Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)) Готовцев Иннокентий Иннокентьевич

Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия))
<
Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)) Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия))
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Готовцев Иннокентий Иннокентьевич. Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия)) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2003 150 c. РГБ ОД, 61:03-13/1860-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Этнопедагогические аспекты процесса физического воспитания якутского народа 14

1.2. Прогрессивные традиции якутского народа в физическом воспитании подрастающего поколения 30

1.3. Современное состояние и тенденции дальнейшего развития физического воспитания Республики Саха (Якутия) 48

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО ОПЫТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ*

2.1. Этнопедагогическая модель физического воспитания школьников «Марыкчан» 66

2.2. Этнопедагогическое содержание опытно-экспериментальной работы в связи с проблемой исследования 87

2.3. Содержание и процесс этнопедагогизации физического воспитания в спортивной школе 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

Введение к работе

Актуальность исследования. В век высоких технологий и информатизации, нового взлета человеческой мысли все более значимой становится роль физической культуры и физкультурного воспитания в жизни человека и общества. Занимая определенное место в системе школьного образования, они призваны успешно выполнить, социальные функции в физическом, интеллектуальном, нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

В последнее время в процессе преобразования общества произошли изменения в ценностном восприятии физкультуры. Динамика ценностных ориентации значительной части молодежи характеризуется сдвигом в сторону материальных интересов, ослаблением серьезных культурных запросов, терпимостью к негативным социальным явлениям, ростом авторитета физической силы, агрессивности. В то же время за последние годы возрос интерес к социальным аспектам здоровья и здоровому образу жизни, которые напрямую связаны с развитием физической культуры. Большинство исследователей сходятся на том, что повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношения к собственному здоровью. И обращение к истокам культуры, этнологическим основам, является достаточно значимым моментом в формировании интересов к физическому образованию. Однако, состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников в целом еще не соответствуют современным требованиям общества, более того, наблюдается даже ухудшение физического развития по всем параметрам.

Учет индивидуальных потребностей и интересов детей, наций, национальных традиций в этнопедагогическом аспекте физического

воспитания, региональных особенностей среды обитания при составлении учебных программ во многом обеспечивает успешность физкультурных мероприятий в системе физического воспитания учащихся ДЮСШ.

Особенно следует отметить важность принципа народности, предполагающего непременный учет национальных особенностей воспитания, национального опыта и традиций. В своем исследовании мы безоговорочно приняли в качестве называемых установок три заветных постулата, сформированных великим русским педагогом К.Д. Ушинским в форме заповедей: «Каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания», «В душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих», «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое». Все три положения имеют прямое отношение и к системе физического воспитания подрастающего поколения, несущей на себя тысячелетний заряд этнопедагогических исканий народов, без чего едва ли было возможно выживание людей. «Особая характеристическая система воспитания», конечно, включает в себя и систему физического воспитания, которая не может не быть этнопримированным, этноокрашенным; «Черта национальности в душе каждого человека», бесспорно, взаимодействует с чертой национальности и в телесной природе человека. В этом смысле педагогическая антропология К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» носит универсальный, всеобъемлющий характер. Далее, третий постулат К.Д. Ушинского о проникнутости воспитательных идей каждого народа этничностью (национальностью, народностью) не может не иметь прямого отношения к идеям физического воспитания. Мы не можем ни в коем случае игнорировать того факта, что долгожителями являются абхазы, азербайджанцы и якуты, что определяется отнюдь не природно-климатическими условиями, а скорее - этнорегиональными особенностями физического воспитания. Опыт истории свидетельствует, что выживаемость

и будущее любого этноса зависят не только от образованности его членов, но и от их духовности, способности сохранить свои обычаи и традиции, обеспечить их трансляцию из поколения в поколение.

В условиях социально-культурных перемен этнопедагогизация системы воспитания и обучения становится все более актуальной проблемой педагогики, хотя это давным-давно добивался еще К.Д. Ушинский. Обращение к народной педагогике, к опыту культурного прошлого приобретает сегодня особенно актуальное значение, так как именно народная педагогика, являющаяся «средоточием духовной жизни народа» (В.А. Сухомлинский), сохранила, исторически выверив, традиционные средства воспитания детей, которые не потеряли своей значимости и в наши дни.

Этнопедагогика обрела в системе педагогических наук самостоятельное значение как научная школа, направление. Это подтверждается целым рядом официальных документов на федеральном и региональном уровнях (приказы министра образования РФ, госстандарты и др.). Крупный специалист по русской национальной школе Е.П. Белозерцев в своей книге «Образ и смысл русской школы» пишет: «Академик Г.Н. Волков через народную педагогику чувашей, татар, башкир, дагестанцев и других объединяет народы, и таким образом укрепляет Россию» (25, С. 15); американский профессор Рэй Барнхардт говорит, что «этнопедагогические работы Г.Н. Волкова просвещают все народы» (191, С. 15); Актуализируя этнопедагогику У.А. Винокурова, крупный ученый Якутии, известный философ и видный общественный деятель пишет: «Г.Н. Волков, превратив этнопедагогику из закрытой системы в открытую, в буквальном смысле спас нацию» (33, С.80).

Здоровый образ жизни в широком понимании - народная философия выживания, которую выстрадали народы в их многовековой жизни в экстремальных условиях, и она в конечном итоге напрямую связана с проблемой национальной безопасности.

Народы Севера создали уникальную циркумполярную цивилизацию и представляют собой устойчивые очаги созидательной жизни при самых труднейших и непредсказуемых событиях. Рассмотрение человека как части природы, испытывающего на себя любые природные колебания, биоритмы, изменения в социокультурной жизни и экологии требуют определенного своеобразного подхода.

Все это в полной мере относится к проблеме подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Это требует от преподавателей физической культуры общеобразовательных школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования республики нового педагогического планетарного мышления и методологических подходов для подготовки гармонически развитых, физически здоровых, закаленных, работоспособных и конкурентноспособных молодых людей.

Решение этой задачи в рамках государственной национально-региональной системы образования Республики Саха (Якутия) зависит от умелого сочетания и применения как научных так и практических знаний, умений и навыков физической культуры, анатомии, физиологии, педагогики и этнопедагогики коренных народов Якутии.

Народные традиции физического воспитания молодежи имеют глубокие исторические корни, но только в последнее десятилетие они стали применяться в системе физического воспитания в нашей республике.

Применение народных физических упражнений, игр и национальных видов спорта в физическом воспитании значительно обогатило и расширило программный материал, благодаря чему уроки физической культуры стали более интересными и близкими учащимся.

Физическому воспитанию у народов Севера посвящены труды О.В. Вахания, ЭХ. Галеева, В.П. Кочнева, Х.Д.-Н. Ооржак, ВВ. Пономарева, И.И. Портнягина, М.М. Сахабутдинова, Н.А. Семенова, А.А. Стародубцева, И.Е. Тугутова, Н.Н. Турсунова, Н.К. Шамаева др.

В работах педагогов изучавших духовный мир народов Севера, был накоплен богатый фактический материал о традиционных играх, самобытных состязаниях и физических упражнениях этих народов (Г.Ш. Абсалямов, А.А. Григорьева, АН. Варламов, Б.Ч. Бельды, А.Л. Бугаева, В.В. Леонтьев, В.П. Красильникова, Ю.Б. Стракач, ИИ. Суворов, Г.В. Роббек, А.С. Федоров и др.) Имеются также работы и методические пособия по этнопедагогике (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова, А.А. Барболин, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Г.В. Ксенофонтов, И.С. Портнягин, Е.П. Жирков, А.Г. Новиков, Ю.А. Уреев, К.С. Чиряев и др.).

Несмотря на то, что есть много работ, посвященных различным аспектам традиционной культуры воспитания, многие вопросы этнопедагогики физического воспитания и методика ее применения на уроках физической культуры в республике все еще остаются недостаточно изученными.

Изученный материал показал, что тенденция развития физического воспитания в Республике Саха (Якутия) свидетельствует о необходимости новых подходов и взглядов при разработке организационно-методических основ и практических путей реализации современных педагогических технологий.

В этой связи следует отметить следующие противоречия:

1. В реальной практике физического воспитания школьников
наблюдается интенсивный поиск учителями приемов и методов оптимизации
работы, однако, психолого-педагогическая неразработанность проблем
внедрения инновационных технологий на уроке физической культуры не
обеспечивает действительных результатов в физической подготовке
учащихся.

2. Национальные традиции физического воспитания детей,
опирающиеся на выработанные народом культурные нормы, педагогические
установки не получают отражения в системе повышения квалификации

преподавателей физической культуры, основанные на этнологических, культурологических и этнопедагогических знаниях.

3. При существующих народных традициях якутов в воспитании физически совершенного человека, что обусловливалось образом жизни и ролью труда в ней, недостаточно научно-методических обоснований преемственности и непрерывности в системе современного физического воспитания подрастающего поколения.

Эти противоречия определили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия исследования этнопедагогического аспекта физического воспитания школьников. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.

Таким образом, с учетом возрастающей актуальности рассматриваемой проблемы была определена тема научного исследования: «Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (на опыте детско-юношеской спортивной школы Республики Саха (Якутия)».

Объект исследования: система физического воспитания школьников.

Предмет исследования: этнопедагогические аспекты физического воспитания в условиях детско-юношеской спортивной школы.

Задачи исследования:

определить сущность и содержание физического воспитания якутских школьников на основе анализа литературы по теме исследования;

разработать этнопедагогическую модель физического воспитания школьников «Марыкчан», основанную на традициях народной педагогики саха;

осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности включения этнопедагогической модели «Марыкчан» в систему физического воспитания школьников;

выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса

физического воспитания школьников, основанных на народных традициях саха;

- разработать и внедрить в педагогическую практику физической
культуры практические рекомендации для учителей и тренеров школ Якутии
по эффективному использованию опыта народа саха в физическом
воспитании подрастающего поколения.

Гипотеза исследования основана на том, что процесс физического воспитания школьников, в котором используется этнопедагогическии компонент народа саха, может быть более эффективным, если:

прогрессивные идеи, традиции и опыт народной педагогики саха целенаправленно включаются и интегрируются в систему физического воспитания школьников;

в школьной программе по физической культуре отражаются элементы традиционного физического воспитания детей с учетом природно-климатических, этнических особенностей и жизнедеятельности народов Якутии;

использовать в физическом воспитании школьников этнопедагогическую модель «Марыкчан», способную сыграть важную роль в сохранении и передаче традиций народа по физическому воспитанию подрастающего поколения и совершенствовании современной системы физического воспитания в Республике Саха (Якутия).

Методологическую основу исследования составили положения теории физического воспитания (В.А. Агеевец, П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Н.И. Пономарев); педагогики и психологии о закономерностях развития личности (Б.З. Вульфов, Б.Т. Лихачев, А.П. Оконешникова, И.С. Портнягин и др.); идеи о необходимости использования народного опыта в воспитании и обучении детей в школах (Г.Н. Волков, В.Н. Иванов, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, Т.Н. Петрова, И.Г. Песталоцци, А.И. Сороко-Росинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.С. Чиряев, И.Я. Яковлев и

др.); основные положения личностно-ориентированной педагогики (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова и Др.); регионализация физкультурного образования (В.В. Кожанов, В.П. Кочнев, Г.И. Мызан, Х.Д.Н. Ооржак, В.И. Прокопенко, Н.Н. Пономарев, Н.К. Шамаев и др.). Методы исследования:

теоретические: теоретико-методологический, историко-сравнительный анализ психолого-педагогической, историко-этнографической, культурологической, этнопсихологической, этнопедагогической и учебно-методической литературы;

эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа, педагогический эксперимент;

анализ собственного опыта работы с детьми, описание реально действующего педагогического опыта народа саха и обобщение материалов проведенного исследования.

Базой исследования явилось Чурапчинская детско-юношеская спортивная школа Республики Саха (Якутия).

Исследовательская работа проводилась в три этапа:

На 1 этапе (1997-1999 гг.) изучалась и анализировалась философская, социологическая, этнографическая, историческая, психолого-педагогическая и этнопедагогическая литературы по проблеме научного исследования. Определялись основные направления научного поиска. Разрабатывалась структура диссертационного исследования, определялись его методологические положения, обосновывались теоретическая концепция этнопедагогической модели физического воспитания школьников «Марыкчан».

На 2 этапе (1999-2001 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, позволившая осуществить проверку выдвигаемых теоретических положений. Апробировалась этнопедагогическая модель «Марыкчан».

На 3 этапе (2001-2003 гг.) проводилась количественная, качественная обработка собранного фактического материала и результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка основных теоретических выводов и рекомендаций диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность и целесообразность использования народных традиций саха в современной системе физического воспитания в Республике Саха (Якутия);

доказана необходимость включения в школьную программу по физической культуре элементов традиционного физического воспитания народа саха и определены эти элементы;

разработана этнопедагогическая модель физического воспитания школьников «Марыкчан», основанная на традициях народной педагогики саха, и проверена ее эффективность при подготовке будущих спортсменов;

выявлены факторы, условия формирования профессиональной направленности учащихся ДЮСШ по этнопедагогической модели «Марыкчан».

Практическая значимость исследования заключается в освещении малоизвестных страниц физическому воспитанию у народа саха на традициях народной педагогики, в определении путей использования этих материалов учителями педагогами-тренерами в учебно-воспитательной работе с учащимся, а так же по педагогическому просвещению родителей по физическому воспитанию детей, в разработке практических рекомендаций для учителей- тренеров по физической культуре, подготовки специалистов, организаторов непрерывного физкультурного образования по эффективному использованию опыта народа саха в физическом воспитании подрастающего поколения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на семинарах, республиканских научно-практических конференциях «Стратегическое развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале XXI века: Состояние, проблемы и перспективы» (г. Якутск, 2001 г.); «Образование-спорт» (Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, п. Чурапча Республика Саха (Якутия), 2002 г.); на всероссийских: «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург, 19 апреля, 2001 г.); в V научно-практической конференции по проблемам университетского образования (г. Москва, 2002 г.), в V Всероссийском Фестивале студентов, аспирантов, ведущих профессоров и ученых академий и институтов физической культуры РФ (МГАФК, п. Малаховка Московской обл. 2001-2002 гг.); на международной конференции по этнопедагогике «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» (6 декабря 2001 г., г. Москва).

Результаты исследования и отдельные практические рекомендации докладывались и перед учителями-тренерами физической культуры общеобразовательных школ, воспитателями школ-интернатов и детских садов, а также использовались в выступлениях перед учащимися и родителями.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, адекватной проблеме, предмету, задачам и логикой работы, опытно-эксприментальной работой и личной педагогической деятельностью автора в качестве учителя-тренера в средней школе, инструктора в летнем лагере, а также достоверность проведенных фактов, связью истории с современностью, системным подходом и анализом процессов воспитания и физкультурного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Этнопедагогическая модель физического воспитания школьников «Марыкчан», основанная на традициях народной педагогики саха, способная сыграть важную роль в сохранении и передаче традиций народа по физическому воспитанию подрастающего поколения и совершенствовании современной системы физического воспитания в Республике Саха (Якутия).

  2. Непрерывность физического воспитания школьников, обеспечивающий формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности.

  1. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса физического воспитания школьников, основанные на народных традициях саха, которые включают в себя: 1) этнопедагогизацию семьи и школы; 2) коллективную спортивную деятельность в сфере учебной и внеучебной деятельности; 3) введение в содержание учебной программы традиционной физической культуры народа саха; 4) повышение уровня общей и этнопедагогической подготовки учителей, соответственно, педагогической культуры родителей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Этнопедагогические аспекты процесса физического воспитания якутского народа

В нашем цивилизованном обществе под воздействием происходящих перемен в политической, социальной и экономической жизнедеятельности на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение. Прогрессивные идеи, традиции и обычаи воспитания и обучения детей являются кладезем, богатым фондом народной мудрости, о которой не следует забывать нам сегодня и в образовательной работе.

В наши дни во время процесса демократизации пересматриваются все ценности общественной жизни, а особенно в духовной культуре, следовательно, и в народной педагогике и методике воспитания и обучения.

Изучение истории развития педагогики и педагогической мысли показывает, что тоталитарное общество уделяло недостаточное внимание изучению истории и культуры малочисленных народов, в том числе и использованию народного опыта воспитания. Это способствовало исчезновению многих прогрессивных воспитательных традиций и, в конечном счете, деформировало отношение людей к таким понятиям, как честь, совесть, долг, человеческое достоинство, устои взаимоотношений между людьми, а также привело к частичной утрате системы народного воспитания. Между тем успех воспитания личности ребенка зависит в определенной степени от знания общечеловеческих ценностей, этнопедагогической культуры своего народа, родного слова и умения использовать их в формировании личности. Поэтому сегодня одной из важнейших проблем продолжает оставаться вопрос изучения и оценки народных педагогических идей и опыта, их значение по отношению к педагогической науке, т.к. народная педагогика затрагивает ее основные принципы и имеет непосредственное отношение к организации воспитания, обучения детей и молодежи.

Этнопедагогика, как наука о народной педагогике, дает исчерпывающие ответы на все или почти на все вопросы теории и истории народного воспитания. Опыт физического воспитания, как одна из проблем этнопедагогики, находит живое применение в формировании и развитии детей всех народов, в том числе, в практике работы школ, в педагогической пропаганде и просвещении родителей. Воспитание, оторванное от народных истоков, проверенных опытом прогрессивных педагогических идей предшествующих поколений, носит ущербный характер и для самого человека, так и для государства в целом. В народном опыте заложены огромные воспитательные возможности, и он является неисчерпаемым источником педагогических знаний. С рождения дети знакомятся с первыми народными средствами воспитания: сказками, эпосами, сказаниями, пословицами, поговорками. Никто не может соревноваться с педагогическим гением народа. Народность определяется своеобразием языка, географическими, природными и климатическими условиями, менталитетом и, следовательно, в нашем случае, - своеобразной системой воспитания молодого поколения. Отсюда и становится понятной большая роль народной педагогики в воспитании детей. Одной из важнейших причин сохранения народной самобытности и создания выдающихся памятников духовной культуры народа является то, что у каждого народа в труде и в борьбе сложилась своя система воспитания подрастающего поколения. Изучение народной системы воспитания позволяет познать глубже нравственный облик, колорит, «национальную фактуру» (Т.Н.Петрова), характерные национальные особенности духовной жизни любого народа. Поэтому невозможно раскрытие культурного наследия того или иного народа без изучения его педагогической культуры.

Основоположник педагогической науки Я.А. Коменский высоко ценил народные педагогические идеи и опыт воспитания.(74) К.Д. Ушинский доказал, что научная педагогика должна широко использовать народные педагогические знания и опыт народного воспитания в просвещении народа. (164)

У каждого народа есть ценные педагогические мысли, находки, методики, средства воспитания подрастающего поколения, которые представляют общечеловеческую ценность.

Этнопедагогическая модель физического воспитания школьников «Марыкчан»

Радикальные политические, экономические, социокультурные преобразования в России в первой половине 1990-х годов потребовали пересмотра государственной политики в области образования. Ее новая концепция закреплена в действующей Конституции Российской Федерации и законе «Об образовании», который определил в числе важнейших принципов образования его гуманистический характер, реализацию права молодежи на свободный выбор взглядов и убеждений. Данное обстоятельство требует поиска новых нетрадиционных источников образований, проповедующих общечеловеческие моральные и духовные ценности.

Этнопедагогические основы образования и физического воспитания личности построены на таких положениях как:

- педагог несет ответственность за выбор ученика;

- свобода самоопределения для ученика работает в рамках ценностного отношения к созидательной деятельности окружающих;

- педагог раскрывает индивидуальные задатки, развивает способности, «слышит» идеи учеников;

- в ситуации неограниченности педагог создает контакт;

- творчеством, красотой тела и души укреплять в нем духовность;

- духовность, дух народа передается ребенку посредством любви, личного примера, родного языка, религиозной веры народа, домашним воспитанием;

- педагог способствует физическому совершенствованию детей через народную систему утренней гимнастики, тренировок, закаливания, лечения, также через спортивный бег, долгой дороги, охоты, труда на лоне природы, купания, подвижных игр.

Обращение внимания на сохранение и укрепление здоровья детей, на развитие физического, интеллектуального и духовно-нравственного потенциала будущих спортсменов, создание оптимальных условий по развитию природных задатков, для адаптации учащихся в условиях нестабильности в России, формирование высокой культуры, понимание в жизни сущности общего образования вынудила нас разработать этнопедагогическую модель физического воспитания школьников «Марыкчан».

Целью этнопедагогической модели «Марыкчан» является формирование знаний, умений и навыков у учащихся, не для увеличения объема информированности, а для творческого применения их в практике самосовершенствования и здоровьесбережения как самой личности, так и ее окружения.

Для построения модели физического воспитания «Марыкчан» проводился предварительный контроль контингента испытуемых для оптимизации средств, методов и организационных форм и сбор информации по условиям проведения эксперимента, которые определили разработку этих стадий.

Направленное воздействие этнопедагогической модели физического воспитания школьников «Марыкчан» (рис. 1) состоит из четырех стадий: приобретение знаний, умений, навыков, способностей и развития личностной самооценки; попытки внедрения знаний, умений, способностей в повседневную деятельность; творческой реализации знаний, умений, навыков, способностей; попытки помощи в организации здоровьесберегающей жизнедеятельности ближнего окружения.

Этнопедагогическое содержание опытно-экспериментальной работы в связи с проблемой исследования

Для проверки эффективности включения этнопедагогической модели «Марыкчан» в систему физического воспитания школьников ДЮСШ была проведена опытно-экспериментальная работа в Чурапчинской республиканской спортивной средней школе-интернат имени заслуженного тренера СССР Дмитрия Петровича Коркина. Эта школа по существу уникальная. Уникальность ее в том, что именно в стенах этой школы были подготовлены чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы, СССР и РСФСР. Школа воспитала 4 заслуженных мастеров спорта СССР, 10 мастеров международного класса и 155 мастеров по вольной борьбе. В настоящее время в школе обучается и тренируется 460 учащихся из 19 улусов, работают 45 учителей, 29 тренеров, 16 воспитателей. Из числа учителей 37 с высшим образованием, 15 отличников народного образования РСФСР, PC (Я), 14 с высшим УПД.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в естественных условиях обучения школьников и в работе учителей физкультуры детско-юношеской спортивной школы.

В опытно-экспериментальной работе при разработке модели выполнено следующее:

- разработаны и апробированы модели организационной структуры управления системой непрерывного образовательного процесса в условиях сельской местности.

- выявлены возможности программ и учебно-методических пособий подготовки специалиста по физической культуре и спорту в системе непрерывного образования в сельских условиях.

- определена эффективность разработанной модели воспитания и саморазвития личности спортсмена в непрерывном образовании в условиях сельской местности. Разработка методов обеспечения преемственных связей в учебном, воспитательном и тренировочном процессах на ступенях образования.

Исследованием было охвачено 452 учащихся, 5 учителей физической культуры и 6 тренера. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. Первый этап (1997-1998 гг.) опытно-экспериментальной работы охватывал изучение, теоретический анализ исторического становления якутской культуры в области физического воспитания, изучение опыта практической работы учителей и спортивных тренеров. В этих целях была проанализирована психолого-педагогическая, этнопедагогическая, литература по проблеме научного исследования. Разрабатывалась структура научного исследования, определялись ее методологические положения, осуществлена постановка целей и задач, проведен сбор материалов и предварительный отбор народных средств физического воспитания детей, предварительное апробирование их на уроках физической культуры, во внеклассных мероприятиях и в спортивных секциях. Обосновывалось теоретическая концепция этнопедагогической модели физического воспитания школьников «Марыкчан».

На втором этапе (1998-2000 гг.) было осуществлено соотнесение собранных народных игр с теми целями и задачами физического развития ребенка, которые были приняты за основу. Были проанализированы функциональные возможности каждой народной игры якутов, проведено соотнесение со школьной программой, определены возможности их включения в содержание школьных уроков физической культуры и внеклассных мероприятий. Разработана модель и проведено консультирование учителей физкультуры по проведению учебной работы. Третий этап (2001-2003 гг.) включал в себя констатирующий и формирующий раздел воспитания личности, в том числе физического. В ходе констатирующего эксперимента был собран этнопедагогический фактический материал, о преобладающих в реальном процессе обучения способах организации уроков физической культуры. Основными задачами этого этапа эксперимента были: 1) определение уровня теоретического знания народных традиций физического воспитания учителями физической культуры, классными руководителями, учащимися и родителями; 2) определение умения определять на практике знания традиций физического воспитания народа саха учителями и учащимися; 3) проверка эффективности выбранных предварительно апробированных на подготовительном этапе народных традиций физического воспитания, особенно игровых; 4) распределение народных игр по разделам учебной программы физической культуры с 0 по XI класс с целью развития таких физических качеств у детей как ловкость, сила, расторопность, скорость, выносливость внимание и т.д.; 5) определение степени влияния якутских народных традиций физического воспитания на физическую подготовку и развитие ученика как результата эксперимента.

Похожие диссертации на Этнопедагогические аспекты физического воспитания школьников (На опыте детско-юношеской спортивной школы республики Саха (Якутия))