Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Марченко, Фёдор Олегович

Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения
<
Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марченко, Фёдор Олегович. Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Марченко Фёдор Олегович; [Место защиты: Российский государственный гуманитарный университет].- Москва, 2012.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-19/55

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. История психологических исследований детского телевидения за рубежом 11

1.1. Развитие теорий воздействия телевидения на зрителя с 60-х гг. XX века до наших дней 1.1.1. Проблема субъекта в теориях влияния телевидения на зрителя 11

1.1.2. Теории пассивной аудитории 12

1.1.3. Теории активной аудитории 18

1.2. Имплицитные модели поведения зрителей 21

1.3. История исследований психологических эффектов программ для детей и молодежи:

зарубежный опыт 22

1.3.1. Факторы, препятствующие исследованию детского телевидения 23

1.3.2. Этапы исследований детского телевидения за рубежом 26

I. 3.3 Исследования познавательных эффектов детского телевидения 30

1.3.4. Влияние детских телепрограмм на эмоции зрителей 35

1.3.5. Теории социализации: влияние телевидения на адаптацию детей в обществе 38

1.4. Оценка эффективности социально-значимых проектов 41

1.4.1. Методологические проблемы оценки эффективности социально-значимых проектов 41

1.4.2. Теоретические модели проведения оценки эффективности социально-значимых проектов 44

ГЛАВА II. История исследований отечественного телевидения для детей в контексте возрастно-психологического анализа 50

II. 1. История отечественных исследований телевидения и кино: подходы, теории, модели. 50

II. 2. Влияние телевидения на детское развитие 61

II. 3. Телеповедение и телесмотрение зрителей как новые объекты психологического анализа в России 66

II. 4. История и этапы развития детского телевещания в стране 73

II. 4. 1. Советский и перестроечный этапы развития отечественного телевидения для детей 73

II.4.2. Период формирования отдельных каналов 91

II.5. Анализ доли детских программ различного характера в сетках вещания центральных и специализированных детских каналов 95

II.5. 1. Правовое регулирование доли детских программ 95

II.5.2. Реальная доля детских телепрограмм в сетке вещания телеканалов 101

ГЛАВА III. Модель психологического контроля качества детского телевидения 106

III. 1. Проблема моделирования позитивных психологических эффектов детского телевидения 106

Ш.2. Потенциал отечественных теорий развития в создании новых детских программ 111

III.3. Роль психолога в формировании содержания программ на подготовительной фазе

(preproduction) 119

Ш.4. Участие психолога в процессе телевизионного производства (production postproducation) 123

III. 5. Формирование солидарных установок средствами телевидения у детей дошкольников. Пример психологической экспертизы социально-значимых сюжетов 125

III. 5.1. Этапы и методы психологического контроля содержания детских программ в условиях телевизионного производства 126

III. 5.1.1. Формирование понятий 126

III. 5. 1.2. Формирование психологической близости с персонажем 127

III. 5.1.3. Формирование устойчивого положительного отношения к персонажам 127

III. 5. 1.4. Организация и методы формативного исследования 128

III. 5. 2. Обсуждение результатов 130

III. 5. 2.1. Результаты претеста (до показа) 130

III. 5.2.2. Результаты анализа видеосъемки (во время просмотра) 132

III. 5. 2. 3. Анализ сформированности понятий об усыновлении и инвалидности до показа сюжетов 13 3

III. 5.2.4. Результаты интервью (после показа) 135

III. 5. 2. 5. Реакция на отдельные сюжеты 137

Заключение 143

Приложение № 1 146

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Новое поколение россиян называют «экранным поколением», поскольку основное время они проводят перед экранами телевизоров и компьютеров. В большой степени относится это к детству: оно становится все более одиноким и фактически - закрытым сообществом. Высокая занятость родителей, распад семейных связей, отказ образовательных учреждений (школ, детских садов) от воспитательной функции, разрушение системы дополнительного досуга, массовая миграция семей, социальное и экономическое расслоение, ухудшение экологии, повышение заболеваний среди детей и другие факторы радикально ухудшают ситуацию развития и социализации детей в России. Психологические последствия таких изменений - неразвитая эмпатия, возрастание уровня тревожности и агрессии, аутоагрессивные тенденции, эмоциональная холодность, несформированность социальных и речевых навыков (В.Т. Кудрявцев, В.В. Абраменкова, И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, Е.Е.Кравцова, И.В.Вачков, И.М.Слободчиков и др.).

В этих условиях для детей одним из главных социализаторов, становится телевидение, но оно пока плохо осознает и выполняет эту особую роль. Описанная психологическая специфика современного детского сообщества усугубляется низким качеством телевизионного производства.

Отечественное производство кино и телепрограмм для детей,
пережившее расцвет в советский период, было разрушено в

постперестроечное время. Психологический контроль качества детских
программ так и не сложился. Отдельные эмпирические исследования
эффектов телепрограмм для детей остались несистематизированными.
Зарубежный опыт психологического обоснования содержания программ для
детей не может учитывать отечественные воспитательные, культурные,
научные традиции, и зачастую отвергается организаторами

телепроизводства как избыточный, дорогостоящий.

Последние десять лет развитие отечественного телевидения для детей ознаменовалось открытием нескольких дециметровых каналов («Школьник», «Детский», «Ник Джуниуор» и др.)- С 2011 года на базе телеканалов «Бибигон» и «Теленяня» был открыт федеральный телеканал для детей «Карусель». Быстрый рост производства программ для детей пока не сопровождается повышением их качества. Основной объем телевещания для детей покрывается за счет видеосюжетов иностранного производства или архивных материалов советского периода, главным образом, мультфильмов и экранизаций сказок. Большинство участников производственного процесса (продюсеры, сценаристы, режиссеры) не обладают специальными знаниями в области детского развития и были срочно ангажированы из компаний по производству программ «взрослых» жанров и форматов: криминальных хроник, мелодрам, спортивных обзоров и т.д.

В федеральном законе «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», вступившем в силу с сентября 2012 года, сформулированы требования к экспертизе и классификации информационной, в том числе телевизионной, продукции. Требования по ограничению рекламы во время детских телепрограмм и указание на квоты эфирного времени для детей содержатся в Законе о СМИ и Законе о рекламе. Однако технология осуществления психологической и образовательной экспертизы качества детских телепрограмм, структуры вешания на каналах для детей отсутствует. Не разработаны специальные критерии оценки детских телепрограмм. На практике психологи привлекаются для отдельных консультаций и проведения внешних экспертиз отдельных программ уже после их выхода на экраны.

Весь представленный ряд обстоятельств выявляет чрезвычайную остроту и актуальность исследования поля психологических проблем детского телевидения, что в свою очередь невозможно вне контекста историко-психологнческого анализа его организации.

Цель исследования состоит в анализе основных тенденций в истории психологических исследований программ телевидения для детей, разработке на его основе модели психологической экспертизы качества детских телепрограмм.

Объект исследования - материалы исследований западных и российских психологов, посвященные общим и специальным вопросам психологии влияния детского телевидения; архивные рабочие материалы, тематические разработки, образцы сценариев, полученные от зарубежных и отечественных разработчиков телепрограмм для детей; психологические характеристики: поведение, мимические и эмоциональные реакции, высказывания детей во время и после показа тестовых видеосюжетов; данные экспертных оценок современных отечественных программ для детей.

Предмет исследования становление представлений о

психологических критериях качества телевидения для детей в России и за рубежом, представления о моделях психологического контроля качества детских телепрограмм.

Гипотеза исследования: В существующей практике разработки программ детского телевидения отсутствует система психологических критериев оценки качества и технология психологической экспертизы содержания детских программ, что приводит к снижению их образовательной эффективности, психологической ценности, в конечном итоге - препятствует личностному развитию ребёнка.

Задачи исследования:

  1. Оценить качество детских телепрограмм, их место в сетке вещания на российских телеканалах с точки зрения отечественных классических концепций детского развития, с учетом актуальных вопросов детства в стране.

  2. Описать и проанализировать этапы развития психологических исследований детского телевидения в России и за рубежом, с начала его активных исследований в 60-х г.г. XX века и по сегодняшний день.

Выделить научные, социальные и культурные факторы, которые влияли на предметную область и выбор методов исследования детского телевидения.

  1. Провести сравнительный анализ приемов контроля качества формата и содержания детских телепрограмм в западной и отечественной практике телепроизводства.

  2. Разработать и апробировать модель контроля качества детских телепрограмм и критерии их экспертной оценки.

Теоретической основой исследования являются положения теории культурно-исторического опосредования высших психических функций (Л.С.Выготский), в которой общение выступает важной стороной детского развития, а обучение является результатом интериоризации. Важное значение для теоретического фундамента работы имели положения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, концепция ведущей деятельности Д. Б. Эльконина, положения теории ампфликации А.В. Запорожца и деятельностного подхода А.Н. Леонтьева. В контексте анализа опосредствованной коммуникации (телесмотрение, компьютерное взаимодействие) как особой формы общения, в которой технические средства могут стать важными культурно-обоснованными инструментами детского развития, изучались работы зарубежных исследователей М. Коула, Ю. Енгстрема, П. Гриффин и др.

Методы исследования: анализ публикаций, посвященных психологическим проблемам телевидения, практикориентированный анализ рабочих материалов студий, производящих программы для детей; мета-анализ тематических публикаций в электронных базах данных; интервью с производителями, авторами детских программ; экспертная оценка детских программ и сетки вещания на центральных каналах и федеральном детском канале «Карусель»; комплексный анализ данных формативного исследования видеосюжетов «Улицы Сезам в России» с использованием специальных методов оценки их привлекательности и доступности для понимания (Eyes-on-screen (EOS), Цветовой тест отношений (A.M. Эткинда),

структурированные пред-интервью и пост-интервью со зрителями-дошкольниками, включённое наблюдение.

Надежность и достоверность результатов исследования
обеспечиваются
исходными теоретико-методологическими положениями,
репрезентативностью группы, комплексным составом и

взаимодополняемостью методов сбора и анализа данных, отвечающих целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализов результатов.

Эмпирическая база исследования: В исследовании принимало участие 6 групп дошкольников 4, 5 и 6 лет детских садов г. Москвы и г. Воронежа по 10 человек в каждой группе, сбалансированной по полу и возрасту (мальчиков 27, девочек 33). 85% детей принадлежали к русскому этносу, 15% являлись представителями других этнических групп. Также перед проведением исследования были опрошены родители респондентов.

Для определения целевой группы по возрасту и их образовательной направленности программ телеканала «Карусель» была привлечена группа из 11 экспертов - специалистов по детскому развитию (психологи, дефектологи, педагоги).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что впервые анализируется история психологических исследований детского телевидения на Западе и в России с учетом смены парадигм. Выделены этапы исследования телевидения для детей: медиацентрированный, детоцентрированный, социоцентрированный и экзистенциально-центрированный. Проанализирована и описана специфика содержания детских телепрограмм в России в сравнении с западными образцами. Раскрыта роль и потенциал психологических теорий в формировании содержания и формата детских программ. Проанализированы и описаны положения отечественных теорий, актуальные для современного производства детских программ.

Практическая значимость исследования состоит в предложении модели контроля качества детских телепрограмм и критериев их экспертной оценки на базе отечественных теорий развития. Создан и реализован прецедент теоретически обоснованного психологического контроля качества детских программ.

Обзор и сравнительный анализ предметной области, методов, результатов эмпирических исследований за рубежом легли в основу спецкурса по психологии современного телевидения во ВГИКе (Всероссийском государственном университете кинематографии им. С.А. Герасимова).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Анализ зарубежных исследований влияния телевидения на детскую аудиторию позволяет выделить ряд фактических (временных) и содержательных этапов: медиа-центрированных, дето-центрированных, социо-центрированных и экзистенциально-ориентированных исследований.

  2. Анализ программ детского отечественного телевидения показывает, что они отражают международную тенденцию к нарастанию развлекательных программ для детей. Рыночная конъюнктура, выражаемая в формальных рейтингах, определяет их формат и содержание. В образовательных программах прослеживается тенденция к реализации принципа приоритета когнитивного развития над личностным. Специальные программы, ориентированные на социализацию ребенка, практически отсутствуют в структуре вещания федерального канала «Карусель».

  3. Сравнение отечественного опыта производства сюжетов для детских программ с западным опытом показывает, что в России они формируются не на основании образовательных задач и технологии передачи знаний, а на основании опыта и вкусов авторов и привлекательности персонажей сюжетов. Основным приемом обучения становится заражение личным примером, а не отработка навыков.

  1. В западных психологических исследованиях ключевой теорией, определяющей возрастные и образовательные требования к программам, является теория интеллектуального развития Ж. Пиаже. Отечественные теории детского развития (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), несмотря на их международный авторитет, не являются научной базой для формирования содержания телепрограмм для детей в России. Научная оценка детских телепрограмм не учитывает возрастные и социальные закономерности детского развития, проводится экспертами из разных областей, большая часть которых не имеет психологического и психолого-педагогического образования, навыков общения и практической деятельности с детской аудиторией.

  2. Модель психологической экспертизы качества телепрограмм для детей строится с учётом теорий и положений возрастной, педагогической и социальной психологии, теорий и концепций базовых парадигм психологической науки и практики, предполагает участие психолога, специалиста по детскому развитию, на всех этапах телевизионного производства.

Апробация результатов работы. Содержание работы обсуждалось на заседаниях кафедры истории и теории психологии Института Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ в период 2008 - 2011 гг., результаты исследования представлялись и обсуждались на методологических семинарах аспирантов и молодых ученых Института психологии РАН (2008 - 2012 гг.), Международной конференции «Экранные искусства», при участии ВГИК и Института художественного образования РАО в апреле 2012 г.; на Международных чтениях памяти Выготского Л.С. (Институт психологии им. Л.С. Выготского) в ноябре 2012 года.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы включает 312 источников, из них 105 на русском языке, 207 на английском и немецком языках.

Теории пассивной аудитории

Исследования влияния СМИ на аудиторию в 50-е — 60-е годы XX века опирались на известные направления: необихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм. Крупными центрами теоретических исследований массовой коммуникации за рубежом стали лаборатории Стэндфордского, Иельского, Колумбийского и Принстонского университетов в США.

Одной из самых известных школ необихевиоризма является школа убеждающей коммуникации, основанная выпускниками Иельского университета (Hovland, Janis, Kelley, 1953). Ее приверженцы попытались превратить умение убеждать в экспериментальную науку, используя для этого лабораторный эксперимент. Модель убеждающей коммуникации Ховланда включает в себя два типа переменных: наблюдаемые стимулы (коммуникатор, сообщение, канал, социальная ситуация) и реакцию на них в форме изменения социальных установок реципиентов. Между этими двумя группами переменных проходили опосредствующие психологические процессы (внимание, понимание, принятие или отвержение предлагаемого мнения). Задачей данных исследований являлось установление наиболее значимых факторов убеждающей коммуникации. В центре внимания сторонников когнитивного подхода до сих пор находится проблема воздействия систематического просмотра телевидения на мировоззрение, ценности и мнения аудитории. Исследования были начаты Дж. Гербнером и его коллегами в Пенсильванском университете (Gerbner, 1984). Результатом исследований стала теория культивации, ключевым понятием которой является мейнстршшнг, то есть унификация представлений телезрителей о мире под воздействием СМИ. Другим важным понятием является резонанс, под которым понимается созвучие, синхронность событий реального мира с теми, которые показывают по телевидению. Резонанс увеличивает эффекты культивации массовых представлений. Процедура исследований состояла в тщательном контент-анализе содержания телевизионного вещания с последующим опросом телезрителей для выявления их социальных представлений.

Позже, в 80-х годах XX века, стали использовать две модели переработки информации — «вероятностную модель» Р. Петти и Дж. Качоппо и «эвристическую модель» Ш. Чейкин (Богомолова, 2008). В них сила убеждения сообщения определялась глубиной его переработки реципиентами. Глубокая, центральная (R.E. Petty, J. Cacioppo), или систематическая (S. Chaiken) переработка предполагает тщательный анализ самого сообщения, тогда как при поверхностной (периферийной, эвристической) для реципиента важно не столько содержание сообщения, сколько сопутствующие факторы — авторитетность источника, внешность коммуникатора, стереотипные суждения и т.п. Было выделено три группы факторов, влияющих на переработку информации: уровень мотивации, когнитивные способности реципиента и его осведомленность в проблеме.

Теории ограниченных эффектов были популярны в 1960-е — 1970-е годы. Сторонники структурно-функционального подхода пытались понять, какие компоненты медиа функциональны, а какие дисфункциональны. При этом они во многом опирались на функциональный подход к обществу Роберта Мертона. Согласно Мертону, одна и та же функция может по-разному проявляться, и одно и то же явление может выполнять разные функции. В 1959 году Ч. Р. Миллс опубликовал первый учебник по теории массовой коммуникации, где описал функции медиа (Mills, 1959). Одна из самых развернутых классификаций основных функций СМИ была дана Маккуэйлом: 1. Информировать: обеспечивать информацией о событиях в обществе и мире; сигнализировать об отношениях с властью; облегчать обновление, адаптацию и прогресс. 2. Коррелировать: объяснять, интерпретировать и комментировать смысл событий и информации; обеспечивать поддержку существующей власти и норм; социализировать; координировать разные виды деятельности; добиваться консенсуса; устанавливать приоритетность и сигнализировать об относительном статусе. 3. Обеспечивать преемственность: утверждать господствующую культуру и признавать новые субкультуры и веяния; формировать и поддерживать общность ценностей. 4. Развлекать: обеспечивать развлечение, отвлечение, средства расслабления; снижать напряженность в обществе. 5. Мобилизовывать: в общественных целях проводить компании, касающиеся политики, войны, экономического развития, занятости, иногда религии. (McQuail, 1987).

Такая концепция по сути утверждает статус-кво медиа, не давая однозначного ответа на вопрос, позитивно или негативно влияют СМИ на аудиторию. Изучались скорость распространения информации, пути наиболее эффективной трансляции информации, барьеры в коммуникации, обусловленные статусом, возрастом, уровнем образования, степенью использования СМИ для получения информации.

Теория диффузии (распространения) инноваций разрабатывалась с 1962 года Э. Роджерсом. Анализируя большой поток эмпирических данных, он пришел к выводу, что процесс принятия новых идей, персонажей, товаров включает в себя шесть стадий: внимание, интерес, оценка, проверка, принятие, подтверждение. Хотя о любой инновации узнает достаточно большое число людей, только незначительная их часть берет ее себе на вооружение (2,5%). Это инноваторы, готовые расширить круг своих знакомств, рискнуть, научиться чему-то новому. За ними следуют ранние адепты (уже 13,5%), люди прогрессивные, но осторожные; своим авторитетом они готовы убедить остальных взять на вооружение полезные идеи, действия, вещи. За ними может последовать раннее большинство (34%)), и если это произойдет, то цифры достигнут среднестатистического значения. Только после этого отношение к новшеству может поменять остальная часть населения, поздние адепты (16%). Это консерваторы, с недоверием относящиеся к рекламе, и часто отказывающие себе в знакомстве с новым, опасаясь увеличения статьи расходов. Считается, что инновация прижилась, если ее поддерживает от 6 до 16% (Rogers, 1983). Согласно концепции Роджерса, медиа влияют только на первый авангардный отряд пользователей, а остальные уже «заражаются» от них. Объектом новаций должны стать агенты изменений, а телевидение - местом обсуждений новых способов потребления продуктов рынка. Достоинство теории диффузии инноваций в том, что она опиралась на огромное количество исследований и позволяла быстро просчитать эффект рекламных мероприятий. Исследователи постоянно обнаруживают эффекты вторичного влияния ранних адептов на свое окружение, потому что каждый раз, когда новичок испытывает проблему выбора чего-то малоизвестного, он пытается вести себя разумно и обращается за советом к авторитетам.

Влияние телевидения на детское развитие

В своей работе «Массовая коммуникация и общение» Н.Н. Богомолова (1988) выделила и систематизировала различия опосредствованного и межличностного общения (см. табл.). Указанные в таблице различия редко встречаются в чистом виде на практике. Между указанными видами общения существуют много промежуточных форм.

Эффекты опосредованной коммуникации некоторое время изучались в Институте психологии РАН, где разрабатывалась теория общения Б.Ф. Ломова (В.А. Кольцова, А.В. Беляева, Е.А. Самойленко и др.).

Основанием для анализа процессов массовой коммуникации, к которым относили кино и позже телевидение, послужил структуралистский подход, теория речевого акта Р. Якобсона, известная в психологии как S-0-S система отношений субъекта. Телевидение рассматривается как специфический, опосредствованный тип общения (Б. Д. Парыгин, В.Н. Мясищев, Б.Ф.Ломов, Л.В. Матвеева).

Л.В. Матвеева в своей книге «Психология телевизионной коммуникация» (Матвеева, 2004) предложила оригинальную модель структуры коммуникативного акта. Основными категориями анализа были выбраны личностные особенности субъетов информационной деятельности; взаимодействие индивидуального и коллективного сознания; смысловые схемы, представленные в образах сообщений; категориальная структура восприятия образов партнеров по общению и коммуникативных сообщений; феномен популярности как феномен публичного «значимого другого»; мотивация обращения индивида к телеобщению.

В отечественной науке это первый подход, при котором коммуникативное опосредствованное взаимодействие становится объектом комплексного общепсихологического анализа на всех этапах: на этапе формирования коммуникативной корпорацией телевизионного сообщения выявляются уровни опосредствования содержания, формы и смыслового контекста (дискурса) сообщения разными структурными составляющими самой корпорации, особенности образной регуляции процесса порождения телевизионного сообщения и личностные особенности коммуникаторы как факторы, влияющие на форму коммуникативного контакта с партнером по общению; - на этапе восприятия коммуникативного сообщения выявляется категориальная структура восприятия сообщения и представленность в сознании образов «идеального коммуникатора» и «идеального телесообщения». Проводится сравнительный анализ категориальной структуры восприятия телесообщений у авторов и зрителей как партнеров по общению (на пример телепередач). На основе сопоставления образов различного типа телепередач выявляется специфика идентификации понятия «профессионализм» в зависимости от типа телепередачи; - на этапе анализа телевизионной аудитории как партнера по общению выявлены особенности восприятия телеведущего как представителя коммуникативной корпорации, с которым реально зритель вступает в коммуникативный контакт. Исследуется феномен популярности телевизионных ведущих.

По мнению Матвеевой, структуру процессов общения в телекоммуникации можно представить как трехуровневую систему взаимодействия индивидуального и коллективного сознания, напоминающую вложенных друг в друга «матрешек», каждая из которых состоит из двух половинок. Согласно современным представлениям о структуре сознания (Асмолов, 1996; Братусь, 1994; Леонтьев А.Н.. 1997; Петренко, 1988; Субботский, 1999), можно выделить три иерархических уровня.

На первом уровне (который может быть назван надсознательным или уровнем менталитета) взаимодействуют: А) социальный заказчик коммуникативного взаимодействия с его представлениями о зрительской аудитории как партнере по общению ( в данном случае, о состоянии общественного мнения по тому или иному вопросу), о характере изменения в партнере в результате взаимодействия (цель взаимодействия) и коммуникативная корпорация, с помощью которой могут быть достигнуты желаемые изменение (особенности телевидения как общественного института по созданию телепродукции); Б) общность зрителей как коллективный партнер по коммуникации со своей объективной потребностью к определенного рода информации, а также с потенциальной готовностью к изменениям, которые планируются в процессе взаимодействия с телевидением (в частности, коммуникативного опыта аудитории).

На этом уровне взаимодействия (уровне квазиреальности социального взаимодействия) формулируются основные направления, по которым на следующих уровнях будет осуществляться так называемое конструирование социальной реальности, а также задается смысловая структура коммуникативного сообщения. Выбираются культурные и социальные «фреймы», которые служат для идентификации и классификации информации. Этот уровень взаимодействия традиционно является предметом изучения социологов, политологов, культурологов и журналистов.

На втором уровне (уровне квазиреальности реконструкции образа партнера по общению) во взаимодействие вступают: А) творческий коллектив коммуникативной корпорации со своим групповым образом «Я», представлениями о целевой аудитории, интенциями, групповыми установками и «идеальным» образом коммуникативного сообщения, включающим систему значений, смысловые схемы и последовательность межмодальных чувственных образов

Потенциал отечественных теорий развития в создании новых детских программ

Общероссийский телеканал для детей и юношества «Карусель» начал свое вещание 27 декабря 2010 года. Созданная путем слияния телеканалов «Теленяня» (производство «Первого канала») и «Бибигон» («ВГТРК») «Карусель» унаследовала созданные и закупленные ими передачи для детей. Это позволило новому каналу изначально решить проблему соотношения программ отечественного и зарубежного производства: практически все познавательные и обучающие программы созданы на телестудиях «Первого канала» и «ВГТРК». Однако развлекательное направление на телеканале по-прежнему отдано на откуп зарубежным передачам. Так, из 20 сериалов, указанных в сетке телеканала, только 5 российского производства. В анимационном сегменте продукты иностранных телестудий доминируют тотально: из 59 мультфильмов и мультсериалов, только 10 были созданы российскими аниматорами.

Среди критериев оценки качества детских программ преобладают количественные показатели - рейтинг программ и их доля в общем объеме телевещания. Согласно правилам лицензирования телевидения доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7-10% от эфирного времени. Необходимость в квотах вызвана тем, что центральные каналы избегают показа программ для детей по коммерческим причинам: во время показа детских программ запрещена реклама. Анализ реальной доли программ для детей в сетке центральных каналов показывает, что она стремительно сокращается, формально покрывается за счет ночных и утренних показов мультфильмов, или программ семейного просмотра (сериалов, ток-шоу, документальных фильмов), рассчитанных на взрослую аудиторию.

По нашим данным на сентябрь 2012 года, доля специальных детских программ на ОРТ составила 0, 49 %, РТР - 0, 79 %, НТВ - 0%, ТВЦ - 4, 2 %, Культура - 5%. Активно борются за подрастающих зрителей каналы развлекательного направления: Перец - 9, 1 %, ТВ-3 - 8, 8 %, ТНТ - 8, 6 %, СТС - 24 %. Но помимо общей доли детских программ в сетке вещания (количественный показатель, который соотносится с квотой) нас интересует содержание программ.

Гипотеза исследования на этом этапе состояла в том, что быстро формирующиеся детские каналы в образовательном секторе будут отражать особенности образовательной традиции, а именно: акцент в нашей системе образования делается на познавательное, а не личностное развитие.

Среди программ, как следствие, будут преобладать программы познавательного характера, стимулирующие эрудицию (викторины, конкурсы, познавательные путешествия и пр.). Мало представлены будут программы социализирующего характера, направленные на формирование навыков поведения в типичных, но новых для зрителей, социальных ситуациях.

Эта традиция не отражает актуальное состояние детства в России, когда появилось много новых проблем: социально-экономическое расслоение, бедность, теракты, угроза безопасности, этническое и культурное разнообразие. А значит, социализация детей предполагает формирование новых навыков и понятий, тех, которыми не обладают даже родители. Телевидение могло бы здесь выполнить компенсаторную роль института дополнительного образования и воспитания, помочь современному родителю приготовить детей к усложнившейся и ускорившейся взрослой жизни.

Для экспертной оценки сетки вещания федерального детского канала мы привлекли 11 экспертов, специалистов по детскому развитию (психологи, педагоги, дефектологи и т.д.).

Все телепрограммы, транслируемые на канале, в сентябре 2012 года были разделены на три группы, в зависимости от их основной функции: развлекательные, познавательные, социализирующие.

В группу развлекательных программ были отнесены мультфильмы и сериалы для детей и подростков, не заявляющих своей основной целью обучение зрителя каким-либо конкретным навыкам и способам взаимодействия с социальным окружением.

Под познавательными программами мы выделяли все передачи, повышающие уровень знаний об окружающем мире (конкурсы, викторины, циклы программ о животных, и т.д.), а также обучающие базовым дисциплинам школьной программы (чтение, иностранный язык, рисование и т.д.).

К социализирующим программам мы отнесли только те, которые своей задачей ставили знакомство зрителя с базовыми ситуациями взаимодействия с другими людьми (умение налаживать контакт с другими детьми и взрослыми, принимать участие в «социальных играх», техника безопасности). Другая группа экспертов указала, что добавление этих передач в раздел познавательных было бы редуцированием функций этих фильмов до мнемоник, позволяющих лучше запоминать и усваивать школьную программу по литературе. Таким образом, не освещаются показываемые на экране так называемые «вечные вопросы» (смерть и любовь, деньги и счастье, и т.д.). На наш взгляд, чтобы причислить эти фильмы к одной из выделенных нами типов передач, необходимо дополнительное исследование.

В это разделение не попали экранизации классики литературы. Им уделялось около 14% эфира. Экспертный опрос не позволил однозначно причислить эти программы ни к познавательным, ни к социализирующим программам. Часть опрошенных нами специалистов указали на то, что реальность, показанная на экране, отличается от современной, что не позволяет зрителю проводить параллели между способами взаимодействия с социальным окружением. Следовательно, эти программы нельзя с полной уверенностью отнести к социализирующим.

Мы просили их отнести каждую из программ из обычной сетки вещания федерального детского канала «Карусель», представленной в обычной программе передач, к трем категориям: познавательные, развлекательные, социализирующие программы. Мы также просили их определить, на какую возрастную группу рассчитана та или иная программа. Предлагалось три возрастных периода (3-7 лет; 7-12 лет; 12-16 лет). Именно они чаще всего используются организаторами детского телепроизводства, и относительно соответствуют возрастной периодизации, принятой в психологии.

После классификации программ экспертами, на основании

большинства мнений, мы относили их к одной из девяти групп. Простой частотный анализ позволил нам выявить долю программ познавательного и социализирующего характера. Результаты частотного анализа показаны в таблице.

При заказе программ, как показывают экспертные оценки, учитываются возможности самой студии, и их предложения. Но в том-то и дело, что студии «не видят» сетки вещания в целом и планы друг друга.

Проведенный нами экспертный анализ сетки вещания и содержания программ телеканала «Карусель» показал, что телевидение для детей по своему жанровому разнообразию, информационной насыщенности, сюжетам, персонажам отражает особенности национального воспитания и образования, государственной политики в области детства в текущий период. Большое внимание всегда уделялось познавательному развитию детей. Самыми популярными жанрами до сих пор остаются конкурсы и викторины. Программы содержат большое количество негативных стереотипов, возрастные особенности аудитории учитываются интуитивно.

Анализ сформированности понятий об усыновлении и инвалидности до показа сюжетов

Начиная с 1996 года, Улица Сезам - детская передача, созданная по модели Sesame Street в России, с успехом провела три телесезона. Образовательный план передачи разрабатывается российскими педагогами и психологами с учетом насущных потребностей российских детей. В подготовке к четвертому сезону, важные шаги были предприняты для того, чтобы наше знание о нуждах и потребностях российских дошкольников было актуальным. В июне 2004 года психолог-исследователь Анна Мирная (консультант по образованию Sesame Workshop) провела серию интервью со специалистами, которые работают с дошкольниками и младшими школьниками в различных регионах страны, спрашивая их о чем нужно говорить с детьми в рамках хорошей образовательной программы. Результаты этого опроса показали, что насущные потребности российских детей во многом обусловлены критическими изменениями, произошедшими в российском обществе за последние десять лет.

Далее, было решено изучить основные темы выявленные в опросе на более глубоком уровне. Психолог-исследователь Анна Мирная ( США) представила в Sesame Workshop исследования по темам Здоровье и Безопасность и Дети в условиях Культурного и Социального Разнообразия, в то время как проф. Владимир Кудрявцев (Институт психологии им. Л.С.Выготского РГГУ) представил работу на тему Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание дошкольников. Все три работы были представлены для обсуждения на семинаре по исследованиям Улицы

Сезам, проведенном в Москве в Апреле 2005 года. Этот семинар собрал специалистов в области образования, психологов, педиатров, представителей управления образования, а также продюсеров, менеджеров и спонсоров передачи для обсуждения актуальности и значимости предложенных тем для юных россиян.

Результатом семинара явился набор практических рекомендаций для разработки учебного плана программы в четвертом сезоне. Обучение в передаче рассматривается в широком смысле и включает в себя задачи воспитания и общего развития детей. Юные зрители Улицы Сезам будут учиться не только буквам и цифрам, логике и творческому мышлению. Они также узнают как стать другом, как заботиться о других и как делиться игрушками, как управлять эмоциями и как действовать в ситуации конфликта. В веселой и увлекательной форме дошкольникам будет подана необходимая им информация о важности здоровой еды, физической активности, гигиены, о профилактике безопасности.

В передаче дети будут знакомиться с искусством и культурой Российской Федерации а также видеть фрагменты из жизни детей живущих в других странах. Веселые и смешные персонажи Улицы Сезам будут ненавязчиво, но убедительно учить ребенка уважать того, кто на него не похож - детей другой национальности или религии, детей- инвалидов, сирот, мигрантов или детей из очень бедных и очень богатых семей. Программа ставит одной из важнейших целей воспитание у детей толерантности к различиям, столь необходимой сегодня в российском обществе.

Учебный план Улицы Сезам является основой для разработки содержания и производства передачи, обеспечивая реализацию сформулированных образовательных целей в четвертом сезоне телепрограммы.

Структура учебного плана:

Учебный план состоит из трех основных частей, посвященных когнитивному, социальному и физическому развитию ребенка. Каждая часть в свою очередь разбита на тематические секции, в которых предложены конкретные учебные цели а также даны объяснения и примеры для сценаристов и продюсеров программы.

В этой части предложены образовательные цели направленные на интеллектуальное и эстетическое развитие детей. В частности обсуждается развитие восприятия и логического мышления, развитие навыков чтения и счета, творческое мышление и эстетическое воспитание. Предполагается, что работа в направлении интеллектуального и эстетического развития будет тесно связанна с работой над социальным и физическим развитием ребенка, конкретные цели которых представлены в следующих частях учебного плана.

Основная задача поставленная в этой части учебного плана заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать себя человеком живущим с другими людьми -членом общества. Образовательные цели включают в себя поддержку развития самосознания ребенка и помощь в узнавании и регуляции собственных эмоций, в частности работу с конфликтными ситуациями и негативными эмоциями. В то же время, тема развития в обществе предполагает ознакомление ребенка с правилами общения и введение представлений о различных структурах общества и разнообразии общественной жизни современной России. В теме разнообразие предполагается образовательный фокус на формирование установок толерантности и уважения к различиям.

В этой части учебного плана поставлены образовательные цели направленные на поддержку здоровья и безопасности ребенка. Основная идея здесь заключается в том, чтобы помочь дошкольникам взять курс на здоровый образ жизни и, в обстановке постоянного снижения уровня безопасности современной жизни, выработать привычки бережного отношения к своей жизни и здоровью. Задачи поддержки физического развития, поставленные в этой части, также могут и должны быть решены в тесной связи с образовательными целями направленными на интеллектуальное и социальное развитие ребенка.

Похожие диссертации на Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения