Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя) Пузикова Ольга Владимировна

Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя)
<
Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя) Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя) Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя) Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя) Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя) Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя) Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя) Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя) Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пузикова Ольга Владимировна. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Хабаровск, 2003 210 c. РГБ ОД, 61:04-19/261

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психологическая культура как научная проблема

1.1. Общетеоретические подходы к понятию культуры 9

1.2. Проблема психологической культуры в научных исследованиях... 14

1.3. Роль психологической культуры в профессиональной деятельности учителя 45

Глава 2. Теоретические подходы к исследованию самоактуализации личности

2.1. Исследование феномена самоактуализации в психологической науке 79

2.2. Взаимосвязь психологической культуры с параметрами самоактуализации личности 105

Глава 3. Экспериментальное исследование взаимосвязи психологической культуры с самоактуализацией личности учителя

3.1. Методы и организация исследования 115

3.2. Исследование когнитивного компонента психологической культуры учителя 141

3.3. Исследование аффективного компонента психологической культуры учителя 149

3.4. Исследование мотивационного компонента психологической культуры учителя 166

Заключение 185

Литература 187

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования проблемы психологической культуры обусловлена ведущей ролью этого качества в процессах жизнедеятельности человека, его общения, социальной адаптации, продуктивного личностного развития.

Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод об отсутствии единого понимания сущности и структуры данного феномена. В то же время для современной психологической мысли характерно признание того, что представленные в психологической культуре ценности телесной, душевной и духовной развитости, зрелости фактически интегрированы в число базовых ценностей современного общества и существуют как аксиомы культуры.

Актуальность работы связана также с возрастающей проблемой психологического здоровья личности. Положение, основанное на рассмотрении психологического здоровья с точки зрения полноты и богатства развития личности, представлено в трудах психологов гуманистического направления. Психологическое здоровье, с их позиции, связано с самоактуализацией, са-моисполненностью, обретением смысла жизни и самореализацией. Психологическая культура обеспечивает гармонизацию личности и способствует ее самореализации и самоактуализации. Необходимо отметить, что в своей работе, выбирая в качестве объекта исследования феномен самоактуализации, мы подразумеваем личностное свойство с разной степенью выраженности. Личность с высоким уровнем самоактуализации, вслед за А. Маслоу, мы определяем как самоактуализирующуюся.

Обращение к исследованию личности учителя связано с тем, что психологическая культура относится к разряду основополагающих параметров в его личностной структуре и деятельности. Учитель должен быть не только профессионально, но и в первую очередь личностно готовым к самореализации в педагогической деятельности. Педагогам не хватает психологических знаний, глубокого понимания психологических условий и смысла педагоги-

ческой деятельности, психологической готовности к ней как глубоко специфической, требующей особого отношения, особых знаний и собственного личностного роста.

Все вышеизложенное определило выбор темы исследования «Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (на примере личности учителя)».

Цель: исследование психологической культуры как значимого фактора самоактуализации личности.

Объект исследования - самоактуализация личности.

Предмет исследования - взаимосвязь психологической культуры с параметрами самоактуализации личности.

Теоретическая гипотеза исследования:

Психологическая культура является комплексным свойством личности и взаимосвязана с параметрами самоактуализации личности: все компоненты психологической культуры (когнитивный, аффективный, мотивационный) включены в содержание характеристик самоактуализирующейся личности.

Эмпирические гипотезы исследования:

уровень и содержание психологической культуры существенно различаются в зависимости от высокой или низкой степени самоактуализации личности: личность с высокой степенью самоактуализации имеет высокий уровень и более разнообразные проявления психологической культуры; личность с низким уровнем самоактуализации характеризуются слабовыражен-ными и стереотипными психокультурными тенденциями;

Общетеоретические подходы к понятию культуры

Понятие «культура» относится к теоретическим конструктам, изучаемым несколькими научными дисциплинами, каждая из которых исследует и интерпретирует его различным образом.

Культура — явление сложное, интегрирующее многие стороны человеческой деятельности и социального бытия. Существуют многочисленные (порядка 250) определения культуры, это результат реального многообразия ее проявлений: внедренности фактически во все проявления социальной жизни, контекстности, многомерности и полисистемности, а значит, и высокой степени значимости для социума.

Культура (в рамках такого синкретического представления) - это сумма духовных достижений и память человечества; творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества); совокупность общезначимых смыслов, знаков и символов; система норм и образцов поведения, бытующих в обществе; основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений (язык, теоретические идеи, повседневные культурно организованные виды деятельности); способ жизни или жизнедеятельности, а также их контекст; совокупность материальных и духовных ценностей; плотность опыта; достижения личности, приобщаемые ею и приобщающие её к сумме общечеловеческих достижений.

Культура - также набор культурных средств и технологий деятельности, передающихся из поколения в поколение, развиваемых и изменяемых ими; основное условие и процесс включения людей в сообщество. Культура - это и картина мира, особенности мировосприятия и мирообъяснения [70].

Культура (согласно определению, данному в словаре «Культурология. XX век») - совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретённых знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Она - возделанная среда обитания людей, организованная посредством человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чьё сознание и поведение мотивируются и регулируются уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, нормами и правилами. В социологических и социально-психологических исследованиях её показателями чаще всего выступают формы мышления, поведения и деятельности, на их основе определяется уровень культурного развития и активности социальных групп [73].

В самом широком смысле к культуре принадлежит каждый, даже простейший предмет, созданный человеком, любая мысль, зародившаяся в его сознании (Т.Г. Стефаненко, 1998).

Приведенные выше характеристики культуры доказывают, что культуру, невозможно рассматривать как нечто всеобщее, как независимую переменную (культуры «вообще» нет). При анализе культуры речь идёт о конкретной среде жизнедеятельности, её компонентах и проявлениях, ценностях и артефактах. В культуре выделяются не только духовные и материальные компоненты, но и внешние и внутренние проявления, а также их сложные взаимосвязи, выражающие сущность и качества данной культуры.

Н.Б. Крылова выделяет несколько базовых смыслов вокруг которых «собираются» разные понимания культуры: как социальной и личностной систем ценностей; как освоение и облагораживание среды обитания (строительства и обеспечения жизнедеятельности человека и его среды); как опредмеченной в социальной жизни, деятельности, аккумулирующей все «человеческое»; как полисистема общественных институций [70].

В свое время в различном контексте определения культуры предлагали наиболее видные европейские и американские ученые: Э. Тейлор, Ф. Ницше, Ф. Энгельс, Б. Малиновский, М. Мид, К. Клакхон, П. Сорокин, X. Ортега-и-Гассет, К. Юнг, М. Херскович, Л. Уайт, В. Оствальд, Ч. Моррис, Э. Кассирер, Т. Эллиот, Р. Тшуми, 3. Фрейд, Ж. Рохейм, Дж. Форд, А. Моль, М. Хайдег-гер, А. Карпентьер, А. Швейцер, С. Чарновский, Б. Суходольский, А. Кло-сковская, Я. Щепаньский, М. Червинский, С. Пекарчик, В. Павлючук, К. Попов, И. Херман, М. Бружек и др.; в отечественной философско-культурологической мысли: Н.Я. Данилевский, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, А.А. Богданов, В.И. Ленин, Л.Н. Толстой, Г. Францев, Э. Маркарян, 3. Файнбург, Э. Баллер, Ю. Лотман, Б. Успенский, Н. Чавчавадзе, М. Ким, Л. Кертман, Э. Соколов, В. Библер, В. Давидович, Ю. Жданов, В. Межуев, М. Ешич, Е. Вавилин, Ф. Фофанов, Е. Боголюбова, В. Келле, В. Визгин, В. Конев, М. Булатов, Г. Давыдова, Н. Дубинин, Ю. Давыдов, М. Мамардашвили, Н. Злобин, П. Гуревич, Л. Коган, Л. Клейн, Б. Ерасов, В. Добрынина, В. Налимов и др.[6],[36],[50],[70],[107].

Обобщая все наиболее значимые характеристики, которые выделялись в весьма авторитетных высказываниях о содержании понятий культуры, Э.А. Орлова делает попытку сформулировать некоторое интегральное определение, объединяющее эти характеристики.

Категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения [107].

По мнению Г.И. Марасанова, мозаичность, пестрота и фрагментарность, присутствующая в большинстве современных исследовательских подходов к анализу культуры как психологического понятия может быть во многом преодолена, если, опираясь на всеобщий принцип детерминизма, разработанный С.Л. Рубинштейном (1957), осмысливать культуру как целостную личностно деятельностную характеристику субъекта. Поскольку, по Рубинштейну, одной из основных особенностей деятельности является ее социальность, а в качестве субъекта может выступать человечество, большая или малая социальная группа, а также отдельная личность, то отсюда становится возможным выход на построение общего определения культуры в широком смысле. Тогда культура как деятельностная характеристика субъекта станет доступной для анализа через исследование внутренних, специфических закономерностей деятельности, отраженной и порожденной в данной культуре (целей, мотивов и т.д.). Как личностная характеристика субъекта, культура может быть познана как целостная система внутренних условий, через которые преломлены внешние воздействия. В этом случае появляется возможность упорядочить, систематизировать и, что самое важное, создать теоретико-методологическую основу для многих разновидностей частных определений культуры, которые активно входят и будут входить в обиход современных психологических исследований [85].

Исследование феномена самоактуализации в психологической науке

Многие ученые считают, что такие понятия как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самоопределение, самотрансценденция, самосознание стоят в одном ряду и соотносятся между собой [117]. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. с трудовой деятельностью, с работой.

Тема самоактуализации является одной из центральных в работах психологов гуманистического направления. Но первым ввел данное понятие К. Гольдштейн.

Будучи нейрофизиологом, занимающимся в основном пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. Гольдштейн писал, что «организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей воз-можностной степени свои индивидуальные способности, свою «природу», в мире» [88].

Гольдштейн утверждает, что ослабление направления является сильным побуждением только у больных организмов. Для здорового организма первичной целью является «формирование определенного уровня напряжения, такого, который сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность» [по 88]. Такое влечение, как голод - это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешение ищется для того, чтобы возвратить организм к "оптимальному состоянию для дальнейшего выражения его способностей. Однако лишь в ненормальных ситуациях это влечение становится слишком настоятельным. Гольдштейн утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие как любопытство или желание игры, вызывают это.

По Гольдштеину успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для Гольдштейна (как впоследствии и для Мас-лоу) самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив рост часто может принести определенную долю боли и страдания. Гольд-штейн писал, что способности организма определяют его потребности. Обладание пищеварительной системой делает еду необходимостью; наличие мышц требует движения. Птица нуждается в том, чтобы летать, а художник нуждается в том, чтобы творить, даже если акт творчества требует болезненной борьбы и значительных условий.

Затрагивая тему самоактуализации в своих исследованиях К. Роджерс говорит [133], что существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентносте и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. «Это стремление, которое видно по всякой органической и человеческой жизни - стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, - стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость». Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком. Стремление к здоровью не является настолько всевластной силой, чтобы отметать все препятствия. Оно легко притупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что это доминирующий мотив в человеке, который «свободно функционирует», не искалеченный прошлыми событиями или нынешними верованиями, поддерживающими инконгруентность. Маслоу приходит к подобным выводам: он называет эту тенденцию слабым внутренним голосом, который нетрудно заглушить. Предпосылка, что рост возможен и является центральным для структуры организма, является основополагающей для мышления Роджерса. По Роджерсу тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов наряду с другими. «Следует отметить, что тенденция к самоактуализации - единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе... Самость, например, - важное понятие в нашей теории, но самость ничего не «делает», это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя» [133].

Наибольшее развитие тема самоактуализации получила в работах А. Маслоу. А. Маслоу провозгласил «самоактуализацию» основным критерием здоровья. Согласно его точке зрения, «высочайшие порывы человеческой души практически всегда недооценивались», а «человеческая природа далеко не так плоха, как о ней думают» [по 30, 55].

Маслоу считал, что исследовать человеческую природу необходимо «изучая ее лучших представителей, а не катологизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов» [88]. Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях. Именно те люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

Психически здоровый индивид, в понимании А. Маслоу, может быть охарактеризован как «зрелый, с высокой степенью самоактуализацйи». «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, к которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это некое человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями» [по 30, 155]. Здоровый человек, согласно такому подходу, должен рассматриваться во всей совокупности его биологических, психологических и духовных проявлений, которые равноправно представлены в мотивационной сфере личности. Как считает Маслоу, стратегическое направление будущих биологических исследований должно основываться на том факте, «что между психическим и физическим здоровьем человека существует синергическая взаимосвязь».

Отличительной чертой концепции Маслоу является постоянное акцентирование взаимосвязи между здоровьем самоактуализирующейся личности и основными (базовыми) потребностями и ценностями, исконно присущими человеческой природе. Маслоу утверждает, что невозможность удовлетворить базовые психологические потребности, такие как потребность безопасности, любви, уважения, самоуважения, идентичности и самоактуализации, приводит к болезням и разного рода расстройствам, которые принято называть неврозами и психозами. Однако даже люди, в полной мере удовлетворяющие свои базовые психологические потребности, люди, которых с полным основанием можно отнести к разряду самоактуализирующихся личностей, которыми движет стремление к истине, добру, красоте, справедливости, порядку, законности и прочим высоким ценностям, - даже эти люди могут испытывать депривацию на метамотивационном уровне. Метамотивация касается поведения, вызванного потребностями и ценностями роста. Это сфера высших ценностей и потребностей человека. По Маслоу, такого рода мотивация присуща самоактуализирующимся людям, у которых по определению удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимает форму посвящения себя определенным высшим идеалам или целям. Неудовлетворение (фрустрация) высших метапотребностей (таких как потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде, подлинности и т. д.) или ут- рата человеком основополагающих ценностных ориентиров приводит к расстройствам, которые Маслоу называет общей и частной метапатологией.

Методы и организация исследования

В соответствии с целью и задачами нашей работы был сформирован психодиагностический комплект, включающий следующие методики.

Измерение уровня самоактуализации личности (модификация Л. Я. Гозмана и М. В. Кроза) [15].

Предлагаемый самоактуализационный тест (CAT) измеряет самоактуализацию как многомерную величину, регистрируя разные ее параметры. CAT разработан отечественными психологами Л. Я. Гозманом и М. В. Крозом на основе получившего широкую известность за рубежом опросника личностных ориентации (POI), созданного в 1963 г. Э. Шостром. POI создавался на основе теории самоактуализации А. Маслоу, идей Ф. Пэрлза и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии.

В качестве ключевой категории при разработке данного теста выступала категория самоактуализации личности, которая по мнению авторов теста, «является операциональным аналогом личностной зрелости».

Степень (уровень) личностной самоактуализации следует отнести к числу важнейших личностных и профессиональных качеств человека. Данное качество является обобщенной характеристикой психологического здоровья личности.

Низкая степень самоактуализации свидетельствует о существенных дефектах личностного развития, о депривации ряда базальных потребностей личности, о склонности к невротическим расстройствам, различным формам зависимого поведения и т.п. В психолого-педагогическом плане низкая степень самоактуализации личности является одновременно следствием и причиной авторитарной практики обучения и воспитания, склонности к монологическим формам педагогического общения, манипулирования людьми с помощью жестких оценок и санкций (наказаний и поощрений), недоверия учителя к учащимся и самому себе, ригидности поведения, низкой сензитивности к другим людям (учащимся, коллегам и т.д.), низкой креативности, неразвитости познавательных потребностей.

Данная методика позволяет диагностировать степень самоактуализации личности как многомерную величину, регистрировать разные составляющие ее параметры. Вместе с тем, данная методика дает также возможность определять обобщенный количественный показатель степени (уровня) самоактуализации личности.

Тест состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывающие различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и к самому. Суждения не обязательно являются строго полярными. Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух альтернативных суждений то, «которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения».

В ходе обработки полученных данных весь массив ответов распределяется по 14 шкалам, описывающим следующие основные составляющие личностной самоактуализации.

Описание теста

CAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на шесть блоков — по две в каждом. Каждый пункт входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Опишем содержание этих шкал.

Базовые шкалы

Шкала компетентности во времени включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности субъекта, во-первых, жить «настоящим», т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни», во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути. Основание для включения этой шкалы в тест в качестве базовой содержится, в частности, в работах Ф. Пэрлза. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.

Шкала поддержки включает 91 пункт и измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля. Содержание этой шкалы, на взгляд авторов, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения этой шкалы в синдром самоактуализации как базовой.

Дополнительные шкалы

В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

1. Шкала ценностных ориентации состоит из 20 пунктов. Она измеряет, в какой степени человек выделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности (уважающей себя, ответственной, социально-активной, творческой). Высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации.

2. Шкала гибкости поведения состоит из 24 пунктов. Она измеряет степень гибкости в реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.

Шкалы ценностных ориентации и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая — лабильность поведения.

3. Шкала сензитивности к себе состоит из 13 пунктов. Измеряет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, степень, с которой он умеет прислушиваться к себе.

4. Шкала спонтанности состоит из 14 пунктов. Она измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует об умении проявлять себя в не запланированных заранее ситуациях, в не рассчитанных заранее способах поведения.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько субъект осознает собственные чувства, вторая — в какой степени они проявляются в поведении.

5. Шкала самоуважения включает в себя 15 пунктов. Измеряет способность субъекта ценить свои достоинства.

6. Шкала самопринятия состоит из 21 пункта и регистрирует степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков.

Похожие диссертации на Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (На примере личности учителя)