Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание толерантности как фактор развития личности Маслова Галина Геннадьевна

Воспитание толерантности как фактор развития личности
<
Воспитание толерантности как фактор развития личности Воспитание толерантности как фактор развития личности Воспитание толерантности как фактор развития личности Воспитание толерантности как фактор развития личности Воспитание толерантности как фактор развития личности Воспитание толерантности как фактор развития личности Воспитание толерантности как фактор развития личности Воспитание толерантности как фактор развития личности Воспитание толерантности как фактор развития личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маслова Галина Геннадьевна. Воспитание толерантности как фактор развития личности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Псков, 2006 234 с. РГБ ОД, 61:06-13/1854

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Толерантность как ведущее качество гармоничной личности 14

1.1. Теоретическое осмысление современных подходов к понятию «толерантность» 16

1.2. Толерантность как условие развития личности 51

1.3. Роль образовательного процесса в воспитании толерантных качеств личности 73

Выводы 117

Глава 2. Становление системы воспитания толерантности в образовательных учреждениях 120

2.1. Профессионально-педагогическая компетентность учителя в контексте толерантности 121

2.2. Сравнительно-сопоставительный анализ уровня толерантности будущих учителей и старшеклассников 139

2.3. Модель становления и развития толерантной личности в школе и вузе 160

Выводы 188

Заключение 190

Библиографический список 193

Приложения 211

Введение к работе

Процессы, протекающие сегодня в мире, отличаются противоположной направленностью. С одной стороны, каждая страна, народ и каждый человек стремится найти своё место в мире, исходя из своего самосознания и уникальности, и сохранить свою национальную идентичность. А с другой стороны, мир идёт к объединению, ищет пути к пониманию через общечеловеческие ценности, диалог культур. Необходимость сообща решать глобальные проблемы, приходить к взаимопониманию предъявляет высокие требования к человеку третьего тысячелетия, результатом воспитания и развития которого должна стать культура мира, умение вести диалог, понимать и принимать точку зрения другого.

Однако общество во многом оказалось не готово к взаимодействию на основе ненасилия и справедливости: серьёзной угрозой для человечества стал терроризм, экстремистские организации принимают массовый характер, участились всплески агрессии среди молодёжи, попытки возложить ответственность за свои неудачи на представителей других рас и этнических групп, других конфессий.

Таким образом, существует противоречие между требованиями к личности, которые выдвигает развитие общества, и самим уровнем развития этой личности, влияющим на её нравственные убеждения, чувства, поведения и привычки.

Задача педагогической науки - помочь развивающемуся человеку определиться в быстро меняющемся мире, сохранив свою идентичность, найдя свою нишу и уважая выбор других людей, то есть создать условия присвоения таких личностных качеств, которые обеспечат гармоничное развитие и реализацию возможностей личности в сегодняшнем мире.

Одно из основополагающих качеств, отражающее специфику человеческого бытия - толерантность. Это понятие выражает не просто возможность смириться с чем-то, а намерение принять с уважением другую точку зрения, другую личность, признавая её право на свои ценности и образ жизни, другую

4 личность, признавая её право на свои ценности и образ жизни, готовность и способность человека жить и конструктивно взаимодействовать в многообразном мире.

Как сложное и многоаспектное социокультурное явление толерантность является предметом исследования таких научных дисциплин как философия, социология, политология, что даёт возможность адекватно оценить явление и определить его место в системе знаний о человеке. В трудах В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, М.Л. Мчедлова, Л.В. Скворцова, П. Сорокина, Л.М. Дробижевой, Н.Н. Федотовой, М. Уолцера рассматривается семантика понятия «толерантность», субъекты и объекты толерантности, предмет и типы толерантности, уровни толерантности и факторы, на них влияющие. Психологический аспект толерантности изучают А.Г. Асмолов, С. Братченко, С.К. Бондырева и другие.

В конце XX века толерантность стала признаваться одной из ключевых компетенций, и значение воспитания толерантности настолько возросло, что многие педагоги разделяют мнение Б.С. Гершунского, считая это наиважнейшей стратегической задачей XXI века [35]. Воспитание личности, основанное на принципах толерантности, является целью многих гуманистических концепций (педагогика ненасилия, воспитание как педагогический компонент социализации воспитанника, воспитание ребёнка как человека культуры, педагогическая поддержка воспитанника и процесса его развития и другие). Однако в последнее время педагогика толерантности формируется как независимое направление, в развитие которого большой вклад вносят Б. Риэрдон, Е.О. Галицких, Е.Ю. Клепцова, А.А. Погодина.

В рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» на 2001-2005 годы разработкой методических программ формирования у школьников толерантного сознания занимаются А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. Известны прикладные исследования по воспитанию толерантности у школьников A.M. Байбакова, Е.В. Головинской,

5 А.А. Погодиной, П.В. Степанова. Вопросы формирования толерантности у студентов вуза изучают О.В. Исаева, Ф.В. Коржуев, НЛО. Кудзиева, М.А. Перепелицына, В.А. Попков. Авторы развивают идеи педагогики толерантности, выделяют этапы и закономерности воспитания толерантности в средних учебных заведениях, изучают возможности различных дисциплин в школе и вузе в контексте воспитания толерантности.

Несмотря на появившиеся серьёзные исследования проблемы воспитания толерантности, остаются вопросы, которые требуют тщательного изучения. Так, неисследованным остаётся влияние процесса воспитания на становление и развитие толерантных качеств личности, без понимания которого трудно ожидать создания адекватных и эффективных педагогических стратегий. Неизученным остаётся возрастной контекст воспитания толерантности, взаимосвязь воспитания толерантности с самоидентификацией личности, возможности многокультурного образования как средства воспитания толерантности, открыта проблема работы с такими сдерживающими факторами как социокультурные стереотипы, ксенофобия, культуроцентризм.

Исследователи изучают проблему воспитания толерантности в школе и вузе вне контекста преемственности, но, связывая воспитание толерантности с развитием личности, можно предположить, что на разных уровнях системы образования могут быть сходные закономерности развития толерантных качеств личности. Таким образом, можно констатировать объективно существующую проблему исследования, которая состоит в неразработанности процессуального аспекта педагогики толерантности и неопределённости условий становления и развития толерантной личности в процессе воспитания.

Актуальность проблемы определяет выбор темы «Воспитание толерантности как фактор развития личности», рассматриваемой в диссертационном исследовании и цели исследования.

Цель исследования: создание базовой модели воспитания толерантности в школе и вузе.

Объект исследования: образовательный процесс в школе и в вузе.

Предмет исследования: воспитание толерантности как фактор развития личности в образовательном процессе школы и вуза.

В соответствии с поставленной целью сформулирована гипотеза исследования, согласно которой образовательный процесс способствует развитию толерантных качеств личности, если

  1. многоаспектность социокультурного и педагогического феномена толерантности реализуется в содержании обучения и воспитания;

  2. при организации воспитательного процесса учитываются механизмы социализации и самореализации личности и особенности формирования мотивационно-смысловых отношений субъекта к миру;

  3. компетентность педагогов в вопросе воспитания толерантности подтверждается высоким уровнем развития их толерантных качеств;

  4. цели, содержание, принципы и средства системы воспитания отражают концептуальные идеи педагогики толерантности.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. на основе анализа педагогических, философских, социологических, культурологических исследований определить гносеологические, аксиологические и онтологические основания феноменологии толерантности;

  2. анализируя данные психологических исследований, рассмотреть значение толерантности в развитии личности;

3) на основе теоретико-методологической базы исследования определить место
толерантности в системе ценностно-целевых приоритетов образования;

  1. рассмотреть основополагающие условия развития толерантных качеств личности в педагогическом процессе, включая профессиональные компетенции учителя, необходимые для достижения целей воспитания толерантности;

  2. проанализировать изменения уровня толерантности в зависимости от создания условий, влияющих на развитие толерантных качеств личности;

6) представить модель воспитания толерантности как систему взаимосвязанных
компонентов, находящихся во взаимодействии со средой;

7 7) разработать метод воспитания толерантной личности в школе и вузе на основе выявленных в ходе эксперимента закономерностей.

Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения и использования следующих методов педагогического исследования:

теоретический анализ и синтез философской, социологической, психологической и педагогической литературы по теме исследования с целью определения состояния проблемы;

общенаучные методы и приёмы познания: моделирование, сравнение, сопоставление, обобщение;

обобщение опыта по организации учебно-воспитательного процесса направленного на воспитание толерантности;

анкетирование;

целенаправленное наблюдение и беседы с участниками исследования, учителями и преподавателями;

количественный и качественный анализ данных эксперимента и результатов педагогической диагностики.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

Системный подход к построению воспитательного процесса (М.Л. Калужский, В.А. Караковский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Л.И. Новикова, Н.П. Селиванова)

Деятельностный подход в воспитании и развитии личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин)

Личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, И.Я. Якиманская)

Диалогический подход в познании и самопознании (B.C. Библер, Е.О. Галицких)

Исследования философских, социокультурных, психологичесих и педагогических подходов к феноменологии толерантности (И. Дзялошинский, Л.М. Дробижева, Е.Н. Ивахненко, В.М. Золотухин, ЕЛО.

8 Клепцова, Н.В. Круглова, Д.В. Лекторский, М.С. Мацковский, А.А. Погодина)

Культурологические, социологические и педагогические идеи о влиянии образования на развитие общества и его соотношении с культурой (Б.С. Гершунский, Г.Д. Дмитриев, М.С. Каган, Н.В. Круглова, А.Ж. Кусжанова, А.А. Леонтьев, В.А. Тишков)

Методологические и теоретические аспекты проблем развития личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, Л.С. Выготский, О.Н. Козлова, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн, Н.И. Шевандрин, Э. Эриксон)

Научные теории в области педагогического моделирования и проектирования (Е.И. Казакова, Т.В. Светенко)

Логика и этапы исследования. Исследование проводилось в 2000 - 2005 годах и включало в себя следующие этапы:

1) изучение философской, социологической, культурологической и психолого-
педагогической литературы по проблеме исследования, выделение основных
направлений исследования, составление плана исследовательской работы (2000
-2001гг.);

  1. проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, направленного на определение уровня толерантности будущих педагогов и учащихся старших классов; разработка программы формирующего эксперимента на основе результатов констатирующего эксперимента (2002 -2003гг.);

  2. проведение формирующего эксперимента, который представлял собой организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие толерантных качеств личности и определение уровня толерантности участников эксперимента по его завершению (2004 -2005гг.);

4) обработка и оформление результатов исследования (2005г.).

9 Экспериментальная база исследования. Массовое диагностическое исследование проводилось на базе образовательных учреждений г. Пскова. Среди этих образовательных учреждений Псковский государственный педагогический университет им. СМ. Кирова (естественно-географический, физико-математический факультеты, отделение английского и немецкого языков факультета иностранных языков, отделение «иностранные языки» факультета профессионального образования и довузовской подготовки), Псковская лингвистическая гимназия, гуманитарный лицей и средняя общеобразовательная школа №11. Базой для апробации модели воспитания толерантности являлся факультет иностранных языков (студенты англонемецкого отделения), отделение «иностранные языки» факультета профессионального образования и довузовской подготовки (ФПО и ДП) Псковского государственного педагогического университета и Псковская лингвистическая гимназия.

Разработка модели воспитания толерантности и структурированного метода развития толерантной личности позволила сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1). Толерантность - это многоаспектный педагогический феномен, имеющий следующие характеристики:

системность, так как толерантность представляет собой совокупность элементов, которые, находясь в отношениях и связях друг с другом, образуют единство, которому присущи все принципы системы: целостность, структурность, взаимозависимость со средой, иерархичность и множественность описания;

субъектность, так как и субъект и объект толерантности являются носителями предметно-практической деятельности и находятся в постоянно активном состоянии;

предметность, так как толерантность реализуется только тогда, когда есть некое поле согласования интересов и поиска компромиссов,

обусловливающееся ситуацией, детерминированной типом или

сочетанием типов толерантности. контекстность, так как выбор уровня толерантности, её место и

возможности зависят от конкретных ситуаций взаимодействия. 2). Формирование и развитие толерантных качеств личности связано с процессом идентификации и достижением самоидентичности. Плюралистическая, многоуровневая идентичность обусловливает более высокий уровень толерантности личности, что является условием успешного разрешения кризисов социализации и саморазвития.

3). Процесс воспитания толерантности, эффективен при соблюдении следующих условий:

многокультурное и отражающее плюрализм мнений и трактовок содержание учебно-воспитательного процесса;

организация толерантной среды, обеспечивающая толерантное взаимодействие субъектов образовательного процесса;

использование личностно-ориентированных, рефлексивных и имеющих диалоговое основание технологий, направленных на развитие толерантных качеств личности;

развитые толерантные качества личности педагога и его компетентность в вопросе воспитания толерантности.

4). Развитие толерантных качеств личности подчиняется следующим

закономерностям:

Взаимодействие субъектов воспитательного процесса в рамках представленной и апробированной модели воспитания толерантности способствует включению этого понятия (толерантность) в систему смысловых установок воспитанников.

Уровень ценностной толерантности, который достигается при включении понятия «толерантность» в мотивационно-смысловые отношения, позволяет воспитанникам глубже понимать социальное, политическое, культурное многообразие общества, лучше ориентироваться в

происходящих в нём процессах и, следовательно, адекватно реализовывать свои способности и склонности.

Принятие толерантности как ценности обеспечивает её трансформацию в
принцип деятельности, когда выведенные условия воспитания
толерантности целенаправленно и систематически соблюдаются не только
на уровне отдельного курса или предмета, но и на уровне всего учебного
заведения в процессе реализации общественно-значимых проектов.

5). Системообазующим элементом базовой модели воспитания толерантности является структурированный метод воспитания толерантной личности, который включает в себя со стороны педагога решение в процессе воспитания следующих задач:

Установление контакта, налаживание продуктивной коммуникации.

Стремление понять воспитанника, его мотивы и проблемы.

Поддержка воспитанника в определении целей развития, в становлении или изменении системы его личностных смыслов.

Создание условий для достижения поставленных целей, одним из которых является реализация алгоритма воспитательных действий на основе эмоционального переживания.

Со стороны воспитанника данным задачам соответствуют этапы, которые личность проходит, развивая толерантные качества:

Познание самого себя, накопление опыта, осмысление интересов и потребностей через толерантное взаимодействие, которое приводит к осознанию толерантности как ценности социума и как фактора развития личности.

Обретение воспитанником личностно-значимого смысла толерантности.

Трансформация толерантности как ценности в принцип поведения через организацию личностно-значимой деятельности.

Эмоционально-волевое совершенствование личности через развитие эмпатии, гибкости мышления, самоконтроля.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:

изучена феноменология толерантности и внесено уточнение в данное понятие;

обосновано рассмотрение толерантности как условия развития самоактуализирующейся личности;

определено место толерантности в системе ценностно-целевых приоритетов образования;

выделены системные компоненты модели воспитания толерантности и установлены функциональные связи между ними;

выявлены педагогические закономерности, условия и метод развития толерантной личности в школе и вузе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:

раскрыты характеристики толерантности как феномена, представляющего собой систему взаимосвязанных компонентов;

обоснованы сущностные признаки толерантности как ценностной категории образовательного процесса;

раскрыты возможности компонентов модели воспитания толерантности, обеспечивающие новое качество функционального взаимодействия;

выделены профессиональные компетенции учителя и преподавателя, необходимые для достижения целей воспитания толерантности;

на основе выявленных закономерностей воспитания толерантности определены этапы становления и развития толерантных качеств личности в школе и вузе.

Практическая ценность исследования заключается в том, что в работе:

разработан и апробирован структурированный метод воспитания толерантной личности в средних и высших учебных заведениях;

разработан пакет содержательного и методического обеспечения реализации модели воспитания толерантности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены определённостью методологической позиции, использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам

13 исследования, опорой на теоретические положения, раскрытые в трудах по философии, культурологии, социологии, психологии и педагогике, а так же личным участием автора исследования в разработке и проведении экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на научно-практических конференциях в Псковском государственном педагогическом университете. Результаты исследования публиковались в форме статей в научно-методических и теоретических сборниках. Материалы исследования, опубликованные в виде учебно-методического пособия «Социальная стратификация и аспекты неравенства», используются преподавателями кафедр английского языка и иностранных языков ПГПУ на занятиях по практике устной и письменной речи, а также преподавателями иностранного языка на факультете социологии Псковского Вольного института.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 186 источников, приложений; иллюстрирована рисунками и таблицами.

Теоретическое осмысление современных подходов к понятию «толерантность»

Толерантность - настолько сложное и противоречивое явление, что прежде чем изучать педагогические способы воздействия для развития данного качества личности, необходимо осознать суть самого явления, его структуру, свойства и актуальность для сегодняшнего мира, так как анализ гносеологических оснований педагогического феномена толерантности способствует осуществлению научного подхода к воспитанию.

Исходя из этого, задачами данного параграфа являются анализ семантического поля толерантности, изучение становления феномена толерантности в исторической ретроспективе и причин актуальности понятия сегодня, исследование различных характеристик понятия «толерантность» и его трактовок с точки зрения различных наук.

Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН она определяется по-разному. Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolero — «нести», «держать», «терпеть». Этот глагол использовался в тех случаях, когда для переноса или держания какой-либо вещи человек должен был прилагать определённые усилия, страдать, терпеть. Однако своё широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance - где наряду с терпимостью он означает также «допускать». Сравнительное сопоставление обоих значений показывает, что с помощью этого термина выражается идея меры, границы, до которой можно терпеть другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают недоумение, неприятие или сопротивление.

Понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво и имеет довольно широкий диапазон интерпретаций в зависимости от исторического опыта разных народов. Так, в английском языке толерантность означает «готовность или способность без протеста воспринимать мнения, верования, обычаи, физические типы и поведение людей», во французском языке - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели сам. В китайском языке проявлять толерантность - значит «позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. Наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим людям», в то время как в персидском языке толерантность понимается как «терпимость, выносливость, готовность к примирению с противником».

В этих определениях делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта, что служит подтверждением наличия того самого многообразия, которому в условиях плюралистического общества придаётся существенное значение. Вместе с тем каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других быть такими, какие они есть, с уважением относится к интересам, привычкам, верованиям других людей, стремится понять их и достичь взаимного согласия без применения насилия [9].

В русском языке заимствованному слову «толерантность» соответствуют три понятия: терпение, терпеливость, терпимость, ключевым содержанием которых является «отсутствие нежелательной реакции индивида в ситуации, когда она вероятна или (почти что) вынуждена» [23. С.8]. При этом, терпение -это отсутствие (негативной) реакции в конкретной ситуации. Терпеливость -свойство индивида, как правило, проявлять терпение, что становится чертой его характера. Терпимость - общественное явление (или состояние общества), которое заключается в том, что множество индивидов (граждан) склонны проявлять терпение, быть сдержанными и неагрессивными.

Следует отметить, что в XIX веке в русском языке глагол «терпеть» насчитывал множество лексем (26) и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. В процессе историко-культурного развития категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения, однако современные толковые словари полностью отождествляют «толерантность» с категорией «терпимость», несмотря на то, что «толерантность» как понятие имеет более обобщённый характер, а «терпимость» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность. Так, в «Словаре иностранных слов и выражений» толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо» [135].

Тождественность двух понятий, зафиксированная в словарях, отражает сегодняшнюю ситуацию в языке, когда слово «толерантность» воспринимается ещё как чуждое. Пример тому тот факт, что «Декларация принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995г. в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая Россию) была переведена на русский язык как «Декларация принципов терпимости». По мнению СВ. Сидоровой, преподавателя нравственного богословия Православного Университета, основанному на трактовке автором российских традиций и учения русской Православной церкви, слово «толерантность» лишено смысла и духовной преемственности, выпадает из словесного ряда и, следовательно, не будет включено в духовную работу и начнёт разрушать душу. Вместо слова «толерантность» автор предлагает использовать слова «терпение» и «терпимость» [50].

С данной точкой зрения не согласна Е. Темичева, подчёркивающая, что понятие «терпимость» не только не отражает полноты «толерантности», но и может быть прямо противоположно ему, так как терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения («я его еле терплю»), никак не меняющее самой позиции нетерпимости [145]. Напротив, «толерантность» толкуется в Декларации как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

Толерантность как условие развития личности

Для понимания того, какие условия необходимо создать, чтобы толерантность стала личностным смыслом и ценностью для человека, нужно ответить на вопрос, какую роль играет толерантность в развитии личности, почему необходимо создавать условия для её воспитания. И если толерантность действительно имеет большое значение для развития личности, какие психологические механизмы лежат в основе её формирования. Исходя из этого, задачами данного параграфа является исследование понятия «личность» и процессов, обусловливающих развитие личности, анализ взаимосвязи толерантности и идентичности, выделение периодов развития личности, в течение которых личность наиболее сензитивна к целенаправленному воздействию по развитию толерантности. Как мы уже отмечали в первом параграфе, одной из характеристик толерантности как феномена является субъектность, под которой мы понимаем постоянное активное состояние и субъекта и объекта толерантности, при котором они оба являются носителями толерантных отношений, то есть, осуществляя толерантные отношения, становятся субъектами толерантности. Субъект в философско-психологической литературе определяется как носитель предметно-практической деятельности, а стать субъектом деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию [134. С.250]. Опираясь на это определение, мы можем утверждать, что стать субъектом толерантности значит понимать значение толерантности в сегодняшнем мире, принять толерантные отношения как основу своей деятельности и быть способным осуществлять толерантные отношения, адекватно определяя предмет и гибко выбирая уровень толерантности. Другими словами, субъект толерантности - это человек или социальная группа, свободно определившиеся, выбравшие и выработавшие свою позицию в пространстве культуры и общества. А так как любая социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых должен сделать выбор и самоопределиться, мы можем говорить о приоритетности позиции конкретного человека как субъекта толерантности. По мнению психологов, позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Следовательно, на персональном уровне, субъект толерантности - это личность, свободно, самостоятельно и ответственно определяющая своё место в жизни, обществе, культуре. Существуют разные определения личности. Так, «Психологический словарь» под общей редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова определяет личность как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения [121]. Близко к этому определение Н.И. Шевандрина: «личность (с позиций социальной психологии) - это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением» [173. С. 186]. Нам видится наиболее точным определение В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева: «личность - это персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других и, тем самым, для себя» [134. С.340]. Это определение заключает в себе несколько смыслов, которые важны в контексте толерантности. Во-первых, ещё раз подчёркивается, что личность не противопоставляется субъекту, а представляет более высокий уровень его развития, так как само понятие самость сводится к субъективности. Тот факт, что самость персонализируется и самоопределяется, трансформирует её в новое качество. Во-вторых, в дефиниции подчёркивается важность самоопределения. А согласно теории Э.Эриксона, самоопределение, личное самоощущение есть самоидентификация, поиск идентичности. Значение идентичности в контексте толерантности мы рассмотрим ниже. В-третьих, определение затрагивает тесную связь личности не только с субъектностыо, но и со следующей ступенью развития человека -индивидуальностью, и раскрывает фазы развития личности, выделенные А.В. Петровским: адаптация (самость среди других), индивидуализация (самость для себя) и интеграция (самость для других). Определяясь среди других, индивид включается в социальные отношения, т.е. социализируется. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Рассматривая социально-психологические механизмы социализации, Р.С. Немов выделяет следующие: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность [106]. Если конформность как осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми при внешнем согласии с ними не может, на наш взгляд, отражать суть толерантности, то подражание, внушение, социальная фасилитация при благоприятном воздействии факторов социализации (взаимоотношений в семье, школе, вузе, трудовом коллективе и т.д.) могут способствовать развитию толерантных отношений. Это обусловливается тем, что, с одной стороны, индивид воспроизводит сознательно или неосознанно модели поведения, опыта других людей, их мысли, чувства и психические состояния, а с другой, поведение окружающих людей стимулирует деятельность индивида, особенно если они нацелены на достижение одного результата. Данные рассуждения подводят к выводу о благоприятном воздействии на индивида толерантной среды. Находясь в пространстве толерантных отношений, индивид будет скорее воспроизводить модели толерантного поведения. Осознание необходимости толерантности для решения проблем на различных уровнях под действием механизма внушения будет поддерживаться внутренним опытом, мыслями и чувствами окружающих людей. Их убеждённость в правоте их идей и придание толерантности личностного смысла будут стимулировать более динамичное протекание тех же процессов у индивида, находящегося в эпицентре толерантных взаимодействий. Особую роль в развитии личности играет идентификация, поскольку идентификация - это поиск своей идентичности, под которой понимают интегрированность человека и общества, их способность к осознанию своей самотождествнность в ответе на вопрос: «Кто я такой?» [157. С. 14]. Термин «идентичность», появившийся в середине 70х годов благодаря Эрику Эриксону, употребляется параллельно с традиционной «самостью». Разрабатывая проблематику идентичности - «самости», Джордж Мид и Чарльз Кули показывают, что «самость» складывается из свойств, продуцируемых в ходе социального взаимодействия («социальной интеракции»). Идентичность -изначально социальное образование; индивид видит (а значит, и формирует) себя таким, каким его видят другие. Ч. Кули в этой связи выдвигает концепт «зеркальной самости». «Я - идентичность» и «Другой» неотделимы друг от друга. Д. Мид различает две составляющие «самости»: первая есть результат интернализации социальных ролей и ожиданий, вторая - активная инстанция, благодаря которой индивид может не только идентифицироваться с интернализированными ролями, но и дистанцироваться от них [90]. Рассматривая идентичность как сложный процесс, Э. Эриксон характеризует идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным [13. С.71].

Профессионально-педагогическая компетентность учителя в контексте толерантности

Педагог, нацеленный на развитие толерантных качеств личности, должен опираться в своей деятельности на знания о сущности, роли и месте толерантности как социокультурного феномена в современном мире, развивать личность воспитанника, осознавая, что толерантность - условие его или её гармоничного развития, признавать толерантность как ценность и принцип деятельности. Только учитывая гносеологические, онтологические и аксиологические предпосылки феноменологии толерантности можно разбудить толерантное сознание воспитанников, поэтому роль воспитателя в процессе развития толерантных качеств личности нельзя переоценить. В задачи настоящего параграфа входит определить место учителя, преподавателя в компонентном составе системы воспитания толерантности; выделить необходимые для воспитания толерантности компетенции педагога; рассмотреть характеристики и критерии толерантности как личностного качества педагога. Процесс воспитания толерантности - центральный компонент воспитательной системы, нацеленной на развитие толерантных качеств личности. Если воспитание толерантности, по нашему определению, -социально организованный процесс предъявления толерантности как общечеловеческой и социокультурной ценности и создания условий для трансформации её в принцип, определяющий деятельность человека, норму и образец поведения, то систему воспитания толерантности мы определяем как целостный социальный организм, функционирующий при условии толерантного взаимодействия его основных компонентов и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат. Система воспитания толерантности включает в себя взаимосвязь следующих компонентов: цели, содержания, принципов и средств. Цель воспитания толерантности, как уже отмечалось в первой главе, -создание условий для придания воспитанниками личностно-значимого смысла толерантности как общечеловеческой и социокультурной ценности и трансформации её в принцип, определяющий деятельность личности. Содержание воспитания, по мнению И.А. Зимней, представлено тремя составляющими: ценностями; личностными чертами (качествами) и саморегуляцией (эмоционально-волевая составляющая) [54. С.262]. Соответственно, содержание воспитания толерантности охватывает все три вышеперечисленные составляющие, так как толерантность рассматривается нами как ценность, качество личности и принцип поведения. Воспитание в духе толерантности осуществляется через усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеям толерантности: воспитание уважения прав человека, отказа от насилия, терпимости и солидарности; воспитание отношения к разнообразию культур, взаимопроникновению и взаимозависимости их как к ценности; воспитание чувства гордости за свою национальную культуру, развившуюся на основе национально-культурного разнообразия России и стремления этнических общностей к сохранению и возрождению своих культур. Помимо усвоения ценностей, содержание воспитания толерантности включает целенаправленное интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие личности как в контексте национальной, так и в контексте европейской культуры и культуры человечества. Необходимо отметить, что содержание воспитания тесно взаимосвязано с отношениями, как компонентом системы, так как именно отношения выступают в качестве основного механизма воспитания. И.А. Зимняя отмечает, что механизм воспитания в случае акцента на воспитании ценностей, в частности, толерантности как ценности, есть механизм формирования отношения через установление личностно-значимой связи, её осмысливания как включения в уже существующую систему связей в индивидуальном опыте, переживание факта установления этой связи и её принятие, «присвоение», в терминах А.Н. Леонтьева [86. с.263]. При формировании личностных качеств и саморегуляции, механизмом воспитания является решение человеком определённых задач на преодоление трудностей, снятие противоречий. В процессе воспитания толерантности такими задачами можно считать непосредственную или опосредованную встречу с иной культурой, знакомство или взаимодействие с другими субъектами по поводу разных предметов толерантности. Моделирование таких ситуаций, которые снимают противоречия или выявляют проблемы, требующие своего рассмотрения и решения, - специально организованный процесс формирования отношений в толерантной среде. Осуществление содержания воспитания основывается на реализации принципов воспитания толерантности, среди которых мы выделяем принцип целостности и целенаправленности, индивидуальности, субъектности воспитания, многокультурности, учёта сензитивных периодов развития (природосообразности), принцип единства декларируемых ценностей и реальных жизненных отношений, принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности и принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении. Следующий важный компонент системы воспитания - средства воспитания. И.А. Зимняя считает, что воспитание осуществляется посредством семи основных факторов, в качестве которых выступают: личность воспитателя; содержание образовательного процесса; организация учебно-воспитательного процесса; специальная программа воспитательной работы в образовательном учреждении; дополнительное образование; самоуправление и практическая (общественная) работа [54]. На наш взгляд, все вышеперечисленные факторы необходимо активно использовать в процессе воспитания толерантности. Однако, как нам видится, средствами воспитания толерантности можно назвать все виды учебной и внеучебной деятельности, нацеленные на развитие толерантных качеств личности, и, следовательно, из факторов, выделенных И.А. Зимней, к ним будут относиться организация учебно-воспитательного процесса, специальная программа воспитательной работы в образовательном учреждении, дополнительное образование, самоуправление и практическая (общественная) работа. А такие факторы как личность воспитателя и содержание образовательного процесса - не только средства воспитания, на наш взгляд, но и непременные условия функционирования всех остальных компонентов системы воспитания. Так, содержание образовательного процесса, то есть его предметное содержание и формируемые и развиваемые компетенции учащихся, является условием как достижения цели воспитания толерантности, так и основой для формирования толерантных отношений, использования средств воспитания и реализации принципов. В свою очередь личность воспитателя -то условие, которое не только обеспечивает функционирование и взаимосвязь целей, содержания, принципов и средств воспитания, но и существенно влияет на них, изменяет их в зависимости от условий среды и потребностей социума.

Сравнительно-сопоставительный анализ уровня толерантности будущих учителей и старшеклассников

Рассмотрев компетенции, необходимые для эффективной деятельности педагога в вопросе воспитания толерантности, мы пришли к выводу, что толерантность - необходимое условие компетентности педагога. Мы считаем, что придание толерантности как ценности личностного смысла, является первичным условием для трансформации ее в принцип деятельности личности, особенно в период сформировавшейся идентичности. Как мы уже отмечали, к уровням толерантности в континууме интолерантность - толерантность относятся безразличная, ценностная и протекционистская толерантность. Нужно заметить, что мы относим безразличие к толерантности весьма условно, так как в контексте толерантности акцентируется важность позиции личности, ее готовность к взаимодействию, сотрудничеству, диалогу, что впоследствии приводит к принятию взаимоприемлемых решений и к развитию сходных позиций более, чем к обнаружению различий. Поэтому мы осознаем, что безразличие можно рассматривать как приемлемую позицию лишь по тем вопросам, по которым невозможно достичь соглашения. В целом, безразличие скорее опасно, чем приемлимо, так как может легко перейти сначала в скрытую, а затем и поведенческую интолерантность. Понимая всю сложность развития протекционистской толерантности по отношению ко всем типам меньшинств и ситуациям неравенства в обществе по причине, прежде всего, различий качеств личности, представляющих эмоционально-волевые характеристики, мы считаем необходимым и возможным формирование потребностно-мотивационного отношения к толерантности, иными словами признание ее ценности личностью как на уровне общественной жизни, так и в сфере образования. Поэтому мы рассматриваем уровень ценностной толерантности как обязательную составляющую педагогической компетентности. В задачи настоящего параграфа входит анализ результатов исследования по выявлению уровня толерантности у студентов V курса педагогического университета и старшеклассников лингвистической гимназии, гуманитарного лицея и средней школы №11 г. Пскова, выявление наиболее уязвимых ситуаций неравенства или типов толерантности-интолерантности для подростков и будущих учителей. Проведенное диагностическое исследование было нацелено на выявление уровня толерантности подростков и будущих учителей по отношению к представителям различных социальных групп. В задачи исследования входило: Выяснить уровень толерантности будущих учителей для того, чтобы определить степень его соответствия стратегическим задачам образования. Сравнить уровни толерантности студентов V курса физико-математического, естественно-географического факультетов, факультета иностранных языков и отделения «иностранные языки» факультета профессионального образования и довузовской подготовки для того, чтобы выявить какие факторы могут влиять на толерантность, исходя из условий обучения и воспитания. Сравнить уровни толерантности старшеклассников различных типов школ для выявления возможной взаимозависимости образовательной среды и уровня развития толерантных качеств. Сравнить уровни толерантности мальчиков и девочек, юношей и девушек для выяснения влияния тендерной идентичности на толерантность. Сравнить уровни толерантности будущих учителей и их потенциальных воспитанников для того, чтобы оценить готовность будущих учителей к толерантному взаимодействию в процессе обучения и воспитания. Для достижения поставленной цели мы предложили респондентам подтвердить или опровергнуть 45 утверждений опросного листа [144. С.55-61]. Опросный лист (см. приложение 3) составлен с опорой на материалы таких, схожих по процедуре проведения, опросников, как опросник Г. Айзенка - Г. Вильсона и опросник, разработанный в Институте социологии РАН под руководством B.C. Магуна. Формулировки содержащихся в них тезисов были специально отобраны авторами для диагностики толерантности и прошли необходимую апробацию. П.В. Степанов руководствовался при отборе материалов следующими принципами: 1. Формулировки утверждений должны быть понятны респондентам и должны восприниматься однозначно. 2. Утверждения должны побуждать респондента демонстрировать свое отношение к различным проявлениям, ценностям, мнениям, внешнему виду, образу жизни; к людям, представлениям - т.е. затрагивать различные типы толерантности-интолерантности. 3. Утверждения анкеты должны дублировать друг друга, чтобы сделать результаты анкетирования более объективными. 4. Тезисы опросника должны быть сформулированы таким образом, чтобы не выглядеть заведомо общественно одобряемыми. Мы разделяем точку зрения П.В. Степанова, что характер представленных в опроснике мнений относительно тех или иных проблем поликультурного сообщества позволяет выявить уровень толерантности или интолерантности. Однако, следует отметить, что данный опросник и другие анкеты способны показать сформированность побудительно-мотивационного и когнитивного критериев определения уровня толерантности. Эмоционально-волевые и поведенческие характеристики уровня толерантности могут быть выявлены в процессе наблюдения за поведением, эмоциональным состоянием воспитанников во время совместной деятельности: ролевых игр, проблемных дискуссий, дебатов, групповой рефлексии и других видов деятельности, особенно, если они относятся к технологиям, способствующим развитию толерантности.

Похожие диссертации на Воспитание толерантности как фактор развития личности