Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров) Попова Юлия Ивановна

Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров)
<
Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров) Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров) Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров) Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров) Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров) Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров) Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров) Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров) Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Попова Юлия Ивановна. Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Краснодар, 2004 183 c. РГБ ОД, 61:04-19/680

Содержание к диссертации

Введение

1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ 12

1.1. Содержание и компоненты Я-концепции 13

1.2. Теоретические модели организации Я-концепции 21

1.3. Положения о формировании Я-концепции личности 31

1.4. Психологическая устойчивость Я-концепции и механизмы ее поддержания 39

2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКТЕРОВ И ПЕДАГОГОВ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ 43

2.1. Анализ содержания профессиональной деятельности педагогов 44

2.2. Анализ содержания профессиональной деятельности актеров 52

2.3. Психологические механизмы перевоплощения 66

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 79

3.1. Обоснование программы исследования 79

3.2. Характеристика выборки 84

3.3. Организация и методы исследования 85

4. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ АКТЕРОВ И ПЕДАГОГОВ 96

4.1. Анализ содержания Я-концепции актеров и педагогов на материале самоописаний теста Куна 97

4.2. Анализ устойчивости содержания Я-концепции 105

4.3. Сравнительный анализ самоописаний теста Куна среди мужчин и женщин 107

4.4. Анализ содержания Я-концепции на материале методики Келли 111

4.5. Анализ тенденций, характеризующих влияние перевоплощения на Я-концепцию 120

4.6. Анализ корреляционных взаимосвязей самоотношения, адаптированности и самоактуализации 124

4.7. Анализ тендерных особенностей Я-концепции 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 136

ПРИЛОЖЕНИЯ 153

Введение к работе

В связи с преобразованиями, происходящими в российском обществе, перед психологией встает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы человека в условиях меняющегося мира и социальной нестабильности. Актуализируется интерес к психологическим проблемам, ранее находившимся на периферии научного анализа. Одной из таких проблем является проблема Я-концепции личности. Для периода социальной нестабильности характерны такие явления, как ломка социальных стереотипов, изменение-системы ценностей, размывание социально-ролевой структуры общества. Все эти факторы затрудняют процесс обретения гибкой и устойчивой Я-концепции (О. Негт, Д.И. Фельдштейн, З.И. Рябикина и другие).

В современных условиях расширяются пути самореализации, потенциальные возможности выбора. Повышение динамичности рынка труда и изменение условий деятельности в настоящее время порождают ситуацию осознания необходимости освоения новых ролей и способов приложения способностей. Неготовность человека к такой свободе самоопределения может повлечь угрозу дезадаптации. Особенно уязвимы в этом плане люди, принад-.. лежащие к социальным группам, статус которых резко изменился. В связи с этим особенно актуализируется внимание к регулирующей роли Я-концепции (Р. Берне, И.С. Кон, В.В. Столин и др.), которая интегрирует наиболее значимый опыт осознания себя благодаря идентификации с другим. Она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Условием приобретения адекватного содержания Я-концепции является возможность идентификации с элементами социального опыта, в основе которой лежит способность к перевоплощению. Смена ролей помогает осваивать новые культурные символы. В процессе освоения ролевого репертуара отбираются наиболее аутентичные личности признаки, но в то же время возникает потребность в самоидентификации. При отсутствии идентифи-

5 кации с новыми социальными ролями может возникнуть ощущение оторванности от жизни, неумение адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия жизни.

В наибольшей степени способность к перевоплощению проявляется в деятельности актеров - они не только проживают нормативные для всех социальные роли, но и дополнительно подвергают свое самосознание нагрузке театральных ролей. Множественность социальных принадлежностей отражается в ролевом репертуаре личности, поэтому профессия драматических актеров является хорошей моделью включения человека в быстро меняющийся мир, так как перед актерами постоянно встает необходимость приспосабливаться к меняющимся условиям существования (ролям) и в процессе такого перевоплощения отстраняться от этих изменений для сохранения личностной целостности, становиться более аутентичными (И.И. Силантьева, Ю.Г. Клименко, Г. Вильсон).

Так как социальные изменения постоянны, индивид сталкивается с постоянной необходимостью осмысления нового опыта. Рассмотрение влияния перевоплощения на содержание Я-концепции в настоящее время недостаточно представлено в психологической литературе.

Для получения ясной картины влияния перевоплощения на Я-концепцию и ее регулирующую функцию мы сравнили особенности Я-концепции актеров с особенностями Я-концепции представителей другой профессии - педагогической. В отличие от актеров, перед педагогами не стоит жесткой необходимости перевоплощения. Искусство и образование - два института накопления, сохранения и трансляции культурно обусловленного опыта. В образовании способ взаимодействий нормативно задан: определено что и как передавать. В искусстве трансляция опыта осуществляется не столь нормативным путем. Игра - единственный способ привлечь внимание к тому, что необходимо передать. Перевоплощение - необходимое условие игры. Анализ особенностей Я-концепции актеров и педагогов дает возмож-

ность рассмотреть проявление регулирующей роли Я-концепции в изменяющихся условиях.

Положение человека в ситуации ускорения темпа социальных и экономических изменений, новые условия жизни и способы адаптации порождают необходимость осознания своих личностных ресурсов, одним из которых является гибкая и устойчивая Я-концепция. Именно необходимость -. осмысления регулирующей функции и особенностей Я-концепции при условии различных возможностей проживания социальных и профессиональных ролей и недостаток такой информации обусловливает актуальность нашего исследования.

Объектом нашего исследования является Я-концепция личности.

Предметом исследования стало влияние перевоплощения на особенности Я-концепции актеров.

Цель исследования - выявить характер влияния перевоплощения на содержание Я-концепции актеров.

Гипотезы исследования.

  1. Перевоплощение, являясь основным содержанием деятельности актеров, влияет на формирование специфического содержания Я-концепции.

  2. Влияние перевоплощения на содержание Я-концепции затрагивает эмоциональную сферу актеров, заключается в осознании ценности деятельности и внимании к содержанию своей личности.

  3. Необходимость перевоплощения вызывает угрозу цельности Я-концепции и обусловливает повышение потребности в аутентичности, что приводит к ослаблению ориентации актеров на широкие социальные взаимодействия.

Теоретические задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ проблемы Я-концепции.

  2. Провести теоретический анализ проблемы перевоплощения.

  3. Теоретически обосновать влияние перевоплощения на содержание Я-концепции актеров.

7 Эмпирические задачи исследования:

  1. Составить программу эмпирического исследования проблемы влияния перевоплощения на Я-концепцию.

  2. Подобрать комплекс психодиагностических процедур, позволяющих определить особенности содержания, социально-психологическую адаптацию, степень устойчивости Я-концепции актеров и педагогов.

  3. Определить специфические особенности содержания и степень устойчивости Я-концепции актеров и педагогов.

  4. Установить наличие и характер связи проявления регулирующей ро- - ли Я-концепции актеров и перевоплощения.

  5. Выявить характер связи содержания Я-концепции актеров и педагогов и тендерных различий.

Методологическими основами исследования стали: теория профессионального развития, рассматривающая профессиональное становление как частный случай более общей модели личностного развития сформировавшейся в отечественной науке (А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, К.А. Абульха-нова-Славская, З.И. Рябикина, М.Р. Гинзбург, Д.И. Фельдштейн и др.). Исследуя проблему личностного развития, мы основывались на принципах гу- манистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.). Рассматривая проблему Я-концепции, мы опирались на принципы психологии развития, когнитивной психологии и интеракционизма (Н.В. Антонова, А. Ватерман, Н.С. Ведерникова, В.И. Голованевская, И. Гоффман, А.Н. Ким-берг, В.Г. Корекинов, Дж. Коулман, Дж. Марсиа, Д. Маттесон, Дж. Мид, Дж.

«

Тернер, X. Тэджфел, Э. Эриксон и др.). При изучении проблемы формирования субъектной позиции мы рассматривали работы К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова. Теоретическое и эмпирическое исследования основывались на принципах развития, детерминизма, систем- . ности, единства сознания и деятельности (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.).

8 Для реализации поставленных задач в работе были использованы теоретический анализ и психодиагностические методы - личностные опросники (16-факторный опросник Кеттелла; опросник СПА; самоактуализационный -тест (CAT); тест УСК; тест-опросник самоотношения В.В. Столина), метод репертуарных решеток Келли; тест двадцати утверждений Куна-Макпартленда; контент-анализ материала самоописаний и методы статистической обработки данных.

Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа с 2000 по 2003 год. На первом этапе нами был осуществлен теоретический анализ проблемы Я-концепции и воздействия перевоплощения на ее содержание. На втором этапе была разработана программа психодиагностического исследования и осуществлен эмпирический сбор данных. Эмпирическое исследова- -ние проходило в два этапа, с 2002 по 2003 год, с интервалом 10 месяцев, второй этап эмпирического исследования проводился для уточнения данных, полученных на первом этапе. Третий этап исследования включал обработку, анализ и интерпретацию полученных результатов, и подведение итогов исследования.

База исследования и характеристика выборки. В исследовании приняли участие актеры драматических театров г. Краснодара и педагоги Межшкольного Эстетического Центра г. Краснодара. Группу испытуемых составили 64 актера, из них 32 мужчины, 32 женщины, и 50 педагогов, из них 20-. мужчин, 30 женщин.

Надежность и достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась исходными методологическими и теоретическими позициями, организацией исследования, соответствующей его целям и задачам, использованием взаимодополняющих диагностических процедур и разнообразных математико-статистических приемов обработки, качественного анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: в результате анализа полученных фактов получены

9 новые сведения о формировании Я-концепции личности под влиянием перевоплощения.

  1. Специфика Я-концепции актеров по сравнению с Я-концепцией педагогов заключается в многаспектности и богатстве содержания эмоциональной сферы, осознании глубокой личностной вовлеченности в деятельность и комплексе характеристик, отражающих высокое внимание к содержанию -своей личности. Указанные особенности сопровождаются вниманием к личностной цельности.

  2. Отмечена тенденция к актуализации актерами субъективного аспекта Я-концепции, что сопровождается снижением ориентации на широкие социальные взаимодействия и адаптированности актеров по сравнению с педагогами.

  3. Выявлены тендерные различия в содержании Я-концепции актеров и педагогов, проявляющиеся наряду с профессиональными. В содержании Я-концепции женщин чаще встречаются определения эмоциональности и люб- -. ви, в содержании Я-концепции мужчин чаще встречаются характеристики, описывающие уравновешенность и активность. Данные особенности представляют собой результат нормативных тендерных особенностей социализации.

  4. Установлено, что необходимость перевоплощения влияет на устойчивость Я-концепции актеров. Иерархия категорий, характеризующих Я-концепцию актеров, более устойчива во времени по сравнению с иерархией категорий педагогов вследствие высокого внимания актеров к содержанию и цельности своей личности.

Практическая значимость работы заключается в следующем: Получены данные о влиянии опыта перевоплощения, рассматриваемого как модель существования человека в меняющемся мире. В результате накопления этого опыта изменяется содержание и регулирующая функция Я-концепции. Данные, получены в исследовании, могут быть положены в основы мероприятий психологического сопровождения, направленных на расши-

10 рение адаптационных ресурсов личностного развития детей и профессионального развития взрослых.

Полученные данные могут быть включены в программы подготовки студентов-психологов и программы повышения квалификации психологов-консультантов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Опыт перевоплощения влияет на формирование специфического со
держания Я-концепции актеров.

2. Содержание Я-концепции актеров отражает осознание глубокой -
включенности в профессию, что сопровождается многообразием эмоцио
нальных проявлений, вниманием и интересом к содержанию своей личности

и тенденцией к поддержанию личностной целостности.

  1. В соответствии со специфическим содержанием Я-концепции актеров и актуализацией в ней субъективного аспекта, реализация ее регулирующей функции заключается в сниженной ориентации актеров на установление широких социальных взаимодействий и сниженной адаптированности по сравнению с педагогами.

  2. Выявленная ориентация актеров на сохранение личностной целост- -ности и стабильность иерархии категорий, характеризующих содержание Я-концепции, обусловливают большую устойчивость их Я-концепции по сравнению с Я-концепцией педагогов.

Апробация результатов исследования.

Основные теоретические положения работы и результаты экспериментального исследования докладывались на методологических семинарах на кафедре педагогики и психологи СПИ КубГУ в течение 2001-2003 гг.; на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и студентов СПИ КубГУ, (Краснодар, апрель 2001, 2002, 2003гг.); на научно-практической., конференции аспирантов и студентов Краснодарской академии культуры и искусств «Личность, наука, культура» (Краснодар, 2001г.); на Всероссий-

ской научно-практической конференции ВятГПУ «Психологические и педагогические проблемы самореализации личности» (г. Киров, 2002 г.).

Материалы исследования использовались автором в работе со слуша
телями курсов повышения квалификации работников образования «Психо
профилактика и психогигиена профессиональной деятельности», на лекциях
для студентов Социально-педагогического института КубГУ. На основе no
il лученных данных были внесены изменения в программы по дисциплинам
«Психология личности», «Психолого-педагогический анализ и проектирова
ние профессиональной деятельности» для студентов педагогов-психологов
Социально-педагогического института КубГУ.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из
введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений. Работа
изложена на 153 страницах, содержит 20 рисунков и 6 таблиц. Список лите-
т ратуры содержит 255 наименований.

Содержание и компоненты Я-концепции

Люди обладают огромными объемами информации о самих себе. Она зафиксирована в структурах памяти и определенным образом структурирована. Психологи предпочитают рассуждать о Я-концепции не как о некой унитарной сущности, а, скорее, как о системе представлений человека о самом себе, фиксирующей уникальное своеобразие собственного Я. Причем, в последние годы чаще речь идет о схемах самости, что может привести к сужению содержания обсуждаемой категории.

Как уже отмечалось выше, в каждый данный момент времени в сознании человека фиксируются лишь некоторые аспекты образа Я, называемые феноменальной самостью, спонтанной самостью или рабочей Я-концепцией. Вполне понятно, что феноменальная самость изменяется значительно быстрее, чем всеобщность представлений человека о самом себе.

М. Розенберг указывает, что рассмотрение Я-концепции как всеобщности мыслей и чувств индивида по отношению к самому себе, как объекту, предполагает вычленение следующих конституирующих элементов: (1) компонентов, (2) структур, (3) измерений, (4) фокусов внимания, (5) областей, (6) планов и (7) мотивов [13].

Компонентами Я-концепции являются части, элементы или единства, составляющие ее. В первую очередь они представлены именами существительными (русский, мужчина, студент и т.п.) и прилагательными (интелли 14 гентный, чувствительный, добропорядочный и т.п.). По отношению к этим компонентам весьма сложно сформировать какую-либо упорядоченную классификацию. Одной из причин является обилие слов, обозначающих характеристики личности. Кроме того, подобная классификация затруднена еще и тем, что Я-концепция отражается в индивидуальном языке, для которого характерны размытость и дублирование многих терминов.

Первые серьезные попытки такого рода классификации были предприняты в 1950 году Дж. Бугенталь и С. Изелен [243], а в 1954 году - М.Х. Куном и Т. Макпартлендом [113]. Однако этим классификациям был свойствен целый ряд противоречий. Наиболее успешной явилась попытка С. Гордона, систематизировавшего ответы опрашиваемых по широко применяемому опроснику «Кто Я?», позволившее сформировать 30 широких категорий. В последующих работах ему удалось сформировать частотный словарь, включающий 5000 единиц. Это во многом софистическая классификация явилась наглядной иллюстрацией множественности элементов Я-концепции.

Представленность различных элементов в Я-концепции в поле внимания индивида стала предметом исследования Ф. Магуайр и Д. Падоуэр-Сингер, которые установили, что их последовательность может меняться от ситуации к ситуации. Такая особенность последовательности элементов Я-концепции, по мнению Ф. Магуайр не обязательно обусловлена мотивом самоуважения. В отдельных случаях в качестве наиболее характерных элементов могут осознаваться негативные качества. Существенным является не вопрос о том, является ли то или иное качество хорошим или плохим, а то, насколько характерным оно воспринимается [27,134].

Категория «структура» отражает взаимоотношения между элементами. Для расположения частей друг относительно друга важным является способ их упорядочения. Не все компоненты равноположны. Некоторые являются основополагающими, другие - периферическими. Вместе с тем крайне важно выяснение того, насколько характерен тот или иной компонент для данной личности, особенно, какой из них является наиболее значимым. Измерения Я-концепции отражают некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я-концепции или самости как всеобщности [80]. Примерами измерений являются самооценка, стабильность Я-концепции, самоуверенность и самокристаллизованность. Проиллюстрировать выраженность выделенных измерений Я-концепции можно на примере такого значимого личностного качества, как ум. Для понимания значимости этой характеристики для человека следует, во-первых, выяснить, как он сам оценивает себя по данному параметру (самооценка); во-вторых, является ли это отношение постоянным или изменчивым (стабильность); в-третьих, насколько уверен в этой своей характеристике человек (самоуверенность); в-четвертых, насколько четко он определяет и структурирует суждения о типе и уровне своего интеллектуального развития (самокристаллизованность); и т.п. Но эти же измерения могут быть отнесены к отношению индивида к себе, как к целому. Так, понимание Я-концепции может привести нас к выводам о том, является ли она в целом положительной, стабильной, сохраняется ли уверенность в себе по мере перемещения в жизненном пространстве, устойчива ли и кристаллизована Я-концепция.

class2 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКТЕРОВ И ПЕДАГОГОВ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ class2

Анализ содержания профессиональной деятельности педагогов

К. А. Абульханова-Славская предприняла специальную попытку различения личностных изменений и развития личности. Рассматривая личность как устойчивую систему характерных для нее отношений, она считает, что развитие личности связано с основными личностными отношениями; эти отношения относительно стабильны, составляют «ядро» личности; изменение этих отношений не парциальное, как при внешних, случайных изменениях, а осуществляется системным образом. Изменение личности в процессе ее жизнедеятельности происходит как под влиянием времени, обстоятельств и критических, поворотных событий в жизни человека, так и под влиянием развивающихся сущностных сил самого субъекта [2].

На основании трудов Н.А. Аминова, Н.В. Антоновой, В.П. Бедерхано-вой, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой и др. о профессионализме педагогов можно говорить с точки зрения его составляющих, обязательных компонентов профессионализма, в сущностном плане, характеризующих понятие «профессионализм учителя».

В результате изучения требований профессии преподавателя, предъявляемых к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека выделена следующая структура признаков.

Условия труда педагога включают ненормированный рабочий день, выступления перед аудиторией, большое количество социальных контактов, жесткое требование исполнения социальных ролей, ограниченные возможности временного манипулирования, большие физические нагрузки, моното-нию труда. Предъявляются высокие требования к уровню специальной подготовки, знаниям и умениям, наличию профессионально значимых качеств, качественным результатам,

Исследования Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Т.В. Форманюк внутренней сущности деятельности педагогов показывает, что она включает передачу знаний, умений, навыков; воспитательную функцию; оценку и контроль результатов; профессиональное саморазвитие: преподаватель должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества, такие как, интеллектуальность, социабельность; межличностное взаимодействие: общение с коллегами, с вышестоящим руководством, взаимодействие с учащимися, общение с родителями учащихся.

Критерии оценки преподавания показывают необходимость высокой профессиональной компетентности; наличия знаний и умения их передать; эффективности использования времени; стиля и формы общения, преподавания; внешнего стиля; правильной речи; физических качеств; личностных качеств и характеристик.

На основании анализа исследований педагогической деятельности, мы заключаем, что педагог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, несколько догматичным, быть общительным, тактичным, иметь хорошую память, устойчивое внимание, склонность к формализации подаваемого материала, самообладание, терпеливость и упорство, должен быть аккуратным, с широким кругозором. Должен хорошо знать свои личностные особенности, способности, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков.

В соответствии со спецификой нашего исследования целесообразно остановиться на феномене профессиональной социализации педагогов - уровне усвоения и активного воспроизводства социального опыта. Степень социализации учителя - это уровни познания окружающего социума, через проигрывание множества социальных ролей, каждая из которых оставляет «отпечаток» в содержании личности и Я-концепции.

Обоснование программы исследования

Как можно судить исходя из анализа представленных выше теоретических данных о Я-концепции, она - внутреннее, экзистенциальное ядро личности, продукт отражения системы отношений личности к себе и внешнему миру, элемент личности, с которым согласуются все действия, эмоции, чувства, поступки, поведение, психологическое здоровье и успех в практической деятельности. Она является санкционирующим механизмом по отношению личности к себе и внешнему миру, связывает качества в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем.

Модель Я-концепции - динамическая, относительно устойчивая, многоканальная и многоуровневая, переживаемая, эмоционально-оценочная, иерархическая система. Ее структура объединяет компоненты сознания, самосознания, отношений и самоотношений, самосознания.

В Я-концепцию включаются не отдельные элементы и характерные особенности среды, но их комплексы, которые специфическим образом сочетаются в структуре личности, формируя структурные особенности Я-концепции, обусловленные комплексным воздействием факторов.

Анализ Я-концепции позволяет выделить в ней два аспекта: знание о себе и самоотношение, как указывают И.С. Кон и В.В. Столин [101, 199]. Содержание частных Я-коцепций, накапливаясь, определяет устойчивое самоотношение человека.

Для изучения Я-концепции мы использовали тест 20 ответов, предложенный М. Куном и Т. Макпартлендом. Этот метод направлен на изучение содержания Я-концепции во всем многообразии знания и отношения к себе. Первоначально метод был предложен авторами именно для анализа уникальных особенностей Я-концепции и выяснения насколько в ней представлены индивидуальный и социальный компоненты.

В дополнение к этому методу мы использовали методику репертуарных решеток Келли. Она также позволяет выявить содержание Я-концепции, даже более четко, чем тест Куна, поскольку семантически данные методики Келли более разнообразны, проявляются в виде бинарных конструктов, которые субъект использует при восприятии себя и реальности. Разнообразие материала, которые дают эти методики, позволяет изучить все особенности Я-концепции, выделяя наиболее существенные области.

Кроме метода анализа самоотчетов мы использовали данные личностных опросников, чтобы проследить проявляются ли особенности Я-концепции актеров и педагогов в различной степени адаптированности, зависимости от социальных взаимодействий, особенностях самоактуализации. Мы предположили, что различия самоотношения и знания о себе, проявившись в самоописаниях, будут отражать устойчивые личностные особенности, характеристики образа Я, которые проявляются также и в более широком контексте взаимодействия личности с социальной средой. Поэтому, кроме контент-анализа данных тестов Келли и Куна мы использовали корреляционный и статистический анализ. Для этого мы использовали ряд личностных опросников, которые направлены на выявление степени адаптированности личности, особенностей самоактуализации, индивидуально-психологических особенностей, уровня интернальности, особенностей самоотношения.

Похожие диссертации на Перевоплощение как регулятор Я-концепции (На материале профессии актеров)