Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Монастырева Татьяна Альбертовна

Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики
<
Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Монастырева Татьяна Альбертовна. Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Монастырева Татьяна Альбертовна; [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т].- Киров, 2008.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/478

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания моральных качеств млад-, ших школьников средствами народной педагогики

1.1. Воспитание моральных качеств личности младших школьников: сущность и специфика 14

1.2. Педагогический потенциал средств народной педагогики как источников воспитания моральных качеств младших школьников 37

1.3. Разработка модели технологии'воспитания моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики в качестве эмоциональных стимулов 56

Выводы по первой главе ..77

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели технологии воспитания моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики

2.1. Анализ состояния воспитания моральных качеств у младших школьников в педагогической'практике 79

2.2. Апробация модели технологии воспитания моральных качеств у младших школьников средствами народной педагогики 113

2.3. Динамика воспитанности моральных качеств у младших школьников. 131

Выводы по второй главе 144

Заключение 147

Библиографический список 154

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования: В* результате реформирования современного российского общества образовался^ кризис ценностей и: социальных і . і норм, в частности в вопросах.воспитанияшоральных качеств подрастающего:: поколения- Снижение нравственного уровня* общества в; целом- приводит к активизации поиска новых подходов и путей' формирования* нравственнойі-позиции; личности, особенно1 В; контексте: общечеловеческих ценностей? и норм поведения. /

, В современном социуме отмечаетсяфостпреступностщ негативные события; оказывают травмирующее воздействие на подрастающее поколение; отдельные: средства массовой.информациши среда, окружающая ребенка^; не- . редко* оказывают отрицательное влияние, вынуждая; детей! самостоятельно делать нравственный выбор между добром и злом, любовью-тненавистью; состраданием; и жестокостью: Именно; поэтому воспитание моральных; качеств школьников, начиная с.ранних возрастных ступеней, становится*актуальное социальной и педагогической^задачей., свещение этих проблем'мы. находимв официальных документах: «Концепция модернизации, российского образования на период до 2010 г.», «Национальная* доктрина образования?в РоссййскошФедерации» и др.: . .' Становление:теории?и; практики; проблемы воспитания г моральных ка- : ; честв и нравственного развития; младших; школьников связано с: исследованиями; О;С Богдановой, ЖЖБожович; В;-..В::Давыдова;. А*. А. Люблинской;. А..ВЇ Петровского;.:;А; ИіШемшуриной;. Ш Е. Щурковой; Ді Б; Эльконина; \ MLE. Яновскойш др:

Как известно,-процесс воспитания?моральных качеств личности является непрерывным, но основы его закладываются'с детства. Исследователями установлено, что младший школьный возрастявляется сензитивным,периодом для развития, морально-нравственных качеств личности. (Л. И; Айдар,

4 Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, А. К. Дусовицкий, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. А. Су-хомлинский, Н. Е. Щуркова, Д. Б. Эльконин и др.), а морально-нравственные представления и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру складываются в процессе «присвоения» элементов культуры своего народа.

Несмотря на изученность некоторых аспектов исследования, в настоящее время вопрос воспитания моральных качеств вновь становится актуальным. Практика показывает, что воспитание моральных качеств личности педагогами рассматривается в основном с позиции декларирования норм и правил поведения в обществе, недостаточно внимания уделяется воспитанию и раскрытию личностных качеств учащихся младших классов, анализу мотивов поступков детей, развитию чувства ответственности за себя, за близкого, за коллектив. Кроме того, важной проблемой воспитания моральных качеств младших школьников является определение организационно-педагогических условий, средств и методов. Одним из средств воспитания моральных качеств является народная педагогика. Её средства: фольклор, природа, литература, музыка и т. д., — мы предлагаем рассматривать в качестве эмоциональных стимулов в воспитании моральных качеств младших школьников.

Вопросы воспитания подрастающего поколения посредством народной педагогики нашли отражение в исследованиях Н. С. Александровой, Г. С. Виноградова, В. И. Водовозова, Г. Н. Волкова, В. М. Григорьева, А. Духнович, А. Э. Измайлова, П. Ф. Каптерева, Д. И. Латышиной, О. В. Лебедевой, А. С. Макаренко, И. П. Малютина, В. А. Николаева, Е. А. Покровского, В. А. Сухомлин-ского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. Они изучали народную педагогику как средство воспитания, определили её сущность, структуру, функции, раскрыли средства народной педагогики, через которые идет наполнение подрастающего поколения богатством культурных традиций и морально-нравственных ценностей, принятых в обществе.

В последние десятилетия в школьной практике приоритетом выступали вопросы обучения детей младшего школьного возраста, воспитательные ас-

:\ '. '. ' "'"'.. ".'5' . , . V. .-

пекты рассматривались лишь в контексте образовательной работы. Недостаточно проводилась, воспитательная работа по формированию морально-нравственных представлений, которые переходят в стойкие поведенческие реакции, чувства, суждения и выражаются в отношении к себе,, а также в нормативной регуляции отношений людей друг с. другом и обществом;в целом. Учителя испытывают трудности в организации работы, направленной на воспитание моральных качеств личности младших школьников, т. к..в совре- ' менной образовательной деятельности им сложно определить наиболее эффективные средства воспитания;моральных качеств младших школьников.

В результате изучения проблемы исследования выявлены, противоре-чия' меяеду: теоретическим осмыслением воспитательного потенциала' средств народной педагогики и снижением'интереса к ним; признанием влияния этнокультурных традиций -в нравственном воспитании детей и ре- . зультатами воспитательной работы учителей; многообразием; путей и подходов к воспитанию. подрастающего поколения и недооценкой роли школы в воспитании моральных качеств личности младших школьников средствами народной педагогики; необходимостью создания целостного* представления о сущности морально-нравственной воспитанности личности и недостаточной теоретико-методологическойразработанностью этой проблемы.

Обозначенные противоречия'позволили сформулировать научную проблему исследования: какова специфика реализации средств народной педагогики в воспитании моральных качеств младших школьников?

Таким образом, выявленные противоречия, значимость этой проблемы . послужили; основой для определения темы нашего исследования: «Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной; педагогики». ';

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка, модели технологии воспитания моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики.

Объект исследования— моральные качества младших,школьников.

Предмет исследования - процесе воспитания моральных качеств младших школьников с использованием средств народной педагогики Поморья в качестве эмоциональных стимулов.

Гипотеза исследования заключается в следующем предположении: эффективность воспитания моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики повысится, если будет соблюден комплекс организационно-педагогических условий:

создание в школе организационно-методического центра (в рамках методического объединения учителей начальной школы) по изучению и внедрению содержания и средств народной педагогики с учетом возрастных особенностей младших школьников;

внедрение модели технологии, предполагающей определенный алгоритм воспитательного воздействия и взаимодействия субъектов;

включение средств народной педагогики в качестве эмоциональных стимулов в учебной и внеклассной работе.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать сущность моральных качеств личности, специфику их формирования у детей младшего школьного возраста.

  2. Раскрыть педагогический потенциал средств народной педагогики в* воспитании моральных качеств младших школьников.

3: Разработать модель технологии воспитания моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики в качестве эмоциональных стимулов.

4. Провести экспериментальную проверку модели технологии воспитания моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики.

Методологическую основу исследования составляют положения, которые являются исходными в определении теоретических основ воспитания моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики:

— работы, рассматривающие* вопросы методологии научно-
педагогическгос исследований (Н;ВіБордовская,,В; С.Данюшенков; ВїИі За-
гвязинский; Ні Ш Загузов,.В;3> Краевский;. В: G. Леднев,. А.. М.-. Новикову С.
А: Писарева- А. П: Тряпицына; ДіИе Фельдштейн; Л;.А. Шипилинаи дрі;)<

'.... - идет народности'Bi воспитании? К. Д.Ушинского; о-национальной?, обу-'

словленности: процесса, формирования^ личности: (Hf Ал Бердяев;, F.H» Волкову.

И1А; Ильин; В: А. Сухомлинский);,о;народно-этнографическом аспекте'педаго-

; гической; культуры:;(Фї ИіБуслаев; І?. (^Виноградов; В: В> Еоловий; В: X. Нёра-

довский- й.Ау.Ианкеев; Б. А: Рыбаков;Ш А. Рыбникова, ЖЮЩзушковаидр.);:;

— исследования по проблеме этнопедагогизации воспитательно-
образовательного: процесса в; современных условиях1 (Н. С. Александрова; F.
И. Батурина,,МЇ И Богомолова; F..H.Волков;ФіР; Зевахина-Н. А. Князева;'
О; В'. Лебедева; М1Ю. Новицкаяидр;);-

;:— современные концепции; восгштанияг ш социализации^, личности*
(ЗШ.Богусловская; Б. Т. Лихачев; ВІ И! Логинова;і МІЙ.Махмутов, А. В. Мудт
рик, М> И! Рожков,В: А; Сластенин;.НьЕ. Щурковатдр;): .

системный; деятельностныщ аксиологический;, культурологический5 подходы к организации-педагогического*процесса (Б. F. Ананьев; Е. ВіБон-даревская, Е. О: Галицких, В: Є. Данюшенков, Ні В. Котряхов, А. Н; Леонтьев, Mi J И Махмутов, Я: В. Романюк, С. Л. Рубинштейн; F. И.- Чйжакова; М: Е.Яновская и др:);

идеи личностно-ориентированного; подхода: (Е. В; Бондаревская;г В! С; Данюшенков; Т. В! Машарова, МІ ИіРожков; ВіВІЄериковіЖЄС Яки-манскаяшдр:);:. > ./'' .'_,-.

региональньійшодход,.ВїВОСпитании:(Т. НІЙванова; (S. Е.Нигматов; 3! F. Закирова; В; Б; Иомелов шдр:);1

— принципы природосообразностишкультуросообразности; разрабо
танные А. Дистервергом, Я; А. Коменским; И;' F. Иесталоцци; Лі.Ні Толстым;
К. Д. Ушинским, идр.

- исследования по педагогическому и эмоциональному стимулирова
нию (Е. .О. Галицких, Б. Т. Лихачёв, В. М: Коротов, 3; И; Равкин, М; Г. Янов
ская и др.)- '"..;..'':

Длягрешенияпоставленньгх задач и, проверки, исходных предположе- , ний был определен комплекс методов исследования:

- теоретические — изучение и анализ философской;. психологической;.
педагогической, учебно-методической, этнографической литературы,. анализ;.'
синтез, обобщение;

. — эмпирические — ретроспективный анализ собственной деятельности в воспитании моральных качеств младших школьников на основе этнопеда- . гогического подхода; опытная; работа, в процессе которой проводился локальный эксперимент; изучение и обобщение педагогического опыта, а также частные методы: наблюдение, анкетирование, методы математической статистики, беседы*с учителями, учениками;,родителями.

Опытно-экспериментальная база исследования: начальные классы; средних общеобразовательных школ г. Котласа № 2, № 3, № 7, № 18. В эксперименте приняло участие 1487 учащихся.

Этапы .исследования:

Первый этап (1997-1999 гг.)-подготовка теоретической базы исследования: теоретическое осмысление проблемы исследования, анализ философской, психолого-педагогической, этнографической литературы; изучение и обобщение опыта педагогов в воспитании моральных качеств младших школьников средствами, народной педагогики; построение гипотезы исследования; "/'.=' .''..-

Второй;этап (2000-2005,гг.)— проведение констатирующего экспериментах, целью проверки гипотезы» исследования; изучениецелостного педагогического опыта.по использованию средств народной педагогикив;педагогической практике. '

Третий этап (2005-2006 гг.) - проведение формирующего эксперимента, в ходе которого уточнялись исходные положения исследования.

9 Четвертый этап (2006-2008 гг.) - систематизация, обобщение и изложение результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается:

— в определении сущностных характеристик моральных качеств лич
ности младшего школьника, формируемых средствами народной педагогики
(музыкальный фольклор, природа, устное народное творчество, традиции,
народная игра), заключающихся в доброте, патриотизме, товариществе, от
ветственности, любви к близким и семье;

— в установлении алгоритма процесса воспитания моральных качеств
личности младших школьников средствами народной педагогики: познава
тельный, мотивационный, деятельностный этапы;

в выявлении педагогического потенциала средств народной педагогики по воспитанию моральных качеств младших школьников, связанного с" формированием идеального героя Поморья (мужчина— смелый, мужественный охотник, рыболов; женщина - труженица, любящая мать и жена, хозяйка в доме), который позволяет организовать,работу с детьми младшего школьного возраста, направленную на воссоздание и усвоение морально-нравственного опыта народа, расширяя морально-нравственные представления детей, формируя эмоционально-ценностное отношение, а также характер* поведения личности по отношению к самому себе, окружающим людям, обществу в целом;

в охарактеризований средств народной педагогики'в качестве эмоциональных стимулов: эмоционально-образные- загадки, песни, потешки, пестушки, праздники, природа; проблемно-поисковые — северные народные игры, сказки, обряды и обычаи, пословицы и поговорки, приговорки, дразнилки, поддевки; оценочно-рефлексивные — общественное мнение, идеал героя народов Поморья.

Теоретическая значимость исследования заключается:

в расширении имеющихся представлений об использовании педагогического потенциала средств народной педагогики как эмоциональных стимулов воспитания моральных качеств младших школьников;

в определении специфики воспитания моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики;

в доказательстве возможности применения модели технологии воспитания моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики;

в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении педагогической значимости средств народной педагогики, оказывающих влияние на воспитание моральных качеств личности младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: содержащиеся в исследовании теоретические положения и практические разработки могут быть использованы в педагогической практике учителей начальной школы; разработанная модель технологии воспитания моральных качеств младших школьников может стать основой воспитательной работы с использованием средств народной педагогики; разработана и апробирована авторская программа «Народная школа» для начальной школы по воспитанию моральных качеств с учетом содержания стандартов по начальной школе, рассчитанная на широкое применение в практике инновационных, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений; созданы учебно-методические рекомендации по практическому применению средств народной педагогики как средства воспитания моральных качеств личности; материалы исследования могут применяться в системе повышения квалификации педагогических кадров; практические разработки представляют интерес не только для педагогов начальных классов, но и для родителей, других представителей социального и образовательного окружения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность воспитания моральных качеств младших школьников заключается в представлениях о нормах, правилах поведения (мотивы поступ-

ков, результаты деятельности); чувствах, суждениях, в которых выражается нормативная: регуляция, отношении людей друг с другом и обществом в; целом. У младших школьников, учитывая психолого-педагогичёскиеособенно-сти этого возраста, возможно^воспитание моральных качеств; личности средствами; народной педагогики. Спецификой воспитания; моральных качеств, являются возрастные и индивидуальные изменениямладших школьников;, ихг: эмоциональное состояние и направленность личности, актуализация? значимости моральных качеств и активизация:потребности^, их реализации:

2: Потенциал средств народнош педагогики: состоит в. многофункциональной: значимости и универсальности этих истоков воспитания моральных качеств личности младшего школьника; он направлен на воссоздание, и усвоение социального опыта народа, в котором расширяются- представления; детей, формируетсяэмоционально-ценност ноё отношение, а также складывается и совершенствуется;характер;поведения личности по отношению к себе,* окружающим: людям, обществу в целом. Иод; средствами воспитания народной педагогики: понимаются способы воздействия.; на сознание и. поведение, ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, ..формирования' практических умений и навыков, развития мотивов и привьгаек нравственного поведения, воспитания-моральных качеств личности.

3. Модель технологии воспитания моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики состоит из следующих последовательных этапов: познавательный (знания*и представления^ мотивацион-. ный (мотивы, чувствами отношения), деятельностный (навыки; и привычки,' поступки и; поведение)* этапы. Средства народной- педагогики являются* эмоциональными- стимулами иподразделяютсяша: эмоционально-образные- загадки, песни;: потешкщ.пестушки;. праздники; природа;; проблемно-поисковые - северные народные:игры, сказки, обряды.и обычаи, пословицы и поговорки, приговорки, 'дразнилки, поддевки; оценочно-рефлексивные — общественное мнение; идеал героя народов Поморья.

Достоверность и надежность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных параметров работы; использованием современных научных концепций в области педагогики, психологии; комплексом взаимодополняющих методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования; репрезентативностью экспериментальной выборки, опытной проверкой гипотезы; длительной работой, проводимой в реальных условиях деятельности учебных и педагогических коллективов школ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на методологических семинарах аспирантов МосГУ, на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях в гг. Москве, Архангельске, Котласе, Кирове; на заседаниях кафедры педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт»; в публикациях автора, на курсах повышения квалификации учителей начальной школы южных регионов Архангельской области (Котлас, 2004, 2005, 2006); а также в выступлениях на методических объединениях школ г. Котласа, открытых уроках и мероприятиях для учителей начальных классов (Котлас, 2000-2006).

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, библиографического списка, приложения.

Воспитание моральных качеств личности младших школьников: сущность и специфика

Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе идеи целостности: воспитание, обучение и развитие ученика должно идти в единой системе; абсолютной ценностью воспитания является ребенок, человек как «мера всех вещей». Человек - это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. В.А. Сухо-млинский определял воспитание как главный труд души ребенка, направленный на интериоризацию общечеловеческих ценностей. В.В. Зеньков-ский убедительно показал, что « задачи воспитания не только труднее, но и важнее, чем задачи обучения». При этом он считал, что педагогические приоритеты должны расставляться в соответствии с приоритетами развития души ребенка: «В школе должна иметь место иерархия задач, которые должны соответствовать иерархии в строении души: из побочной и дополнительной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место» [209, 59].

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что нравственному воспитанию, а именно воспитанию моральных качеств личности было уделено немало внимания.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное учение, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта общественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственного, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [82, 357]

С годами понимание нравственности изменилось. У СИ. Ожегова «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [170, 414]

А. Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль — это важничанье человека перед природой».

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль ее возникновения сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимопомощи людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою?очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем; самым.формирует, личность в соответствии со своим идеалом: В? отличие от права которое также: имеет: , дело с областью взаимоотношений людей, но и, опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается, силой общественного-мнения и обычно, соблюдается в силу, убеждения: При этом мораль, оформляется в-различных заповедях, принципах, предписывающих,.как: : следует1 поступать. Из всего этого мы можем сделать, вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной; ситуациине «ударив,в грязь лицом».

Еще В іА.Єухомлинский говорил/о том что необходимо заниматься: , нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать челове-. ка» [209]; В настоящее: время,учёные.и практики;вновь осознали необходимость-создания целостного представления; о сущности морально-нравственной воспитанности личности m недостаточной теоретико-методологической разработанностью этойшроблемы.

Каждое конкретное историческое обіщество требует строго опреде ленной меры социального регулирования; общественных отношений: Ре гулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных;норм: норм права; — нормморали;, ; норм, установленных общественными организациями; - норм обычаев; норм-традиций;: норм ритуалов.и т.д..

Вобщем; плане: социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и; деятельность организаций в процессе их взаимодействия. Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми при 17 знаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку.

Нормы морали - правила поведения людей, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Со времен И. Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Существует точка зрения, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку, не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество, которое может признать какой-либо поступок нравственно хорошим, и оно же может считать поступок недостойным с нравственной стороны.

Педагогический потенциал средств народной педагогики как источников воспитания моральных качеств младших школьников

Теоретический анализ вопроса воспитания моральных качеств личности средствами народной педагогики в воспитательном процессе позволил сделать ряд предварительных обобщений.

В философской и психолого-педагогической литературе исследователи рассматривают взаимосвязь народной педагогики и воспитание моральных качеств личности как необходимый феномен воспитательного процесса. При этом народная педагогика рассматривается не только как отдельная теория, но и как основная мотивационная система человека, которая оказывает существенное воздействие на процесс интериоризации нравственных ценностей. Средства народной педагогики являются составляющей в воспитании моральных норм и качеств личности.

В связи с этим становится очевидным тот факт, что одной из основных тенденций совершенствования педагогического процесса должно стать развитие моральных норм личности средствами народной педагогики. Кроме того, проблема воспитания моральных качеств личности, ставшая особенно актуальной в наши дни, невозможно разрешить без учета опыта прошлых поколений, без преемственности нравственных традиций, имеющих глубокие корни в сознании людей. Данное обстоятельство позволило обратиться к народной педагогике как средству, обладающему большим воспитательно-развивающим потенциалом.

Все эти положения мы экстраполируем на младший школьный возраст как наиболее сензитивный к восприятию средств народной педагогики и моральных норм поведения в обществе.

Обратимся к вопросу, недостаточно исследованному в педагогической теории и практике: о потенциале народной педагогики и воздействия её на развитие моральных качеств личности младшего школьника.

Систематические исследования отечественной народной педагогики были начаты благодаря усилиям основоположника русской народной школы К.Д. Ушинского. Выдающийся русский, педагог глубоко ценил воспитательный потенциал народной педагогики. Обосновав идею народной педагогики, он отмечал: «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях» [217].

Зная народные обычаи, обряды, традиции, ученый ратовал за народное воспитание, так как оно, по его мнению, является живым образцом воспитания детей той или иной нации. Использование народной педагогики в общественном и семейном воспитании укрепляет и развивает в человеке, по словам К.Д. Ушинского, народность, народное самосознание и народный характер. Говоря о средствах народной педагогики в общественном воспитании, благотворно влияющих на духовное развитие ребенка, К.Д. Ушинский, прежде всего, называет народную культуру, с помощью которой развиваются основные качества личности и свойства национального характера.

Великий русский писатель и педагог Л.Н.Толстой указывал значимость народного воспитания, отмечая, что жизненное образование является гораздо более нужным, чем школьное.

Опираясь на традиции народной педагогики, Л.Н. Толстой призывал к уважению личности ребенка, развитию его активности и творчества рекомендовал относиться к ребенку как к личности, имеющей серьезные дела, мысли, запросы, передавать- ему знания- и умения по мере необходимости. Он обобщил идеи народной педагогики в гуманистическую теорию: «Всякое учение должно быть только ответом на вопрос, возбужденный жизнью» [214, 54].

Л.Н. Толстой не только обобщал гуманистические идеи народной педагогики, но и реализовывал их на практике. Практика преподавания, основанная на принципах народной педагогики, позволила писателю

сформулировать один из важнейших законов обучения и воспитания: «только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики» [214].

Большой вклад в изучение народной педагогики внёс известный этнографа ж педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа. Он утверждал, что народная педагогика «Не столько система, сколько сумма знаний, умений» [52]. Он дал характеристику народной педагогики как совокупности навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По справедливому замечанию Г.С. Виноградова, когда речь идет о народной педагогике, то имеется ввиду не педагогическая теория, а прежде всего педагогическая практика [52].

А.С. Макаренко, имея многолетний личный опыт учителя, пришел к убеждению, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях определенного коллектива. Он считал, что «семейная трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» [139, 97]. Особое значение в воспитании подрастающей личности А.С. Макаренко придавал всем средствам народной педагогики, но, прежде всего, таким как природе, игре и традициям.

Глубоко вникая в суть народной педагогики, В.А. Сухомлинский указывал на необходимость изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он писал: «Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В, народной педагогике раскрываются особенности национального характера; лицо народа». [210 85]. В воспитательной системе В .А. Сухомлинского особое место занимает игра и литература.

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н.Волков, который основой народного воспитания считает жизнь и быт семьи. Он дает следующее определение народной педагоги ки, которого и придерживается автор данного исследования: «Народная педагогика — совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом [57].

Нормативные требования к воспитанию моральных качеств личности, по убеждению учёного, преимущественно извлекаются из устного народного творчества. Представленная в фольклорных текстах и обрядности, народная педагогика в совокупности составляет целостную воспитательную концепцию [58].

Анализ состояния воспитания моральных качеств у младших школьников в педагогической'практике

Для изучения состояния педагогической практики: по- воспитанию мо- ральных качеств младших школьников нами: был: проведен констатирующий: эксперимент, который осуществлялся на базе начальной школы (1 487 учеников младших классов: 492 учащихся 1-4 классов школы №2, 480 учащихся 1-4 классовлпколы №7 и 515 учащихся школьь№ 18учащихся 1-4 кл ассов; города Котласа, Архангельской-области) и предполагал решение двух задач.

Экспериментальная; работа: базировалась на общедидактических принципах: идее открытости образовательной системы в социум (по аналогии с традиционными механизмами социализации детей, в народной культуре);: - . идеях личностжьориентированного подхода к целеполаганию, организации . образовательной среды, оценке: результатов педагогического-процесса, идеях; единства системы духовно-нравственных ценностей и идеалов народа как семантической основы проектирования целостного этнокультурного пространства.

Опытно-экспериментальная: работа состояла, из. нескольких этапов: Еэтап — констатирующийэкспёриментуШэтап - формирующитэксперимент; Шэтап - контрольный эксперимент.

Вначале: требовалось, изучить ш проанализировать опыт, учителей начальных классов, направленность.их деятельности-В;сфере исследуемой?проблемы; уровень практической готовности учителей к реализации: задач- по воспитанию моральных качеств, у младших школьников; уровень владения педагогами технологиями и методиками, направленными на воспитание: моральных качеств младшего школьника; частоту обращения учителей к сред ствам народной педагогики, выполняющими положительные мотивационно-процессуальные функции в процессе воспитания моральных качеств у младших школьников.

Втораяі группа: задачу обращенная, к і учащимся-и определяющая-исходный уровень их моральной: воспитанности; основывалась, на изучении особенностей эмоционально-нравственного;реагирования? младших школьников на актуальные; для» данного возраста вопросы морали: и: нравственные проблемы; на выявление эффективности-воздействия.средств народной педагогики на процесс воспитания:моральньгх; качеств у учащихся.

Для решения задач был использован; комплекс исследовательских методов, взаимодополняющих друг друга: педагогическая диагностика результатов: деятельности учителей начальных классов; изучение планов воспитательной работы; наблюдения и анализ уроков и воспитательных мероприятиях; анализ педагогического опыта учителей начальных классов, школ г.Кот-ласа; коллективные и индивидуальные собеседования с учащимися начальных классов, родителями; анкетирование, интервьюирование; математические методы, обобщение собственного педагогического опыта.

Содержание дисциплин общеобразовательного цикла, (обучение грамоте, чтение, письмо,, русский язык, окружающий мир,, трудовое; обучение) содержит недостаточно информации морально-нравственного; содержания;. В( содержание учебных программ перечисленных дисциплин не включены; спе-циальныезадачиинеобозначенысредства.нравственного воспитания:

Для выявления использованияірезервовїнравственного стимулирования" в, воспитательном процессе,: способствующих воспитанию: моральных качеств, младшего школьника,, в ходе констатирующего- эксперимента была изучена?, проблема наполнения: воспитательного: процесса1 средствами народ-нойшедагогики. Было посещено 280!уроков и 240 воспитательных мероприя-. тий, на которых мы анализировали опыт реализации воспитательных задач и воспитания-моральных качеств с помощью средств народной- педагогики (методов,, и стимулов на-уроках и внеклассных мероприятиях, проводимых учителями начальных классов).

Было проанализировано соотношение различных методов и приемов нравственного стимулирования, вводимых в учебный процесс и воспитательную работу в целом с целью определить соотношение вопросов воспитания моральных качеств младших школьников с другими направлениями-воспитательной работы.

Анализ опыта работы учителей начальной школы показал, что наиболее задействованными методами и приемами по формированию моральных качеств в младших классах являются: - этические беседы (на уроках внеклассного чтения, во внеурочное время); - рассказы на этическую тему; - диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему, из предложенных учителем); - положительный пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т.д.); - разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка; - праздники и развлечения; - совместные посещения театра. Использование этих методов и приемов от общего количества составляло 55-58 %. Примерно равный интерес для учителей представляли творческие задания (сочинения, размышления) и использование репродукций, аудио и видео записей (20-22%). Возможно, недостаточно активное применение игровых методов связано со слабым владением приемами игровых технологий в школьной практике, а проблема технического оснащения школ не позволяет воспользоваться на уроках видеозаписями в полной объеме.

Апробация модели технологии воспитания моральных качеств у младших школьников средствами народной педагогики

Исходя из того, что наше исследование направлено на отслеживание когнитивных, эмоционально-ценностных, поведенческих проявлений младшего школьника, его основой стало изучение эффективности воздействия средств народной педагогики на воспитание моральных качеств младших школьников.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено положительное воздействие средств народной педагогики на воспитание моральных качеств младших школьников. Используя полученные данные, мы приступили к формирующему эксперименту, который осуществили на базе МОУ СОШ №2 г. Котлас.

Формирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач: - апробировать педагогический алгоритм воспитания моральных качеств средствами народной педагогики, реализованного в авторской программе «Народная школа»; - уточнить педагогические условия воздействия средств народной педагогики на моральное воспитание учащихся младших классов; - создать воспитывающие ситуации, способствующие воспитанию моральных качеств у младших школьников; - разработать комплекс заданий по использованию средств народной педагогики для развития моральной сферы учеников; - провести мониторинг изменений уровней воспитанности моральных качеств в нравственном развитии младших школьников; - проанализировать и сопоставить результаты исходной и заключительной части формирующего эксперимента. Технологическое обеспечение программы — эмоциональное стимулирование средствами народной педагогики.

Наиболее объективными и продуктивными методами воспитания в данном исследовании признаны методы воспитания, включающие; в себя в; единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой-выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания, методы.организации деятельности" и:формирование опыта;поведения;; методы стимулирования. В работе по программе используются методы- убеждения: рассказ,; объяснение, разъяснение,, этическая беседа; увещевание, внушение, диспут,, пример; упражнение; группа упражнений: приучение,, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;; методы мотивации: соревнование, поощрение; наказание;

Это общие методы воспитания; Они определяются целями содержани- ем, средствами воспитания. В начальной школе программа по воспитанию младших школьников должна решать следующие задачи: - целостное формирование личности с учетом цели гармонического развития; - формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально-ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности; - приобщение школьников к общественным ценностям в области науки и культуры, искусства; - воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; - развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и показательный результат воспитания.

Наши представления о сути морального воспитания школьников изменяются- не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход в воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.

Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются задания, которые он ставит перед ребенком. При не обеспеченности мотивации заданий со стороны учите ля внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и замыслом учителя.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Традиционные методы воспитания моральных качеств младших школьников ориентированы, на привитие норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля. Важным показателем сформированности моральных ка-честв личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию моральных качеств личности младшего школьника в процессе обучения и воспитания.

Педагогический смысл работы по воспитанию моральных качеств, младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения-к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятиярешенияи нравственныйвыбор.

В младшем школьном возрасте особенно важно привить детям простые моральные нормы поведения. Без таких черт как- трудолюбие, добросовестное отношение к своим обязанностям, уважение и чуткость к окружающим, честность, и вежливость, не может быть и речи о выработке более сложных моральных норм, идейных качеств человека.

Похожие диссертации на Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики