Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия)) Васильев Герасим Иванович

Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия))
<
Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия)) Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия)) Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия)) Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия)) Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия)) Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия)) Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия)) Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия)) Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия))
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Васильев Герасим Иванович. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия)) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 1999 133 c. РГБ ОД, 61:00-13/843-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические традиции народов якутии и их образовательно-воспитательный потенциал 8

1.1. Формирование патриотических чувств и поведения учащихся - одна из главных задач учебно-воспитательного процесса в школе 8

1.2. Исторические традиции якутян и их истоки 14

1.3. Боевые традиции народов Якутии и их образовательно-воспитательный потенциал 27

1.4. Трудовые традиции народов Республики Саха (Якутия) и их значение в формировании патриотических чувств и поведения школьников 39

Глава 2. Основные пути использования исторических традиций народов родного края в формировании патриотических чувств и поведения учащихся 46

2.1. Организация поисковой деятельности школьников - один из действенных путей формирования патриотических чувств учащихся 46

2.2. Работа музея как важное средство развития патриотического поведения учащихся 68

2.3. Встречи школьников с выразителями передовых исторических традиций как форма патриотических убеждений школьников 84

2.4. Методы использования исторических традиций народов родного края на уроках 97

Заключение 114

Использованная литература 118

Введение к работе

Испокон веков во все времена перед государством и народом стоит акту: альный „вопрос о необходимости формирования и развития у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма (греч. paths родина, отечество).

Чувство патриотизма - это любовь к Родине, желание жить и трудиться во имя ее процветания, а если нужно, то защитить ее интересы с оружием в руках.

В дни, когда вся страна и, в частности, наша Республика Саха (Якутия) переживает трудные времена в своем экономическом и духовном развитии, как никогда высокое чувство патриотизма должно сыграть решающую роль в разрешении насущных проблем возрождения и дальнейшего развития культуры в самом широком смысле слова. В экстремальных условиях Севера вопрос о выживании человека немыслим без глубокого самосознания человеком первостепенной важности своей духовной самосущности в борьбе со стихийными явлениями и социальными потрясениями. Президент Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев одной из основных задач дальнейшего совершенствования деятельности сельской национальной школы считает разрешение проблемы развития у школьников чувства патриотизма: «Думаю, что одно из важнейших качеств, которое должны привить молодежи, возродить в самих себе - это патриотизм. Это направление совместной работы могло бы стать основной идеей воспитания". ( Сельская школа - истоки стабильности Республики Саха. Газета Якутия. 1999. 26 января)

Проблеме патриотического воспитания учащихся посвящены работы видных ученых-педагогов Марьенко И.С, Иванова П.В., Шашло Т.М. и др. Содержание и организационно-методические вопросы патриотического воспитания учащихся в разных аспектах освещается также в работах Болотиной Л.Р., Конжиева Н.М., Моносзона И.И., Пермяковой В.А., Цимериной З.Г.

О важном значении формирования патриотических чувств в духовном развитии подрастающего поколения пишут и видные якутские ученые (Данилов ДА., Егоров П. И., Неустроев Н. Д., Оконешникова А. П., Попов Б. Н., Попов Г. В., Томский И. Е., Уткин К. Д. и др.).

Зачастую на практике, особенно в последнее десятилетие, не все педагоги, кроме отдельных энтузиастов, используют исторические традиции народов родного края в патриотическом воспитании школьников. Это объясняется, на наш взгляд, отсутствием научно-методологической разработки этого важного вопроса. Поэтому проблема воспитания истинного, активного патриотизма в душах детей является наиболее актуальной из многих проблем учебно-воспитательного процесса в школе. И мы выбрали темой исследования "Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся"

Объектом исследования является многогранный учебно-воспитательный процесс в сельской национальной школе по формированию патриотических чувств и поведения учащихся, отвечающий требованиям общественной жизни.

Предметом диссертационного исследования являются организационно-педагогические основы развития патриотических чувств в сельской школе на базе использования историко-революционных, боевых и трудовых традиций народов Якутии.

Исследователем руководила гипотеза о том, что у народов Якутии богатая героико-нравственная традиция, изучение которой должно дать основное содержание для воспитания у молодежи высоких нравственных качеств, в первую очередь, чувства подлинного патриотизма.

Наше предположение исходило из того, что воспитание истинного патриотизма будет наиболее эффективным, если педагоги систематически организуют исследовательскую поисковую деятельность учащихся по изучению исторических боевых и трудовых традиций народов, непосредственное общение с живыми свидетелями выдающихся исторических событий, что является неисчер-

паемым источником духовного обогащения детей; самодеятельную творческую работу учащихся по созданию школьных музеев, комнат, уголков и по пропаганде собранных ими материалов.

Целью настоящего исследования явилась разработка рациональных путей и способов формирования и развития патриотического поведения школьников.

Для осуществления намеченной цели диссертант поставил перед собой разрешение следующих основных задач:

  1. Раскрыть истоки и содержание историко-революционных, боевых и трудовых традиций народов родного края и их потенциальные воспитательные возможности в патриотическом образовании учащихся,

  2. Разработать на основе опытно-экспериментальной наиболее эффективные формы, методы организации патриотического образования детей в школе и дать методические рекомендации по их использованию в педагогической практике.

  3. Раскрыть пути успешного формирования патриотических убеждений школьников при использовании положительных нравственных традиций народа.

Методологической основой исследования являются общефилософские подходы о роли личности в истории, психолого-педагогические положения о личности как субъекте деятельности, о саморазвитии личности на основе воспитания и образования.

Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, научно-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования, наблюдения, беседа, переписка с людьми старшего поколения, опытно-экспериментальная работа.

Исследование проходило в три этапа.

Первый этап (1963-1966) - поисковый. На данном этапе была творчески изучена философская, психолого-педагогическая, методическая, краеведческая

литература по теме исследования, инструктивные материалы органов народного образования; проводился констатирующий эксперимент, разрабатывались теоретико-методические подходы к исследованию темы, разрабатывался план исследовательской работы.

Второй этап (1966-1971) был посвящен опытно-экспериментальной работе. Организация экспериментальной работы преследовала цель выяснения эффективности взаимосвязи поисковой деятельности учащихся с улучшением их патриотического поведения. На материалах поисковой работы школьников в Аканинской восьмилетней школе Нюрбинского района был создан музей революционной, боевой и трудовой славы.

Используя материалы музея, учителя проводили уроки мужества и героизма в бою и в труде, с приглашением ветеранов революции, войны и труда. Дети знакомились с лучшими нравственными традициями народов родного края на уроках истории, русской и родной литературы и т.д. Экспериментальная работа показала эффективность проводимых целенаправленных воспитательных мероприятий в улучшении общего поведения учащихся в активном участии в общественном труде и в общественной работе.

Основные выводы и положения диссертации осмыслены и с позиции субъектного опыта учебно-воспитательной работы соискателя, чей непрерывный педагогический стаж равняется 54 годам, а руководство процессом поисковой работы учащихся - 42.

Третий период ( 1917-1998) - изучение и обобщение передового педагогического опыта лучших учителей республики по патриотическому образованию учащихся. Диссертант подверг изучению работу 14 школ республики, распространял и свой педагогический опыт, основанный на проведении экспериментальной работы. Так, автор изучал опыт работы заслуженного учителя школы Якутской Республики Захарова К.Е. (Абагинская школа Амгинского района), заслуженного работника культуры Российской Федерации Антоновой Р.Я. (Харанская восьмилетняя школа Мегино-Кангаласского района), заслу-

женного учителя Российской Федерации Окоемова К. К. (Вилюйская средняя школа Вилюйского района) и многих других.

Наблюдение за работой передовых учителей республики, изучение их опыта и личное знакомство с ними убедили диссертанта в правильности направления исследования, и обогатили его теоретико-практическую подготовку для дальнейшего совершенствования исследовательской работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем разработаны концептуальные положения организационно-педагогического обеспечения патриотического образования учащихся в сельских школах, раскрыты технологии использования исторических боевых и трудовых традиций народов Якутии в формировании и развитии патриотических чувств и качеств личности школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что научно-экспериментальный и опытный материал исследования может быть использован в практике работы школ республики в патриотическом образовании учащихся. В работе определены материалы и даны методические рекомендации по патриотическому образованию для осуществления базовых знаний, умений и навыков по нему.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена аксеологическим подходом к решению поставленной проблемы; методологической обоснованностью теоретических положений; использованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью данных, полученных опытно-экспериментативным путем; эффективностью предлагаемых научно-практических рекомендаций.

Апробация материалов исследования проводилась на различных конференциях и семинарах в городах Владивостоке (1971) Якутске ( 1967, 1975), Алдане (1968), Нюрбе (1971, 1997, 1998). Диссертантом опубликовано более 80 работ по исследуемой теме в виде книг, брошюр, статей в журналах и газетах с общим объемом 48 п.л. Вся проведенная нами научно-исследовательская рабо-

та по воспитанию патриотического самосознания учащихся имеет важное общепедагогическое значение.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Субъектная позиция школьников в учебно-воспитательном процессе обеспечивает рациональное использование педагогического потенциала исторических боевых и трудовых традиций народов родного края в формировании и развитии у них патриотических чувств и качеств личности.

  2. В современных условиях эффективность формирования и развития исследуемого качества достигается через включение школьников в активную (ценностную) практику по изучению, обобщению и распространению исторических традиций народов.

Структура диссертации . Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Формирование патриотических чувств и поведения учащихся - одна из главных задач учебно-воспитательного процесса в школе

Современная школа обращает большое внимание на нравственное воспитание учащихся. Не секрет, что в последние годы развал бывшего Союза, экономический кризис, объявший все регионы России, становится серьезным фактором и проявления духовного кризиса у отдельных представителей нашего общества. Лозунги деполнтизации, деидеологизации падают как ядовитые семена в первую очередь на головы молодежи, у которой ещё неустойчива психология, ещё не выработана своя собственная положительная жизненная позиция Так называемые современные рыночные отношения в общественной жизни рождают недостаточно здоровые интересы в психологии людей, вызывают индивидуалистические тенденции, разрушают устои высокой нравственности в отношениях людей друг с другом, умаляют роль высоких нравственных идеалов р воспитании подрастающего поколения.

В противовес всему наносному временному в духовном обогащении подрастающего поколения остается незыблемым, стойким, главным патриотическое образование молодежи, воспитание гражданственности. Не может быть человека, который не питал бы уважения и любви к родному очагу, к родному языку, к родителям, к местам, где проходило детство и юность. Чувство любви к родным местам не так давно одним из видных идеологов республики неправомерно считалось ограниченным, "аласным патриотизмом". Нельзя думать, что человек может быть воспитан в духе патриотизма без определенной духовной основы. На наш взгляд, совершенно правильно говорил президент Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаев на совещании работников образования от 19 января 1999 года: "Нельзя стыдиться слова "патриотизм", того, что гордимся своей республикой, своей родиной, своим селом".

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский о нравственности, о гражданственности, о патриотизме писал: "Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед Отечеством. Гражданственность - это прежде всего ответственность, долг - та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению идеалу" (141, с.229),

Проблема формирования патриотического поведения школьной молодежи привлекает внимание видных ученых-педагогов, которые исследуют ее в разных аспектах. Так, И.С.Марьенко убедительно показал в своем исследовании единый процесс развития целостной личности патриота, раскрыл процесс формирования у учащихся патриотического сознания, патриотических чувств в их единстве во внеклассной работе. Он считает основным критерием оценки "патриотической воспитанности" учащихся их успеваемость, их отношение к общественно-полезному труду, поведение учащихся в детском коллективе и их отношение к окружающей действительности (90).

Э.И.Моносзон глубоко определил содержание формирования личности школьников на героических подвигах воинов: "Под воспитанием на героических подвигах воинов мы подразумеваем значительно большее. И, прежде всего, это - формирование у молодого поколения чувства патриотизма; глубокого уважения к подвигу старших поколений и их высоким нравственным идеалам, готовности защищать и укреплять Родину" (96, с. 15).

Заслуживает внимания и диссертация З.Г.ІДиммериновой, в которой обобщен опыт работы школ Харьковской области по военно-патриотическому воспитанию детей в среднем звене школьного образования (160). Автор исследования уделяет много внимания истории военно-патриотического воспитания молодежи в школе, теоретически обосновывает научность и правомерность этого воспитания, которое является составной частью нравственного воспитания юных граждан.

Кандидат педагогических наук Н.М.Конжиев в своем исследовании обобщил опыт воспитания подростков на революционных, боевых и трудовых традициях народа (69).

Удачной попыткой решить некоторые вопросы, связанные с воспитанием на героических примерах, является исследование В. А. Пермяков ой, в котором автор прослеживает развитие интереса к героическому у школьников разных возрастных групп, которое проходит несколько этапов. Первый этап, "эмоционально-фантастная", характеризуется тем, что героическое вызывает у них патриотические чувства и стремление подражать героям. Второй этап, эмоционально-рассудочная", характеризуется преобладанием мышления над эмоциональной стороной. Подражательная деятельность становится более организованной и целенаправленной. Третий этап, "эмоционально-идейная", характеризуется тем, что объект привлекает не только внешними проявлениями и моральными качествами, но и целями, мотивами, во имя которых совершается подвиг (ПО).

Профессор П.В.Иванов в своей монографии (51) подчеркивает, что школьное краеведение играет важную роль в системе нравственного воспитания и, в частности, в патриотическом воспитании учащихся.

В кандидатской диссертации Г.С.Вяликовой (29) освещен вопрос формирования у подростков представлений о героизме на героических образах, созданных художественной литературой.

Нельзя не согласиться с утверждением В.Ф.Фарфоровского, что "патриотизм - одно из самых возвышенных чувств, всегда пробуждавших сынов Родины к борьбе за свободу и счастье своего народа" (156).

В работе Е.А.Левановой (84) подчеркивается важность того, чтобы в новых программах и учебниках шире ставились вопросы по более глубокому воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гражданского и воинского долга на основе историко-революционных, боевых и трудовых традиций народа. Важно подчеркнуть, что автор работы правильно указывает, что воспитание любви к Родине, к земле, где родился и вырос, сочеталось с воспитанием у учащихся чувства полинационализма и интернационализма.

Исторические традиции якутян и их истоки

В развитии общества исключительно важную роль играют духовные традиции (лат, traditio передача, повествование) народа: обычаи, порядки, правила поведения и т.д., которые переходят из поколения в поколение. Знакомство учащихся с прогрессивными традициями народа обогащает их духовно, воспитывает в них патриотические, высокогражданские чувства и убеждения.

Рассматривая историю нашей страны с точки зрения современности, мы не можем, разумеется, свести на нет период духовной жизни нашего народа после революции 1917 года. Так или иначе она перевернула взаимоотношения людей, нравственное развитие нашего общества в послереволюционный период пошло по совершенно новому руслу. И в этом, конечно же, большую роль сыграна деятельность революционеров, борцов за справедливую общественную жизнь, хотя отношение к ней в настоящее время может быть противоречивым. В контексте нашего исследования можно считать, что В.И.Ленину принадлежит заслуга теоретической разработки революционных и патриотических традиций и их роли в воспитании народных масс. "На русский рабочий класс, - писал он, -с особой силой легла задача: сохранить традиции революционной борьбы, развернуть и укрепить эти традиции, внедрить их в сознание широких масс народа" (6. с.40).

С появлением на исторической арене пролетариата как класса и вступлением его в борьбу против социальной несправедливости возникли традиции, новые по сущности и содержанию. Эти традиции, развиваясь в ходе классовой борьбы, превратились в важный фактор общественного сознания народа. Они переходили от поколения к поколению, постоянно обогащаясь и видоизменяясь.

Имена подлинных национальных героев сохраняются в веках и остаются вечно живым примером для будущих поколений. Влияние исторической личности тем ощутимее, чем лучше и энергичнее действует она на подрастающее поколение,

"Значение великих исторических деятелей можно уподобить значению дождя, который благотворно освежает землю," - образно говорил в свое время великий русский демократ Н.А.Добролюбов (39, с.16). Эту мысль еще отчетливее выразил другой русский революционный демократ Н.Г.Чернышевский: "Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силою его патриотизма (163, с.153)". Биографии великих людей всегда обладают большой воспитательной силой, помогают формировать у детей нравственный идеал.

История Якутии изобилует богатыми революционными и боевыми традициями, которые содержат огромный воспитательный заряд. Необходимо только умело использовать их на уроках и на внеурочных занятиях.

Систематическое изучение школьниками историко-революционного и жизненного опыта старших поколений, обогащает их сознание, способствующее формированию у них высоких морально-волевых качеств.

О влиянии прогрессивных традиций великого русского народа на формирование мировоззрения и традиций народов Якутии местными авторами написаны ряд научных исследований (1, П, 15, 49, 88, 97, 98, 113, 136, 137). В них, в частности, рассмотрены истоки исторических патриотических традиций трудящихся родного края.

Со времени вхождения в состав Российского государства Якутия стала неотъемлемой частью страны. Однако, царское правительство недоверчиво относилось к коренному, "инородческому" населению и лишило его права на вооруженное участие в защите Родины от наполеоновского нашествия. В такой обстановке жители Якутии нашли соответствующий путь выполнения своего священного долга: с большим подъемом они собрали средства на организацию народного ополчения. Различные слои населения внесли в фонд обороны все, что могли: деньги, пушнину, скот, оружие. Вклад населения Якутской области на нужды Отечественной войны 1812 г. составил 67 413 руб. 11 коп. в денежном выражении (61, с. 35).

Зарождение и развитие у якутов, эвенков и других народностей Якутии сознания того, что Россия является их общей Родиной является одной из прогрессивных традиций, возникших в результате вхождения Якутии в состав Российского государства.

Под влиянием политических ссыльных, революционных событий 1905-1907 и 1917 годов трудящиеся Якутии прошли большую политическую закалку. Было время, когда Якутия считалась страной ссылки, "тюрьмой без решеток", куда царское правительство ссылало на мучительную смерть своих политических противников.

Многие ссыльные революционеры совершили подвиг большого общественного смысла. Историческая роль их подвига весьма значительна для социально-исторического прогресса. Известно, что поведение человека обусловлено внешними и внутренними обстоятельствами и прежде всего материальными условиями жизни, в которых следует искать причины действия человека. Человек поступает так или иначе в силу определенных обстоятельств.

Характерными чертами политссыльных являются преданность идее, делу, выдержка, оптимизм, выдающиеся организаторские способности, высокое чувство ответственности, твердость духа и моральная стойкость. К этим качествам прибавляется скромность, простота, верность друзьям и т.д.

В любом человеческом поступке прослеживаются следующие основные элементы: мотив, цель, средства достижения, само действие, осуществляемое в результате активной работы сознания при участии соответствующих психологическому акту чувств исполнителя.

Организация поисковой деятельности школьников - один из действенных путей формирования патриотических чувств учащихся

Основными формами внеклассной и внешкольной работы, которые располагают большими возможностями в формировании военно-патриотического чувства, поведения были: участие учащихся в походах по местам важных исторических событий, в операции "Салют, Победа!", в туристической экспедиции, в работе поисковых групп, уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда, конкурсы, викторины и т.д.

Как показывает практика, хорошо продуманные и проведенные поисковые работы вырабатывают у школьников определенный интерес к своему краю, селу, району, республике.

Эмоциональность, ясность и конкретность, оригинальность и романтичность воспитательно-образовательной задачи поисковой работы требует учета психологических особенностей подростков. Подростковый возраст - это возраст интенсивного развития, он предполагает широкие возможности для успешного решения задачи воспитания гражданского долга. Отсюда одно из важнейших условий эффективности патриотического воспитания подростков заключается в том, чтобы проявить инициативу и дать исход кипучей энергии детей.

Имеются факты изучения следопытами жизни и деятельности только хорошо известных героев. При этом остаются в тени подвиги тысяч неизвестных героев, судьбы которых связаны с историей самой школы, ее микрорайона или края. Непродуманный подход к выбору поисковых тем и имен героев, достойных увековечения, приводит к тому, что учащиеся не получают правильного представления о всенародном характере подвига граждан на любом этапе истории нашего государства.

Довольно часто подростки показывают свою развязность, грубость, скрывают вину своих товарищей. Они воображают, что эти качества делают их в глазах других "героями". Чтобы доказать способность и готовность к подвигу, некоторые из них демонстрируют свою ловкость, силу, смелость, решительность, волю при обстоятельствах, нередко надуманных и сопряженных с риском и опасностью для жизни: ныряют в воду, соревнуясь, кто больше просидит там, в 50-ти градусный мороз ходят в ботинках, без телогрейки или пальто и т.д.

Такого рода примеры свидетельствуют о том , что сама психология подростка представляет благодатную почву для формирования таких качеств, как смелость, решительность, выносливость, а это и есть, по выражению К.Д.Ушинского, "та глыба драгоценного мрамора, из которой вырабатывается величественная статуя мужества" (154, с.227).

В отдельных случаях, при отсутствии целенаправленного, вдумчивого руководства со стороны взрослых эти попытки самовыражения, наряду с другими неблагоприятными факторами, уводят порой подростка на путь антиобщественных действий.

В силу своих биологических и психологических особенностей подростки бывают очень активны и восприимчивы ко всем нововведениям. Ребят среднего школьного возраста не удовлетворяют жизнь только в рамках школьного коллектива, они стремятся к романтическим поискам. Им присуща жажда поиска.

Мы солидарны с мнением Н.И.Изосимова, который правильно подчеркивает, что "один из наиболее важных путей, обеспечивающих воспитательное влияние краеведения , приходит через придание краеведческой работе характера поиска и исследования" (60, с. 124).

В исследовании мы установили причины возникновения у школьников интереса к историческим, боевым и трудовым традициям народов родного края . Им оказались: включение в урок необходимого материала об исторических, боевых и трудовых традициях народов Якутии, краеведческая работа детей в кружке, осознание практического значения изучаемого материала в патриотическом воспитании и желание углубить свои знания.

Об историко-революционных традициях народов Якутии можно назвать достаточно литературы , а о боевых традициях якутян в годы Великой Отечественной войны к 20-летию Великой Победы было издано несколько брошюр: Сборник статей "Они защищали Родину", брошюры Г.В.Попова "Все для фронта, все для победы", А.Е.Мординова "Якутская республика в Великой Отечественной войне", изданные в 1943-44 г.г., которые давно стали библиографической редкостью. В 1961 году вышла книга Д.Д.Избекова "Якутяне - Герои Великой Отечественной войны" (58, 97, 117). И та стала библиографической редкостью. Поэтому явно не хватало материалов о боевых традициях якутян, именно в то время, когда мы начали поисковую работу.

Начиная с 1963 г., следопыты нашей Аканинской школы Нюрбинского района принялись за поиски документов о воинах Якутии. Мы уточнили, что из 91 призванного в ряды Красной Армии из нашего наслега 43 погибли смертью храбрых на полях сражений. Уже сама эта цифра произвела огромное впечатление на учащихся.

Работа музея как важное средство развития патриотического поведения учащихся

Школьные музеи призваны хранить и передавать учащимся, молодежи патриотическое наследие старшего поколения. Лучшие из них по праву называются пропагандистами прогрессивных традиций нашего народа, центрами патриотического образования. Сбор, анализ и изучение исторических документов, хранящихся в музеях, имеют большое научное и воспитательное значение.

Создание школьных музеев - это одна из важных задач в работе общеобразовательной школы. А это, в свою очередь, является необходимым условием успешной перестройки системы народного образования путем осуществления связи обучения и воспитания с жизнью.

Это особенно необходимо в условиях сельской школы, где нет государственных музеев. Психические явления (ощущения, восприятие, мышление) не возникают без воздействия на мозг материального мира. Одно дело прочитать книгу о героях, посмотреть кинофильм, другое, более убедительное, увидеть фотографии участников событий, причем самых грозных, узнать об их судьбах. Вот почему надо с самого начала обратить внимание на создание школьного музея.

Музей должен отличаться собранием уникального, индивидуального, вещественного и письменного материалов, отражающих борьбу народа. "Распространение в школьной практике фотокопий музейных экспонатов... не представляет собой музей в настоящем его виде и значении" (109, с.882).

В основу сбора материалов должен быть положен краеведческий принцип.

О необходимости изучения местных материалов Н.К.Крупская писала: "Надо организовывать экскурсии в музеи, изучение местных краеведческих моментов, прошлое того или иного района, завода, фабрики. Ведь в каждом районе есть интереснейшие исторические моменты, на которых можно воспитывать историческое понимание" (81, с.745).

Вместе с тем музей должен показать общеисторический ход событий. И крайне важны его связи с сегодняшним днем, показ того, ради чего совершен подвиг, как претворяются в жизнь идеи, за которые боролся народ.

Сбор, систематизация и изучение материала помогают учащимся на ярких примерах лучше познать историю минувшей войны, проникнуться патриотическим чувством.

Наш музей был создан в 1965 году. До создания музея необходимо было показать учащимся, что у нас много достопримечательностей, что среди нас живут люди, которые помнят исторические события или же сами являются их очевидцами и участниками. С этой целью мы организовали туристические походы.

Члены воєнно-исторического кружка нашей Аканинской школы ежегодно знакомятся с линией обороны красной Нюрбы в годы гражданской войны, где 44 смельчака под командованием коммуниста В.И.Наумова в течение пяти суток мужественно отражали непрерывные атаки белобандитов, имевших превосходство в людях в 5-6 раз.

Дети побывали в Мальжагарском наслеге, где работал пламенный большевик С.М.Стрижевский и жил легендарный герой якутского народа Василий Манчары. Ходили в поход в село Малыкай - на родину первых якутских революционеров Степана Васильева, Михаила Мегежекского - и собрали о них богатый материал.

Интересен был маршрут Акана-Нюрба-Сунтар-Тойбохой-Кемпендяй-Акана. В этом походе, расстояние которого составляет 700 км, участвовало 16 туристов. Они тщательно ознакомились с Тойбохойским музеем и с самым северным прославленным ботаническим садом, созданным Героем Социалистического труда Г.Е.Бессоновым. Затем ознакомились с процессом разработки и добычи соли и с грязелечебницей Кемпендяи. Встретились с передовыми людьми сользавода. Во время похода туристы занимались и общественно-полезной работой - с большим усердием трудились по расширению Тойбохой-ского ботанического сада.

В Тойбохое бандиты изрубили топором 15-летнего храброго юношу Колю Анисимова. О своих впечатлениях участники похода рассказывали на страницах районной и республиканских газет, а также по радио. Так пробуждался у детей интерес к замечательным людям родного края: жизнь этих людей - истинный подвиг. Затем изъявили желание организовать в школе комнату революционной, боевой и трудовой славы.

Следопыты собрали материал о зверски убитом белобандитами земляке Кирилле Григорьевиче Ефимове, члене ревкома Хочинского и Мархинского улусов, и поставили ему памятник, как первому активному борцу из своего наслега. По их ходатайству решением исполкома Сельсовета центральная улица села Акана названа именем Бучукара (местные жители К.Ефимова знают по имени Бучукар). Ежегодно на уроке истории в IV классе прослушивается запись о Ефимове, сделанная Клавой Егоровой.

В 1964 г. следопыты, изучив тему "Наш наслег в годы Великой Отечественной войны" в память павших воинов соорудили памятник из бетона. В открытии памятника принимали участие вся общественность наслега, гости из районного центра, ответственные работники района, ветераны войны и труда.

Церемония начиналась шествием рабочих, служащих, учащихся. Перед собравшимися выступили представители старшего поколения, общественных организаций. Затем спортсмены школы подносят факел ветерану войны, кавалеру ордена "Славы третьей степени" И.К.Дмитриеву, он зажигает огонь-символ вечной славы.

Учащиеся принимают клятву быть достойными своих отцов и дедов. Этот ритуал оставляет глубокий след в памяти всех присутствующих. Даже озорные дети взволнованно переживают это событие. Церемония заканчивается салютом.

Похожие диссертации на Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия))