Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личная обусловленность предпочтений цветовых сочетаний : на примере профессии дизайнера Лебедева Елена Николаевна

Личная обусловленность предпочтений цветовых сочетаний : на примере профессии дизайнера
<
Личная обусловленность предпочтений цветовых сочетаний : на примере профессии дизайнера Личная обусловленность предпочтений цветовых сочетаний : на примере профессии дизайнера Личная обусловленность предпочтений цветовых сочетаний : на примере профессии дизайнера Личная обусловленность предпочтений цветовых сочетаний : на примере профессии дизайнера Личная обусловленность предпочтений цветовых сочетаний : на примере профессии дизайнера
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лебедева Елена Николаевна. Личная обусловленность предпочтений цветовых сочетаний : на примере профессии дизайнера : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Лебедева Елена Николаевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2010.- 439 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-19/236

Введение к работе

Актуальность проблемы. В настоящее время психология восприятия цвета представляет собой самостоятельную область психологической науки с богатой историей и традициями. Перспективной линией её развития выступает всё большая интеграция с такими отраслями психологического знания как психология личности, социальная психология, психология труда, психологическая диагностика и коррекция. Одним из важнейших феноменов, находящихся в «поле пересечения» общей психологии восприятия цвета и психологии личности, является эмоциональное «означивание» субъектом различных цветовых стимулов, проявляющееся в их эмоциональной дифференциации по критерию принятия-отвержения (П.В. Яньшин).

Цвет в большинстве отечественных (Е.В. Ковенникова, О.В. Сафуанова, Р.М. Фрумкина) и зарубежных (F.M. Adams & Ch.E. Osgood, E.P. Gelineau, K.O. Gotz) психологических подходах и теориях рассматривается как совокупность трех основных психологических характеристик, влияющих на цветоразличение – тона, насыщенности и светлоты (яркости). Все известные модели цветоразличения строятся с учетом этих характеристик (И. Иттен, Ч. Педхэм и Ж. Сондерс, Е.Н. Соколов и Ч.А. Измайлов, Л. Сивик, Г. Тонквист и др.).

Исследователи фокусируют свое внимание на общих закономерностях связи основных характеристик цвета с эмоциями (О.В. Сафуанова, Л. Сивик, E.P. Gelineau и др.). Широко изучается эмоциональная привлекательность одного определенного цвета (Б.А. Базыма, О.Н. Гавриленко, Ч.А. Измайлов, В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, А.М. Эткинд, П.В. Яньшин и др.). Для психодиагностики характерен эксперимент по установлению связи между предпочтением определенного цветового тона и индивидуальными особенностями личности (К.В. Андреева и П.В. Яньшин, В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, А.Н. Румянцева, Л.Н. Собчик, В.И. Тимофеев и Ю.И. Филимоненко, М. Luscher и др.)

На сегодняшний день проектирование предметно-пространственной среды рассматривается как один из важных инструментов модернизации человеческой жизни. При организации пространства (окружающей среды) большую роль играет форма, ее наполняемость и цветовое решение. Профессионалами в цветовом решении, несомненно, являются представители творческих профессий. Перед ними существует определенный выбор, будет ли цветовое решение монохромным, хроматическим или ахроматическим. И здесь уже ставится вопрос не только о предпочтении одного цвета с его различными характеристиками (светлотой и насыщенностью), но и о цветовых сочетаниях.

Необходимость развития данного направления определяется практической потребностью, ощущаемой в таких прикладных областях психологии, как психология рекламы, психология искусства, цветотерапия (Э.Д. Беббит, A.M. Babey-Brook & R.B. Amber, F. Birren, C.B. Holmes et al., D. Spiegel et al.), перспективностью цвета как материала для создания психодиагностического инструментария (Г.А. Аминев, Е.Ф. Бажин, Л.М. Веккер, Э.Т. Дорофеева, А.О. Прохоров, В.И. Тимофеев, Ю.И. Филимоненко, Т.В. Чередникова, А.М. Эткинд, П.В. Яньшин, М. Luscher).

Актуальность диссертационного исследования определяется тем что, вне границ современного цветоведения и психологии восприятия цвета остается вся предметная область, объединяющая феномены, связанные с предпочтением цветовых сочетаний. До настоящего времени закономерности и механизмы личностной обусловленности предпочтения цветовых сочетаний не становились предметом эмпирического изучения и теоретического анализа. Раскрытие этих закономерностей позволит углубить существующие в психологической науке представления о значении цвета в реальном бытии личности, поскольку «цветовое измерение» мира открывается каждому человеку именно как континуальное многообразие цветовых сочетаний, а не дискретная последовательность отдельных цветов. С практической точки зрения, выявление закономерностей и механизмов личностной обусловленности предпочтения цветовых сочетаний, открывает новые возможности не только повышения общей цветовой культуры личности, но и создает ориентировочную основу совершенствования «цветоведческой компетентности» тех специалистов, для которых работа с цветом является профессиональной обязанностью (например, художников, дизайнеров, колористов). Поскольку в деятельности названных выше специалистов процесс предпочтения-отвержения цветовых сочетаний представлен в наиболее «развернутом» виде, представляется целесообразным выбрать в качестве эмпирической базы исследования именно студентов-дизайнеров.

Таким образом, цель данного диссертационного исследования – выявление закономерностей личностной обусловленности предпочтений цветовых сочетаний на примере деятельности дизайнера в сфере проектирования.

Объект исследования – личность как субъект предпочтения цветовых сочетаний.

Предмет исследования – взаимосвязь предпочтений цветовых сочетаний с личностно-типологическими особенностями субъекта, со стилем межличностных отношений, с актуальными и «прожективными» характеристиками образа «Я».

Гипотеза исследования: личностно-типологические особенности, стиль межличностного отношения, актуальные и «прожективные» характеристики образа «Я» оказывают значимое влияние на предпочтение субъектом цветовых сочетаний.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:

Теоретические:

1) рассмотреть существующие в психологической науке подходы к изучению феномена предпочтения цветов;

2) проанализировать и обобщить информацию о личностных характеристиках, оказывающих значимое влияние на цветовые предпочтения человека;

3) разработать концептуальные основы решения проблемы поиска закономерностей и механизмов личностной обусловленности цветовых предпочтений субъекта (на уровне восприятия не отдельного цвета, а цветовых сочетаний).

Эмпирические:

4) провести экспериментальное исследование обусловленности предпочтения цветовых сочетаний личностными характеристиками субъекта восприятия – индивидуально-типологическими особенностями, стилем межличностного отношения, актуальными и прожективными характеристиками образа «Я»;

5) выявить закономерные связи между предпочтением-отвержением гармоничных цветовых сочетаний (однотоновые, родственные, родственно-контрастные, контрастно-дополнительные сочетания) с личностными характеристиками перципиентов;

6) определить характер эмоционального реагирования перципиентов с различными личностными особенностями на наборы цветовых тонов в группах гармоничных цветовых сочетаний;

7) проследить влияние свойств личностной организации перципиента на характер эмоционального «означивания» различных светлотных диапазонов (полный, светло-серый, темно-серый и средне-серый светлотный диапазоны);

8) раскрыть психологическое содержание взаимосвязей между личностными характеристиками перципиентов и типом эмоциональной модальности восприятия ими сочетаний, построенных по принципу взаимодействия светлотных отношений, задаваемых различием пространственных площадей комбинируемых цветовых пятен.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют принцип субъектного характера функционирования и развития человеческой психики (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, З.И. Рябикина и др.); принцип системного подхода к психологическому познанию (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.); принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, Е.В. Шорохова, В.П. Зинченко и др.); теоретическое положение И.В. Гёте о существовании «чувственно-нравственного действия цветов»; базовые теоретические положения отечественной психологии (Е.Ю. Артемьева, А.Г. Асмолов, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Д. Логвиненко, А.Р. Лурия, В.Ф. Петренко, С.Л. Рубинштейн, А.А. Ухтомский, А.Г. Шмелев, П.В. Яньшин и др.), служащие теоретической основой экспериментальной психосемантики. Это положения о деятельности как иерархически организованной динамической системе взаимосвязи субъекта с миром; концепция функциональных органов психики; принцип деятельностного опосредования в семантическом анализе значения; положения о сознании как единстве значения, чувственной ткани и личностного смысла; о сознании как «удвоенном отражении» с помощью знаковых средств; об опосредованности восприятия перцептивными и когнитивными эталонами; о глубинной амодальности образа мира; о стадиях развития значения и его уровневой организации; о психологической структуре значения как системе дифференциальных признаков; об образе, как о перцептивном высказывании о мире; о понимании как встречном порождении.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, поставленными целями и задачами диссертационной работы был использован комплекс методов исследования: теоретических (анализ литературных источников); организационных (сравнительный метод); эмпирических (наблюдение, анализ продуктов деятельности, тест-опросники). Основная часть эмпирической информации была получена при помощи следующих диагностических инструментов: опросника Д. Кейрси для диагностики психологического типа личности; методики личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева); метода диагностики межличностных отношений (ДМО), представляющего собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири; наборов гармоничных цветовых сочетаний, построенных на основании цветового круга И. Иттена. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась при помощи пакета прикладных программ Statistica 6.0. for Windows. Использовались аналитическое сравнение, методы описательной статистики, дисперсионный и корреляционный анализ.

База исследования. Эмпирическое исследование проводилось в Сочинском государственном университете курортного дела и туризма в 2003–2009 гг. В качестве респондентов выступили 136 студентов, обучающихся по специальности «Дизайн».

Надежность и достоверность результатов и выводов обеспечивается проработанностью теоретико-методологических оснований исследования, репрезентативностью выборки, применением адекватных методических приемов сбора, статистической обработки и интерпретации эмпирических данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предпочтение-отвержение цветовых сочетаний закономерно обусловлено такими личностными особенностями перципиента как тип темперамента (в понимании К.Г. Юнга, Д. Кейрси, И. Майер и К. Бриггс), стиль межличностных отношений, характеристики актуального и прожективного образа «Я».

2. Порядок предпочтений четырёх групп гармоничных цветовых сочетаний (однотоновые, родственные, родственно-контрастные, контрастно-дополнительные) не зависит от характеристик темперамента и стиля межличностного отношения перципиентов, но отражает особенности образа «Я» перципиентов как в его актуальной, так и прожективной модальностях.

3. Характер эмоциональных предпочтений наборов цветовых тонов в группах гармоничных сочетаний значимо связан с личностно-типологическими особенностями, стилем межличностных отношений, содержанием «реального» и «идеального» Я-образа перципиентов. При этом

– различия цветовых предпочтений сенсорно-планирующих (SJ) и интуитивно-чувственных (NF) субъектов зависят не столько от соотношения цветовых тонов, сколько от связи цветового тона, светлоты (яркости) и площади цветового пятна;

– родственно-контрастные гармоничные сочетания выступают в качестве стимульного ряда, наиболее явственно дифференцирующего перципиентов с различными особенностями стиля интерперсонального отношения;

– выбор роста личностной позитивности в качестве ведущего вектора проекта персональной трансформации сопровождается тенденцией максимизации количества объектов положительной эмоциональной идентификации во всех категориях рассматриваемых цветовых сочетаний, напротив, фиксация перципиентов на теме повышения уровня личностной активности в своём дальнейшем развитии корреспондируется с противоположной – минимизационной – тенденцией.

4. Характеристики личностно-типологической организации, стиля межличностного отношения и образа «Я» перципиентов оказывают значимое влияние на предпочтение-отвержение светлотных диапазонов (полного, светло-серого, тёмно-серого и средне-серого). При этом наибольшей дифференцирующей силой обладает светло-серый диапазон. Эмоциональное «означивание» этого диапазона носит положительный характер у интуитивно-чувственных (NF) субъектов, лиц, придерживающихся доброжелательно-подчиняющегося стиля в отношениях с окружающими и воспринимающих себя в качестве «сильных» личностей; отрицательный – у сенсорно-планирующих (SJ) перципиентов и лиц, в стиле «актуального» и «идеального» интерперсонального поведения которых выражены тенденции доминирования и агрессии. Также эмоциональная реакция на статический и динамический варианты светло-серого диапазона значимо связана с направленностью перципиентов на определённые варианты личностных аутопроектов (выражающихся в фиксации на темах «позитивности», «силы» или «активности»). Субъекты, стремящиеся в будущем быть более «позитивными» и/или «активными», предпочитают статический вариант указанного диапазона, а ориентированные на обретение большей личностной «силы» – динамический вариант.

5. Эмоциональная модальность восприятия сочетаний, построенных по принципу взаимодействия светлотных отношений, задаваемых различием пространственных площадей комбинируемых цветовых пятен, значимо определяется характеристиками личностно-типологической организации, актуального стиля интерперсонального отношения и содержанием образа «Я» перципиентов. Восприятие данного ряда цветовых стимулов представителями интуитивно-чувственного (NF) и сенсорно-планирующего (SJ) личностных типов сопряжено с превалированием различных эмоциональных регистров – положительного у первых и отрицательного у вторых. Также рассматриваемая группа стимулов хорошо дифференцирует преобладание доброжелательного или агрессивного модуса отношения к окружающим внутри кластеров «доминирующих» и «подчиняющихся» перципиентов. Чем позитивнее воспринимает себя человек в настоящее время, тем в большей мере для него привлекательно превалирование белого тона над черным; восприятие себя как «сильного человека» выступает фактором предрасположенности к эмоционально-положительной оценке сочетания большей площади средне-серого с меньшей площадью белого; чем в большей мере прожективный вариант образа «Я» перципиента ориентирован на модель «сильной личности», тем более выражена склонность к эмоциональному отвержению сочетания, представленного соотношением большей площади черного с меньшей площадью средне-серого; ориентация перципиента в будущем на увеличение уровня личностной активности выражается в склонности к эмоциональному отвержению сочетаний, в которых чёрный тон превалирует над белым и/или средне-серым. Предрасположенность акцентировать в своём актуальном «Я» качества активности, общительности, импульсивности, а в идеальном – стремление быть ещё более «хорошим человеком» не оказывает сколь-либо значимого влияния на предпочтение-отвержение «светлотно-контрастных» ахроматических сочетаний.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– с позиций субъектного и деятельностного подходов обоснована необходимость и правомерность включения в предметную область психологии восприятия цвета такого объекта как цветовые сочетания, поскольку именно в этом виде открывается человеку цветовое измерение мира в его реальном бытии;

– теоретически обоснована и эмпирически верифицирована возможность и целесообразность использования в качестве ориентировочной основы проектирования, создания, концептуальной классификации цветовых стимулов и квантификации их отдельных характеристик предложенной И. Иттеном методики анализа и конструирования цвета (известной в цветоведении под названием «цветового конструктора Иттена»);

– впервые получены данные о закономерной обусловленности эмоционального реагирования субъекта на определенные цветовые сочетания такими личностными характеристиками перципиента как типологические особенности, стиль межличностного отношения, актуальные и прожективные характеристики образа «Я».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные обогащают существующие представления о феноменологии, закономерностях и механизмах восприятия человеком цвета в условиях взаимодействия с миром при осуществлении реальной практической профессиональной деятельности (а не лабораторного экспериментирования) и объединяют их со знаниями, полученными эмпирическим способом многими поколениями художников и отрефлексированными в современном искусствоведении.

Полученные результаты раскрывают закономерные связи между предпочтением цветовых сочетаний с типом темперамента субъекта, со стилем межличностных отношений, с его актуальными и «прожективными» личностными характеристиками, что обогащает проблемные области цветоведения, психологии восприятия цвета и психологии личности.

В целом данная работа вносит вклад в становление психосемантики цвета как самостоятельной научной дисциплины и в изучение психологии восприятия не просто отдельного цвета, а цветовых сочетаний, что существенно более значимо, поскольку именно в таком виде и открывается человеку «цветовое измерение» мира.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ней эмпирические данные могут быть использованы

– в качестве ориентировочной основы повышения эффективности практической психологической деятельности, для объяснения и прогнозирования особенностей самооценки, стиля межличностного отношения, личностно-типологических особенностей субъекта по предпочтениям цветовых сочетаний, включающих такие психологические характеристики цвета, как цветовой тон, светлота и насыщенность;

– совершенствования цветоведческой компетентности профессионалов, в деятельности которых цветовые решения играют определяющую роль (архитекторы, дизайнеры, художники, искусствоведы);

– при конструировании новых инструментов психологической диагностики личности;

– в прикладных областях психологии (психологии рекламы, психологии искусства), в дизайнерских разработках, медицине;

– для повышения общей цветовой культуры личности.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались и обсуждались: на V Всероссийской научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2006); IX Всероссийском Дизайн-форуме (диплом лауреата) (Сочи, 2006); IV и V Международных научно-практических конференциях «Строительство в прибрежных регионах» (Сочи, 2006, 2008); I Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы современного дизайна» (Сочи, 2008); заседаниях кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (2008, 2009); включены в учебные курсы «Цветоведение и колористика» и «Психология цвета в творчестве», читаемые автором на факультете дизайна Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.

Публикации. По теме исследования имеется 9 публикаций автора, в которых отражено основное содержание диссертации, в том числе 3 работы опубликованы в научных журналах рекомендованных ВАК.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав (объединяющих 9 параграфов), заключения, списка литературы и приложений. Основной объем диссертации 228 страниц. Список литературы включает 178 наименований, из них 13 – на иностранных языках. Текст диссертации содержит 4 рисунка и 6 таблиц. Приложение содержит 15 рисунков, 9 таблиц и 5 схем, изложенных на 211 страницах.

Похожие диссертации на Личная обусловленность предпочтений цветовых сочетаний : на примере профессии дизайнера