Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан) Гилемшин Ирик Маликович

Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан)
<
Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан) Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан) Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан) Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан) Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан) Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан) Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан) Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан) Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гилемшин Ирик Маликович. Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Уфа, 2004 236 c. РГБ ОД, 61:04-13/1766

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки использования традиций башкирского народа в экологическом воспитании учащихся

1.1. Психолого-педагогические основы использования идей этнопедагогики в экологическом воспитании школьников 13

1.2. Сущность, содержание и методы экологического воспитания школьников средствами этнопедагогики 39

1.3. Традиции башкирской этнопедагогики как средство повышения эффективности экологического воспитания учащихся 72

Выводы по первой главе 101

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по использованию традиций башкирского народа в экологическом воспитании учащихся

2.1. Технология экологического воспитания школьников на основе знаний башкирского народа о природе 104

2.2. Внеклассная и внешкольная работа по экологическому воспитанию учащихся средствами этнопедагогики 126

2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 148

Выводы по второй главе 160

Заключение 162

Библиография 170

Приложения 189

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы в разных областях научного знания отмечается возрастание интересов к исследованию процессов, охватывающих всю биосферу и тесно связанных с проблемами экологии. Особенно пристально изучается взаимодействие человека и окружающего его мира. Одна из важнейших задач при этом — определение стабильности сообществ, их способности противостоять неблагоприятным внешним воздействиям. В социальном аспекте анализируются влияние человека на географический ландшафт, воплощение его деятельности в социальном пространстве, взаимоотношения между социальными группами и средой.

Интерес к проблемам экологии неслучаен. Конец XX — начало XXI века ознаменовались рядом крупнейших экологических катастроф как у нас в стране, так и за рубежом, связанных, в первую очередь, с резкими негативными последствиями воздействия человека на биосферу. Все чаще речь идет об экологическом кризисе в современном мире и о разрушительных для цивилизации последствиях изменения среды: росте заболеваемости людей, изменении их генетического фонда, сокращении продолжительности жизни, климатических условий планеты, полном исчезновении отдельных представителей флоры и фауны и т.п.

Экологические проблемы очень актуальны и для Республики Башкортостан. Это регион, перенасыщенный экологически небезопасными промышленными производствами, деятельность которых пагубно влияет на здоровье населения.

Переломить создавшуюся ситуацию сегодня невозможно без кардинальных изменений в сознании человека, без воспитания у него общей экологической культуры. На достижение этой цели и должны быть направлены усилия ученых, в первую очередь, - педагогов. Необходим поиск оптимальных методов и приемов, способствующих формированию экологически грамотной личности.

В этом отношении большой интерес представляет народная педагогика с ее богатым многовековым опытом, своеобразными методами регуляции взаимоотношений человека и окружающей среды, общества и природы.

Следует отметить, что основная часть исследований по народной педагогике связана с анализом различных сторон воспитательной практики тех или иных этносов. В основе подобных исследований лежит изучение традиций, обычаев, культуры разных народов по произведениям устного народного творчества, памятникам письменности.

Историко-этнографический материал, а также сказки, легенды, песни, эпос башкир с их глубоким нравственным началом, эмоциональностью, исторической достоверностью дают основания полагать, что предки башкир осознавали свою неразрывную связь с природой. Башкирский экологизм — уникальное культурно-историческое явление, одна из ярчайших страниц в духовной биографии народа-кочевника, на протяжении веков жившего в согласии с природой, но в силу определенных причин, связанных с социально-экономическими процессами, оказавшегося сегодня на грани экологического кризиса.

Изучению проблем экологического образования и воспитания подрастающего поколения посвящено немало работ. Значительное количество научных исследований (Л.Н.Галеева, И.Д.Лаптев, Н.Н.Моисеев и др.) связано с характеристикой взаимоотношения общества и природы и раскрытием воспитательных аспектов природоохранной деятельности; в исследованиях по этнической экологии рассматриваются проблемы культурно-экологического воздействия «этнос — окружающая среда» (Н.М.Лебедева, А.Г.Ганжа, Я.В.Чеснов, Р.Г.Кузеев, А.Н.Ямсков, З.Я.Рахматуллина, Ф.Ф.Шаяхметов и др.); имеются работы по теории и практике экологического образования (А.Ф.Аменд, С.Г.Гильмиярова, С.Н.Глазачев, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Б.М.Миркин, Р.Г.Минибаев, Л.Г.Наумова, Н.Ф.Рейсмерс, Л.П.Салеева, А.П.Сидельковский, И.Т.Суравегина и др.); в ряде трудов рассматриваются психологические предпосылки экологического образования школьников

(Дж.Голд, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.), учение о гео- и экосистемах
(Д.Арманд, Н.А.Гвоздецкий, А.Г.Исоченко, Ф.Н.Мильков,

В.С.Преображенский, Н.М.Сватков, В.Н.Солнцев, В.Б.Сачава), концепции глобальных экопроблем и устойчивого экоразвития (М.И.Будыко, В.И.Вернадский, М.П.Герасимов, Э.В.Гирусов, В.В.Загладин, П.Б.Лавров, Г.В.Сдасюк, А.Д.Урсул). Особое место в этих исследованиях уделено поиску наиболее целесообразных форм, методов и средств экологического образования, среди которых важное место отводится ролевым играм, проблемному обучению, природоохранной деятельности. В работах последних лет заметно усилилось внимание к проблеме использования средств народной педагогики и культурологической направленности экологического воспитания (К.Ш.Ахияров, Х.Х.Баймурзин, Н.Ш.Блягоз, И.И.Валеев, Г.Н.Волков, З.Г.Нигматов, А.М.Сафин, Л.А.Харисова, Л.Ю.Иванова, Б.Т.Лихачев, Д.Р.Керимов, ДЛЛеплов, С.И.Фомин, Я.И.Ханбиков, А.Э.Измайлов и др.).

Важное значение для теории и практики общего образования имеют теоретические положения о возможности использования элементов народной педагогики в экологическом образовании учащихся, разработанные в трудах П.Р.Атутова, К.Ш.Ахиярова, В.Л.Бенина, А.С.Гаязова, В.Г.Рындак, Н.П.Рябининой, Р.З.Тагариева, Э.Ш.Хамитова и др.

В последние годы появились диссертационные работы по проблемам эколо
гического образования (С.Г.Гильмияровой, Т.И.Петровой, Е.Н.Гриневой,
М.В.Емельяниновой, Г.ГИванковой, Л.В.Легостаевой, Л.В .Симоновой,
И.Ю.Солдаткиной, Б.Г.Уканеева, Р.З.Хизбуллиной, И.Т.Гайсина,

И.Ф.Токаревой и др.). В них рассматриваются такие аспекты, как формирование экологических знаний на межпредметной основе, в игровой деятельности, с применением форм и методов народной педагогики.

Важное значение для нашего исследования имеют работы по этнопеда-гогике, истории, этнопсихологии, культуре и религии башкирского народа, а также произведения устного народного творчества, в которых отражены национальные традиции экологического воспитания подрастающего поколения.

Отдельные положения данной проблемы содержатся в работах, посвященных истории образовательной системы Республики Башкортостан, анализу современного состояния и перспектив развития национально-регионального компонента образования (А.З.Асфандиярова, В.А.Балкова, Н.В.Бикбулатова, Г.Ф.Гудкова, З.И.Гудковой, В.П.Иванова, Р.Г.Кузеева, С.Б.Кирьянова, В.А.Краснова, И.К.Кудряшова, Е.В.Кучерова, Ф.А.Максютова, Ф.Х.Мустафиной, Ю.А.Узикова, 3-Я.Рахматуллиной, Р.И. Лкупова, Б.Х.Юнусбаева и др.).

Несмотря на значимость и безусловную ценность данных исследований, большое количество работ, анализирующих различные аспекты формирования экологической культуры подрастающего поколения, проблема использования традиций народной педагогики в экологическом воспитании изучена недостаточно: имеются лишь наработки по экологическому воспитанию и образованию младших школьников, по установлению межпредметных связей, частично — по экологизации отдельных предметов.

Обзор и анализ действующих в школах, лицеях, гимназиях, педагогических вузах и институтах повышения квалификации работников образования учебных программ естественно-биологического направления, а также учебников и учебных пособий показал недостаточную исследованность таких вопросов как отношение людей к природным явлениям, локальному ландшафту, а отсюда - и неполноту посвященного этим проблемам материала для работы по экологическому воспитанию учащихся.

Актуальность проблемы нашего исследования обусловлена противоречиями между богатым потенциалом многовекового опыта башкирского народа в области экологического образования, традиционных природоохранных знаний и недостаточной научной разработанностью его реализации в экологическом воспитании учащихся на уроках биологии и сельскохозяйственного труда, в досуговои деятельности, использовании данного потенциала во внеклассной и внешкольной работе в условиях сельской общеобразовательной школы.

Эти противоречия предопределили выбор темы исследования: «Этно-педагогичсские традиции экологического воспитания учащихся (на материале школ Республики Башкортостан)».

Объект исследования: экологическое воспитание школьников в сельской общеобразовательной школе.

Предмет исследования: этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы экологического воспитания школьников с опорой на традиции народной педагогики в сельской общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс экологического воспитания школьников в условиях сельской общеобразовательной школы будет наиболее эффективным, если:

традиции народной педагогики станут фактором экологического воспитания учащихся среднего звена общеобразовательной школы;

знания о природе и многовековом опыте башкирского народа будут соответствовать задачам экологического воспитания школьников;

опыт этнопедагогики включен в региональный компонент образовательного процесса как важная составляющая экологического воспитания;

соблюдается преемственность и взаимодействие общественного, народно-семейного и школьного воспитания.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

I. Изучить состояние теории и практики экологического воспитания по использованию идей народной педагогики:

а) проанализировать программы, методические пособия и учебники по
биологии и сельскохозяйственному труду в контексте проблемы исследова
ния;

б) выявить и проанализировать экологические традиции материальной

s и духовной культуры башкирского народа; обобщить формы и методы использования традиций и опыта в экологическом воспитании школьников в сельских общеобразовательных школах.

  1. Теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых традиции народной педагогики становятся эффективным средством экологического воспитания школьников.

  2. Разработать научно-методические и практические рекомендации по включению в содержание экологического образования и воспитания школьников этноэкологического опыта башкирского народа.

Методологическую основу исследования составили философские, социологические, культурологические, психолого-педагогические идеи, теории, концепции: экопроблем и устойчивого экоразвития (М-И.Будыко, В.И.Вернадский, И.П.Герасимов, Э.В.Гирусов, В.ВЗагладин, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул); экологического образования и воспитания (А.Н.Захлебный, ИДЗверев, ТВ Кучер, БММиркин, ЛГЛаумова, ЛЛСалеева, ИЛХуравегина); содержания современного образования (ВВІСраевский, ИЛЛернер, М КСкаткин); современных методов обучения и воспитания (М.ИМахмутов, В.А.Караковский, Л.ННовикова); идеи гуманизации образования (МЛБерулава, ВА.Сухомлинский, Л-НЛолстой, К.ДУшинский); этнопедагогические и этноэкологические идеи, лежащие в основе образования школьников (ЮНАхияров, ГЛВолков, БММиркин).

Существенное значение для исследования имеют работы по экологизации школьных дисциплин таких педагогов и методистов, как Т.П.Герасимов, В.В.Пасечник, Н.Н.Рудзевич, А.ЕЛихонова, ДИ.Трайтак и др.

Осуществлялась опора на исследования психологов, определяющих подростковый возраст как наиболее благоприятный для формирования ценностных ориентации (Е.Д.Божович, В.А.Крутецкий, Д.И.Фельдштейн, ДБ.Эльконин, П.МЛкобсон); рассматривающих психологические предпосылки экологического образования школьников (Дж.Голд, С.Д.Дерябо, А.Г.Сидельковский, В.АЛсвин).

Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической, исторической, этнографической, психологической, экологической литературы; башкирского фольклора, традиций и обычаев; национальных праздников; анализ учебных программ, учебников, пособий; включенное педагогическое наблюдение на уроках и во внеклассной деятельности (прямые и косвенные наблюдения); обобщение опыта работы школ по формированию экологической культуры школьников; изучение и обобщение педагогического опыта; анкетирование учителей и учащихся, проводимое в виде опросов, бесед; обобщение экскурсионного, походного материала по проблеме; организация природоохранной и научно-исследовательской деятельности школьников экологической направленности; опытно-экспериментальная работа, обработка результатов исследования.

Опытно-экспериментальная работа проведена на базе сельских школ Уфимского района (Михайловская, Мидовская, Красноярская, Камышлин-ская, Кумлыкулевская, Нурлинская, Шемякская, Чернолесовская), ряда школ Бураевского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа с 1997 по 2004 год.

На первой этапе (1997 — 1999 гг.) изучалась психолого-педагогическая литература по проблемам этнопедагогики, этнопсихологии, этнофилософии, литература о традициях, праздниках и обрядах, устном творчестве башкирского народа и по использованию этих традиций в учебно-воспитательном процессе; анализировались учебные программы, учебники, краеведческая литература природоведческого характера, эколого-биологическая учебная литература; обобщался опыт экологического образования и воспитания учащихся, была разработана гипотеза исследования.

На втором этапе (1999 — 2002 гг.) продолжалось изучение литературы, велась систематическая работа с педагогическими коллективами школ; разрабатывались и проводились опытно-экспериментальные уроки; осуществлялся сбор и анализ полевого, экскурсионного и походного материалов; ве-

лась опытно-экспериментальная проверка гипотезы в базовых школах. В этот же период собирался фольклорный, историко-этнографический материал, изучались архивные источники, обосновывались критерии, определяющие экологическую воспитанность учащихся.

На третьем этапе (2002 - 2004 гг.) анализировались результаты проделанной работы, осуществлялось их внедрение в практику школ, был разработан «Национально-региональный компонент в экологическом воспитании школьников», скорректирована на этой основе «Программа экологического кружка».

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. комплексно рассмотрено этнопедагогическое наследие башкирского народа с точки зрения его экологической направленности;

  2. выявлены и обоснованы условия оптимального использования этно-экологического опыта о природе в экологическом воспитании;

  3. установлены возможности использования этнопедагогических традиций с экологическим содержанием в образовательном процессе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

  1. изложены теоретические предпосылки эффективности реализации этнопедагогического наследия башкирского народа о природе в экологическом воспитании учащихся;

  2. выявлены и обоснованы педагогические условия применения этнопедагогического опыта в экологическом воспитании учащихся в сельских общеобразовательных школах;

  3. предложенная модель экологического воспитания учащихся сельской школы обогащает современную теорию образования и стимулирует дальнейшие теоретические разработки использования этнопедагогического опыта в области воспитания эколого-целесообразного поведения школьников.

Практическая значимость состоит в том, что:

  1. разработана и создана программа по экологическому воспитанию учащихся сельских общеобразовательных школ с учетом этноэкологического опыта башкирского народа;

  2. подготовлены методические рекомендации повышения эффективности процесса экологического воспитания учащихся, формирования их нравственных эколого-защитных убеждений разумных потребностей;

  3. разработанные и апробированные на практике программно-методические рекомендации экологического воспитания школьников на традициях башкирской народной педагогики позволят учителям оптимизировать свою педагогическую деятельность.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась совокупностью использованных научных методов и приемов, адекватных поставленным задачам, целям, педагогическим экспериментом и опытно-экспериментальной работой, разносторонним анализом и обработкой полученных при исследовании данных и широким обсуждением хода и результатов исследования, а также их положительной оценкой органами управления образованием.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях: «Организация учебно-воспитательной деятельности коллектива сельской школы в современных условиях» (Уфа, 1999); «Экологическое образование и воспитание в Республике Башкортостан» (Уфа, 2001); «Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» (Уфа, 2003); «Актуальные проблемы модернизации столичного образования» (Уфа, 2003); «В.А.Сухомлинский - выдающийся педагог XX столетия» (Уфа, 2003); «Взаимодействие этнических культур в образовательном пространстве Урала» (Уфа, 2003); на заседаниях кафедры научных основ управления школы БГПУ. Результаты представлены в «Программе экологического кружка» и одобрены Министерством образования Республики Башкортостан.

Внедрение основных результатов исследования осуществлено путем

организации учебно-воспитательного процесса с использованием традиций башкирского народа в экологическом воспитании учащихся в сельских общеобразовательных школах Уфимского, ряда школ Бураевского и Стерлиба-шевского районов Республики Башкортостан. На защиту выносятся:

  1. Система знаний, опыт и этнопедагогические традиции башкирского народа в экологическом воспитании учащихся при изучении биологии и сельскохозяйственного труда как условие обеспечения целостности образовательного процесса.

  2. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные формы, методы и средства экологического воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ, детерминированные этнопедагогическим знанием.

  3. Научно-обоснованное использование этнопедагогических традиций в процессе разработки и применения регионального компонента в формировании экологической культуры учащихся.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Психолого-педагогические основы использования идей этнопедагогики в экологическом воспитании школьников

Человек поставил себя в жесткие условия существования. Выживет или не выживет человечество зависит от него самого, поэтому, изучая различные стороны взаимодействия человека с окружающей средой, российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что решение экологических проблем лежит не столько в области разработки новых технологий, сколько в изменении поведения человека. Его отношение к природе определяется тем, насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия природы взаимодействуют с системой его ценностей. Социальные ценности, которыми человек руководствуется в своем поведении, приобретают в его сознании соответствующую значимость, превращаются в начало, побуждающее его действовать. Таким образом, экологический кризис — это мировоззренческий, философско-идеологический кризис, решение проблем которого в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Восстановить гармонию отношений между обществом и природой возможно лишь воспитав новое поколение с качественно иным пониманием места человека в биосфере планеты. Для создания эффективно функционирующей системы экологического образования и воспитания, в рамках которой осуществлялось бы целенаправленное формирование экологического сознания, необходимо определиться в выборе его психологической концепции, методических подходов к проблеме и арсенала педагогических способов влияния на личность.

Сознание в философском аспекте - это свойственный лишь человеку способ отражения объективной реальности (222, с 623). В психологии сознание - совокупность психологических процессов, обеспечивающих осмысление человеком окружающего мира и собственного бытия в нем (178, с 368). Сознание в психологии рассматривается через призму чувств, оценки себя и своего поведения.

Под экологическим сознанием психологи понимают аспекты психики, связанные со знаниями и представлениями об определенных ценностях, соответствующими поведенческими и эмоциональными установками по отношению к окружающей среде (229, с 41). Характеризуя экологическое сознание по трем основным параметрам: психологическая «противопоставленность-включенность», «объектно-субъектное» восприятие природы, «прагматический-непрагматический» характер взаимодействия, они выделили две разнонаправленные тенденции развития общественного экологического соз-нания-антропоцентрическую и экоцентрическую. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин дают подробную характеристику каждой из них (77, с 7-13).

Для антропоцентрического сознания характерны следующие особенности:

1) высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человека;

2) иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже - вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже — различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы;

3) целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т.д;

4) характер взаимодействия с природой определяется своего рода

«прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человечеству;

5) природа принимается только как объект человеческих манипуляций, как безличная «окружающая среда»;

6) этнические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействия с миром природы;

7) деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею смогли воспользоваться будущие поколения.

Таким образом, антропоцентрический тип экологического состояния -это система представлений о мире, для которой характерны: противопоставленность человека как высшей ценности и природы, как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.

Экоцентрический тип экологического сознания — это система представлений о мире, для которой характерна ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Сущность, содержание и методы экологического воспитания школьников средствами этнопедагогики

Обращение к проблеме воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и продуктивно, по крайней мере, в двух отношениях: во-первых, оно помогает представить и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических, социально-экономических событий; во-вторых, осмысление этой проблемы позволяет более широко рассмотреть традиционную культуру воспитания; предпосылки ее возникновения и становления.

Социальная функция воспитания в преднамеренной и целенаправленной передаче истинного опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми учениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения. Без этого последующее развитие общества невозможно. Воспитание является, таким образом, неотъемлемой частью общего социального развития и неотделимо от всей истории человеческого общества.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных образцов устного народного творчества: песен, сказок легенд, преданий, былин и т.д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которой сконцентрирована и извечная мудрость народного воспитания. Педагогическая мысль и воспитательные традиции каждого народа отражают многообразную историю его духовно-нравственной жизни, являются важным фактором в процессе воспитания современного подрастающего поколения.

Опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития башкирской национальной школы, находящейся в неразрывной связи с единым общероссийским образовательным пространством. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения путем внедрения национально-гуманитарного в содержание общеобразовательных школьных предметов. Для этого необходимо использование в полной мере идеи народной педагогики.

Человек является органической частью природы. С глубокой древности существуют взаимоотношения человека и природы: человек воздействует на природу, но и природа воздействует на человека. Поэтому в народной педагогике природа является одним из основных факторов воспитания и обучения, она может быть использована, и должна использоваться, для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в современной школе. Совокупность и взаимозависимость целей и задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых трудящимися в целях привития личности качеств, желательных народу, Г.Н.Волков называет народной педагогикой (56, с. 11).

Процесс познания окружающей природы шел со времени возникновения человеческого общества. Он постоянно развивался и углублялся. Человек проникал в тайны природы, укреплял свое господство над ней. Являясь частью природы и постоянно чувствуя свою зависимость от ее законов, человек всматривался во все явления природы, наблюдал и свои наблюдения апробировал тысячелетиями в практической деятельности. При этом происходило отсеивание случайных и выявление рациональных знаний, которые передавались из поколения в поколение посредством механизма преемственности традиций. Природная среда обитания любого народа неповторима и народные знания о ней носят особый характер. За многовековую историю своего существования башкирский народ накопил глубокие знания об окружающей природе. Большой запас знаний хранит в себе старшее поколение.

В ходе изучения этнопедагогического наследия башкирского народа мы опирались на труды ученых: К.Ш.Ахиярова, Н.М.Ахмеровой, Х.Х.Баймурзина, В.И.Баймурзиной, Д.Ж.Валеева, И. И.Валеева, Г.Н.Волкова, А.Э.Измайловой, ЗЛ.Рахматуллиной, А.М.Сафина, М.Г.Тайчинова, Р.А.Калимулиной и др. Ими проанализированы мировоззренческие основы народной педагогики, ее идеи, традиции и воспитательный потенциал. В народной педагогике природа рассматривается как высшая ценность в воспитании детей. Каждый народ в своем коллективном творчестве создает и возвеличивает культ природы прежде всего для детей. Не составляет большого труда узнать, какие у каждого народа есть средства, методы для того, чтобы дети оберегали родники и березовые рощи, луга, красную калину, белую черемуху. Были особые запреты (табу) на причинение им бессмысленного вреда. Этот запрет относится и ко всем видам ресурсов, включая растительные, водные, животные, минеральные и т.д.

Технология экологического воспитания школьников на основе знаний башкирского народа о природе

Наиболее активной формой организации экологического воспитания в школе является урок, так как он проводится систематически на протяжении всех лет обучения и охватывает всех учащихся. На уроках решаются не только познавательные, развивающие, но и воспитательные задачи. Важное место в экологическом воспитании и образовании школьников занимают уроки биологии и сельскохозяйственного труда. На этих уроках учащиеся входят в мир науки о растениях и животных, постигают взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов между собой и окружающей средой, накапливают экологические знания.

Осуществляя на уроках принцип развивающего обучения, учителя усложняют экологические задачи из класса в класс, вызывая у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, иных способов действия. При этом учителя ставят перед собой цель: разработать план решения задач экологического воспитания учащихся путем использования новых связей между данным и искомым, известным и неизвестным. Обращают внимание на организацию учебной деятельности ученика, нацеленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, нравственных убеждений и активной деятельности по охране природы. Для правильного и умелого решения экологических задач учителя тщательно отбирают необходимый дополнительный материал о природе для уроков и проектируют задачи для дальнейшего изучения экологических вопросов. Использование дополнительного материала из наследия башкирского народа о природе повышает уровень знаний, помогает формировать у учащихся умение самостоятельно принимать решения в тех или иных экологических ситуациях. О необходимости формирования самостоятельности учащихся К.Д.Ушинский писал: «...должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души» (217, с. 225).

Изучение школьных предметов биологии и сельскохозяйственного труда позволяет показать учащимся, как важно преодолеть заблуждение, будто бы природа - неисчерпаемый источник изобилия, а человек - ее «покоритель»; раскрыть ранимость природной среды, важность не допускать повышения «предметов прочности» связей живых систем со всеми природными факторами. На этих уроках любой учитель по своему усмотрению может дополнить программный материал этнопедагогическими элементами экологического характера.

С 1993 года в Республике Башкортостан школам рекомендовано введение национального компонента на уроках по всем предметам до 15-20% от общего количества уроков, предусмотренных программой, который помогает учителям вводить дополнительный материал, не создавая перегрузки по изучаемым темам. При этом учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые проблемы и дополнительно включать другие, в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса и ориентируясь на «Основные требования к знаниям и умениям учащихся» (147, с. 11). Кроме того, в программах до 20% учебного времени отведено как резервное время учителя, и оно может быть использовано учителем по своему усмотрению (174, с. 3-4).

Учитывая эти возможности, мы проводили опытно-экспериментальную работу по теме исследования, используя знания башкирского народа о природе, которые заключены в пословицах, поговорках, приметах, поверьях, сказках, обрядах, традициях, играх и т.д. В эксперимент были включены учащиеся 5 — 7 классов двенадцати сельских общеобразовательных школ.

Всего в эксперименте участвовали 24 учителя биологии и 18 учителей сельскохозяйственного труда, которые творчески использовали средства народной педагогики в процессе учебной, внеклассной и внешкольной деятельности. Для проведения уроков, которые содержали бы народные знания о природе, была разработана специальная методика с целью максимального использования воспитательных возможностей вводимого дополнительного материала. Учителя, участвовавшие в эксперименте, были ознакомлены с нашей методикой работы по реализации данных исследовательских задач. Методика обучения в контрольных классах отличалась тем, что в них учащиеся меньше знакомились с традициями и обычаями бережного отношения башкирского народа к природе. Учителя в контрольных классах средства народной педагогики использовали фрагментарно, не раскрывая их экологической сути, что снижало их воспитательные возможности. И в контрольных, и в экспериментальных классах предлагались срезовые задания. Это позволило выяснить эффективность использования башкирской народной педагогики в экологическом воспитании учащихся, дало нам основание для корректировки рекомендаций по совершенствованию экологического образования и воспитания с опорой на народные знания о природе.

На уроках применялись различные формы и методы подачи этнографического материала, соответствующие тематике уроков, усиливающие эмоциональную и содержательную стороны уроков. Полученные теоретические знания старались подкрепить различными практическими и трудовыми делами. Для использования фольклорного материала, устного народного творчества на уроках была подобрана литература и рекомендована учителям. При проведении уроков учителя стремились к тому, чтобы учащиеся усвоили сведения о природе, отраженные в этнопедагогическом наследии башкирского народа, а также овладели практическими умениями, навыками и приемами, выработанными в народной педагогике. Особо важной заботой учителей было стремление вызвать у учащихся чувство тревоги за состояние природной окружающей среды своего края, своей маленькой родины, действенную любовь к ней, умение замечать красоту самого незаметного крошечного живого существа. При изучении экологических проблем перед школьниками мы ставили задачи понимания целостности природы Земли, единства ее процессов, естественной связи с ней человека, а также того, что любая хозяйственная деятельность человека и его поведение в природе должны быть согласованы с ее законами. Школьник должен не только знать, но и применять в повседневной жизни правила поведения в природе, вносить посильный вклад в ее охрану. В.А.Сухомлинский писал: «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью о причинно-следственной связи» (206, с. 106).

При изучении различных разделов биологии и сельскохозяйственного труда учителя подводили учащихся к выводу, что природа - среда жизни человека, растений и животных, и поэтому следует соблюдать определенные нормы и правила поведения в природе. Педагоги понятие «природа» постепенно расширяли, дополняя более конкретным содержанием, и на основе накопленных знаний пробуждали у учащихся мысль о необходимости беречь природу как источник пищи, одежды, жилища, всего необходимого для полноценного образа человеческой жизни на земле.

Приведем фрагменты отдельных уроков ботаники, зоологии и сельскохозяйственного труда, где учителя в экспериментальных классах успешно использовали различные средства народной педагогики.

Внеклассная и внешкольная работа по экологическому воспитанию учащихся средствами этнопедагогики

Наиболее полно учебно-воспитательные задачи разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной и внешкольной работой учащихся. Эффективная внеклассная и внешкольная работа значительно расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на школьников в становлении и развитии их взглядов на природу, обладает большими возможностями для расширения и углубления знаний и практического применения этих знаний в области охраны окружающей среды и приумножения богатств родного края, своей страны и всей Земли в целом.

Содержание внеклассной и внешкольной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значительно выходит за ее пределы. Связано это, прежде всего, с тем, что в процессе внеклассной и внешкольной работы создаются благоприятные условия для наблюдения и эксперимента. Наблюдая за природой, школьники приобретают конкретные представления о предметах и явлениях окружающей их действительности.

Хороших результатов добиваются учителя, которые в основу организации внеклассной и внешкольной работы ставят краеведческий принцип изучения охраны природы с учетом народной педагогики. Традиции, обычаи, приметы, сказки, пословицы, поговорки и другие формы устного народного творчества представляют собой один из источников познания природы подрастающими поколениями.

При проведении опытно-экспериментальной работы учителя стремились учитывать разносторонние интересы учащихся, расширить их в нужном направлении. В процессе внеклассной и внешкольной работы выполнялись различные опыты. Занимаясь общественно полезным трудом по охране растений и животных, школьники входили в тесный контакт с живой природой, которая оказывала на них большое воспитательное влияние.

Проведение внеклассных и внешкольных мероприятий должно быть систематическим, т.е. не от случая к случаю. По этому поводу Н.В.Добрецова отмечает: «Если ваши прогулки в природу с ребятами будут не от случая к случаю, а станут системой, то есть вы будете ходить с ребятами регулярно в одни и те же места, наблюдать одни и те же деревья, кустарники, травы, следить за теми же видами насекомых и птиц и вести записи всего увиденного и замеченного, то перед вами и вашими ребятами откроются те законы, которые управляют всем живым в лесу и поле. Вы с изумлением увидите, что на первый взгляд неподвижный и твердый, как скала, мир меняется и движется» (80, с. 100).

Одна из наиболее распространенных форм внеклассных занятий — это экскурсии в природу. В практике школ они получили широкое распространение, где учащиеся получают возможность в конкретных условиях наблюдать результаты воздействия антропогенных факторов на природу. Экологические экскурсии пробуждают интерес и стимулируют познавательную активность учащихся в изучении проблем окружающей среды, формируют наблюдательность и тщательность в изучении явлений. При этом обеспечивается установление связей между изучаемым теоретическим материалом и местными (а также глобальными) проблемами природы. Экскурсии предоставляют большие возможности для расширения и углубления знаний в области охраны природы, практического применения этих знаний, использования их в пропаганде научных знаний о природе. И здесь справедливы слова В.А. Су-хомлинского: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми и следователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами» (206, с. 40).

Экскурсии успешно решают учебно-воспитательные задачи в том случае, если они строго продуманы и правильно организованы. Определяя место экскурсий в обучении учащихся, Б.Е.Райков говорил: «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и производной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но и неотъемлемой составной частью учебного плана школы».

На экскурсиях закрепляются знания, полученные учащимися на уроках, ибо личное знакомство с жизнью, природой, традициями и обычаями народа сильнее словесных объяснений действует на психику и может оставить в их сознании очень глубокие впечатления.

Очень ценны учения великого педагога В.А.Сухомлинского, который был представителем практического направления знаний о своем родном крае. Он умело и целенаправленно использовал местный материал в воспитании и обучении учащихся. Особенно ценными были его начинания по ознакомлению учащихся с основами разумного использования земли своего края. На экскурсиях учащиеся видели образцы применения агрономических знаний в полеводстве. Они на наглядных примерах учились борьбе с оврагами, использованию пустырей для садоводства, оценивали полезащитное значение лесов, видели разнообразные сорта сельскохозяйственных культур, узнавали об их ценной хозяйственной стороне.

Так, например, при проведении экскурсии на тему «Лекарственные растения» учительница Уфимской средней школы Владимирова Т.Н. доводит до сознания учащихся мысль о том, что, беря у природы, надо заботиться о восстановлении в ней взятого. Она рассказывает, что наши далекие предки пользовались сокровищницей окружавшего их зеленого царства, которое было для них домом, столовой, лечебницей. Они оставили нам это богатство, и наш священный долг - беречь его, передать наследникам, детям, внукам, возместив ущерб, который уже нанесен и который мы продолжаем наносить природе. Отмечает, что это касается и заготовки лекарственных растений. Лекарственные растения привлекают внимание многих людей. В настоящее время 50% лекарственных препаратов изготовляют из трав, которые имеют лечебные свойства.

Похожие диссертации на Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан)