Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические условия становления профессиональной идентичности личности Гулина Наталия Рудольфовна

Психологические условия становления профессиональной идентичности личности
<
Психологические условия становления профессиональной идентичности личности Психологические условия становления профессиональной идентичности личности Психологические условия становления профессиональной идентичности личности Психологические условия становления профессиональной идентичности личности Психологические условия становления профессиональной идентичности личности Психологические условия становления профессиональной идентичности личности Психологические условия становления профессиональной идентичности личности Психологические условия становления профессиональной идентичности личности Психологические условия становления профессиональной идентичности личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гулина Наталия Рудольфовна. Психологические условия становления профессиональной идентичности личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 2004 186 c. РГБ ОД, 61:04-19/627

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические подходы к изучению феномена идентичности в психологической науке 12

1.1. История изучения феномена идентичности в психологии 12

1.2. Сущность и классификация идентичности личности 24

1.3. Профессиональная идентичность как предмет психологического исследования 29

ГЛАВА 2. Становление профессиональной идентичности личности 43

2.1. Этапы становления профессиональной идентичности личности 44

2.2. Психологические условия динамики профессиональной идентичности личности 52

2.3. Методы изучения профессиональной идентичности личности 73

Глава 3. Экспериментальное исследование психологических условий становления профессиональной идентичности личности 78

3.1. Организация и методы экспериментального исследования 78

3.2. Экспериментальное исследование влияния сформированности Образа «Я» на становление профессиональной идентичности личности 95

3.3. Экспериментальное исследование влияния символического сознания на становление профессиональной идентичности личности 104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 162

Приложение 1. Бланковые методики диагностического эксперимента 176

Приложение 2. Динамика психологических характеристик у студентов контрольной и экспериментальной групп (до и после формирующего эксперимента) 186

Введение к работе

Конструирование собственной идентичности всегда являлось одной из основных проблем, встающих перед самоактуализирующимся человеком. В современных условиях смены стереотипов, норм и образцов поведения, являющихся основой самоопределения личности, проблема построения образа "Я" становится наиболее актуальной.

Erikson называет главный кризис юности кризисом идентичности. Он происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с наступающим совершеннолетием, главные перспективы, определить значимое сходство между тем, каким он предполагает увидеть себя сам, и тем, что, по его мнению, ожидают от него другие (Erikson).

Несмотря на появление отдельных работ по проблеме идентичности (Н.В. Антонова, В.В.Столин, В.А.Ядов, С.Р.Пантилеев, Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева, Л.Б.Шнейдер) [6,110,143,79,129,128,50,51,52,30 ], наличие многообразных подходов к её исследованию и терминологическая неопределенность осложняют задачу создания целостной концепции идентичности.

Актуальность исследования обусловлена тем, что результатом осознания себя часто является несовместимость отдельных составляющих "Я" (кризис идентичности), что существенно затрудняет личностное и профессиональное самоопределение. Чувство идентичности создает условия для встречи человека со своей индивидуальностью, на нем, как на фундаменте, «вызревает» и строится процесс личностного и профессионального самоопределения.

Особенно актуально данное исследование по отношению к студентам психологических факультетов, так как их личность, по существу, и является основным «инструментом» эффективной психокоррекционной и

психотерапевтической работы.

Необходимость данного исследования обусловлена современным положением дел в психологической науке и практике. Количество практикующих психологов увеличивается, их влияние возрастает, но количество не всегда соответствует качеству. Подготовка современного специалиста должна быть ориентирована «на его профессиональное саморазвитие и самоизменение его личности» [127].

Согласно теории Дж. Сьюпера о «конгруэнтности Я-концепции и профессии», человек неосознанно ищет профессию, в которой будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а «входя в профессию», будет искать осуществление этого соответствия. Нужно, чтобы человек увидел себя в том малом (вещи или деле), что он в данный момент делает. [69] Таким образом, профессиональная идентичность будет сформирована тогда, когда обретет свойства отражать и воплощать через себя личность, то есть одним из условий становления профессиональной идентичности является сформированность образа "Я".

В работах 3. Фрейда, К.Г. Юнга, В. Тэрнера, В.П. Топорова, А.Ф. Лосева, М.Мамардашвили, А. Пятигорского, Т. Буякас, Н.В. Кулагиной [119,121,139,140,113,111,59,60,63,13,14,54,55]символу, как связующему звену между бессознательным и сознанием, отводится ведущее место. Символическое сознание рассматривается как неосознаваемая на рациональном уровне глубинная связь человека с миром, без которой человек не может обрести целостность.

Символическое сознание есть наиболее ранняя, как исторически, так и онтогенетически сложившаяся форма сознания. По мнению К.Г.Юнга [141], адекватное психологическое здоровье обеспечивается использованием символов, т.к. человек использует их для «актуализации собственного опыта переживаний и понимания мира человеческих отношений» [62], но несмотря

на это, функция символа и субъективная символика человека до сих пор не нашли достаточного отражения в психологической науке и при рассмотрении проблем становления человеческого сознания приоритетное значение отведено знаку.

Профессия психолога есть в высшей степени гуманистическая профессия. Становление психолога-профессионала немыслимо без обретения им мощного культурного базиса, т.к. «культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач», как отмечает Т.М.Буякас [13]. Процесс присвоения культурного опыта неразрывно связан с развитием символического сознания.

Анализ литературных источников (Т.М.Буякас, О.Г.Зевина, В.Я.Ляудис, К.Г.Юнг) [13,62,137,141 и др.] позволил предположить, что одними из условий формирования чувства самоидентичности и профессиональной идентичности могут выступать символическая функция сознания и сформированность образа «Я».

Вместе с тем, само определение профессиональной идентичности в существующих исследованиях остается недостаточно проясненным. Не изучен вопрос о психологических условиях становления профессиональной идентичности, не установлена взаимосвязь и взаимозависимость психологических условий и профессиональной идентичности личности. Не раскрыты возможности первых оказывать влияние на становление профессиональной идентичности личности.

В связи с этим возникает необходимость проведения теоретического анализа и организации специальных экспериментальных исследований, направленных на выявление параметров и коррелятов символического сознания и сформированности образа «Я», без чего невозможно определить,

являются ли они психологическими условиями становления профессиональной идентичности личности. Данными положениями обусловлена актуальность нашей работы.

Анализ литературных источников позволил выделить проблему исследования, заключающуюся в разрешении вопроса о возможности становления профессиональной идентичности личности посредством развития символического сознания и формирования образа «Я».

Вышеуказанное обусловило выбор темы настоящего исследования: «Психологические условия становления профессиональной идентичности личности», цель которого состоит в выявлении системы психологических условий, влияющих на становление профессиональной идентичности личности.

Объект исследования: профессиональная идентичность личности.

Предмет исследования: психологические условия становления профессиональной идентичности личности.

Гипотеза исследования заключается в следующих допущениях:

Становление профессиональной идентичности обеспечивается совокупностью условий.

В качестве психологических условий, детерминирующих становление профессиональной идентичности личности, выступают актуализация символического сознания и сформированность образа «Я».

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

Провести теоретический анализ значимых направлений изучения идентичности в психологической науке. Рассмотреть ее психологическую сущность, структуру, виды и типы.

Выявить психологические условия становления профессиональной идентичности личности.

Изучить психологические условия, детерминирующие становление профессиональной идентичности личности у студентов-психологов.

Выявить уровни развития символического сознания и их взаимосвязи со статусами профессиональной идентичности.

Разработать тренинг, направленный на формирование

профессиональной идентичности личности у студентов-психологов, и экспериментально исследовать его эффективность. Методологическую

основу исследования составляют общепсихологические принципы детерминизма (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), культурно-историческое учение о природе психического (Л.СВыготский), системный подход (Э.Г.Юдин, Б.Ф.Ломов), а также теоретические положения по проблеме идентичности, сформулированные в работах Т.М.Буякас, Л.Б.ПІнейдер, Ц.ІХКороленко, Н.В.Дмитриевой, и др.[13,127,30,50,52].

В работе использовался следующий комплекс методов: теоретические методы, включающие наблюдение, психологический анализ продуктов творческой деятельности, изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизацию; эмпирические, включающие формирующий эксперимент, тестирование, шкалирование; интерпретационно-описательные, в числе которых количественные методы (корреляционный анализ, методы непараметрической статистики), качественный анализ полученных данных, способы графического представления результатов.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 1999-2003 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (1999-2000 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы,

методы, а также составлен план эмпирического исследования.

На втором этапе (2001-2002 гг.) формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования; организовывалась и проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению психологических условий становления профессиональной идентичности психологов; проверялись выдвинутые гипотезы; проводился количественный и качественный анализ материалов исследования и их интерпретация.

На третьем этапе (2002-2003 гг) были обобщены основные результаты теоретического и экспериментального исследования. Этот период был связан с оформлением диссертации и ее обсуждением, а также определением перспективных направлений дальнейшего изучения проблемы.

Экспериментальная база исследования: Новосибирский

государственный педагогический университет, Новосибирский

Государственный Университет. Участниками исследования явились студенты 1-5 курсов НГПУ, число испытуемых составило 190 человек, студенты экономического факультета НГУ, число испытуемых составило 30 человек. Общее число испытуемых составило 220 человек.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем, их научная новизна и теоретическое значение состоят в следующем:

Выявлены психологические условия, влияющие на становления профессиональной идентичности психолога, к которым относятся актуализация символического сознания и сформированность образа «Я».

Изучены изменения символического ряда, отраженные в графической символике и семантике профессионально значимых понятий в процессе обучения.

Выявлены символы, наиболее часто встречающиеся в молодежной среде, которые могут служить стимульным материалом для проведения специализированных тренингов, направленных на развитие символического

сознания, интенсификацию процессов рефлексии, самоактуализации и формирования профессиональной идентичности.

Экспериментально установлено и доказано, что разработанный и апробированный инновационный тренинг является эффективным средством становления профессиональной идентичности личности психолога.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

Результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, могут быть использованы в целях более эффективного формирования профессиональной идентичности студентов-психологов;

Разработанные (совместно с кандидатом психологических наук, доцентом О.А.Белобрыкиной) модификации методик «Пиктограммы» и «Незаконченные предложения» могут быть использованы для выявления символического ряда студентов и оценки уровня развития символического сознания;

Тренинг развития символического сознания может быть использован в психолого-педагогической практике;

Результаты исследования могут быть использованы в комплексной психокоррекционной и психотерапевтической практике с целью оказания психологической помощи.

Предложенные нами идеи формирования профессиональной идентичности посредством актуализации и активизации потенциала символического сознания могут быть использованы с целью улучшения качества высшего и послевузовского образования при подготовке и переподготовке студентов гуманитарного профиля.

Надежность и достоверность полученных результатов обусловлены внутренней согласованностью всех методологических уровней исследования; выбором надежных и валидных методик, адекватных предмету изучения; организацией экспериментальной работы в соответствии с теорией и

методологией эксперимента; надежными стратегиями формирования выборки испытуемых; применением соответствующих методов математической обработки полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа SPSS и Excel.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и материалы экспериментального исследования докладывались и обсуждались на заседании межфакультетской кафедры психологии психологического факультета Новосибирского государственного

педагогического университета, межрегиональной научной конференции «Человек: траектории понимания», проходившей в г.Новосибирске в 2002 г.; на Всероссийской научной конференции «Образование в культуре и культура образования», проходившей в г.Новосибирске в 2002 г.; на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании», проходившей в Новосибирске в 2002 г.; на Всероссийской научно-практической конференции «Образование для 21 века: доступность, эффективность, качество», проходившей в Москве в 2002 г.; на региональной научно-практической конференции «Я и социальная среда», проходившей в Новосибирске в 2003 г.; на Всероссийской гуманитарной научной конференции «Образ человека в картине мира», проходившей в Новосибирске в 2003 г.

Основные положения, выносимые на защиту:

В качестве основных условий становления профессиональной идентичности личности у студента-психолога выступают актуализация символического сознания и сформированность образа «Я».

Становление профессиональной идентичности в процессе обучения, социальной практики взаимодействия с другими и собой, личностного включения студента в освоение профессиональной деятельности, сопровождается изменением символического ряда.

Взаимосвязь символического сознания и профессиональной идентичности у психологов имеет отчетливо обнаруживаемую специфику, которая выражается в следующем: испытуемые, которые обладают статусом достигнутой профессиональной идентичности, демонстрируют высокий уровень развития символического сознания.

Инновационный тренинг с использованием символов в качестве стимульного материала является эффективным средством становления профессиональной идентичности психолога.

Структура диссертационной работы: обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 188 страниц. Работа содержит 38 таблиц, 6 графиков и диаграмм, 2 приложения. Библиография включает 159 наименований литературных источников.

История изучения феномена идентичности в психологии

Термин и понятие "идентичность" в отечественной психологии употребляются редко. Сложившаяся ситуация не является случайной, а связана с рядом обстоятельств, к числу которых можно отнести затруднение, возникающее при определении самого понятия «идентичность», неоднозначность его трактовок.

Здесь и далее под термином «идентичность» будет пониматься определение Erikson a, которое, на наш взгляд, наиболее точно и полно раскрывает суть феномена идентичности.

Под идентичностью Erikson понимает некую структуру, состоящую из определенных элементов, переживаемую субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности, при восприятии других людей, признающих это тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенностью во внешнем одобрении [136].

Ряд отечественных авторов, таких как И.СКон, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Столин, Н.И.Сарджвеладзе, СР.Пантилеев, А.А.Налчаджян, Г.И.Гурджиев, А.В.Петровский в своих работах оперируют терминами «Я-концепция», «образ Я», «самотождественность», «самоотношение», «самооценка» [50, 18,18,79,80, 86,103,110].

Отдавая должное исследованиям личности, проведенным вышеперечисленными авторами, следует отметить, что понятие «идентичность» в данной работе рассматривается несколько в ином контексте. Под «образом Я» подразумевается определенный набор компонентов (представления о своем теле, своих психических свойствах, моральных качествах и т.д.), конкретное содержание и значимость которых варьируются в зависимости от социальных и психологических условий и состояний. Кроме того, человек не просто «узнает», «открывает», но и активно формирует себя. Осознание своих способностей меняет его самооценку и уровень притязаний, а сами способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Следовательно, идентичность входит в «образ Я» как составляющая его часть, наряду с самооценкой.

Термин «идентичность» используют В.А.Ядов, Т.С.Баранова, В.С.Агеев и др. [143, 80, 86, 134], акцентируя внимание на его социальной составляющей. В частности, В.А. Ядов считает, что «самоидентификация человеческих индивидов является во всех ее проявлениях социальной, т.е. определяется свойствами культуры» [цит. по 74, с.589].

Как было сказано выше, в исследовании феномена идентичности мы придерживаемся точки зрения Eriksona и его определения идентичности. Согласно Erikson y, идентичность складывается из нескольких компонент, одной из которых является социальная составляющая. Следовательно, невозможно считать логически верным рассмотрение одной части идентичности вне связи с другими.

Фундаментальное исследование идентичности проводилось Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриевой, Е.Н.Загоруйко [50]. Авторы отмечают, что «необходимость теоретического исследования проблемы нарушения идентичности не только в психологии, но и в психиатрии назрела давно» [50, с.65]. Таким образом, авторы подходят к проблеме идентичности с точки зрения ее болезненных проявлений. Цели и задачи настоящей работы совершенно иные, поэтому представляется нецелесообразным останавливаться на деталях вышеуказанной работы. В работах Н.В.Антоновой [6] идентичность рассматривается как динамическая гипотетическая структура, связанная с биологическим и социальным контекстом жизни человека. «Элементами данной структуры являются самоопределения, т.е. принятые человеком суждения относительно себя и своей жизни. Каждый элемент идентичности существует в пространстве трех измерений: 1) содержательное измерение - описываемая сфера жизни; 2) оценочное измерение - оценка человеком данного содержания; 3) временное измерение - существование элемента идентичности в субъективном времени личности»[б, с. 24]. Выделяя два аспекта идентичности: личностный (определение себя в терминах личностных качеств) и социальный (определение себя в терминах группового членства), автор отмечает, что они объединяются в содержательном измерении. Н.В.Антонова считает также, что оба эти аспекта могут рассматриваться как фазы развития идентичности: социальный аспект онтогенетически первичен по отношению к личностному.

По мнению автора, возможно выделение двух основных состояний идентичности: диффузной и достигнутой. Переход от одного состояния к другому осуществляется через преодоление кризиса идентичности. Н.В.Антонова определяет кризис объективно - как несоответствие сложившейся к данному моменту структуры идентичности изменившемуся контексту ее существования и субъективно - как состояние поиска новых возможностей и решения проблем (конструктивный кризис) или как состояние неверия в себя и свое будущее (деструктивный кризис).

Этапы становления профессиональной идентичности личности

Рассматривая этапы становления профессиональной идентичности личности, необходимо обратиться к понятию профессионального развития.

Профессиональное развитие личности представляет собой сложный процесс, сопоставимый в этом отношении с жизнью вообще. Прежде всего, задачи профессионального развития включены в контекст возрастного развития. Опыт успешного решения человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводит к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализовываться при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития.

Формулируя для себя ту или иную задачу, человек уже имеет определенные критерии или нормативы их разрешения [84].

Сьюпер Д., опираясь на представления Ш.Бюлера о жизненном пути, дает описание следующих стадий, различающихся типичными задачами профессиональною развития, и этапов, представляющих динамику адаптации к этим задачам: стадия «пробуждения», основное содержание обусловлено идентификацией ребенка с окружающими его людьми, носителями определенных профессиональных ролей, включает этапы «фантазии» (доминирование детских потребностей в возрасте 4-10 лет), «интересов» (проигрывание профессиональных ролей в воображении 11-12 лет, «способностей» (их проявление и соотнесение с внешними требованиями - 13 - 14 лет); стадия «исследования», во время которой происходит реальное проигрывание различных ролей, включая этапы «эксперимента» (предварительный профессиональный выбор и его опробование - 15- 17 лет), «перехода» (реализация Я - концепции - 18-21 год) и «пробы» (овладение составом профессиональной деятельности - 21 -24 лет); стадия «консолидации», целью корой является нахождение устойчивой профессиональной позиции, включает этапы «пробы» (самоутверждение в поле деятельности или повторный выбор - 25 -30 лет), «стабилизации» (направление всех целей в одно русло -31-34 лет); стадия «сохранения» характеризуется стремлением сохранить статус (45 - 64 лет); стадия «снижения» - уход из профессиональной жизни. В теории Сьюпера в качестве основного механизма профессионального развития выступает развитие Я - концепции при соотнесении опыта собственных достижений и личностных проявлений с социальными требованиями, при идентификации со значимым другим и проигрыванием различных социальных ролей [68, с. 115-116].

Климов Е. А. предложил следующую группировку фаз жизненного пути профессионала:

1. Фаза оптанта. Речь идет о периоде, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор.

2. Фаза адепта. Адепт - это человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профтехучилищ и студенты техникумов, вузов, а также «слушатели», «курсанты»).

В зависимости от профессии речь может идти в связи с этой фазой и о многолетнем, и о совсем кратковременном процессе (например, в форме простого инструктажа).

Организация и методы экспериментального исследования

Анализ литературных источников (Т.М.Буякас, О.Г.Зевина, В.Я.Ляудис, К.Г.Юнг) позволил предположить, что большую роль в формировании профессиональной идентичности играет символическое сознание и сформированность образа «Я». Для проверки нашего предположения нами были проведены пилотажное исследование и три эксперимента: психодиагностический, формирующий и контрольный.

Целостная картина мира у человека, а значит и подлинное ощущение «самости» (идентичности), может возникнуть (оформиться) только на основе гармонии внутреннего и внешнего как форм символического и рационального. Только так человек сможет кардинально изменить свои представления о себе и мире. В противном случае возникает реальная опасность разрушения важной связи между ними. При серьезном нарушении такой связи человек неизбежно отчуждается от своих глубин (каковыми является Культура), что может спровоцировать возникновение психического нарушения. Только понимание неразрывности внутреннего и внешнего мира способно оказать целительное воздействие на человека. По К. Юнгу, невроз порождается именно внутренним расщеплением, подобием войны с самим собой. Исцеление от внутреннего расщепления, столь характерного для современного человека, страдающего от общего невроза, считал К. Юнг, наступает благодаря такому символу, в котором и через который преодолеваются противоречия. Такой символ К. Г. Юнг называл «примиряющим», основная функция которого - трансцендентная, позволяющая человеку осуществить выход в надличностное - общекультурное - пространство [141]. Следовательно, символ - есть некая мысле-форма культурного (о)сознания.

В настоящее время, на наш взгляд, у человека наблюдается гипертрофированное развитие логического, объективирующего сознания в ущерб развитию его символической функции. Это приводит к нивелированию значения Культуры в жизни человека, потере точки кристаллизации и нарушению психофизической интегральности человека. [51].

Для проверки этого утверждения нами было проведено пилотажное исследование с использованием методик «Пиктограмма» (графическая символика понятия) и «Незаконченные предложения» (семантика понятия). В исследовании приняли участие студенты 2 и 5 курсов психологического факультета НГПУ (n = 84).

Анализ полученных данных по методике «Пиктограмма» осуществлялся следующим образом: сначала из общего количества изображений (всего 1040 рисунков) были отбракованы рисунки с типической стереотипией (например, неоправданно частое использование фигуры человека) и с формальнологическим изображением понятий (например, на слово «мой дом» -шаблонное изображение дома). Затем оставшиеся рисунки (n = 1007) подверглись качественно-количественной обработке. Полученные результаты отражены в таблицеї.

Как видно из таблицы, преобладающее предпочтение отдано изображениям «сердца», «солнца» и «круга», выступающим в качестве символического обозначения для всех предъявляемых понятии. Если учесть, что «сердце» и «солнце» есть видоизмененные формы круга, который, в свою очередь, выступает во всех мировых Культурах символом целостности и гармонии, то полученные результаты позволяют предположить наличие у современной молодежи актуальной потребности в ощущении целостности (единство тела, души и духа, как связи, необходимой для выживания человека).

Похожие диссертации на Психологические условия становления профессиональной идентичности личности