Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров Колиниченко Ирина Александровна

Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров
<
Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колиниченко Ирина Александровна. Психологические представления о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Ставрополь, 2003 153 c. РГБ ОД, 61:03-19/516-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исследования представлений о морали в современной психологии 10

1. Анализ психологических, педагогических и философских научных исследований

но проблемам морали 10

1.1 Основные направления в изучении морали в современных научных исследованиях 10

1.2 Изучение морали в обыденном сознании с позиций традиционного и современного подходов 13

1.3 Исследование моральных убеждений и морального поведения личности в онтогенезе 23

2. Исследования представлений в обыденном сознании 30

2.1 Представления обыденного сознания в профессиональном «образе мира» 30

2.2 Представления о морали предпринимателей и менеджеров с точки зрения современной психологии 32

2.3 Представления о морали предпринимателей и менеджеров в общественном сознании и влияние общественных ожиданий 35

2.4 Роль экспериментальной психосемантики в изучении представлений в обыденном сознании 42

Глава 2. Материал и методы исследования 47

2.1 Анализ профессионально важных качеств личности в психологических исследованиях 47

2.2. Изучение морального аспекта гендерных различий в современной психологии 57

2.3 Организация и этапы исследования 63

Глава 3. Экспериментально - психологическое исследование представлений о морали в обыденном сознании у испытуемых 69

3.1 Анализ результатов эмпирического и психологического исследований 69

3.2. Корреляционный анализ ролевых позиций испытуемых 71

3.3 Факторный анализ результатов исследования 73

3.3.1 Факторный анализ выборки мужчин и женщин предпринимателей 73

3.3.2 Факторный анализ выборки юношей и девушек (будущих предпринимателей)80

3.3.3 Факторный анализ выборки мужчин и женщин менеджеров 88

3.3.4 Факторный анализ выборки студентов юношей и девушек (будущих .менеджеров) 94

3.4 Обсуждение результатов тендерных различий 101

3.5. Обсуждение результатов экспериментальных данных испытуемых, находящихся на разных уровнях профессионального становления 109

Заключение 117

Литература 123

Приложения 136

Введение к работе

Мораль как система ценностей и требований, регулирующих поведение людей, является одной из значимых и актуальных проблем в большинстве современных психологических, педагогических и философских исследований (Р.Г. Апресян 1993; В.Г. Бакштановский СЮ. Согомонов 1993; А.А. Попов 1998 и др.).

В способности и умении человека адекватно следовать моральным принципам в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура, или практическая мудрость (Р.Г. Апресян 2000). Чем значительнее, активнее, самостоятельнее личность, тем более важное место в самосознании занимает нравственное самосознание, представление о том, каким оно должно быть (И.С. Кон 1999; Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, В.А.Шаповалов 2001).

Представления человека о самом себе включают многочисленные социальные моменты, в том числе и представления о моральных или иных качествах, основанные на личностном, внутреннем моральном кодексе, систему личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение, свою идеологию (Б.Г. Ананьев, 1996; Д.А. Леонтьев, 1999; В.В. Столин, 1983).

Постоянная изменчивость и неповторимость социальных ситуаций (Е.А. Климов, 1988) приводит к тому, что образы реального целостного мира неслучайно различаются в связи с выбранной профессией. С позиций Л.С. Выготского (1982) и А.Н. Леонтьева (1985), системный анализ человеческого сознания, в которое включаются и житейские представления об окружающем мире, других людях и себе («обыденное сознание»), требует изучения значения как единицы сознания. Система значений может быть организована в некие повествовательные структуры, вызывающие в сознании субъекта целостный контекст ассоциативных связей. Метод исследования данной проблемы «не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод анализа смысловой стороны речи, метод изучения словесного значения» (Л.С. Выготский 1982).

В современных психологических исследованиях мораль в обыденном сознании рассматривают как набор несвязанных между собой предписаний, которые могут находиться в отношениях соподчиненности, причем с позиций психологии, как полагают эти ученые, эта несовместимость допускается. Моральные детерминанты обыденного сознания отличаются от этических концепций, предложенных философами, а ценность и принципы могут меняться от ситуации к ситуации. Но система таких детерминант существует, и их идеальное воздействие на принятие решений может являться отправной точкой прогноза о возможном поведении как больших половозрастных и социальных групп, как и отдельных индивидов» (И.Г. Дубов, А.А. Хвостов, 2000).

Субъективная модель мира профессионала формируется во взаимодействии со специфическим объектом труда, зависит от способа участия в распределенном труде, от типа трудового общения, от направленности обучающего воздействия, т.е. испытывает воздействие тех же формирующих факторов, что и система смыслов (Е.Ю. Артемьева 1999; Д.А. Леонтьев 1999). Понятный ранее «идеальный образ профессионала» теперь заменен на «идеальный образ жизни», диктующий изменение привычных профессиональных отношений, что актуализировало необходимость серьезного психологического анализа представлений о морали в разных профессиональных группах, в частности, предпринимателей и менеджеров (Л.К. Аверченко 1999; О.С. Ви-ханский, А.И. Наумов 1996; Л.К. Герчикова 1994; Е.П. Ермолаева 2001; Л.Д. Столяренко, Л.И. Щербакова 1995). Последнее обусловлено противоречивостью оценок в общественном сознании профессиональной деятельности и личностных характеристик предпринимателей и менеджеров (А.Л. Журавлев, В.П. Поздняков 1993; А.Е. Чирикова 1999).

Объект исследования: человек как целостное системное образование в условиях профессионального социума.

Предмет исследования: психологические представления о морали как высшем свойстве личности, зависящем от профессии, гендерных различий и уровня профессионального становления.

Цель исследования: построение семантических пространств, отражающих обыденные представления испытуемых о морали, с выделением базисных категорий этого пространства для анализа отношения субъектов к морали.

Теоретическая гипотеза исследования основана на допущении представлений о морали, детерминированном различными профессиями, уровнями профессионального становления.

Эмпирическая гипотеза исследования: на представления о морали оказывают влияние гендерные особенности испытуемых, относящихся к определенной профессиональной группе, а также особенности профессионального становления субъекта.

Задачи исследования:

1. Разработать экспериментально-психологическую, дифференциально-семантическую модель, позволяющую проанализировать репрезентативность выборок по профессии, полу и уровню профессионального становления.

2. Проследить особенности идентификации испытуемых с предложенными ролевыми позициями с целью определения области личностно значимой и психологически близкой для испытуемых.

3. Выявить и проанализировать влияние профессии, уровня профессионального становления испытуемых на обыденные представления о морали, выделить гендерные особенности представлений испытуемых, влияющих на оценку морали.

4. Сравнить категориальные структуры воспринимаемых моральных суждений как системообразующие факторы, отражающие особенности представлений о морали, представить феноменологию стереотипа образа «высокоморальный человек» в конкретной профессиональной среде.

Методологические и теоретические основы исследования составляют концепции отечественных психологов о сущности личности и ее психологической структуре, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии (Б.Г. Ананьев, Б.М. Ломов, А.В. Петровский, В.А. Петровский, А.Г. Асмолов); концепции и теории единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, К.А. Абульханова - Славская и др.), развития (Л. Кольберг, И.М Краснобаев, А.И. Липкина и др.); идеи психосемантического подхода к изучению обыденного сознания (А.Р. Лурия, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев).

Научная новизна исследования. Впервые в новейшей истории научной психологии России изучен психосемантический аспект обыденных представлений о морали у представителей новых профессий - как состоявшихся, так и будущих предпринимателей и менеджеров; доказана зависимость существующих обыденных представлений о морали от профессии и уровня профессионального становления испытуемых. Психологический эксперимент на достоверном уровне выявил, что обыденные психологические представления о морали часто противоположны представлениям об успешном поведении в профессиональном социуме. В условиях выбора сложившиеся обыденные представления о морали заставляют предпринимателей и менеджеров избирать путь к успеху вне общечеловеческих, философских и религиозных представлений о морали. Впервые установлены тендерные различия, обуславливающие оценку морали в зависимости от профессии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что доказана взаимосвязь и взаимозависимость между представлениями о морали в обыденном сознании у конкретного субъекта и планируемой профессиональной ориентацией и профессиональной деятельностью с ной ориентацией и профессиональной деятельностью с позиций субъектно-объектных отношений.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы для профориентации молодежи. Исследование позволяет учитывать особенности моральных представлений в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров с целью использования при прогнозировании вероятностного поведения в банальных социальных и экстремальных ситуациях, при коррекции индивидуального и группового стереотипов поведения. Знания о вероятностных конструкциях моральных представлений в обыденном сознании конкретного субъекта, относящегося к определенной профессиональной группе, необходимы для использования в социальной психологии, политической и юридической психологии.

В высших учебных заведениях полученные результаты можно использовать при составлении программ лекционных и практических занятий по дисциплинам «Психология предпринимательства», «Психология менеджмента», «Психология делового общения» для студентов психологических и экономических специальностей; при создании специальных курсов повышения квалификации предпринимателей и менеджеров, для создания и разработки семинаров-тренингов по развитию профессиональных представлений будущих предпринимателей и менеджеров с целью достижения адекватности представлений о типичном представителе своей профессии; для психологической коррекции представлений о морали, что гармонизирует процесс продуктивного профессионального становления.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Ставропольского государственного университета (2000-2002 гг). Материалы диссертации были представлены на 46 научно-методической конференции СГУ «Личность: культура и образование» (Ставрополь, 2001), межрегиональной научно-практической конференции «Кадровая политика.

Проблемы повышения качества подготовки специалистов» (Пятигорск, 2001), 47 научно-методической конференции «Проблемы обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса» (Ставрополь, 2002), региональной межвузовской научно-практической конференции «Современные социально-экономические и естественнонаучные проблемы развития северокавказского региона» (Ростов-на-Дону, 2002).

Достоверность исследования обеспечивалась научной обоснованностью исходных позиций, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, значимостью экспериментальных данных, сочетанием качественного и количественного анализа с применением современных методов статистической обработки данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессия оказывает существенное влияние на формирование психологических представлений о морали в обыденном сознании.

2. Тендерный фактор изменяет оценки и отношение к психологическим представлениям о морали в обыденном сознании различных выборок испытуемых в зависимости от профессиональной принадлежности.

3. Уровень профессионального становления качественно изменяет формирование психологических представлений о морали в обыденном сознании предпринимателей и менеджеров.

Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, включающей 147 источников, из них 144 отечественных и 3 зарубежных и приложение. Диссертация содержит в тексте 8 рисунков.

Основные направления в изучении морали в современных научных исследованиях

Теоретический анализ психологической, педагогической и философской литературы, посвященной проблемам морали, позволяет говорить о том, что данные проблемы являются одними из значимых в большинстве современных исследований.

Термин «мораль» возник по аналогии с древнегреческим понятием этики: от слова mos. Цицерон, ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное moralis, которое характеризовало качества, добродетели, относящиеся к темпераменту человека, его способность руководствоваться в своем поведении указаниями разума и гармонично строить свои отношения с другими людьми (О.Г. Дробницкйй 1974). В ряде европейских языков наряду с латинским термином «мораль» появились собственные обозначения, например, в русском языке - «нравственность», частично взаимозаменяемое с понятием «мораль».

Мораль представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить по законам обязательным для всех. Как подчеркивают философы, взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. Во-вторых, мораль основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства мораль связывает со свободным выбором личности и ее самоутверждением.

Таким образом, мораль - это осознание обязанности человека перед другими людьми. В морали человек, по выражению И. Канта «подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству» (И.Кант 1965).

Сущность морали, связанная с идеями всеобщности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «золотого правила» нравственности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» (А.А. Гусейнов 1986). По отношению к человеческому индивиду мораль (моральная регуляция действий) является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. При этом моральной регуляции не свойственно разделение субъекта и объекта. Соблюдая ее нормы и вынося моральные оценки человек поступает так, как если бы сформулировал их сам, - объект морали является в то же время ее субъектом (О.Г. Дробницкий 1974).

Проблема сущности и специфики морали - одна из центральных в научных исследованиях. В философии мораль представлена в научных исследованиях таких ученых, как В.Г. Бакштановского, СЮ. Согомонова (1999), А.А. Попова (1998), Р.Г. Апресяна (1998) и других, в педагогике эти вопросы успешно разрабатывали И.И. Чернокозов (1988) и другие.

Р.Г. Апресян, В.Г. Бакштановский, СЮ. Согомонов, сравнивают особенности приложения морального феномена к сравнительно обособленным видам человеческой деятельности, рассматривая, как человек, действующий в рамках этих отношений, адаптируется к ним. По их оценкам, наблюдается не простейшая аппликация норм, принципов общественной нравственности к различным сторонам профессиональной деятельности. «Идет процесс конкретизации общественной нравственности, то есть такое развитие ее требований и оценок, которые не могут быть напрямик извлечены из всеобщих представлений, дедуцированы из моральных аксиом. Происходит известное преобразование данных требований и оценок, их переакцентировка, переосмысление, возникают новые способы сцепления норм, поведенческих правил между собой и со всеми другими нормами и правилами... со всевластным обычаем, обнаруживается изменение их места в иерархии всего массива предписаний и запретов» (В.Г. Бакштановский, СЮ. Согомонов 1993, С.983).

На уровне индивидуального выбора абсолютные моральные принципы вменяются человеку как общие жизненные установки, которые необходимо конкретизировать в различных ситуациях. В способности и умении человека адекватно следовать моральным принципам в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура, или практическая мудрость» (Р.Г. Апресян 2000). Поскольку в реальной жизни мы можем встретить различные уровни воплощения морали, бытие личности определяется ее пониманием морали (А.А. Попов 1998). В.И. Сафьянов нравственными считает нейтральные суждения в процессе общения (В.И. Сафьянов 1997, С.205).

Анализ профессионально важных качеств личности в психологических исследованиях

Исторически наиболее ранними и распространенными являются модификации модели «черт профессионала», содержание которых заключается в составлении списка «профессионально важных признаков» человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми со стороны профессии (С.Г. Гел-лерштейн 1983, И.Н. Шпильштейн 1923, М.А. Юровская 1925).

Как специальная подсистема психологической структуры трудовой деятельности рассматривались профессионально важные качества в моделях типа «психологическая структура деятельности» В.Д. Шадриковым (1980, 1983) и профессиональная направленность и интерес к профессии через эмоциональные проявления отношений к объектам среды, предпринятые Е.А. Климовым и Г.В. Корольковым (1978), близким к моделям «образа мира». Так, Е.А. Климов говорит о постоянной изменчивости и неповторимости социальных ситуаций, при которых работнику необходимо бывает выделять не только «вечные» знания, но и те, что относятся к ситуативным, возникающим в конкретной обстановке. По его мнению, есть много свидетельств тому, что внутренние (имплицитные) модели, образы связного мирового целого реального целостного мира существенно и неслучайно различаются в связи с типами профессий.

Изменения в политической и экономической жизни страны приводят к изменению привычных профессиональных отношений, разрушающих стереотипы уже существующих профессий и не дающих ориентиров новым (Е.П. Ермолаева 2001; Л.М. Митина 1998).

Достаточно точно, на наш взгляд, это замечается в работе Л.С. Мити-ной, которая посвящена проблемам личностного и профессионального развития человека в новых социально-экономических условиях. Некоторые профессии, замечает автора не имеют пока еще корней в профессиональной культуре нашего общества, к тому же происходит процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации. В результате чего «...образ профессии как когнитивное и эмоциональное образование в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей.

Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни» («американский», «европейский», «новых русских» и др.).

Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью» (Л.М. Митина 1997, С.28.). Данный факт подтверждается учеными Ю.Г. Волковым, В.И. Добреньковым, Ф.Д. Кадария, И.П. Савченко, В.А. Шаповаловым (2001).

Обширный материал социологических исследований, проведенных этими учеными, говорит о том, что если десяток лет назад студенты старались соответствовать выбранной профессии, то нынешняя модель успеха отождествляется с социальным успехом предпринимательства и свободой. Юноши и девушки «...представляют успешный вариант своей взрослой жизни следующим образом: высшее образование - престижная профессия - работа в частной фирме. Причем бизнес, согласно их логике, является не «делом, которому служат», не способом профессиональной самореализации. А символом все той же максимальной независимости» (там же, С.391).

Анализ результатов эмпирического и психологического исследований

В задачу исследования входило изучение особенностей представлений о морали с помощью метода психосемантики (В.Ф.Петренко 1997; А.Г. Шмелев, 1983).

Отбор суждений о морали для последующего построения необходимого для факторного анализа материала осуществлялся на основе ассоциативного эксперимента. Подбор суждений осуществлялся по принципу биполярное в виде пар конструкт-контраст, аналогично структуре репертуарных решеток Дж. Келли, который указывал на то, что оценки людей через противопоставление являются довольно значимыми для целей предвидения, поскольку позволяют видеть не только явное, но и противоположное. Принцип биполярности предполагает учитывать как сходство, группировку и обобщение, так и противопоставление. Исходя из этого, для выбора суждений мы привлекли студентов, а также предпринимателей и менеджеров, используя их обыденные представления о поступках, связанных с моралью и безнравственностью. Исходя их того, что обыденное сознание основано на житейских понятиях (Л.С. Выготский Т.2, С. 146), сформулированные нами суждения были изначально сложны.

По оценке И.В. Джидарьян (2000), предписания норм морали имеет общечеловеческий, универсальный характер и применимы в самых разных жизненных ситуациях. Однако в каждом конкретном случае эти требования могут вступать в противоречие с обстоятельствами. Поэтому, обрабатывая полученный материал, мы сформулировали каждое из 67 суждений таким образом, чтобы испытуемые задумывались об отнесении суждений к морали или безнравственности, исходя из собственных представлений при оценивании по каждой ролевой позиции. Набор суждений пропорционально представлял различные сферы проявления морали в профессиональной деятельности, в житейских ситуациях, в отношениях с друзьями, родителями, семейных и сексуальных отношениях (Приложение 1).

Список суждений, касающихся проявлений морали, оценивался по пятибалльной шкале (от 1 до 5) по каждой ролевой позиции. Выбор ролевых позиций в качестве объектов оценивания обуславливался задачами исследования.

При выборе ролевых позиций мы старались определить и их динамику («Я» и «Я через 10 лет»), а также с целью получения данных об идентификации испытуемых с образом «типичного представителя своей профессии» и с образами «высокоморальный человек» и «безнравственный человек» или «мама», «папа» (исходя из определения Э. Фромма (1999) о том, что родители являются моральными законодателями для человека, чьи санкции он усваивает, интериоризуя их), «высокоморальный человек», «безнравственный человек» (как возможные образы идеала или антиидеала человека), обобщенные образы «успешного человека», «неуспешного человека», «человек, который нравится», «человек, который не нравится», а также «типичная женщина», «типичный мужчина» (с целью определения гендерных различий в представлениях испытуемых о морали), «рабочий», «интеллигент». Обработка ответов испытуемых включала построение групповой матрицы данных 67 на 15 (путем суммирования индивидуальных протоколов испытуемых) сформированные по параметрам пола, нахождения на определенном уровне профессионального становления. После чего к полученным матрицам данных мы применяли метод многомерной статистики - факторный анализ. Таким образом, каждая матрица была подвергнута процедуре факторного анализа по программе «STATISTICA».

Также выявлению семантической структуры моральной сферы массового обыденного сознания была посвящена работа И.Г. Дубова и А.А. Хвостова (2000). Были обнаружены различия в том числе в доминирующих мотивах мужчин и женщин. У респондентов в мотивации морального поведения важным имеет смысл вести себя нравственно прежде всего ради самого себя, а потом уже ради социального окружения. Одно из главных мест занял дескриптор «выгодность нравственности».