Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации Щедрова Елена Юрьевна

Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации
<
Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Щедрова Елена Юрьевна. Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Хабаровск, 2005 157 с. РГБ ОД, 61:05-19/688

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 10

1.1. История становления категории образа в психологии 10

1.2. Изучение психического образа в отечественной психологии 21

1.3. Проблема связи образа с процессом чувственного восприятия 41

1.4. Сенсорная депривации и ее исследование в психологии 57

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ

ДЕПРИВАЦИИ НА ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 74

2.1. Методология, методы, организация исследования 74

2.2. Влияние зрительной депривации на организацию невербального уровня образов-представлений 81

2.3. Влияние зрительной депривации на организацию вербального уровня образов-представлений 106

2.4. Влияние латеральных предпочтений на стратегию актуализации образов-представлений 116

2.5. Обсуждение результатов эмпирического исследования особенностей образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации 120

Выводы 131

Список использованной литературы 133

Приложения 153

Введение к работе

Актуальность и разработанность проблемы исследования.

А.Н.Леонтьев указывал, что «в психологии проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности».

Психология образа - это конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут, действуют, который сами переделывают и частично создают; это знание о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире. Точнее было бы сказать, что мир не отражается, а воссоздаётся

в психике человека. В процессе восприятия человек «разбирает» окружающий его мир на отдельные элементы и затем «собирает» его во внутреннем психическом плане в виде образа (модели, картины). Важным инструментом Q восприятия становится слово, с помощью которого вычленяются отдельные •. элементы мира, преодолевается натуральная структура перцептивного поля, человек начинает воспринимать окружающий мир не только через известные каналы получения информации, но и посредством речи. В процессе жизни человек воссоздаёт мир во внутреннем плане, выстраивает его образ, модель. Именно содержание образа мира определяет выбор способа поведения, формы \ реагирования на происходящее.

В психологической науке образ рассматривается как психическое образование, функционально включенное в структуру познавательных процессов. Образ - это устойчивая система отношений, он имеет семантику, является носителем предметного значения, смысла. Представления о тесной связи вербальных и невербальных процессов являются основополагающими в понимании структуры образа (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.Ф.Петренко, J С.Д.Смирнов, Л.С.Цветкова, Paivio, M.Denis и др.). А л , ,-,, , .

Мы сосредоточили внимание на сфере образовчтредставлений. Обращение к сфере образов-представлений было неслучайно. В психологии является несомненным положение о важной роли образов-представлений в психической сфере человека. Понятие образ-представление было введено впервые С.Л. Рубинштейном в работе Основы общей психологии в главе «Представления» он пишет, что представления это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований - представлений. Образ-представление выступает как психическое образование, как результат того или иного психического процесса - «психический процесс в его результативном выражении». Образы-представления занимают важное место в психической сфере человека и являются неотъемлемым компонентом познавательной деятельности. Образ-представление включен в структуру перцептивных процессов: при восприятии объекта его идентификация и наименование осуществляются на основе сличения с(эталонами, хранимыми зрительной /гіамяти В.П.Зинченко, М.С.Шехтер). В литературе многочисленны указания на тесную генетическую и функциональную связь наглядно-образных представлений и мышления; важная роль образного компонента мышления прослеживается на всех этапах онтогенеза ребенка и не утрачивает своего значения для мыслительной деятельности взрослого, особенно в процессе творческого мышления (Р.Арнхейм, С.Л.Рубинштейн, А.В.Славин).

Таким образом, литература вопроса свидетельствует о наличии тесной двусторонней связи образов-представлений с высшими психическими функциями. Образы-представления часто выступают как структурный компонент познавательных процессов, являются важным средством решения различного рода познавательных задач и имеют сложное психологическое содержание. Возникновение представлений имеет большое значение для всей сознательной жизни. С.Л. Рубинштейн пишет, что если бы у нас существовало только восприятие и не было представлений, мы были бы всегда прикованы к

наличной ситуации, внутренней жизни_ у нас _ бы _ не было. Именно

представления создают тот внутренний план действий, на котором она развертывается.

В процессе конкретной деятельности особенно существенны индивидуальные различия, связанные со способностью вызвать представления и изменять их. Известно, что у разных людей в зависимости от их индивидуальных особенностей, образы - представления могут значительно отличаться по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты или бедности, неустойчивости, фрагментарности, схематичности (и т.д. Однакоxl, практически не исследованы особенности образов-представлений, /

сформированные в условиях зрительной депривации.

Актуальность исследования определяется важным значением образов-представлений в решении различного рода как учебных, так и профессиональных задач.

Гипотеза исследования: зрительная депривация существенно влияет на особенности образной сферы человека, как на невербальном, так и на вербальном уровнях семантической организации образной сферы.

Объект исследования: образы-представления. 1,

Предмет исследования: влияние зрительной депривации на особенности образов-представлений. Ц _

Цель исследования - изучить особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации.

Задачи исследования:

- дать анализ истории развития категории образа в психологии;

- определить методологию исследования; выбрать методы, отвечающие задачам исследования; определить категорию испытуемых в соответствии с предметом и объектом исследования;

- адаптировать нейропсихологические методики Л.С.Цветковой для исследования особенностей образов — представлений у лиц со зрительной депривацией;

- провести исследование особенностей образно-предметной сферы у лиц с нарушенным зрительным восприятием;

- выявить особенности образной сферы слабовидящих как на невербальном, так и на вербальном уровнях семантической организации;

- исследовать влияние латеральных предпочтений на особенности образов - представлений, сформированных в условиях зрительной депривации.

Методологической основой исследования явились: системный подход к изучению образно-предметной сферы, принцип деятельностного подхода, концепция образа мира (Б.Г.Ананьев, Дж.Брунер, Л.М.Веккер, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.В. Запорожец, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.Р.Лурия, Д.А.Ошанин, Г.Л.Розенгард-Пупко, С.Л.Рубинштейн, С.Д.Смирнов, М.С.Шехтер, Paivio, M.Denis и др.)

В своем исследовании мы опираемся на следующие теоретические положения:

- понятие образ-представление (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Цветкова);

- понятие образной сферы человека (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров и др.);

- связь значения образа с процессом чувственного восприятия (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов);

- представление о сенсорной депривации (З.Ф.Гафурова, Л.П.Григорьева, Е.Зискинд, Й.Лангеймер, 3. Матейчек, Л.И.Фильчикова). В соответствии с гипотезами и задачами исследования были выбраны

следующие методы исследования:

- комплекс методик, предложенный Л.С.Цветковой: свободные образные ассоциации; направленные образные ассоциации; дорисовывание геометрических фигур до предмета; дорисовывание фрагмента предметного изображения до целого изображения; дорисовывание фигур до объектов класса по слову-наименованию; рисования предметов по слову-наименованию

- пробы по определению ведущего полушария.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик адекватных предмету, цели и гипотезам исследования; репрезентативной выборкой; корректным применением статических методов с использованием U-критерия Манна-Уитни, F-критерия Фишера и критерия х2 База исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2005 г в г.Хабаровске. В исследовании приняло участие 162 человека: слабовидящие люди (острота зрения - от 0,04 до 0,4) - 54 человека; лица с пониженным зрением (острота зрения - от 0,4 до 0,1) - 54 человека и нормально видящие -54 человека. Исследование проводилось в 7-х и 8 классах на базе ГСОУ школы - интерната для незрячих и слабовидящих детей, МОУ СОШ № 80 и № 72 г.Хабаровска.

Положения, выносимые на защиту.

1. Зрительная депривация существенно влияет на особенности образной

сферы человека, как на невербальном, так и на вербальном уровнях семантической организации образной сферы.

2. В практической деятельности люди со зрительной депривацией актуализируют наиболее типичные образы на заданный графический стимул, что является свидетельством отставания в формировании обобщенных образов- представлений, что позволяет говорить о недостаточной сформированности аналитико-синтетических перцептивных действий, направленных на вычленение в образе его составных частей, способности к мысленному манипулированию образами и его элементами.

3. В условиях зрительной депривации наблюдается отчетливо выраженная несформированность образов-представлений по критерию нечувствительность к существенным признакам предмета.

4. Существуют особенности семантики образно-предметной сферы. Выявлены признаки несформированности семантической организации на вербальном уровне, свидетельствующие о стирании носителей значения,

отличительных признаков предмета, при сохранности обобщенного образа, присущего целому классу предметов.

5. Имеется определенная связь между латеральным_лредлочтением, уровнем снижения зрения и особенностями образов-представлений, что дает основание для поиска новых стратегий обучения данной категории детей.

Научная новизна.

- Выявлено влияние зрительной депривации на формирование

образов-представлений.

- Проведен сравнительный анализ структуры и содержания образов-представлений на вербальной и невербальном уровне семантической организации в зависимости от особенностей зрительного восприятия.

- Показана возможность использования комплекса методик

Л.С.Цветковой для диагностики уровня сформированности образов-представлений на лицах с пониженным зрением. " iTV J AJL QA M r

Теоретическая значимость.

- Описаны семантические особенности образов-представлений,

сформированных в условиях зрительной депривации.

- Уточнены сложившиеся представления о связи вербального и невербального уровней семантической организации образов- представлений.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при решении вопросов, диагностики образной сферы, организации коррекционно-развивающей работы и подборе индивидуальной траектории обучения слабовидящих учащихся. А также при разработке специального программного обеспечения на промышленных предприятиях в отношении лиц с различной патологией зрения.

Результаты исследования представляют интерес также для возрастной, специальной и педагогической психологии.

Внедрение и апробация результатов осуществлялась непосредственно в ходе всего периода исследования в Государственном специальном

(коррекционном) образовательном учреждении школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей. Основные результаты работы и ее отдельные фрагменты апробированы на международном симпозиуме, научно-практических конференциях разного уровня, на совещаниях, докладывались на педагогическом совете школы, реализовывалось в практике собственной работы в должности зам.директора школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей. Материалы диссертации отражены в 11 научных публикациях.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 245 источников (в том числе 37 — иностранных авторов), 5 приложений. В тексте диссертации имеются 16 рисунков, 30 таблиц. Содержание изложено на 154 страницах.

История становления категории образа в психологии

Психология во все времена находилась в тесной взаимосвязи с проблемой гносеологического (познавательного) отношения между субъектом и объектом. В разные времена она находилась под влиянием различных философских течений. Но у психологической науки к категории образа особый интерес. Для нее образ - это особая реалия бытия, которая имеет не только гносеологический аспект, но и онтологический. Сегодня категория образа это форма и инструмент исследовательской мысли, в которой представлена существующая независимо от нас и наших знаний о ней реальность. Наравне с другими процессами бытия: нервными, биологическими, физическими психический образ, как любая другая категория науки, работает независимо от наших знаний о нем. Образ как психологическое понятие имеет более чем двадцати пяти вековую историю (С.Д.Смирнов, 1981, с. 15). Изначально проблема образа возникла на стыке двух направлений философии: онтологии и гносеологии, когда решалась судьба взаимоотношений представлений о душе и сознании (Эмпедокл, Демокрит, Аристотель, Ибн аль-Хайсам, Галилей, Декарт, Лейбниц, И.Мюллер, Я.Пуркинье, Белл, Гельмгольц, Брентано, Вундт, О.Кюльпе, А.Бине, Р.Вудвортс и др.).

Начиная с Аристотеля и до начала 19-го века в психологии происходила борьба двух разных подходов в понимании взаимодействия механизмов познания - органов чувств и органов мышления. Были выделены главные условия механизма восприятия: воздействующего предмета, промежуточной среды и ощущающей способности, установлена первичность реальных предметов над возникающими ощущениями. С Аристотеля началась история категории образа-представления. Он показал, что ощущениями и мышлением не исчерпывается познавательный процесс, в нем важная роль принадлежит связывающему звену - представлениям (по его терминологии - «фантазиям»).

Он не только выделил этот специфический план познания, но и разработал гипотезу о том, что представления соединяются по определенным правилам (которые в дальнейшем были названы - законами ассоциации). Аристотель отмечал, что без представлений невозможно никакое суждение, это лишь материал мысли, а не она сама.

Эпикур, развивая идеи предшественников, добавил, что без ощущений и восприятий представления и память возникнуть не смогут, что существуют частные (в которых отражены единичные предметы) и общие (которые выступали в роли понятий) представления. Последние - обобщенные чувственные образы, возникающие в результате наложения впечатлений при участии памяти. По Эпикуру, мышление заключается в том, чтобы оперировать хранящимися в памяти единичными и обобщенными образами, сопоставляя их с поступающими впечатлениями.

В античной психологии была выявлена проблема взаимоотношения чувственных и умственных образов, не зависимо от того, какие это образы: образы окружающей среды, поведения в ней личности или самой этой личности.

Совершенно другой подход к вопросу о соотношении чувственных и умственных образов предложил арабский ученый Ибн аль-Хайсам (Альгазена), который занимался изучение законов отражения и преломления света. Он относился к органу зрения как к оптическому прибору Ибн аль-Хайсам преодолел эти трудности тем, что за основу зрительного восприятия принял построенный по законам оптики образ внешнего предмета. Он считал, что в каждый зрительный акт состоит из двух этапов: этап непосредственного запечатления внешнего воздействия (проекция образа) и этап последующей работы ума, в результате которой становится возможным установление сходства и различия объектов (М.ГЛЯрошевский, 2000).

Заслугой средневековой Европы, которая впитала в себя наследие как античной, так и арабоязычной философии.

Учение Фомы Аквинского имело своими корнями аристотелевское учение, хотя и выхолощенное по содержанию, утерявшее ключевой момент -связь с эмпирикой. У Аристотеля мы видели важную роль активной деятельности в процессе восприятия объекта, тогда как у Фомы Аквинского — этот принцип был преобразован в учение об интенциях. Интенция рассматривалась как действие во внутреннем, умственном плане, сопровождаемое содержанием - предметом, на который она направлена. Здесь под предметом понимали чувственный или умственный образ.

Приверженцы противоположной концепции - номинализма, отрицали существование общечеловеческих универсальных понятий, опираясь на чувственный опыт. Кроме того, знаковая теория была направлена не только против томистской интерпретации психики, но и против «идолов» древнегреческих материалистов утверждавших о полном подобии объекта и субъективного образа. По мнению В.Оккама, чувственные образы - это только знаки, которые используются для обозначения реальных объектов, поэтому и ощущения, и восприятия, и понятия — по существу составляют систему знаков.

Таким образом, сокрушительные удары по древней концепции образов нанесли сначала номинализм, а затем в 17 веке - причинная теория ощущений. Эта концепция была верна по своей гносеологической сути, но с точки зрения естествознания — являлась заблуждением.

Рене Декарт в рамках своей механодетерминистской теории, оказавшей большое влияние на психологию того времени, описал процесс восприятия. По его мнению с помощью «животных духов» (прообраз нервных импульсов), проносящихся / по нервным «трубкам» и сотрясающих мозг, человек испытывает «страдательные состояния души». К функциям такой «машины тела» он отнес восприятия, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления. На протяжении многих веков до Декарта деятельность восприятия и обработка поступающей извне информации считалась производимой душой. Декарт доказывал, что телесное устройство таково, что оно может справляться с поставленной задачей без участия души, самостоятельно (М.Г.Ярошевский, 2000). Кроме того Декарт выделил три вида идей (образы-представления): идеи, порожденные самим человеком, связанные с его чувственным опытом; идеи, приобретенные, которые являются обобщением опыта разных людей; врожденные идеи, дающие знания о сущности мира, об основных законах его развития.

В эпоху научной революции 17 века получила утверждение мысль о единстве природы, в которой был отражен дух рационализма. Идея различения первичных и вторичных качеств (образов), принятая Галилеем, Декартом и другими, нашла свое продолжение. Локк описал его так: первичные качества -неотделимые ни от какой частицы материи (например, плотность, протяженность, форма, движение). Вторичные качества - присущи самим вещам, они вызывают у нас ощущения цвета, звука, вкуса.

В свою очередь Лейбниц, выступая за единство души и тела, выделял в душе несколько степеней знаний: отчетливые знания, смутные знания и бессознательные. Доказывая существование бессознательных образов, Лейбниц считал, что они связаны с осознанными идеями. Он обратил внимание на субъективный характер знаний. Даже на начальной стадии познания человек проявляет активность и привносит что-то свое (из своего опыта) при построении образов окружающих предметов, поэтому невозможно разграничить качества, которыми обладает реальный предмет и качества, привнесенные субъектом познания.

Для Т.Гоббса важно единство опыта и разума, для него механизм познания начинается с ощущений, из которых по законам интенции возникают представления как следы, оставшиеся в памяти после воздействия предмета на орган чувств. Причем, он различал простые и сложные представления. Простые - это образы конкретных единичных предметов, а сложные обобщенные) образы собирательного характера (образы-представления). Говоря о природе представлений, Гоббс отмечал, что развертывание представлений может происходить как по временной, так и по пространственной смежности. Он еще не использовал термин «ассоциация», но выдвинул догадку об ассоциативном механизме актуализации представлений. Декарт и Лейбниц принимали ассоциации как один из феноменов, но считали их низшей формой познания, по сравнению с высшими мышлением и волей. У Гоббса ассоциации получили статус универсального закона. Механизм мышления для Т.Гоббса заключался в оперировании образами и представлениями, а значит, мысли не являются врожденными, они есть результат преобразований, основанных на опыте. Только в единстве чувственного и рационального он видел будущее любой науки, занимающейся изучением природы. Таким образом, учение Т.Гоббса стало предвестником будущей ассоциативной психологии (А.С.Лучинин, 2005).

Современник Гоббса Локк сформулировал определение сознания, на которое опирались в дальнейшем представители интроспективной психологии. Локк считал источниками человеческого опыта ощущения и рефлексию. Первые — поставляют впечатления от органов чувств, а вторые — порождают идеи в результате внутреннего восприятия ума. В завершении процесса познания и те и другие идеи предстают на суд сознания, которое он понимал как восприятие того, что происходит у человека в уме. Содержанием сознания по Локку являются образы, представления, чувства.

Несмотря на то, что в период до 19 века изучение сенсорных свойств психики велось преимущественно математиками и физиками, были высказаны важнейшие положения, касающиеся природы образов и образов-представлений: стали различать первичные_и вторичные образы (Локк); Лейбниц отметил роль опыта в процессе построения образов и активную позицию человека; Декарт считал, что идеи (образы-представления) есть обобщение не только своего опыта, но и опыта других людей; Т.Гоббс рассматривал простые (образы конкретных единичных предметов) и сложные (обобщенные образы собирательного характера).

Вплоть до 20 века царствовала ассоциативная психология. Она была доминирующим психологическим направлением и оказала огромное влияние на развитие психологической науки, просуществовав более двух веков. Ее основоположником принято считать Давида Гартли, который считал: начальным уровнем психики являются ощущения, появляющиеся в результате вибрации органов чувств, затем уровень представлений, которые являются следами вибраций. Гартли рассматривал мышление как процесс образования понятий, в основе которого лежат ассоциации образов реальных предметов со словом.

class2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ

ДЕПРИВАЦИИ НА ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ class2

Методология, методы, организация исследования

В эмпирической части исследовании мы отвечаем на следующие г - вопросы: как идет построение образа мира,) когда человек испытывает затруднения в результате нарушения зрительного восприятия? Являются ли образы_составной астью мышления? Обязательна ли образная переработка информации для формирования значения и смысла? Нарушается ли и ч как образ-представление у слабовидящих людей на разных уровнях их организации (невербальном и вербальном)? С этой целью исследовались отличительные особенности образов-представлений у слабовидящих испытуемых, у лиц с нормальным зрением и с пониженным зрением. При построении эмпирического исследования мы опираемся на следующие ключевые теоретические положения: понятие образ-представление (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Цветкова);

понятие образной сферы человека (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, АЛ І.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров и др.);

связь значения образа с процессом чувственного восприятия (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов);

представление о сенсорной депривации (З.Ф.Гафурова, Л.П.Григорьева, Е.Зискинд, Й.Лангеймер, 3. Матейчек, Л.И.Фильчикова).

Полагаем, что исследование особенностей образов представлений у лиц с разной степенью снижения зрения поможет выявить специфический вклад зрительного восприятия в формирование образной сферы человека.

Для проверки гипотезы о том, что образы - представления, сформированные в условиях зрительной депривации, будут отличаться специфическими особенностями таких характеристик, как полнота, целостность семантическая наполненность, мы провели сравнительное исследование состояния образов-представлений (разных ее составляющих) в группах испытуемых с нормальным и пониженным зрением, а также в группе слабовидящих.

Исследование проводилось с 2000 по 2005 г в г.Хабаровске.

Все испытуемые имеют интеллект в пределах возрастной нормы. С каждым из них была проведена беседа, в ходе которой был установлен контакт и получено общее представление о психическом развитии, развитии личности, эмоционально-волевой сферы. Испытуемым предлагалось принять участие в исследовании, из желающих были сформированы группы. Таким образом, были сформированы группы А, Б и В (контрольная). Они были уравнены нами по половозрастному признаку.

В исследовании приняло участие 162 человека 13-летнего возраста:

- группа А - слабовидящие люди (острота зрения - от 0,04 до 0,4) -/54 } человека;

- группа Б - лица с пониженным зрением (острота зрения - от 0,4 до 0,1) - 54/ человека;

- группа В - лица с нормальным зрением - 54 человека.

Исследование проводилось в 7-х и 8 классах на базе ГСОУ школы — интерната для незрячих и слабовидящих детей, МОУ СОШ № 80 и № 72 г.Хабаровска.

Исследование проходило в три этапа.

Первый этап - изучение сформированное образов-представлений на невербальном уровне семантической организации образов-представлений, второй этап - изучение сформированности образов-представлений на вербальном уровне и третий этап исследования включал в себя изучение латеральных предпочтений респондентов. При разработке методики исследования мы использовали схему нейропсихологического изучения образно-предметной сферы Л.С.Цветковой. Наиболее информативным для измерения основных переменных оказалось использование рисуночных проб. Ранее другими исследователями эти методики были апробированы на группах детей с нормальным интеллектом, с задержкой психического развития, с речевой патологией, с отклонениями в умственном развитии, а также на взрослых больных с афазией. Адекватность данных приемов исследования к проблеме исследования заключалась в возможности непосредственного анализа структуры и содержания сферы образов-представлений. Использование методов статистической обработки состояло в первичном упорядочении данных, вторичном математико-статистическом и статистическом резюмировании, что позволило провести теоретическую обработку полученных результатов и выработать практические итоги исследования. /

В качестве материала, на основе которого сделано заключение о состоянии образов-представлений, выступили рисунки испытуемых. Рисунки оценивались по ряду параметров с использованием бальной системы оценок. Всего по результатам двух серий было проанализировано 1870 рисунков.

I этап: Исследование образов-представлений на невербальном уровне Для исследования образов-представлений на невербальном уровне их организации в эксперименте использовались методики свободных и направленных ассоциаций, реконструкции фрагмента предметного изображения, дорисовывания геометрических фигур до предметов.

Материал, полученный при диагностике по этим методикам, позволяет оценить возможность и продуктивность актуализации образов-представлений в ситуациях заданной и свободной стратегий воспроизведения; семантическую организ дию образов-представлений в ситуации свободного и направленного восприятия: хагзшсгерсвязей между образами, количество семантических групп, их величину (наполненность), стратегию ассоциаций (наличие/отсутствие четко очерченных семантических цепей, их длину); возможность актуализации образа-представления по графическим стимулам разного уровня обобщения: конкретным (фрагментам предметных изображений) и абстрактным (геометрическим фигурам); правильность опознания и реконструкция фрагмента, число разных вариантов реконструкции абстрактных фигур и т.д. 1.Методика «Свободные образные ассоциации»

Инструкция: «Постарайтесь за 5 минут нарисовать как можно больше разных предметов. Качество рисунка роли не играет, главное, чтобы было понятно, что это. Рисуйте все, что приходит вам в голову». Время выполнения задания 5 минут. Затем испытуемый называет нарисованные им предметы.

2.Методика «Направленные образные ассоциации»

Инструкция: «Постарайтесь за 5 минут нарисовать как можно больше разных предметов, которые приходят в голову, когда вы смотрите на эту картинку. Качество рисунка роли не играет. Можете рисовать все, что придет в голову». Время выполнения задания - 5 минут. В качестве стимульной картинки было предложено изображение яблока (цветное изображение: красное яблоко с зеленым листочком).

Влияние зрительной депривации на организацию вербального уровня образов-представлений

Многими исследователями признается тесная двусторонняя связь вербальных и невербальных (образных) процессов, взаимообусловленность их развития. Чувственной основой слова являются образы-восприятия и образы-представления, она имеет большое значение для процессов предметной номинации, формирования конкретных и абстрактных понятий, овладения мыслительными операциями и для процессов понимания в целом. Важным условием умственного и речевого развития ребенка является развитие системы понятий_в_единстве с системой образов (Л.С.Выготский, 2000; Н.Г.Калита, 1976; В.В.Лебединский и др., 2002; С.Л.Рубинштейн, 1989, 2001; А.А.Потебня, 1989; В.Н.Сагатовский, 1973; С.К.Сиволапов; 1986; Л.С.Цветкова, 1995 и др.).

В процессе формирования зрительной памяти образы-представления актуализируются и выступают в качестве продукта межсистемного взаимодействия ВПФ, который определяется спецификой и закономерностями данного этапа онтогенеза. В процессе своего развития сфера образов-представлений складывается как многоуровневое образование, которое опосредуется с помощью визуальных знаковых систем и речи. В результате чего, мы имеем иерархически построенную систему образов разного уровня обобщенности, обладающих семантикой, формирование которой тесно связано с развитием вербальных значений (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Дж.Брунер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, А.А.Потебня, Ф.Я.Юдович и др.).

На cj)gpy образных представлений оказывает свое влияние и процесс развития4эечи. Через речевое развитие происходит вербализация чувственного опыта, что способствует его категоризации, развитию обобщенного и вместе с тем более дифференцированного отражения. Человек с помощью слова выделяет в предметах существенные признаки, что способствует развитию обобщенного отражения однородных качеств. Также, параллельно с этим идет становление произвольной регуляции образной сферы (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Дж.Брунер, А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, Г.Л.Розенгард-Пупко, С.Д.Смирнов, Л.С.Цветкова, Д.Б.Эльконин).

В нашем исследовании мы опирались на положение о том, что процесс актуализации образа-представления может запускаться не только стимулами разной модальности, но и обозначающим era. словом. Вторая серия опытов предполагала изучение связи слова-наименования и предметного образа. І Іаша задача, выяснить какой образ-представление стоит за предметно отнесенным словом-наименованием, насколько он является дифференцированным, находит ли место в рисунке по представлению отражение существенных признаков предмета, которые тесно связаны с его предметным значением, насколько эти признаки выражены и адекватны ли они стоящему за словом-наименованием значению. Мы исходили из того, что возможность мысленного представления называемого предмета основана на использовании сохранных процессов зрительной памяти, сформированной произвольной регуляции, когда имеет большое значение прочность и адекватность связи «слово-наименование -образ предмета», определенный уровень обобщения, семантической оформленности слова и образа предмета. Также и номинативная функция речи оказывает свое влияние на эти процессы.

Материалом для анализа состояния образов-представлений «по слову наименованию» служили рисунки испытуемых. В ходе эксперимента не было отмечено трудностей актуализации образов-представлений, по словам-наименованиям, которые представляли собой достаточно частотные слова и обозначали знакомые объекты. Выполнение заданий не вызывало затруднений, если не принимать во внимание качество выполненных рисунков (полноту, прочность, точность уктуализируемого образа).

Анализ воспроизведения в рисунке существенных (отличительных) признаков образа-представления, основан на изучении формирования дифференцированного и обобщенного образа-представления, что тесно связано с формированием предметных значений, с учетом иерархической структуры системы образов, разного уровня обобщения. В образах, соотносимых с конкретным словом-наименованием предмета, присутствуют признаки, отражающие его принадлежность к определенному классу предметов (признаки, присущие предметам данного класса). Кроме того, эти признаки тесно связаны с конкретным значением образа и позволяют отдифференцировать его от других предметов класса. Сохранность механизма вычленения таких существенных признаков необходима для процессов опознания предметов, зрительной памяти, предметной номинации, мыслительных операций. Мы полагаем, что в условиях полноценно сформированных образов-представлений, их речевого уровня организации предметное изображение по представлению, связанное с конкретным словом-наименованием, должно быть дифференцированно от других предметов класса и нести признаки, связанные с его предметным значением. Рисунки испытуемых во второй серии эксперимента были оценены на наличие и выраженность таких признаков.

Похожие диссертации на Особенности образов-представлений, сформированных в условиях зрительной депривации