большую актуальность, теоретическую и практиче-

скую значимость воспитания гуманных качеств на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, сдожные и многогранные пробдемы данного процесса еще недостаточно разработаны. Такое научно-педагогическое исследование можно осуществить основываясь на данных психологии о механизмах формирования идеалов у подростков, а также на данных педагогики об эффективных путях, средствах и организационных формах воспитания школьников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина.

Важное значение имеет теоретический анализ работ, посвященных проблемам гуманизма. Большой вклад в разработку данного вопроса внесен В.И.Лениным, а также его соратниками М.И.Калининым, Ф.Э.Дзержинским, Н.К.Крупской, С.М.Кировым, видными советскими педагогами А.С.Макаренко, В.А.Сухомдинским и др.

В работах М.И.Калинина подчеркивается необходимость воспитания благородных чувств у молодежи. "Человек должен любить людей, - писал М.И.Калинин. - Если он людей будет дюбить, то ему будет жить легче, веседее будет жить, ибо никто не живет так худо в мире, как мизантроп-человеконенавистник" /121, с.179 /. Пути и средства воспитания гуманных взаимоотношений между школьниками, между учащимися и старшими, их родителями выявила Н.К.Крупская. Она выдвигала на первый план воспитание гуманных отношений между дюдьми, призывада пионеров и школьников бороться за установление атмосферы уважения к человеку. В своей статье "О новом быте" она писала: "Надо, чтобы эти новые товарищеские отношения, взаимопомощь, взаимное уважение - чтобы это пронизывало насквозь всю нашу жизнь. За это приходится и надо будет еще долгие годы бороться" /135, с.203 /. Слова Н.К.Крупской звучат актуально и сегодая. Важное значение в определении сущности гуманных отношений между людьми при социализме имеет положение

А.С.Макаренко о том, что отношения являются истинным объектом работы, что эти отношения должна основываться на гуманистическом принципе: "Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему" 7 151, с.227 7.

Воспитанию гуманных качеств на примерах выдающихся личностей много внимания уделял В.А.Сухомлинский. В своей работе со школьниками он добивался того, чтобы ленинская человечность вошла в детские сердца как величайшая нравственная ценность, чтобы воспитанники увидели весь окружающий мир с этой вершины моральной красоты. Он подчеркивал: "Мы формируем представление о великих людях - прежде всего о революционерах, выдающихся общественных деятелях - как о людях простых, полных благородных человеческих чувств и страстей. Примеры поразительной скромности из биографии Владимира Ильича Ленина остаются на всю жизнь в сознании воспитанников тем идеалом, которому всегда нужно следовать" 7214,с.І0Є/.

Особенности формирования идеалов у подростков таковы, что в воспитательной работе с ними наряду с возвышенными идеалами предполагается использование примера жизни и деятельности "конкретных" людей из современности, непосредственного окружения ребят. В замечательном педагогическом опыте В.А.Сухомлинского, например, уделялось большое внимание воспитанию лучших человеческих качеств на примерах коммунистов. "В коммунисте они (подростки -М.В.) видят, - писал В.А.Сухомлинский, - человека идеального: в нем не должно быть никаких отрицательных черт... Черты коммуниста являются для них критерием нравственной самооценки" 7211, с.1857. Таким образом, примеры проявления гуманности лучшими представителями общества являются для подростков убедительным доказательством жизненности великой ленинской гуманности в наши дни, повышают действенную силу возвышенных идеалов.

В последние годы намечается новая тенденция в разработке содержания воспитания социалистической гуманности, которая позволяет обосновать проблему воспитания гуманности на ленинском примере. Это - понимание гуманности как нравственного идеала и нравственного качества социалистической личности. Такой подход к проблеме возник первоначально в отдельных философских исследованиях, затем перешел в педагогичесіше (см. 275, 272). Понимание гуманности как нравственного идеала и качества личности является творческим развитием положений, выдвинутых в работахьфилософов М.И.Петросян, С.И.Попова, В.Т.Келле, Б.С.Рюрикова, С.И.Бермана и др. и позволяет преодолеть некоторую односторонность в традиционном понимании сущности воспитания гуманности на ленинском примере.

Понимание гуманности как идеала не означает ее нереальности, а наоборот, позволяет осознать идеал, высшее проявление нравственности, которое во многом находит свое выражение в реальной действительности. Осуществление единства идеала и действительности, достижение их взаимосвязи в сознании воспитанников выступает эффективным путем формирования гуманных качеств. При этом возникает благоприятное условие для наиболее полного использования действенного механизма воспитания, расширяются возможности осуществления связи учебно-воспитательного процесса в школе с практикой коммунистического строительства через приобщение воспитанников к жизни и деятельности В.И.Ленина, его соратников и последователей, передовых наших современников.

Разработка проблемы воспитания гуманности на примере жизни и деятельности В.И.Ленина является по сути попыткой найти пути и условия эффективного формирования деятельного отношения школьников к идеалам гуманности при одновременном использовании в

воспитательной работе возвышенных и "конкретных" примеров проявления гуманности, вплоть до примеров из непосредственного общения школьников.

Проблема исследования предполагает преодоление существующего противоречия между высоким уровнем развития общественных гуманистических идеалов и сравнительно низким уровнем сформирован-ности деятельного отношения части младших подростков к идеалам гуманность. Как добиться наиболее эффективного формирования гуманных качеств, то есть деятельного отношения к идеалам гуманности на примере ясизни и деятельности В.И.Ленина - в этом проблема исследования.

В связи с этим цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе понимания гуманности как нравственного идеала и качества личности школьника попытаться найти пути и социально-педагогические условия совершенствования процесса формирования деятельного отношения младших подростков к идеалам гуманности на примере жизни и деятельности В.И.Ленина.

Объект исследования - система воспитания школьников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина в процессе обучения основам наук и во внеклассной работе.

Предмет исследования - процесс воспитания гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.Й.Ленина на уроках и во внеурочное время.

Гипотеза данного исследования была сформулирована следующим образом.

Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И.Ленина будет значительно эффективнее, если при условии системного подхода к проблеме и постоянного включения школьников в деятельность, имещую ярко выраженный гуманисти-

ческий характер, применять наряду с возвышенными примерами "конкретные" примеры проявления гуманности, так как в идеалах младших подростков возвышенное закономерно сосуществует с "конкретным", общее - с единичным. Понятие "конкретное" в данном случае означает примеры проявления гуманности личностями, являющимися более "близкими" для младших подростков как в пространственном, так и временном отношении. Это - краеведческие сведения о примере жизни и деятельности В.И.Ленина, его соратников и последователей, примеры передовых людей современности, в том числе людей из ближайшего окружения школьников.

В соответствии с целью диссертации, объектом и предметом исследования, а также выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:

  1. Вычленить проблему воспитания гуманности на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, изучить социальные условия и психолого-педагогические аспекты проблемы, и определить содержание и основные направления воспитания гуманности у младших школьников на ленинском примере,

  2. Разработать пути и условия, обеспечивающие максимально возможный уровень сформированности гуманности как нравственного идеала и качества личности на примере жизни и деятельности В.И.Ленина в процессе обучения основам наук и во внеклассной воспитательной работе с младшими подростками.

  3. Создать методику определения эффективности формирования гуманности как нравственного идеала и качества личности на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, определить признаки и критерии сформированности деятельного отношения младших подростков к идеалам гуманности.

Методологической основой исследования явилось учение класси-

ков марксизма-ленинизма о роли личности в истории, роли примера старших поколений революционеров в воспитании новых борцов за народное счастье, а также положения о диалектической взаимосвязи общего, особенного и единичного в познании.

Использование работ Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, М.И.Калинина, Ф.Э.Дзержинского, В.А.Сухомлинского, Н.И.Болдырева, И.А.Каирова, И.С.Марьенко, Я.И.Ханбикова, Л.И.Божович, В.А.Кру-тецкого, Н.А.Кузьмина, М.Р.Ахметзянова, З.Г.Нигматова и др. позволило выбрать стройную логическую линию и научно обосновать основные положения работы.

Методы исследования.

  1. Анализ научной литературы по философскому, социологическому и психолого-педагогическому аспектам проблемы воспитания гуманности у школьников на ленинском примере, а также по методологии и методам нравственного воспитания подростков.

  2. Изучение архивных материалов по проблеме исследования (материалов Партийного архива Татарского обкома КПСС, текущих архивов Домов-музеев В.И.Ленина в г.Казани и селе Ленино-Кокуш-кино, Ленинских мемориалов в г.Ульяновске и Казанском государственном университете им. В.И.Ульянова-Ленина, а также школьных Ленинских музеев Татарии, Татарского института усовершенствования учителей, Казанского дворца пионеров и школьников, Республиканской станции юных туристов и ряда районных отделов народного образования Татарской АССР).

  3. Педагогическое наблюдение (непрерывное, дискретное, типа "исследователь-свидетель", "исследователь-участник", "исследователь-руководитель" ).

К опосредованному педагогическому наблюдению привлекались полномочные лица - директора школ, организаторы внеклассной и

внешкольной воспитательной работы, старшие шюнерволатне, учителя и классные руководители, воспитатели групп продленного дня. Значительная часть работы проведена через студентов Казанского государственного педагогического института и Арского педагогического училища Татарии.

  1. В процессе исследования проводилось анкетирование среди учителей и школьников с последующим анализом и обобщением результатов опроса.

  2. Основное место среди методов исследования отводилось изучению, анализу и обобщению передового педагогического опыта учителей Татарии по воспитанию гуманности на ленинском примере, констатирующему и формирующему экспериментам.

Исследование проводилось в 1978-1984 годы по следующим основным этапам: I) 1978-1980 годы - изучение научной литературы и возрастных, индивидуальных особенностей младших подростков,адаптация в научной проблеме и выдвижение гипотезы. 2) 1980-1984 гг.-разработка программы опытно-экспериментального исследования, уточнение гипотезы, обобщение передового педагогического опыта, проведение констатирующего и формирующего экспериментов, оформление и внедрение результатов исследования. Изучение научной литературы и обобщение передового педагогического опыта осуществлялись в процессе всего исследования.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что раскрыты специфика, методы, организационные формы и педагогические условия восптания гуманности у младших подростков на примере нсизни и деятельности В.И.Ленина, выдвинут и обоснован "прием одновременного воздействия примеров", повышающий действенность воспитательных усилий педагогов по формированию деятельного отношения младших подростков к идеалам гуман-

ности и являющийся одной из форм практической реализации методологического положения о взаимосвязи общего, особенного ж единичного в познании. Данный прием может быть применен как в процессе воспитывающего обучения, так и во внеклассной работе с подростками. Разработаны рекомендации для практических работников шкоды по повышению эффективности воспитательных усидий в формировании деятельного отношения школьников к идеалам гуманности на примере жизни и деятельности В.И.Ленина. Результаты исследования вытекают из сопоставления данных обобщенного передового опыта работы учителей с данными проведенной опытно-экспериментальной работы, тем самым обеспечивают широкие возможности их практического применения.

Апробация основных выводов исследования осуществлена :

- путем внедрения в практику шкод Татарской АССР, - в вы
ступлениях на научно-практической конференции "Ленин и народное
образование" (Киров, 1982), на ежегодных научно-практических
конференциях профессорско-преподавательского состава Казанского
государственного педагогического института (1980-1983 гг.), на
П-У научных конференциях молодых ученых и специалистов КГПИ
(1980-1984 гг.), а также в выступлениях перед учителями, класс
ными руководителями и пионерскими работниками Татарской АССР;

- публикацией статей по материалам исследования.
Структура и основное содержание диссертации

Во введении диссертации обоснована актуальность темы исследования, выделена цель и определены пробдема, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы и этапы проведенной работы, раскрыты научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность подученных результатов.

В первой главе "Теоретические основы воспитания гуманности

у школьников на ленинском примере" на основе теоретического, историко-логического анализа проблемы освещены социальные и психолого-педагогические основы воспитания гуманности на примере жизни и деятельности Б.И.Ленина.

Проведено исследование на теоретико-исследовательском этапе, которое позволило сформулировать определение процесса воспитания гуманности на ленинском примере. Воспитание гуманности на примере жизни и деятельности В.И.Ленина - это формирование у школьников таких нравственных идеалов и качеств социалистической личности, которые включают в себя совокупность признаков, объединенных чувством уважения к человеку на основе глубокого осознания его общественной ценности.

Во второй главе раскрыты содержание, эффективные формы и методы воспитания гуманности на ленинском примере. В исследовательских целях условно выделены три основных этапа работы :

  1. Расширение и углубление представлений и понятий младших подростков о гуманной сущности жизни и деятельности В.И.Ленина, его соратников и последователей, передовых современников.

  2. Формирование деятельного отношения младших подростков к идеалам гуманности на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, его соратников и последователей. 3. Изучение эффективности проведенного формирующего эксперимента по воспитанию гуманности на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, его соратников, последователей, передовых современников.

В заключении диссертации сформулированы выводы по полученным в процессе исследования результатам, предложены некоторые рекомендации практическим работникам школ, намечены перспективы дальнейших исследований по проблеме.

Социальные условия воспитания гуманности как нравственного идеала и качества личности школьника развитого социалистического общества

Сущность гуманизма заключается в осознании человека как высшей ценности. Гуманистическое сознание развивалось в классовой борьбе, но никогда не было достоянием только одного класса. Оно развивалось как общечеловеческое достояние, как выражение прогресса человечества.

Исторически сложилось так, что гуманистическое сознание,как правило, развивалось опережая социально-экономическое развитие общества. Приобретенное вновь новое содержание гуманизма выражалось в протесте прогрессивного против старого строя. Будущее однако представлялось в виде абстракции - мечты, то приближающейся к действительности, то удаляющейся от нее. Каждый новый строй оказывался более жестким, чем предыдущий, и абстрактные представления - мечты о гуманистическом обществе разрушались. Продолжала существовать и обогащаться основная объективная тенденция гуманизма, которая была направлена на социальное развитие общества. Идеологи ранней буржуазии, гуманисты эпохи Возрождения мечтали перейти к всеобщей гуманизации общества из средневековья, то есть до установления капиталистического способа производства. Однако капиталистические противоречия углублялись, развивалась классовая борьба, и идеи всеобщего равенства начали играть реакционную роль. В ходе борьбы трудящихся за освобождение от эксплуатации иллюзия всеобщего братства постепенно исчезала. Наступила исторически высшая форма гуманизма - пролетарский гуманизм (гуманизм для человека труда). Он был научно обоснован в учении марксизма, в котором "равенство" "служит" для обозначения единства человеческой сущности, для обозначения родового поведения человека, практического тождества человека с человеком, то есть для обозначения общественного, или человеческого отношения человека к человеку" 1 3, с.42 Л

Социализм как первая стадия коммунизма ставит каждого члена общества в равноправное отношение к накопленному человеческом духовному и материальному богатству, бывший принцип свободного развития всех наполняется реальным содержанием.

Полный переход к действительному гуманизму в истории был совершен марксизмом. В книге "Экономическо-философские рукописи 1844 года" К.Маркс пришел к выводу, что решающим условием духовного и физического самовоспроизводства человека является труд. Отчуждение труда является источником дегуманизации человека,раздвоения его сущности. Далее К.Маркс и Ф.Энгельс преодолели односторонность абстрактного гуманизма, создава оптимистическую концепцию всестороннего развития индивидуальности всех членов общества.

Проблема гуманизма получила развитие в работах В.И.Ленина. Уделяя большое внимание на необходимость переработки нравов людей на основе принципов пролетарского гуманизма, В.И.Ленин писал: "...Надо работать так, чтобы вытравить проклятое правило: "Каждый за себя, один бог за всех...", чтобы внедрить в сознаниє, в привычку, в повседневный обиход масс правило: "Все за одного, один за всех" /18,с.108/. Ленин отмечал, что когда "речь идет только об общественных помыслах и чувствах, то следует добавить еще: общественные действия личностей, т.е. социальные факты" /33,с.424/.

Сказанное выше означает, что человеческая личность заслуживает уважения главным образом потому, какую социальную роль она выполняет по отношению к другим людям. Ядром пролетарского гуманизма является борьба за установление подлинно человеческих отношений, за счастливую жизнь всех людей, против общественного зла с возможным применением насилия как вынужденной меры. В борьбе, которая требует огромного напряжения всех духовных и физических сил, иногда и самой жизни человека - выражается подлинное и высшее уважение к человеку труда, высшая гуманность.

Кроме пролетарского существует буржуазный гуманизм. Трактование принципа ценности человека независимо от общественных условий снижает буржуазный гуманизм до уровня мелкой благотворительности, ложной гуманности. Призывы любить ближнего, будь он раб или хозяин, угнетенный или богатый - характерная черта также церковной проповеди, не имеющей ничего общего с подлинной человечностью. Понимание сущности марксистско-ленинской гуманности требует признания факта существования в мире изощренной формы жестокости - эксплуатации человека человеком. Теоретически выраженной формой пролетарского гуманизма является учение марксизма-ленинизма, а его практическим воплощением - совершение Великой Октябрьской социалистической революции и последующий процесс строительства социализма и коммунизма. Сплоченность и взаимная поддержка трудящихся в классовой борьбе, единые цели и совместный труд в условиях социалистического способа производства обеспечивают в основном развитие гуманных отношений между людьми.

Для обозначения гуманизма как нравственного принципа и нравственного явления в научной литературе применяется термин "гуманность". Гуманность включает в себя заботу о всестороннем развитии личности, чуткость и отзывчивость, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, уважение к мужественным борцам за коммунизм и ненависть к их врагам. При всех положительных сторонах данное определение, а также определения других исследователей не могли удовлетворить цели и задачи работы. Причина в том, что понимание гуманности как нравственного принципа и нравственного качества не полностью раскрывает сущность гуманности как основы и высшего проявления нравственности, а также сужает ее смысл.

Поиски места гуманности в нравственном развитии личности привели к пониманию того, что духовный мир истинно гуманного человека выражается как система определенных идеалов, чувств,убеждений и привычек, в основе которых лежит уважение к человеку, к достоинству личности. В.И.Ленин подчеркнул величайшую ценность человеческой жизни. Он писал,о том, что для коммунистов высшей, главной ценностью из всех ценностей, существующих в мире, является человек, человеческая жизнь. "...Самым официальным, самым торжественным образом... мы предлагали мир, на тогдашней линии, ибо мы ценили рабочих, которые должны были погибнуть в этой войне, так высоко, что никакие уступки мы не считали более важными", - писал он /30,с.319-320/.

Современное состояние проблемы воспитания гуманности у подростков на ленинском примере

Наряд:/ с лучшими шкодами страны, в школах Татарии для проведения Ленинских чтений использовались благоприятные возможности библиотек и домов культуры, клубов. Изучение жизни и деятельности В.И.Ленина велось в них в различных эффективных формах: Ленинские чтения чередовались с лекциями, тематическими вечерами, устными журналами.

В подготовку и проведение мероприятий широко привлекались школьники различных возрастов. Так, в информации Арского районного комитета ВЛКСМ в Татарский ОК ВЖСМ "О проведении культурно-массовой работы среди молодежи" говорится: "При всех клубах, домах культуры и библиотеках района ведетоя большая работа по пропаганде Ленинизма среди мододежи путем проведения лекций, тематических вечеров, устных журналов и Ленинских чтений. II апреля 1969 г. в Арском доме культуры проведен устный журнал на тему: "Читая ленинские письма". Вечер прошед с демонстрацией документальных кинофильмов... При домах культуры и сельских клубах организованы агитхудожественные бригады, в программу которых была включена лекция на тему: "Самый человечный человек" У307,л.83 У.

Специальные исследования показывают, что в данный период несмотря на многообразие форм и методов воспитания на примере жизни и деятельности В.И.Ленина недостаточно использовались учителями-воспитателями примеры высокой гуманности жизни и деятельности соратников и последователей Ильича. Лишь в лучших школах примеры выдающихся личностей применялись во всей системе. Так, по материалам Татарской республиканской станции юных туристов видно, что в средней школе В 122 г.Казани за 1960-70 годы учащимися собрано свыше 1000 документов и экспонатов.

В воспитательной работе использовались новые материалы о семье Ульяновых, показывающие образцы гуманных взаимоотношений, о Симбирской гимназии и Казанском университете, раскрывающие отношения Владимира Ульянова с товарищами по учебе, единомышленниками, простыми людьми. На базе школьных Ленинских музеев создавались Клубы интернациональной дружбы, в работе которых уделялось большое внимание раскрытию тем "Ленин и народ", "Ленин и иностранные революционеры", "Ленинская забота о людях". Организовывались встречи со старейшими коммунистами.

В 60-е -70-е годы большое значение придавалось использованию возможностей музейного дела в воспитании школьников на примере блжайших соратников В.И.Ленина. Так, в Казанской средней школе В 32 был открыт музей Е.К.Крупской, в средней школе Л 4 г.Нижнекамска - комната Крупской. В эти годы школьные Ленинские музеи и музеи соратников Ленина стали центрами большой воспитательной работы со школьниками. Материалы школьных музеев использовались учителями на уроках и во внеурочное время для воспитания не только учащихся, но и их родителей. Например, экспозиции ленинских залов Муслюмовской и Мало-Тама-новской средних школ Муслюмовского района Татарии показывались на встрече ветеранов колхозного движения.

Школьные ленинские музеи, залы и комнаты, воспитывая чувство уважения к революционному прошлому, способствовали формированию у школьников идеалов гуманности. В экспозициях музеев располагались материалы не только о В.И.Ленине, но и о его соратниках, последователях, передовых современниках-земляках учащихся. Большое значение в воспитании гуманности у школьников на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, его соратников и последователей имела и имеет деятельность Музея М.А.Ульяновой - матери Ильича, где накоплены ценные материалы о семье Улвяновых. Были созданы также музеи одного из ближайших соратников Ленина, нашего земляка Мулланура Вахитова в средней школе Л III г.Казани и средней школе Л I г.Брежнева (тогда: Набережные Челны).

В указанных музеях собраны письма, редкие документы, связанные с именем Ленина, его соратников, деятельностью КПСС. Наряду с этим, каждый из названных школьных музеев имеет краеведческий характер. Школьники разыскали материалы о замечательных людях своего края, старых большевиках, передовых современниках. Многие из этих материалов убедительно говорят о высокой гуманности замечательных личностей.

Особо следует выделить деятельность пионерских организаций по воспитанию гуманности на примере жизни и деятельности В.ИЛенина, его соратников и последователей. В каждой пионерской дружине, в каждом отряде рождались новые формы гуманных дел юных ленинцев: забота о красоте и благоустройстве ленинских мест, II Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников, Всесоюзный смотр в честь 90-летия со дня рождения В.И.Ленина и др. В соответствии с программой "Ориентир" пионеры более углубленно, чем раньше, знакомились с ленинскими чертами характера. Большое значение имело дальнейшее развитие тимуровского движения, участие в котором способствовало формированию навыков проявления гуманности к окружающим людям.

Дальнейшее совершенствование сложившейся системы воспитания школьников на примерер жизни и деятельности В.И.Ленина, его соратников и последователей зависит, по нашему мнению, от разработки надежной и удобной для применения методики изучения эффективности приобщения ребят к примеру жизни и деятельности выдающихся личностей различными педагогическими путями, методами и средствами, организационными формами работы.

Содержание и методика воспитания гуманности на ленинском примере в процессе обучения основам гуманитарных наук

Благодаря заложенным в содержании начального обучения и основных видах внеурочной деятельности учащихся І-Ш классов, школьники к четвертому классу получают значительное развитие гуманистического сознания и поведения.

Задачи формирования основ коммунистического мировоззрения у мдадших школьников предподагают вооружение учащихся знаниями и представлениями о В.И.Ленине, вожде революции, создателе партии и социалистического государства, о борьбе между социализмом и капитализмом, о неизбежности победы коммунизма.

Младшие школьники начинают понимать заветы В.И Ленина детям, стремятся активно выполнять их. Понимание ленинских заветов помогает учащимся осознать, как должны поступать советские люди в жизни и труде. Школьники учатся видеть проявления доброты в поступках людей, соблюдать нормы правильных взаимоотношений с товарищами, родными и близкими, учителями. Формированию гуманности способствует понимание товарищества как важного качества октябренка и пионера, стремление быть верным товарищем.

Учащимся начальных классов объясняется содержание гуманных принципов : "Один - за всех, все - за одного", "Человек человеку - друг, товарищ и брат". Доброжелательное отношение к окружающим людям, проявление внимания к инвалидам труда и войны, больным, престарелым, заботливое и внимательное отношение к родителям, стремление выступать в защиту тех, кто добивается справедливости, любовь ко всему живому - формирование таких отношений у младших школьников предусмотрено "Примерным содержанием воспитания школьников", правилам для учащихся.

Учащиеся ІУ-УІ классов в отличие от младших школьников должны приобщаться к более сложным формам проявления гуманности, хотя и основным видом их деятельности остается, как и в І- Ш классах, учеба.

В процессе овладения основами наук у подростков важно формировать понимание роли личности и народных масс в истории, умение делать обобщения из наблюдений конкретных примеров жизни, умение быть всегда верным заветам В.И.Ленина, нетерпимое отношение к различным проявлениям неуважительного отношения к человеку.

Проведенный целостный анализ процесса воспитания гуманности на ленинском примере в национальной (татарской) школе, а также работы М.З.Закиева, Л.З.Шакировой, Г.М.Адгамовой, Г.А.Ждановой, Ф.Ф.Исламова, А.Г.Аминева и др. ученых подтверждают положение о том, что в воспитании школьников на ленинском примере важно не то, чтобы вызвать непременно желание подростка быть похожим на одного из выдающихся личностей. Необходимо создать у воспитанников гуманистические образы, которые характеризовались бы лучшими человеческими качествами и стели бы личными идеалами учащихся.

Исторические примеры гуманности должны выступать связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, закреплять и передавать от поколения к поколению гуманистический социальный опыт.

В этой связи важно отметить, что благоприятные возможности для формирования у подростков осознанного и деятельного отношения к возвышенным и "конкретным" идеалам гуманности имеет курс "Эпизодические рассказы по истории СССР" в четвертом классе.

В программе сформулирована основная задача курса, тесно связанная с воспитанием гуманности : "Формирование начал коммунистического мировоззрения и воспитание высоких моральных качеств" /Е89, с.5 У.

В курсе "Эпизодические рассказы по истории СССР" в ІУ классе учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью рабочих-революционеров. Показывается гуманный характер отношений В.И.Ленина и его соратников.

Проведенные опытно-экспериментальные уроки истории отличались от "традиционных." тем, что основное внимание обращалось на реализацию приема одновременного использования ленинского "-примера и примера выдающихся лиц благодаря применению материала краеведческого характера: сведений о казанском периоде жизни и деятельности В.И.Ленина, его соратников и последователей, а также сведений о тех людях, которые боролись за претворение гуманных ленинских заветов в родной для учащихся местности.

Учитель истории З.Ш.Гаделышш сообщил учащимся (Арская средняя школа J 3), что друзьями и соратниками руководителя большевиков в Казани Тихомирнова были Иван Гладилов, Абрам Комлев, Андрей Бочков, Гирш Олькеницкий, Иван Волков и другие. Их именами названы теперь улицы, фабрики, заводы, колхозы и районы в Татарии. Активное участие в установлении Советской власти в родном крае принимали видные революционеры Яков Шейнкман, Николай Ершов, Камиль Якубов, Амина Мухутдинова, Якуб Чанышев и др.

Работа по изучению учащимися жизни и деятельности борцов за народное счастье в опытно-экспериментальных классах продолжалась во внеучебное время. Экскурсии по ленинским местам включали в посещение Домов-музеев В.PL Ленина в Казани и Кокуш-кино, Ленинского мемориального зала в Казанском государственном университете. Неожиданностью для младших подростков было обнаружение на стенах Казанского кремля мемориальной доски, на которой золотом по мрамору написаны слова, глубоко взволновавшие рейят. Приведе, текст полостью (рейята во вреия экскурсии заш-сали его и поместили в альбоме "По ленинским местам Татарии"):

Содержание и методика воспитания гуманности на ленинском примере в процессе обучения предметам биологического цикла и музыки

Первое направление является основным, так как связано с важнейшими целями коммунистического воспитания - формированием гуманистического мировоззрения и идеалов гуманности, которые выступают критерием правильных взаимоотношений человека с природой.

Содержание и методы формирования гуманного отношения к природе на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, его соратников и последователей в общем виде представлены, как показывает анализ литературы, в работах советских ученых Л.В.Ребровой 1 262/, С.Я.Баева /246/, И.Ф.Ивановой и И.Л.Романенко /254 / и др.

Профессор Я.И.Ханбиков, говоря об актуальности воспитания гуманного отношения подростков к людям и природе, в своей работе м0т любви к природе - к человеколюбию" писал так: "Мало любоваться красивыми закатами и акварельными восходами. Чтобы сохранить красоту природы, надо беречь ее, борться за нее. Любить природу - значит воссоздавать ее, помогать ей. В этом мы должны брать пример с В.И.Ленина" / 230,с.121 /.

Анализ учебного материала национальной (татарской) школы по предметам биологического цикла, изучение и обобщение опыта работы учителей Татарии по формированию у учащихся гуманного ленинского отношения к природе позволили выявить некоторые существенные связи между содержанием, методами и педагогическими средствами такого цеденаправденного воздействия на учащихся. Это обусдовидо разработку методики специальных уроков и внеурочной работы.

В четвертом кдассе в курсе природоведения благоприятный материал для воспитания у учащихся гуманного отношения к природе содержат разделы: "Растения, животные и внешняя среда", "Охрана природы родного края". Учащиеся узнают, что Владимир Ильич в своих письмах к родным из ссылки, эмиграции постоянно описывал красоту и богатство природы различных мест, говорил о необходимости беречь природу. В учебнике показана необходимость следования гуманному примеру жизни и деятельности В.И.Ленина, который ставил вопросы охраны природы на уровне государственной политики:

"Уже через полгода после победы Великой Октябрьской Социалистической революции в мае 1918 года, - читают школьники с интересом, - В.И.Ленин подписал декрет "О лесах" о необходимости бережно вести лесное хозяйство, не допускать уменьшения площади лесов, а где надо, увеличивать ее, охранять памятники природы. Через год Ленин подписывает новый декрет, которым запрещалась охота на лосей, диких коз, а также сбор яиц дикой птицы". В этих словах учащиеся впервые в школьном курсе приобщаются к знаниям о том, что человечность В.И.Ленина выражалась не только по отношению к людям, обществу, но и к природе. Учитель разъясняет, почему важно было и особенно нужно теперь охранять богатства и красоту природы, подчеркивает экономическое и эстетическое значение природы для человеческой жизни.

При прохождении темы "Охрана недр" учащиеся знакомятся, с примером ленинского отношения к природе. В 1920 году на Южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник (учащиеся узнают об этом из учебника). В том Ее году был подписан декрет об охране рыбных запасов на Байкале, также об охране крымских лесов. Выступления учащихся, приготовленные заранее совместно с учителем, показывают современные примеры гуманного отношения к природе:

"Сейчас в нашей стране около ста заповедников, их число с каждым годом увеличивается, - рассказывает одна из учениц. - По Основному Закону - Конституции СССР гравдане обязаны беречь природу и охранять ее богатства". Далее по материалам периодической печати приводятся краткие сообщения о людях, которые проявляют активную заботу о природе родного края. Эти примеры тем действеннее, чем они"ближе"к учащимся.

При планировании опытно-экспериментальных уроков биологического цикла ставились в основном две цели: обобщить и дополнить знания учащихся о значении природы для человека и ознакомить учащихся с возвышенными и "конкретными" примерами заботы о природе, охраны растений и животных родного края.

Один из уроков, проведенных в опытно-экспериментальных классах в Арской средней школе № 3, проходил по следующему плану: I. Рассказ учителя о значении природы для человека. 2. Беседа об охране растений и животных в нашей стране. 3. Природоохранительная деятельность в родном для учащихся крае. 4. Конкурс на лучшую подборку газетно-журнальных статей об охране природы. На уроке применялись таблицы "Охрана полезных птиц", "Берегите лес", а также коллекция собранных учащимися в летнее время насекомых "Вредители леса", вырезки из иллюстрированных журналов об охране природы. Были продуманы домашние задания, направленные на приобщение школьников к примерам гуманного отношения к природе. Задания учащимся сочетали теоретические знания об охране природы с практическими дедами. Они следующие: I. Подумайте, что произойдет, если люди не будут охранять природу? 2. Что вы знаете об отношении В.И.Ленина к природе? 3. Как охраняют природу в вашей местности? 4. Составьте в пионерском отряде план работы по охране природы, распределите обязанности и поручения между всеми пионерами. Делайте отчеты на пионерских сборах отряда и на родительских собраниях.

Так осуществлялся триединый подход к формированию гуманности в процессе обучения природоведению: ознакомление учащихся с примером гуманного отношения В.И.Ленина к природе, с конкретными примерами ленинского отношения к природе в родной для учащихся местности и организация практической деятельности учащихся по охране природы.

Похожие диссертации на Воспитание гуманности у младших подростков на примере жизни и деятельности В.И. Ленина