Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проявление агрессии в этнических стереотипах Джамалян Давид Вруйрович

Проявление агрессии в этнических стереотипах
<
Проявление агрессии в этнических стереотипах Проявление агрессии в этнических стереотипах Проявление агрессии в этнических стереотипах Проявление агрессии в этнических стереотипах Проявление агрессии в этнических стереотипах Проявление агрессии в этнических стереотипах Проявление агрессии в этнических стереотипах Проявление агрессии в этнических стереотипах Проявление агрессии в этнических стереотипах
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джамалян Давид Вруйрович. Проявление агрессии в этнических стереотипах : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Москва, 2004 140 c. РГБ ОД, 61:04-19/583

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1: Проблема агрессии в современной психологии 13

1. Современное состояние исследования агрессии 13

2. Агрессия в межэтнических взаимоотношениях 29

Глава 2: Социальные и этнические стереотипы 36

1. Социальные стереотипы и предубеждения 36

2. Этнические стереотипы 44

Глава 3: Межэтническая агрессия в стереотипах. 56

1. Проявление межэтнической аргессии в стереотипах 56

2. Формирование и развитие русско-японских взаимных агрессивных стереотипов 61

3. Агрессивные стереотипы в Германии и немецко- советские гетеростереотипы в контексте второй мировой войны 70

4. Общая характеристика советско - финских агрессивных гетеростереотипов 84

5. Русско - польские агрессивные гетеростереотипы 107

6. Советско-американские агрессивные гетеростереотипы 112

7. Психологические установки по отношению к русскому этносу в менталитете армян 119

Заключение 126

Библиография 128

Приложение 1 138

Введение к работе

Каждая этническая группа располагает определенными стереотипизированными представлениями об особенностях как собственного (автостереотипы), так и других (гетеростереотипы) этносов. Этнические стереотипы являются атрибутивными установочными образованиями, которые в ценностно-нормативном отношении имеют как положительное, так и отрицательное содержание - модальность. Модальность стереотипов (особенно гетеростереотипов) в каждом конкретном случае зависит от характера межэтнических взаимодействий, которые, в сущности, располагаются на оси партнерство, соперничество, конфликт. Этнические стереотипы — это упрощенные установочные представления о различных этнических группах, о характерных сторонах их психического склада и культуры в целом. Стереотипы являются частью культуры каждого этноса и доскональное их знание совершенно необходимо для понимания их психической жизни. В рамках настоящей диссертационной работы в центре нашего внимания находятся этнические стереотипы, имеющие отрицательные когнитивные и эмоциональные компоненты. В тех случаях, когда взаимоотношения между этносами становятся враждебными, создаются психологические предпосылки для поведенческого проявления взаимной агрессии. Дело в том, что межэтническая агрессия, до получения поведенческого выражения и проявления в разного рода столкновениях, террористических актах или войнах, на внутрипсихическом уровне этносов проходит своеобразный путь развития. Как правило, актам межэтнической агрессии предшествует формирование взаимных агрессивных стереотипов, что можно считать первым, в каком-то смысле латентным этапом межэтнических конфликтов и столкновений.

Не случайно в настоящее время в центре внимания психологов, этнологов, социологов, конфликтологов, и др. оказалась проблема

стереотипов, ибо знание ее феноменологии, в сущности, может стать одним из объяснительных средств возникновения и развития национальной нетерпимости и конфликтов. Фактически, в реальных межэтнических столкновениях актуализируется агрессивная установка, содержащаяся в уже сформированных и частичо вербализованных стереотипах отрицательной модальности. Это значит, что агрессивные этнические стереотипы содержат в себе психологические условия фацилитации (облегчения) агрессивных действий против враждебного этноса, дискредитация которого уже произошла на ментальном плане благодаря стереотипизации его образа.

Исследование агрессивных этнических стереотипов является важной, сравнительно новой и актуальной проблемой современной психологии, представляющей большой научный интерес. Сегодня перед психологией стоит задача раскрыть сущность этнических стереотипов, функций, механизмов их формирования, понять роль, которую играют они в межэтнических взаимодействиях. Изучение данной проблематики лежит сразу в двух плоскостях: психологии агрессии и этнической психологии. Как известно, современная психология и смежные дисциплины имеют значительные достижения в указанных сферах, а именно, в области межэтнических взаимоотношений, конфликтов, агрессии, толерантности, установок, этнической идентичности и самосознания (А. Бандура, Л. Берковиц, Э. Фромм, К. Лоренц, А. Басе, 3. Фрейд, Дж. Доллард, Д. Зилман, Н. Д. Левитов, П. И. Кушнер, Д. Н. Узнадзе, Г. Олпорт, Т. Адорно, Г. Тэджфел, Д. Кэмпбел, Ю. В. Бромлей, И. С. Кон, Г. М. Андреева, Т. А. Тишков, В. П. Трусов, Л. М. Дробижева, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, А. А. Налчаджян, и др.). Это значит, что создана та концептуальная база, на основе которой мы можем провести исследование агрессивных этнических стереотипов. С другой стороны, сегодня накоплен большой объем культурно-исторического материала, психологический анализ и осмысление которого с точки зрения закономерностей формирования и функционирования

агрессивных этнических стереотипов значительно обогатит наши знания в данной области.

Помимо чисто научного интереса, исследование этнических стереотипов представляет также большой интерес с точки зрения проблем общественной жизни и межнациональных отношений. В этой связи актуальность выбранной темы становится очевидной и тем обстоятельством, что в современном мире, несмотря на наличие определенного уровня толерантности в межнациональных взаимоотношениях и даже интеграционных тенденций, конфликты, возникающие в результате столкновений этнополитических интересов со своими разными проявлениями - реальности, которыми нельзя игнорировать. Не секрет, что сегодня в различных регионах мира то и дело возникают этнические конфликты и столкновения. Многочисленные террористические акты также во многом имеют под собой этническую подоплеку. В этой связи особую актуальность приобретает исследование таких межэтнических стереотипов, которые имеют негативное содержание, а при особых условиях (этнические конфликты, войны) приобретают явно агрессивный характер.

Результаты настоящего исследования помогут созданию более целостного представления о межэтнической агрессии в контексте ее связи с такими мощными мотивами поведения, каковыми являются агрессивные этнические стереотипы. Располагая научными данными о психологических механизмах возникновения и функционирования агрессивных этнических стереотипов, можно понять психологические тонкости межэтнических конфликтов, адекватно оценить направленность развития межэтнических взаимоотношений, психологически грамотно строить переговорные процессы, прогнозировать созревающие акты агрессии и вовремя предпринимать меры для их предотвращения.

Все вышеизложнное подтверждает актуальность данного исследования как в научном, так и в практическом отношении.

Цель работы заключается в выявлении психологических механизмов, лежащих в основе формирования агрессивных этнических стереотипов и их проявлений в межэтнических взаимодействиях.

Вышеупомянутая цель предполагает выполнение следующих исследовательских задач.

  1. Изучение и систематизация существующих в современной психологии концепций агрессии, в частности, этнической агрессии.

  2. Изучение и систематизация существующих в современной психологии данных о закономерностях формирования и функционирования стереотипов, в частности, этнических стереотипов.

  3. На основе психологического анализа, осмысления и интерпретации исторических фактов выявить агрессивные гетеростереотипы, их изменения и роль в межэтнических восприятиях и взаимодействиях.

  4. Путем эмпирического исследования раскрыть этнические гетеростереотипы о русском этносе, существующие в настоящее время в армянской этнокультурной среде.

Объектом исследования являются этнические стереотипы с агрессивным содержанием.

Предметом исследования являются закономерности формирования агрессивных этнических стереотипов и психологические механизмы, лежащие в основе их функционирования.

Методологическая и теоретическая база исследования. Методологической базой для данной работы послужили принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), общепсихологическая теория установки Д. Н. Узнадзе и его школы, теория социальных установок (Г. Олпорт). В своем исследовании проблемы проявления агрессии в этнических стереотипах мы опирались на научные положения о природе человеческой агрессивности (в рамках а/ теории прирожденности агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм), б/ теории

фрустрации (Дж. Доллард, Л. Берковиц), в/ теории социального научения А. Бандуры), межэтнических взаимоотношений и стереотипов (Ю. В. Бромлей, И. С. Кон, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, А. А. Налчаджян, Г, Олпорт, Т. Адорно. У. Липман, Т. Тэджфел, Д. Кэмпбел, Л. Эдварде).

Методы исследования. В работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ психологической литературы; качественный и формализованный анализ исторической и мемуарной литературы; методы математической обработки эмпирического материала; количественный анализ эмпирических данных; качественный анализ результатов эмпирического исследования.

В методический комплекс изучения этнических стереотипов вошли: а/ интерпретативный (классический) метод, включающий его внутренний и внешний подвиды: он был использован при психологическом анализе исторических текстов; б/ неколичественная (нечастотная) форма контент-анализа; в/ для выявления эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа использован диагностический тест отношения (ДТО), разработанный Г. У. Кцоевой-Солдатовой; г/ шкала социальной приемлемости Богардуса (вариант Л. Г. Почебут) и д/ разработанный нами опросник для выявлемия этнических гетеростереотипов армян по отношению к русским.

Эмпирическая база исследования. В эмпирическом исследовании приняла участие репрезентативная выборка в количестве 400 человек. Данная выборка отражает основные признаки популяции Армении -половозрастной состав, образовательный ценз (48,6 % мужчин, 51,4% женщин, 59,3% лица с высшим образованием, 27,2% со средним образованием, 13,5% с незаконченным высшим образованием. Выделены 4 возрастные группы: 17-25 лет (24,1%), 26-40 лет (19,1%), 41-55 лет (29,6%), 56 лет и старше; (27,2%) и показатели количества городских (64,3%) и сельских жителей (35,7%).

Научная новизна работы заключается в следующем.

  1. Исследованы и в систематизированном виде представлены существующие в современной психологии основные концептуальные подходы к проблеме агрессивных этнических стереотипов.

  2. Раскрыты новые функциональные особенности процесса взаимной стереотипизации враждующих этносов.

  3. Впервые путем психологического анализа исторического материала был изучен процесс формирования и функционирования стереотипов у ряда втянутых в' военные конфликты этносов. В частности, были раскрыты психологические механизмы, лежащие в основе формирования и функционирования нижеследующих межэтнических взаимных агрессивных стереотипов:

русско-японские взаимные агрессивные гетеростереотипы;

агрессивные взаимные гетеростереотипы в СССР и фашистской Германии;

формирование, развитие и ослабление взаимных агрессивных гетеростереотипов в СССР и Финляндии;

русско-польские взаимные агрессивные гетеростереотипы;

агрессивные стереотипы во взаимоотношениях СССР и США в период "холодной войны".

4. Эмпирическим путем были раскрыты этнические гетеростереотипы
по отношению к русским, существующие в современной армянской
этнокультурной среде.

Гипотеза настоящей работы заключается в следующем: поведенческому проявлению этнической агрессии на внутрипсихологическом уровне этноса предшествует этап формирования особых этнических стереотипов, в которых эта агрессия выражена. Возникшие при межэтническиих взаимодействиях

общие групповые установки, вызывая определенные когнитивные процессы, приводят к созданию стереотипов, которые сами являются специфическими установками более частного характера. Фактически, в реальных межэтнических столкновениях актуализируется агрессивная установка, содержащаяся в уже сформированных стереотипах отрицательной модальности. Это значит, что агрессивные этнические стереотипы содержат в себе психологические условия фацилитации (облегчения) агрессивных действий против враждебного этноса, дискредитация которого уже произошла на ментальном плане благодаря стереотипизации его образа.

Теоретическая значимость настоящей работы состоит в том, что в ней в обобщенном виде, на основе сравнительного анализа, были изучены и представлены существующие ныне в психологической науке концептуальные подходы к проблеме стереотипов. Это сделано на основе исследования современных представлений об агрессии. В работе особое внимание было уделено проблеме формирования и функционирования этнических стереотипов. Данная концептуальная платформа стала научной базой для перехода к теоретическому обсуждению более частных проблем, касающихся этнических стереотипов отрицательного содержания.

Теоретическое значение имеет также то обстоятельство, что в рамках настоящей работы с позиций психологических концепций агрессии и стереотипов были подвергнуты анализу агрессивные стереотипы, укоренившиеся в психологии народов, вовлеченных в межэтнические конфликты в разные исторические периоды. Были раскрыты психологические предпосылки формирования агрессивных стереотипов, динамика их развития, связь с другими закономерностями функционирования психики как на личностном, так и на групповом уровнях. Проведен теоретический анализ процесса взаимной стереотипизации образов враждующих этносов. Получены интересные данные, иллюстрирующие зависимость между конкретным психологическим содержанием этнического

гетеростереотипа и специфическими межэтническими отношениями, сложившимися между этносами в силу определенных исторических обстоятельств. Особое внимание уделено внутренней динамике агрессивных этнических гетеростереотипов и тому, как эти динамические процессы зависят от логики общественно-исторического развития данной эпохи и от предыдущего опыта межэтнических взаимодействий.

Следует подчеркнуть также теоретическое значение раскрытия и психологической интерпретации этнических гетеростереотипов, существующих ныне в менталитете армян, в частности, по отношению к русскому этносу.

Практическая значимость работы заключается в том, что раскрытые в результате данного исследования закономерности, связанные с формированием, функционированием и развитием агрессивных этнических стереотипов, так же, как и психологическое содержание выявленных стереотипов будут полезны:

  1. Для выявления причин этнических конфликтов, их адекватной оценки, понимания психологических закономерностей, лежащих в их основе, что будет полезно не только для их профилактики и прогнозирования, но и для разработки эффективных методов их урегулирования;

  2. Для составления вузовских лекционных курсов по общей, социальной, этнической и политической психологии;

  3. Психологам, этнологам, социологам, работающим в сфере междисциплинарных вопросов культуры, межкультурной коммуникации, конфликтологии, этнокультурных аспектов развития личности и т.д.;

4. Общественным и политическим деятелям - для разработки
оптимальных путей урегулирования межэтнических конфликтов, ведения
переговоров, исполнения посреднических функций и т.д.

На защиту выносятся следующие положения:

взаимные агрессивные установки враждующих этносов закрепляются в продуцированных под их воздействием соответствующих агрессивных этнических гетеростереотипах - сравнительно устойчивых психических образованиях, суть-установках более частного характера, располагающих большим мотивационным потенциалом;

агрессивные стереотипы актуализируются в межэтнических взаимоотношениях - как на уровне межличностных, так и межгрупповых взаимодействий и имеют свои особые когнитивные, эмоциональные и поведенческие выражения;

напряженные межэтнические отношения, столкновение интересов этнических групп создают психологические предпосылки для возникновения агрессивных этнических гетеростереотипов и их перерастания в этнический конфликт;

в некоторых обстоятельствах агрессивные этнические стереотипы могут преобразоваться, принимая завуалированную форму и косвенное выражение;

агрессивные этнические стереотипы динамичны и, исходя из конкретного содержания исторических, социально-экономических, политических процессов, могут ослабляться и стать второстепенными или же, наоборот, обостряться, выполняя доминирующую роль в общественном сознании;

если вражда между соперничающими этносами не имеет глубоких корней, а находится на первых этапах формирования, то возможно возникновение взаимных гетеростереотипов обеих модальностей - как положительной, так и отрицательной — причем, по отношению и к главным, и ко второстепенным особенностям друг друга;

если два этноса втянуты в конфликт, то у обоих формируются и
закрепляются крайне агрессивные и дискредитирующие взаимные

гетеростереотипы по отношению к существенным чертам и культуре друг друга; вместе с тем, может иметь место также возникновение более слабых позитивных взаимных гетеростереотипов по отношению к наиболее второстепенным, незначимым характеристикам соперничающей группы.

Апробация диссертации состоялась на кафедре психологии Ереванского государственного лингвистического университета им. В. Я. Брюсова. Об основных положениях диссертации периодически докладывалось на заседаниях и научно-практических семинарах кафедры психологии Ереванского государственного лингвистического университета им. В. Я. Брюсова, на научных конференциях молодых психологов Армении, на семинарах и круглых столах Центра психологических исследований ОО «Мекнутюн». Данные проблемы периодически освещаются автором в публицистических статьях и интервью в средствах массовой информации, на радио и телепередачах.

Основные положения диссертации отражены в шести публикациях, из коих одна книга и 5 статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 140 страниц.

Современное состояние исследования агрессии

В современной психологии мы встречаем разнообразные определения и понимания агрессии (Л. Берковиц, А. Бандура, Э. Фромм, К. Лоренц, Дж. Доллард, 3. Фрейд, А. Басе и др.). Интерпретация концепций агрессии такими видными психологами, как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Д. Майерс, Э. Аронсон, Р. Уотсон, П. Зимбардо и др. показывает, что несмотря на то, что они иногда сильно отличаются друг от друга, тем не менее, даже будучи продуктом различных концептуальных подходов и объяснительных принципов, они чаще взаимно дополняют и обогащают наше понимание этой, по сути одной из центральных проблем психологии. Сравнительный анализ данных подходов показывает, что, помимо чисто дескриптивных подходов к проблеме агрессии (каким является, например, классификация агрессивного поведения, предложенная А. Бассом), вся гамма каузальных интерпретаций проблемы сводится к трем основным концептуальным направлениям. Вкратце их можно сформулировать так: а/ агрессивные побуждения являются прирожденными (3. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм и др.); б/ агрессия является ответом на фрустрацию (Дж. Доллард, Л. Берковиц и др.); в/ агрессивное поведение является результатом социального научения (А. Бандура и др.). Несмотря на то, что эти концептуальные направления принципиально отличаются друг от друга, тем не менее они не являются полностью взаимоисключающими и в своей совокупности создают довольно целостную систему научных представлений о природе и закономерностях функционирования агрессии.

Прежде всего следует четко отличить самоуверенное, энергичное, целенаправленное поведение от агрессивного, т.е. деструктивного поведения, направленного на нанесение вреда, боли. Именно такой стартовый подход объединяет всех видных ислледователей агрессии. Например, известный специалист данной области Л. Берковиц определяет агрессию как «любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб» [9, стр. 24]. Примерно такого же мнения Девид Майерс, характеризующий агрессию как «физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» [54, стр. 485]. Отметим, что такое определение агрессии не распространяется на те случаи, когда человеку наносится вред случайно, нечаянно, непреднамеренно.

Вышеупомянутое понимание агрессии включает две разновидности агрессии - враждебную и инструментальную. Как правомерно замечают Беркожиц, Майерс и другие, источником враждебной агрессии является злость, направленная на единственную цель - навредить. В случае же инструментальной агрессии нанесение вреда не является самоцелью: здесь агрессия выступает в роли средства для достижения определенной цели. Д. Майерс дает образное название данным видам агрессии, соответственно -«горячая» и «холодная».

Л. Берковиц тоже считает, что агрессию следует разделить на два основных подвида по критерю цели. Будучи принципиально согласным с предыдущей классификацией агрессии на враждебную и инструментальную, он считает более правомерной назвать враждебную агрессию «эмоциональной». По его мнению, враждебную агрессию «можно было бы назвать «эмоциональной», «аффективной» или «гневной» агрессией, поскольку это такая агрессия, которая вызывается эмоциональным возбуждением, причем речь идет о негативных эмоциях и агрессор стремится причинить ущерб другому лицу» [9, стр. 33]. Далее Берковиц отмечает, что он будет «использовать термин эмоциональная агрессия с тем, чтобы акцентировать различие между этим поведением и более инструментально ориентированными агрессивными действиями» [9, стр. 33]. Приблизительно таким же образом характеризует агрессию другой известный психолог - Эллиот Аронсон. По Аронсону, агрессия-это «поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или боль другому человеку» [5, стр 258]. Аронсон тоже говорит о двух видах агрессии: во первых, это агрессия как самоцель, которую он называет «враждебной», и второе, это агрессия, служащая какой-либо иной цели, или «инструментальная» агрессия.

Другие исследователи агрессии, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, в свою очередь, считают, что «враждебная» агрессия направлена на причинение страданий жертве, между тем, как «инструментальную» агрессию так же, как и предыдущие авторы, рассматривают как средство, способ для достижения какой-либо цели [16].

Социальные стереотипы и предубеждения

Мы подходим к проблеме стереотипов опираясь на методологический принцип единства сознания и деятельности, на общепсихологическую теорию установки Д. Н. Узнадзе и его школы, а также с позиций теории социальной установки Г. Олпорта. Как известно, Узнадзе полагал, что «в установке мы находим новую сферу своеобразного отражения действительности» [114, стр. 164]. Установка является специфическим состоянием, особенностью которого «является то обстоятельство, что оно предваряет появление определенных фактов сознания или предшествует им» [114, стр. 150]. По определению Д. Н. Узнадзе установка «не просто какое-нибудь из содержаний психической жизни, а момент ее динамической определенности.... Это целостная направленность субъекта в определенную сторону, на определенную активность» [114, стр. 150].

Исследование понятия стереотипа, механизмов его формирования и функционирования приводит к выводу, что по своей сути стереотип является своеобразной частной установкой, выполняющей в целом ту же роль в психической жизни субъекта, что и установка в понимании Д. Н. Узнадзе. Понятие «стереотип» в своем психологическом смысле впервые было использовано американским журналистом Уолтером Липпманом в его книге «Общественное мнение» [143]. Он считает, что стереотипы - это своеобразные психологические образы, которые создают крайне упрощенную картину реальности, делая ее более понятной и доступной для восприятия. В дальнейшем проблема стереотипов была разработана такими видными психологами, как Г. Олпорт, Р. Браун, Г. Триандис, Дж. Фишман, Т. Адорно, Д. Кэмпбелл, А. Тэджфел, Т. Шибутани, Л. Эдварде, Г. М. Андреева, П. Н. Шихирев, И. С. Кон, В. С. Агеев, Г. У. Солдатова, А. А. Налчаджян, Т. Г. Стефаненко и др. В самых общих чертах стереотип можно охарактеризовать, как предвзятое мнение об особенностях людей и явлений, сформированное не в результате непосредственной оценки конкретных явлений, вытекающих из анализа реальных впечатлений, а образованное на основании стандартизированных суждений и ожиданий.

Начиная с момента образования групп и взаимодействия между ними, параллельно возникают взаимные характеристики, которые их члены дают друг другу. Часть этих характеристик в течение времени приобретает относительно стабильный характер и закрепляется в форме специфических установочных образований - стереотипов. В современной психологической литературе мы встречаем определения стереотипов, которые в принципе схожи, и обобщенная их формулировка сводится к следующему: стереотипы — упрощенные и устойчивые представления о людях и группах, в том числе этнических. «Стереотипы - это наши обобщенные представления о группах людей, в частности, об их основополагающих психологических характеристиках или чертах личности» [57]. Или же: «Стереотипы - это установочные образования, актуализирующиеся (воспроизводящиеся в сознании и поведении человека) в соответствующих ситуациях. Актуально же они «живут» в подсознании, хотя обычно без особого труда осознаются» [68, стр. 214].

В течение жизнедеятельности люди не всегда творчески подходят к ситуациям и явлениям. Для того, чтобы упростить реально многосложную картину мира, человек постоянно делает обобщения. В основе обобщения лежит процесс категоризации. Этот процесс имеет место также при социальном познании, во время которого происходит категоризация социальных объектов - людей и групп. Дело в том, что человек легче ориентируется в социальной реальности, которая схематизирована, категоризирована, обобщена по каким - то признакам, тем самым -упрощена. Ввиду сложности и многоплановости социальных отношений, процесс категоризации фактически облегчает жизнедеятельность, помогает ориентироваться в социальных отношениях.

Проявление межэтнической аргессии в стереотипах

Межэтническая агрессия, до получения поведенческого выражения и проявления в реальных столкновениях, войнах, актах насилия и т. д., проходит своеобразный путь развития во внутреннем психическом плане находящихся в напряженных отношениях этносов. Это, в частности, относится к процессу стереотипизации отрицательного образа противника. Мы полагаем, что поведенческому проявлению этнической агрессии между соперничающими или уже конфликтующими этносами предшествует этап. формирования и: укрепления взаимных враждебных установок и порожденных ими специфических стереотипов.

Наличие агрессивных этнических стереотипов создает психологические предпосылки для реальных межэтнических столкновений. Иными словами, при наличии агрессивных этнических стереотипов происходит облегчение (фацилитация) осуществления агрессии: в случае, если у этноса имеются укоренившиеся отрицательные представления о враждебном этносе, то во многом легче предпринимать агрессивные действия по отношению к нему. Следовательно, формирование агрессивных этнических стереотипов предшествует нападению на противника.

Дело в том, что любому психологическому напряжению, в том числе и межэтническому, сопутствует неопределенность, контроль над ситуацией иногда сводится к минимуму, логический анализ, оценка ситуации и продуманные действия уступают свое место автоматизмам и подсознательным реакциям. Причем, негативные представления о человеке или о группе намного труднее разрушить, чем положительные. Механизм дискредитации, как известно, позволяет дегуманизировать образ враждебного этноса: тем самым собственные мотивы агрессивного поведения и формы их актуализации воспринимаются как безусловно положительные и в нравственном отношении- оправданные. Между тем, мотивы и поступки противника оцениваются как безусловно отрицательные, чудовищные, а в нравственном отношении- низкие. Когда такой крайне отрицательный психологический образ противника уже закреплён в соответствующих стереотипах, перейти на поведенческий уровень агрессии не представляет большой трудности. Таким образом, искажение процессов восприятия втянутых в конфликт этносов обычно извращает образ не только противника, но и своей группы.

Исследование взаимных восприятий враждующих этносов на основе исторического материала подтверждает нашу гипотезу о том, что, действительно, до начала реальных взаимных агрессивных действий в психологическом плане происходит формирование взаимных общих агрессивных установок, которые перерастают в специфические установки более частного характера - в агрессивные этнические стереотипы. Причем, что очень интересно, если два условных этноса Зі и Эг находятся в конфликтных отношениях, то в культуре этноса Зі культивируются крайне агрессивные и дискредитирующие стереотипы о существенных особенностях психологического облика этноса Эг. Наряду с этим, в некоторых случаях формируется также незначительное количество слабых положительных стереотипов о второстепенных в нравственном и психологическом отношении особенностях этноса Эг.

Фацилитации агрессивных действий по отношению к этносу 32 способствуют именно первые - дискрдетирующие стереотипы. А что касается вторых, умеренно положительных стереотипов, указывающих на несущественные качества психического склада этноса Эг, то они скорее всего выполняют защитную функцию. Это, в сущности, хорошо завуалированная рационализация, которая создает видимость объективности оценки целостного психологического образа противника, тем самым заранее исключив факт искажения восприятия другой группы. Фактически, констатация существования небольшого количества положительных черт в целостном психологическом образе этноса Эг помогает этносу Зі в своих же глазах казаться беспристрастным. Более того, стереотипы второго типа служат закреплению агрессивных гетеростереотипов, культивированных этносом Зі по отношению к этносу Эг. Это происходит по той простой причине, что если создается общий фон соблюдения объективности, то в качестве объективных и неискаженных преподносятся также агрессивные гетеростереотипы.

Похожие диссертации на Проявление агрессии в этнических стереотипах