Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Шучковская Елена Сергеевна

Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов
<
Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шучковская Елена Сергеевна. Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Шучковская Елена Сергеевна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ.]. - Хабаровск, 2008. - 170 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-19/110

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические и методологические предпосылки исследования самоактуализации 9

1.1 Теоретические исследования самоактуализации в зарубежной психологии 9

1.2 Исследование самоактуализации личности в отечественной психологии 23

Выводы по главе 33

Глава 2 Теоретические и методологические предпосылки исследования рефлексивности 35

2.1 Проблемы рефлексии в философии и психологии 35

2.2 Теоретическое исследование рефлексивности 50

2.3 Рефлексивность в процессе самоактуализации студентов 57

Выводы по главе 66

Глава 3 Эмпирическое исследование рефлексивности в процессе самоактуализации студентов 68

3.1 Методы и организация исследования 68

3.2 Результаты исследования уровней рефлексивности и показателей самоактуализации 79

3.3 Взаимосвязь показателей рефлексивности с показателями самоактуализации 101

Выводы по главе 114

Заключение 116

Список литературы 119

Приложение 136

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях современных социальных преобразований повышается роль активного отношения субъекта к саморазвитию, самоизменению. Важное значение приобретает осознание личностью того, что в своей жизни необходимо полагаться, прежде всего, на себя. Современным студентам необходимо иметь не только достаточный запас профессиональных знаний и умений, но и уметь выстраивать стратегию собственной жизни, самостоятельно определяя внутренний потенциал личностного роста. Одним из условий, влияющих на процесс самоактуализации, выступает рефлексивность. Исследование связано с решением ряда актуальных задач, направленных на исследование рефлексивности, её места в процессе самоактуализации студентов, подходов к развитию личности, обладающей рефлексивными потенциалами.

Рассмотрение проблемы рефлексии и рефлексивности как свойства личности в психологической науке имеет несколько подходов:

— классический, системно-деятельностный подход, который представлен в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна. Данный подход рассматривает рефлексию в качестве одного из объяснительных принципов организации развития психики человека и, прежде всего, ее высшей формы - самосознания;

— когнитивный подход, позволяющий рассматривать рефлексивность как базовый регулятивный компонент метакогниции (В.Н. Азаров, У. Брюер, Дж. Ройс, М.А. Холодная);

— аксиологический подход, позволяющий сделать акцент на ценностные ориентации, смыслы жизни, саморазвитие (Л.И. Анцыферова, А.Г. Ас-молов, Л.Ф. Вязникова, Г.П. Звенигородская, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, Е.Б. Моргунова, В.А. Сластенин, В. Франки). Именно этот подход является методологической основой нашего исследования.

Большое значение придается рефлексии в педагогической, социальной, медицинской, управленческой деятельности (А.В. Карпов, А.К. Маркова, В. А. Ядов).

Понятие рефлексии в возрастном контексте представлено во многих исследованиях. В дошкольном возрасте исследуются первые попытки проявления рефлексивности (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, B.C. Мухина). В младшем школьном возрасте рефлексия, как основное новообразование, сопряжена с деятельностью учения и действиями контроля и оценки (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин). В подростковом возрасте исследуется личностная рефлексия: «подросток - как личность для других» (Л.И. Божович, В.В. Драгунова, Д.И. Фельдштейн), как способность самопознания в плане самовоспитания и сознательного строительства собственной личности. В юношеском возрасте исследуется личностная рефлексия «как личность для себя» (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), как активное преобразующее отношение к себе и условиям своей жизнедеятельности.

Рефлексивные потенциалы студентов, проявляющиеся в сочетании возрастных особенностей и учебно-профессиональной деятельности, остаются до сегодняшнего дня малоизученными. Студент - человек познающий, актуализирует свои возможности, круг которых необычайно велик, а отсутствие рефлексивности снимает с него субъектную ответственность за личностное и профессиональное становление. Этот возрастной период связан не только с получением профессиональных знаний, умений и навыков, но и с раскрытием потенциалов самоактуализации, таких как уровень притязаний, самооценка, ценностные ориентации, смысложизненные ориентиры, которые становятся «ядром» мотивации жизненной активности студентов.

Актуальность исследования определяется противоречием между осознанием важности и приоритетности рефлексивности, взаимосвязи уровня рефлексивности и показателей процесса самоактуализации студентов и явно недостаточным вниманием к ним экспериментальных и психологических исследований.

Все это определило выбор темы исследования: «Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов».

Цель исследования: изучение роли и места рефлексивности в процессе самоактуализации студентов.

Объект исследования: процесс самоактуализации студентов.

Предмет исследования: рефлексивность в процессе самоактуализации студентов.

Гипотеза исследования: высокий уровень рефлексивности влияет на процесс самоактуализации и определяет выбор стратегий жизни и профессионального становления студентов. Предполагается:

1. Рефлексивность является интегральным свойством, влияющим на процесс самоактуализации студентов.

2. Влияние рефлексивности носит нелинейный характер на разных этапах обучения и имеет специфику направленности у студентов разных курсов.

Для достижения цели и проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать вопросы самоактуализации, рефлексивности с позиции разных теоретических подходов.

2. Выявить показатели рефлексивности студентов.

3. Рассмотреть показатели процесса самоактуализации студентов.

4. Исследовать взаимосвязь рефлексивности и показателей процесса самоактуализации студентов.

5. Выявить характер влияния рефлексивности на процесс самоактуализации студентов.

Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили следующие положения:

- о рефлексивности как свойстве личности (Н.Г. Алексеев, Л.И. Анцыфе-рова, А.Г. Асмолов, Л.Ф. Вязникова, Г.П. Звенигородская, В.П. Зинченко, А.В. Карпов, Д.А. Леонтьев, В. А. Лефевр, Е.Б. Моргунова, М.И. Найденов В.В. Пономарева, И.Н. Семенов, О.В. Филатова, В. Франкл, Г.А. Цукерман);

- о личности как субъекте собственной жизни (К.А. Абульханова- Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, С.К. Наратова-Бочавер, В.А. Петровский);

- о сущности процесса самоактуализации личности (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, К. Гольдштейн, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл);

- о месте рефлексивности в структуре самосознания (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).

В диссертационном исследовании для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались исследовательские методы:

- аналитические: теоретический анализ научной литературы по теме исследования;

- психодиагностические: методика А.В. Карпова, В.В. Пономаревой. «Определение индивидуальной меры рефлексивности»; проективная методика И.В. Кастериной «Неоконченные предложения»; самоактуализационный тест «САМО А Л», разработанный на основе опросника Э. Шостром,. адаптированный Н.Ф. Калиной; методика самооценки Дембо-Рубинштейн; методика смысложизненных ориентации «СЖО» Д.А. Леонтьева; методика Р. Инглхар-та для изучения ценностей, модифицированная М.С. Яницким;

- методы математической статистики: критерий t-Стьюдента, коэффициент корреляции г-Пирсона, факторный анализ.

Положения, выносимые на защиту.

1. Рефлексивность является интегральным свойством, влияющим на процесс самоактуализации студентов.

2. Высокий уровень рефлексивности активизирует студента на проектирование профессионального пути, выстраивание стратегии собственной жизни, поиск личностных смыслов.

3. Влияние рефлексивности носит нелинейный характер на разных этапах обучения:

— в начале обучения рефлексивность направлена на осмысление жизни;

— в период обучения - на определение иерархии ценностей;

— в завершении обучения - на реализацию потенциалов к саморазвитию.

4. Взаимосвязь самоактуализации с рефлексивностью рассматривается как механизм развития и саморазвития студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в следующем:

- проведено теоретико-эмпирическое исследование взаимосвязи показателей рефлексивности и показателей процесса самоактуализации студентов;

— показана значимость рефлексивности в процессе самоактуализации студентов, в выстраивании иерархии ценностей, в осмыслении жизни;

— установлены профили студентов с разным уровнем рефлексивности;

— выявлена нелинейная взаимосвязь рефлексивности и процесса самоактуализации.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в учебном процессе по дисциплинам психолого-педагогического курса как в теоретическом, так и в прикладном аспекте. Результаты исследования могут быть использованы в переподготовке и повышении квалификации специалистов. Материалы могут быть использованы для развития рефлексивных компонентов психики студентов через спецкурсы и тренинги личностного роста. Работа позволяет учитывать прикладные аспекты развития рефлексивности как свойства личности с позиции эффективности образовательного процесса.

" Организация исследования. Базу для проведения исследования составили 720 студентов разных факультетов Дальневосточного государственного гуманитарного университета в возрасте от 17 до 23 лет. Выборка соответствует однородности по возрасту.

Достоверность и надёжность результатов исследования обеспечена достижениями современной психологии личности, с использованием валидных диагностических методов адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки и применением современных методов математической обработки и анализа эмпирических данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования отражены в публикациях и на разных этапах обсуждались на заседании кафедры психологии ДВГГУ, докладывались на научных конференциях различного уровня: VI, VII, VIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (г. Томск, 2003, 2004, 2005 гг.); на III, IV, V Азиатско- Тихоокеанском Международном конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество» (г. Хабаровск, 2004, 2005, 2006 гг.); на VIII краевом кон курсе молодых ученых и аспирантов (г. Хабаровск, 2005); на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы воспитания» (г. Хабаровск, 2005); на Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы с детьми и молодежью» (г. Хабаровск, 2006). Основные результаты представлены в журнале «Высшее образование в России» (г. Москва, 2006), «Академическом журнале Западной Сибири» (г. Тюмень, 2006).

Материалы исследования отражены в девяти научных публикациях.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 215 источников, приложений. Результаты диссертации представлены в таблично-графической форме. Основное содержание диссертации отражено на 136 страницах.

Теоретические исследования самоактуализации в зарубежной психологии

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека. В ряде теорий [65, 100, 101, 112, 148, 172, 174, 201, 203, 205, 213], разработанных в русле гуманистической психологии, самоактуализация выступает основным механизмом, объясняющим психическое и личностное развитие.

Самоактуализация (этимологически от слова «актуализация») обозначает переход из состояния возможности в состояние действительности, поэтому смысл самоактуализации как процесса саморазвития личности наиболее точно выражает слово «проявление». Проявить себя - выявить свои возможности, способности. Через активное проявление личности объясняют процесс самоактуализации ведущие представители гуманистической школы: самоактуализация - стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей, к активизации собственного личностного потенциала. Это процесс, позволяющий открыться своему жизненному опыту, довериться своим чувствам и мыслям.

Теория самоактуализации представляет собой сложное системное образование, включающее в себя «макро» и «мезо» уровни и частные теории. Наиболее важными и спорными являются следующие: а) теория самоактуализированной личности как цели развития; б) теория мотивации, основанная на идее различения бытийных, дефицитарных и мета-мотивов и ценностей; в) теория пиковых переживаний; г) теория развития личности, основанная на связи мотивов развития, пиковых переживаний и проблемы" выбора оптимального решения; д) теория терапии, центрированной на клиенте [100, 101, 112,148,172,174,201].

Выделяют несколько трактовок самоактуализации:

— процесс актуализации возможностей личности;

— полноценная реализация творчески и духовно богатой личности;

— процесс саморазвития личности, ее личностного «роста изнутри»;

— следствие интенциональности человеческой жизни и достижение ее смысла;

— процесс творческой личности.

Методологические принципы, на которых развивалась гуманистическая психология, были разработаны К. Левиным, К. Гольдштейном, Г. Олпортом.

Идея самоактуализации впервые получила концептуальное оформление на психологическом уровне в работах К. Гольдштейна [207]._Он противопоставляет ее как единственную потребность живого организма «постулированию» многих частных «так называемых потребностей». К. Гольдштейн первоначально связывал осуществление заложенной в индивиде тенденции к актуализации с неизбежным конфликтом с силами внешнего окружения. Нормальный и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром. В своих более поздних работах перемещает акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Невозможность самореализации, по его мнению, предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов.

Самоактуализация, по К. Гольдштейну - основной и по существу единственный мотив человеческой жизни. Самоактуализация — это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность — это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. «Са-мо-актуализация - творческая тенденция человеческой природы. Она - основа развития и совершенствования организма» [207, С. 14].

Проблемы рефлексии в философии и психологии

На сегодняшний день в психологии существует множество понятий рефлексии, каждое из которых несет в себе различные проекции: философские, психологические, методологические.

По мнению А.В. Карпова, наиболее явными и в то же время важными представляются две черты данной проблемы. Во-первых, ее многовековая история, во многом совпадающая с развитием представлений человека о самом себе и, следовательно, имеющие теснейшие гносеологические связи с философским знанием. Во-вторых, ее комплексный многоаспектный характер, появляющийся в междисциплинарном статусе и общенаучном типе данной проблемы, а также в широчайшем спектре собственно психологических направлений ее разработки [72].

Действительно, процесс формирования способов и средств рефлекти-рования в философии во многом тождественен генезису самого философского знания. Уже в трудах классиков античной философии можно найти много глубоких суждений, касающихся различных сторон того, что в настоящее время относят к феномену рефлексии [10, 20, 47, 95, 99]. На вопросы, связанные с познанием мира, пытались ответить мыслители Античности, Средневековья, Возрождения.

Выдающийся философ Раннего Возрождения Н. Кузанский в своей работе «О Богосыновстве» пишет: «Есть одно беспорочное, прямейшее, бесконечное и совершеннейшее зеркало Истины, которое является Бог... Зеркало истины отражает в себе искривленные, интеллектуальные, разумные зеркала... Если теперь какое-то разумное зеркало переместить к первому зеркалу Истины, в котором все без ущерба светится истинно, как есть, то зеркало, вместе со всеми принятыми им в себе зеркалами перельется в разумное живое зеркало и такое разумное зеркало примет в себя зеркальный луч зеркала

Истины, несущего в "себе истину всех зеркал, конечно, примет в своей мере, но в этот момент вечности это живое зеркало как бы живой глаз с принятием лучей сияний от первого зеркала. В нем же в первом Истины, увидит самого себя как, оно есть, и в себе опять-таки по-своему увидит все другие зеркала» [81, с. 82]. Из данного текста видно, что знания человек получает (как «интеллектуальное зеркало») благодаря свойству отражать и принимать отраженное от истинного зеркала (Бога) истину. Содержание отраженного несет в себе знания о других зеркалах (людях) и о самом зеркале, которое принимает это отражение. На что же, в сущности, похоже описание, данное Н. Кузан-ским? Описан механизм, с помощью которого люди получают знания. Этот механизм заключается в способности человека отражать, принимать и быть отраженным. То, что описал средневековый философ, еще не было названо рефлексией, однако сущность данного психологического явления была уже им отражена.

Философии Нового времени принадлежит заслуга определения категории «рефлексия». Согласно Дж. Локку, «рефлексия представляет собой отражение, отклонение как перенос осознаваемых внутренних деятельностей души в сферу божественного, разумного» [95, С. 537]. Она выполняет следующие функции: получение знания о внутренних деятельностях души и осознавание этих деятельностей. Дж. Локк впервые употребил понятие «рефлексия» не для описания физического явления - «отражения», а подразумевая под ним процесс (как и опыт), за счет которого происходит накопление и получение новых идей. «Все идеи приходят из опыта и рефлексии. Называя первый источник ощущение, я называю второй рефлексией, потому что доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи рефлексии о своей собственной деятельности внутри себя. Итак, под рефлексией, подразумеваются те наблюдения, которыми ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» [95, с. 129]. В этой работе заложены основы изучения рефлексии в философии и в гуманитарных науках в целом. Рефлексия — это один из источников познания, а предметом познания становится сама мысль. Таким образом, в философии Нового времени личности, как познающему субъекту, атрибутируется особая способность к рефлектированию, содержащих два основных аспекта: рефлексия как познание деятельности души есть вместе с тем и составная часть души, и механизм ее изменения.

В классической немецкой философии рефлексия «отделяется» от бытия человека и разбрасывается как абстрактная философская категория в онтологическом и гносеологическом аспектах в трудах Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, И.Г. Фихте [44, 69, 172].

Понятие рефлексии у И. Канта приобрело отчетливую гносеологическую и вместе с тем методологическую форму, в которой оно представлено в настоящее время. Философ считал, что мысль человека конструируется в схематизмы категориальными и предметными представлениями. Причем, существуют определенные схематизмы мышления, действия, которые использует субъект. И. Кант отмечает, что деятель «вдруг» соскакивает и начинает пользоваться другими схематизмами. Почему это происходит? Для объяснения данного факта философ использует тождественное понятие — продуктивное воображение или рефлексия. Для И. Канта рефлексия противостоит пассивному, она играет роль разрушителя схематизмов мышления. Он рассматривает ее не в понимании индивидуального, а в понимании коллективного, подразумевая, что она не всегда предполагает сравнение, то есть она на одном человеке невозможна. Рефлексия относит способность организовывать знания, это рассмотрение способа охвата многих знаний в одном сознании, это преодоление изолированного анализа знаний. Рассматривая генезис понятия, И. Кант утверждал, что благодаря рефлексии на базе многих представлений рождается общее многим объектам понятие. «Рефлексия... есть такое состояние души, в котором мы, прежде всего, пытаемся найти субъективные условия, при которых можем организовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания, и только благодаря ей, отношение их друг к другу может быть правильно определено» [69, с. 196-197].

Методы и организация исследования

Цель эмпирического исследования — выявить роль и место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов.

Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:

1. Исследовать показатели рефлексивности и показатели самоактуали зации студентов.

2. Определить роль и место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов.

3. Выявить характер влияния рефлексивности на процесс самоактуализации студентов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: сравнительный метод, комплекс методов психологической диагностики, методы первичной и вторичной обработки результатов обследования.

1. Первичная статистика. Вся первичная статистика: расчет, вычисление средних, определение нормального распределения и т. д. производились при помощи критерия t-Стьюдента, коэффициента корреляции г-Пирсона, факторного анализа.

2. Корреляционный анализ. Корреляционный анализ следует определить как комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями, метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков. Корреляционными считаются такие отношения между переменными, при которых выступает преимущественно нелинейная их зависимость, т. е. значению любой произвольно взятой переменной одного ряда может соответствовать некоторое количество значений переменной другого ряда, отклоняющихся в ту или иную сторону от среднего. Коэффициент корреляции рассчитывался методом произведения моментов r-Пирсона. При интерпретации результатов корреляционного анализа учитывались его некоторые недостатки, например, проблема связанная с установлением причинности [107].

3. Факторный анализ. Для решения ряда статистических задач исследования, таких как обнаружение скрытых факторов, лежащих в основе взаимосвязи нескольких переменных, описание психологических явлений, несмотря на их разнородность и изменчивость, относительно небольшим числом функциональных единиц, объяснение корреляционных связей и т. п. использовался факторный анализ.

Факторный анализ является методом многомерной математической статистики, с помощью которого не просто устанавливается связь изменения одной переменной с изменением другой, а определяется мера этой связи и обнаруживаются основные факторы, лежащие в основе указанных изменений. Факторный анализ направлен на преобразование исходного набора признаков в более простую и содержательную форму. Центральная задача метода - переход от совокупности непосредственно измеряемых признаков изучаемого явления к комплексным обобщенным факторам, за которыми стоят комбинации исходных признаков, выделяемых на основе их внутренних закономерностей, отражающих структуру исследуемой области явлений. Процедура факторного анализа проводится на основе корреляций, получаемых методом Varimax-вращение. При интерпретации получаемых с помощью факторного анализа результатов учитывались и его недостатки: отсутствие однозначного математического решения проблем факторов, условность определения внутренней природы факторов и т. п. [107].

Эмпирическое исследование проводилось на базе Дальневосточного государственного гуманитарного университета в период с 2002 по 2007 гг. Всего в исследовании приняло участие 720 студентов, разных факультетов. Возраст испытуемых - от семнадцати до двадцати двух лет. Выборка соответствует однородности по возрасту.

Похожие диссертации на Место рефлексивности в процессе самоактуализации студентов