Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов Сагоякова Наталья Федоровна

Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов
<
Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сагоякова Наталья Федоровна. Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 136 c. РГБ ОД, 61:99-13/449-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОСТИ НА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ КАК СОЦДАЛЬНО-ШДАГОГИЧЕСКАЯ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 12

1.1. Этнопедагогические и теоретические подходы к воспитанию гуманности 12

1.2. Этнокультурные традиции как средство воспитания гуманности 32

1.3. Современное состояние воспитания гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов 60

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 71

2.1. Планирование и организация опытно-экспериментальной работы 71

2.2. Использование этнокультурных традиций в воспитании гуманности у младших подростков в современной хакасской школе 87

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию гуманности у младших подростков 108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117

ЛИТЕРАТУРА : 121

ПРИЛОЖЕНИЕ 134

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное общество переживает период глубоких социально-культурных изменений. Межнациональные отношения, вопросы самоопределения наций, взаимодействия, а в некоторых случаях и противопоставления национальных интересов, культур, традиций, обычаев нередко сопровождаются острыми конфликтами, вплоть до военных столкновений. Проблема воспитания взаимного уважения, доброжелательности, терпимости и взаимопомощи сегодня актуальна как никогда. Воспитание подрастающего поколения, преодоление социальной апатии, крайнего индивидуализма, бездуховности - все это волнует сегодня наше общество.

Школа, как неотъемлемая часть общества, чутко реагирует на все изменения социальной обстановки. В последние годы наблюдается смена многих ценностных ориентиров, возросло несоответствие деятельности школы объективным социально-экономическим и культурным потребностям страны. Наблюдается низкий уровень дисциплины и успеваемости ребят, падение их интереса к учению, участию в общественно-полезных делах, нередки конфликты, затрагивающие как межличностные отношения педагогов и детей, так и отношения между семьей и школой. Тем не менее, это резко противоречит тому, что в последнее время в образовании наметилась тенденция гуманизации, предполагающая поворот к ребенку, поддержку его личностных целей и интересов. В определенной мере такими возможностями обладает система воспитания, основанная на идеях народной педагогики, которая сохранила бережное отношение к национально-культурным корням. Об этом писал К.Д. Ушинский: "... Воспитание, созданное самим народом и основан- ное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа,"/! 57J 61/. Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают мировую педагогическую мысль. Одним из важных факторов усиления роли народной педагогики можно назвать - рост национального самосознания и возрождения народов и национальной культуры, их стремление к обретению собственной духовности, утраченной в процессе социальных экспериментов. В системе педагогических представлений любого народа важное место занимает осмысление идеалов воспитания. Наиболее ярко идеал воспитания проявляется в традициях. В этой связи появилась реальная возможность в педагогической науке активно использовать этнопедагогические традиции в воспитании гуманности у подрастающего поколения.

Проблема использования традиций в воспитании детей и юношества нашла отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. Об этом писали ЯЛ. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В их наследии содержатся не просто общие мысли, идеи и предложения, но и в значительной мере научно обоснованные и практически развитые педагогические концепции.

В свое время к памятникам народной педагогики — сказкам, играм, пословицам, поговоркам, загадкам, песням обратились Д. Булгаковский и Г. Пинчук, отмечая их воспитательное значение в быту. МЯ, Никифоровский продолжил эту работу - простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах.

Обращение к проблемам народной педагогики было связано с развитием этнофафической науки, ставившей целью изучение образа жизни, быта и традиционных способов воспитания у различных народов. Г.С. Виноградов, О,И. Капица выдвинули изучение народной педагогики и детского фольклора в качестве самостоятельной задачи этнофафии и фольклористики.

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н. Волков. Его труды сыфали большую роль в формировании концепции народной педагогики, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания. Г.Н. Волков впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика" определив ее как науку.

Воспитание гуманной личности в процессе освоения национальной культуры, межнационального взаимодействия нашли отражение в фундаментальных работах по этнопедагогике, этнопсихологии отечественных ученых: В.Ф. Афанасьева, А.Я. Бугаевой, А.Щ. Гашимова. В.М. Григорьева* А.З. Измайлова, B.C. Мухиной, Я.И. Ханбикова, З.Б. Цаллаговой и др. В них освещаются педагогические взгляды народов, дается детальный анализ фольклора, обычаев, традиций, накладывающих отпечаток на формирование личности ребенка, на взаимоотношения между людьми.

Особенности воспитания нравственности в семье на этнокультурных традициях исследовались И. Арабовым (тадж.), К.ІП. Ахияровым (башк.), В.Г. Нигматовым (татар,), Э.И. Сокольниковой, М.й. Стельмаховичем (укр.). В последнее время появился ряд работ, посвященных проблемам воспитания, гуманности, определенных нравственных качеств (Л.Г. Ефимова, Н.Т, Лакашия, Н.И, Савкина, РА. Сахипова).

Значение и роль идей и опыта воспитания народов Сибири и Севера о развитии педагогической мысли отмечали В.Н. Аргунова, Ж.Д. Доржиева, Т.Т. Мунзук, К.Б. Салчак, Р.К. Санабасова, Н.А. Содонков, С.С. Танхасаева и др.

Этнопедагогическими проблемами хакасов занимались Б.М. Ховрато-вич, О.Н.Кышпанакова, К.ИСултанбаева.

Б.М. Ховратович исследовал историко-социологический аспект развития представлений хакасского народа о нравственном идеале, О.Н.Къшшанакова рассматривает педагогические проблемы использования хакасских народных игр в системе подготовки детей шестилетнего возраста. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях многонациональной школы Хакасии исследуется в работе К.И.Султанбаевой. Как видно, этнопедагогика хакасов изучена еще недостаточно. В психолого-педагогических науках не совсем полно изучены этнопедаготические подходы к воспитанию гуманности детей на основе духовной культуры, ядром которой является традиционное мировоззрение, не выявлен гуманистический потенциал этнокультурных традиций в формировании гуманистического сознания и поведения подрастающего поколения.

Как известно, культура народа содержит в себе многовековую информацию народа о традициях многих поколений, которые через деятельность и общение детей и взрослых ассимилируется ими. Народные традиции помогают ввести детей в мир культуры, этики человеческих отношений. Я именно дети подросткового возраста интеллектуально наиболее готовы к этому. В этом возрасте складываются основы нравственности, их отличает повышенная познавательная и творческая активность. Овладение нравственными нор- мами составляет важное личностное приобретение подростков. В настоящее время в Хакасии выявлены негативные тенденции в среде подростков - это относительно легкий отказ от родного языка и культуры, неверие в собственное этническое будущее и др.

Неизученность проблемы, а также потребность практики в целостном подходе к воспитанию гуманности у младших подростков на этнокультурнъгх традиций хакасов послужили основанием для выбора темы исследования:

Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях.

Объект исследования: целостная система нравственного воспитания младших подростков на этнокультурных традициях хакасов.

Предмет исследования: процесс воспитания гуманности у младших подростков на основе этнокультурных традиций хакасов.

Цель исследования: выявить возможности, способы и условия воспитания гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях в учебно-воспитательном процессе школы и в семье.

Задачи исследования: изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике; раскрыть сущность и специфику этнокультурных традиций; выявить гуманистический потенциал этнокультурных традиций, определить способы и условия его реализации, разработать, экспериментально проверить и апробировать программу воспитания гуманности у младших подростков на этнокультурнъгх традициях . s В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что этнокультурные традиции могут являться эффективным средством воспитания гуманности у младших подростков, если: они включены в учебно-воспитательный процесс, не в качестве отдельно взятого средства воспитания, а как один из компонентов национальной культуры; педагоги и родители приобщают подростков к этническим ценностям народа: истории родного края, устному народному творчеству, произведениям искусства и т.д.; опыт семейного воспитания гуманности используется в учебно-воспитательном процессе; подростки включены в активную творчески-познавательную, общественно- полезную деятельность, позволяющую воспринимать общечеловеческие, национальные ценности как личностные;

Методологической основой исследований служат идеи воспитания К.Д. Ушивского и современные этноисторические концепции, развития культуры и образования в национальных регионах России, этнопедагогиче-ская концепция воспитания и образования Г.Н. Волкова,

Ценными для данной исследовательской работы являются труды отечественных социологов, культурологов, освещающие вопросы соотношения национальной и общечеловеческой культуры.(ЮВ. Арутюнян, Э,А. Баллер> Ю,В, Бромлей, Л.Н, Гумилев, Э, С, Маркарян).

В исследовании избранной проблемы большую роль сыграло изучение работ, посвященных культуре и быту народов Южной Сибири. Мы опирались на труды выдающегося хакасского ученого - тюрколога Н.Ф. Катанова (фольклор, язык, обряды, шаманские заклинания, песни хакасов стали основой анализа мировоззрения хакасов), Л.В, Анжигановой, В.Я. Бутанаева, Г.Г. Котожекова.

Методы исследования: теоретические - анализ философской, историко-этнографической, психолого-педагогической, художественной литературы по проблеме иссле дования; анализ опыта использования этнокультурных традиций как средст ва воспитания в педагогической деятельности; эмпирические - анкетирование, опрос педагогов, родителей, подростков; включенное наблюдение и анализ условий использования этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе; количественный анализ результатов исследования,

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: выявлен педагогический потенциал этнокультурных традиций в воспитании гуманности; разработана и теоретически обоснована модель процесса воспитания гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях, определено содержание деятельности учащихся, направленной на формирование гуманистического сознания и поведения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в работе по педагогическому просвещению родителей, в практике совместной деятельности школы и семьи в нравственном воспитании подростков^ в профессиональной подготовке бу- дущих учителей в учебных заведениях. Основные этапы исследования:

Первый этап (1992 - Ї993) - теоретический анализ философской, исто-рико-этнографической, психолого-педагогической литературы по теме исследования;

Второй этап (1996 - 1997) - разработка методики экспериментального исследования; первичная проверка и уточнение гипотезы - проведение констатирующего эксперимента;

Третий этап *(1997 - 1998) - проведение и завершение формирующего эксперимента, систематизация и теоретическое обобщение результатов опытно—экспериментальной работы; оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена комплексом методов исследования, анализом результатов, опорой на личный опыт работы диссертанта в школе и педвузе.

Апробация результатов проводилась через обсуждение материалов исследования на заседаниях лаборатории этнопедагогики Института развития личности РАО, научно - практических конференциях в г. Абакане (1993, 1997), на конференции молодых ученых и аспирантов ЙРЯ РАО (1993), Второй научно-практической конференции молодых ученых с участием деятелей науки стран СНГ и зарубежья (г, Москва, 1993),

Положения, выносимые на защиту; этнокультурные традиции народа содержат в себе воспитательно-образовательный потенциал, который может быть успешно реализован в воспитании гуманности у младших подростков; воспитание гуманности на этническом материале представляет собой единый педагогический процесс, подчиненный главной цели - формированию целостной личности — носителя родного языка, культуры своего народа, испытывающего потребности к творчеству; эффективности воспитания гуманности на этнокультурных традициях способствует обеспечение взаимодействия традиционной и современной культуры; педагогические условия результативного использования этнокультур-ных традиции в воспитании гуманности у подростков включают подготовленность педагога к трансляции национальной культуры, гуманистического потенциала этнокультурных традиций, создание культурной среды, позволяющей подросткам приобщаться к национальным и общечеловеческим ценностям, включаться в активную творческую деятельность, позволяющую воспринимать национальные и общечеловеческие ценности как личностные.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы н приложения.

Этнопедагогические и теоретические подходы к воспитанию гуманности

Проблема воспитания гуманности - комплексная проблема, требующая всестороннего рассмотрения. Анализ изученной философской, психологической и педагогической литературы по проблеме (Я.А,Коменский, К.Д.Ушинский, ПФ.Лесгафт, В.П.Вахтеров, К,Н,Вентцель, Н,К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, А.В.Петровский, А.Г.Спиркин и др.) показал, что она получила достаточно широкое освещение. Из значительного числа работ, затрагивающих данную проблему, остановимся на некоторых из них для выявления сущности понятия "гуманности1" .

В "Краткой философской энциклопедии" /80,120/ понятие "гуманность1 определяется следующим образом: человечность, идеал различных направлений гуманизма, ... главная цель: гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к другим людям и ко всему творению

В "Словаре иностранных слов14/132,45/дается такое определение гуманности: человечность, человеколюбие, уважение к людям, человеческому достоинству.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и со радования реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи»./118,21/.

Основоположником национального гуманистического течения считается К.Д.Ушинский. Он одним из первых в России заявил, что общечеловеческой теории воспитания не может быть, теория воспитания есть и может быть только национальной. В реальности мы знаем, что существуют два компонента культуры; общечеловеческий (мировой) и национальный. Соответственно, и в воспитаний должны присутствовать эти две составляющие.

К.Д.Ушинский писал, что, несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели.

Этнокультурные традиции как средство воспитания гуманности

В сложном переплетении современных событий /войны, экологические катастрофы, духовный кризис/ цивилизованное человечество взывает к культуре, видя в ней единственно реальный путь своего выживания. Культурный человек - это прежде всего человек, ориентированный в своей деятельности на идеалы гуманности, добра и справедливости, человеческого достоинства.

Как известно, культура пронизывает все сферы человеческой деятельности как материальной, так недуховной. Она представляет собой производство, хранение, распространение и потребление духовных ценностей для развития человека и общества. Культура - это качественная характеристика общественной жизни, специфический способ развития жизнедеятельности людей, выражающийся в результате деятельности, в системе социальных норм и институтов. Она регулирует межличностные отношения, отношение к природе, материальным ценностям./163,177/,

С тех пор как люди начали сознательно культивировать землю, воспитывать подрастающее поколение, совершать культовые церемониалы, воспроизводить объективную реальность в художественных образах, постигать истины бытия, создавать искусственную среду своего обитания - они стали нуждаться в особых нормативных регуляторах, всевозможных предписаниях и запретах, которые помогали бы им в организации своей жизни. Хотя первые табу, обычаи, традиции и обряды не были еще собственно моралью, лишь ее прообразами, они способствовали становлению культуры, помогая передавать из поколения в поколение полученные знания о мире, навыки, умения накапливать исторический опыт. Назначение морали и культуры очеловечивание человека, гуманизация его мировосприятия и отношения к миру, утверждения гуманности в отношении человека к человеку.

Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений. /121,138/,

Ценностная ориентация, приданная той личности той культурой, в рамках которой она формировалась, помогает ей «набрасывать» на конкретную реальность ценностную вуаль, норой искажающую донельзя реальные отношения между человеком и действительностью. Таким образом, возникает как бы два мира: объективный, который можно измерить и оценить универсальными критериями и внутренний (духовный), полный значений, приданный объективному миру индивидуальности человека. Такой же мир формируется культурой в большинстве случаев религией, общественной моралью, а также картиной мира. Без такой «вуали» не бывает общественного воспитания. Значение и значимость, по мнению Т.Н.Камъгаиной, у конкретного человека формируется в процессе воспитания (усвоения, подражания), но в основном -в процессе личного практического освоения действительности./69,33/.

Планирование и организация опытно-экспериментальной работы

"Для овладения достижениями человеческой культуры, - писал А.Н. Леонтьев, - каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями ". Для .того, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность. Воспитание подростка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого подростка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Он может только то, что он может на данный момент его развития, однако в процессе активной деятельности происходят физические и духовные приобретения, позволяющие повысить меру усилий подростка. Любая воспитательная задача решается посредством активности, например, физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, любовь к красоте формируется в процессе активного взаимодействия с красотой (восприятие, воссоздание или изучение красоты). Co ll держание деятельности подростков в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями подростков и поэтому определяется на каждый момент развития актуальными потребностями. Развитие личности через деятельность ставит педагога и ребенка перед проблемой неподготовленности ребенка к деятельности. Поэтому для этого необходима совместно-разделенная деятельность - соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. Совместно-разделенная деятельность помогает подростку ощущать себя субъектом деятельности, это важно для свободного творческого развития личности. Решающим для благоприятного развития личности при ее деятельности будет внутреннее состояние подростка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Речь идет о внутренней удовлетворенности подростком самим участием в деятельности, собственными действиями, полученным результатом и течением эмоциональных переживаний за время работы.

После изучения и анализа состояния воспитания гуманности у младших подростков на основе этнокультурных традиций в современной хакасской школе и полученных выводов была составлена программа проведения опытно-экспериментальной работы.

В ее проведении мы считали важным организовать деятельность по воспитанию гуманности у подростков таким образом, чтобы у учащихся на первом этапе расширялись нравственные знания о нравственных нормах н правилах поведения; на втором этапе укреплялось бы желание проанализировать свое поведение под воздействием полученных нравственных знаний и расширения представлений о гуманных поступках у каждого воспитанника и в дальнейшем, на третьем этапе, руководствуясь осознанной необходимостью, переходить к действиям, гуманным поступкам, основанным на проявлении самостоятельности.

Похожие диссертации на Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов