Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска Волкова Елена Феликсовна

Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска
<
Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Волкова Елена Феликсовна. Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 1997 157 c. РГБ ОД, 61:98-19/9-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ВОСПРИЯТИЯ

1. Основные направления в изучении процесса восприятия 12

2. Зрительный образ как продукт зрительного восприятия 31

3. Основные факторы формирования зрительного образа восприятия 40

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РИСКА

1. Информационное содержание зрительного образа восприятия, формирующегося в условиях риска 55

2. Методы изучения информационного содержания зрительного образа восприятия 61

3. Риск как многоуровневый фактор формирования зрительного образа 72

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ РИСКА НА ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ

1. Методы и организация экспериментального исследования. .89

2.Анализ экспериментальных данных изучения влияния риска на информационное содержание зрительного образа восприятия 100

3.Анализ экспериментальных результатов изучения воздействия факторов риска на структуру образа (по факту неоднородности отражения) 111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 134

Приложение 1 151

Введение к работе

Актуальность исследования

Процессы восприятия играют в деятельности человека важнейшую роль. С развитием техники и устройств отображения информации человек все чаще попадает в такие ситуации, когда от качества перцепции зависит успешность деятельности.

Практика показывает, что не всегда образ восприятия адекватен окружающей действительности. Возникает проблема изучения причин и видов нарушений процессов отражения, изменяющих временные и точностные характеристики деятельности, связанной с риском.

На современном этапе в отечественной и зарубежной психологии процессы восприятия изучаются с разных теоретических, методологических, практических и прикладных позиций. Существенный вклад в их изучение внесли такие ученые, как В.А.Барабанщиков, Б.М.Величковский, В.П.Вергилес, В.П.Зинченко, Б.Ф.Ломов, А.Л.Ярбус и др. В работах вышеуказанных авторов отражены результаты исследований общих методологических и теоретических основ психологии восприятия. Проведено большое количество экспериментов, позволивших установить ряд важных фактов и положений, раскрывающих особенности перцептогенеза, однако, многое в этой области остается до сих пор не изученным.

Наиболее исследованными являются вопросы, касающиеся основных свойств образа - предметности, обобщенности, константности. Вместе с тем, структура образа, а также его информационное содержание как комплекс отраженных элементов среды, на основе которого формируется чувственная модель динамичной ситуации, адекватность образа, соответствующие операциональным и личностным задачам в

условиях риска, изучены недостаточно. Возникает проблема дополнения теоретических концепций новыми данными, раскрывающими объем, адекватность, структуру зрительного образа с точки зрения неоднородности отражения. Взаимосвязь между характером отражения информационных элементов и структурной организацией зрительного образа позволит пересмотреть контрадикторные результаты анализа разнообразных факторных причин нарушения отражения.

Основные детерминанты, корригирующие чувственный образ, были выявлены в двух различных типах ситуаций: экстремальных, при воздействии на человека специфических психогенных факторов и монофакторных, когда искусственно создается и изучается влияние одного фактора (Л.А.Китаев-Смык, 1983; Н.Д.Завалова, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, 1986; Я.В.Подоляк, 1989; B.S.Caldivell, 1992 и др.). Известно, что в процессе жизнедеятельности на восприятие воздействует комплекс причин. Особенно ярко это проявляется в ситуациях риска.

В настоящее время феномен риска изучают разнопрофильные группы специалистов, объединяющие философов, социологов, математиков, экономистов, но психологи, на наш взгляд, недостаточно уделяют внимания этому явлению.

В нестандартных ситуациях, в условиях риска люди нередко оказываются неготовыми к принятию точных и определенных решений. Чаще всего причиной является неадекватное и (или) неполное отражение физико-химических свойств среды, пространственно-временных отношений, приводящее к нарушению системы предметных свойств образа.

Эффективность деятельности человека, его поведение во многом определяются качеством информации. В ситуации риска эта зависимость становится определяющей.

Во время изучения поведения человека в условиях риска, авторы (В.И.Янушко, 1991; А.В.Карпов, 1993; C.G.Hauses, 1989; H.-G. Opiolka, 1989; D.Dorner, 1990; G.J.S.Wilde 1990, 1991; F.Fuller,1991 и др.)

обращали внимание на доминирующее значение качества процессов отражения в ситуациях риска, однако, специальных исследований по этому вопросу не проводилось.

Основное внимание в нашей работе было уделено исследованию восприятия многомерных стимулов и факторной зависимости формирования зрительного образа восприятия в условиях риска.

Цель исследования - выявить закономерности и особенности формирования образа восприятия в ситуациях риска.

Исходя из намеченной цели, в ходе диссертационного исследования решались следующие основные задачи:

1. Изучить психологическую природу зрительных образов восприятия.

2. Исследовать взаимовлияние элементов информационного содержания зрительного образа при восприятии и идентификации визуальных стимулов в условиях риска.

3. Выявить основные опознавательные ориентиры, используемые субъектами деятельности на этапе реализации принятого решения и контроля действий в условиях риска.

4. Структурировать многоуровневую систему факторов, корригирующих перцептогенез.

5. По факту неоднородности отражения исследовать зональное строение зрительного образа восприятия.

6. Определить причины преобразования структуры визуального образа в условиях риска.

7. Разработать и использовать в исследовании методику изучения зрительного образа восприятия, а также методы моделирования и регистрации риска в лабораторных и естественных условиях.

В соответствии с поставленными задачами проведено исследование, состоящее из четырех основных этапов.

Первый этап. Теоретический анализ основных концептуальных подходов в исследовании процессов зрительного восприятия.

Второй этап. Изучение и разработка факторной системы, корригирующей процессы формирования зрительного образа восприятия в условиях риска.

Третий этап. Разработка методов исследования информационного содержания зрительного образа восприятия, методов моделирования и регистрации риска.

Четвертый этап. Экспериментальное исследование влияния факторов риска на формирование образа восприятия.

Предмет исследования - зрительный образ восприятия, формирующийся в условиях риска.

Объект исследования - процесс формирования зрительного образа сотрудников органов внутренних дел, специфика службы которых связана с особыми условиями деятельности.

Теоретический анализ источников литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме и результаты поискового исследования позволили сформулировать гипотезы исследования:

1. В условиях риска изменяются основные опознавательные ориентиры при восприятии и опознании объектов.

2. В условиях риска переструктурируется зрительное поле, изменяется распределение информации по основным зонам чувственного образа.

3. Информационное содержание зрительного образа восприятия в условиях риска корригируется рядом факторов: психоэмоциональным состоянием субъекта перцепции, уровнем его мотивации к успеху и мотивации к самозащите (избежанию неудач), склонностью к риску и величиной риска.

Методы, используемые в исследовании, можно разделить на четыре категории. К первой относятся методы, обеспечивающие диагностику основных факторов перцепции: методика В.А.Юденко для определения психоэмоционального состояния, вопросник Г.Шуберта для оценки

склонности субъектов к риску, вопросники Т.Элерса для оценки мотивации к достижению цели и избежанию неудач.

Ко второй категории - методики изучения и измерения границ, адекватности и объема информационного содержания зрительного образа восприятия.

К третьей, относятся методы моделирования ситуаций риска.

К четвертой, методы математической обработки полученных экспериментальных данных (результаты обрабатывались с помощью компьютерной программы Excel и Statgraf).

Методологической основой исследования явились

общетеоретические положения отечественной психологии о единстве сознания и деятельности (Б.М.Величковский, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.Л.Ярбус и др.), принципы системности и детерминизма (Н.Ю.Вергилес, М.И.Дьяченко, Н.Д.Завалова, В.П.Зинченко, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко и др.), стадиальности и многоуровневости процессов восприятия (В. А. Барабанщиков, П.Я.Гальперин, А.А.Митькин, В.П.Невидимская), неоднородности отражения объектов в зрительном образе (В.А.Барабанщиков, G.Gillespie), а также основные положения психологических теорий восприятия и теорий риска.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в углублении теоретических представлений о процессах формирования зрительного образа восприятия.

Проведен теоретический анализ основных концепций и подходов к изучению процессов восприятия.

Выявлены взаимосвязи между восприятием отдельных признаков объекта и его опознанием в ситуации риска.

Показана возможность перехода от проводимых ранее исследований одномерных или двумерных зрительных стимулов, предъявляемых симультанно или сукцессивно, к изучению процессов визуального восприятия многомерных объектов, составляющих динамичную ситуацию.

Впервые изучен процесс формирования зрительного образа восприятия в ситуациях риска на основе факта неоднородности отражения объектов. Щ Установлены основные факторы, конституирующие

информационное содержание образа восприятия в ситуациях риска.

Впервые проранжирована система факторов, корригирующих процесс зрительного восприятия в условиях риска.

Разработана и использована методика диагностики эффективности восприятия многомерных стимулов в динамичной ситуации, а также метод лабораторного моделирования ситуации риска.

Выявлены причины изменения информационного содержания

перцепта, нарушения функций зрительного образа, что позволило

получить данные, характеризующие естественный ход развития

перцептогенеза и сделать еще один шаг к пониманию закономерностей и

особенностей формирования зрительного образа.

Исследование процессов зрительного восприятия в ситуациях риска необходимо для получения совокупности знаний о способах рационализации поведения людей в условиях неопределенности и неизбежности выбора, а также в рискованных и экстремальных ситуациях.

Теоретическое значение работы, 1. Результаты исследования дополнят знания о процессах

зрительного восприятия, протекающих в нестандартных ситуациях.

2. Выявленные закономерности и особенности формирования перцептивного образа в условиях риска расширят представления о факторной корреляции зрительного образа и его зонального строения.

3. Данные эксперимента помогут развить теоретические концепции анализа поведения людей в ситуациях с элементами риска.

4. Выявленные особенности формирования зрительного образа

восприятия помогут в создании прогностической модели действий индивида в ситуациях с той или иной степенью риска.

5. Исследование зрительного образа в условиях риска даст новые факты, характеризующие феноменологию отражения динамичных ситуаций данного типа.

Практическое значение работы.

Изучение особенностей формирования образа восприятия в ситуациях риска имеет не только теоретико-методологический, но и практический интерес, ввиду множества жизненно-значимых профессиональных ситуаций, в которых риск выступает как неотъемлемое условие деятельности человека. Знание особенностей воздействия риска как многоуровнего фактора на процессы восприятия обеспечит прогнозирование поведения субъекта в особых условиях. Полученные в ходе исследования результаты позволяют внедрить адекватные методы отбора и обучения людей, деятельность которых связана с принятием решений в нестандартных условиях, разработать научные основы рационализации трудовых процессов, связанных с риском.

Прогнозирование и своевременное реагирование на возможные отрицательные последствия рискованной деятельности являются важной составляющей профессионального мастерства специалистов (пожарных, сотрудников ОВД и ФСБ, водителей, спасателей, альпинистов, военных, медицинских и ветеринарных врачей и т.д.). В связи с этим в диссертации раскрыты основные факторы рискованной ситуации, воздействующие на формирование образа восприятия, дается ряд рекомендаций, ориентированных на обеспечение максимально адекватного чувственного отражения.

Прикладное значение настоящего исследования состоит в возможности применения полученных результатов в инженерной психологии и психологии труда для оптимизации и обеспечения безопасности деятельности операторов сложных систем при переработке визуальной информации.

Результаты экспериментов могут быть использованы при разработке инструкций по действию субъектов в ситуациях риска, по оптимизации средств, способов отображения информации при конструировании автоматизированных систем.

Использование разработанной методики и полученных результатов исследования при отборе и подготовке кандидатов на должности, где желание и умение разумно рисковать является одним из условий выполнения поставленных задач, может принести экономический и социальный эффект за счет повышения надежности работников в плане их профессиональной квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В условиях риска изменяется соотношение модально-качественных, пространственно-временных, предметно-смысловых составляющих информационного содержания зрительного образа восприятия.

2. Ранжированная система факторов, корригирующих состав информационного содержания зрительного образа восприятия в условиях риска, представлена следующим образом: мотивация достижения успеха, субъективно воспринимаемая степень риска, психоэмоциональное состояние наблюдателя, мотивация к избежанию неудач (самозащите), склонность человека к риску.

3. Под воздействием факторов риска изменяются опознавательные ориентиры, используемые субъектом в своей деятельности.

4. В условиях риска происходит преобразование структуры зрительного образа: увеличивается асимметричность распределения отраженных элементов среды, наблюдается тенденция увеличения количества воспринятых и опознанных визуальных стимулов на периферии зрительного ПОЛЯ.

Апробация диссертации: материалы диссертационного исследования по проблеме особенностей формирования зрительного образа восприятия в ситуациях риска были изложены на научных

межрегиональных конференциях: Барнаул (1995); Новосибирск (1995, 1996).

По теме диссертации опубликовано 8 работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Основные направления в изучении процесса восприятия

Восприятие как психический процесс, вследствие своей субъективности и феноменальности, представляет собой труднодоступное для изучения явление. На современном этапе развития науки существует много направлений исследования этого процесса. Так, с позиций ассоцианизма процесс восприятия изучал В.Вундт (1904; 1976). В его исследованиях образ - это творческий результат синтеза первичных элементов сознания, так называемых "чистых ощущений". Восприятие, по его мнению, есть процесс, зависящий, во-первых, от специфики проксимальной стимуляции, во-вторых, от особенностей мышления индивида. Полученный образ всегда шире, чем сумма составляющих его ощущений. Большая роль отводится прошлому опыту индивида, движениям органов чувств как механизму перехода одного образа в другой, нейрофизиологической реакции всех систем организма на протекание перцептивного процесса (В.Вундт, 1897).

Форма организации ощущений трактуется им как готовая, неразвивающаяся данность. Результаты восприятия рассматриваются обособленно, вне связи друг с другом, поэтому источник развития перцепции в рамках самого процесса восприятия не выявлен.

И.М.Сеченов (1863), руководствуясь своими открытиями в области физиологии нервной системы, выдвинул положение, что структура и динамика всех психических процессов имеют рефлекторную природу.

При этом рефлекс описывается как согласование двигательного акта с выполняющим сигнальную роль чувствованием. Это был новый подход, объясняющий роль органов чувств, согласно которому они составляют часть целостного механизма по формированию образа восприятия. Сигналы, поступающие от мышц, служат своеобразным источником информации об окружающей живой организм среде. И.М.Сеченов сравнивает движение глаз с ощупывающей предметы рукой. Он пишет, что "двигательные реакции глаз и рук при ощупывании равнозначны по смыслу". Это предположение имеет большое значение для понимания активной природы восприятия.

Идеи И.М.Сеченова (1863) о рефлекторном характере психических процессов получили экспериментальную разработку в исследованиях А.Л.Ярбуса (1975), Н.Н.Ланге (1893), Б.Г.Ананьева(1960), Л.М.Веккера (1974), Б.Ф.Ломова (1984).

И.М.Сеченов (1947; 1957) сформулировал положение о предметности психического образа, полагая, что предметы и явления окружающей действительности являются его содержанием.

Концепцию перцептогенеза в своих исследованиях развили Н.Н.Ланге (1976), М.П.Никитин (1985) и назвали ее общебиологической. Динамика восприятия представляется как собственное развитие чувственного образа. Впервые был установлен фазовый характер данного процесса, идущего в направлении от общего впечатления о предмете к более частному, дифференцированному (Н.Н.Ланге, 1893).

В рамках общебиологического подхода были выделены условия, определяющие процесс восприятия, роль аккумуляции, суммации раздражений в построении образа, поставлен вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в механизмах развертывания перцепции.

Н.Н.Ланге (1976) указал на значение внимания при смене одного образа другим, заключающееся в изменении позиции и направленности органов чувств.

Информационное содержание зрительного образа восприятия, формирующегося в условиях риска

Образ восприятия включает множество информации, которая непрерывно меняется. Элементы, составляющие образ восприятия, объединены перцептивными отношениями и составляют информационное содержание чувственного образа. Информационное содержание структурировано посредством единства пространства, времени и формы чувственного отражения.

Исследование зрительного образа восприятия предполагает изучение пространственных границ информационного содержания, его функционального строения, качественных характеристик (объема и адекватности).

Информационное содержание образа восприятия составляет комплекс отраженных свойств объектов: их разномодальные характеристики, пространственно-временные и предметно-смысловые составляющие (А.Д.Логвиненко, 1974; В.Ф.Петренко, 1976; А.Н.Леонтьев, 1979).

Модально-качественные характеристики образа восприятия состоят из специфических свойств действительности, презентируемых индивиду посредством системы анализаторов. В нашем исследовании зрительный образ предстает как мономодальная модель объекта восприятия, представленная информационными элементами, презентируемыми субъекту посредством зрительного анализатора.

В пространственно-временной структуре образа восприятия, субъекту презентируется местоположение объекта, расстояние от индивида до объекта и взаиморасположение объектов между собой, их пространственная целостная структура, величина предметов. В образе представлены временные измерения, характеризующие длительность, скорость, последовательность протекающих явлений. Временные параметры пространства проявляются в образе как изменение интенсивности модальных характеристик, местоположения источника стимуляции и т.д. Отражение времени, пространства представлены в образе неразрывно друг от друга. Эта взаимосвязь обуславливает существование такой характеристики восприятия как константность. Она проявляется в устойчивости и сохранности образа при изменении его чувственной ткани (В.Э.Мильман, 1976). Опознание образа, инвариантного к изменению величины, освещенности, цвета и т.д., совершается в системе анализаторов путем последовательной интеграции и распознавания сложных признаков, соотнесении полученных данных со схемой тела, эталонами.

Предметно-смысловое измерение информационного содержания позволяет индивиду опознавать, осмысливать увиденное, относить воспринятый объект к какому-либо классу, зафиксированному в памяти. Только в этом случае возможна презентация предметно-смысловой стороны образа восприятия, как во внешнем, так и во внутреннем плане (подробно об этом процессе написано в I главе диссертации). Рассмотрим основные свойства перцептивного образа: предметность, константность, целостность, категориальность (обобщенность), а также основные качества - активность, субъективность, адекватность.

Под предметностью перцептивного образа понимается взаимосвязь получаемой от органов чувств информации о внешнем мире и самой окружающей среды. Благодаря такой корреляции обеспечивается предметное сходство впечатлений с действительностью, необходимое для формирования адекватных действий индивида. «Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно-зрительной функции, а на предметности, ситуативное зрительного образа»,- писал (Б.Г.Ананьев, 1960).

Методы и организация экспериментального исследования

Для исследования особенностей и закономерностей процесса формирования зрительного образа восприятия был сформирован комплекс методик, основывающийся на субъективных и объективных методах.

Система методик эксперимента была составлена исходя из поставленных в данной работе задач, специфики условий проведения исследования и на основе существующих представлений о системном подходе изучения психических процессов.

Исследование проведено на основе квотно-пропорциональной выборки, численностью 104 респондента. Методы формирования выборки и методы математической обработки результатов позволяют распространить результаты на всю генеральную совокупность Р = 95%. Выборка для контрольной и экспериментальной (№1) групп была сформирована на массиве, включающем курсантов Новосибирской специальной школы милиции в возрасте от 20 до 30 лет, проходящих подготовку для оперативно - следственной работы. В каждой группе было по 30 человек.

Экспериментальная группа (№2 и №3) формировалась на массиве, включающем мужчин от 20 до 35 лет, прошедших службу в ВС, отобранных медицинской комиссией и зачисленных кандидатами для поступления в органы внутренних дел на специальности, связанные с особыми условиями деятельности. В каждой группе было по 22 человека.

Эти группы различались по степени риска, присутствовавшего, либо создаваемого при проведении исследования. В контрольной группе риск был близок к нулевому, т.к. личной заинтересованности в результатах обследования у респондентов не было, и показания информационного содержания образа восприятия снимались в момент безопасного движения автомобиля по моделируемой трассе. Экспериментальная группа № 1 отличалась от контрольной вводимым моделируемым риском.

Экспериментальная группа №2 находилась в условиях естественного риска прохождения профотбора в психофизиологической лаборатории. В экспериментальной группе №3, также проходящей профотбор, помимо естественного риска вводился риск моделируемый.

Заметим, что номера экспериментальных групп обозначены в соответствии с уровнями (в нашем исследовании) величины риска.

В эти группы на основе комплексного тестирования вошли испытуемые, примерно с одинаковыми показателями объема кратковременной памяти и опытом работы на компьютере.

Для исключения влияния мнемических процессов на определение количества воспринятой информации, по мнению Р.М.Грановской (1971; 1974), А.Н.Беловой (1974), Г.М.Беловой, Ю.К.Стрелкова (1974), А.Я.Потапова, М.С.Шехтер (1976), А.А.Митькина (1989), В.В.Александрина (1994) нельзя требовать от испытуемого отчета о материале, превышающем индивидуальный объем кратковременной памяти, с другой стороны, при малых объемах информации (1-4 символа) и при времени предъявления 15 мсек., индивидуальные различия восприятия не обнаруживаются (А.Н.Белова, 1974).

Объем кратковременной памяти у испытуемых определялся с помощью методики "Память на числа". Тестируемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой им таблицы. Таблица состояла из 12 чисел.

Похожие диссертации на Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска