Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде Темирджанова Мадина Акбузоуовна

Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде
<
Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Темирджанова Мадина Акбузоуовна. Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 169 c. РГБ ОД, 61:04-13/1747

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА1. Теоретико-методологические основы воспитания детей в поликультурной среде средствами народной педагогики 12

1.1 Общие вопросы воспитания детей, средствами народной педагогики 12

1.2 Психолого-педагогические аспекты воспитания эмоционально-положительного отношения детей младшего школьного возраста к сверстникам 32

1.3 Воспитание взаимоотношений детей в полиэтнической среде как педагогическая проблема. 60

Выводы по первой главе. 77

ГЛАВА 2. Педагогические условия воспитания младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде 79

2.1 Модель воспитания культуры межнационального общения детей в полиэтнической среде средствами народной педагогики 79

2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы 87

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе 141

Заключение 143

Библиографический список

Использованной литературы. 151

Приложения. 169

Введение к работе

Мировой процесс социально-экономического, политического, культурного развития все больше и больше интегрирует нации, народы и охватывает не только многонациональные страны, но и относительно одноязычные государства. В современном мире интенсивно развиваются две противоречивые тенденции. Первая характеризуется возрастанием интереса народов к своим историческим корням, возрождением самобытных культурных традиций. Это свидетельствует не только о желании этносов обрести, культурную идентификацию, но и о попытке использовать духовное наследие как средство выхода из; гуманистического кризиса. Вторая тенденция выражается в усилении взаимовлияния, взаимозависимости стран и народов, в культурной конвергенции. В этих условиях актуальной педагогической задачей становится подготовка личности к жизнедеятельности в многонациональной и пол и культурной среде.

Проблема воспитания детей, представителей: разных народов в полиэтнической, среде не новая, основным положением в решении- данной проблемы является современная трактовка понятий «национальное» и «интернациональное» воспитание. В настоящее время происходит теоретическое переосмысление сущности названных понятий: в трудах известных философов, этнографов, социальных психологов и педагогов (Ю.В.Арутюнян, Х.Х-М.Батчаева, К.И.Бузаров, Б.В.Бромлей, З.Т.Гасанов, М.Є.Джунусов,. Л.М.Дробижева, А.Г.Здравомыслов, И.С.Кон, МВ.Осорина, К.Б.Семенов, ИА.Шоров и др.). Появился, новый термин «национальное воспитание», который понимается как воспитание стремления; личности^ к самовыражению, т.е. к свободе через проявление собственного «Я» в особенностях языка, мышления, культуры, традиций, норм поведения, образа жизни родного народа.

Воспитание культуры гуманистических отношений и: формирование

социально-этических знаний у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителями разных национальностей. В условиях многонационального коллектива задача формирования у учащихся этнического сознания,.культуры нравственных межэтнических отношений может быть решена только на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп.

Нравственные нормы поведения людей на основе национальных и общечеловеческих ценностей формируются в процессе коммуникации с окружающей действительностью. Она включает на современном этапе такие компоненты, как стремление к возрождению этнической культуры и этнической самоидентификации, социальную обстановку разнонаправленной политизации масс, рост национального самосознания людей всех этносоциумов и др. Все это требует на современном этапе продуманного взвешенного подхода к организации учебно-воспитательного процесса школьников.

В прежнем, упрощенном понимании, интернациональное воспитание понималось, как формирование и развитие чувства дружбы между народами и уважения к трудящимся всех национальностей. В1 такой формулировке отсутствует упоминание о своеобразии национального характера и его самовыражении. В сущности, это необходимость преодоления национального, подчинение его общечеловеческому идеологизированному компоненту. В* новом понимании - это расширение национального до осознания- своей: общности с другими нациями. На данную трактовку термина «интернациональное» опирается «Закон Российской Федерации об образовании», согласно которому «содержание образования» должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; народами,, различными расовыми, национальными, социальными группами». Принципиально важной методологической установкой новых концепций и

4 программ обучения и воспитания детей выступает ориентация педагогов на то,

чтобы национальные ценности гармонически сочетались с общечеловеческими, исключая национальную обособленность. Согласно данной установке, путь к достижениям: мировой культуры лежит через закрепление и развитие национального самосознания этносов:

В і масштабе каждого отдельного региона воспитательная работа должна опираться; на знание культурных традиций проживающих здесь этносов. Социальная среда городских детей Карачаево-Черкесской Республики: имеет свои региональные особенности. В городах республики, а также в промышленных поселках проживают люди многих национальностей; Среди них наиболее: многочисленными по отношению к представителям других этносов являются; карачаевцы: и русские. Культуры этих народов постоянно взаимообогащались и продолжают благотворно влиять друг на друга. Процесс взаимовлияния культур объективно имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительным явлением можно считать, что близкое общение людей разных; национальностей духовно обогащает их, создает условия: для< уважения1 их этнических культур. В городах больше- встречается интернациональных семей, благоприятно воздействующих на взаимоотношения этих народов. В то же: время здесь, в отличие от села, наблюдается психологическая; индифферентность в; отношениях людей; Равнодушие, безразличное отношение к человеку, оторванность от благотворного влияния природы родного края, резкое шумовое «безличное» общение через компьютерную, видео- и телепродукцию, рост авторитета, денег для удовлетворения потребительских нужд вырабатывают в детях и- молодежи-акультурные стремления. А в- полиэтнической- среде любое: нарушение общественных правил и норм поведения невольно приобретает национальную интерпретацию, что может привести к негативным стереотипным представлениям об этносах.

5 В- нынешних условиях развития нашего общества большие надежды

возлагаются на:силу-народной-педагогики. Известно, что в последнее время:

обострилась тяга в обществе к своим корням, культуре предков. Забывая свои

корни, мы разрываем, связь времен и поколения, говоря: словами: Чингиза:

Айтматова: «...человек без памяти- прошлого, поставленный: перед

необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный.

исторического опыта своего народа и других народов, оказывается? вне

исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем».

Народная педагогика, по определению Г.Н.Волкова, — это совокупность представлений, взглядов,, суждений, идей, навыков: и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Народное творчество включает в; себя различные виды трудовой деятельности: ремесла, традиции;. обычаи,, праздники, обряды, искусство, фольклор, игры, музыку, танцы, одежду, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и т.п.

В настоящее время все больше педагогов и психологов присоединяются к
мысли о том, что народная педагогика является: тем средством, которое в
состоянии воздействовать одновременно на сознание, чувства и поведение
ребенка и положительно влиять на отношения между сверстниками: разных
национальностей (Д;Х.Азимова, В.Ф.Афанасьев; Х.Х-М;Батчаева,

Б.М.Борлакова,. К.ИІ Бузаров, В.Д.Ботнарь, Г.Н.Волков, Л.С.Выготский, Т.ИіЕрофеева; Р.И.Жуковская; Л.П.Илъченко, Л.А.Мамедова, ЛіЕ.Никонова, Л.Н.Павлова, К.Б. Семенов;.Э.К.Суслова, ИА.Шоров и др.). Первые крепкие ростки: добра и миролюбия, несомненно, должны быть.заложены, на^родной почве.-,

Можно утверждать, что в нашей республике, вплоть до настоящего времени встречаются, случаи нарушения гармонии национального, интернационального и общечеловеческого компонентов' содержания воспитательного процесса.. Наблюдаются две полярные тенденции: с одной

6;

стороны, вынужденное игнорирование национального в силу обнаруженных пробелов в знаниях самих педагогов о культуре, обычаях и традициях родного народа и, с другой, - чрезмерное увлечение национальным компонентом- в^ воспитании детей. Причиной второй тенденции, по нашему мнению, является, односторонний подход педагогов к приобщению детей к национальной культуре, когда происходит простая передача продуктов, созданных предыдущими поколениями. Далеко не все работники народного образования в республике достаточно хорошо усвоили мысль о том, что в основе своей процесс приобщения детей к национальным культурам. — это обучение человеческому поведению.

Таким образом, возникла потребность в.теоретическом обосновании и методической разработке проблемы воспитания основ личностной культуры детей разных национальностей, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями.

Педагогика воспитания, межличностных отношений детей младшего школьного возраста должна учитывать региональные особенности такой полиэтнической республики, как Карачаево-Черкесия, которая является частью России. Необходимо> всесторонне изучить, и использовать бесценный опыт человеческого общежития, накопленный народами нашей республики в результате векового совместного проживания.

Интегрирующим началом, объединяющим народы данного региона, можно назвать, взаимную симпатию, любовь к родному краю и подлинный интернационализм,. понимаемый; в парадигме мировоззрения; В то же время; представляется, что культура республикообразующего этноса недостаточно пропагандируется среди инокультурного населения. Все еще мало переводной художественной литературы, детских мультфильмов, телевизионных передач на русском языке об обычаях, традициях, играх карачаевского народа. Для той части русскоязычного населения, которая не знает карачаевского языка, многое

в культуре коренного народа чуждо, потому что непонятно.

Проблема состоит в том, что на самом ответственном — начальном этапе воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в республике пока нет преемственности между русскоязычным дошкольным учреждением и начальной школой из-за отсутствия научно обоснованного дополнения к типовой программе по приобщению детей дошкольного возраста к русской национальной культуре, как к родной, и одновременно к культуре карачаевского народа, как к культуре народа совместного проживания.

Необходимость восстановления недостающего звена воспитательной программы Концепции обновления и развития национальных школ Карачаево-Черкесской Республики на начальном этапе непрерывного образования, включая младший школьный возраст, несомненная актуальность и значимость ее для воспитания детей в поликультурной среде послужили основанием выбора: темы исследования «Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде».

Сложившееся в городских условиях противоречие в процессе взаимовлияния культур, когда, с одной стороны, происходит интернационализация; а с другой - денационализация детей, обезличивание их чувства национального самосознания, явилось проблемой исследования:

Объект исследования: процесс воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в полиэтнической среде.

Предмет исследования: педагогические условия воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде.

Цель исследования: определение рациональных условий воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в полиэтнической среде..

Гипотеза исследования: воспитание младших школьников средствами

8 народной педагогики в Карачаево-Черкесской республике будет успешным,

если:

- вводится постепенное усложнение нравственного содержания элементов
национальных: культур, предлагаемых для усвоения детьми разных
национальностей младшего школьного возраста;

- используются методы приобщения к разным культурам, ставящие ребенка в
позицию субъекта деятельности со своими интересами и правами;

- методика приобщения к культурным ценностям учитывает единство
когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка.

Задачи исследования:

  1. Разработать доступные освоению детьми младшего школьного возраста направления содержания национальной культуры русского и карачаевского народов.

  2. Обосновать выбор оптимальных методов приобщения детей к разным культурам.

3., Выявить влияние эмоциональных представлений детей других национальностей о культуре карачаевского народа и позитивного личностного опыта общения на реальное эмоционально-положительное отношение этих детей к детям других национальностей.

Методологической основой исследования являются философская концепция о гармонии национального, интернационального и общечеловеческого, ведущие теоретические положения о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка дошкольного возраста, о единстве сознания и деятельности, положения гуманистической теории развития личности о потребности в самооценке и самореализации.

Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта

9 традиционного воспитания народа.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции,

раскрывающие:

-сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т. А.

Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П.

Подласый, С.А. Смирнов, В;А: Сластенин, К.Д. Ушинский);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного
развития (Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов, З.Б. Цаллагова и другие);

этнопедагогическую направленность воспитания и развития личности (И;А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, В.К. Кочисов, Ш.А. Мирзоев, А.Н. Нюдюрмагомедов, Б.А. Тахохов, И:А. Шоров);

концепции, идеи и подходы к семейному воспитанию (Я.А. Коменский, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинский, АЛО. Гранкин, К.Б. Семенов и др.).

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

- выявлены особенности взаимоотношений детей разных национальностей
младшего школьного возраста;

- разработаны доступные для русскоязычных детей разных национальностей
младшего школьного возраста направления комплексного содержания русской
национальной культуры во взаимосвязи с элементами культуры карачаевцев,
помогающие детям познать особенности быта, природы, труда, традиций;
характера карачаевского народа.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- выявлены основные тенденции использования средств народной педагогики в современной воспитательной практике;

- опыт народного воспитания, накопленный карачаевцами представляет собой
совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики,
а также результаты воспитательного процесса в этой сфере;

- обоснована необходимость соблюдения преемственности содержания' и

методов приобщения детей к национальной культуре на начальном этапе непрерывного образования..

Практическая значимость исследования. Результаты исследования успешно внедрялись в практику школ г. Черкесска и г.Карачаевска, а также могут быть использованы для совершенствования национальной республиканской программы по приобщению детей к разным культурам.

Концептуальные подходы к воспитанию, ориентированные на русскоязычные школы, могут послужить основой для творческого использования ; педагогами в практической работе с детьми с целью приобщения к национальным культурам народов КЧР.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, педагогическая и документально-художественная литература, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Этапы исследования: Первый этап- (2000-2002гг.) - разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, сбор, изучение и анализ материалов. Второй этап (2002-2004гг.)- осмысление и обобщение полученных результатов,, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования5 целям и задачам работы, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

- направления содержания- национальных культур, объединяющие в себе
произведения художественной литературы, устного и музыкального народного
творчества, элементы декоративно-прикладного искусства, народные игры и
праздники, должны соответствовать принципу вариативности с учетом

возрастных особенностей, интересов и желаний детей;

интерес к культуре народа совместного проживания может пробудиться: в младшем школьном возрасте при активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка ив последующем развиться в чувство симпатии к людям< этой национальности;

успешное решение задачи. воспитания культуры межнационального общения достигается при: таком построении педагогического процесса, который исключает жестко регламентированные, авторитарные методы работы педагогов и обеспечивает позитивное общение ребенка со сверстниками.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, апробацией полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения, и результаты исследования; обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ,. кафедр педагогики КЧРИПКРО, АГУ, КБ ГУ, докладывались на городской; практической конференции; учителей, по вопросам теории воспитания (г. Черкесск, 2001, г. Карачаевск, 2002), на XIX и XX Региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Майкоп, 2002).

Опубликованные материалы; использовались кафедрой педагогики и педтехнологий КЧГУ, Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников; образования (КЧРИПКРО), кафедрой педагогики КЧГУ в учебном процессе со слушателями^ студентами, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Карачаевска. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Общие вопросы воспитания детей, средствами народной педагогики

Общими вопросами воспитания в народной педагогике можно считать отношение к рождению и воспитанию детей; основные педагогические понятия-- «воспитание» (в широком и узком педагогических смыслах), «образование», «обучение», «развитие человека», «самовоспитание», «знание», «умение», «навык», «средство», «метод», «прием» и т. д.; основные факторы, влияющие на развитие человека; возрастные этапы в развитии детей; проблема цели воспитания; принципы воспитания; содержание воспитания и образования. Это вопросы, отношение к которым оказывает влияние на умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Известны ли они были народной педагогике? Да, несомненно. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования по народной педагогике Г. Н. Волкова, А. Ф. Хинтибидзе, Я. И. Ханбикова, А. III. Гашимова и других. Известны они были и карачаевской народной педагогике.

Рождение и воспитание детей - это потребность и счастье каждого физически и психически здорового человека, поддержание родителей в старости - долг каждого здорового и трудоспособного человека. Такова одна из основных идей анализируемых памятников народной педагогики. В народной педагогике ясно осознавалось, что выполнение семьей репродуктивной функции (состоящей в воспроизводстве жизни) связана с осуществлением ею и других функций - хозяйственно-экономической и воспитательной.

Однако задача семьи, по народным - воззрениям, заключается не только в том, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе и др.), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания. Поэтому народные педагоги учили будущих и молодых родителей.

Идея о том, что духовное богатство человечества передается молодому поколению через воспитание, широко отражена в героическом эпосе «Нарты» на примере его героев Сосруко, дающиеся человеческие качества, позволившие им свершить замечательные деяния - результат воспитательной деятельности их родителей и воспитателей, а также самовоспитания героев [7, С. 59].

Воспитание в общем виде понимается народной педагогикой как подготовка к жизни в обществе, В более обширном понимании воспитание — процесс передачи подрастающему поколению того, что уже накоплено обществом, т. е. знаний, трудовых умений, норм и опыта поведения в обществе; выработки определенной системы миропонимания. С помощью воспитания происходит постоянное приобретение и обогащение личного опыта в различных областях познания, труда, общения.

Народная педагогика признает наличие объективно действующих закономерностей воспитания. В частности, она считает, что формирование общественно ценных качеств личности во многом зависит от деятельности и общения, о чем свидетельствуют пословицы: «Лучше тот, кто много видел, чем тот, кто долго жил», здесь под «много видел» имеется ввиду не созерцание, а «много испытал», «много действовал», значит больше знает, опытнее); «Кто больше бывал, тот больше знает» и т.д. [150, С. 68].

Конечно, карачаевская народная педагогика знала, что если бы новым поколениям приходилось познавать мир только через личный опыт, им бы не хватило жизни. Поэтому она вооружала.подрастающее поколение богатством знаний и опыта, «которое выработало человечество» путем обучения. В этом обучении большую роль играло общение детей и молодежи со взрослыми, с опытными людьми. Карачаевские народные педагоги говорили: «Человека создает человек», т. е. человек становится человеком через воспитание, «Кто не бывает среди людей, подобен еще неродившемуся», т.е. ребенок еще не личность, станет он человеком или нет — зависит от общества, от взаимодействия его с обществом, с другими людьми. Социальный опыт не передается человеку по наследству, знания и трудовые навыки не являются врожденными. Таким образом, народ считает, что только приобщаясь через старшее поколение к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания, выработанным человечеством, ребенок становится личностью.

Народные педагоги считали, что воспитать человека гораздо труднее, чем произвести его на свет. Воспитание детей требует много труда и разнообразных забот, малых и больших. «Кто воспитывает человека, теряет столько, сколько стоит человек», т. е. воспитание человека требует большого труда, много времени, терпения; воспитатель человека лишается многих удовольствий.

В материалах карачаевской народной педагогики встречаются слова-понятия, раскрывающие сущность воспитания. Такими словами, которые близки по смыслу к слову «воспитание» и характеризующими в определенной степени его сущность, являются воспитать, вскормить, выхаживать, растить, учить, приучать, наставлять, развивать, наставлять, учиться, читать, дать знание, помочь узнать, разъяснить. От этих слов произошли: воспитание, воспитанник, обучение, образование, наставление, учение, чтение, знание. Все эти слова многозначны, и каждое из них имеет свою специфику, доказывая тем самым, что в понимании карачаевского народа воспитание — многостороннее явление, которое:объединяет уход за ребенком, защиту его жизни и здоровья, сознательное воздействие на него со стороны других людей с целью привить ему определенные умственные, нравственные, физические и эстетические качества.

В своем устном народном творчестве карачаевцы выразили свои убеждения в том, каков должен быть человек по их понятию. Этот идеальный человек соответствует характеру народа, определяется его общественной жизнью. Как и у других народов, основной целью воспитания у карачаевцев являлось воспроизведение идеала в отдельных личностях. Это находило конкретное проявление в стремлении передать детям физические и душевные качества родителей, предопределить судьбу новорожденного без целенаправленного воспитательного воздействия. Так в одной из колыбельных песен содержится пожелание ребенка стать таким, как его отец.

Это пожелание отражает верность хорошим национальным обычаям и традициям, носителем которых в данном случае является отец, и заботу о сохранении, укреплении и развитии их путем передачи подрастающему поколению. Еще отчетливее это видно в колыбельной песне, которую пели одному из главных героев нартских сказаний. В песне мать надеется вырастить такого сына, «в честь которого дед скажет слово здравицы», «который обрадует многих людей». В этих словах мы видим представление народа о цели воспитания — растить детей такими, чтобы они могли жить в согласии с интересами общества, т. е. подготовить их к жизни и труду. Только тогда они могут «обрадовать многих людей», только тогда их деды будут предлагать тосты в их честь.

Об этом говорит и существовавший у карачаевцев обычай устраивать праздник в честь первого шага ребенка: готовили угощенья, приглашали соседей, родственников. Рядом с угощеньем на стол клали плеть, топорик, молоточек, маленькие вилы, шило и другие орудия труда. Ребенка подводили к столу и ждали, что он возьмет первым, пытаясь тем самым определить кем он станет в будущем. Обычай этот, в частности, свидетельствует о значении, которое карачаевцы придавали трудовому воспитанию.

Психолого-педагогические аспекты воспитания эмоционально-положительного отношения детей младшего школьного возраста к сверстникам

На земле существовало и существует множество народов, каждый из которых обладает своей особой и неповторимой культурой. В XX веке развитие культуры пошло более быстрыми шагами нежели в XIX веке. Всякая народная культура имеет древние корни, уходящие в глубь веков, она основана на длительных исторических традициях, отражающих мечты, обычаи, склад характера того или иного народа. Традиции, как известно, отражают связь поколений, передачу духовных ценностей и именно на традициях строится культурная жизнь народа. Культура - это все то, что на протяжении тысячелетий создавали; люди своим трудом. Культура - творчество народа, всегда самобытное оригинальное свое. Культуру делает человек, который сформирован нормами и традициями. Слово культура, в философском словаре трактуется следующим образом: «Культура (лат. culture) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда- «культура техники земледелия») [170, С.575]. В переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание телесно - душевно-духовных склонностей и способностей І человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о culture animi).

В широком смысле слова культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы постановка воспитания, экономика... религия, все формы проявления объективного духа.

Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье или «рафинированную культуру». В старых культурах подчас наблюдается усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура - это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация - совокупность достижения техники и связанного с ним комфорта.

И.С. Гессен представил схему, отражающую концепцию культуры: «Таким образом, в составе жизни современного человека мы различали как бы три слоя: образованность, гражданственность и цивилизацию. Слово «культура», как наиболее общее и неопределенное, мы сохраним для обозначения совокупности всех трех слоев.

Он, рассматривая культуру с исторической точки зрения, утверждает: «История есть только там, где есть культура. Народ тем культурнее, чем дольше жил он исторической жизнью, т.е. чем больше накопил он того непреходящего прошлого, которое, сохраняясь, передается от поколения к поколению. Сказать «исторический народ» - это все равно, что сказать «народ культурный». В силу чего, однако, возможно это чудо истории, этот поразительный факт сохранения прошлого? Почему одно прошлое исчезает бесследно, а другое изъемлется из власти времени и становится прочным достоянием народа? Ответив на этот вопрос, мы не только вскроем основание совпадения понятий истории и культуры, но и придем к точному определению понятия культуры» [45, С. 31-32].

Необходимость исследования проблемы межнационального общения вызвана перестроечными процессами последних лет в российском обществе: изменением его социально-политической структуры, обострением межнациональных отношений, переходом экономики на рыночные отношения, соответственно, новыми общественными требованиями к воспитательным структурам. «Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования», определила ключевые позиции обновления современной школы, а именно: «возрождение ее культурно-созидающей роли, ее развитие на основе национальных традиции, ее демократизация и гуманизация».

Идеи развития национальной народной школы, призванной сформировать личность с национальным достоинством, гражданственностью, патриотизмом, имеют глубокие истоки в российском образовании (В.Н.Сорока-Росинский, Л.Н.Толстой, ІСД.Ушинский, И.Н.Ульянов, Н.Я;Яковлев и др.).

Теория интернационально-национально-патриотического воспитания детей достигло качественно другого уровня в советский период, когда родился новый тип светского образования - единая общеобразовательная массовая' политехническая трудовая школа. Н.К.Крупская, П.П.Блонский, А.В. Луначарский и ряд других; исходили из объединяющей всех трудящихся интернационалистской идеологии и народного характер образования, что предопределило дальнейшее развитие теории интернационального воспитания в советской общественно-педагогической науке.

В современных условиях одну из задач нашего исследования мы видим, прежде всего, в критической: переработке накопленного за весь советский период научного знания и эмпирического опыта в области интернационального воспитания о тем, чтобы выявить исходные условия и взаимосвязи развивающихся сегодня межэтнических отношений для разработки теории, способной повлиять на гармонизацию межнациональных отношений в практике.

В советский период господства марксистско-ленинской теории актуальные вопросы межнациональных отношений, интернационального воспитания молодежи освещались односторонне, только с позитивных позиций. Не претендуя на фундаментальный анализ исторического развития теории и практики интернационального воспитания отметим, что в качестве главного достижения социалистического общества было провозглашено правильное решение национального вопроса в рамках единого многонационального государства СССР. Утверждалось, что в результате появления новой исторической общности советского народа в нашей стране противоречия между нациями и народностями не имеют объективных предпосылок. Являясь исходной методологической базой в области интернационального воспитания, данное положение в определенной степени не позволяло исследователям выйти за его рамки.

Однако, сегодняшняя противоречивая действительность требует серьезного анализа, переосмысления происходящих событий всестороннего научного подхода в их решении. Такие первые попытки предприняты философами, историками, этнографами Абдулатиповьш Р.Г., Бромлеем Ю.В., Доронченковым А.И., Губогло М.Н. и другими.

Оставаясь на диалектико-материалистических позициях, исследователи по-разному подходят к анализу национального вопроса и межнационального взаимодействия. Так, Абдулатипов Р.Г. в своей работе «Природа и парадоксы национального «я» предлагает исходить из следующих методологических положений: первое - о возрастании в процессе исторического развития взаимосвязи и взаимозависимости мира,, человеческого сообщества всех национальностей; второе - что лишь уничтожение антагонизма между индивидами и гармонизация межличностных отношений могут привести к уничтожению антагонизма между народами и к гармонизации межнациональных отношений; третье - не может быть свободным народ, угнетающий другие народы».

Бесспорна значимость гуманистического содержания данных положений для всех народностей. Полагаем, в наших условиях их конкретизация существует в проблемах соотношения интересов наций в многонациональном государстве, соотношение интересов, потребностей личности, нации и общества в целом, также взаимопроникновения различных культур. Во всех случаях мы имеем дело с взаимосвязью, взаимодействием различных народов: производство материальных благ, предметов бытового обихода, культурных ценностей разного порядка и т.д. Межнациональные

Модель воспитания культуры межнационального общения детей в полиэтнической среде средствами народной педагогики

Социальные условия вызвавшие необходимость внедрения данной-модели: - полиэтнический состав городских начальных школ Карачаево-Черкесской республики, где без специального воспитания национальная принадлежность детей может оказаться значимой; - владение детьми разных национальностей материнским русским языком; являющимся языком межнационального общения; - постепенное расширение круга общения детей в процессе социализации от мононациональных объединений до интернациональных.

Основная цель, данной модели: формирование эмоционально-положительного отношения детей к сверстникам другой национальности и интереса к их культуре.

Прежде всего, мы обратили внимание на воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманности. Это выведено нами из результатов наблюдений, свидетельствующих, что усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, что является хорошим или плохим во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Практика также убеждает в том, что дети разных национальностей могут проявить друг к другу интерес, симпатию, внимание и чуткость только тогда, когда у них отсутствует или ими преодолены возможные отталкивающие стереотипные представления межнационального характера. Поэтому для нас важно было создание условий для переживания детьми чувства ценности любой жизни и уважения к любой культуре, что соответствует достижению высокого уровня культуры межнационального общения и появлению у детей навыков разумного мышления и поведения.

Особое место в нашей модели занимает создание эмоционально-положительного отношения детей к своим сверстникам независимо от их национальной принадлежности. Мы обращаем на это внимание, исходя из того, что эмоционально-положительное отношение является составной частью культуры межнационального общения.

Организуя опытно-экспериментальную работу по реализации модели, мы выдвигаем следующие принципы: отказ от авторитарного способа1 общения с детьми, личностно-ориентированный подход к ребенку, предполагающий наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства; - уважение и терпимость к своеобразным проявлениям национального характера, особенная чуткость и внимание к детям иной, чем остальные в группе, национальности; - активизация эмоционального восприятия детьми элементов национальных культур; -осторожность и чувство меры в приобщении детей к творчеству разных народов.

Критерии отбора содержания воспитания. По данным, полученным в ходе изучения практики, до 5 лет ребенок воспитывается преимущественно на родной этнической почве. Однако положительный опыт убеждает, что в младшем школьном возрасте, когда он начинает вникать в смысл человеческих отношений, нецелесообразно замыкать ребенка на уровне познания только родной культуры, что может привести к проявлениям этноцентризма. С этой целью для выработки эмоционально-положительного отношения детей других национальностей к карачаевским детям нами предлагается дополнительный материал о Карачаево-Черкесии. Национальная культура карачаевского народа отражает красоту родного края и характера его жителей. В ней заключается огромный педагогический заряд, интернациональный по содержанию и экзотически привлекательный по форме.

Программный материал призван помочь детям освоить доступные их возрасту общечеловеческие ценности эмоционального (юмор), нравственного (добро, любовь, согласие) и поведенческого (забота, взаимопомощь, этикет, гостеприимство) плана. Все элементы национальных культур русского, карачаевского и других народов представляют собой тщательно отшлифованные временем образцы речевого, изобразительного и музыкального таланта многих поколений. Вместе с тем они предоставляют педагогам и детям широкие возможности в свободной импровизации.

В программу модели вошли произведения малых фольклорных жанров, народные песни, подвижные и хороводные народные игры, ознакомление детей со сказками, обычаями и традициями разных народов.

Следует подчеркнуть, что программа является парциальной, т.к. современному ребенку, несомненно, нужны для гармоничного развития и современные песни и музыка, компьютерные игры и мультфильмы, развивающие занятия и экскурсии, которые педагоги найдут в. основной программе, по которой работает школьное учреждение. Народное творчество является лишь первоосновой, на которой строится дальнейшее приобщение детей к классическому и современному искусству.

Критериями отбора иноэтнического фольклорного материала для данной парциальной программы явились: - доступность; - эмоциональность; -познавательность; - нравственное содержание; - возможность организации на его основе разнообразных видов деятельности детей.

Новизна программы-модели по воспитанию культуры межнационального общения, также составляют ее особенности:

1. Признание необходимости обращения особого внимания на воспитание общечеловеческих норм взаимоотношений в полиэтнических группах детей.

2. Познавательный материал, в основном, дается через «философские» беседы по обсуждению русских и карачаевских сказок и направлен на воспитание полного принятия или безусловно положительного отношения к собеседнику.

3. Интериоризация этических норм и представлений в отношениях сверстников - представителей разных этносов осуществляется с помощью максимального привлечения положительных эмоций: здорового смеха, шаловливого веселья, ощущения радости и комфорта.

4. Конечным результатом данной воспитательной модели является переживание детьми чувства ценности любой жизни и уважения к культуре любого народа.

Воспитательная работа для детей младшего школьного возраста вбирает в себя пять основных направлений работы (Приложение 1): 1. Педагогическое общение на основе произведений художественной литературы и устного народного творчества. Художественная литература для детей и устное народное творчество - богатый этнопедагогический материал, раскрывающий национальные черты характера человека и нормы взаимоотношений между людьми. Непосредственное живое общение ребенка со значимым взрослым - один из ведущих методов этнопедагогики любого народа. Чтение и рассказывание, беседа, разучивание наизусть, игра-драматизация не обходятся без доверительного общения воспитателя с ребенком. Чувствуя заинтересованность взрослых, дети радуются каждой новой встрече с книжкой, учатся чувствовать юмор, стремятся запомнить и выразительно прочитать для родителей понравившиеся потешки, стихи, пословицы, заклички, скороговорки.

В качестве одного из средств раскрытия нравственного смысла произведений предлагаем специально подготовленные «философские» беседы, во время которых можно выявлять отношение старших дошкольников к поступкам героев, поощрять их мотивационные оценки и высказывания на моральные темы, вопросы детей о разных народах, их обычаях и быте, об отношениях между людьми.

В диалогической беседе со взрослым ребенок знакомится с речевым этикетом, принятым у всех народов. Уважение к собеседнику, скромность, вежливость и деликатность становятся осознанной потребностью ребенка лишь при многократном повторении не только на словах, но и в деятельности представлений об этикете. При этом взрослые должны помнить, что ребенок воспитывается только на положительных эмоциях. Поэтому так важны моменты самоутверждения каждого ребенка, во время занятия. Это происходит, когда ребенка похвалят за хороший ответ, скажут доброе слово, просто улыбнутся ему или погладят по плечу.

Содержание опытно-экспериментальной работы

Локальная опытно-экспериментальная работа по апробированию модели воспитания культуры межнационального общения проводилась нами на базе средних общеобразовательных школ №2, №3, №6 г. Карачаевска.

Данные школы наиболее подходят для нашего исследования по следующим параметрам: 1. Смешанный национальный состав русскоязычных групп детей. 2. Возможность использования различных помещений, предназначенных для осуществления разнообразных видов деятельности детей (компьютерный зал, комната для театрализованных игр, хореографический зал, миниэтномузей, зал

- «подворье», где могут играть вместе дети из русской и карачаевской групп).

3. Консолидация людей разных национальностей, работающих в школе и разделяющих идею воспитания культуры межнационального общения.

Учитывая изложенные выше основные теоретические подходы к проблеме воспитания культуры межнационального общения детей, а также объективные кадровые и материально-технические условия конкретного школьного учреждения, нами была проведена констатирующая часть опытно-экспериментальной работы с целью определения исходной позиции.

Задачи констатирующей части опытно-экспериментальной работы:

1. Изучить использование элементов народного творчества в практике работы современных русскоязычных школ Карачаево-Черкесской республики с поли этническим составом.

2. Определить уровень детских представлений о русском и карачаевском народном творчестве как части национальной культуры.

3. Выяснить характер взаимоотношений сверстников разных национальностей в младших классах.

Для решения поставленных задач было проведено 4 серии экспериментов с использованием следующих методов: -анализ годовых и календарных планов воспитательной работы школьных образовательных учреждений городов республики (всего 15 планов); - анкетирование учителей и методистов школьных образовательных учреждений городов республики (130 респондентов); - беседы и дидактические игры с детьми; - метод социометрического исследования межличностных отношений детей в виде игры «Секрет», разработанной лабораторией Т.А. Репиной; - эмпирическое наблюдение.

В эксперименте приняли участие 356 детей младшего школьного возраста (128 детей из экспериментальной группы и 128 - из контрольной ). Общий охват испытуемых составил 280 человек.

Первая серия констатирующих срезов. Анализ годовых и календарных планов воспитательной работы школ за 2000-2003 учебные годы города Карачаевска, в основном придерживались какого-то одного, основного направления воспитательной работы. На наш взгляд, приоритетность только одной линии развития ребенка ущемляет целостность и естественность развития его личности. Разнообразие программ и методик, свобода выбора каждым образовательным учреждением автономной воспитательной системы, хотя ив соответствии с федеральными нормативными документами - это признак переходного времени, когда еще не определились государственные стандарты воспитания и обучения детей.

Основным недостатком изученных годовых планов работы школьных образовательных учреждений г.Карачаевска, на наш взгляд, является игнорирование проблем нравственного воспитания детей.

Приоритетные направления воспитательной работы городских школ в 2002-2003 учебном году

Как видно из таблицы 1, наибольшее количество городских дошкольных образовательных учреждений придерживаются экологического и интеллектуального направлений воспитательной работы. Воспитание бережного отношения к родной природе, чуткости и внимания ко всему живому, любви к родному краю, несомненно, является частью народной культуры. В планах работы двух школ №2, №6 отражена система занятий по ознакомлению с природой родного края, содержание бесед, экскурсий, наблюдений, праздников, работа по созданию предметной среды и т.д.

К сожалению, социально-нравственное направление работы оказалось на последнем месте, хотя развитие гуманных качеств личности ребенка представляется одним из основных условий его готовности к школе, гарантией его эмоционального благополучия в обществе сверстников.

Работа по использованию фольклорного материала как средства патриотического и нравственного воспитания велась не во всех школах. А воспитанию культуры межнационального общения в планах не уделялось специального внимания. В целом, использование народного творчества носило ситуативный характер. Не ощущалось целенаправленности в развитии эмоционально-чувственной сферы детей, в формировании у них устойчивого интереса к культуре и истории своего народа, в воспитании взаимоотношений детей разных национальностей.

В качестве положительного практического опыта можно, на наш взгляд, рассматривать приобщение русскоязычных детей к карачаевской национальной культуре в некоторых школ во время; специальных занятий по обучению карачаевскому языку. На таких занятиях дети познают «мир вещей», а затем «мир людей» карачаевского народа: «Игрушки карачаевских детей», «Карачаевская национальная одежда», «Мой город», «Я и моя семья», «Я и мой друг» и т.д. У детей разных национальностей складываются представления о карачаевских обычаях и праздниках, они узнают по радио и телевидению карачаевские песни, загадки, сказки, с удовольствием разучивают карачаевские танцы. Знание второго языка помогает детям успешно строить свои отношения со сверстниками.

Эмпирическое влияние такого приобщения русскоязычных детей к карачаевской национальной культуре на эмоционально-положительное отношение детей друг к другу требует научного обоснования, приведения в систему содержания и методов воспитания.

Вторая серия констатирующих срезов. С целью изучения состояния .йл практики приобщения русскоязычных детей к национальным культурам было проведено анкетирование учителей и методистов городских школ (приложение 3) с участием 184 респондентов. Большинство респондентов (67%) имели стаж педагогической работы свыше 10 лет, 28% - от 3 до 10 и 5% - до 3 лет. Это значит, что основная часть педагогов представляет собой то поколение городского населения, которое специально не изучало и имело ограниченное представление об элементах национальной культуры своего и соседнего народа. Тем не менее, участники опроса понимают положительное значение приобщения городских детей сначала к родной культуре, затем к культуре народа совместного проживания: и, таким образом, в младшем школьном возрасте - к той и к другой одновременно.

Похожие диссертации на Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде