Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Малейченко Елена Валентиновна

Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори)
<
Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Малейченко Елена Валентиновна. Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Белгород, 2000 183 c. РГБ ОД, 61:01-13/100-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников

1.1. Проблемы нравственного воспитания и развития школьников в современной педагогике стр. 16

1.2. Особенности нравственного воспитания младших школьников стр.37

1.3. М.Монтессори об активной, творческой природе ребенка и о создании подготовленной дидактической среды стр.64

ГЛАВА II. Нравственное воспитание младших школьников в фольклорно-дидактической среде, организованной на основе педагогических идей М.Монтессори

2.1. Условия создания фольклорно-дидактической среды нравственного содержания стр. 80

2.2. Модель нравственного воспитания младших школьников средствами фольклорно-дидактической среды стр.94

2.3. Содержательная характеристика основных этапов опытно-экспериментальной работы стр. 111

Заключение стр. 143

Библиография стр. 148

Приложения

Введение к работе

Во все исторические времена, при разных социальных укладах, в обществе имели место моральные нормы и правила, определяющие поведение людей. Но чтобы человек следовал им, необходимо осознание этих норм и правил. До каждого члена общества, в частности, до ребенка, следует донести содержание моральных норм, правил, представлений, понятий, всего того, на чем базируются нравственные устои.

Необходимо также организовать процесс воспитания, направленный на усвоение норм, потому что знать определенные нормы — это еще не значит следовать им. Только те нормы, которые нашли эмоциональный отклик в человеке и приняты им, могут в последствии реализоваться в действиях, в поведении. Подчеркивая значимость воспитания Л.С.Выготский, в частности, говорил, что мораль составляет неотъемлемую часть всего воспитания, «и морально поступает тот, кто не замечает, что он поступает морально. Как здоровье, которое мы замечаем только тогда, когда оно нарушено, как воздух, которым мы дышим, так и моральное поведение возбуждает в нас ряд забот только тогда, когда в нем имеется какой-нибудь серьезный изъян». (46,256)

К проблеме этического развития личности в области философии обращаются многие ученые: Архангельский Л.М., Бакшта-новский В.И., Блюмкин В.А., Ганжин В.Т., Гумницкий Г.К., Гусейнов А.А., Дробницкий О.Г., Курылев СВ., Момов В.М., Селиванов Ф.А., Согомонов Ю.В., Титаренко А.И., Шардаков М.Н., Шишкин А.Ф.

Моральная оценка и моральные суждения рассматривались, в частности, Кобляковым В.П., Холостовой Т.В.

В трудах таких философов как Архангельский Л.М., Дроб- ницкий О.Г., Титаренко А.И. нашли отражение вопросы о природе и структуре морального сознания.

Проблема морального выбора, влияния морали на поведение личности изучались Анисимовым С.Ф., Бакштановским В.И., Блюмкиным В.А., Крутовым Н.Н.

К вопросу нравственного воспитания личности обращались и классики отечественной педагогики: А.С.Макаренко, В.А.Сухо-млинский, С.Т.Шацкий, К.Д.Ушинский.

Широкое освещение получило нравственное воспитание в ра ботах современных отечественных психологов и педагогов: О.С.Богдановой, Л.И.Божович, Н.И.Болдырева, Д.И.Водзинского, К.В.Демидовой, А.И.Дулова, И.А.Каирова, Э.П.Козлова, Т.Е.Кон- никовой, Т.М.Куриленко, Б.Т.Лихачева, В.А.Мартынова,

И.С.Марьенко, Т.Мустафакулова, В.И.Петровой, Г.М.Потанина, Н.В.Роговой, Л.И.Рувинскова, Е.В.Тонкова, Н.М.Трофимовой, И.Ф.Харламова, Н.Е.Щурковой и др.

Общепедагогические основы формирования нравственных знаний, которые рассматриваются как часть целостной проблемы формирования личности, раскрыты в трудах О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, И.С.Марьенко, Л.И.Новиковой и др.

В ряде психолого-педагогических исследований уделяется серьезное внимание вопросам формирования и развития нравственных отношений учащихся. (З.И.Васильева, Т.Н.Мальковская, В.И.Петрова, Л.П.Болотина).

Различные аспекты нравственного воспитания в младшем школьном возрасте нашли отражение в работах таких ученых, как Р.Г.Амосова, Н.Б.Андрианова, О.С.Богданова, Г.И.Веденеева, Т.В.Вершинина, Л.А.Выготина, Г.Ф.Гаврилова, И.М.Данилюк, Л.И.Дименштейн, В.В.Зайцева, И.А.Зайцева, О.Д.Калинина,

Г.Б.Михина, Н.Н.Палагина, Н.М.Трофимова, Н.Э.Фокина, А.И.Шемшурина, Г.Т.Цап и др.

Вышеназванные ученые показали роль морального просвещения в младшем школьном возрасте, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах, которыми он должен овладеть.

Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок поступков.

Воспитание нравственности ребенка должно основываться на том фундаменте, который был заложен вековой народной мудростью и содержит большой нравственный потенциал. Этим потенциалом обладает фольклор.

Такие философы и педагоги, как Ж.Ж.Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервег, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский высоко ценили духовно-нравственный опыт своего народа и указывали на то, что воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно природосообразно, т.е. когда на основе своей жизненно-трудовой и бытовой практики, наблюдений за природой, люди эмпирически устанавливали, что в природе все целесообразно и гармонично.

В наше время необходимо сохранить эту гармонию, как в отношении человека к природе, так и в отношениях между людьми.

Россия переживает время, когда нужно обратить взоры в прошлое, чтобы там, в культурной памяти и историческом опыте найти ответы на волнующие сегодня вопросы, понять причины нынешнего состояния нравов. Поэтому столь актуальным представляется обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры.

В нашей стране, болезненно переживающей период тотальной перестройки и переоценки сложившихся стереотипов сознания, опора на богатейшую культуру предшествующих поколений является необходимой.

Найденные древние памятники русской культуры дают возможность убедиться в том, что детское нравственное, физическое и эстетическое воспитание на Руси постоянно находилось в поле зрения общественности. В «Домострое» относящемся к XYI веку, есть поучение: «Зваться большим, знаться с меньшим». Часто хозяйственные сведения в «Домострое» связаны с необходимостью благоустройства духовного мира взрослых и детей. В нем содержатся интересные игры, загадки, пословицы, поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие ум и ловкость ребенка.

М.В.Ломоносов одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора. Он писал: «Сладострастные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают, и чувства высокие воспитывают». (180,10).

На роль фольклора в нравственном воспитании человека указывают исследования И.И.Земцовского, А.Ф.Некрыловой, М.Новицкой, Г.С.Виноградова, М.Н.Мельникова, Е.М.Орловой. По их мнению, нельзя ни отдельно взятому человеку, ни народу, ни стране существовать и строить будущее без знания корней, традиций, без тех духовных ценностей, которые были накоплены и завещаны нам предшествующими поколениями.

Поступательное движение в науке и культуре всегда основывалось на преемственности опыта и традиций, на перекличке эпох. «Поэтому так важно в наши дни возродить преемственность поколений, - считает М.Т.Картавцева - передать подрастающему поко- лению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает у детей желание проявлять себя творчески.

На современном этапе, главная задача художественно-эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения - повернуться лицом к фольклору, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются умения, навыки, способности». (180,7)

В процессе нравственного воспитания средствами фольклора важно, чтобы ребенок не просто пассивно воспринимал информацию о культуре своего народа, а как бы «проживал» ее, был «погружен» в народное творчество, вплотную соприкасался с элементами народной культуры.

Одно из условий решения данной проблемы - личностно-ориентированный подход, где, по мнению Е.В.Бондаревской, абсолютной ценностью воспитания является ребенок. «Человек - это цель и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Воспитание в человеческом измерении - это гуманистический, личностно-ориентированный процесс».(32,29)

Русские философы Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, П.Ф.Флоренский развивали концепцию, где человек предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность.

В настоящее время принцип личностного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, принцип означает признание его активным субъектом этого процесса. В соответствии с личностно-ориентированным подходом законы духовного и фи- зического развития, процессы изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Личностно-ориентированный подход предполагает ребенка субъектом собственного развития, создает педагогические условия для проявления его собственной активности.

С точки зрения психологии, проблема субъекта, по мнению А.В.Брушлинского, имеет свою специфику, раскрываемую с позиций субъектно-деятельностного подхода, при котором наиболее существенно прежде всего то, что психика есть важнейшее качество именно человека как субъекта деятельности, общения.

Поиск путей постановки ребенка в процессе нравственного воспитания средствами фольклора, в позицию субъекта своего развития, обратил наше внимание к педагогическим идеям М.Монтессори. По мнению итальянского педагога, стремление ребенка к независимости, самостоятельности, стремление стать свободной личностью, должно уважаться, приниматься во внимание, так как творческая задача молодого человека состоит в том, чтобы сформироваться как моральная личность.

М.Монтессори считает, что воспитывать - значит помогать с самого детства в развитии личности, свобода которой ведет к свободному моральному поступку. Общий смысл заключается в том, чтобы подвести молодого человека к позиции субъекта в его жизнедеятельности. Для М.Монтессори ребенок - активное существо, задача которого заключается в формировании собственной личности в рамках процесса развития, определенного внутренними законами.

В соответствии с педагогическими идеями М.Монтессори в качестве субъекта в полной мере ребенок может проявить себя только в подходящем его потребностям окружении, которое позво- лит ему стать активным. Таким окружением в процессе обучения выступает в педагогике Монтессори подготовленная дидактическая среда, которая предполагает систему дидактических материалов определенного образовательного содержания. Подготовленная дидактическая среда стимулирует субъектную активность ребенка. Окружающая среда направляет активность ребенка как субъекта деятельности.

С нашей точки зрения, идея М.Монтессори о создании подготовленной дидактической среды может оказаться эффективной при разрешении проблемы нравственного воспитания младшего школьника средствами фольклора.

На основе этой идеи может быть создана фольклорно-дидактическая среда нравственного содержания, которая дала бы ребенку возможность «погрузиться» в фольклор как в целостное явление культуры своего народа.

Педагогически грамотно созданная фольклорно- дидактическая среда, по нашему мнению, будет стимулировать активную позицию ребенка в усвоении элементов народной культу-ры, несущей глубокое нравственное содержание. \

Вышеизложенное явилось основанием и мотивом предпринятого исследования:

Цель исследования - выявить основные условия создания фольклорно-дидактической среды на основе педагогических идей М.Монтессори, нацеленной на организацию процесса нравственного воспитания младших школьников.

Объект исследования - нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников в условиях фольклорно-дидактической среды нравственного содержания.

Цель, объект и предмет исследования определили задачи исследования:

Изучить современное состояние исследования проблемы нравственного воспитания младших школьников.

Выявить возможности педагогических идей М.Монтессори о подготовленной дидактической среде в осуществлении нравственного воспитания младших школьников средствами фольклора.

Определить основные условия создания фольклорно-дидактической среды нравственного содержания.

Разработать модель нравственного воспитания младших школьников средствами фольклорно-дидактической среды.

Осуществить экспериментальную проверку эффективности нравственного воспитания младших школьников средствами фольклоро-дидактической среды.

В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективное нравственное воспитание младших школьников посредством фольклорно-дидактической среды, созданной на основе педагогических идей М.Монтессори, возможно при соблюдении следующих педагогических условий: ориентация на субъект-субъектную систему взаимодействия с младшим школьником; реализация свободы выбора нравственной позиции субъекта; упорядочение среды жизнедеятельности младшего школьника (в том числе фольклорно-дидактической); осуществление системой фольклорно-дидактических материалов ряда определенных функций наглядности. \1 Методологическую основу исследования составляют философские, психолого-педагогические положения о том, что личность человека, особенно ребенка, является высшей ценностью в процессе развития общества; о приоритете общечеловеческих ценностей в истории общественной жизни; об использовании личностно-ориентированного подхода в процессе нравственного воспитания; о единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в процессе формирования гармоничной нравственной личности.

Методы исследования. В исследовании был использован комплекс методов: изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; изучение и анализ процесса нравственного воспитания в начальной школе; педагогическое наблюдение; групповые и индивидуальные беседы; анкетирование; интервьюирование; метод незаконченных сочинений; создание ситуаций морального выбора; проведение дискуссий; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных в процессе экспериментальной работы результатов.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средних общеобразовательных школах №№ 27, 39, 46 города Белгорода.

Исследовательская работа прошла следующие этапы:

Первый этап (1995-96г.г.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного воспитания личности; изучение основополагающих педагогических идей М.Монтессори.

Второй этап (1996-98г.г.) - составление программы опытно-экспериментальной работы; определение и апробация исследовательских методик; подготовка и проведение констатирующего и формирующего эксперимента.

Третий этап - (1998-99г.г.) - продолжение формирующего эксперимента; обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; оформление результатов проведенного исследования в виде кандидатской диссертации.

Основные положения выносимые на защиту.

1. Под феноменом фольклорно-дидактической среды мы по нимаем систему фольклорно-дидактических материалов нравствен ного содержания, соответствующих определенным требованиям и предназначенных для организации самостоятельной деятельности ребенка с целью усвоения им данного содержания.

2. В качестве условий организации фольклорно- дидактической среды, способствующих повышению эффективности нравственного воспитания выступают: ориентация на субъект-субъектную систему взаимодействия с младшим школьником; реализация свободы выбора нравственной позиции субъекта; упорядочение среды жизнедеятельности младшего школьника (в том числе и фольклорно-дидактической); осуществление системой фольклорно-дидактических материалов ряда определенных функций наглядности.

3. Стержнем модели нравственного воспитания младшего школьника средствами фольклорно-дидактической среды, является система фольклорно-дидактических материалов нравственного со держания.

Научная новизна и теоретическое значение исследования: определено понятие фольклорно-дидактической среды, ор ганизованной на основе педагогических идей Марии Мон- тессори. Главной составляющей фольклорно-дидактической среды является система дидактических материалов, способ ствующих развитию нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения; выявлены педагогические условия организации фольклор-но-дидактической среды, способствующие повышению эффективности нравственного воспитания личности младшего школьника; разработана модель нравственного воспитания младших школьников средствами фольклорно-дидактической среды. ' Практическая значимость исследования состоит в том, что нами была разработана и внедрена в общеобразовательный процесс опытно-экспериментальная программа нравственного воспитания младших школьников, которая предполагает освоение ими элементов народной культуры.

Достоверность результатов исследования обеспечены совокупностью и научной значимостью исходных методологических и теоретических положений; изучением педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в базовых школах; применением методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, подтверждающих основные выводы диссертации; статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикаций материалов автора в сборниках научно-практических конференций: «Формирование духовной культуры в преподавании гуманитарных наук» (БАПК, 1996г.); «Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология» (БГПУ, 1996г.); «Об изучении детского фольклора Южного региона России» (БГУ, 1997г.); «Педагогика М.Монтессори в современном образовательном процессе» (БГУ, 1999 г.); а также в выступлениях на международных семинарах, посвященных проблемам педагогики М.Монтессори.

Материалы исследования использовались в работе методических семинаров для учителей средних общеобразовательных школ города Белгорода; в работе на курсах по подготовке детей к школе, организуемых при центре педагогики М.Монтессори Белгородского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Введение отражает актуальность и замысел исследования.

В первой главе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ», состоящей из трех параграфов, анализируется философская и психолого-педагогическая литература по проблеме нравственного воспитания личности; характеризуется современное состояние этой проблемы; рассматриваются основополагающие педагогические идеи М.Монтессори.

Во второй главе «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ФОЛЬКЛОРНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ, ОРГАНИЗОВАННОЙ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ М.МОНТЕССОРИ» обосновываются и раскрываются основные условия создания фольклорно-дидактической среды нравственного содержания; рассматриваются пути и средства организации процесса нравственного воспитания младших школьников в условиях фольклорно-дидактической среды; излагаются и анализируются результаты опытно-экспериментальной работы, полученные в ходе применения различных исследовательских методик.

В заключении формулируются основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования и основные положения, вынесенные на защиту.

В приложении содержатся материалы, отражающие подход к отбору содержания нравственного воспитания, отдельные исследовательские и научно-практические материалы, примерные вариан- ты текстов тестирования учащихся, используемых в опытно-экспериментальной работе и др.

Проблемы нравственного воспитания и развития школьников в современной педагогике

Проблема нравственного воспитания личности является одной из самых актуальных проблем общественного развития. На протяжении вековой истории цивилизации к ней постоянно обращались выдающиеся ученые прошлого - философы, психологи, педагоги. Большое внимание проблеме нравственного воспитания, как неотъемлемой части процесса воспитания в целом, уделяется в трудах Я.А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци. Так в работе «Великая дидактика» Я.А.Коменский исследует вопросы нравственного воспитания. Им приводится шестнадцать правил, в основе которых лежат «кардинальные» добродетели - мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Исключение из процесса воспитания одной из добродетелей может повлечь за собой, по мнению Я.А.Коменского, нарушение гармонии в формировании личности: «...нельзя без фундамента воздвигать здание, в котором все его плохо скрепленные части шатались бы на своих устоях». (80,322)

Под такой добродетелью как «мудрость» Я.А.Коменский понимает изучение человеком достоинства «вещей» и их «различия», что в свою очередь приводит к формированию у него «правильного суждения о вещах». С возрастом, как отмечает Я.А.Коменский, представления и понятия о добродетелях укрепляются в сознании человека и приобретенные на этой основе знания, суждения о нравственных принципах содействуют формированию нравственного поведения личности.

Я.А.Коменский подчеркивает: «... нужно старательно внушать юношеству назначение нашей жизни..» (80,325). Этими словами ученый обращает внимание на то, что человек не может жить только для себя. Являясь частицей общества, он должен так строить свои отношения, чтобы «...оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей». (80,325) Представления великого ученого-педагога о нравственных «добродетелях», несомненно, должна лежать в основе процесса воспитания личности и построения гуманных взаимоотношений в обществе.

Ж,-Ж. Руссо уже в начале своей научной деятельности так же обращается к проблемам процесса воспитания. Именно нравственное воспитание он характеризует как главнейшую и первоочередную педагогическую задачу. Так в своем труде «Эмиль, или о Воспитании» ученый глубоко анализирует сферу нравственных отношений. Ж.-Ж. Руссо указывает на то, что, формируя в сознании личности представление о понятиях «добро» и «зло», мы воспитываем такие нравственные качества как «доброта», «гуманность», «сострадание», «благотворительность». На этой основе и должны строиться нравственные отношения. (143, 282)

Являясь продолжателем педагогических воззрений Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци считает, что нравственное воспитание должно начинаться в семье и затем совершенствоваться в школе.

Формирование в сознании личности определенных нравственных качеств путем упражнения в нравственных поступках способствует, по его мнению, построению гуманных отношений в обществе. Ученый выдвигает принципиально новую идею о роли детского коллектива в процессе нравственного воспитания. Он подчеркивает, что именно в обществе сверстников ребенок первоначально пытается строить свои взаимоотношения с окружающими.

В основе нравственного воспитания, с точки зрения И.Г.Песталоцци, лежат три положения: «... выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышление и сопоставление правовых и нравственных условий...». (118, 63). Таким образом, ученый отмечает, что формирование нравственных представлений и понятий, воспитание нравственных чувств, упражнение в «добродетельных» поступках лежит в основе воспитания нравственной личности.

В центре творческого наследия выдающегося русского ученого-педагога К.Д.Ушинского так же стоят проблемы нравственного воспитания. Так в работе «О нравственном элементе в русском воспитании» К.Д.Ушинский пишет, что «... влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще». (166, 307) Ученый считает, что в основе отдельной личности и человеческого общества в целом лежит именно нравственное начало. Для того чтобы в сознании человека преобладало нравственное начало, говорит Ушинский, необходимо создать условия для его роста и развития: «...нравственное чувство ... требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть». (166,307). В воспитании нравственности, отмечает ученый, большую роль играют семья, общество, литература, которые оказывают сильное и решительное действие на «образование нравственного достоинства в человеке» (166, 307).

Особенности нравственного воспитания младших школьников

Изучение проблемы нравственного воспитания ребенка стояла в центре внимания многих выдающихся педагогов прошлого: Я.А.Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского и других.

О том, что нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни ребенка, говорил и В.А.Сухомлинский, подчеркивая, что «именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали». (1 57, 26)

В составленной педагогом азбуке моральной культуры говорится о таких качествах, как доброжелательность, трудолюбие, доброта, чуткость.

В современной психолого-педагогической литературе так же считается, что нравственное воспитание и развитие личности начинается с дошкольного возраста.

По мнению Б.Т.Лихачева, ребенок в своем морально-нравственном развитии проходит три условных стадии.

Первая стадия характеризуется преобладанием естественного эгоизма. Родившись, ребенок не имеет ни нравственного опыта, ни нравственных понятий или представлений. В своем поведении он руководствуется влиянием взрослых. Совершая нравственные или безнравственные поступки, ребенок делает это еще не осознанно. Несмотря на постоянное накопление нравственного опыта, подготовки сознания к восприятию и закреплению норм морали, ребенок испытывает на себе главное противоречие этой стадии — это противоречие между свободным проявлением своей сущности, и воздействием на поведение ребенка со стороны взрослых. Если правильно организовать воспитательный процесс, не подавлять ребенка, и в то же время не предоставлять его полностью самому себе, то есть создать такие условия, в которых ребенок может проявить свою внутреннюю активность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, то это позволит ему войти в систему предморальных отношений. «Педагогическим фундаментом такой организации детской жизни является подлинный человеческий авторитет воспитателя, любовь, интерес и уважение к нему со стороны детей». (90,26)

Вторая стадия морально-нравственного развития - это непосредственно моральное воспитание. Усваивая определенные нравственные нормы, понятия и представления, дети накапливают свой собственный социальный опыт.

Опираясь на этот опыт, ребенок строит свои взаимоотношения с окружающими. Выйдя из возраста естественного детского эгоизма, ребенок начинает понимать, что не все его поступки приемлемы в жизни, в общении, в деятельности. Он осознает, что последствия совершенных им поступков могут повлечь за собой не только одобрение, но и порицание окружающих. Опираясь на приобретенные нравственные знания, ребенок может сам, без помощи со стороны взрослого, в нравственной ситуации сделать выбор. Для того чтобы был сделан правильный выбор, необходимо формировать его нравственное сознание. Один из методов формирования морального сознания - это моральное просвещение. Однако не всегда знание моральных норм ведет к их соблюдению в поведении ученика. Чтобы не было разрыва между моральным сознанием и реальным поведением, Б.Т.Лихачев считает, что моральное просвещение должно быть дополнено и подкреплено «четко отлаженной системой образа жизни, наполненных соблюдением элементарных правил, обычаев и традиций». (90, 27)

Третья стадия - стадия свободного интеллектуально-нравственного саморазвития. Человек, достигший этой стадии способен на основе внутренне принятых им общественно ценных идеалов и принципов делать самостоятельный выбор поведения, которое будет высоконравственным. (90, 28)

Условия создания фольклорно-дидактической среды нравственного содержания

В ходе исследовательской работы нами была предпринята попытка определить основные условия эффективности нравственного воспитания младших школьников средствами фольклорно-дидактической среды.

Под феноменом фольклорно-дидактической среды мы понимаем систему фольклорно-дидактических материалов нравственного содержания, предназначенную для организации самостоятельной деятельности ребенка с целью усвоения им данного содержания. По нашему мнению, чтобы нравственное содержание, представленное в среде конкретными фольклорно-дидактическими материалами, усваивалось младшими школьниками наиболее эффективно, необходимо выявить условия, которые будут способствовать данному процессу. В этом заключается цель данного параграфа.

Анализируя современное состояние общества, то есть тенденции, которые направлены на его гуманизацию, мы организовали процесс нравственного воспитания младших школьников в условиях фольклорно-дидактической среды. При этом мы опирались на идеи построения подготовленной дидактической среды, предложенные М.Монтессори. За основу было взято положение о том, что дидактические материалы, наполняющие среду, которая окружает ребенка, должны способствовать самостоятельному и активному восприятию и закреплению в сознании нравственных понятий и представлений. Усвоив самостоятельно определенное нравственное понятие в процессе работы с дидактическим материалом, ребенок сможет также самостоятельно принять решение в ситуации нравственного выбора и полностью отвечать за последствия своих поступков. При этом окружающая ребенка подготовленная фольклор-но-дидактическая среда будет способствовать активности его действий.

В процессе создания данной среды мы также опирались на положение, высказываемое многими учеными (Я.А.Коменским, С.Френе, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинским, Н.А.Бердяевым, Н.О.Лос-ским, П.Ф.Флоренским, В.А.Сухомлинским, Е.В.Бондаревской и др.) о том, что человек, особенно ребенок, является высшей духовной ценностью и не должен подавляться в процессе своего развития. Все окружение личности в ходе ее воспитания, призвано соответствовать внутренней организации. Среда, окружающая человека, должна развивать то, что заложено в его природе, органично направляя процесс становления гармонично развитой нравственной личности Вся сущность педагогики М.Монтессори направлена на признание ребенка как личности, на предоставление ему свободы в его самореализации, на стимулирование ребенка к самостоятельной деятельности.

Исходя из того, что в современных психолого-педагогических исследованиях личность человека, особенно ребенка, является первостепенной ценностью, а это положение полностью находит свое отражение в творческом наследии М.Монтессори, первым условием создания фольклорно-дидактической среды нравственного содержания, которое мы выявили, является ориентация на субъект-субъктную систему взаимодействия с младшим школьником.

Данное условие предполагает личностно-ориентированный подход к ребенку и построение фольклорно-дидактической среды таким образом, чтобы ее содержание соответствовало внутренней организации личности и означало признание ребенка активным субъектом своего развития.

По мнению В.В.Серикова, идея личностно-ориентированного подхода проявляется на двух уровнях: обыденном и научном. С точки зрения обыденного - личностно-ориентированный подход рассматривается как этико-гуманистический феномен, который утверждает идеи уважения личности ребенка, сотрудничества, диалога и т.д. С научной точки зрения, личностно-ориентированный подход имеет разную концептуально-понятийную структуру, которую определяет наука, рассматривающая его как предмет. (147, 16).

В философии, личностно-ориентированный подход исследуется посредством категорий: «субъект», «свобода», «саморазвитие», «целостность», «диалог» (Г.С.Батищев, В.Е.Кемеров, М.Полани, Н.Б.Сигов, М.Н.Шардаков, Р.Эванс).!

С точки зрения психологии, личностно ориентированный подход определяет функции личности в процессе жизнедеятельности, дает представление о рефлексии, переживании. (Л.И.Анциферова, В.В.Давыдов, Г.А.Ковалев, А.В.Петровский и др). (147, 17)

В педагогике личностно-ориентированный подход рассматривает цели, содержание образования, методы обучения. «Концепция личностно-ориентированного образования, выявляя новое содержание этих компонентов, задает тем самым регулятивы преобразования педагогического сознания и практики». (147, 17).

Модель нравственного воспитания младших школьников средствами фольклорно-дидактической среды

Последние годы педагогическая наука недостаточно обращалась к духовному развитию личности; формированию нравственных качеств. Нравственные понятия и нормы формировались в исторической практике человека, они отражают духовную культуру общества. Основная задача нравственного воспитания - приобщение ребенка к духовной культуре своего народа и народов мира. Из этого мы исходили при построении общей модели нравственного воспитания младших школьников средствами фольклорно-дидактической среды.

Создавая данную модель, мы основывались на теоретическом анализе философской, психолого-педагогической литературы, экспериментальных данных и на содержании выделенных нами ранее условий создания фольклорно-дидактической среды нравственного содержания.

Моделирование в обучении имеет два аспекта: - содержание, которое необходимо усвоить школьникам; - учебное действие, средство, без которого невозможно полноценное обучение. (125)

Придерживаясь этой позиции, мы разработали модель, в ос Однако данная модель предполагает не только нравственное содержание, но и действия школьника, включающегося в систему нравственных отношений, которые в свою очередь базировались на следующих нравственных категориях и понятиях: «трудолюбие», «гуманизм», «патриотизм».

Определяя системное содержание дидактических материалов, мы базировались на системе нравственных отношений человека к окружающему миру, выделяя в содержании этих отношений отношения «человек - человек», и, в соответствии с современным представлением о нравственном воспитании - отношения «человек -природа», «человек - Родина», «человек - деятельность».

В системе отношений «человек - Родина», мы формировали представление о понятии «патриотизм». Славянин как защитник Родины, Отечества, близких ему людей. Отношение славянина к родной природе.

Раскрывая содержание понятия «гуманизм», мы старались помочь школьнику усвоить, что значит «заботливое», «чуткое», «доброе» отношение между людьми.

В системе отношений «человек - деятельность» мы пытались раскрыть содержание понятия «трудолюбие», привить детям бережное отношение к ценностям созданным трудом человека, к людям труда. На примере фольклорных материалов мы старались помочь школьнику усвоить, во имя чего трудится человек.

В заданной нами модели предполагается, что школьник, усвоив систему нравственных отношений через нравственные понятия и представления, перенесет усвоенное на свои отношения с учениками и учителем. При этом будут востребованы оба компонента сознания ребенка - когнитивный и эмоциональный.

Фольклорно-дидактическая среда нравственного содержания была нами оснащена системой дидактических материалов, при отборе которых мы руководствовались следующими требованиями: 1) нравственная направленность содержания материала; 2) художественная выразительность и образность; 3) доступность нравственного содержания фольклорно дидактического материала детям младшего школьного возраста.

В основе предложенной нами модели лежит такая фольклор-но-дидактическая среда нравственного содержания, которая является, с нашей точки зрения, стержневым условием процесса воспитания и приобщения школьника к духовной культуре и социальному опыту, накопленному в течение многих веков. Именно в фольклоре отражается коллективный разум. «Фольклор - это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации или другими способами; к формам фольклора наряду с другими относятся язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектура и другие виды искусства». (184,27)

В фольклоре своеобразны и традиционны не только стиль и форма, но и содержание, которое представляет собой систему образов, отражающих действительность. Фольклорные традиции живут и развиваются до сих пор. Ошибочно считать, что фольклор -это только наше прошлое.

Диалектические процессы, которые неизменно характеризуют современное состояние народного творчества, являются свидетелями важных качественных преобразований форм существования фольклора в зависимости от новых исторических условий.

Фольклор, по своей сущности, необычайно цельный. Эта цельность заключается в том, что каждый человек способен ощутить себя частью своего народа.

Народное творчество раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни. Это особенно важно в детском возрасте, потому что младший школьник только начинает приобретать социальный опыт. Фольклор дает возможность в доступной форме познать эти общие связи и закономерности, так как представляет собой самостоятельную целостную систему со своими закономерностями развития и средствами выразительности.

В.И.Калугин считает, что фольклор - это основа основ воспитания детей, что это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. (75, 3)

Действительно, трудно найти другой материал, который был бы настолько близок детям и содержал бы в себе огромные воспитательно-обучающие возможности.

Похожие диссертации на Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори)