Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации Петрова Наталья Алексеевна

Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации
<
Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Петрова Наталья Алексеевна. Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Хабаровск, 2002 197 c. РГБ ОД, 61:03-13/203-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1.Теоретические основы воспитания национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации

1.1 Философские, социологические и психологические основы воспитания национального самосознания студента экономического вуза как фактора его личностной самореализации 17

1.2 Педагогическое обеспечение воспитания национального самосознания студента экономического вуза при изучении им иностранного языка 57

Глава 2. Пути и средства эффективного воспитания национального самосознания студентов - экономистов как фактора их личностной самореализации на занятиях по иностранному языку

2.1 Реализация межкультурного сравнительного подхода при определении содержания материалов для речевого общения 101

2.2 Использование форм и приемов обучения, активизирующих у студентов процессы самопознания 120

2.3 Вовлечение студентов в проблемно-диалогическое общение, развивающее у них позитивное отношение к миру 131

Заключение 147

Литература 155

Приложение 175

Введение к работе

Актуальность исследования. Будущее человечества связано с развитием ценностного, культурного разнообразия, с расширением диалога культур, когда общечеловеческие ценности будут жить и развиваться в пространстве национально-этнических культур, обогащаясь друг от друга. В то же время процессы глобализации и интеграции России в мировое сообщество противоречивы и несут в себе опасность, по мнению ученых (А.И. Субетто, В.П. Казначеев и др.), разрушения социальных идеалов и основ национально-культурной консолидации общества, вызывая у российских граждан, особенно молодежи, маргинализацию сознания, бездуховность, отчуждение от общества, потерю смысла жизни, националистические воззрения, и как его следствие этого - нетерпимость к другим народам и их культурам.

Рассматривая образование как один из ключевых моментов устойчивого развития России в XXI веке, российские ученые и педагогическая общественность считают, что оно должно стать основой воспроизводства духовного потенциала России, базой сохранения исторической и национально-этнической самоидентификации российских народов, главным механизмом социокультурной преемственности и развития личности (Б.С. Гершунский, В.П. Казначеев, А.И. Субетто, В.Д. Шадриков, Е.А. Ямбург и др.).

К сожалению, приходится констатировать, что высшее профессиональное образование, в том числе и экономическое, не готово к выполнению данных функций, в силу того что оно все еще находится на позициях методологии «функционалистского», узко-профессионального проектирования личности и поэтому не способно взять на себя иную миссию образования не как «подготовки специалиста», а как «воспитания профессионала», то есть, прежде всего, человека во всей полноте его личностного духовного богатства.

Для решения этой задачи в российском образовании, в том числе и высшем профессиональном, должна возрасти роль воспитания как процесса, обеспечивающего становление «корневого человека» (П.А. Флоренский), то есть человека, «укоренённого» в национальной истории и культуре, а значит - духовного, нравственно ответственного в своей личностной и профессиональной самореализации перед самим собой и обществом, считают ученые (Б.М. Бим-Бад, Л.П. Буева, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, А.И. Субетто, В.Д. Шадриков, Е.А. Ямбург и др.).

Данная проблема является актуальной для высшего экономического образования, готовящего профессионалов в области международных экономических отношений. Эффективность взаимоотношений последних с представителями других стран и национальных культур в профессиональной сфере будет зависеть не только от их общей профессиональной компетентности, но и от моральных и нравственных качеств - чувства любви к своей родине, ответственности за развитие и сохранение её материальных и духовных ценностей, уважения к себе как представителю определённого народа, межкультурной толерантности, а также умения преодолевать стереотипы национального самосознания и строить конструктивный диалог с представителями других стран и национальных культур.

Воспитание такого специалиста возможно лишь в условиях гуманистического, личностно-ориентированного образования, при усилении его воспитательной функции и развертывании его человекосозидающих потенциалов с тем, чтобы оказать молодому поколению поддержку в познании своего «Я», культурном саморазвитии, «укоренении» в социуме и культуре, осознанном социальном и культурном самоопределении как факторе его дальнейшего полноценного самоосуществления в пространстве родного общества, страны, мирового сообщества.

Вследствие исторически обусловленного ухода образования от цели воспитания целостного человека, уникальной, духовно зрелой и свободной индивидуальности, вопрос развития национального самосознания студентов как интегративной личностной характеристики, оказывающей влияние на самоосуществление человека в современном поликультурном мировом сообществе, не был предметом специального исследования в педагогике. Однако, в философской, психологической и педагогической литературе мы нашли идеи, которые послужили методологическим основанием для разработки концептуальных положений, обосновывающих эффективность педагогических условий воспитания национального самосознания студентов-экономистов в педагогическом процессе вуза.

Методологической основой нашего исследования являются идеи, раскрывающие сущность национального самосознания народа и отдельного человека, а также роль национально-этнического фактора в нравственном и духовном становлении личности (Н.С. Арсеньев, Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, М.С. Каган, В.О. Ключевский, Н.А. Лосский, B.C. Соловьев, Н.И. Ульянов и др.). Осмыслить феномен национального самосознания как фактора самоосуществления человека нам помогли труды русских и зарубежных философов, исследующих национальное бытие человека посредством категорий «культура», «духовность», «свобода»: национальная культура как пространство становления человека, поиска и определения смысла жизни, как источник его духовно-нравственного саморазвития, культурного самоопределения, как основа познания мировых культур и усвоения общечеловеческих ценностей (М. Хайдеггер, М.С. Каган, B.C. Библер, М.К. Мамардашвили, Г.И. Ильин, Б.П. Вышеславцев, Н.С. Арсеньев, М.Мид, Г.Г. Шпет, В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, Э.В. Ильенков); духовность как «трансценденция» - независимость от принуждения, как долг, заданность человеческого существования, основа национального самоопределения человека (М.М.Бахтин, Б.П.Вышеславцев, В.С.Соловьев, Р.Штейнер, К.Юнг); свобода и ответственность как способы выстраивания человеком своих отношений с миром (И. Кант, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю).

Содержательная характеристика национального самосознания, его структура и компоненты исследуется в работах отечественных и зарубежных философов, этнографов, социологов (Ю.В.Арутюнян, Ю.В.Бромлей, А.Ф.Дашдамиров, Л.М.Дробижева, М.Мид, В.П.Левкович, З.В.Сикевич, Н.Г.Скворцов, А.А.Сусоколов, К.Н.Хабибулин, и др.).

Основы теории развития национального самосознания личности заложены в трудах Л.С.Выготского, Л.С.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, А.Г.Асмолова, А.А.Бодалева, Б.Г.Братуся, И.С.Кона, А.Маслоу, Р.Бернса, Э.Эриксона и др. В них прослеживается диалектическое единство, в котором находятся самосознания человека и его самореализация, исследуются механизмы формирования самосознания личности и его социального компонента - национального самосознания - в процессе личностного становления.

Психологические исследования человека как автора самого себя, субъекта деятельности и общения, активности человека в усвоении и присвоении культурных норм и ценностей являются основанием для осмысления сущности педагогического обеспечения воспитания национального самосознания личности как фактора личностной самореализации (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А. А. Бодал ев, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.).

Особенность студенческого периода в личностном саморазвитии и самореализации личности раскрывается в работах К.А. Абульханово-Славской, Р. Бернса, И.С. Кона, А.А. Реана, В.И. Слободчикова и др. Вопросы личностного становления студента в образовательном процессе исследуются в работах А.А. Вербицкого, В.П. Зинченко, Н.Б. Крыловой, Е.Б. Моргунова. С.Д. Смирнова и др.

Теоретические основы гуманистического подхода в воспитании национального самосознания заложены в работах С.И.Гессена, И.А.Ильина, П.Ф. Каптерева, Н.О.Лосского, В.А.Сухомлинского Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Дальнейшее научное исследование различных аспектов национального образования и гражданского воспитания ведется современными исследователями (Л.П. Буева, Б.С. Гершунский, Н.Б. Крылова, Т.Н. Мальковской, Е.А. Ямбург и др.). Ими разрабатываются идеи об образовании как механизме трансляции духовно-нравственных ценностей культуры, как пространстве становления человека культуры, саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Гуманистическую традицию в педагогике, заложенную отечественными исследователями прошлого (СИ. Гессеном, П.Ф. Каптеревым, К.Д. Ушинским и др.), разрабатывают Е.А. Степашко и ее ученики.

Осознанию сущности воспитания национального самосознания в образовательном процессе как обретению субъектного опыта в культурном саморазвитии, в самопознании и эмоционально-ценностного переживания своего отношения к миру способствовали исследования по теории обучения (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Л.С. Подымова, В.В. Сериков, В.А Сластенин и др.). В работах Д.Н. Кавтарадзе, И.Я. Лернера, М.В. Кларина, С.Г. Тер-Минасовой, Д. Круколл и Р. Оксфорд исследуется эффективность использования активных методов и форм обучения для личностного саморазвития и самореализации студентов в учебном процессе, в том числе и при изучении ими иностранного языка.

Наиболее близкими нашему исследованию являются работы СИ. Гессена, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, заложившие основы гуманистического подхода к воспитанию национального самосознания человека, и идеи саморазвития личности, разрабатываемые Л.Н. Куликовой и ее учениками Е.Л. Горбатюк, Г.П. Звенигородской, О.П. Ни, О.Л. Подлиняевым, Е.Л. Федотовой, А.В. Щеголевой и др.

Изучение литературы по теме нашего исследования показало, что разработаны отдельные аспекты проблемы воспитания национального самосознания студентов как фактора их личностной самореализации. Однако данная проблема еще не решена в науке, так как ее рассмотрение идет, в основном, по следующим направлениям: изучается вопрос воспитания одного из компонентов национального самосознания: воспитание патриотизма, гражданских чувств (П.Р. Атутов, М.М. Будаева, И.Гердер, З.Т.Гасанов, А.П.Зубайраев, А.Д.Солдатенков, О.В.Лебедева, и др.), проблема воспитания культуры межнациональных взаимоотношений (З.Т.Гасанов, Т.Н.Бартенева, С.Ш.Кабаканов, К.А.Улеев, М.Липман и др.). Вопрос создания педагогических условий, способствующих воспитанию национального самосознания студентов как фактора их личностной самореализации, остается не изученным. Основное противоречие заключается в осознании педагогами необходимости воспитания национального самосознания у подрастающего поколения и недостаточной разработанностью в науке соответствующих теоретических положений о сущности воспитания национального самосознания человека, педагогических условий эффективного воспитания национального самосознания юношества как фактора личностной самореализации в образовательном процессе высшей школы.

Социальная востребованность, практическая значимость и вместе с тем недостаточная научная разработанность данных вопросов обусловили выбор темы исследования; «Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации».

Объект исследования — личностно-профессиональное становление студентов в педагогическом процессе вуза.

Предметом исследования являются педагогические условия эффективности воспитания национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации при изучении ими иностранного языка.

Цель исследования - теоретическое обоснование сущности и специфики процесса воспитания национального самосознания студентов как фактора их личностной самореализации, а также опытно-экспериментальная проверка оптимальных педагогических условий воспитания национального самосознания студентов на занятиях по иностранному языку.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Разработать теоретические основания воспитания национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации.

2. Выявить критерии эффективности воспитания национального самосознания студентов экономического вуза при изучении ими иностранного языка.

3. Обосновать совокупность путей и средств эффективного воспитания национального самосознания студентов при изучении ими иностранного языка.

В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была выдвинута следующая гипотеза:

Национальное самосознание является сложной, интегративной личностной характеристикой, которая определяет формирование ценностно-смыслового ядра личности, характер ее социальной активности. Осознанное и отрефлексированное, наполненное духовными и культурными смыслами, приобретшее личностный смысл и ценностную значимость для человека, оно выступает фактором личностной, в том числе и профессиональной, самореализации человека.

Воспитание национального самосознания, повышающее личностную самореализацию будущих специалистов в области международных экономических отношений, на занятиях по иностранному языку протекает успешно, если: реализуется межкультурный сравнительный подход при определении содержания материалов для речевого общения; используются формы и приемы обучения, активизирующие процесс самопознания; студенты вовлекаются в проблемно-диалогическое общение, развивающее их позитивное отношение к миру.

Методологическую основу нашего исследования составляют разработанные в философии гуманистические идеи о сущности личности, о самоосуществлении человека, о единстве социальной и личностной детерминации в саморазвитии и самореализации человека, о культурно- исторической обусловленности развития психических функций личности, о соотношении свободы и общественной необходимости в социальной практике человека, о сущности национального самосознания индивида, его роли в личностной самореализации. Наше исследование опирается на идеи гуманистической педагогики и психологии, определяющие образование как пространство «образовывания» человека, формирования средствами культуры его духовного образа; при этом сам человек является субъектом своего развития. Концепция саморазвития личности и личностно- ориентированный подход к организации процесса обучения являются важнейшим методологическим основанием нашей работы, определяя направление нашего теоретического и опытно-экспериментального исследования процесса воспитания национального самосознания студентов. Данные идеи явились основой для выстраивания личностно ориентированного учебного процесса, ориентированного на актуализацию у студентов потребности в самопознании и саморазвитии.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме развития самосознания студента экономического вуза как фактора его саморазвития на философском, социо-психологическом и педагогическом уровнях; психолого-педагогическая диагностика экспериментальных и контрольных групп: наблюдение, опрос (анкетирование, беседа), психологическое тестирование, контент-анализ письменных работ студентов; опытно-экспериментальная работа; анализ собственного педагогического опыта исследователя.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

В диссертации впервые осуществлено психолого-педагогическое исследование сущности воспитания национального самосознания студентов как фактора их самореализациии, обоснована специфика юношеского возраста как периода сензитивного для осознанного социального самоопределения, определены факторы, условия, предпосылки эффективного развития национального самосознания студентов при изучении ими иностранного языка, обоснованы принципы и закономерности, лежащие в основе воспитания позитивного национального самосознания студентов в педагогическом процессе вуза. В работе исследована эффективность межкультурного сравнительного подхода на занятиях по иностранному языку как обеспечивающего актуализацию у студентов потребности в изучении родной культуры. Изучена эффективность включения в процесс обучения иностранному языку форм активного обучения - игры и проблемной дискуссии, обеспечивающих выработку студентами нового собственного опыта в утверждении себя как личности в общении, познании своего «Я», понимании себя, своих чувств, поведения, ценностных установок, а также способствующих развитию диалогичности мышления, межкультурной толерантности. В диссертации сформулировано понятие «национальное самосознание как фактор личностной самореализации» и определены критерии эффективности воспитания национального самосознания студентов как фактора личностной самореализации.

Данное исследование изучает возможности концепции саморазвития личности и личностно-ориентированного подхода в обеспечении педагогических условий эффективности воспитания национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации при изучении ими иностранного языка.

Практическая значимость исследования.

Сформулированы основные требования к содержанию обучения иностранному языку в экономическом вузе с целью воспитания национального самосознания студентов; апробирована методика проведения занятий по иностранному языку, обеспечивающая развитие национального самосознания студентов в процессе изучения ими иностранного языка; разработаны рекомендации по организации занятий по иностранному языку с целью воспитания национального самосознания студентов; накоплен и систематизирован информационный материал для использования на занятиях по иностранному языку в качестве источника развития лингвострановедческих и межкультурных знаний; разработана система различных форм проблемно-поисковой учебной деятельности: дискуссии, игры, способствующих развитию национального самосознания студентов при изучении ими иностранного языка.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, адекватностью исследовательских методов его целям, задачам, феномену воспитания национального самосознания студентов в процессе изучения ими иностранного языка. Результаты работы были получены на основе анализа фактического материала, собранного и проанализированного в течение четырех лет проведения исследовательской работы со студентами факультета международных экономических отношений (МЭО) ХГАЭП, а также собственного опыта работы исследователя в качестве учителя английского и немецкого языков в школе, преподавателя английского языка кафедры иностранных языков и межкультурной деловой коммуникации ХГАЭП.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Национальное самосознание личности является интегративной личностной характеристикой, определяющей иерархию ценностей личности, ее мировоззрение, характер социальной активности, регулирующей поведение человека в условиях межкультурного общения и взаимодействия. Осознанное и отрефлектированное, наполненное духовными и культурными смыслами и ценностными установками в отношении родного сообщества, открытостью (диалогичностью, толерантностью) в отношении других национальных культур, оно является фактором личностной самореализации человека.

Необходимость организации процесса воспитания национального самосознания у студентов обусловлена как общественной необходимостью, так и потребностью юношества в самопознании, самоопределении в отношении социума, национально-культурной идентичности, осознании своего жизненного предназначения и полноценной личностной, в том числе и профессиональной, самореализации.

2. Сущность воспитания национального самосознания студентов-будущих специалистов в сфере международных экономических отношений определяется как процесс взаимодействия педагога и воспитанника, при котором сохраняется и поддерживается индивидуально неповторимый путь становления личности субъектом определённой национально-культурной общности. При этом исключается прямое или косвенное принуждение к выбору студентом своего пути в социально-культурном самоопределении, но оказывается помощь педагогом через создание педагогических условий, актуализирующих потребность студентов в познании своего национального Я, обнаружении духовных и культурных связей со своим народом, в определении жизненных ценностей, в поиске путей своего самоосуществления, воспитывающих у студентов понимание ценности других национальных культур и позитивное мироощущение.

Основными условиями эффективности воспитания национального самосознания студентов на занятиях по иностранному языку выступают: реализация межкультурного сравнительного подхода при определении содержания материалов для речевого общения; использование форм и приемов обучения, активизирующих у студентов процесс самопознания; вовлечение студентов в проблемно-диалогическое общение, развивающее их позитивное отношение к миру.

Предпосылками процесса воспитания национального самосознания студентов являются: диалог как пространство взаимодействия участников образовательного процесса; готовность педагога к диалогическому общению, уровень социальной и психологической зрелости студентов, их готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.

3. Критериями эффективности процесса воспитания национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации являются: осознанная идентификация (индикаторы - устойчивость, отчётливость, то есть наличие представлений о тех связях, на основании которых студент самоидентифицируется с определенным народом и его культурой); отношение к своей национальности (индикаторы - придание ей высокого статуса, проявления чувств гордости и уважения к своему народу); толерантное отношение к представителям других национальных культур (индикаторы - отсутствие предубеждений к какому- либо народу, терпимое отношение к особенностям другой культуры); социокультурные установки студентов (индикаторы - проявление интереса к культуре и истории своего народа, отношение к национальной культуре как значимому компоненту культуры личности).

4. Процесс воспитания национального самосознания студентов на занятиях по иностранному языку отражает следующие педагогические закономерности: чем насыщеннее процесс образования культурным содержанием и культурными смыслами, чем больше студенты ощущают себя субъектами собственного культурного саморазвития, чем уважительнее педагог относится к праву студентов на собственную позицию и чем больше он открыт в совместном взаимодействии со студентами, тем сильнее возрастает потребность у студентов в самопознании и культурном саморазвитии, в осознанном национальном самоопределении, в выстраивании своей жизненной стратегии согласно ценностям родного национально-культурного и мирового сообществ.

Воспитание национального самосознания студентов основывается на принципе признания ценности личности воспитуемого и уважения его права на существование его таким, как он есть, его социального и культурного выбора; на принципе опоры на культурный опыт личности; принципе ориентации на ценностные отношения - постоянное внимание педагога на формирующиеся отношения воспитанников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, познанию); опора на эмоционально-ценностный стиль обучения и разнообразия.

Организация исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение 4 лет: с 1997 по 2001 годы.

I этап (1997 - 1998 r.rj Изучалась литература по проблеме саморазвития личности, сущности, структуры, функциях и механизмах развития национального саморазвития, психолого-педагогические подходы к решению проблемы развития самосознания личности. В течение этого периода вырабатывалось представление об объекте и предмете исследования, позволяющих определить научную проблему и осмыслить ее теоретически, велись наблюдения, отрабатывался научный аппарат исследования. В результате проделанной работы были разработаны концептуальные идеи исследования, выдвинута рабочая гипотеза, разработана программа экспериментальной работы.

II этап (1998 - 2000 г. г.) Проводились констатирующий и формирующий эксперименты на базе факультета «Международные экономические отношения» ХГАЭП. Уточнялась концепция исследования, анализировались и систематизировались полученные материалы.

III этап (2000 - 2001 г.г.) Подводились итоги работы, делались выводы, шла апробация и корректировка полученных выводов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях: внутривузовская научно-практическая конференция «Совершенствование языковой подготовки специалистов». Хабаровск, ХГАЭП, 2000г; международная научная конференция «Запад - Восток: Образование и наука в XXI веке», Хабаровск, ХГПУ, 2000г.; научный симпозиум «Россия на пороге XXI века». Хабаровск, ХГАЭП, 1999г; международная научно-методическая конференция «Русский язык как средство реализации диалога культур России и стран АТР на современном этапе», Хабаровск, ХГТУ, 1998г.; межвузовская научно-методическая конференция «Теория и практика преподавания курса Деловой английский язык». Хабаровск, ХГАЭП, 1998г.; международная конференция преподавателей английского языка как иностранного «Teaching Englishes: Preparing For The 21-st Century». Хабаровск, ХГПУ, 1998г.; VII региональная межвузовская научно-практическая конференция: Высшая школа: стандартизация учебного процесса и качество подготовки специалистов». Хабаровск, ХГАЭП, 1997г.

Философские, социологические и психологические основы воспитания национального самосознания студента экономического вуза как фактора его личностной самореализации

Современная стратегия образования не может не учитывать тенденций общественной жизни, связанных, с одной стороны, со стремлением человечества к сохранению культурного разнообразия, к утверждению самоценности этнических и национальных культур, разнообразию ценностного опыта, а с другой - с усилением влияния глобальных проблем на все человечество, побуждающих людей к сотрудничеству, кооперации, объединению (226, с. 5 07). Передовая общественная мысль возвращает «воспитание» как систему к ценностям гетерогенности культурного, этнического развития человечества как важнейшему условию его выживания (Л.П. Буева, Б.С. Гершунский, Н.Б. Крылова, А.И. Субетто и др.).

В связи с этим, перед образованием встает задача удовлетворения потребности человека в социальном и культурном развитии, учитывая внутренние культурные условия его саморазвития и сложные социокультурные контексты существования для того, чтобы обеспечить полноценное самоосуществление молодого поколения в современном поликультурном мире.

Каждый индивид в своей жизнедеятельности тяготеет или напрямую связан с какой-то определенной национальной культурой, хотя его развитие как индивида и личностное становление происходит на основе взаимодействия с мозаикой различных культур и субкультур. Человек воспринимает глобальное культурное пространство через призму интериоризированных им в детстве привычек, способов деятельности, мышления, поведения, руководствуясь нормами, ценностями и идеалами родной ему национальной культуры и менталитетом своего народа. Как правило, все эти процессы происходят на бытовом уровне, неосознанно, так что человек, в той или иной степени ощущая свою сопричастность определенному народу и культуре, остается пленником монокультурного восприятия мира. Неосознанное усвоение норм, правил, обычаев и ценностей национальной культуры, незнание и непонимание самого себя как представителя данной культуры ведет к образованию маргинального самосознания молодых людей, их поверхностной включенности в культурную деятельность народа, страны, человечества (84, с. 13-15). Это в значительной степени снижает возможности индивида в социальной адаптации в обществе, вызывает чувство отчужденности и агрессивности (273, с.48; 287, с.121). Сознательное, глубокое освоение молодыми людьми культуры своего народа (как основной, создающей нравственный и духовный фундамент в личностном культурном самостроительстве - Н.С. Арсеньев, СИ. Гессен, И.А. Ильин и др.) ведет к становлению национального самосознания человека, в основе которого - осознание своей культурной самобытности, понимание и принятие духовных ценностей своего народа, готовность к активному соучастию в его культурной традиции. Это, свою очередь, способствует формированию у человека позитивного отношения к миру, самопринятия, толерантности, умения преодолевать стереотипы своего национального самосознания и этноцентризм мышления, осознанному самоопределению в современной сложной мозаике культур и субкультур и, в конечном итоге, полноценной самореализации в пространстве родного сообщества, страны, мира.

Педагоги считают, что задача образования состоит в том, чтобы помочь человеку развить осознананную идентичность со своим народом, расширить его представления о своей культуре и о самом себе как представителе этой культуры, воспитать чувства уважения и любви к своему народу, развивая при этом толерантность к представителям других национальностей, демократическую установку на диалог с ними. Именно в таком «качестве» человек сможет успешно самореализоваться не только в пространстве родного общества, но и стать полноценным гражданином страны и гражданином мира (Д. Бэнкс, Б.С. Гершунский, И.В. Жуковский, Н.Б. Крылова, В.И. Матис, Е.А. Ямбург и др.).

В своем исследовании сущности национального самосознания человека как фактора его личностной самореализации в современном мире, а также психологических механизмов его становления мы опирались на гуманистические концепции человека отечественных и зарубежных философов.

Материалистическая концепция человека как биосоциального существа, субъекта исторического процесса развития материальной и духовной культуры дополняется современными исследованиями о возрастании в человеке его социального для успешного самоосуществления в обществе: сознания и самосознания, рефлексивности, коммуникативности, нравственности (Л.П.Буева, Ю.Г.Волков, Ф.Т. Михайлов, Ю.В.Яковец и др.).

Принципиально важными для нашего исследования являются положения экзистенциональных философов о сущности человека и его предназначении. В экзистенциальной традиции человек предстает как духовная целостность, имеющая особое внеприродное существование, хотя в ней есть и природный и социальный и космический состав. Человек, утверждают они, - не только социальный индивид, погруженный в социальное окружение, а, прежде всего, -духовное существо, подчиняющееся культуре - своеобразной творческой лаборатории человечества по производству смысложизненных ориентации (М.К. Мамардашвили).

Реализация межкультурного сравнительного подхода при определении содержания материалов для речевого общения

Проверка эффективности условий воспитания национального самосознания студентов экномического вуза при изучении ими иностранного языка проходила в условиях развивающего эксперимента. Для выявления изменений, происходящих в процессе эксперимента, нами были проведены замеры, констатирующие наличный уровень национального самосознания студентов согласно определёнными нами в параграфе 1.2 критериям и индикаторам: степень устойчивости национальной самоидентификации; уровень отчётливости национальной самоидентификации (этническая осведомленность студентов); социокультурные установки (значимость национальной культуры для студентов, проявление интереса к изучению культуры своего народа); отношение к родной национальности; отношение к представителям других национальностей и их культурам. При проведении замеров эмпирических проявлений национального самосознания студентов мы использовали рекомендации и процедуры измерения национального самосознания личности, разработанные отечественными социологами и этнопсихологами: А.Г.Асмоловым, Е.И.Шлягиной, З.В.Сикевич, Т.Г. Стефаненко. Для измерений наличного уровня национального самосознания студентов нами применялись следующие процедуры: анкетирование, беседа, проективные ситуации, тест семантического дифференциала для измерения авто- и гетеростереотипов и самооценки на уровне автостереотипа, кумулятивная шкала Богардуса для измерения уровня толерантности к другим культурам и наличия предубеждений в отношении других национальностей, контент-анализ сочинений и ответов на открытые вопросы анкеты. Содержательные характеристики уровней национального самосознания студентов даны на основе модели двух измерений этнической идентичности Бэрри (223, с.230; 287, с. 187). Констатирующий и развивающий эксперименты проводились на базе первого и второго курсов факультета международных экономических отношений (МЭО) Хабаровской государственной академии экономики и права. В констатирующем эксперименте принимали участие студенты специальности МЭ (мировая экономика) в количестве 120 человек. Выборка определялась следующими критериями: уровень образования, профессиональный признак, степень владения иностранным языком. Последний критерий является важным для проведения экспериментальной работы в силу того, что студенты, обучающиеся данной специальности, демонстрируют свободное владение иностранным языком, как в условиях учебного общения, так и в «живом» общении с носителями языка. Это позволяет им свободно выражать свои мысли, обсуждать сложные проблемы на иностранном языке. Высокий уровень языковой компетенции студентов создает основу для их глубокого проникновения в мир другой культуры. Измерения национального самосознания по первому критерию выявили, что 7,4% студентов экспериментальной группы не ощущают свою сопричастность с определенной национальной общностью. У 16,7% самоидентификация проявляется как неустойчивая. 63, 4 % студентов экспериментальной группы заявили о своем самоопределении с определенной национальной общностью. Анализ ответов в анкете позволил выяснить, что неустойчивой самоидентификацией обладают в основном студенты, чьи родители являются представителями разных национальностей. Для выявления того, какое основание самоидентификации студентов наиболее типично, мы предложили студентам следующий вопрос «Кем вы себя чувствуете в большей мере?», послуживший нам также в качестве контрольного к предыдущему. - гражданином мира - европейцем - россиянином - дальневосточником - назовите народ, к которому вы себя причисляете Анализ вариантов ответов показал, что большинство студентов (88% из ответивших) ощущают себя как россияне, что свидетельствует о превалировании гражданской самоидентификации над национально-этнической в самосознании студентов МЭО. Для 5% студентов существенно самоопределение с другим народом. 7% студентов ощущают себя в большей степени гражданами мира. Данные измерения показали, что в основном студенты МЭО самоопределились в отношении определенной национальной группы. Однако причисление себя к широким наднациональным сообществам (гражданин мира) говорит о том, что эти студенты стремятся уйти от переживаний, связанных с национальной идентичностью по тем или иным причинам, что свидетельствует о нарушении целостности Я-образа у данных студентов.

Вовлечение студентов в проблемно-диалогическое общение, развивающее у них позитивное отношение к миру

В параграфе 1.2 мы обосновали необходимость развития у студентов позитивного мироощущения для становления национального самосознания самореализующейся личности. Данная характеристика проявляется в толерантности - пониманиии студентами межкультурных различий и их принятии, уважении к особенностям проявления межкультурных различий при общении и совместной деятельности. Воспитание толерантного отношения к представителям иных культур возможно как развитие у студентов уважения к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение взглядов в процессе общения, связанного с решением проблем, вызывающих разнообразные мнения и позиции (Д. Бэнкс).

Проверка третьего условия гипотезы заключалась в том, чтобы подтвердить влияние включенности студентов в прблемно-диалогическое общение на занятиях по английскому языку на развитие у них способности к эффективному взаимодействию в условиях проблемного общения и взаимодействия, что связано с развитим таких личностных характеристик как критическое мышление, терпимость, восприимчивость и уважение к чужой точке зрения. Именно данные характеристики соотносятся с высоким уровнем национального самосознания личности.

Констатирующий эксперимент выявил, что студенты большая часть студентов бладает негативными установками и предубеждениями в отношении представителей других национальностей. Мы установили, что большая часть этих представлений основана не на опыте непосредственного общения, а сформирована в результате усвоения студентами существующих в ближайшем окружении (семья, друзья) мнений, а также из средств массовой информации.

Руководствуясь идеями изменения личности в процессе личностно-значимой деятельности и общения, мы использовали потенциал проблемного общения как обмене духовными, интеллектуальными, культурными ценностями по поводу фактов, явлений, имеющих неоднозначную трактовку. В отличие от традиционного подхода к развитию навыков иноязычного общения, сосредоточенного, главным образом, на темах бытового и профессионального общения, мы обратились к организации на занятиях проблемно-сфокусированного общения, как создающего пространство для демострации личностных смыслов, культурных установок, позиций, определения точек расхождения, нахождения путей их преодоления для выработки совместного решения.

Предметом общения педагога и студентов на занятиях по английскому языку являлись вопросы социально-политического характера, а также проблемы, возникающие при решении профессиональных задач в межкультурном общении, то есть, темы, исключающие односторонность анализа и и предполагающие широкую межполюсность их обсуждения. Логика развертывания проблемного общения выстраивалась в следующей последовательности: проблема - взгляд личности на проблему и ее решение сквозь призму индивидуальной культуры - демонстрация вариантов, альтернатив осмысления проблемы и ее разрешения - «интегрированный», уточненный взгляд личности на проблему - проблема в новых взаимосвязях, ракурсах.

Реализация проблемно-диалогического общения осуществлялась через способы обращения к проблеме (поиск «волнующих вопросов»; поддержка реплики, высказывания; дискуссии; опора на факт; использование пародоксальной ситуации и др.); создания единого смыслового поля (демонстрация альтернатив; предъявление своей позиции; поддержка инициативы в диалоге; использование правил и форм цивилизованного общения; идентификация или «постановка себя на место другого» нахождение точек соприкосновения; выход на совместное решение и т. д.); сохранения единого психологического пространства (возвращение к осмысленному; открытие нового в известном).

Предметами обсуждения, составляющими содержание проблем были событие, поступок, общественный факт, установленный объективно, понятие, спорное субъективное утверждение, массовое явление, «ненормальное» положение вещей, «ненормированное» поведение, отражающееся на других. Например, отъезд одного из сокурсников на учебу за границу послужил обсуждению проблемы качества российского образования. Дискуссия по поводу выбора профессии послужила отправным моментом для проблемного обсуждения понятия «престижная профессия».

Проблема дискриминации и формы её проявления в жизни российских граждан стали предметом обсуждения после знакомства студентов со статьей «Положение беженцев в России», и просмотра документального фильма на русском языке о судьбе бездомных детей в России. Работа над темой «Семья», выявила заинтересованность студентов к проблеме «Женщина и карьера». При работе над темой «Здоровье» среди студентов экспериментальной группы была проведена самооценка своего здоровья, которая выявила, что большинство студентов относится очень несерьезно к своему здоровью, что в будущем может привести к серьезным осложнениям в организме. Это небольшое исследование явилось поводом для проведения дискуссии «Мое здоровье - это мое личное дело?». Интересная дискуссия развернулась вокруг проблемы эмиграции из России. Поводом послужила статья из американской прессе «Их сердца принадлежат России».

Похожие диссертации на Воспитание национального самосознания студентов экономического вуза как фактора их личностной самореализации