Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этапы развития "Я-образа" личности в процессе музыкальной деятельности : на примере студентов музыкальных учебных заведений Петенева Евгения Сергеевна

Этапы развития
<
Этапы развития Этапы развития Этапы развития Этапы развития Этапы развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петенева Евгения Сергеевна. Этапы развития "Я-образа" личности в процессе музыкальной деятельности : на примере студентов музыкальных учебных заведений : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Петенева Евгения Сергеевна; [Место защиты: Новосиб. гос. пед. ун-т].- Новосибирск, 2009.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/84

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. «Я-образ» личности музыканта как психологическая категория 13

1.1. Место «Я-образа» в структуре личности 16

1.2. Переживание как интегрирующий фактор развития «Я-образа» личности в контексте музыкальной деятельности 33

1.3. Психологические особенности «Я-образа» личности музыканта 60

ГЛАВА 2. Психологические закономерности развития «Я-образа» личности в процессе музыкальной деятельности 75

2.1. Этапы развития «Я-образа» личности студента-музыканта 75

2.2. Влияние социокультурного контекста на развитие «Я-образа» студента-музыканта 82

2.3. Особенности процесса самоактуализации студентов- музыкантов 95

ГЛАВА 3. Эмпирическое изучение этапов развития «Я-образа» личности музыканта 104

3.1. .Методы исследования развития «Я-образа» личности музыканта 107

3.2. Изучение развития «Я-образа» личности студентов-музыкантов с помощью методики незаконченных предложений 119

3.3. Исследование развития «Я-образа» личности студента-музыканта на этапах профессиональной подготовки и развития профессионала 133

Заключение 172

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современном социокультурном пространстве с его тотальной информатизацией, доминированием массовой культуры, направленной на формирование «массового сознания» возникла угроза деформации личности, невозможность полноценной реализации индивидуального в человеке. Наблюдается противоречие между стремлением, направленностью личности к творчеству и невозможностью полноценной творческой реализации в условиях современного социума.

Музыкальному искусству всегда принадлежала особая роль в жизни общества. Неоднократно подчёркивалось воспитательное воздействие музыки на человека. Ещё пифагорейцы понимали музыку как становление, она отражает движение вещей от хаоса к порядку, а, следовательно, способствует формированию человеческого характера. Безусловно, музыка способна оказывать глубокое влияние на формирование и развитие личности, целостной структуры сознания. Как известно, развитие личности происходит в деятельности, определяющей психологический облик личности. Процесс личностного роста неразрывно связан с накоплением опыта, знаний, с одной стороны, с другой стороны, он также связан и с непрерывным процессом самопознания: расширением представлений о себе, развитием «Я-образа».

Следует отметить, что музыкальная деятельность как вид художественной, духовно-практической, творческой деятельности оказывает существенное влияние на развитие «Я-образа» личности музыканта. В процессе развития потребностно - мотивационной сферы личности, человек приобщается к огромному пласту духовной культуры. Для успешного осуществления музыкальной деятельности требуются профессионально важные качества, наличие которых и их оценка влияют на идентификацию личности с профессией музыканта.

Процесс изучения литературы по избранной тематике показал, что, как правило, предметом музыкально-психологических исследований становятся:

психические процессы: Е. В. Назайкинский (1972), В. В. Медушевский (1976), В. М. Авдеев (1982), А. Л. Готсдинер (1989), О. В. Назайкинская (1992), А. В. Торопова (1995);

музыкальные способности и проблемы их развития: Б. М. Теплов (1947), И. П. Гейнрихс (1978), К. В. Тарасова (1988), С. Д. Юдина (1996), М. С. Старчеус (2003), М. Т. Таллибулина (2003), Д. К. Кирнарская (2004), Е. В. Могилина (2005);

- процессы музыкальной деятельности и развитие личности: В. Г.
Ражников (1973), Г. М. Цыпин (1975), Ю. А. Цагарелли (1989), Л. Л. Бочкарев
(1997), Н. Л. Нагибина (2002);

- подходы к развитию личности средствами музыкального искусства: В. М.
Подуровский, Н. В. Суслова (2001), Н. П. Коляденко (2003), В. Г. Ражников
(2004), М. А. Крафт (2005).

С развитием музыкальной психологии и проблемами, поставленными ею, особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к формированию личности молодого музыканта (Тарасов Г. С, 1994). Однако большинство музыковедческих и музыкально-психологических исследований посвящено личности зрелых художников-мастеров, которых мы считаем воплощением духа музыкального искусства, а их духовный фундамент закладывался в иную эпоху. Учитывая современные реалии, мы можем утверждать, что в настоящее время становление юного музыканта происходит в сложных и противоречивых условиях. Изменились представления о профессии музыканта в её «высоком» значении. Влияние шоу-бизнеса, законов коммерции ведёт к возрастанию роли музыки в её развлекательном значении. Происходящие социокультурные процессы оказывают существенное влияние на становление «Я-образа» молодых музыкантов.

Актуальность исследования проблем, связанных с изучением различных аспектов «Я-образа» подтверждается и тем, что за последние пять лет появились работы, в которых «Я-концепция», «Я-образ» становятся ключевыми: Ф. К. Свободный (2003), С. В. Малышева (2003), М. А. Василец (2004), О. В. Дутчина (2004), Н. А. Костина (2005). Вместе с тем «Я-образ» личности музыканта не становился предметом специального исследования. Образу Я личности посвящены два небольших параграфа в учебном пособии «Психология музыкальной деятельности: теория и практика» под редакцией Г. М. Цыпина (2003). Исследованию динамики ценностной структуры и образа Я в процессе становления социальной идентичности членов субкультурной группы КСП (клуб самодеятельной песни) посвящена работа О. И. Старичковой (2005).

Следует отметить, что изучение «Я-образа» личности позволит в дальнейшем определить направления её самосовершенствования, поможет скорректировать представления, действия, и главное - повысит психологическую культуру личности. В современных условиях, когда резко возросло количество факторов, негативно влияющих на становление «Я-образа» личности музыканта, необходимо быть готовым к анализу, рефлексии, противостоянию влиянию негативных факторов и раскрытию творческого потенциала.

Представление о «Я-образе» студента-музыканта, особенностях его формирования повысят психологическую информированность педагогов-музыкантов, а, следовательно, позволят выбирать верную стратегию взаимодействия со студентом. И, наконец, важно помнить, что музыкальная деятельность не должна работать на создание отрицательного «Я-образа» личности студента, поэтому необходимо изучать факторы, влияющие на его развитие.

Цель диссертационного исследования заключается в рассмотрении психологических особенностей «Я-образа» личности в процессе музыкальной деятельности на примере студентов музыкальных учебных заведений.

Объектом исследования является «Я-образ» личности.

Предметом исследования являются этапы развития «Я-образа» личности в процессе музыкальной деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что «Я-образ» личности студента-музыканта обладает специфическими особенностями, порождаемыми музыкальной деятельностью и испытывает влияние социокультурных условий. Гипотеза содержит несколько допущений:

І.По отношению к музыкальной деятельности и профессии музыканта существуют различные психологические уровни развития «Я-образа» студента-музыканта.

2.В структуре «Я-образа» личности студента-музыканта существуют компоненты, определяющие высокую степень интеграции по отношению к профессии музыканта.

  1. В зависимости от этапа профессионального развития личности студента-музыканта степень интегрированности «Я-образа» определяется различными компонентами.

  2. Развитие «Я-образа» личности студента-музыканта на разных этапах определяется действием различных факторов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Определить теоретические подходы к изучению личности музыканта.

  2. Рассмотреть категорию «Я-образ» и разработать модель ее изучения.

  3. Показать влияние социокультурных условий на развитие «Я-образа» личности в процессе музыкальной деятельности.

4.Выявить этапы развития, психологические уровни развития, компоненты, ведущие к интеграции, а также факторы, влияющие на развитие «Я-образа» личности студента-музыканта.

Методологическую основу исследования составили:

системный подход, рассматривающий личность как систему в различных исследовательских ракурсах (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, А. Г. Асмолов, Э. А. Голубева, Г. Крайг, Э. Эриксон);

деятельностный подход, представленный в трудах Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева;

культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и развитие его идей в трудах В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова, Г. А. Цукерман;

Теоретическую основу исследования составили:

исследования В. В. Сталина, И. С. Кона, А. Г. Асмолова, В. И. Слободчикова, У. Джемса, Р. Бернса, К. Роджерса по проблемам самосознания личности и её «Я-образа»;

работы А. Маслоу, К. Роджерса по проблемам самоактуализации личности;

- теоретические представления о диалоге в работах М. М Бахтина, Т. А.
Флоренской;

- музыкально-психологические исследования Л. Л. Бочкарёва, А.Л.
Готсдинера, Д. К. Кирнарской, В. И. Петрушина, В. Г. Ражникова, Ю. А.
Цагарелли, Г. М. Цыпина.

Методы исследования: Теоретические методы, включающие анализ психологической, педагогической и музыкально-психологической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы, включающие наблюдение, метод беседы, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент. Методы математической обработки полученных данных (корреляционный и факторный анализ). Сравнительный анализ.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлены выбором надёжных и валидных методик, адекватных предмету изучения, надёжными стратегиями формирования репрезентативной выборки испытуемых, использованием методов математической обработки полученных данных с помощью компьютерной программы Statistica 6.

Организация, база и этапы исследования. Базой исследования явились Новосибирский музыкальный колледж имени А. Ф. Мурова (НМК), Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) (НСМШ), Новосибирская государственная консерватория (академия) им М. И. Глинки (НТК). В исследовании приняли участие 120 студентов 3-го курса НМК и 100 студентов 2-го курса НТК.

Диссертационное исследование проходило в три этапа с 2001 по 2006 г. На первом этапе (2001-2004 гг.) проводилось пилотажное исследование и систематизация теоретического материала. На втором этапе проводился констатирующий эксперимент (2004-2005 гг.), в котором участвовали 52 студента Новосибирского музыкального колледжа (НМК) и 61 студент Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И.Глинки (НТК). На третьем этапе производилась обработка полученных данных, их описание, интерпретация (2006 г.).

Основные результаты, полученные соискателем лично, их научная новизна.

  1. Обобщены и проанализированы психологические подходы к изучению личности музыканта. Выявлены следующие аспекты: личность и музыкальная деятельность, личность музыканта и культура, личность музыканта и самоактуализация, музыкант как творческая индивидуальность. Необходимость комплексного подхода в изучении выражается в том, что как творческая индивидуальность личность музыканта предстает носителем неповторимого комплекса свойств, а музыкальная деятельность является специфической средой, в которой происходит его становление и приобщение к достижениям музыкальной культуры. Процесс самоактуализации, в который включается личность музыканта, неразрывно связан с процессами самосовершенствования и самопознания, а, значит, происходит развитие «Я-образа».

  2. На теоретическом уровне впервые систематизированы представления о «Я-образе» музыканта в контексте отношения к музыкальной деятельности и профессии. Предлагается его описание через личностные представления, мотивы и потребности, самооценку, самоотношение и отношение к музыкальной деятельности. «Я-образ» зрелого мастера-музыканта отличается интегрированностью (музыкальная деятельность занимает центральное место в жизни), высокой степенью осознанности, что выражается в знании

индивидуально-психологических качеств, в тяготении к определенному стилю, композитору. Представления о себе сопряжены с философскими размышлениями относительно музыкального искусства, профессии музыканта, раскрытия замысла композитора.

  1. Показано влияние социокультурных условий на развитие «Я-образа» личности студента в процессе музыкальной деятельности, которое проявляется в психологическом прессинге: в ходе осуществления профессионального выбора студента преобладают внутренние мотивы, связанные с интересом к исполнительской деятельности, возможностью самосовершенствования, самореализации. В дальнейшем студенты осознают, что в обществе мало оценивается важность профессии, это влияет на интеграцию «Я-образа», усиливая неудовлетворенность личности в ходе самоопределения.

  2. С помощью методики незаконченных предложений, разработанной для музыкантов, выявлены три уровня развития «Я-образа» по отношению к музыкальной деятельности: высокоинтегрированный, интегрированный и слабоинтегрированный. Высокую степень интеграции «Я-образа» личности в процессе музыкальной деятельности обеспечивают взаимосвязи таких компонентов: отношения к музыкальной деятельности и индивидуально-психологических качеств, уровня притязаний и отношения к сценической деятельности, глобального самоотношения и фактора С («эмоциональная нестабильность - «эмоциональная стабильность»).

5. На этапе профессиональной подготовки на развитие «Я-образа»
личности музыканта оказывают влияние внутренние факторы: «глобальное
самоотношение» поддерживаемое успешной сценической деятельностью,
«самоинтерес», «самооценка музыканта». На этапе развития профессионала в
большей степени играют внешние факторы: «глобальное самоотношение»,
поддерживаемое успешной самореализацией в избранной сфере,
«самопоследовательность», достижение результатов, «социальные контакты».

Теоретическая значимость исследования. Данная работа расширяет представления о психологических особенностях «Я-образа» личности студента-музыканта. Результаты эмпирического исследования позволили выявить инвариантную и вариативную части в структуре «Я-образа» личности в процессе музыкальной деятельности, факторы, влияющие на его развитие, внесли вклад в психологическую теорию личности, обогатили теоретические знания в области общей психологии и музыкальной психологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты показали особенности развития «Я-образа» личности в процессе музыкальной деятельности в современных условиях, это позволяет использовать их в процессе подготовки музыкантов-профессионалов. Психодиагностический инструментарий может быть использован в ходе индивидуального психологического консультирования студента-музыканта. Выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть использованы педагогами-музыкантами, воспитывающими студентов-музыкантов в новых условиях. Занятия по изучению «Я-образа» способствуют

повышению психологической культуры, активизируют процессы самопознания, самопонимания личности.

Апробация и внедрение научных результатов. Основные теоретические и практические положения обсуждались на заседании кафедры общей психологии и истории психологии психологического факультета Новосибирского государственного педагогического университета, аспирантских семинарах при кафедре, на городской, международной конференциях, научно-практическом семинаре, проводившимся в рамках 50-летия Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. Результаты теоретических и эмпирических исследований по проблеме были использованы автором при чтении курса «Основы психологии и педагогики», на курсах повышения квалификации и переподготовки для педагогов-музыкантов г. Новосибирска и области. По теме диссертации опубликовано 6 работ.

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Специфика «Я-образа» личности музыканта обусловлена музыкальной деятельностью, как художественной, духовно-практической, творческой деятельностью, связанной с сочинением, исполнением, восприятием музыки. Наличие профессионально важных качеств, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности и их оценка личностью влияют на развитие «Я-образа». Высокой интеграции «Я-образа» студента-музыканта соответствует идентификация личности с профессией музыканта.

  2. По отношению к музыкальной деятельности на рассматриваемых этапах существует три психологических уровня развития «Я-образа» личности студента-музыканта, отличающиеся степенью интеграции: высокоинтегрированный, интегрированный и слабоинтегрированный. Выявленные уровни присутствуют как на этапе профессиональной подготовки, так и на этапе развития профессионала.

3.«Я-образ» личности студента-музыканта имеет сложную структуру, состоящую из инвариантной и вариативной частей. Инвариантную часть, компоненты которой ведут к интеграции «Я-образа», составляют взаимосвязи следующих компонентов: отношение к музыкальной деятельности и индивидуально-психологические особенности, уровень притязаний и отношение к сценической деятельности, глобальное самоотношение и фактор С («эмоциональная нестабильность» - «эмоциональная стабильность»). 4. В структуре «Я-образа» студента-музыканта существует вариативная часть, которая проявляется в различии компонентов, ведущих к интеграции «Я-образа» в зависимости от этапа профессиональной подготовки или этапа развития профессионала.

5.Развитие «Я-образа» личности студента-музыканта на этапе профессиональной подготовки определяется внутренними факторами (глобальное самоотношение, поддерживаемое успешной сценической деятельностью, самоинтерес, положительное эмоциональное состояние, индивидуальные особенности исполнителя и самооценка музыканта, на этапе развития профессионала - внешними (глобальное самоотношение,

поддерживаемое успешной самореализацией в избранной сфере, самопоследователыгость, индивидуальные особенности, нормативность поведения, социальные контакты).

Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения, библиографического списка, 6 приложений. Общий объём диссертации составляет 182 страницы. Работа содержит 6 таблиц, 4 рисунка. Библиографический список содержит 121 наименование источников отечественных и зарубежных авторов.

Переживание как интегрирующий фактор развития «Я-образа» личности в контексте музыкальной деятельности

Проблема изучения «Я-образа» личности относится к одной , из актуальных проблем современной психологической науки. Так, в пользу того, что «Я» личности является одной из самых изучаемых проблем психологии, свидетельствует тот факт, что количество публикаций только в американской периодике, в которых встречается термин «я»; возросло за период с 1970 года по 1999 год в 6 раз [65, с.49].

Поиски ответа на вопрос «Кто Я?» относятся к специфической области человеческой психики - самосознанию. Проблема самосознания изучалась С. Л. Рубинштейном (1940), Э. Эриксоном (1963), И. И. Чесноковой (1977), В. В. Сталиным (1983), И. С. Коном (1984), Моросановой В.И., Ароновой Е.А. (2007) и др.

С. Л. Рубинштейн считал, что сознание себя как «я» является результатом развития, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности. История развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями её жизненного пути. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Следующий этап — начало ходьбы, самостоятельного передвижения. Меняются взаимоотношения с окружающими, и через познание других людей происходит познание собственного «я». Другим существенным звеном в становлении самосознания является овладение речью, поскольку ребёнок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через других людей воздействовать на мир. Однако всё происходящее является лишь фундаментом, создающим основу личности, самостоятельность не ограничивается способностью выполнять задания, необходима большая внутренняя работа, предполагающая умение самостоятельно мыслить. Эта работа совершается лишь у подростка, юноши, поскольку на данном этапе формируется критическое мышление, мировоззрение. «Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней — от наивного неведения в отношении самого себя ко всё более углублённому самопознанию» [101, с.637]. Следует отметить, что в процессе развития самосознания у подростка происходит перенос центра тяжести от внешней стороны личности к её внутренней.

Для дальнейшего, более пристального изучения особенностей развития самосознания у подростков и юношества обратимся к исследованиям в области психологии субъективной реальности (Слободчиков В. И., Исаев Е. И., 2000). Авторы также подчёркивают, что, существенный сдвиг в развитии самосознания происходит именно в подростковом возрасте. Именно подростков отличает острая потребность в познании себя: «Открытие собственного Я, поиск своего места в системе человеческих отношений, ощущение себя автором и творцом собственной биографии — событие, открывающее кризис отрочества» [106, с. 299]. Главными вопросами для подростка становятся: «Какой Я?», «Что я из себя представляю?». В юношеском возрасте основной задачей является самоопределение - социальное, личностное, профессиональное. Главным приобретением ранней юности является открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и уникальности. Изменившееся отношение к себе, осознание своей особенности сочетается с интересом к себе, со стремлением к самопознанию. В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом - кризисом смысла жизни. «Психологической основой кризиса является сравнение идеального Я с реальным. Но идеальное Я ещё не выверено и может быть случайным, а реальное Я полностью не оценено самой личностью. Единственное средство снять это противоречие — творчески-преобразующая деятельность, в ходе которой субъект меняет как самого себя, так и окружающий мир» [106, с. 326].

Следует упомянуть о понятии идентичность, ставшем ключевым в теории американского психолога Э. Эриксона. Под идентичностью понимается тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе её развития. По Э. Эриксону формирование идентичности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит восемь стадий. Отметим, что по данной периодизации участники нашего исследования находятся на стадии отрочества (11-20 лет) и частично молодости (21-25 лет). На этапе отрочества перед индивидом выдвигается задача первого целостного осознания себя и своего места в мире. Отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного Я («диффузия личности» «спутанная идентичность»). Перед подростком стоит задача объединения на новом уровне всего того, что он знает о себе, о своих социальных ролях, в нечто целое и спроецировать это представление на будущее («Кто Я?», «Каковы мои убеждения, взгляды, позиции?»).

И.И. Чеснокова (1977) утверждает проблему самосознания как одну из центральных наряду с другими проблемами психологической науки. По мнению исследователя, одним из исходных, методологически важных вопросов при анализе проблемы самосознания является выяснение соотношения сознания и самосознания. Самосознание возникает онтогенетически, несколько позже сознания, но это не дает основание утверждать, что оно является высшим уровнем сознания. ... несмотря на общность генетической природы, на неразрывную взаимосвязь в процессе становления, сознание и самосознание имеют своеобразные «уровни», линии развития, которые «разводят» эти явления психики» [129, с. 29]. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то «объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект» [129, с. 29]. И.И. Чеснокова считает, что самосознание представляет собой «сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных «образов» самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование — в представление, а затем в

Психологические особенности «Я-образа» личности музыканта

Психологические особенности «Я-образа» музыканта не становились предметом специального исследования. Следует отметить, что за последние пять лет появились работы, в которых рассматриваются «Я-образ», «Я-концепция» представителей других профессиональных областей [26, 40, 66, 103, 105].

Материал для изучения психологических особенностей «Я-образа» музыканта составили следующие источники: искусствоведческие работы, музыкально-психологические исследования, в которых данный аспект получает краткое освещение в связи с другими проблемами [12, 43]. И, наконец, работы в жанре «Бесед...» и интервью с композиторами, исполнителями, создающие благодатную почву для изучения данного аспекта [29,125]. Рассмотрим последовательно данные источники.

Личность художника неоднократно становилась предметом исследования в искусствоведческой литературе. Так, Е. Я. Басин (1985) анализирует преобразования, которые совершаются в психологической организации личности художника в процессе художественного творчества. Психологическую организацию художественной личности Е. Я. Басин обозначает термином «творческое "Я"» (или Я-творец). Исследователь выделяет две подсистемы творческой личности, иначе - две разновидности «предмета», в которые вживается художник в оригинальном художественном творчестве. Первая — художническое «Я» — это «всё то содержание психического опыта, все те образы, которые имеются у автора в наличии, в «готовом» виде до того, как начался акт творчества по созданию данного произведения» [12, с. 7]. Отметим, что художники могут вживаться как в «предметы», так и в образы, которые отражают пространственно-временные формы, ритмические структуры. Вторая разновидность — это «всё то, что впервые создаётся в процессе творчества данного произведения, это впервые создаваемый художественный образ на всех стадиях его развития» [12, с. 7]. На основе вживания в этот образ формируется художественное «Я».

В качестве компонентов художнического «Я» выступают «Я-действительность» и «Я-язык», появляющиеся благодаря механизму эмпатии. В процессе взаимодействия этих компонентов «высекается искра художественой идеи, направляющая воображение художника в русло создания определённого замысла («праобраза»), в ходе которого преобразуется образ и действительности, и выбранной жанрово-композиционной формы. Рождается новый образ и новая, уже «речевая» художественная форма» [12, с. 10]. Художник может вживаться в произведения других мастеров, идентифицировать себя с их творческой индивидуальностью, не теряя собственного художественного лица, т. е. обладает способностью формировать в структуре своей личности «Я» другого автора. Е. Я. Басин пишет: «Вступая в диалог с другими произведениями, вживаясь в другие художнические «Я», художник органически синтезирует их в своей личности, всё «переплавляя», в неповторимость собственной индивидуальности» [12, с. 11]. Художническое «Я» может вмещать социальную роль художника, если она внутренне усвоена, она выражает отношение автора к своему профессиональному авторству, личностный смысл. В процессе творчества художник стремится определить адресата и предвосхитить его «ответ» на это высказывание, что предполагает формирование «Я-адресата». «...перед каждым концертом думаешь о том, как бы проникнуть в тайники души того чего-то неопределённого, неизвестного, что ты встретишь в зале и что составляет аудиторию. И когда я вспоминаю концерт, я буквально в отношении каждого места, каждого нюанса могу сказать, какой ход моих мыслей был понят, а какой не дошёл Я всегда ясно это ощущаю и тогда начинаю мучительно думать, анализировать, почему так произошло», — вспоминает выдающийся пианист Григорий Гинзбург [29, с. 121].

Важно отметить, что Е. Я. Басин даёт ключ к одному из вариантов исследования «Я-образа» художника: «На уровне самосознания «Я» автора выступает как «Образ Я», т.е. как образ своего художнического "Я"» [12, с. 12]. Также исследователь показывает, что «Образ Я» и «Я» не совпадают друг с другом даже в том случае, когда художник видит себя максимально близким к «истине», тем более, когда речь идёт о том, каким следует быть, исходя из усвоенных норм и т.д.

Между художническим «Я» и художественным «Я» существует тесная связь и взаимодействие. Художественное «Я» образуется в процессе идентификации с образом и осуществляется только через «погружение» в художественную форму. В самом акте творчества происходит формирование личности автора, при этом прослеживается сходство с создаваемым художественным образом. Поскольку художественный образ является результатом деятельности художественного воображения, то художественное «Я» оказывается воображённым [12, с. 22]. Так как процесс отождествления «Я» и формы с психологической точки зрения представляет собой эмпатию, то «Я» характеризуется как эмпатическое. Е. Я. Басин считает, что эстетическая завершённость субъекта творчества в психологическом аспекте выступает как катарсис, своеобразие которого заключается в том, что он совершается в воображаемом, эмпатическом «Я». Для характеристики психологической организации художественной личности, т. е. художественного «Я» необходимы такие понятия как воображение, эмпатия и катарсис.

Е. Я. Басин рассматривает процесс исполнительского творчества. Исполнитель создаёт художественный вариант на уровне не только идеального образа, но и материального воплощения, причём вариант должен быть художественно значителен и открывать новые грани в художественной ценности оригинала. «Для выполнения этой творческой задачи исполнитель вживается в исполняемое произведение, в результате чего он воссоздаёт художественное «Я» автора и отчасти его художническое «Я», с которыми себя идентифицирует», - пишет Е.Я. Басин [12, с. 30] и далее «творческий компонент художнического «Я» исполнителя определяется его индивидуальностью и временем, в котором он живёт [12, с. 31].

Влияние социокультурного контекста на развитие «Я-образа» студента-музыканта

Представленные выше методики содержали закрытые вопросы, предполагающие известную степень определённости ответов. Однако изучение «Я-образа» творческой личности потребовало от нас привлечение такой методики, которая бы давала возможность появлению более свободного, не программированного ответа и в то же время обеспечивала качественный анализ ответов. На наш взгляд, таким требованиям отвечает методика незаконченных предложений. По аналогии с существующими методиками (например, Д. Сакса) нами была разработана методика незаконченных предложений, позволяющая исследовать особенности «Я-образа» студента-музыканта (приложение 3).

Представленная методика содержит 30 предложений-стимулов, касающихся отношения респондента к различным аспектам музыкальной деятельности. На основе данной методики можно анализировать представления респондента по таким направлениям: - представление о профессии музыканта, её месте в жизни человека и для себя лично, об отношении респондента к концертной деятельности (своей и других), например, «Я думаю, что музыкант не может состояться без таких качеств как...», «Я думаю, что для большинства людей музыка...» (вопросы 1,4,7,10,13,16,19,22,25,28). - музыкальные предпочтения респондента и место музыки в будущем, например, «Среди моих любимых исполнителей...», «В исполнении я ценю...», «В моей будущей жизни музыка...» (вопросы 2,5,8,11,14,17,20,23,26,29). - оценка респондентом собственных способностей, целей, достижений, эмоционального состояния, например, «Для того, чтобы быть музыкантом у меня...», «Я думаю, что мои способности...», «Если бы была такая возможность, то я...» (вопросы 3,6,9,12,15,18,21,24,27,30).

Отметим, что данная методика предназначена, прежде всего, для качественного анализа ответов, поэтому остановимся на принципах работы с данным вопросником. В соответствии с целями и задачами нашего исследования мы остановились на анализе ответов на следующие вопросы: 3 («Если бы представилась возможность начать свой путь заново, я бы ...»), 7 («Я считаю, что профессия музыканта...», 10 («В профессии музыканта меня привлекает...»), 26 («В моей будущей жизни музыка...»). Данная группа ответов показывает степень привлекательности профессии, намечает перспективу дальнейшей работы в этой сфере. В целом характер ответов показывает интеграцию либо конфронтацию респондента с профессией.

Далее мы сопоставляли с ответами на вопросы: 15 («Как правило, цели которые перед собой я ставлю...»), 18 («Я думаю, что мои способности...»), 21 («Мне кажется, что стремление быть первым для меня...»), 30 («За время моих занятий музыкой я ...»). Данная группа ответов позволяет делать выводы о том, как воспринимает себя субъект сквозь призму музыки и музыкальной деятельности. Сопоставление с предыдущими ответами позволило сделать следующие обобщения: оценка себя поддерживает один из вариантов -интеграцию либо конфронтацию респондента с профессией.

Анализ ответов на вопросы: 14 («Когда я выхожу на сцену...»), 22 («Концертные выступления для различных аудиторий...»), 24 («Чаще всего моё эмоциональное состояние...») позволяют подкрепить сделанные обобщения отношением к одной из важнейших составляющих музыкально исполнительской деятельности — сценической деятельности. Можно испытывать глубокую потребность в исполнительской деятельности, оценивать важность музыки в жизни человека, но эстрадный барьер способен оказать влияние на самоотношение, самооценку личности и в дальнейшем снизить привлекательность не только к музыкальной деятельности, но и перенести отрицательную оценку на себя в целом. Поэтому интеграции соответствуют положительный, нередко восторженный отзыв о сценической деятельности, а конфронтации - чувство неуверенности, признание в переживании стресса и непривлекательности выступлений. При анализе ответов мы также учитываем: степень открытости и развёрнутость ответов, так, встречаются афористичные ответы, ответы-размышления; характер высказывания: ответы с юмором, оригинальные, уверенные, ответы с духом противоречия, возвышенно-поэтичные; эмоциональный тон: спокойный, оптимистичный, пессимистичный;

Дополнительную информацию о степени зрелости личности, широте её интересов может дать анализ ответов на вопросы: 1, 2, 5, 10, 12. Оригинальные ответы возможны в 9 вопросе и в интерпретации вопросника в целом. Перейдём к изучению «Я-образа» студента-музыканта, используя данную методику. В ходе исследования были проанализированы ответы 114 респондентов (студентов НМК и НТК).

Изучение развития «Я-образа» личности студентов-музыкантов с помощью методики незаконченных предложений

Анализ позволяет выявить следующие закономерности. На этапе развития профессионала высоким уровнем глобального самоотношения, самоуважения, самопоследовательности, самоинтереса, самоуверенности, обладают студенты, стремящиеся к самостоятельности, независимости, настойчивости, склонные к романтизму и художественному восприятию мира, с развитыми эстетическими интересами, артистичные, уверенные в себе и в своих силах, эмоционально стабильные, работоспособные, собранные, энергичные, с повышенной мотивацией. Соответственно, более низкий уровень самоотношения характерен мягким, уступчивым, скромным, рациональным и логичным, беспокойным, неуверенным в себе, склонным к самобичеванию, чувствительным к одобрению окружающих, эмоционально нестабильным, вялым, апатичным, с низкой мотивацией. Очевидно, что качества студентов с высоким уровнем самоотношения позволяют достигать более высоких результатов, а качества студентов с более низким уровнем самоотношения неизбежно влияют на «Я-образ» личности, её отношение к музыкальной деятельности, усиливая негативные переживания и оценки.

Сравнительный анализ различий в рассматриваемых выборках студентов НМК и НТК позволил сделать следующие выводы:

1. У студентов НМК степень успешности сценического выступления существенно влияет на развитие «Я-образа». Обнаруженные корреляционные зависимости отношения к сценической деятельности с глобальным самоотношением, самоуважением, аутосимпатией, самоуверенностью, самопониманием, фактором Н («робость — смелость») позволили сделать вывод о том, что успешное выступление повышает степень самоотношения, самоуважения, аутосимпатии, самоуверенности, способствуют переживанию положительных эмоций, получения удовлетворения от процесса и результата, всё это ведёт к интеграции «Я-образа».

2. У студентов НТК интеграции «Я-образа» способствует достижение высоких результатов в музыкальной деятельности. Об этом свидетельствуют статистически значимые корреляции уровня притязаний со шкалами отношения со стороны других, самоуверенности, самоинтереса, факторами С («эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность»), Н («робость — смелость»), О («спокойствие — тревожность») и Q4 («расслабленность — напряжённость»). Уровень достижений личности влияет на оценки окружающих, способствует повышению самоинтереса личности.

3. Зависимость шкал «индивидуальные особенности» и фактора -Qi («консерватизм - радикализм») у студентов НМК свидетельствует о том, что более ярко проявляют творческую индивидуальность студенты, мыслящие свободно, готовые к экспериментам, восприимчивые к новым идеям, иначе — готовые к поискам.

4. Появление зависимости шкалы «отношения к музыкальной деятельности» и фактора I («жёсткость — чувствительность») у студентов НТК показывает, что более высоким положительным уровнем отношения к музыкальной деятельности отличаются студенты, склонные к романтизму и художественному восприятию мира, утончённые, впечатлительные, для студентов практичных, рациональных, имеющих низкие оценки по этому фактору, характерны более низкие значения по шкале «отношение».

5. Между выборками студентов НМК и НТК проявились различия в корреляционных зависимостях показателей, полученных с помощью тест-опросника В. В. Столина. У студентов НМК шкалы опросника В. В. Столина коррелируют с факторами А («замкнутость — общительность»),, F («сдержанность - экспрессивность»), Н («робость - смелость»), С («эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность»), М («практичность - мечтательность»), G («низкая нормативность - высокая нормативность поведения»), Q2 («конформизм - нонконформизм») и Qi («консерватизм - радикализм»).

6. У студентов НТК шкалы опросника В. В. Столина коррелируют с факторами Е («подчинённость - доминантность»), I («жёсткость — чувствительность»), О («спокойствие — тревожность»), С («эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»), Q4 («расслабленность — напряжённость»), (МО)-самооценка, N («прямолинейность — дипломатичность»), М («практичность — мечтательность»).

7. Выделены характерологические особенности, способствующие интеграции «Я-образа» на этапе профессиональной подготовки и этапе развития профессионала. На этапе профессиональной подготовки к интеграции «Я-образа» ведут такие качества студента как общительность, открытость, стремление идти в ногу со временем, ориентация на социальное одобрение и социальные контакты, активность, предприимчивость, смелость, готовность к риску, эмоциональная стабильность, ориентация на реальность, практичность, склонность к экспериментам, восприимчивость к переменам, независимость.

На этапе развития профессионала интеграции «Я-образа» способствуют такие характерологические особенности как стремление к самостоятельности, независимость, настойчивость, склонность к романтизму и художественному восприятию мира, развитые эстетические интересы, артистичность, уверенность в себе и в своих силах, эмоциональная стабильность, работоспособность, собранность, энергичность, высокая мотивация. Противоположные личностные качества даже при высоком уровне развития музыкальных способностей ограничивают возможности самореализации личности в избранной сфере. Поэтому необходимость психологического сопровождения музыкальной деятельности очевидна. Таким образом, обнаруженные различия указывают на существование /оіличий в психологическом содержании этапов развития «Я-образа» поскольку выявлены различия в компонентах, ведущие к интеграции «Я-образа» в зависимости от этапа профессиональной подготовки или развития профессионала. Следовательно, помимо инвариантной структуры «Я-образа» личности существует вариативная часть, определяемая этапом развития «Я-образа» личности, внешними и внутренними факторами.

Похожие диссертации на Этапы развития "Я-образа" личности в процессе музыкальной деятельности : на примере студентов музыкальных учебных заведений