Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов Павлова Елена Константиновна

Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов
<
Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Павлова Елена Константиновна. Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.11 : Москва, 1997 214 c. РГБ ОД, 61:98-19/137-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Проблема соотношения свойств личности и индивидуального стиля профессиональной деятельности тележурналистов в трудах отечественных и зарубежных ученых 9

63

1.2. Общение, общительность и индивидуальный стиль деятельности ____ 35

1.3. Общительность как системное качество личности и методика ее изучения

76

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ

2.1. Основные характеристики индивидуального стиля деятельности телевизионных журналистов

107

2.2. Психологическая характеристика стилевых особенностей деятельности тележурналистов

131

2.3. Психологические портреты отдельных представителей трех типов телевизионных журналистов

144

Глава 3. ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТОВ

3.1. Психологические особенности общительности у различных типов тележурналистов

3.2. Психологические особенности общительности у тележурналистов салонного типа 160

3.3. Психологические особенности общительности у тележурналистов публицистического типа 167

3.4. Психологические особенности общительности у тележурналистов художественно-публицистического типа 174

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 183

ПРИЛОЖЕНИЕ 203

Введение к работе

Актуальность исследования: В настоящее время к изучению деятельности тележурналиста-в едущего все чаще обращаются такие науки как социология, социальная психология, психолингвистика, психология личности и другие. Однако эта тема по-прежнему остается слабо разработанной психологами, поскольку профессионализм телеведущего включает в себя не только технологические навыки и приемы, но и творческие способности, и качества личности. Конечная цель такого анализа - диагностика профессиональной пригодности тележурналистов как творческих работников. Творческие профессии вообще остаются пока вне поля зрения психологов, потому что продуктивность работника в этой сфере может зависеть от неожиданных параметров и их сочетаний, что ограничивает (в известной мере) возможности стандартизированного подхода к его труду (В.В.Бойко, 1976).

С учетом накопленного опыта последних лет по комплексному и многостороннему изучению телевещания появилась возможность активнее разрабатывать такую сложную проблему как эффективность работы телевизионного журналиста. В стремлении выявить критерии эффективности ученые рассматривают широкий спектр вопросов, начиная от активной журналистской позиции, выбора темы, знания аудитории, механизмов восприятия ею ведущего, нахождения контакта со зрителем до учета таких невербальных средств телевизионной коммуникации как цвет, музыка, символы и т.д. Однако эффективному использованию результатов этих работ в практике телевидения мешает несводимость, несопоставимость данных в такого рода исследованиях.

На сегодняшнем этапе изучения телевизионного вещания необходимы поиски нормативного образа коммуникатора в зависимости от его функциональной роли и типа вещания.

Исследования показывают, что важным условием популярности передач является их личностная окраска, поскольку зритель воспринимает информацию персонифицировано, то есть не отдельно от ее носителя, а корректируя сообщение отношением к личности ведущего. Следовательно, успех любой программы прежде всего зависит от личности тележурналиста, его умения наладить контакт с аудиторией. Вот почему анализ профессиональной деятельности творческих работников телевидения, включающий описание профессий (комментатор, обозреватель, репортер, интервьюер и т.д.) и изучение профессионально-личностных качеств телеведущих становится сегодня крайне актуальным.

Вместе с тем, исследование условий успешной профессиональной деятельности телекоммуникаторов будет неполным без выявления взаимосвязи свойств личности и стиля профессиональной деятельности. Несмотря на то, что в отечественной психологии имеется ряд работ, выполненных в этом направлении (Т.З.Адамьянц, Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, В.В.Бойко, Б.А.Грушин, О.Т.Мельникова, В.Ф.Петренко, Е.Е.Пронина, В.Руус, А.У.Хараш, О.И.Чечин, Ю.А.Шерковин и др.), в них нередко обнаруживаются противоречивые факты. В одних случаях свойства личности оказывают значительное влияние на характеристики профессиональной деятельности, а в других эта взаимосвязь либо не обнаруживается совсем, либо обнаруживается в малой степени. Проблема заключается в том, что не всегда выбираемые для изучения свойства личности оказываются референтными, либо они подвергаются одностороннему, а не комплексному изучению.

Для изучения нами было выбрано одно из наиболее значимых для телевизионного журналиста качество - общительность.

Объектом исследования является общительность как системное качество личности тележурналиста.

Предметом исследования - психологические особенности общительности у различных типов тележурналистов.

Целью исследования явилось изучение соотношений различных характеристик общительности с индивидуальным стилем деятельности и показателями успешности деятельности тележурналистов.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Выявить индивидуальные стили деятельности тележурналистов и дать их типологию

Изучить индивидуальные особенности общительности у различных типов тележурналистов

Дать психологическую характеристику общительности и различных стилей деятельности тележурналистов

Определить место общительности в системе профессиональных характеристик деятельности тележурналистов

Показать влияние общительности на индивидуальные стилевые характеристики и успешность профессиональной деятельности тележурналистов

В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

Общительность как системное качество личности может оказывать определенное влияние на стилевые и продуктивные характеристики деятельности тележурналистов

Каждый тип тележурналистов с различными стилевыми особенностями профессиональной деятельности возможно обнаруживает качественное своеобразие в проявлениях общительности как системного качества личности

Различные составляющие общительности по всей видимости по разному влияют на стилевые и продуктивные характеристики профессиональной деятельности тележурналистов

Теоретической основой исследования общительности явились положения отечественной психологии о системном характере качеств и свойств личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, А. А.Деркач, Б.Ф.Ломов,

Н.И.Рейнвальд, Д.И.Фельдштейн и др.), а также концепция многомерно-функциональной организации свойств личности, основанная на констатации единства взаимосвязи динамического, эмоционального, регуляторного, мотивационного, когнитивного и продуктивного компонентов (А.И.Крупнов).

Для исследования общительности в работе были использованы «Бланковый тест» и «Экспресс-шкальный тест», разработанные А.И.Крупновым, которые выступали как взаимопроверочные и взаимодополняющие источники, а также программа наблюдения за работой в эфире популярных телеведущих и метод анализа интервью с известными тележурналистами, опубликованными в периодической печати. В исследовании приняли участие 50 тележурналистов, регулярно работающих в эфире в авторских тематических программах. Для статистической обработки полученных данных и сравнения двух независимых выборок применялся критерий Q Розенбаума.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается исходной теоретической концепцией, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, использованием методов статистической обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключена в следующих положениях: ш Выделены основные составляющие индивидуального стиля, характеризующие профессиональную деятельность тележурналистов

Выявлены три типа телекоммуникаторов: салонный, публицистический и художественно-публицистический, дана их психологическая характеристика и проведен сравнительный анализ стилевых особенностей профессиональной деятельности

Осуществлен анализ общительности как системного качества личности у различных групп тележурналистов с разными особенностями профессиональной деятельности с учетом единства и взаимосвязи динамических, эмоциональных, регуляторных, мотивационных, когнитивных и продуктивных характеристик

Установлены специфические особенности в психологических проявлениях общительности у тележурналистов разных типов

Показано, что различия в психологических проявлениях общительности у салонного, публицистического и художественно- публицистического типов тележурналистов больше выражены в инструментально-стилевом аспекте, т.е. в приемах и способах реализации общительности, а также в особенностях ее эмоциональной саморегуляции, нежели в мотивационно-смысловых характеристиках данного свойства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при подготовке специалистов творческих профессий современного телевещания: комментаторов, обозревателей, репортеров, интервьюеров и т.д. Особенно полезны они могут стать именно сейчас, когда персонификация телевизионного сообщения окончательно утвердилась как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее родов. Результаты данного исследования дают широкую возможность для наиболее полного и эффективного использования творческого потенциала и профессионального мастерства телевизионных журналистов в различных видах программ с учетом личностных качеств телеведущего и индивидуально-стилевых особенностей его работы в эфире.

Апробация и внедрение результатов осуществлялась в форме использования материалов исследования при подготовке авторских программ на телеканале «Добрый вечер, Москва!» и телеканале РТР в передаче «Белая ворона», а также при разработке методических пособий по курсу «Тележурналистика» для программного обучения по специальности «Военный журналист» учащихся кадетских классов учебно-воспитательного комплекса 18-63. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов Российского университета дружбы народов, Москва, 1993, 1995; научно-практических конференциях и психо лого-педагогических чтениях в Институте Молодежи, Москва, 1993, 1996, 1997.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Работа иллюстрирована таблицами, графиками и рисунками.

Проблема соотношения свойств личности и индивидуального стиля профессиональной деятельности тележурналистов в трудах отечественных и зарубежных ученых

Минуло десятилетие с тех пор, как с наступлением эпохи перестройки и гласности, в середине 80-х годов впервые в российской истории была начата демократизация средств массовой информации. Процесс освобождения страны от диктата государственного монополизма во всех сферах общественной жизни, от давления идеологической цензуры поднял вместе с тем огромный пласт проблем, затронувших в первую очередь печать, радио и телевидение, как непосредственный инструмент процессов демократизации и гласности. В этот широкий комплекс вопросов вошли свобода средств массовой коммуникации, ее экономическая основа и правовое обеспечение, функции масс-медиа в обществе, степень развитости и иерархия важности этих функций, авторитетность и социальный престиж журналистов, общественный имидж их профессии и многое другое. Обширный круг подобных вопросов в сочетании со стремительно возрастающей значимостью средств массовой информации в современном обществе требует серьезного их изучения. Исследованием различных проблем массовой коммуникации занимаются многие гуманитарные и естественные науки, в том числе и психология. Каждая из них обращается к рассмотрению своего аспекта изучаемого комплекса проблем.

По происхождению словосочетание «массовая коммуникация» является буквальным переводом с английского термина «mass communication», который в сущности можно было бы перевести как «массовое общение», т.е. общение, в котором участвует большое количество людей. Однако здесь имеется ввиду не любое массовое общение, а только то, которое осуществляется при помощи технических средств, прежде всего таких как печать, радио и телевидение. Их называют «средствами массовой коммуникации». Трудно сказать, кому принадлежит изобретение этого термина, однако широкое хождение он получил, пожалуй, с легкой руки Харольда Лассуэлла, которого по праву можно назвать отцом западной теории массовой коммуникации. Ему принадлежит одна из первых на Западе работ по общим проблемам пропаганды, им же разработаны и многие принципиальные теоретические положения о процессе массовой коммуникации. В частности, Лассуэлл еще в 1946г. предложил схему массовой коммуникации, которая до сих пор большинством западных ученых считается классической. «Удобный способ охарактеризовать акт коммуникации, - писал он, - состоит в ответе на следующие вопросы: кто сообщает, что именно, по каким каналам, кому и с каким эффектом» (XЛассуэлл, 1946). Эта «пентада» в короткий срок стала общепризнанной в научной литературе и прочно вошла во множество трудов по теории средств массовой информации. Здесь выделялись основные элементы, анализ которых показывал все принципиально важные для характеристики процесса массовой коммуникации аспекты. В 1967 году Лассуэлл несколько модифицировал эту схему и теперь она выглядит так: «участники коммуникации - перспективы - ситуация - основные ценности -стратегия -реакции реципиентов - эффекты» (Х.Лассуэлл, 1971).

Основные характеристики индивидуального стиля деятельности телевизионных журналистов

Человек с экрана - это ежедневный гость в нашем доме. А в гости к себе мы охотнее зовем человека умного, хорошо информированного, обладающего здравой мерой юмора, находчивого и просто располагающего к себе, то есть такого, с которым можно поговорить о погоде, о жизни, о политике, о моде и о многом другом. Понятно, что это далеко не полный перечень тех качеств, которыми должен обладать «человек на экране».

Творчество на ТВ изначально коллективно, но зритель в конечном счете видит лишь одного ведущего. Его он винит в неудаче, ему приписывает весь успех. В этом один из феноменов зрительского восприятия телевидения. И, в этом, скорее всего, самая главная задача телекоммуникатора - увлечь зрителя, заставить его сопереживать и в конечном итоге - пробудить в нем желание новой встречи.

За время, прошедшее с начала либерализации средств массовой информации, сформировалось новое поколение тележурналистов, перестроившее работу в эфире с учетом возросших требований. И, сегодня, пройдя долгий тернистый путь от обезличенного к личностному, наше многострадальное телевидение уже может похвастаться своими доморощенными телезвездами, старательно ищущими и создающими собственный неповторимый имидж на экране. Ощутив контуры определенного образа, творческие работники телевидения начинают разрабатывать его, углублять, пытаясь придать ему объемность за счет новых деталей. При этом удача ожидает того, кто идет от собственного естества, от присущей ему органичности, понимая, что успех программы во многом определяется личностью ведущего. Ведущий - автор передачи, ее создатель, ее хозяин. На телевидении немало людей, неплохо ощущающих специфику телевизионного общения. Но не так уж много интересных личностей. Между тем, именно тип индивидуальности накладывает отпечаток на характер самой программы. Только личность, как она воспринимается аудиторией, способна собрать разрозненное мелькание кадров, сюжетов, отдельных выступлений в нечто целостное, разумное, осмысленное. При этом, понятие «имидж», включающее не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества. Персонифицированный имидж относительно целостен. Но он в то же время многослоен, создается из разных слагаемых. Образ человека на экране складывается из его телесности (физических данных), внешнего облика, психологических свойств, социальных задатков и стиля профессиональной деятельности.

Рассматривая интегральную индивидуальность по образцу большой саморегулируемой системы, ряд авторов считают, что первичным опосредующим звеном между разными уровнями этой системы является индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности - своеобразный инструмент, которым пользуется человек, типичная для данного субъекта система приемов воздействия на окружающих. При этом, стиль, разумеется, не есть точное предписание строго определенных правил, на каждое из которых имеется некая инструкция, объясняющая, как их применять. Стиль - это всегда человек, личность со всеми ее индивидуальными особенностями. Стиль - это личная манера исполнения, которую можно обрести лишь путем «вживания» в нее, принятия определенных ценностей или психологических установок. Исследования ряда авторов (Т.Ф.Базылевич, Р.Суидин и др.) показали, что отсутствие знания своей индивидуальности, а также несформированность адекватных индивидуальных стилей деятельности для сопряжения биологического и социального в субъекте психической деятельности ведет к неэффективности деятельности. Благодаря усвоению индивидуального стиля повышается эффективность деятельности, усиливается положительная мотивация, изменяется личностный статус, то есть, можно сказать, что стиль выполняет системообразующую функцию в развитии интегральной индивидуал ьности.

Психологические особенности общительности у различных типов тележурналистов

Ранее уже отмечалось, что различные аспекты одного и того же свойства личности имеют свои качественные и количественные характеристики, которые находятся в определенных отношениях между собой, свидетельствуя о целостной, системно-функциональной организации личностного свойства. Модель целостно-функционального анализа свойств личности, разработанная А.И.Крупновым, и была использована нами для изучения общительности тележурналистов с разными стилевыми особенностями профессиональной деятельности. Общительность как системное качество личности изучалась с помощью бланкового и экспресс-шкального тестов, позволяющих диагностировать шесть основных компонентов общительности: динамический, эмоциональный, регуляторный, мотивационный, когнитивный и продуктивный. При этом учитывалось, что каждый из компонентов представляет собой биполярную шкалу и содержит две переменные - гармоническую и агармоническую. В качестве гармонических переменных выступают: «эргичность» в динамическом; «стеничность» в эмоциональном; «интернальность» в регуляторном; «социоцентричность» в мотивационном; «осмысленность» в когнитивном и «предметность» в продуктивном.

Соответственно к агармоническим переменным относятся: «аэргичность», «астеничность», «экстернальность», «эгоцентричность», «осведомленность» и «субъектность» (см.рис.2).

Таким образом в рамках целостно-функционального подхода общительность рассматривается как система инструментально -стилевых и мотивационно-смысловых характеристик субъекта и может быть определена как наличие готовности и стремление его к межличностному взаимодействию. Следовательно, приступая к изучению общительности как системного качества личности тележурналиста, прежде всего необходимо было получить количественные характеристики всех ее переменных. В целях обеспечения максимальной надежности результатов был выведен общий количественный показатель для каждой переменной по среднему значению двух тестов (бланкового и экспресс-шкального).

Количественные показатели всех переменных подсчитывались с учетом их интенсивности. Интенсивность выраженности той или иной переменной определялась путем деления суммы индексов положительных ответов на их количество. Этот показатель отражает средний балл положительных ответов на утверждения, характеризующие каждую из переменных общительности.

Исходя из анализа стилевых характеристик профессиональной деятельности тележурналистов, описанных во второй главе, которые проявляются, прежде всего, в многообразии жанров, функций, направлений авторских телевизионных программ, а также в трактовке и подаче материала; в стремлении создать на экране собственный неповторимый имидж во всем: (в оформлении интерьера студии, в стиле одежды и макияжа, в манере держаться, в способе общения и т.д.), удалось выделить три психологических типа телекоммуникаторов: салонный, публицистический и художественно-публицистический (смешанный). А в соответствии со степенью выраженности тех или иных особенностей стиля профессиональной деятельности испытуемые тележурналисты по всей выборке (50 человек) были разделены на три группы. Первую группу (15 человек) составили тележурналисты наиболее успешно культивирующие на экране образ салонного ведущего (салонный стиль). Во вторую группу вошли 22 человека с характерными чертами тележурналистов-публицистов (публицистический стиль). И, наконец, к третьей группе были отнесены телевизионные журналисты (13 человек), которые осуществляют свою работу в эфире, пользуясь приемами, методами и способами и салонных ведущих, и ведущих-публицистов (смешанный стиль: художественно-публицистический).

Похожие диссертации на Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов