Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ Шогенов Ахмед Абдулкеримович

Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ
<
Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шогенов Ахмед Абдулкеримович. Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 1999 189 c. РГБ ОД, 61:99-19/169-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научные основы этнопсихологических исследований. ..14

1.1. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на этнопсихологические явления 14

1.2. Методолого-теоретические основы этнопсихологических исследований 42

1.3. Этническое самосознание как один из компонентов этнической психологии 63

ГЛАВА 2. Программа и методы исследования этнического самосознания 78

2.1. Постановка проблемы и задачи исследования 78

2.2. Организация и методики исследования ..83

ГЛАВА 3. Общее и специфическое в этническом самосознании в дисапорах горских евреев и осетин 121

Заключение 163

Литература 168

Приложение 186

Введение к работе

Национальное самосознание является одним из значимых • признаков народности и одним из существенных факторов, оказывающих воздействие на национальные процессы, обусловливая вектор развития и движения общества, наполняя его содержательными компонентами. Следовательно, уровень самосознания этнических личностей, групп в значительной степени определяет социально-политическую и психологическую атмосферу многонационального общества.

Недооценка национальных факторов развития, характерная для истории Советского государства, привела к тому, что общественная мысль оказалась не в состоянии дать ответы на возникающие сложные вопросы межнациональных отношений, предвидеть возможные коллизии на этнической почве, корректировать и прогнозировать государственную национальную политику в соответствии с требованиями времени и жизни. Содержанием всякой национальной политики должно являться не только и не столько "снятие" уже имеющихся противоречий и негативных явлений, сколько умение их прогнозировать, создавая такие механизмы, которые бы исключали межнациональную напряженность и конфликты.

Развернувшиеся в ряде государств СНГ, в том числе в Российской Федерации, мощные национальные движения обрели неоднозначную этнополитическую и этнокультурную окраску, являясь, с одной стороны, выражением роста этнического самосознания и, с другой, в определенной мере катализатором национального недовольства.

Актуальность темы исследования определяют экономические, социально-политические, культурологические, демографические и другие процессы, происходящие в настоящее время в полиэтническом обществе, обусловленные подъемом национального самосознания всех народов, населяющих Россию.

Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отношений, в которые втягивается и в которых действует человек (В.П. Зинченко, 1991).

Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или осознание самости. Из многочисленных определений самосознания, остановимся на следующем: самосознание есть осознание самого себя, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, т.е. целостная оценка самого себя, своего "Я".

Самосознание носит общественный характер, это мера и исходный пункт отношения человека к самому себе. Самосознание, как осознание себя, осознание своей самости, в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как обобщенная самооценка, как самоконтроль, как самопринятие, как образ "Я".

Сущность самопознания составляет нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание выступает в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знания о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка. Самооценка может быть адекватной (т.е. реальной, объективной) и неадекватной, при чем последняя может быть завышенной или заниженной (В.И. Слабодчиков, Е.В. Исаев, 1995).

Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека, которое проявляется в степени трудностей целей и задач, поставленных перед собой человеком. Таким образом, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношении с другими.

Самее зн«ние «о€ит-общаегв«н«ъ1й х аетерг4юЬ-дшо-ест-ь-Мралї иехедньж-нуншчзтн шешія-ч яовека: Этническое самосознание - есть осознание членами этноса их особого единства и отличия от других общностей.

Разные аспекты "самосознания" разрабатывались и продолжают исследоваться философами, психологами, социологами и педагогами (работы Р. Бернса, В.П. Зинченко, В.П. Иванова, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, М.К. Мамардашвили, Ф.Т. Михайлова, В.В. Столина, З.Фрейда и других ученых).

Всплеск этнического самосознания на современном этапе свидетельствует о его росте как на общесоциальном, так и на личностном уровнях.

Отдельная личность входит в самые разные группы - возрастные, этнические, профессиональные, политические и др. Для понимания поведения людей в группах важно учитывать их объективные представления о самих себе, о своем соответствии группе и ее членов.

Результатом самопознания человека является выработка системы представлений о самом себе или создание "образа Я". Именно "образ Я" определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой взаимоотношений с другими людьми.

Социальная среда, "социальная ситуация развития" (по Л.С. Выготскому), в которой происходит формирование личности, ее самосознание, весьма динамична. Тип развития личности и ее самосознание определяется тем типом группы, в которую она интегрирована. В раннем возрасте - это семья, затем - группы дошкольно го учреждения, начальный класс общеобразовательной школы, где педагог наравне с родителями становится лицом, взаимоотношения с которым определяются совместной деятельностью. В подростковом и юношеском возрасте - это еще и коллективы сверстников. Развитие самосознания -центральный психический процесс переходного периода (И.С. Кон, 1984). Главное психологическое приобретение юности - это открытие своего внутреннего мира, своего "Я", осознание своей неповторимости, уникальности.

Важным компонентом этнического самосознания является самоуважение. Самоуважение - понятие многогранное, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства. Человек с высоким самоуважением верит в себя и в то, что он может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение -предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности.

Процесс самоосознания и самопознания продолжается всю жизнь, но период юности, как стадия жизненного пути, представляется особенно важным, так как в этот период происходит открытие своего внутреннего мира, "своего Я". Но это не только радостное и волнующее событие. Именно в этот возрастной период у молодого поколения возникает много тревожных, драматических переживаний, связанных с тем, что внутреннее "Я" не совпадает с "внешним" поведением. Это несовпадение особенно остро воспринимается на фоне этнических аспектов.

Важной проблемой в данном контексте является ш,тшШтм&сто j рассогласование реального и проективного языкового поведения представителей разных этносов, проживающих в Российской Федерации.

Отсутствие необходимых знаний и понимания, а, следовательно, и невозможность учета этнического самосознания различных этнических групп, составляющих полиэтничность общества, может привести к явлениям нежелательного порядка в регулировании процессов социально-политического и экономического характера.

В Российской Федерации кроме русских, проживает свыше ПО других национальностей, большинство из которых имеют свою этническую территорию. Эти этнические территории, в свою очередь, полиэтничны. Широкое распространение в Российской Федерации имеют такое явление как проживание отдельных этнических групп (диаспор) в иноэтническом окружении.

Изучение специфики этнического самосознания представителей именно этих групп является сегодня актуальным, как для философов и социологов, так и для психологов и педагогов. Такие диаспоры, составляя этническое меньшинство на той или иной территории, имеют основания для возникновения обостренных национальных чувств.

Исследование этнического самосознания, как существенного внутреннего основания развития личности (или групп) на разных этапах жизнедеятельности, является одной из значимых задач психологов. Мы полагаем, что особое внимание следует уделить изучению этносознания молодежи, которая является активным носителем этнических ценностей, определяющих их будущее.

Результаты изучения проблем этнического самосознания, межэтнических и внутриэтнических отношений, положения этнической личности в структуре общества нашли отражение в трудах современных ученых (Ю.В. Бромлей, 1984, Л.Н. Гумилев, 1994, Л.М. Дробижева, 1985, Е.Н. Клементьев, 1991, В.Н. Козлов, 1983, И.С. Кон, 1984, Г.У. Кцоева,

1986, В.П. Левкович, 1983, B.C. Мухина, 1992, Ю.Н. Орлов, 1987, Б.Ф. Поршнев, 1973, Г.В. Старовойтова, 1983, Н.Н. Чеснокова, 1977 и др.).

Кабардино-Балкарская республика, входящая в Российскую Федерацию - полиэтична; в ее составе представители более 100 этносов. Это-кабардинцы, балкарцы, русские, аварцы, ингуши, черкесы, чеченцы, украинцы и другие народы, которые живут в городах и селах республики.

Среди многонационального населения Кабардино-Балкарии особое место занимают представители двух этносов, которые проживают в диаспорах - это горские евреи и осетины. И если этническое самосознание многих народов Кавказа являлось предметом исследований социологов, философов, этнологов и психологов, то самосознание горских евреев и осетин в диаспорах никем и никогда не изучались, что подчеркивает особую актуальность и значимость нашего исследования.

Объект исследования - социально-психологические особенности молодого поколения горских евреев и осетин, проживающих на территории Кабардино-Балкарской республики Российской Федерации.

Предмет исследования - особенности этнического самосознания у горских евреев и осетин и характер их проявления.

Цель исследования - выявить и объяснить основные факторы, детерминирующие проявление общего и особенного в этническом самосознании молодого поколения горских евреев и осетин.

Гипотеза исследования: в этническом самосознании молодежи горских евреев и осетин имеется специфика, обусловленная социально-психологическими, историческими, экономическими, культурными и индивидуально-психологическими особенностями, которые ведут к возникновению психологических барьеров в процессе общения, поведения, взаимоприятия, взаимодействия, нивелированию отдельных компонентов самосознания.

Вскрытие и учет этих особенностей, а также специальная работа, направленная на формирование интереса и позитивного отношения к традиционной культуре, как друг друга, так и других этносов может способствовать эффективному их взаимодействию, взаимовлиянию, взаимоприятию и социальной актуализации этнического самосознания молодежи горских евреев и осетин.

Сформулированные цели исследования и его гипотеза логически определили задачи исследования:

1) обосновать теоретические и методологические основы исследования;

2) провести экспериментальное исследование особенностей этнического самосознания горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах;

3) установить этнодифференцирующие и этноинтегрирующие признаки, определяющие так называемый "национальный характер", образ своего "Я" у исследуемых этносов;

4) доказать, что в этническом самосознании молодежи горских евреев и осетин в диаспорах имеется специфика, обусловленная социально-психологическими и историческими факторами и определяющая особенности их поведения в обществе, детерминируя социально-миграционные процессы;

5) разработать рекомендации по учету результатов исследования в формировании гуманистической личности, осознающей свою уникальность, свои этнические особенности, способной регулировать свое поведение, общение как в полиэтническом, так и внутриэтническом сообществе.

Методологической основой исследования явились труды ученых по проблемам личности и ее развития: философов (А.С. Арсеньева, Э.В.

Ильенкова, М.С. Кагана, Ф.Т. Михайлова, Э.Г. Юдина и др.), психологов (Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.), работы, в которых раскрывается социально-психологическая сущность национальных проблем (труды СМ. Арутюняна, К.А. Абульхановой-Славской, Э.А. Баграмова, Ш.Б. Батырова, Н.В. Бахарева, Ю.В. Бромлея, А.И. Горячевой, Л.Ф. Дашдамирова, Н.Д. Джунусова, О.И. Дреева, И.С. Кона, В.И. Козлова, СИ. Королева, Ш. Ниязалиева, Г.В. Старовойтовой и др.); разработанные основные принципы и методы этнопсихологического исследования (B.C. Агеев, А.О. Бороноева, Л.М. Дробижева, Г.У. Кцоева и др.); идеи ученых о социально-историческом развитии личности через присвоение материальной и духовной культуры, созданной человечеством, через отношение к общности, ценностям ее культуры, языка и т.д.; законодательные акты Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики по национальным проблемам.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: сравнительно-исторический и теоретический анализ психологической, педагогической, философской, социологической, этнографической и методической литературы по проблеме исследования; анализ архивных документов и других материалов; разнообразные приемы и методы сбора эмпирических данных - наблюдение, анализ функционирования отдельных семей, анкетирование, беседа, тестирование, интервью и т.п.; статистические и математические методы обработки и интерпретации, полученных в исследовании, данных.

Исследование проводилось с 1994 по 1999 годы в три этапа.

Первый этап (1994-1995) - поисковый: определялись основные направления исследования, степень и уровень разработанности проблемы; определялась база исследования.

ВТОРОЙ этап (1996-1997) - организация и проведение экспериментальной работы; получение эмпирических данных, анализ первых результатов.

Третий этап (1998-1999) - заключительный: систематизация, обобщение, аналитическая оценка исследования; оформление результатов исследования и внедрение их в практику.

Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечена методологической и теоретической базой, обоснованностью исходных позиций исследования, применением взаимодополняющих методов исследования, адекватным его логике и задачам; использованием апробированного инструментария, проведением повторных исследований, взаимопроверкой полученных данных, сравнением с выводами других исследователей; достаточно широкой экспериментальной базой, репрезентативностью и прогностическим характером исследования.

В выборочную совокупность испытуемых вошли 186 человек, что составляет 29,1% от объема генеральной совокупности молодежи от 17 до 25 лет в диаспорах горских евреев и осетин (744 чел.). Расчет репрезентативности fatfobiu пошы $с #а&фн$и® 4tf A it 6r 1 №у $$tfk Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) определены впервые особенности этнического самосознания в диаспорах горских евреев и осетин;

2) осуществлена их сравнительная характеристика;

3) выявлены факторы, детерминирующие специфику этнического самосознания в диаспорах горских евреев и осетин;

4) определены черты "национального характера", своего образа "Я" у исследованных этносов;

5) выявлены особенности речевого и языкового поведения горских евреев и осетин проживающих в диаспорах;

6) определены факторы этнической определенности горских евреев и осетин.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1) оно расширяет научное представление о структуре и этнической специфике самосознания конкретных этнических групп, факторах ее обуславливающих и признаков их проявления;

2) вносит определенный вклад в раскрытие научных основ этнической психологии, межличностных отношений, национального характера.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и практические рекомендации, сформулированные в работе, могут быть использованы при регулировании как внутриэтнических, так и межэтнических процессов, связанных с особенностями этнического самосознания в иноэтническом окружении конкретных этнических групп, а также для прогнозирования и диагностирования поведения этнических групп и отдельных личностей, связанных со спецификой их этнического самосознания.

Полученные данные об особенностях этнического самосознания исследованных этнических групп, могут способствовать коррекции их этнических стереотипов, общения и взаимоотношений, а также могут быть использованы при разработке программ по национальной политике и учтены в педагогическом Положения выносимые на защиту

1. Специфика этнического самосознания молодежи горских евреев и осетин в диаспорах обусловливается социально-психологическими, экономическими, историческими и культурологическими факторами.

2. Особенность этнического самосознания горских евреев и осетин выражается через такие его признаки как: этническая самоидентификация, представление об этноинтегрирующих и этнодифференцирующих характеристиках, представление о так называемом "национальном характере", переживание своего "Я" и актуализации самоотношения, стремление соответствовать определенному этнокультурному стандарту, знание родного языка, усиление интереса к истории своего народа.

3. Этнодифференцирующими и этноинтегрирующими признаками еврейской и осетинской этнических групп являются: общее историческое прошлое, родной язык, культурные традиции, обычаи, верования, родственные связи, черты характера, особенности поведения, внешний облик и т.д.

4. Этническое самосознание горских евреев и осетин детерминирует их поведение в обществе, определяя характер национальных процессов, происходящих в Кабардино-Балкарии.

Апробация результатов исследования. Выводы и научно-методические рекомендации исследования обсуждались на Международных и региональных научно-практических конференциях: "Педагогические технологии в экологическом образовании детей" - г.Обниск, 1996г., "Между школой и университетом"- г.Тула 1996г., "Гуманитаризация образования. Материалы межвузовской научной конференции -г.Карачаевск, 1997г., "Языки народов России: перспективы развития". Материалы Международного семинара ЮНЕСКО. - г.Элиста, 1999г.

По выводам исследуемой проблемы разработаны методические рекомендации по определению отдельных направлений региональных программ по национальному вопросу. Результаты исследований использовались в работе этнокультурного центра горских евреев "Товуши" (г.Нальчик).

Внедрение результатов исследования - осуществлялось через выступления на страницах республиканских газет, телевидении КБР, участие в научно-практических конференциях, а также через использование сформулированных в процессе исследования методических рекомендаций при разработке основных направлений региональных программ Кабардино-Балкарской республики по национальному вопросу.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения и включает 17 таблиц.

Взгляды отечественных и зарубежных ученых на этнопсихологические явления

Необходимость изучения особенностей психологического облика народов возникла как результат практических потребностей людей, которые, поддерживая политические, экономические и культурные связи с множеством стран, стремились узнать специфику общения, деятельности, поведения и обычаи их населения.

Ученые, жившие до нашей эры, такие, как Геродот, Демокрит, Гиппократ, оставили нам интересные описания нравов, обычаев и привычек народов различных стран, наблюдения за жизнью людей и их сообществ. Известный римский историк Тацит (ок.58-117 г.н.э.) дал не только полное описание истории Рима и Римской империи, но был первым, кто представил историю быта и культуры древних германцев.

Отмечая различия в экономике, культуре, быте и традициях, внешнем облике племен и народностей, мыслители древности предпринимали попытки определить природу этих различий, их своеобразие, объясняя это спецификой географического положения, климатическими условиями, которые неодинаково влияют на организм, а следовательно, и на психику человека и ее развитие.

В V в.н.э. греко-римский мир рухнул, смешался с варварским миром, христианством и породил эпоху средневековья. Средние века - это огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий.

Культурное наследие средних веков в истории человечества чрезвычайно богато. Несмотря на трехсотлетнее забвение античного наследия, интерес к человеку, к народам, населяющим землю, вопреки яростному сопротивлению церкви, углублялся и расширялся. В условиях глубоких изменений в духовной жизни общества возник и распространился новый вид философии - схоластика, которая выработала новый вид культуры, ориентированный на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Ее крупнейший представитель - Фома Аквинский (1225-1274), пытаясь подчинить светское знание вере, утверждал необходимость знать логику, этику и психологию разных народов.

Прогрессивные идеи о миссии человека на земле, которые составили содержание общественного течения Возрождения - гуманизма -оказали революционизирующее влияние на развитие мировой культуры и науки. Неся в себе потенциал светскости и рационализма, идеи возрождения открыли путь научному знанию о природе человека.

Основываясь на понимании человека как природного единства тела и души, ученые стали активно исследовать и описывать представителей различных наций и народностей. Прогрессивные мыслители, например, Мишель Монтень (1538-1592), в своем сочинении "Опыты" представил концепцию человека нового времени - глубоко образованного, критически мыслящего, осознающего себя как личность и как представителя своего народа. В XV-XVI вв. гуманистическая мысль становится ведущей идеологией эпохи. Эпоха реформации внесла свои коррективы в вопросы изучения личности, изучения специфики различных этнических групп.

Особенности древнерусского государственного образования на протяжении семи веков истории культуры отражают сложный и противоречивый, полный взлетов и падений процесс всей отечественной истории, события которой разворачивались не так как в Западной Европе. Русь приняла христианство только в 988 году.

Постановка проблемы и задачи исследования

Первые фрагментарные письменные свидетельства о горских евреях встречаются в исторических описаниях, составленных преимущественно непосредственными наблюдателями жизни и быта этой своеобразной этнической группы. По свидетельству большинства историков и этнографов уже в раннем средневековье на территории Восточного Кавказа существовали еврейские поселения.

В изданном в Санкт-Петербурге в 1836 г. коллективном исследовании "Обозрение российских владений за Кавказом" один из авторов В. Легкобытов, описывая районы проживания горских евреев отметил, что миграция еврейского населения, не сохранившего "даже преданий о своем ... переселении", шла, по всей видимости, из Персии. Язык тамошних евреев смешан с персидским /т. е. татским/. Автор зафиксировал, что евреи имеют свои синагоги; занимаются они преимущественно мелкой торговлей.

Самоназвание горских евреев - "джухур" (тюркизация арабского слова "гяур" - неверный, человек другой веры). Окружающие евреев называют их также "джухур" (тюркизированная арабская "яхуд", происходящая в свою очередь от древнееврейского "йахуди", т. е. еврей). Этноним "горские евреи" впервые появляется в документах местной администрации на Кавказе во второй четверти первой половины XIX в. Такое название в официальных документах свидетельствует о том, что горские евреи значительно отличались от ашкеназов, т. е. европейских евреев. Это отличие прежде всего наблюдалось в области культуры жизнеобеспечения.

Начало целенаправленного изучения горских евреев связано с именем известного путешественника Н.Я. Черного (1835-1880). Этнопсихологических исследований до него не проводилось.

Торские евреи, живущие с незапамятных времен между горскими племенами Кавказа, - пишет Н.Я. Черный, - отличаются весьма резко от своих европейских соплеменников нравами и обычаями, которые они позаимствовали у своих соседей - горцев, живя между ними в течение веков и даже тысячелетий". Обращая внимание, в частности, на обычай гостеприимства, бытовавшего у горских евреев, он отмечает, что "хозяин обязан встретить гостя, взять у него из рук оружие, принять лошадь, угостить кунака, накормить коня и при отъезде провести его за ворота, с пожеланием ему счастливого пути. Подобное же гостеприимство хозяин надеется встретить и в свою очередь. Таким же образом принимают они гостей из мусульман, заезжающих к ним по разным обстоятельствам, или для отдыха и для ночлега. Каждый мусульманин имеет своих кунаков в еврейских деревнях и каждый еврей имеет таких же приятелей в мусульманских деревнях" (Н.Я. Черный, 1870).

Автор констатирует этнокультурную близость горских евреев с другими кавказскими народами, которая связана с тем, что горские евреи "приняли мусульманский характер и многое из обычаев, нравов и образа жизни мусульман; но язык их остался тот же самый, фарсидско-татарский, на котором они и ныне разговаривают между собой" (Н.Я. Черный, 1870).

Общее и специфическое в этническом самосознании в дисапорах горских евреев и осетин

Структура и проявление этнического самосознания горских евреев и осетин рассматривались нами через такие его признаки как:

- этническая самоидентификация;

- представление об этноинтегрирующих и этнодифференцирующих признаках;

- представление о так называемом "национальном характере", переживании своего "Я" и актуализации самоотношения;

- этнические стереотипы, тяготение к сфере неформального общения с представителями своей национальности;

- стремление соответствовать определенному этнокультурному стандарту;

- приверженность к профессиональным формам этнодуховной культуры и национальному языку;

- усиление интереса к истории своего народа.

Использованные нами этнопсихологические опросники включали в себя блоки вопросов позволившие получить конкретные сведения об отношении респондентов к национальному языку, об их этнокультурных ориентациях, чертах характера, традициях, обычаях и обрядах.

Этнопсихологический опросник, отражающий эмпирические индикаторы этнического самосознания горских евреев и осетин, начинался не случайно с блока вопросов, касающихся родного языка. Для нашего исследования одним из важных моментов являлось выяснение и учет характера языкового общения и речевого поведения респондентов. При этом мы исходили из того, что функционирование языка этноса является важнейшим показателем этнического самосознания. Ведь язык выступает носителем широкого набора символов этнического единства, сходства представителей данного этноса и их отличия от других. В процессе исторического развития каждый язык накапливал, аккумулировал в себе важнейшие события прожитой им исторической действительности, специфические формы познаваемого им мира, включая мысли и переживания, научные знания и идейные убеждения. Язык каждой нации для последующих поколений выступает как априорное знание, как копилка народного опыта. Каждая личность, являясь членом определенного этноса впитывает в себя весь его языковый мир, в котором, помимо прочего, имеется и "этническая информация". Язык этноса является не только средством пробуждения этнического самосознания, но и средством усвоения этнической истории, духовных ценностей, вкусов, символов, мыслей, чувств.

Насколько языком выполняются указанные функции определяется состоянием языка исследуемого этноса.

В процессе проведенного исследования нам удалось выяснить: в какой мере язык служит средством общения как в пределах изучаемого этноса, так и за его пределами; в каких жизненных сферах он используется больше или меньше; какой другой язык, в каких сферах и в какой мере сопутствует языку данного этноса; какова мера устойчивости данного языка в условиях языкового существования; как люди относятся к родному языку своего этноса.

Похожие диссертации на Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике РФ