Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы Капиренкова Оксана Николаевна

Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы
<
Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Капиренкова Оксана Николаевна. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 2004 301 c. РГБ ОД, 61:04-19/603

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема креативности в современной психологии

1.1. Понятие креативности в контексте психологического знания. 8стр.

1.2. Потенциальный и актуальный аспект креативности личности. 22стр.

1.3. Проявление креативности в социальной среде. 40стр.

1.4. Креативная личность: ее свойства, основные характеристики. 52стр.

1.5. Роль лидера в условиях формирования и развития креативности.

1.6. Исследование креативности на студенческой выборке. 68стр.

Глава 2. Способы и методы исследования креативности.

2.1. Системный подход, как направление методологии специально научного познания и применение его для исследования креативности.

2.2. Основные аспекты, возникающие в процессе изучения. креативности.

2.3. Изучение креативности с точки зрения практических подходов

2.4. Основные методики диагностирования креативности современной психологии.

Глава 3. Креативный лидер как условие перехода потенциальной креативности в актуальную.

3.1. Обоснование выбора методик для исследования взаимосвязи креативности лидера и интегративных процессов малой группы. 120

3.2. Исследование креативности лидера как условие перехода потенциальной креативности в актуальную.

3.3. Проявление и формирования креативности в студенческих группах.

Заключение

Литература

Приложение

Введение к работе

Актуальность проблемы. На современном этапе развития общества большое внимание обращается на творческий подход к выполняемому делу. Складывается социальный заказ на креативную личность. Уверенность в своем решении, вопреки возникающим трудностям, умение брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнения, содействующие решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение) - необходимые качества, которыми должен обладать будущий специалист, способный к конкуренции в современном быстроменяющемся мире. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, однако умение проявить себя, выразить свою уникальность является проблемой для большинства людей. Креативность личности позволяет не только эффективно реализовать жизненный потенциал человека, но и найти свое место в жизни-Люди действуют по заранее заданным программам, схемам, шаблонам, такая запрограммированность поведения приводит к переживанию бессмысленности своего существования, чувства протеста против требований общества, которое не позволяет отклоняться от принятых норм.

Личностные проявления креативности распространяются на многие области человеческой активности. Как правило, творческая продуктивность в /JV, одной основной для личности области сопровождается продуктивностью в

других областях.

Актуальность формирования и развития креативности личности состоит в том, что в нашей стране долгое время делался акцент на коллективной деятельности, на идеи равенства всех, а личности, тем более креативной, не предавали значения в должной степени, вследствие этого не считалось необходимым активизировать творческий процесс, а тем более применять его в учебной деятельности для развития творческого потенциала будущих специалистов.

Мы живем в век информации, в обществе произошли бурные изменения, произошедшие за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развить в себе креативность. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире - это, собственно и есть, проявление креативности, проявление своей неповторимости, уникальности. Выражение собственной уникальности через креативность, таким образом, непосредственно связано с переживанием своего соответствия жизни, с переживанием ее осмысленности.

Поэтому одна из основных целей образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, такой способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является креативность.

Общество для личности - это всего лишь условия, к которым она либо адаптируется, модифицирует себя, либо преобразует эти условия, либо ищет новую среду (другой «уголок» общества). Поэтому судьба креативов складывается в зависимости от условий среды. Формирование креативности личности достаточно сложный процесс, т.к. само определение — креативная личность включает много понятий и требований. Доказано, что творчество не удел избранных и, следовательно, можно и нужно обучать методам, стимулирующим развитие креативности, реализовывать это в образовательной программе во всех преподаваемых предметах. Возникают вопросы, какие условия формирования креативности необходимо создавать для более эффиктивного ее развития.

O JJ Проблема исследования. Формирование творческой личности является

одной из важных проблем для психологической науки и практики. Многолетние исследования креативности дают основания для выдвижения новых гипотез относительно природы, свойств, условий проявления и развития креативности.

Объектом исследования является креативность личности неформального лидера малой группы, предметом исследования - влияние креативности личности неформального лидера на интегративные процессы в малых группах.

Цель исследования — изучить характер влияния креативности личности неформального лидера на интергативные процессы в малых группах.

Гипотезы исследования:

Креативность личности неформального лидера является одним из

детерминантов социальной интеграции малых социальных групп:

-сплоченность группы тем выше, чем выраженней креативность

неформального лидера группы.

-актуальная креативность неформального лидера способствует переходу

потенциальной креативности членов группы в актуальную.

Задачи исследования:

1) провести анализ теоретико-методологических подходов к изучению /Л, креативности личности;

2) раскрыть влияние социальной среды на формирование креативности;

3) изучить роль актуальной креативности неформального лидера в интегративных процессах малой группы;

4) экспериментально исследовать связь креативности неформального лидера и интегративных процессов в малой социальной группе.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы системного изучения личности (Б.ФЛомов, В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина), основные положения об организации развития

творческого процесса (Я.А.Понамарев), концепция творческий способностей (В.Н.Дружинина), представления о креативной активности личности (Д.Б.Богоявленская).

Методы исследования. В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы проводился теоретический анализ литературных источников, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта; эксперимент по выявлению связи креативности личности и интегративных процессов малой группы (в котором участвовало 748 испытуемых — студенты ВУЗов), субтест «Завершение картинок» Торренса; социометрический метод. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием Microsoft Excel. Достоверность результатов эксперимента (влияния между креативностью и интегративными процессами в малых социальных группах) определялась подсчетом r-коэффициента корреляции Спирмена.

Достоверность результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается; комплексностью используемых методов, сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данных и корректностью применения статистических методов обработки результатов, репрезентативностью выборки.

Научная новизна исследования. Предпринято исследование креативности личности, учитывающее современные зарубежные и отечественные концепции, а также новейшие методы изучения

креативности. Получены новые данные о связи креативности личности и интегративных процессов малой группы. Обнаружена прямая связь между креативностью личности неформального лидера и интеграцией малой социальной группы. Показаны возможные пути формирования креативности членов малой группы.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении большого массива зарубежных и отечественных данных посвященных проблеме креативности, условий ее формирования. Выявленная связь между

\/ креативностью личности неформального лидера и интегративными

процессами малой социальной группы способствует более эффективному переходу потенциальной креативности личности в актуальную креактивность.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы в психоконсультационной, психокоррекционной, психопрофилактической работе в студенческих группах. Выявленные условия формирования креативности личности целесообразно учитывать при организации профессиональной подготовки специалистов. Полученные данные о связи креативности личности и интеграцией малой группы могут

? быть использованы при разработке развивающих программ и учебных

дисциплин ВУЗов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Креативность личности неформального лидера влияет на уровень социальной интеграции малой группы:

а) сплоченность в группе тем выше, чем выраженней креативность неформального лидера;

б) креативность лидера (эмоционального) выше или выше среднего, чем у других членов группы;

в) наличие креативности у неформального лидера является одним из f. параметров его выбора другими членами группы

2. Наличие у неформального лидера актуальной креативности способствует развитию потенциальной креативности членов группы.

Понятие креативности в контексте психологического знания

Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле факторов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях предстает, в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. Еще в 60-х годах было описано более 60 определений креативности и «их число растет каждый день», как отмечают некоторые авторы. (Трошина,1999). Определения были проанализированы и разделены на шесть типов: гештальтистские (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего), инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта), эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражение творца), психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений (Оно, Я и сверх-Я), проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому разряду было отнесено и определение ДжГилфорда: «Креативность - это процесс дивергентного мышления»), в шестой тип вошли определения не попавшие ни в один из перечисленных выше — разные, и в том числе расплывчатые, (например «добавление к запасу общечеловеческих знаний» (Торшина, 1999). Видимо, количество определений креативности, накопившихся к настоящему моменту уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия. Е.Торранс (Torrance, 1965) собрал в процессе длительного исследования креативности разные ее определения, метафорически описывающие суть творчества. Например, «творчество — это копать глубоко», «смотреть в оба», «слышать запахи», «смотреть сквозь», «протягивать руку в завтрашний день», «слушать кошку», «петь в собственном ключе» и т.д. В настоящее время для описания креативности используется подход, предложенный, по одним источникам, Р.Мунет в 1963 г., по другим -АЛІтейном в 1969 г., используемый многими исследователями. Сегодня исследования креативности, интерес к которым за последние годы сильно возрос, рассматривают четыре основных аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Часто эти подходы используются вместе. В нашей работе нас больше всего интересуют последние два подхода — это креативная личность и креативная среда.

Прежде чем перейти к вопросу о креативной личности и креативной среде следует понять природу креативности. Понимание креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения.

Понятия «креативности», «креативные способности» начали входить в лексику российских исследователей творчества с начала 70-х годов после экспериментальных работ Д.Б.Богоявленской (Богоявленская, 1997).

Креативность («творческость») — одна из важнейших характеристик одаренности. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после работы Дж. Гилфорда (Гилфорд, 1962).

Креативность (от английского creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности (Богоявленская, 1983).

Системный подход, как направление методологии специально научного познания и применение его для исследования креативности

Несмотря на множество различных, подчас резко противоречивых представлений о проблеме креативности, все исследователи, активно работающие в этой области, сходятся сейчас в одном - в том, что эта проблема комплексная.

Такое единодушие в значительной мере объяснимо достигнутым осознанием сложности проблемы, невозможности эффективного продвижения в ней непосредственным путем. Однако на этом и исчерпываются, по всей видимости, современные пределы единомыслия. Комплексный характер проблемы общепризнан, но теперь на пути дальнейшего развития ее решения встают все те трудности, которые характерны и для других комплексных проблем в сфере гуманитарных наук.

Трудности эти связаны в первую очередь с отсутствием общепринятой стратегии исследования, с нечетностью представлений об исходных, «докомплексных», формах таких проблем, с неясностью принципов превращения их в комплексные, т.е. расчленения «докомплексной» проблемы на систему комплексов, с неясностями путей синтеза полученных результатов исследований комплексов и т.п.

Подтверждением того, что комплексный подход к проблеме не получил еще подлинного развития является очевидная разрозненность в исследованиях. Большинство из них ведется в разных модальностях, а объединенных общим принципом, что исключает возможность обобщения результатов этих исследований и тем самым крайне снижает коэффициент полезного действия затраченных на них усилий. Вместе с тем совершенно очевидно, что успех любого частного исследования оказывается сейчас в прямой зависимости от степени уяснения его места в системе смежных исследований, от креативны его обобщения.

Таким образом, вопрос об общем подходе к организации комплексного исследования творчества, креативности в наше время сам представляет острейшую проблему, находящуюся в стадии поиска решения. В ходе такого поиска мы и намечаем одной из наших задач разработку системного подхода в изучении креативности (а в частности исследование креативности у будущих специалистов).

Воспроизведем в начале те центральные положения, которые подводят к стратегии комплексного исследования творчества на уровне фундаментального знания.

Эти положения, прежде всего, связаны с научно-технической революцией, резко изменившей тип социального заказа к исследованиям творчества (креативности) в области науки. Прежде заказ требовал лишь объяснения того, как происходят научные открытия. Теперь необходима разработка путей управления творческой деятельностью. Поэтому на смену типов созерцательно-объяснительного и эмпирического знания о творчестве (креативности) должен прийти тип действенно-преобразующего знания (Пономарев, 1976).

Недостаток созерцательно-объяснительного и эмпирического знания связан со стремлением к непосредственному охвату исследуемого явления во всей его целостности, со стремлением к непосредственному решению практических задач. Эмпирические знания вскрывают закономерности тех практических воздействий на явления, которые достигают желаемого эффекта, но остаются нераскрытыми тем внутренние взаимодействия в самом явлении, которые опосредствуют эффект практического воздействия на него. Заключается в подходе к исследованию творчества (креативности) как к комплексной проблеме. Однако до сих пор такой подход реализуется лишь стихийно. Дифференциация исследований связана, прежде всего, с той узкой специальностью, которая присуща различным авторам, вникающим в работу по данной проблеме. Стихийно появляются разного рода исследования, ведущиеся на социологическом, психологическом и физиологическом уровнях. Проводится большое количество работ, специфика которых обусловливается конкретно-предметной стороной задач, требованиям обучения и т.п. Как видим, проблема комплексного (системного) подхода в изучении креативности стоит особо остро, особенно он важен там, где креативность рассматривается в комплексе с другим показателем (в нашем случае со средой).

Прежде чем рассматривать системный подход в исследовании креативности и среды, остановимся на некоторых теоретических аспектах. Системный подход — направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Обоснование выбора методик для исследования взаимосвязи креативности лидера и интегративных процессов малой группы

Целью нашего исследования является изучение креативности личности неформального лидера на интегративные процессы малых групп.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечивалась использованием адекватных методов и репрезентативностью выборки (748), сочетанием количественного и качественного анализа, сравнением полученных результатов с результатами, полученными в работах других авторов.

К сожалению, до настоящего времени не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктором? Установлено, что креативность характеризуется определенной совокупностью прижизненно усвоенных умственных действий, навыков и стратегий. Свидетельства в пользу этого получены в исследованиях, посвященных формированию креативности.

Так, Гуднау, Уорд, Хэлдон и Литтон продемонстрировали прямую зависимость креативности от условий социализации, вплоть до уровня учебных заведений, в которых разные люди получают образование.

Иными словами, есть школы консервативные, формирующие исполнителей, - творческие личности в них не уживаются, отторгаются ими, и есть школы творческие, которые в буквальном смысле слова учат мыслить креативно. Правда, и из первых порой выходят творцы, а вторые отнюдь не гарантируют стопроцентную творческую отдачу своих выпускников. Вероятно, кое-что заложено в самом человеке, причем не только в познавательной сфере, но и в личностной.

Мы так же пытаемся исследовать предпосылки креативности в общении, в общении между студентами, взаимосвязь креативности и интегративных процессов малой группы, влияние неформального лидера на проявление креативность личности На современном этапе развития психологической науки, а в частности раздела касающегося творчества, креативности особое место занимает исследование взаимосвязи креативности личности и межличностных отношений, условий формирования креативности личности. Так как проблема состоит в том, что с этой стороны креативность личности ранее не рассматривалась. Большое внимание уделялось связи креативности и интеллекта, соотношению социального и биологического в креативности личности; с точки зрения связи со средой (социальной средой) креативность рассматривалась, как влияние на нее средовых факторов, при помощи формирующих экспериментов, так же особое место занимает изучение личностных и мотивационных черт креативов. А изучению влияния креативного лидера на развитие и формирование потенциальной креативности особого внимания не уделялось. Отсюда возникли наши предположения.

Проанализировав теоретические и практические исследования по проблеме творчества, творческие способности, креативности, было замечено, что процесс, объединения субъекта себя с другим индивидом (в данной работе с неформальным лидером) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятия как собственных норм, ценностей, образов, норм, ценностей другого индивида. Это может проявляться в открытом подражании как следовании образцу и приводит к усвоению его личностных смыслов. Этот механизм идентификации вызывает соответствующее поведение, то есть наличие в группе неформального лидера с уровнем креативности выше, чем у других членов группы способствует переходу потенциальной креативности личности в актуальную, и сплоченности группы, то есть влияет на межличностные взаимоотношения, а так же является необходимым условием перехода потенциальной креативности личности в актуальную.

Похожие диссертации на Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы