Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки Сафина Альбина Муллануровна

Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки
<
Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Сафина Альбина Муллануровна. Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2001 248 c. РГБ ОД, 61:01-13/1838-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами наци опальной музыки как педагогическая проблема 12

1.1. Состояние разработанности в научно-педагогической литературе проблемы использования национальной музыкальной культуры в воспитании детей и юношества 12

1.2. Педагогический потенциал национальной музыкальной культуры 36

1.3. Педагогические возможности дошкольных отделений ССУЗ для осуществления

процесса воспитания профессиональной культуры студентов средствами татарской музыки 63

ГЛАВА II. Педагогические условия реализации модели использования национальной музыки как средства воспитания профессиональной культуры студентов ССУЗ 88

2.1. Мотивация выбора ценностей и традиций национальной музыки в педагогических ССУЗ 88

2.2. Проектирование содержания гуманитарной подготовки будущих педагогов ДОУ с учетом интеграции национальной музыки в учебные предметы 140

2.3. Организация учебных занятий с использованием национальной музыки как средства воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ ! 69

2.4. Ход и результаты экспериментального раздела исследования в группах ФСПО Татарского государственного гуманитарного института 186

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 216

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 218

ПРИЛОЖЕНИЕ 231

Введение к работе

f Происшедшие политические и социально-экономические преобразования и в нашем многонациональном Отечестве неизбежно вызвали глубокие изменения йв системе народного образования. Во всех его звеньях все более приоритетными установятся не только общечеловеческие ценности и идеалы, но и ценности f национальной культуры. Национальная культура формирует творческую «личность, способную нести и продолжать самобытные традиции своего народа. | Культура, отражающая духовные традиции народа, выступает для ^подрастающего поколения как бы «защитным поясом», охраняющим от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия. ; жестокости, национализма. Задача современной педагогики - умножение ! ^духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его \ интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес | к прогрессивному прошлому своего народа, к духовным ценностям І национальной, отечественной и мировой культуры. Известно, что именно из .1 лучших достижений национальных культур складываются отечественная и

I мировая культуры. Поэтому национальная культура, преподносимая в % органической взаимосвязи с отечественной и мировой культурами - есть \ источник и средство воспитания национального и интернационального сознания ; и самосознания личности, формирования гуманистических норм } межнационального общения. ". Особое место в этом процессе воспитания занимает важнейший элемент

1 национальной культуры - национальная музыка как язык чувств народов, как

I своеобразное выражение их национального характера, традиций, обычаев. 1 Ценности национальной музыкальной культуры все более становятся важным .: стимулом творческой, профессиональной, педагогической деятельности '' молодежи. Сегодня возрастает роль национальной музыкальной культуры в І учебно-воспитательном процессе педагогических ССУЗ, а проблема | приобщения будущих педагогов к ценностям национальной музыкальной : культуры приобретает особую актуальность.

Известные ученые педагоги-просветители прошлого Щ.Марджани, К.Насыри, И.Н.Ульянов, И.Я.Яковлев выступали за изменение жизни путем просветительской деятельности через культурные преобразования, освоение народного искусства (поэтического, музыкального, живописного). Эти принципы не потеряли своей актуальности в деле воспитания детей и молодежи и сегодня.

Идея всеобщего детского музыкально-эстетического воспитания и развития нашла свое осмысление в трудах О.А.Апраксиной, Н,К.Крупской, А-В. Луначарского, Н.Л.Гродзенской, В.Н. Шацкой, С.Т.Шацкого,

А.С.Макаренко.

Вопросы теории психологии творчества, художественного, эстетического, музыкального воспитания, воспитания музыкальных способностей, раскрытые в трудах Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, получили дальнейшее развитие в музыкально-педагогической практике. Теоретические проблемы нравственного и эстетического воспитания затронуты в работах философов М.С.Кагана, Л.Н.Когана, С.Х.Раппопорта, Л.А.Воловича. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания в работах И.С.Кона, А.К.Леонтьева, Б.Т.Лихачева и других исследователей.

В научно-педагогической литературе отражены различные аспекты проблемы приобщения детей и молодежи к ценностям национальной музыкальной культуры. Национальной музыке, народной песне, хороводным играм и танцам как важному средству воспитания музыкально-эстетического вкуса, нравственного и духовного развития детей уделяли должное внимание деятели музыкального просвещения, школьного и дошкольного музыкального образования и воспитания Б.В.Асафьев, К.В.Головская, М.А.Румер. О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина, В.А.Сухомлинский, Б.Барток, Д.Б.Кабалевский, З.Кодаи, К.Орф и др.

Важным фактором в процессе музыкально-эстетического воспитания детей и юношества является использование традиций народной педагогики, которые отражены в научных трудах Б.В.Афанасьева, Г.Н.Волкова, А.И.Ханбикова, З.Г.Нигматова, Г.В.Мухаметзяновой. Р.А.Низамова и др.

5r В решении проблемы приобщения детей и юношества к национальной музыкальной культуре определенную ценность приобретают и исследования этнографов, фольклористов, музыковедов М.Н.Нигметзянова, Ч.Н.Бахтияровой, і Г.М.Кантора, С.И.Раимовой, Р.А.Йсхаковой-Вамбы, З.Н.Сайдашевой,

I А.А.Алмазовой, Т.А.Алмазовой, Г.М.Макарова и др.

Обобщение и анализ опыта эстетического воспитания средствами і искусства, музыки (в том числе народной) в школах Республики содержится в трудах Г.А.Петровой, Т.В.Шуртаковой, Л.А.Воловича, С.И.Раимовой, М.Г.Дисмана.

В настоящее время уже немало исследований, раскрывающих значение национальной культуры в системе образования и воспитания детей и учащейся молодежи. В работах Г.В.Мухаметзяновой, С,И.Раимовой, ЯЛХанбикова, ; Э.Х.Галеева, Р.Ш.Маликова, Н.Х.Халитовой, Л.М.Кашаповой, ЛА.Харисовой, Э.М.Шигаповой, З.М.Явгильдиной рассматриваются различные элементы татарской национальной культуры (традиции, обряды, устное народное творчество, музыкальный фольклор, игры и праздники) как средство патриотического и интернационального, физического, эстетического и і нравственного воспитания. Концептуальные основы интеграции национальной I культуры и учебно-воспитательного процесса в системе школьного образования исследовал Ф.Ф.Харисов. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе, его сущность и функции, особенности формирования и реализации в преподавании всех учебных циклов освещается в работах Л.А.Воловича и Г.В.Мухаметзяновой.

Отмечая неоспоримую значимость упомянутых исследований, заметим, что большая их часть касается проблемы использования национальной культуры (в том числе музыкальной) в воспитании школьников. Проблема использования национальной музыкальной культуры в учебно-воспитательном процессе педагогических ССУЗ не стала еще предметом пристального внимания исследователей. Не изучено влияние* национальной музыки на процесс воспитания профессиональной культуры студентов ССУЗ - будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Вместе с тем за последнее десятилетие резко снизился художественный, музыкально-эстетический вкус детей, подростков, молодежи. Это негативно сказывается на общем духовном, эстетическом потенциале людей. На наш взгляд, необходимо показать новый подход к использованию музыки, как мотивирующего интерес к национальным духовным ценностям культуры. Главный мотив нашего научного интереса к национальной музыке, связан с тем, как с ее помощью включить детей дошкольников в мир духовности, национальной культуры и межнационального общения.

В дошкольном детстве создаются благоприятные возможности для воспитания у детей на основе национальной музыкальной культуры музыкальных интересов и вкуса, национального и интернационального сознания и самосознания. Систематическая работа в этих направлениях позволит, на наш взгляд, 1) достигнуть более высокого качества в развитии личности ребенка; 2) помочь овладеть детям разных возрастных категорий более высокими статусными ролями; 3) воспитывать у детей культуру чувств, культуру переживания; 4) сформировать способность и готовность включаться в восприятие национальной музыкальной культуры.

К такой работе с детьми необходимо готовить студентов педагогических ССУ3 - будущих воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ.

Полиэтническое общество предполагает учет ценностей и традиций национальных культур различных народов - русского, марийского, мордовского, татарского, чувашского и других, проживающих на территориях различных регионов. Наше исследование связано с раскрытием этой идеи на примере татарской музыкальной культуры.

Использование татарской музыки в учебно-воспитательном процессе ССУЗ, на наш взгляд, является мощным средством адаптивности студентов к целям и задачам профессиональной деятельности. Необходимо создать адаптационные механизмы подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений на материале татарской музыки. Цель их - сформировать у студентов интерес к духовным процессам своей родной и иной культуры в определенной национальной среде. Татарская музыка стала бы одним из средств

7, воспитания профессиональной культуры студентов — будущих воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ.

Таким образом, создается противоречие между общественной потребностью в необходимости воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки и недостаточной теоретической и методической разработанностью вопросов использования национальной музыки в учебно-воспитательном процессе ССУЗ.

Отсюда проблема нашего исследования^ которую можно сформулировать так: каковы педагогические условия воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки? Учитывая вышеизложенное, нами определена и тема исследования: «Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки».

Цепь исследования: теоретические обосновать и экспериментально проверить педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки.

Объект исследования: подготовка будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений в ССУЗ к работе с детьми.

Предмет исследования: педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки.

В основу нашего исследования была положена гипотеза: эффективность воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки повысится при следующих условиях, если: - обоснована и целенаправлено реализована в учебно-воспитательном процессе теоретико-прикладная модель использования национальной музыки в подготовке педагогов ДОУ для работы с детьми; - мотивация выбора студентами ценностей национальной музыки преобразуется в мотивационную позицию в предстоящей работе с детьми, в готовность использовать национальную музыку в профессиональной

8 деятельности в соответствии с интересами детей и с учетом их психофизиологических особенностей; интеграция содержания гуманитарной подготовки и национальной музыки осуществляется в межпредметной модульной программе; в формах организации занятий используются активные методы и современные технологии обучения.

Цель, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи исследования:

1. Раскрыть педагогический потенциал национальной музыки.

Спроектировать содержание гуманитарной подготовки с учетом интеграции национальной музыки в учебные предметы.

Определить и обосновать педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры средствами национальной музыки.

Экспериментально проверить выделенные педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры средствами национальной музыки. Реализация разработанной модели может и должна быть подтверждена для всех этнических общностей, населяющих Республику Татарстан.

Методологической основой нашего исследования явились современные философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие закономерности развития личности; теоретические основы воспитательного процесса; психологическая теория художественного, музыкального восприятия и музыкальных способностей; концепция о социальных функциях музыкального искусства; теория этнопедагогики в системе музыкально-эстетического образования и воспитания; основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования; концепция развития системы среднего профессионально-педагогического образования Республики Татарстан: идеи стандартизации, гуманизации и гуманитаризации, интеграции гуманитарного и профессионального образования, инновационно-технологического обеспечения системы среднего профессионального образования.

Для решения задач, поставленных в исследовании, использовались следующие теоретические и эмпирические методы: - теоретический анализ и синтез литературы в области общей и музыкальной педагогики и психологии; эстетики и музыкознания, музыкальной этнографии, философии и истории, архивных материалов и фонозаписей с татарской музыкой, материалов" международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференций, связанных с проблемами профессионального образования и воспитания; изучение и обобщение педагогического опыта, аналогия, моделирование, экстраполяция, ранжирование, систематизация, анкетирование, интервьюирование, беседы с преподавателями ССУЗ и студентами, детьми-дошкольниками и их родителями; наблюдение, рейтинг, ауторейнинг (самооценка), педагогический эксперимент в его констатирующей, поисковой, обучающей, формирующей и контрольной функциях.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997-1999 гг.) был определен научный аппарат исследования, изучено состояние рассматриваемой проблемы в историческом, общенаучном и психолого-педагогическом аспектах. Проведено изучение уровня воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ и опыта работы педагогических средних специальных учебных заведений по использованию национальной музыки в учебно-воспитательном процессе. Разрабатывалась методика экспериментальной работы. На базе группы будущих музыкальных руководителей были проведены констатирующий, поисковый и обучающий эксперименты.

На втором этапе (1999-2000 гг.) решалась задача разработки содержания общекультурной подготовки, - ее проектирования с учетом интеграции национальной музыки в учебные предметы. Проводился эксперимент в его формирующей и контрольной функциях. Уточнялась рабочая гипотеза.

На третьем этапе (2000-2001 гг.) продолжалась апробация разработанной теоретико-прикладной модели использования национальной музыки в подготовке педагогов ДОУ в учебно-воспитательном процессе

10 средних специальных учебных заведений педагогического профиля, проводилась обработка и анализ полученных экспериментальных данных, их теоретическое обоснование и оформление результатов исследования.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования служили факультет среднего профессионального образования Татарского государственного гуманитарного института (г.Казань), Лениногорское музыкально-художественное педагогическое училище, Чистопольское педагогическое училище. Дополнительный эмпирический материал собирался в Арском педколледже и Казанском высшем педагогическом училище.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что 1) на новом интегративном уровне национальная музыка рассматривается как средство воспитания профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ, как средство подготовки к работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Алгоритм использования национальной музыки на материале татарской музыкальной культуры может получить поливариативную оснастку за счет всего множества национальных музыкальных культур, представленных в регионе;

2) определены и обоснованы педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры студентов, а именно: мотивация выбора студентами ценностей национальной музыки преобразуется в мотивационную позицию в предстоящей работе с детьми - в готовность использовать этот раздел музыкальной культуры в профессиональной деятельности в соответствии с интересами детей и учетом их психофизиологических особенностей; интеграция содержания гуманитарной подготовки и национальной музыки осуществляется в межпредметной модульной программе; в формах организации занятий используются активные методы и современные технологии обучения;

Практическая значимость исследования заключается в применении разработанной теоретико-прикладной модели использования татарской музыки в подготовке педагогов ДОУ - преподавателями музыки и гуманитарных дисциплин в экспериментальном учебном заведении - на факультете среднего профессионального образования ТГТИ, что позволяет повысить уровень воспитания профессиональной культуры. Разработанная модель имеет смысл и ценность для всех звеньев системы непрерывного педагогического образования и может быть использована на примере любой другой музыкальной культуры.

Апробация и внедрение результатов осуществлялась в практике учебных заведений г.Казани, выступлениях соискателя в экспериментальных учебных заведениях и дошкольных образовательных учреящениях г.Казани и гЛениногорска, на межрегиональной научно-практической конференции: «Школа и национальное согласие» ' (Казань, 1996), научно-практической конференции ИССО РАО «Инновации в профессиональном образовании: теория и практика» (Казань, 1997), итоговых научно-практических конференциях Ті і И (Казань, 1997-1999 годов), Международной научно-практической конференции ИССО РАО «Социально-профессиональное становление молодежи» (Казань, 1999), научно-практической конференции, посвященной 125-летию КПЛУ и 40-летию музфака «Музыка и педагогика» (Казань, 2000), на семинаре учителей экспериментаторов в лаборатории гуманитарной подготовки ИСПО РАО (Казань, 1997-2000), в передаче ТВ Республики Татарстан (2001).

На защиту выносятся следующие положения:

Обоснование теоретико-прикладной модели в учебном процессе педагогических ССУЗ и педагогическая логика ее реализации.

Педагогические условия повышения эффективности воспитания профессиональной культуры средствами национальной музыки: мотивация выбора студентами ценностей национальной музыки преобразуется в мотивационную позицию в предстоящей работе с детьми - в готовность использовать национальную музыку в профессиональной деятельности в соответствии с интересами детей и учетом их психофизиологических особенностей; интеграция содержания гуманитарной подготовки и национальной музыки осуществляется в межпредметной модульной программе; в формах организации занятий используются активные методы и современные технологии обучения.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Состояние разработанности в научно-педагогической литературе проблемы использования национальной музыкальной культуры в воспитании детей и юношества

Сегодня в условиях многонационального государства важнейшую роль в жизни людей призвана сыграть национальная музыкальная культура. Она способна стать предметом межнационального общения различных народов и отдельных личностей. Национальная музыкальная культура несет в себе огромный педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательном процессе средних специальных учебных заведений, в формировании личности студентов, в воспитании их гуманности, высокой нравственности, профессиональной культуры.

Поставив в основу нашего исследования проблему воспитания профессиональной культуры студентов средствами татарской музыки мы считаем, что успешное решение ее органично связано с приобщением студенческой молодежи к сокровищам -национальной музыкальной культуры, которое возможно, целесообразно, эффективно в рамках учебно-воспитательного процесса среднего специального учебного заведения педагогического профиля.

Приступая к анализу разработанности данной проблемы остановимся на анализе понятий «культура», «национальная культура», «музыкальная культура», «национальная музыкальная культура» и взаимосвязи этих элементов в связи с изучаемой проблемой.

В научной литературе существует множество определений культуры и подходов к сущности ее понимания. В Философском энциклопедическом словаре отмечается, что культура - «это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим

себе» (134, 293). В «Педагогической энциклопедии» понятие «культура» определяется «как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений».

Понятие «культура» употребляется для характеристики материального и духовного развития не только определенных исторических эпох и конкретных обществ, но и народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (18, 594).

Следовательно, понятия «национальная культура», «музыкальная культура» и «культура» необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи. «Так еще русский композитор Н.А.Римский-Корсаков писал, что музыка вне национальности не существует, что всякая музыка, которую принято считать общечеловеческой, все таки национальная.

Общечеловеческая и национальная культуры неотделимы друг от друга, как нерасчленимы эти начала в реальной жизни. Общечеловеческое проявляется в национальном, самобытном, а национальная специфика является конкретным и своеобразным выражением интернационального» (37,6-7).

«Человеческая цивилизация как хранилище всех национальных культур представляет собой не простую их сумму, мозаику, а является целостным воплощением их интегративного единства, сложной системой, образованной на основе взаимосвязи различных культур» (82, 58).

Педагогический потенциал национальной музыкальной культуры

В данном параграфе делается попытка раскрыть духовную сущность татарской народной и профессиональной музыки, рассмотреть ее эмоциональную и эстетическую природу, показать ее возможности в воспитании профессиональной культуры будущих педагогов - воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ.

Сегодня молодежь, в том числе студенчество, живет в мире 4-х основных музыкальных потоков: фольклорного, академического, поискового и эстрады. Эти основные направления свойственны и татарской музыке. Охарактеризуем их.

Первый поток представляет собой татарский музыкальный фольклор. Он включает в себя около двадцати жанров народной музыки (байты, мунаджаты, протяжные песни, короткие песни, такмаки, деревенские напевы, городские песни, современные народные песни, детский фольклор и его жанровые разновидности).

Среди основных особенностей татарской народной музыки следует назвать ее ладовую основу. Татарская музыка связана с ангемитонной пентатоникой (102,20; 54,10).

Ангемитонная пентатоника - древнейший мире звукоряд. На нем основана музыка восточных народов: китайская, корейская, индонезийская; музыка народов Поволжья - татарская, марийская, башкирская, чувашская; музыка некоторых народов Северной Африки, Латинской Америки, Индии; музыка европейских народов - шотландская, корсиканская. Пентатоника встречается в старинных русских песнях (46,7). Думается, что прежде всего благодаря своей ладовой пентатонной основе татарская народная музыка обрела то интонационное родство с иными музыкальными культурами, которое позволяет легко воспринимать и понимать ее людям разных национальностей.

«Характер народных мелодий всегда тесно связан с особенностями языка народа, который их создает. Звучание национальной речи, ее интонации оказывают влияние на ритмический и интонационный строй мелодии— Татарский язык очень мелодичен. Особую музыкальность ему придают гласные твердые (а, у, ы, о, ый), мягкие (э, \} е, е, и), долгие, короткие. Из-за качества гласных в татарском языке чередуются слова твердо и звонко звучащие и слова мягкие, как бы напевные. Такое чередование делает звучание языка музыкальным» (46, 11-12) и придает татарским песням неповторимое очарование и прелесть.

Глубокое представление у татарского народа имеет понятие «мон» -необычайно многозначный термин, один из критериев национального своеобразия татарской музыки, ее художественной ценности, вбирающий в себя эмоциональные свойства народной музыки, ее выразительные средства и специфику исполнения присущую народным певцам. «Мон» как эмоциональное свойство татарской народной музыки - это, по мнению музыковеда Ч.Бахтияровой, - «язык души» народа, «выражение в напевах самых сокровенных, задушевных чувств простых людей» (15, 227). Музыка, как известно, способна захватить человека целиком, привести в движение все сферы человеческой психики, все стороны его личности. Ученые задумывались о том, каков психологический механизм такого целостного воздействия музыки на человека. Известный ученый-музыковед Л.А.Мазель считает, что одним из основных принципов музыкального воздействия является принцип множественного и концентрированного воздействия, который означает, что «существенный художественный результат достигается не с помощью какого-либо одного средства, а нескольких средств, направленных к одной и той же цели и таким образом осуществляющих концентрированное воздействие» (67, 240). Этим обусловлена, по его мнению, огромная «внушающая» и убеждающая сила музыки. «От степени выраженности этого принципа, - пишет ЛА.Мазель, зависит впечатляющая сила подлинно художественного произведения... Основное эмоционально-смысловое содержание такого произведения передается по столь многочисленным каналам и затрагивает такие разные сферы восприятия, «струны души»,, что, как бы ни был различен индивидуальный опыт и уровень слушателя, оно так или иначе «дойдет» до каждого и будет воспринято» (67, 246).

Мотивация выбора ценностей и традиций национальной музыки в педагогических ССУЗ

Студенты педагогических ССУЗ должны уметь формировать у ребенка-дошкольника личностные качества, составной частью которых является этнокультурная воспитанность. В параграфе 1.2. показаны воспитательные возможности татарской музыки, отмечается значимость использования ее будущими воспитателями в педагогической деятельности, воспитании ребенка, достижении гармоничного общения будущего воспитателя как с самим ребенком, так и с его родителями.

Однако воздействие на воспитанников средствами татарской музыки без учета мотивации выбора ценностей татарской музыкальной культуры не может дать положительных результатов и, напротив, может вызвать серьезные осложнения во взаимоотношениях детей и воспитателя, студентов и преподавателя ССУЗ, привести к нарушению воспитательного процесса.

Многие исследователи «включают в понятие мотивации совокупность осознанных побуждений, где системообразующими компонентами являются потребности, мотивы (в частности, интересы) и цели. Они в свою очередь связаны с ценностными ориентациями, идеалами, чувствами, эмоциями» (40, 18). Под мотивацией выбора ценностей татарской музыкальной культуры как свойством личности студента (и других субъектов) мы будем понимать систему их целей, потребностей, мотивов, предпочтений, которые обуславливают этот выбор.

Необходимо выявить разнообразные вкусовые предпочтения в сфере татарской музыки, мотивы выбора ее у всех субъектов воспитательного процесса: у ребенка дошкольного возраста, студентов и преподавателей педагогических ССУЗ, родителей детей. Нужно показать, чем мотивирован тот или иной выбор студентами ценностей татарской музыкальной культуры: влиянием друзей, товарищей, средств массовой информации, атмосферы учебного заведения, моды или тягой к легкому увеселительному времяпрепровождению. Какую роль играют в выборе ценностей татарской музыки семья, родители, помогают они ребенку или нет?

Нам представляется, что важную роль в выборе музыкальных предпочтений играют ценностные ориентации личности. В данном параграфе мы старались представить достаточно широкий спектр ценностных ориентации основных субъектов воспитательного процесса, показать их связь с музыкально-вкусовыми предпочтениями, с мотивацией выбора ценностей татарской музыкальной культуры.

Важно выявить также, какой г набор музыкальных произведений необходимо заложить в учебный процесс ССУЗ для использования его будущим педагогами-воспитателями в воспитании детей-дошкольников. Должен ли быть этот набор лишь «флюсовой» прибавкой к существующему традиционному, стихийному опыту использования произведений татарской музыки в ДОУ?Или этот музыкальный материал должен быть поливариативный (учитывающий индивидуально-психологические, возрастные особенности личности ребенка), представленный в обширном списке произведений народного и профессионального творчества, из которого педагог будет иметь право выбора ценностей татарской музыкальной культуры? Другая проблема - показать методику формирования у студентов мотивации выбора ценностей татарской музыкальной культуры (с опорой на интересы и потребности детей-дошкольников и с личной установкой студента на свое непрерывное развитие, обогащение и совершенствование).

Рассмотрим ценностные ориентации, эстетические и музыкально-вкусовые предпочтения всех четырех субъектов воспитательного процесса, мотивацию выбора ими ценностей татарской музыкальной культуры.

Похожие диссертации на Воспитание профессиональной культуры студентов педагогических ССУЗ средствами национальной музыки