Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание гуманности у курсантов военного вуза Павлов Виктор Владимирович

Воспитание гуманности у курсантов военного вуза
<
Воспитание гуманности у курсантов военного вуза Воспитание гуманности у курсантов военного вуза Воспитание гуманности у курсантов военного вуза Воспитание гуманности у курсантов военного вуза Воспитание гуманности у курсантов военного вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Павлов Виктор Владимирович. Воспитание гуманности у курсантов военного вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 : Краснодар, 2004 217 c. РГБ ОД, 61:04-13/2447

Содержание к диссертации

Введение

1. Социально-психологическая сущность и педагогические про блемы воспитания гуманности курсантов военного вуза 13

1.1. Социально-психологическая сущность воспитания гуман ности личности 13

1.2. Современные подходы к формированию и развитию гума нистических свойств личности 35

1.3. Опыт и проблемы формирования и развития гуманистиче ских свойств личности у курсантов военного вуза 76

2. Процесс воспитания гуманности у курсантов военного вуза .. 112

2.1. Образовательные компоненты явлений, формирующих гуманистические свойства личности у курсантов, и их функциональное единство 112

2.2. Содержание воспитания гуманности у курсантов 122

2.3. Принципы гуманистического воспитания курсантов 149

2.4. Процесс формирования гуманистических свойств личности у курсантов военного вуза Заключение 185 Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Перестройка Вооруженных Сил Российской Федерации вскрыла необходимость улучшения качества подготовки офицеров к воспитательной работе с молодыми воинами. В связи с этим в приказе Министра Обороны РФ преду-сматриваются меры по укреплению морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил в направлении формирования профессионально-личностных качеств с учетом сложной международной ситуации и социальной ситуации в стране. Это обязывает всю систему подготовки офицерских кадров в военных вузах обеспечить адекватную организацию процесса воспитания как ее основное звено. Однако прежний опыт этих действий разрушен, а новый еще не сложился. Возникло противоречие между потребностью общества в формировании у военных таких качеств, которые обеспечивают жизнь, безопасную от злонамеренных убийственных и разрушительных сил, стремящихся присвоить определенные блага путем уничтожения множества людей, с одной стороны, и недостаточностью действий по подготовке воеішосдужащих к полному пониманию и психологической готовности к этой защите, сохраняя при этом гуманистические тенденции, с другой. Поэтому необходимы педагогические исследования, направленные на преодоление этого противоречия за счет гуманизации образовательного процесса.

Вместе с тем, необходимость гуманизации военного образования оказалась задачей не столь понятной, как гражданского, поскольку военный в определенных оборонительных и наступательных ситуациях убивает людей. Однако воин армии-защитницы совершает такие действия в благородных целях - для защиты жизни граждан своей страны. Защитник спасает от смерти невинных людей, значит, его действия благородны. Отсюда вытекает, что процесс воспитания курсантов военного вуза должен быть в определенном аспекте облагороженным, гуманным при жесткой востребовшшости высокой дисциплинированности и исполнительности.

К гуманистическим качествам с античных времен относят такие, которые характеризуют подшоценного человека, знающего и умеющего делать то положительное, что известно современному обществу. Но ценностные смыслы и отношения в процессе развития общества изменяются и, кроме того приобретают специфику относительно конкретных групп людей. Курсанты военных вузов представляют одну из них. Определение содержания их гуманности как будущих специалистов является сложной задачей. Специфика действий, которые они готовятся профессионально выполнять, вызывает разные толкования, недостаточно исследованные педагогической наукой.

В науке раскрыты и охарактеризованы отдельные положительные, общечеловеческие черты личности военного в совокупности со специальными профессиональными качествами и способы их формирования, но системного представления о гуманизме военного специалиста не сложилось. Не рассматривалась и соответствующая педагогическая система его воспитания. Это привело к возникновению проблемы обеспечения гуманистической направленности профессиональной подготовки курсантов к полноценному исполнению своего военного долга.

В рамках этой проблемы сформулирована тема диссертации.

Объект исследования - гуманизация образовательного процесса.

Предмет исследования - процесс воспитания гуманности как интегративного свойства личности, соответствующего специфике воинского долгагУ-курсантов военного'

вуза.

Цель исследования - разработка технологии воспитшгия гуманности у курсантов военного вуза.

Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении, что воспитание гуманности у курсантов военного вуза будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  1. Определение содержания формирования іуманности курсантов в соответствии с потребностями общества в высокой культуре защищающих его граждан, выступающей в единстве с их боевыми качествами.

  2. Использование в качестве исходных позиций достижений теории и практики отечественной военной педагогики.

  1. Модификация передового опыта гуманистического восгіиіания современных образовательных систем.

  2. Выявление конкретного содержания принципов гуманистического воспитания курсантов военного вуза и опора на них при построении содержания и процесса воспитания.

  3. Учет в гуманистическом воспитании современного состояния социума, культуры и геополитической обстановки.

Задачи исследования.

  1. Уточнить содержание понятия гуманности как интегративного свойства лично- ста.

  2. Выявить возможности современного военного вуза в обновлении системы профессиональной подготовки специалиста с ориентацией на воспитание у него гуманности.

  3. Разработать модель воспитания гуманности у курсантов военного вуза.

  4. Проверить эффективность разработанной модели в опьтю-экспериментальной работе.

Методы исследования: теоретические - анализ специальной научной литературы по рассматриваемой проблеме, теоретическое обобщение, системный анализ педагогических явлений; педагогическое моделирование; эмпирические - анализ педагогической документации, анкетирование курсантов и допризывников, тестирование, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, математическая обработка результатов исследования.

Методологической основой исследования служили гуманистические теории личности, психологические и философские концепции человека как социального существа, познающего и преобразующего мир и самого себя; положения педагогической антро-пологаи о деятельностной и творческой природе человека; теории общественно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности; личностно ориеіггированньїй подход к воспитанию и обучению; аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.

В качестве теоретической основы исследования приняты; теории гуманизации образования (Ш.А. Амоншивили, и др.), теории освоения дсяіельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин), педагогического проектирования (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, СВ. Воробьева, Ю.С. Тюшшков и др.), управления педагогическим процессом в военных вузах (А.В. Барабанщиков, И.Д. Ладанов, А.В. Паврозин, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняк, Н.Ф. Феденко, В.Т. Юсов, ПА. Корчемный и др.), кон-

цепция гуманистического подхода к воспитанию в гражданских образовательных учреждениях (ВИ Андреев, IILA. Амонашвили, В.П Бедерханова, ЕВ. Бондаревская, Ф.Ф. Брюховецкий, ВВ. Воронов, ВВ. Краевский, Б.Т. Лихачев, А.С Макаренко, СИ. Самы-гин, В А. Сластеннн, МЛ. Рожков, Г.Г. Филиппова и др.), и военных вузах (В.М. Азаров, СМ. Бурда, ЕА. Варнавских, Ю.М. Дедяев, ЕМ. Кищенко, ЛТ. Лаптев, В.И. Лутовинов, В.И. Масягин, СА. Мищенко, В.Ф. Перевалов, СЭ. Сафонов, ЇШ. Серегин, В. Фирсен-ков, Ай. Шипилов и др.).

Этапы исследования:

1-й этап: 1999 — 2000 г.г. Изучение состояния проблемы исследования по литературным источникам и при помощи анкетирования курсантов и допризывников ч аспекте их ценностных ориентации, понимания сущности будущей профессии, жизненных планов, осознания взаимосвязи военного долга и гуманности.

2-й этап: 2001 -2002 г.г. Разработка концептуальных положений построения модели воспитания, группировка свойств личности, составляющих гуманность. Разработка экспериментальной программы гуманистического воспитания курсантов на основе структурной модели гуманности. Сбор и анализ фактологического материала. Характеристика компонентов и принципа гуманизации воспитшшя курсантов.

3-й этап: 2003 -2004 г.г. Завершение педагогического эксперимента, анализ его результатов, их апробация и внедрение основных концетуальных положений в широкую практику работы гражданских и военных вузов. Оформление диссертационного исследования.

Базой исследования служили Кубанский государственный университет, Краснодарский военный институт, школы № № 44,51,52,87,92 г. Краснодара, гимназия «Альтернатива», школы № № 1,2,3,4 ст. Динской.

Личное участие диссертанта в выполнении исследования состоит в разработке аппарата исследования, отборе и анализе литературы по проблеме диссертации, разработке эксперименталыгых материалов, организации и проведении эксперимента, сборе экспериментальных фактов, их обработке, написании текста диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования заключается:

в раскрытии сущности гуманистического воспитания в военном вузе, направленного на взаимосвязь гуманности и военного долга, органическое сочетание человечности и насилия и системную реализацию нравственной и профессиональной сторон подготовки специалиста;

в уточнении содержания понятия гуманности как интегративного явления - на основе конкретизации и сопоставления свойств личности;

в обосновании гуманистического воспитшшя как необходимого условия модер-иизации подготовки современного военного специалиста;

в обосновании и коїгкретизации принципа гуманизации как метапринципа применительно к образовательному процессу в военном вузе;

- в разработке модели воспитания гуманности у курсанта военного вуза;
—в выполнении частотного анализа описаний гуманистических явлений.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- в уточнении теоретической принадлежности гуманистического воспитания к
числу основных сторон воспитания путем анализа современного конкретизированного
состава детерминирующих явлений,

в предложении подхода к построению содержания области воспитания на основе частотного анализа присутствующих в ней явлений,

в определении содержания принципа гуманистического воспитания в условиях военного вуза,

в обосновании подхода к воспитанию гуманистических свойств личности применительно к курсантам военного вуза,

в уточнении состава и конкретизации содержания формируемых у курсантов военного вуза гуманистических свойств личности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности применения разработанной модели формирования гуманистических свойств в любом военном вузе, в приемлемости предложенного принципа гуманистического воспитания курсантов в педагогическом процессе любого военного вуза, в положи і ельяой эффективно--сти предложенного подхода к формированию у курсантов гуманистических качеств, в приемлемости разработанных форм и методов гуманистического воспитания (гуманистические дискуссии, ролевые игры, инсценировки по культуре поведения, анализ с гуманистических позиций экстремальных жизненных ситуаций и др.).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Формирование гуманистических свойств личности как сторона воспитания, в
свою очередь, обладает сторонами:

нравственной как проявлением нравственных огаошений к обществу и к отдельным людям, дисциплшгарованности, человечности, реализацией духовно-нравственного потенциала;

гражданственной как проявлением юридической, социальной и политической дееспособности, патриотизма, коммуникативности, самостоятельности;

интеллектуальной как проявлением чувств, возникающих в процессе познавательной деятельности, пытливости, самопознания, креативности, активности;

общекультурной как проявлением эмоций и психологического состояния, использованием на основе принятых культурных норм валеологического и экологического подходов.

  1. Специфика воспитания гуманности у курсанта военного вуза заключается в обеспечении органического сочетания отношения к личности как высшей ценности общества со способностью проявить силу по отношению к разрушителю этого отношения, угрожающему жизни человека и условиям его существования.

  2. Программа гуманистического воспитания курсантов военного вуза должна предусматривать воспитание гражданских, нравственно-гуманистических, интеллектуально-гуманистических и общекультурно-гуманистических свойств.

  3. К метахарактсристикам гуманизации профессиональной подготовки в военном вузе относятся рядоположенные группы принципов:

а) профессионально-социальные (іуманистическо-профессиональньїе социопсихо-
логические): жизнесохраняемость людских, природных и рукотворных ресурсов, учет по
тенциальных социально-психологических возможностей курсантов, единство педагогиче
ских и служебных требований преподавателей и командиров;

б) содержательно-целевые: гумшшстическая направленность воспитания на разви-
тие личности курсанта военного вуза; приоритет ценностей человека, подчинение норм

профессионального поведения целесообразности жестко военизированных решений; связи воспитания с социальной жизнью и с воинской службой;

в) технологические: преемственности учебной, воинской и социальной активности, опоры на личность курсанта; сочетания педагогического руководства преподавателей и командиров с инициативой и самодеятельностью курсантов; уважения со стороны преподавателя и командира к курсанту в сочетании с высокой требовательностью к нему; опора на положительные качества курсанта.

5. Эффективными средствами воспитания гуманности являются:
-упражнения по разрешению ситуаций необходимости реагировать поведением на

возникающие поведенческие обстоятельства;

дискуссии по нравственной оценке действий, культуре поведения и гуманизму личности;

ролевые игры, отражающие гуманистические модели поведения;

формирование общественного мнения на уровне присвоения гуманистических ценностей в воинском коллективе через рефлексию жизнедеятельности курсантов.

6. Эффективное формирование гуманности курсантов военного вуза обеспечивает
следующая совокупность действий:

а) постановка конкретной цели гуманистического образования, заключающейся в
формировании гуманистических свойств личности, учитывающей исходное состояние
этих качеств;

б) изучение и учет предварительного и текущего в процессе формирующей дея
тельности состояния гуманистических свойств курсантов;

в) подбор и обоснование педагогическим коллективом основных направлений со
держания и видов средств формирования гуманистических свойств курсантов в соответ
ствии с поставленной целью, исходным или текущим состоянием этих свойств и принци
пами гуманистического образования курсантов;

г) изучение и возможная коїлфетизация принципов гуманистического образования
курсантов;

д) разработка содержания образования курешггов в соответствии с поставленной
целью, выделенными направлениями содержания и принципами гуманистического обра
зования;

е) отбор и разработка конкретных средств гуманистического образования курсан
тов в соответствии с поставленной целью, конкретизированным содержашем и прин
ципами гуманистического образовшшя;

ж) организация действий гуманистического образования курсантов в соответствии
с разработанными или отобранными содержанием и средствами:

отбор и разработка форм организации действий в соответствии с принципами гуманистического образовшшя;

отбор и разработка способов деятельности (методов обучения и воспитания) в соответствии с принципами гуманистического образования, а также отобранными и разработанными формами организации действий;

организация процесса гуманистического образования курсантов (формирования гуманистических свойств личности), заключающегося в выполнении действий по решению множества частных (конкретных, составных) задач, состоящих из планирования и

выполнения действий, оценки частных результатов и возможной коррекции частных действии;

- получение интегрального (совокупного) результата.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиці, анализом научной литературы о современных достижениях педагогической науки, опорой теоретических обобщений на объективный анализ обширного фактического материала, опорой теоретических подходов на общепризнанные педагогические и психологические идеи, использованием методов исследования, адекватных его задачам, репрезентативностью экспериментальной выборки, получением экспериментальных результатов, подтверждающих высокую положительную эффективность применения разработанных в исследовании конструкций, воспроіпптпмпспло результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытнсюкспериментальной работы. Они обсуждались и получили одобрение Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: Личность и профессия» (Краснодар, 2002 г.), на Межведомственной научно-технической конференции «Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов» (Краснодар, 2003 г.); на 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в Тихорецком филиале КубГУ (Тихорецк, 2003 г.), на Всероссийской научно-практической конференции Кубанского государственного университета (Краснодар, 2003 г.); на 4-й межведомственной научно-технической конференции Краснодарского военного ш іститута (Краснодар, 2003 г.). Ход и итоги опыгно-экспериментальной работы анализировались, проводились консультации со специалистами по философии, дидактике высшей школы, педагогами и психологами. Рекомендации исследования внедрялись в воспитательный процесс КВИ. Основные теоретические и практические положения диссертации представлены в статьях, опубликованных в 2002 - 2004 годах.

Структура и объем диссертации. Диссертаїшонная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литерагуры и приложения. Работа изложена на 203 страницах, содержит 9 рисунков и 4 таблицы. Список литературы содержит 161 наименование.

Современные подходы к формированию и развитию гума нистических свойств личности

Высказывания о гуманности воспитания и обучения мы находим еще у древних мыслителей, философов. Древнегреческий философ Платон, ученик Сократа, создал учение о «3-частном строении души, обладающей вожделеющим, пылким и разумным началом» [105, 395]. Согласно его идее «душа человека состоит из разумной, волевой и чувствительной частей». Идеи могут познать только те, у кого развита разумная часть души. Задача воспитания — научить человека передавать потомству добродетели и таким образом укрепить разумную часть души. А главной целью всей жизни наставника провозглашается благоразумие и справедливость [45, 17].

Ян Амос Коменский цель воспитания видел в приобретении знаний и системы моральных качеств, из которых главными считал справедливость, мужество, умеренность [56, 367].

Личность человека формируется в процессе его жизнедеятельности во взаимодействии с окружающим социумом. К личностным качествам не относятся те, которые обусловлены генотипом человека. Многие авторы в их число не включают качества, характеризующие познавательные процессы и индивидуальный стиль деятельности за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. Исследователями дано большое количество несовпадающих определений этого понятия, описано большое количество компонентов, качеств личности, составы которых, конечно же, не совпадают, имеют много различий. Достаточно полная характеристика личности, на наш взгляд, представлена в работе Р.С. Немова [91, 336 - 356]. «Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в обществен ных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [там же, с. 336].

Наряду с понятиями «человек» и «личность» в науке используются термины «индивид» и «индивидуальность». Их соотношение представлено графи- чески на рис. 1.1, взятом из книги Р.С. Немова [с. 337].

Гуманизм в Большом энциклопедическом словаре и в Педагогическом энциклопедическом словаре определяется как «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отноше-т ний» [16, 320; 67, 58].

В Педагогическом энциклопедическом словаре и в Современном словаре по педагогике определяется гуманность как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которое представлено в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи». О ней говорится, что это «уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие». Приводятся примеры, в каких случаях она проявляется: в сопереживании человеку, попавшему в беду, в готовности прийти ему на помощь; в стремлении творить добро и противостоять злу во всех жизненных ситуациях; в умении радоваться успехам и признавать достижения других людей; в борьбе против жестокости, насилия, попрания достоинства личности; в уважении всех людей Ф независимо от их возраста, пола, социального положения, национальности [105, 59; 143, 139].

В Педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова гуманизм определяется как «принцип мировоззрения, в основе к-рого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений» [55, 32].

Здесь же определяется гуманность как « человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения» [55, 32].

Здесь же определяется гуманистический идеал человека как «возникшее в античной Греции, а затем неоднократно возрождавшееся в общественном сознании на протяжении человеческой истории представление о совершенном человеке как всесторонне образованном и развитом, осознающем свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие своих собственных способностей» [55, 32].

В психологическом словаре-справочнике М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбо-вича гуманизм определяется как «совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей» [12, 91].

Здесь же определяется гуманизация как «реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию». Далее это определение комментируется: «Благо человека согласно Г — конечная цель общества. Отношения равенства, справедливости и человечности - норма отношений между людьми. В области труда Г — это система нравственных, психологических, эстетических, правовых, экономических и технических мер с целью превращения труда в источник субъективного удовлетворения и развития личности. Г образования направляется на подготовку гуманистической личности и исходит из признания самоценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей» [44, 90].

Опыт и проблемы формирования и развития гуманистиче ских свойств личности у курсантов военного вуза

По мнению СВ. Кульневича и Т.П. Лакоцениной к главным ценностям гуманистического воспитания относится то, «что определяет духовную основу личности - субъектность, совесть, душа, переживания смыслов, сознание, его личностные функции, личностный опыт и т.д.» [73, 5].

В.А. Караковский предложил набор предельно обобщенных гуманистических (общечеловеческих) ценностей: человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания и культура, отечество, земля, мир. По мнению Т.И. Петраковой, «гуманистические ценности... утверждают, прежде всего, примат человеческой личности и таких абсолютных категорий, как Истина, Добро, Красота». Она проанализировала Примерные программы основного общего образования, изданные Министерством образования РФ в 1998 г., и в них ею выявлен следующий «совокупный комплекс ценностей: стремление к истине; социальное и духовное благополучие общества; социальная справедливость; патриотизм; ценность личности, здоровье, сохранность природы; национальная история и культура; ценность других народов, их специфика и культура; ценность творчества; ценность традиций и ряд других» [108].

Исследование Т.И. Петраковой подтвердило, что выбор духовно-нравственных ценностей в процессе обучения «опосредован творческим потенциалом педагога, гуманизмом его личности», что «выбор аксиологических приоритетов является выбором "объектов детской любви" — объектов духовных потребностей личности, которые должны войти в сознание и душу... в процессе интериоризации. Осуществление духовно-нравственного воспитания... возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования» [108].

Необходимо уточнить, какие свойства личности педагоги относят к числу духовно-нравственных.

И.Ф. Харламов в своем учебнике педагогики раскрывает «моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности»: «Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых $Г моралью общества поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми» [150, 336]. Отсюда вытекает, что в процессе воспитательной работы формируются: - отношение к политике государства; правильная оценка событий внутри страны и на мировой арене, понимание моральных и духовных ценностей, Ы стремление к справедливости в отношениях к отдельным людям и группам людей; - отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине, доброжелательность ко всем странам и народам, культура межнацио нальных отношений, нетерпимость к национальной и расовой неприязни; А - отношение к труду: способность и готовность добросовестно трудиться на благо общества и в свою пользу; - отношение к общественному достоянию, материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы; - отношение к людям: коллективизм, демократизм, стремление к взаимопомощи, гуманность, взаимное уважение, способность проявлять заботу о семье и воспитывать детей; - отношение к себе: высокое сознание общественного долга, чувства собственного достоинства, принципиальность [150, 336 - 337].

Перечисления этих названий свойств личности недостаточно. Нужно уточнить, в каких аспектах и в какой мере они должны проявляться. Очень важно уточнить, какого человека можно считать нравственным. Сразу напра- шивается вывод, что нравственным человеком является тот, который придерживается всех моральных норм, выполняет все правила поведения. Однако это далеко не все, так как нормы и правила можно выполнять под внешним нажимом или добровольно по собственному желанию. И.Ф. Харламов уточняет, что «нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, прави ла и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения» [150, 337].

Н.Г. Емузова исследовала воспитание чувства чести и собственного достоинства у подростков. Один из основных результатов ее исследования заключается в установлении, что «чувства чести и собственного достоинства как нравственные качества личности в силу своих интегрирующих особенностей занимают ведущее положение в структуре личности, выступая определяющим фактором нравственного развития подростков» [46, 6].

Установлено, что показателями чувства чести и собственного достоинства являются отношения: — к правам человека в целом; т — к себе как носителю неотъемлемых прав; — к проблеме «государство — личность»; — к реальности осуществления прав; — к своим правам, их достаточности; — к необходимости защитить их [46, 19].

Б.Т. Лихачев в своем исследовании раскрыл психолого-педагогическую ф значимость русской национальной идеи, имеющей огромное значение как ком понент гражданственности и гуманное качество личности. Он об этом писал, что «русскую национальную идею сегодня можно выразить примерно такой формулой: Справедливость, Самобытность, Всеединство. Важно, чтобы со держание этой идеи постепенно становилось национальным мировоззрением, идеологической формой общественного сознания, ... пронизывало всю систему общественных отношений». Оно и прежде «становилось мощным стимулом, ф несокрушимой вдохновляющей силой в ратном подвиге, коллективном труде на общее благо, научном и художественном творчестве, в любви, воспитании подрастающего поколения». ...

Содержание воспитания гуманности у курсантов

Большой вред формированию гуманистических качеств приносят возникающие конфликты. Поэтому в учебных заведениях проводится работа по их профилактике и разрешению. С.А. Мищенко и А.И. Шипилов предложили специально обучать офицеров умению предупреждать и разрешать конфликты [86]. Они выделили следующие наиболее существенные и простые умения: — умение анализа предконфликтной (конфликтной) ситуации и определение неконфликтных способов разрешения ее противоречий; — умение неконфликтного построения предложения (монолога); — умение неконфликтного и результативного ведения диалога (дискуссии); — умение посреднического вмешательства в конфликт; — умение неконфликтного невербального общения». Эти авторы предложили тренинг по формированию простых умений, основанный на теории поэтапного формирования умственных действий. Они экспериментально выделили четыре этапа его: «— формирование представления о задании, обдумывание и принятие решения по его выполнению; — обоснование своего решения в громкой речи; — проговаривание решения про себя; — проговаривание решения вслух или выполнение действия без комментариев». Эту методику целесообразно иметь в виду офицерам и другим лицам, выступающим по отношению к курсантам их воспитателями.

Встречаются в исследованиях замечания о том, что в процессе обучения развиваются качества личности гуманистического характера, сфера влияния которых на деятельность обучаемого выходит за пределы процесса обучения. Например, в автореферате кандидатской диссертации Т.С. Куликовой говорится, что при обучении курсантов военного вуза математике модульным способом у курсантов развиваются рефлексивные способности, которые положительно влияют на критическое отношение курсантов к изучаемому материалу, разви тие их самокритичности и самоконтроля, а также ориентации на профессиональную подготовку вообще [70, 9].

Итак анализ литературы показал, что в педагогической теории и практике разработано множество подходов к формированию и развитию гуманистических качеств личности.

В педагогическом процессе формирование и развитие этих качеств про исходит во взаимодеятельности педагога и обучаемого или воспитуемого бла годаря возникновению и функционированию многочисленных взаимосвязей и взаимодействий между субъектами и объектами процесса. Образованию и раз витию этих качеств благоприятствует единство аспектов целостного педагоги , ческого процесса - содержательного, организационного и операционально технологического.

Главной закономерностью гуманистического воспитания принято считать ориентацию воспитания на развитие личности. Педагогами выделены гуманистические метапринципы воспитания: непрерывное общее и профессиональное развитие личности (ведущий метапринцип), природосообразность воспитания, культуросообразность его, деятельностный подход в гуманистическом воспи-тании, личностный подход к воспитанию, полисубъектный (диалогический) подход, индивидуально-творческий подход, профессионально-этическая взаимоответственность участников педагогического процесса за судьбы людей, общества, за развитие в нем гуманистического образа жизни.

Система метапринципов дополнена частными принципами организации воспитательной работы. Особенностью всей этой системы принципов является то, что она формировалась под углом зрения гуманизации воспитания и направят лена на улучшение развития гуманистических качеств подрастающего поколения. В педагогических исследованиях выявлено влияние на становление гуманистических качеств ребенка всех вступающих во взаимодействие с ним взрослых людей, а также влияние на это коллектива и природно-социальной среды.

В образовательном коллективе одновременно идут процессы социализации и индивидуализации, в совокупности которых у разных личностей складываются неодинаковые качества. Член коллектива выступает не только объектом воздействия, но и субъектом социального развития.

Воспитание обучаемых вуза целесообразно организовывать как создание условий для саморазвития личности в ходе обучения.

К действенным средствам гуманистического воспитания студентов вуза относят доброжелательные межличностные отношения, студенческое самоуправление, партнерские взаимоотношения педагога и обучаемого, совместное решение ими задачи, ответ которой не известен никому из них. Используется для этого создание условий становления нравственной позиции и в образовательном процессе вуза (совокупность ценностей, норм, правил, требований, способов общения, перспектив и т.п.). Студенты ориентируются на собственный выбор в нравственной ситуации и обогащение образовательной среды - -нравственным содержанием.

Гуманизации развития студентов содействует технология социально-эстетического воспитания средствами искусства, предусматривающая интеграцию разнонаправленных воздействий — теоретических, практических, учебных, воспитательных, средовых, игровых, культурно-досуговых, искусствоведческих и др.

Существенно гуманизирует педагогический процесс образовательного учреждения применение технологии формирования гражданского самочувствия, заключающейся в организации мониторинга состояния этого качества на базе психологической службы учреждения, определении принципов и направлений воспитательной работы, придании ключевого значения плану гражданского и патриотического воспитания, создании службы оказания обучаемым морально-психологической помощи, постоянной разработке и реализации кор-рекционно-методических предложений и конкретных планов мероприятий.

Процесс формирования гуманистических свойств личности у курсантов военного вуза Заключение 185

В нравственность включают такие качества, как честность, справедливость, порядочность, душевность, отзывчивость, обязательность, проявление активного и ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, к установлению взаимосвязи между волей и сознательностью.

Созданные в исследованиях на базе гражданского образования теория и опыт воспитания нравственных качеств используются военной педагогикой с учетом специфических условий образовательного процесса. В военной педагогике рассматривается моральный дух как характеристика поведенческого аспекта в армии, как переплетение настроений и чувств воина, духовно-нравственный потенциал как условие успеха воинской деятельности. Анализируются мировоззренческие позиции, нравственные идеалы, принципы, нормы, возвышенные идеалы и чувства, их влияние на отношение воина к обществу, к государству. Рассматриваются нравственная культура воина, его стремление к нравственной чистоте, соблюдение моральных требований, культура нравственного сознания, чувств, поведения.

Военных педагогов интересуют общечеловеческие ценности, они определяют нравственно-гуманистические идеалы воинов на основе общечеловеческих принципов и норм. В качестве основы духовно-нравственных свойств личности воина используются такие общечеловеческие гуманистические качества, как совесть, ответственность, честь, дисциплинированность. Военные педагоги принимают моральные требования общества, его нормы, принципы, правила и конкретизируют их применительно к условиям своего контингента и характера профессиональных обязанностей и действий. Большое значение придается морально-волевым качествам воина, от которых зависит его несгибаемость, выносливость, сила, упорство, настойчивость в правильном высоконравственном исполнении своего воинского долга.

Офицер должен быть культурным и образованным интеллигентным человеком. От его умения вести себя в обществе, понимать окружающую обстановку, разбираться в политике, в общественных, человеческих отношениях, подавать пример правильных действий, поведения, находить духовный, душевный подход к подчиненным, быть хорошим старшим и желанным товарищем в большой мере зависит успех решения стоящих перед воинами задач.

Моральные качества воина составляют морально-нравственный блок гуманистических качеств, от которых существенно зависит выполнение им своих обязанностей перед народом и государством.

Ее качества вытекают из нравственных, конкретизируют их, но тем не менее представляют отдельную группу качеств, отличающихся своей направленностью на «сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом» [55, 31]. В группу вошли 25 признаков из работ в сфере гражданского образования и 7 признаков из работ в сфере военного.

В первой подгруппе рассматриваются проявления гражданами и в том числе учащимися социальной активности, демократизма, правдивости, принципиальности, гражданского мужества, рассматривается роль жизненной позиции в выполнении гражданского долга, во взаимоотношениях и взаимодействиях людей. В педагогике обсуждаются демократические качества граждан, учащихся, их проявление и развитие в образовательном процессе, их роль в жизни, их влияние на другие качества личности.

В опубликованных работах уделяется внимание влиянию среды и средств массовой информации на проявление и развитие этих качеств.

Большое значение придается способности к самоопределению, способности брать на себя ответственность, правильному использованию прав на свободу, счастье, развитие. Проявляется внимание к развитию национальных особенностей, самобытности, народных обычаев и в то же время уделяется внимание интернационализму.

В рассмотренных литературных источниках военных педагогов обращается серьезное внимание только на 7 компонентов гражданственности. Однако им придается большое значение в структуре личности воина. Военные педагоги высказываются о роли жизненной позиции в его действиях, о его гражданских интересах, мотивах, взглядах, убеждениях, нравственных навыках и привычках поведения, о связи дисциплинированности и сознательности с гражданственностью. Пишут о влиянии на проявление воином гражданственности социальных установок, образовательной компетентности, волевых качеств личности.

Следующей, 3-й группой для анализа мы взяли патриотичность, по 133 скольку она теснейшим образом связана с гражданственностью. Патриотизм — чувство любви к своему отечеству. Без него не может быть гражданственности, и оно без связи с гражданственностью неосуществимо. Отечественной педагогикой и образовательной практикой накоплен огромный опыт патриотического, военно-патриотического воспитания подрастающего поколения и особенно воинов. Об этом свидетельствуют, например, книги [78; 156; 14; 26]. Однако литература последних более десяти лет о перестройке и совершенствовании системы образования свидетельствуют о значительном ослаблении внимания педагогов к формированию у подрастающего поколения этого гуманистического качества личности. В проанализированных источниках гражданские педагоги высказывались лишь по двум позициям патриотичности, а военные — по 14. Первыми спохватились военные педагоги. В последние годы появились их публикации о сущности, необходимости и значимости патриотических качеств у воина, об их влиянии на судьбу Отечества.

В проанализированной литературе военные педагоги рассматривают связь патриотизма с политикой и моралью, его значение для обеспечения духовного единства государства, для сплочения общества, для становления духовного состояния самой личности, для формирования у нее готовности служения Отечеству. Обсуждается зависимость патриотизма от мировоззренческих позиций воина, его нравственных идеалов, принципов, норм поведения и деятельности. Рассматриваются имеющие место направления в содержании патриотизма - государственное, активно-деятельностное, религиозное и другие. Рассматриваются блоки внутри совокупности патриотических качеств — социально-политический, военно-социальный и другие. Проявляется интерес к духовному состоянию личности и влиянию его на единство государства, на развитие державности, готовности служить государству.

Похожие диссертации на Воспитание гуманности у курсантов военного вуза