Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе Алимирзаева Эсбет Абдулгамидовна

Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе
<
Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алимирзаева Эсбет Абдулгамидовна. Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Махачкала, 2006.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2296

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки воспитания правдивости у младших школьников 12

1.1. Правдивость как нравственная категория 12

1.2. Детская ложь, её источники и защитные механизмы 32

1.3. Характеристика отношений современных младших школьников к правдивости в поведении человека 55

ГЛАВА 2. Педагогические технологии воспитания правдивости у младших школьников 84

2.1. Способы отражения правдивости в содержании начального образования 84

2.2. Технологии воспитания правдивости у младших школьников в учебном процессе 96

2.3. Проблемы подготовки учителей к реализации технологий воспитания правдивости у младших школьников 129

Заключение 137

Литература 140

Приложения 157

Введение к работе

Нравственность выполняет важную регулятивную роль в любом обществе, и она является фундаментальной и непреходящей ценностью для человека. Однако в сложившихся в последние годы в нашей стране обстоятельствах отношение к нравственной культуре человека, к ее самоценности неоднозначно. Мы сегодня наблюдаем резкий скачок в общественном сознании о массовой культуре, о свободе нравов, о народном. Степень открытости, провозглашения свободы нравов, достигнутые под влиянием массовой культуры, насаждаемой средствами массовой информации, поражают воображение нормального человека. Многие известные политики, мыслители, философы, педагоги, психологи и умудренные опытом жизни люди признаются в том, что даже гипотетически не могли представить такие резкие перемены в нравах и отношениях людей, молодежи, особенно в республике с очень консервативными канонами общественной жизни.

В связи с этим со всей очевидностью встают вопросы специального непрерывного и систематического изучения с детьми нравственных знаний, накопления у них опыта нравственного общения в жизни и нравственной культуры. Таким образом нравственность, адекватная природе и социальному менталитету народов, включенная в образование как составная часть культуры, может стать противовесом массовой культуре, провозгласившей свободу нравов в обществе. В нравственных ценностях каждая из нравственных норм, требований, добродетелей, манер поведения человека имеет самобытную роль, значение и функции. Они выступают в целостном виде, но и каждая требует специального научного исследования.

Одним из таких стержневых нравственных качеств является правдивость, «характеризующая человека, сделавшего для себя нормой жизни говорить истину, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел»(74,с.26б). Правдивость сопряжена с такими нравственными

ценностями как справедливость, честность, открытость, мужество, совесть, стыд, грех, покаяние, признание, истинность, искренность, доброта и др.

Приобщение детей к правдивости и другим, сопряженным с ней, нравственным нормам и требованиям должно начинаться в младших классах, где дети более впечатлительны и непосредственны и открыты в своих мыслях, отношениях и деяниях. Прежде чем строить программы исследования, мы проанализировали учебные стандарты, учебные планы, концепции начального образования, учебные программы, учебники и методические разработки к учебным программам предметов начального образования на предмет отражения в них правдивости как стержневого качества детей. Анализ учебных стандартов, программ и учебников показывает, что в пяти областях начального образования «Язык и литература», «Математика», «Природоведение». «Человек», «Общество» только в области «Человек» в требованиях к уровню подготовки учащихся указано на необходимость приучения детей к различению понятий: добро-зло, трудолюбие-леность, правдивость-лживость, справедливость - несправедливость, вежливость-грубость. В других источниках образования напрямую понятие «правдивость» не встречается. Но если ее нет в программах, учебниках, то как учителя могут ее воспитать.

Предварительные наблюдения и исследование отношения учителей к правдивости показывают, что многие из них испытывают трудности в коммуникативной осторожности, избегании неудач, терпимости к детским выходкам, поведении в ситуациях несправедливости, которые, как известно, являются факторами уклонения детей от правды и открытости.

Изучение отношений учащихся к правдивости в условиях школы также показало их низкую осведомленность о правдивости и сопряженных с ней других нравственных понятий.

Такая низкая представленность правдивости как очень важного качества человека в образовательной практике, должна была вызвать обеспокоенность исследователей в области педагогики.

Для выяснения степени изученности данной проблемы мы обратились к научным источникам.

Анализ позволил нам выделить следующие аспекты проблемы. В словарях по этике и педагогике достаточно компетентно классифицированы нравственные понятия, в том числе и правда, правдивость, правота, истина, справедливость, совесть, честность, стыд, признание, грех и др. Но в них не предлагаются средства и методы приобщения детей к этим нравственным ценностям.

Основные категории этики и их функции в жизни человека раскрываются в трудах исследователей: Аль-Газали Абу Хамид, Бербашкиной З.А., Гусейнова А.А., Малахова В.А., Подлесновой Н., Рерих Н.К. и др. Проблема психологических отклонений в сознании и поведении детей, к числу которых можно отнести неправду и ложь, раскрывают в психологии Абрамова В.В., Захаров А.И., Зеньковский В.В., Коноваленко М.Ю., Лурия А.Р., Никольская И.М., Роджерс К.Р., Субботина Л.Ю., Фрейд А., Юдашина Н. Но они поверхностно касаются проблем воспитания правдивости и предупреждения лжи в поведении детей.

Проблемы нравственного воспитания младших школьников в широком аспекте стали предметом научных изысканий Авериной Н.Г., Гавриловой Т.П., Курочкиной И.Н., Лихачевой Л.С., Покусаева В.Н., Чепикова В.Г., Зайцева В.В. и др.

Проблемы подготовки учителей к нравственному воспитанию младших школьников в разной мере освещаются в научных трудах Бадер Т.Д., Оганесян Т.Д., Нюдюрмагомедова А.Н., Чепикова В.Т., Юдиной Е.Г. и др.

Дискуссионные идеи отражения правды и различных форм разрешенного отклонения от нее в художественных произведениях высказаны Свет-ловской Н.Н., Симоненко СИ., Соловейчик М.Г. Кузьменко Н.С. и др.

Непосредственно посвященных правде, правдивости, лжи научных изысканий обнаружено очень мало. В их числе можно назвать исследования

Знакова В.В., Леви В.Л., Щербатых В.В. и Экман П. В этих исследованиях раскрываются психологические основания правды, лжи, социальные факторы их порождения и условия их выявления и оценки.

Проведенный анализ практики, нормативных документов, программ и учебников начального образования и научных исследований в области нравственного воспитания детей позволил нам выделить следующие противоречия между:

пониманием правдивости как важного стержневого качества человека и отсутствием средств и содержания его воспитания в начальном образовании.

провозглашением свободы нравов в обществе и отсутствием реакции самосохранения в целенаправленном образовании;

потребностью социальных условий и воспитательных систем в новых средствах и методах воспитания правдивости и слабой разработкой их в научных и методических исследованиях.

Эти противоречия определили выбор темы исследования «Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе».

Объект исследования: нравственный потенциал в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.

Предмет исследования; влияние нравственного потенциала на воспитание правдивости у младших школьников.

Цель исследования: поиск и обоснование эффективных технологий воспитания правдивости у младших школьников.

Основные задачи:

  1. Выявление сущности, структуры и содержания понятий, качеств, явлений правдивости и лживости в философских, психологических и педагогических исследованиях.

  2. Установление и оценка специфики отношений дагестанских школьников к правдивости как к стержневому качеству человека.

  1. Уточнения объёма и характера потенциала правдивости в содержании начального образования.

  2. Разработка и экспериментальное обоснование технологий воспитания правдивости младших школьников в учебном процессе.

  3. Разработка методических рекомендаций для подготовки учителей к реализации технологий воспитания правдивости младших школьников.

В исходной позиции исследования мы предположили, что воспитание правдивости младших школьников в учебном процессе будет более эффективным в следующих условиях его организации:

при введении в содержание начального образования учебной дисциплины «Нравственность» для изучения нравственных ценностей;

выявлении потенциала правдивости и нормативного отклонения от него в художественных произведениях и грамматических и математических правилах, изучаемых в начальном образовании;

разработке и выполнении специальных учебных заданий, позволяющих раскрывать потенциал правдивости в содержании и методах учебных предметов;

специальной подготовке учителей к технологиям воспитания правдивости у младших школьников на факультете начальных классов.

Методологические основы: принципы этики и прав человека, гуманистические основы философии воспитания, теория психологической и социальной патологии отношений человека, теория нравственного воспитания, теории и методики воспитывающего обучения, теории и методики синергетики в системе образования, теории и методики анализа художественного творчества в образовании.

Методы исследования: теоретический и ретроспективный анализ, моделирование, изучение опыта, педагогическое наблюдение, тестирование, эксперимент, статистические методы оценки результатов, апробация экспериментальных методик, анализ документов, синектика.

Базой исследования были: школа-интернат №6, средняя школа №19 средняя школа №4 г.Дербента, средняя школа №14 г.Махачкалы, Бурган-кентская средняя школа Табасаранского района, Селикская средняя сельская школа Дербентского района.

Исследование проводилось в четыре этапа:

  1. На первом этапе (2002-2003 г.) на основе теоретического и ретроспективного анализа философской, культурологической, этической, социологической и психолого-педагогической литературы была выделена проблема, определена актуальность темы, выявлены методологические основы и выдвинуты концепции исследования.

  2. На втором этапе (2003-2004г.г.) путем тестирования выявлены особенности отношений младших школьников и учителей начальных классов в Республике Дагестан к правдивости как к стержневому качеству человека.

  3. На третьем этапе (2004-2005 г. г.) был выявлен потенциал правдивости в учебных стандартах, учебниках начальной школы, методических указаниях и поурочных разработках к учебникам, разработаны двенадцать типов учебных заданий для учащихся, позволяющих реализовать этот потенциал в нравственном воспитании учащихся.

  4. На четвертом этапе (2005-2006 гг.) апробированы методики организации эксперимента, обобщены его результаты и оформлены материалы диссертации.

Основные защищаемые положения:

  1. Правдивость среди нравственных качеств человека выполняет функцию стержневого компонента и сопряжена с честностью, справедливостью, правотой, совестью, праведностью, стыдом, искренностью, ложью.

  2. Наиболее благоприятные условия в раскрытии и реализации потенциала правдивости в содержании начального обучения возникают при изуче-

ний художественных текстов, в которых, правда и отклонения от нее в форме выдумки нормативно разрешены.

  1. Отклонения от правды и искажение истинной информации у младших школьников возникают как механизмы защиты под социальным давлением взрослых.

  2. В воспитании правдивости младших школьников более эффективны учебные задания следующих типов: сравнение свидетельского и художественного рассказа, показ правды и вымысла в сказке, выявление сущности нравственных ценностей, показ невозможности скрыть правду, поиск скрытой правды, анализ обобщенных форм правды, оценка ошибок как искажения правды, оценка абсолютных форм правды при доказательстве, принятие допустимости неправды в форме шуток, забав, юмора, острот, баек.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

уточнены понятие, структура правдивости и выявлены сущностные связи её с другими нравственными качествами человека;

социальное давление определено как основная причина отклонения от правды в поведении младших школьников;

выявлена специфика отношений современных младших школьников к правдивости как стержневому качеству человека;

экспериментально обоснована эффективность воспитания правдивости посредством учебных заданий, позволяющих реализовать потенциал правдивости художественных текстов, доказательства и ошибок в ответах учащихся.

Теоретическая значимость:

- теория воспитывающего обучения расширена и углублена техноло
гиями воспитания правдивости младших школьников при анализе художест
венных текстов;

теория нравственного воспитания углублена сопряжённостью правдивости и нравственных качеств справедливости, честности, совестливости, стыдливости, истинности и искренности.

методика начального образования дополнена двенадцатью типами заданий, позволяющих реализовать нравственный потенциал начального образования в воспитании правдивости у младших школьников.

Практическая значимость:

выявленный в работе характер понимания младшими школьниками правдивости и различных форм отклонений от неё поможет учителям начальных классов корректировать работу по их нравственному воспитанию;

разработанные двенадцать типов учебных заданий по раскрытию потенциала правдивости в содержании начального образования и технологии их использования позволяют усилить значимость для учащихся уроков языка и чтения в начальной школе;

разработанный и апробированный в работе спецпрактикум «Технология воспитания правдивости у младших школьников» поможет повысить профессиональное мастерство выпускников факультета начального обучения университетов.

Достоверность и обоснованность хода и результатов исследования достигнуты:

многофакторным анализом проблемы в философии, культурологии, этике, социологии, педагогике и психологии;

объективными критериями, позволяющими прослеживать и оценивать динамику воспитания правдивости у младших школьников;

количественными и качественными показателями значительного роста в эксперименте понимания младшими школьниками значения и функций правдивости в своих отношениях и поведении;

подтверждением в ходе эксперимента выдвинутых гипотетических положений.

Апробация и внедрение результатов. Промежуточные результаты исследования докладывались в ежегодных отчётах на кафедре общей педагогике ДГУ, в докладах на научно-практических конференциях в ДГУ (2003, 2004), в Волгограде (2005), в опубликованных 5-ти научных статьях.

Разработанные учебные технологии по воспитанию правдивости у младших школьников и подготовки учителей начальных классов к реализации этих технологий используются в работе учителей начальных классов г.Дербента, г. Махачкалы, начальных школах Табасаранского района, в Дербентском филиале Даггоспедуниверситета и Дербентском филиале Московского государственного открытого университета имени М.А. Шолохова.

Правдивость как нравственная категория

В самом широком понимании смысл существования человека заключается в пробуждении и развитии его творческих сил, совершенствовании нравов и культуры поведения.

Развитие творческих сил человека обусловлено природным наследственным потенциалом, наделенным при его рождении, поскольку развивать можно то, что уже имеется.

Что касается нравов, то они придуманы людьми для облагораживания человеческого характера и взаимоотношений людей. Этим обусловлен их относительный, многозначный характер. Одна и та же норма, принцип, правило разными людьми могут быть истолкованы и поняты по-разному.

При этом, в зависимости от конкретной ситуации и целей, эти толкования могут быть приняты или как правда, или как ложь, или как противоречие друг другу. Это обстоятельство делает актуальным проблему обращения к сущности, структуре, формам существования, содержанию и функциям правды, правдивости в человеческих отношениях.

Изначальная многозначность и неопределенность категории правдивости говорит о сложности проблемы и путей ее исследования. Но как принято в любом научном поиске, для уточнения, конкретизации и определения сущности изучаемого явления необходим сравнительный анализ системы родственных понятий в различных источниках, более строгая формулировка и систематизация принципов, понятий, терминов, стихийно складывающихся в обыденной жизненной практике людей, оттачивание моральных рассуждений. Создание идеальных человеческих образов дается в нормативной этике-составной части этики как науки о морали. В ней нормы морали и смысл нравственных категорий даются как нравственные требования ко всем людям, как норма, воспроизводимая в однотипных поступках множества людей, находящихся в одинаковых социальных условиях. Во всяком обществе существует объективная потребность в том, чтобы для общественного согласия и спокойствия в однотипных условиях люди соблюдали установленные для этих условий нравственные нормы, если даже их внутреннее духовное состояние и характер не согласуются с ними. Эти требования могут существовать в форме ценностей, принятых и понятых в моральном сознании человека, или в форме письменно узаконенных заповедей, правил, или в форме общественных традиций, обычаев, адатов, ритуалов, обрядов. Нормы моральные существуют в форме обобщенного представления о справедливости, добре, совести и т.д.

Так, правдивость определяется как «моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел» (74, с. 266).

В этом определении правдивость объясняется через истину. Но истина также многозначное понятие. Различается объективная истина как знание, содержание которого не зависит от человека, а отражает объективные связи природных явлений. Это та сущность мира, свойств вещей и явлений, которую человек достигает путем исследований, доказательств.

В таком аспекте, если человек, не зная истину как научное знание, высказывает свое понимание, обвинять его в несоблюдении правила говорить истину нельзя. Но даже, если он знает большое количество разнообразных истин и глубоко их понимает, это может быть не связано с правдивостью как нравственной категорией.

Истинные знания, являясь объективными по содержанию, форме одновременно являются и субъективными, поскольку являются результатом деятельности человека. В таком аспекте заблуждения по несовершенству методов и средств также нельзя считать нарушением правила говорить истину или ложь. А если искажения допускаются преднамеренно, то возникает проблема соотношения истины и нравственности в науке, в позиции ученого. В данном случае нравственная ложь - преднамеренное искажение истины - приходит в противоречие с правилом говорить истину и вредит науке, мешает ей открыть объективную истину. Иначе говоря, форма поиска и представления истины переходит в нравственную категорию правдивости.

Даже, если взаимоотношения, взаимопонимание людей строятся по правилам истины, как «адекватного отображения в сознании воспринимающего того, что существует объективно» (74, с.255), обоснование их для разных людей бывает разное.

Истинность или правдивость утверждений принято определять обращением к чувственному практическому опыту людей, ссылкой на терминологическое значение, ссылкой на ранее принятые истинные утверждения или обращением к интуиции (с.82, с. 15-17).

Даже Сократ, как основатель истины в споре утверждал, что человек изо всех сил должен гнаться за правдоподобием, зачастую распрощавшись с истиной. Относительный характер истины как отображения, отношения, понимания людьми объективного мира связывается с некорректными приемами спора (софизмы, подмена тезиса, обращение к поддержке публики, ссылка к авторитету известных людей, обращение к гуманным чувствам, прибегание к насилию, использование неосведомленности людей в обсуждаемой проблеме) (с.81, с 218-222).

В каждом из этих случаев истина, правда, достигается соглашением сторон, обращаясь к человеческим чувствам или интеллектуальным уловкам. Педагогическая практика часто встречается с такими случаями мнимой правды и истинности, но не использует их как средства нравственного влияния на сознание и поведение детей, учащихся, студентов.

Но есть значение правды как того, «что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей» (139, с. 576). В данном толкований правда не связывается с человеком, что теряет свою нравственную привлекательность.

Детская ложь, её источники и защитные механизмы

Если правдивость, истинность и искренность облагораживают взаимоотношения и взаимопонимание людей, то ложь, лицемерие приводят к безнравственным поступкам. Ложь в этике и практической жизни понимается как «намеренное искажение истины: действительности, реальных событий» (139, С. 331). Ложь основана на трёх антиподах правды: - несоответствие фактам; - сам человек знает, что факты искажает; - есть намерение обмануть человека, ради собственной выгоды (с.95, с.8). Иначе говоря - это намеренный обман человека с помощью искажения информации, подтасовки фактов. Ложью называют «передачу сведений, которые заведомо не соответствуют действительности с целью дезинформации партнёра» (95, с. 13.). При этом указывается и характер искажения информации: несовпадение утверждения с фактами; неверие говорящего в истинность информации; -наличие намерения искажать факты (С. 95, с. 5).

Показателями искажения информации или обнаружения лживого поведения можно считать: приманивание, подталкивание к желанным действиям и мыслям, привлечение к солидарности со своим мнением, ложная интерпретация фактов.

Опять-таки эти показатели относятся как к истинной (натуральной) лжи, так и к различным формам непреднамеренной неправды, искажения фактов.

В теоретическом аспекте проблема детской лжи соприкасается со многими проблемами детской психологии и нравственного воспитания. Исследователи различают пять видов детской лжи по внешним проявлениям: 1. «Героическая ложь» как средство показа своего «я», самоутверждения. Направлена она на благотворительные цели, а проявляется в форме детского воображения о своих способностях, правоте, экстравагантных поступках. 2. «Партийная ложь» ищет характер групповой защиты друзей и опровержения врагов. Для своих всё хорошее, а для соперников всё плохое. Здесь такие цели благородные, но приводят к противоречию и оправданию любых средств для достижения цели. В таком виде она сродни библейской норме «не лжесвидетельствуй против ближнего своего», где не сказано, как поступать с неближними, соперниками, недругами, врагами. 3. «Эгоистическая ложь», которая связана с личными интересами. К этому виду относятся все выдуманные причины школьников и студентов, приводимые ими для избежания наказаний, плохих отметок. К ним относятся обещания детей родителям в исправлении своего поведения, старательности в учёбе ради того, чтобы им что-то купили, куда-то отпустили, чтобы их простили.

Её можно обнаружить и при анализе художественных произведений, когда дети пытаются оправдать и защитить своих любимых героев, хотя у них много недостатков. 4. «Фантастическая ложь», когда дети склонны к выдумкам, воображению. Они пытаются представить себя инопланетянами, киборгами, фантомасами, иными выдуманными образами. К такому приёму они прибегают, чтобы усилить свои защитные механизмы, но уязвимы для превознесения своих способностей и удивления друзей. 5. «Патологическая ложь», в основе которой лежит чисто генетическая потребность обманывать себя и других по малейшему поводу. Как говорят, такие люди не могут жить без лжи и обмана. Но характеристика правдивости, проведённая нами в 1.1., в разных её проявлениях показывает, что патологию меньше всего причисляют к источникам обмана и лжи. Ложь больше имеет социальную природу.

Сравнительный анализ такого подхода к видам лжи (77) показывает, что, по современным представлениям, ко лжи относится только третий вид -«эгоистическая ложь», поскольку в ней видны основные отличительные черты лжи: искажение фактов, преднамеренность и понимание неправдивости предлагаемых оснований, да еще выгодное положение для себя.

С практической точки зрения более близкими ко лжи являются следующие проявления в поведении детей: обман, вранье, лицемерие. Появляются они по разным причинам. Психологи считают, что «ложь у детей имеет не индивидуальный, а социальный характер» (77, с. 213). Ложь является формой борьбы детей за свою свободу, защитным приспособлением. Можно предположить, что «и в детской душе имеют место процессы, которые совсем изначально не являются в своей сущности ложью, но которые под влиянием социальных условий затем становятся ложью» (77, с.213).

Становление детской лжи имеет свою динамику от простого искажения информации, обмана ради интереса, в шутку до истинной, совершённой лжи. Поэтому психологи считают, что «только если замена первичного процесса вторичным, когда проложены различия между внутренним и внешним миром, и осознание реальности и рационального мышления достигает определённой зрелости, ребёнок всё равно продолжает фальсифицировать правду, можно использовать термин «ложь» (179, с.110).

Психологические исследования, проведённые в целях выявления у детей социальных причин, вызывающих у них необходимость обмана, лжи, показали интересную картину: 1. Потери, болезнь и смерть близких, домашних животных -18,9%. 2. Плохие школьные отметки -15,5%. 3. Травмы, опасности-13,5%. 4. Материальные утраты и желание скрыть их от родителей - 12%. 5. Напряжённые отношения с родителями - 8,4 %. 6. Страхи разного порядка - 5,5%. 7. Трудности в познавательной деятельности - 4,6%. 8. Отношения со сверстниками - 3,8%. Отмечены и другие мелкие и нетипичные случаи (с.135, с.175-176).

Значит, одной из веских причин, порождающих ложь у детей, являются социальные факторы и их давление.

В условиях такого давления у детей возникает душевное и эмоциональное напряжение, которое вызывает противоречия между должным и желанным, правильным и неправильным, правдой и ложью.

В этой связи выявлены даже типы детей по отношению к правде: «движение вперёд», когда они быстро ориентируются в требованиях взрослых, стараются следовать «надо» согласно ситуации; «движение назад», когда_превалирует «хочу» и ребенка тянет к желанному вопреки требованиям взрослых; «движение налево», когда дети стараются всю сферу влияния на себя изменить в сторону своего «хочу»; «движение вправо», когда дети, стараясь следовать школьным требованиям, испытывают трудности и переживают за свои промахи, невозможность соответствовать справедливым требованиям взрослых (135, с.87).

Способы отражения правдивости в содержании начального образования

Усиление внимания к воспитанию детей в начальном образовании требует включения в его содержание соответствующих нравственных ценностей и отношений. Только таким образом можно формировать у детей исследуемые нами «нравственные» качества, «правдивость» и «честность» и исключить их антиподы- «лживость», «обман», «враньё», «заблуждение», «полуправду», «правдоподобные аргументы» и другие. В целях выявления нравственного потенциала содержания начального образования, в частности, в аспекте отражения в нём правдивости, мы проанализировали: 1. Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). 2. Обязательный минимум начального образования по учебным стандартам. 3. Учебные программы и поурочные разработки для начальной школы по математике, русскому языку и чтению во втором, третьем и четвёртом классах. 4. Учебники по чтению и языкам во втором, третьем и четвёртом классах многонациональной школы.

В результате такого анализа мы выявили, что целью непрерывного дошкольного и начального образования является «гармоническое, физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивает сохранение его индивидуальности, адаптации к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром» (97, с. 5).

Раскрывая эту общую цель, учебные стандарты указывают, что «для реализации этих задач на первый план выводятся цели воспитания личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности» (190, с. 26).

Предметом нашего исследования является именно поиск средств для реализации этих целей воспитания через обучение в относительно специфичной области воспитания как формирование правдивости у младших школьников.

Какими способами, методами, формами учебных заданий, нормами и требованиями к учебному процессу можно отразить эти цели в содержании начального образования?

Так, в концепции содержания непрерывного дошкольного и начального образования выделено «социально-личностное развитие». Указано на необходимость создания условий, обеспечивающих положительное самоощущение, поддержку успехов, подбадривание при неудачах, достижение своих целей, оценивание своих достижений, приучение к соблюдению правил, уважение, терпимости и выражения горя, радости, страха, напряжения, согласования своих мнений и действий с другими людьми и другие (97, с.8-9).

Как видно, в них прямо не встречается категория «правдивость», но многие из этих условий, как мы указали в первой главе диссертации, можно использовать для предупреждения детского обмана и лжи.

В характеристике младшего школьника к концу обучения в начальной школе также выделено направление «социально-личностное развитие», признанное как «центральное новообразование в психическом развитии младших школьников» (97, с. 18).

В числе личностных качеств в этой области развития названы: осознанное системное представление о себе, отношения со взрослыми и сверстниками, коммуникативная инициатива, владение нормами и правилами поведения и другие. В этом перечне также напрямую не названа «правдивость», но её можно подразумевать в каждом из названных качеств.

В этой концепции указано на необходимость развёртывания исследовательской работы по созданию учебно-методических комплексов, позволяющих реализовать воспитательные цели в содержании, формах и методах начального образования (С.97, с. 19).

В обязательном минимуме содержания начального образования (уровень предъявления) выделены образовательные области: «Язык и литература», «Математика», «Природа», «Человек» и «Общество».

Анализ содержания этих областей позволил нам выявить следующие аспекты, через которые можно формировать у младших школьников «правдивость» как личностное качество: - в областях «Язык и литература» и «Математика» ни слова об этом не сказано (С. 190, с.31-34).- в области «Природа» указано на знания об эмоциональном благополучии человека. Поскольку ложь является следствием эмоционального неблагополучия, то это требование можно отнести к предмету наших поисков. Здесь же указано на необходимость избегать вредные привычки и на склонность детей к обману, которая является вредной привычкой. - в области «Человек» сказано о необходимости давать знания «о правилах взаимоотношения в обществе», «о культуре поведения в общественных местах», а также о развитии умений «оценивать чужое и своё поведение», «вести себя в соответствии с правилами культурного поведения» (см. 190 с. 38).

В разделе учебных стандартов «Требования к уровню подготовки учащихся» в области «Человек» указано на необходимость научения детей различению понятий: добро-зло, трудолюбие-леность, правдивость-лживость, справедливость-несправедливость, вежливость-грубость.

В разделе «Оценка выполнения требований стандарта» в тесте по литературе как один из допустимых вариантов ответа на 34-й вопрос дана поговорка «Правда в огне не горит и в воде не тонет».

В области «Человек» в пункте теста 13 требуется написать противоположные слова данным: трудолюбие, лживость и грубость, (с. 190, с.62).

Вот весь нравственный потенциал учебных стандартов начального образования. Как видно, приоритет воспитания в начальном образовании здесь едва заметен.

Но в этих же стандартах дается авторская программа Э. П. Козлова, М. И. Куликова и В. А. Дмитриева «Нравственность (мораль)» как образовательный учебный предмет, рекомендуемый для изучения в начальном образовании, рассчитанный на 34 часа учебных занятий в каждом классе.

В начальной школе рекомендуется курс «Азбука нравственности», в котором формируются представления о понятиях: добро, зло, правда, честность, справедливость. Для этого рекомендуются образно - игровые формы проведения уроков с элементами художественного рассказывания, эмоционального и художественного оформления, сценка, этюды, фантазии, необычности, рисования, соревнования (с. 190, с.284-321).

Технологии воспитания правдивости у младших школьников в учебном процессе

Опираясь на целостную модель личности школьника, разработанную Нюдюрмагомедовым А.Н., мы включили в содержание начального образования материал для формирования социально необходимых и обязательных для каждого школьника качеств: ума, нравственности и трудолюбия. Проведённый нами анализ существующего содержания начального образования показал, что такой материал очень слабо отражён и слабо используется в начальных классах. Целью эмпирической части исследования было обоснование эффективности влияния разработанных нами двенадцати типов учебных заданий на воспитание у младших школьников правдивости как одного из важных качеств и составных элементов нравственной культуры. Для этого мы провели массовый эксперимент с охватом 280 учащихся, в том числе 194 учащихся в экспериментальных и 86 в контрольных классах. Для обеспечения репрезентативности выборки респонденты были отобраны из двух городов (Махачкала и Дербент) и из двух сельских посёлков п. Селик Дербентского района и с. Бурганкент Табасаранского района. Для обеспечения представленности разных категорий детей, контингент был выбран из обычных городских школ и из школы - интерната №6 г. Дербента, где учатся дети почти из всех районов южного Дагестана.

Основными задачами эксперимента были: 1.Проведение экспертизы исходного состояния направленности традиционной практики начального образования на воспитание нравственных качеств учащихся. 2.Подготовка учителей экспериментальных классов к методикам организации эксперимента. 3.Организация эксперимента, в котором в традиционную практику включались двенадцать типов разработанных нами учебных заданий, направленных на раскрытие с учащимися потенциала правдивости содержания учебного процесса. 4.Анализ результатов и выявление эффективности влияния условий эксперимента на воспитание у учащихся правдивости как личностного качества.

В соответствии с задачами в констатирующей части эксперимента мы проанализировали материалы по выявлению педагогической компетентности учителей, участвующих в эксперименте (подробно методики описаны в 1.3). Обследование 13 учителей, участвующих в эксперименте, показало, что у них также, как и в массовом обследовании учителей начальных классов, описанном нами в 1.З., выявлены следующие качества, которые могли стать факторами социального давления: нетерпимость к детским выходкам 8 чел. (62%), склонность к избеганию неудач 6 чел. (46%), нетерпимость к неопределённости 7 чел. (54%) и стремление к статусному росту 5 чел. (38%).

Анализ этих данных показывает, что учителя, сами того не осознавая, становятся одной из серьёзных причин социального давления на детей. А поскольку учащиеся ежедневно в течение 3-4 часов общаются с учителями, они бывают вынуждены скрывать свои чувства, отношения, мнения или искажать их в угоду учителям, говорить неправду, скрывать правду и собственное мнение ради своего спокойствия и нередко в свою пользу.

Параллельно с этим мы проанализировали отношение к правдивости у учащихся, отобранных нами для эксперимента. Так, на начало эксперимента отношение учащихся к отражению правдивости в содержании учебного процесса имело следующий характер (см.табл № 1).

Анализ полученных показателей отношения младших школьников к правдивости показывает, что только 30% из них понимают и уверены в том, что обучение в школе помогает им стать правдивыми людьми. При этом данный показатель значительно не отличался в контрольных и экспериментальных классах.

Анализ показателей по признакам правдивости позволяет выделить «отражение правдивости в учебниках», как самый слабый фактор их ориентировки на правду. По этому признаку 54 учащихся (или 28%) экспериментальных и 12 (или 14%) контрольных классов не смогли дать обоснованно ответ, выражающий своих отношение к правдивости.

В том, что в пословицах, поговорках, загадках, изучаемые знания имеют скрытый характер, интуитивно догадывается большинство школьников - 87% в экспериментальных и 97% в контрольных классах. Но является ли это скрытое знание правдой, они не смогли определить. Наличие в учебниках русского языка, чтения значительного числа пословиц, поговорок и сказок позволил им понять пути поиска этого скрытого знания. Но проведённый нами анализ показал, что правда в прямом смысле или в различных его формах (истина, правда-матка, горькая правда, «святая ложь», «колючая правда», неправда, полуправда, правдоподобие, заблуждение, враньё) в учебном материале или в заданиях к нему не выделяется. Мы считаем, что именно по этой причине 30 % младших школьников, охваченных экспериментом, не смогли твёрдо определить своё отношение к правдивости как очень важному качеству человека. В связи с этим мы решили выявить условия включения в учебный процесс разработанных типов учебных заданий, способствующие максимально раскрывать потенциал содержания образования, направленный на воспитание у учащихся понимания правды и форм её проявления в их поведении. Для организации такого эксперимента сперва было необходимо подготовить учителей, которым предстояло организовать новые условия учебного процесса.

Похожие диссертации на Воспитание правдивости у младших школьников в учебном процессе