Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР) Ментешашвили Лия Александровна

Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР)
<
Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР) Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР) Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР) Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР) Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР) Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР) Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР) Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ментешашвили Лия Александровна. Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР) : ил РГБ ОД 61:85-13/559

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛИСТИ

ЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА 12

I. Цель и задачи воспитания социалисти ческого гуманизма 12

2 . Общепедагогические и психологические основы воспитания социалистического гуманизма 30

ГЛАВА ВТОРАЯ. ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 51

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 96

ВЫВОДЫ 138

БИБЛИОГРАФИЯ 141

Введение к работе

В эпоху зрелого социализма основным богатством социалистического общества является сам человек, впервые превратившийся, по словам К.Маркса, в цель и главную ценность общественного развития. Гуманистическая концепция В.И.Ленина мерилом всех ценностей также ставит человека. Освобожденного от рабства человека труда В.И.Ленин представлял в будущем как всесторонне гармонически развитую личность. Поэтому путь к коммунизму великий вождь представлял как переход "к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать" (6, 32). Вот почему во всех важнейших партийных и государственных документах, в выступлениях выдающихся деятелей КПСС и Советского государства красной нитью проходит мысль о необходимости формировать всесторонне гармонически развитую личность, неотъемлемой стороной которой является социалистический гуманизм. "Очень важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, доброту и принципиальность, стойкость и мужество характера", - говорится в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" (13, 48).

Теоретическое освещение проблемы социалистического гуманизма в наиболее развернутом виде дано в исследованиях по марксистско-ленинской этике. Рассматриваемый в различных аспектах социалистический гуманизм показан как принцип, раскрывающий преемственную связь коммунистической морали с нравственным опытом человечества. _ 4 -

В рамках марксистско-ленинской проблематики личности проблема гуманизма освещается в трудах советских социологов Буевой Л.П., Вачеишвили А.Ш., Кона И.О., Смирнова Г.Л., Петросян М.И. и др.

Проблема гуманизма в аспекте современной идеологической борьбы рассматривается в трудах Антоновича И.И., Бережного Н.М.,Кеше-лава В.В., Ковалева СМ., Кудряшовой М.С, Недели Л.И., Тычины Г.П., Чхиквадзе В.М. и др.

Проблема воспитания социалистического гуманизма является одной из основных в педагогической науке. По этой проблеме вышло два сборника.

В первом сборнике - "Воспитание учащихся в духе коммунистического гуманизма" - рассматриваются такие стороны проблемы, как воспитание гуманизма в процессе общения (Стефан Чернев, Коломенский Я.Л., Шевченко Н.М. и др.); в процессе природоохранительной деятельности (Баршевская И.А., Сидоров Н.С, Смыш В.П.). Внимание исследователей привлекает проблема взаимосвязи воспитания гуманизма с общественно-полезным трудом (Нудельман М.М., Монич К.И.).

Во втором сборнике - "Воспитание коммунистического гуманизма", кроме вышеуказанных, исследуются проблемы воспитания гуманизма в деятельности пионерской и комсомольской организаций (Монич К.И., Носков Я.Й.); в семье (Рогошкин В.Т.) и др.

По проблеме воспитания у школьников гуманизма защищено ряд кандидатских диссертаций.

К сожалению, грузинская научно-педагогическая литература бедна трудами, посвященными проблеме воспитания социалистического гуманизма. Достаточно сказать, что мы не можем указать ни одного диссертационного труда, защищенного по избранной нами проблеме. О воспитании социалистического гуманизма написано лишь несколько статей.

Это определило тему нашего исследования.

Предметом исследования мы взяли процесс формирования социалистического гуманизма у учащихся на уроках и во внеклассной работе.

Объект исследования - учащиеся среднего школьного возраста.

Цель исследования: научно разработать цельную, комплексную систему воспитания гуманизма у учащихся среднего школьного возраста и путем практического использования этой системы на уроках и во внеклассной работе с подростками проверить ее воспитатель-нута эффективность.

Задачи исследования:

Раскрыть сущность воспитания социалистического гуманизма на современном этапе развития советской школы.

Выявить общепедагогические и психологические основы формирования у подростков гуманизма.

На основе анализа структуры воспитания социалистического гуманизма, выявления гуманистического потенциала программного материала по литературе, истории, географии и обоснования критериев его отбора в целях воспитания гуманизма, выявления возможностей внеклассной работы разработать содержание воспитания гуманизма на уроках и во внеклассной работе с подростками.

В аспекте воспитания гуманизма определить соотношение рациональных и эмоциональных моментов изучения подростками грузинской литературы на уроках и во внеклассной работе.

Определить педагогические условия, способствующие оптимизации процесса воспитания у подростков социалистического гуманизма.

6. Наметить пути, формы, методы, оптимально способствующие формированию у подростков социалистического гуманизма.

Гипотеза: Если процесс воспитания учащихся в духе гуманизма направить по предварительно осмысленной и выработанной единой системе; творчески использовать соответствующий учебно-программный материал; воспитательной работе придать конкретно-целевое направление; тесно связать между собой урочную и внеклассную работы, то значительно повысится эффективность воспитательной работы вообще и воспитания учащихся в духе гуманизма, в частности.

Методологической основой исследования являются: а) марксистско-ленинское учение о классовой сущности морали, о социально-экономических основах нравственности; о развитии социалистических общественных отношений; о потребности гуманизации общественной жизни, вытекающей из объективных законов социалистического общества; о воспитании нового человека в духе социалистического гуманизма; б) моральный кодекс строителя коммунизма, разработанный ХШ съездом КПСС.

В ходе работы нами использовались следующие методы научно-педагогического исследования: - изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского правительства о коммунистическом воспитании мо лодежи; - теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Труды советских психологов: Божович Л.И., Крутецкого В.А.,

Кона И.С, Рогава Н.В., Узнадзе Д.Н., Чхартишвили Ш.Н., Элькони-на Д.Б., Якобсона Я.М. и др. помогли при разработке психолого-педагогической части диссертации.

Труды основоположника советской педагогики Н.К.Крупской, классика советской педагогики А.С.Макаренко, выдающихся советских ученых: А.М.Арсеньева, Н.К.Гончарова, И.А.Каирова, Э.И.Моносзона, В.А.Сухомлинского и др. - по общим проблемам воспитания, а также непосредственно адресованные нашей проблеме, помогли в разработке теоретической части исследования.

Теоретически осмыслить и решить проблему воспитания социалистического гуманизма помогли труды Водзинского Д.И., Бабанского Ю.К., Болдырева Н.И., Гобронидзе А.А., Джанелидзе П.И., Каирова И.А., Кичатиновой Н.А., Кикнадзе Г.И., Марьенко И.С, Монахова Н.И. и др. по вопросам нравственного воспитания.

Труды Болдырева Н.И., Голубева Л.К., Дадиани Д.М., Мишвела-дзе А.Е., Рухадзе Н.Г., Самхарадзе В., Хоштария Н.С. и др. помогли определить методику преподавания родной литературы в аспекте гуманистического воспитания.

Изучение трудов грузинских литературоведов Барамидзе Г.Р., Бутхузи Г., Какабадзе Е.В., Кекелидзе Ш.И. и др. способствовало выявлению гуманистического потенциала художественных произведений и отбору их для изучения учащимися среднего школьного возраста.

Особую ценность для нас представляли исследования, в которых непосредственно разрабатывается избранная нами проблема. Таковы труды Аргеткиной К., Басиладзе Н.А., Гордина Л.Ю., Джунусовой Г.К., Кизилевича К., Коротова В.М., Литвиновой Л.В., Лихачева Б.Т., Мо-нич К.И., Нестеренко Л.П., Сахаровской Г.А., Сидорова Н.С, Тихоновой А.В. и др.

Среди методов важное место заняло изучение и анализ опыта работы школ по воспитанию социалистического гуманизма.

Основными методами исследования были: обобщение личного (4 года) опыта работы в качестве учительницы родного (грузинско- го) языка и литературы в 145-ой средней школе г.Тбижси, а также опытно-экспериментальная работа, которая велась в двух городских (115-ая и 145-ая средние школы г.Тбилиси) и двух сельских (с.Са-гурамо Мцхетского р-на, с.Бодбисхеви Сигнахского р-на ГССР).

Контрольными школами также были взяты две городские (тбилисская 7-ая и 36-ая) и две сельские (с.Тибаани и с.Джугаани Сигнахского р-на) школы).

В ходе опытно-экспериментальной работы нами использовались: наблюдения за учащимися в процессе их общения со сверстниками, старшими, младшими по возрасту как на уроках, так и во внеурочное время; беседы с подростками, классными руководителями, предметными преподавателями, родителями; анкетирование; - изучение и анализ творческих работ учащихся (сочинения). Исследование прошло в два этапа.

На первом этапе исследования (I980-1982 гг.) изучалась педагогическая и психологическая литература, велись наблюдения за взаимоотношениями учащихся на уроках и во время перемен; в центре внимания находились учащиеся, которые по отношению друг к другу проявляли грубость, не находили общего с классным коллективом, дерзили учителям, родителям, проявляли антигуманные поступки по отношению к младшим по возрасту детям; стремижсь выяснить причины детской агрессивности.

На втором этапе (1982-84 гг.) опытно-экспериментальная работа проводилась по следующей программе: - разрабатывался план каждого урока и внеклассного мероприя тия с методическими рекомендациями учителям о связи обучения с формированием социалистического гуманизма; воспитательные результаты каждого урока, а также проведенного мероприятия тщательно анализировались, что обеспечивало корректировку воспитательной работы в сторону ее наибольшей эффективности; в ходе опытно-экспериментальной работы велись целенаправленные наблюдения за взаимоотношениями учащихся в коллективе, в процессе межличностного общения; данные наблюдений фиксировались в дневниках, которые, по нашей просьбе вели учителя; с учащимися систематически проводились индивидуальные, групповые и коллективные беседы по вопросам, связанным с воспитанием социалистического гуманизма; с целью проверки в ходе опытно-экспериментальной работы несколько раз делали срез в виде анкетирования учащихся; изучали и анализировали творческие работы подростков; знакомились с кругом чтения подростков путем бесед с ними, учителями, родителями; просмотра библиотечных формуляров.

В конце второго этапа исследования были подытожены воспитательные результаты опытно-экспериментальной работы, которые отразились в цифровых данных таблиц, приложенных к диссертации.

Научная новизна состоит в том, что в нашем труде выявлены психологические и общепедагогические основы, на которые опирается воспитание социалистического гуманизма у учащихся-подростков. На материале изучения в школе литературы, истории, географии разработаны теоретические аспекты воспитания у подростков социалистического гуманизма и предложены конкретные пути по его совершенствованию; раскрыта необходимость одновременных и взаимосвязанных воздействий на интеллектуальную и эмоциональную сферы подростков в целях формирования глубоких гуманистических убеждений.

Практическое значение диссертационной работы заключается в том, что данные в ней практические рекомендации содействуют воспитанию учащихся ІУ-УШ классов общеобразовательной школы в духе социалистического гуманизма; помогают учителям практически решать эту задачу. Результаты нашего исследования можно использовать в высшей педагогической школе и институте усовершенствования учителей при чтении лекционного курса по педагогике.

Апробация и внедрение основных результатов исследования. По вопросам диссертации опубликовано пять работ, в которых отражены ее основные положения. Диссертантом были прочитаны доклады на межинститутских научных сессиях молодых ученых и аспирантов (май, 1983 г.) и профессоров-преподавателей (май, 1984 г.) в Госпединституте им.А.С.Пушкина (г.Тбилиси). В экспериментальных школах (145-ая и II5-ая г.Тбилиси, Сагурамская средняя школа Мцхетского р-на, Бодбисхевская средняя школа Сигнахского р-на) были практически проверены и внедрены разработанные нами система по воспитанию у подростков социалистического гуманизма и практические рекомендации.

Достоверность исследования подтверждают: методологическая обоснованность его исходных посылок; практика передовых учителей, а также воспитательные результаты в школах, где велась опытно-экспериментальная работа. Эти результаты выражались изменениями в положительную сторону межличностных отношений подростков в классном, пионерском коллективах, в семье, с товарищами; в гуманном отношении подростков к старикам, больным, к природе, к животным и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех - II - глав, заключения и библиографии.

Во введении обоснованы актуальность темы, определены предмет, объект, цель, задачи, гипотеза, методологические основы исследования, охарактеризованы методы, этапы, научная новизна и практическое значение диссертационного труда, его достоверность и обоснованность; кратко сформулированы выдвинутые для защиты положения.

class1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛИСТИ

ЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА class1 12

Общепедагогические и психологические основы воспитания социалистического гуманизма

Советское общество является обществом, построенном на принципах гуманизма. Человеколюбие - органическая часть идеологии коммунистической партии. Сущность гуманизма в "Моральном кодексе строителя коммунизма" определена так: "Гуманные отношения.и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат" (15, 120).

Гуманизм, как одна из составных частей коммунистической морали, предполагает заботливые взаимоотношения между людьми. Заслуживают внимания с этой точки зрения слова М.И.Калинина, в которых раскрывается сущность советского гуманизма: "Человек должен любить людей. Если он людей будет любить, то ему будет жить лучше, веселее будет жизнь, ибо никто не живет так худо в мире, как мизантроп -человеконенавистник. Он сам хуже всех живет" (76, 39).

Слово "гуманизм" происходит из латинского "гуманус", что означает "человеческое". В содержание этого понятия входят помощь, сочувствие, внимание, заботливое отношение и уважение к человеку.

Гуманизм - прогрессивное мировоззренческое направление ХІУ-ХУІ веков, появившееся в период разложения феодализма и проповедующее свободу человека, уничтожение господства феодализма и католицизма над человеком, уважение к его личности.

Из всех стран Западной Европы мануфактурное производство раньше всего развилось в северной Италии, а затем уже распростра - ІЗ нилось и в других странах Европы. Развитие торговли и ремесел в Италии вызвало расцвет городов, повышение общего уровня экономической жизни. Новизна проявилась и в политической сфере. Вышедшая на арену буржуазия по сравнению со своим предшественником - феодальным классом была прогрессивной. Когда буржуазия шла в гору, была классом восходящим, она дала миру блестящую плеяду великих мыслителей, ученых, художников, композиторов.

Гуманисты-просветители проявляли большой интерес к науке, просвещению, литературе, искусству. Установленные и закрепленные в течение веков жестокие церковные догмы постепенно начали ослабевать. Против отрицания реальных потребностей жизни, против отхода от нее встал живой интерес к человеку, к настоящей жизни. Началось возрождение культуры, науки, искусства. Этот период в истории известен как эпоха Возрождения или Ренессанс. Деятели этой эпохи, вооруженные новым, передовым мировоззрением, назывались гуманистами, так как в центре их мироощущения стоял человек во всей своей сущности. Представители этого направления смело подняли голос против повсеместно распространенных схоластических взглядов на всесильность бога и попытались воскресить забытую веру в талант, способности и возможности человека. Гуманисты отвергли изучение богословия и заинтересовались такими дисциплинами, которые всесторонне изучали человека. Гуманисты требовали защиты чести человека; вопреки учению церковников они видели настоящее человеческое счастье не в потусторонней, а в реальной жизни. Они выдвинули идею человеколюбия, хотя она носила отвлеченный характер. Гуманисты в центре мироздания поставили человека, но заботу о нем ограничили требованием его освобождения от разрушительного влияния средневековой церковной инквизиции. Гуманисты эпохи Воз - 14 рождения сравнительно мало внимания уделяли улучшению условий жизни трудящегося человека и защите прав личности. Они активно не ставили вопрос об освобождении трудящихся от эксплуатации и не видели силы, могущей противостоять бесправию народа.

Воспитание социалистического гуманизма в процессе обучения

Выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, М.И.Калинин, А.С.Макаренко неоднократно говорили о единстве обучения и коммунистического воспитания.

В статье "Заметки к вопросу о частных методиках" Н.К.Крупская всестороннее гармоническое развитие личности ставила в прямую зависимость от качества обучения, от знания детской психологии и умения подойти к детям. А в статье "Методические заметки" выбор методов и методических приемов организации учебного процесса подчиняла воспитательным целям. "Если цель школы - воспитать послушных рабов капитала - и методика будет соответствующая..., если цель школы - воспитать сознательных строителей социализма - и методика будет совсем другая..." (91, 34).

А.В.Луначарский в своих выступлениях, статьях, речах всегда подчеркивал, что "обучение неразрывно связано с воспитанием", органически переплетается с ним. "Задачи обучения и задачи воспитания объемлются одним общим словом образование" (Г00, ЗГ2).

В.А.Сухомлинский не представлял себе, как учить детей, не воспитывая их характер, их убеждения, их чувство собственного достоинства, их коллективистические чувства, веру в себя, волю, трудолюбие .

Процессы обучения и воспитания в советской школе неделимы. В процессе обучения наряду с вооружением учащихся системой научных знаний учитель должен воспитать у учащихся характерную для советского человека высокую гражданственность. Общепедагогический принцип воспитывающего обучения заключается в том, что процесс обучения не должен ограничиваться образовательной функцией, он в то же время должен решить единую проблему всестороннего развития личности и в первую очередь проблему нравственного воспитания.

Наблюдение за учебно-воспитательным процессом в школах показало, что большинство учителей успешно решает на уроках воспитательные задачи и практически достигает единства процесса обучения и воспитания, но вместе с тем в некоторых школах имеются и недостатки.

Преподаватель каждого предмета должен знать, "что учеба должна обеспечить формирование в учащихся коммунистической идейности и научного мировоззрения, моральное, эстетическое и физическое развитие, гражданскую активность ... обучение - главнейший инструмент формирования личности" (98, 41).

Улучшение учебно-воспитательной работы, ее подъем на новую ступень, поиски эффективных средств обучения и воспитания - вот основные проблемы, решаемые ныне в советской школе.

Предусмотренный учебной программой материал должен быть максимально использован с целью воспитания учащихся в духе гуманизма. Правда, и не весь учебный материал содержит в равной степени возможности для воспитания гуманизма, поэтому учитель еще до начала учебного года должен определить, какой материал связать с формированием у школьников того или иного качества.

Воспитание социалистического гуманизма в процессе внеклассной работы

В советской школе основным путем Боепитания у учащихся гуманизма является обучение. Вместе с тем преподаватель с целью воспитания гуманизма у учащихся должен использовать вспомогательные формы учебно-воспитательной работы - внеклассную и внешкольную работу.

Внеклассная работа не может заменить основную форму обучения, но в условиях хорошо организованной деятельности может сделать многое. С целью улучшения внеклассной работы постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от ноября 1966 года в школах была создана специальная штатная единица заместителя директора школы по внеклассной и внешкольной работе. Это мероприятие значительно повлияло на повышение эффективности воспитательной работы с учащимися. Школа поднялась на новую ступень в области воспитательной работы.

Из форм внеклассной работы в советской школе в основном используются кружковая, массовая и индивидуальная работа. Для воспитания гуманизма у учащихся среднего школьного возраста школой используются все три формы.

-Массовая работа, как известно, включает следующие виды: внеклассное чтение, диспуты, лекции, доклады, беседы, встречи с из вестными людьми, праздники в честь знаменательных дат, утренники, вечера, конкурсы, соревнования, просмотр детских спектаклей и кинофильмов и т.д.

Одна из значительнейших форм внеклассной деятельности является кружковая работа. Она содействует развитию способностей,интересов, творческих данных учащихся, а также воспитанию у них высоко - 97 нравственных качеств, в том числе гуманизма. Как в процессе обучения, так и в кружковой работе особое значение имеют гуманитарные дисциплины. Но это не означает, что руководители кружков по естествоведческим и другим дисциплинам должны быть в стороне от задач воспитания гуманизма. Поэтому руководство школы должно систематически следить за содержанием кружковых занятий.

Одной из форм внеклассной работы является индивидуальная работа, подразумевающая работу с отдельными учащимися, так как каждый ученик характеризуется рядом особенностей и является неповторимым индивидом. Поэтому учитель обязан использовать внеклассную индивидуальную работу с учетом особенностей учащихся.

Чтобы внеклассная работа в деле воспитания гуманизма принесла желаемый результат, необходимо:

а) среди различных целей внеклассных мероприятий ставить и воспитание учащихся в духе гуманизма;

б) во внеклассные мероприятия включать как можно больше учащихся среднего школьного возраста, так как совместная их работа, деловые взаимоотношения в процессе подготовки и проведения мероприятий способствуют формированию гуманных взаимоотношений;

в) внеклассное мероприятие должно одновременно воздействовать на эмоциональную и рациональную сферы личности учащихся; расширять, углублять, обогащать теоретические знания о гуманизме и вместе с тем содействовать формированию гуманных чувств подростков;

г) внеклассное мероприятие, ставящее цель воспитание гуманизма, должно быть проведено так, чтобы вызвать большой интерес учащихся, быть эмоциональным и привлекательным.

Эффективным воспитательным средством, как известно, является этическая беседа, которая представляет собой один из видов убежде - 98 ния. Учитель должен так провести беседу, чтобы она содействовала воспитанию социалистического гуманизма по требованиям коммунистической морали. Этическую беседу можно провести в процессе внеклассной работы, во внеучебное время. В правильном ведении внеклассной работы значительную роль играет классный руководитель, поэтому в плане воспитательной работы учителя проблема воспитания гуманизма должна занимать большое место. Классный руководитель должен указать, на какой материал будет опираться при проведении беседы о гуманизме.

Похожие диссертации на Воспитание социалистического гуманизма у учащихся среднего школьного возраста (на материалах школ Грузинской ССР)