Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологическое содержание эмоциональной отзывчивости на музыку Адмакина Татьяна Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адмакина Татьяна Анатольевна. Психологическое содержание эмоциональной отзывчивости на музыку : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Адмакина Татьяна Анатольевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2010.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-7/3586

Введение к работе

Актуальность исследования

Проблема психологического содержания эмоционального переживания и механизмов эмоционального реагирования остается не до конца изученной. Известны экспериментально-теоретические разработки в области психологии эмоций фундаментального характера. Концепции происхождения эмоций и теории актуального эмоциогенеза представлены в работах Ч. Дарвина, Э. Клапареда, У. Джемса, Г. Ланге, Л. Фестингера, У. Кэннона, П.В.Симонова. Классификации аффективных состояний разрабатывали Б. Спиноза, В. Вундт, К. Изард, А.Е. Олыпанникова, Б.И. До донов, психологические основы переживания в своих работах анализировал Ф.Е Василюк, проблемы эмоциональной направленности личности связаны с именем Б.И. Додонова, психофизиологические основы аффектов обсуждаются в работах Е.Д. Хомской, Н.Я. Батовой, А.Ш. Тхостова, И.Г. Колымба, Г. Селье. Теоретико-методологические и фундаментальные проблемы эмоциональных состояний представлены в трудах Е.П. Ильина, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Несмотря на вышеперечисленные разработки вопросов генезиса, эволюционного формирования и развития эмоций, их фундаментальных функций, общих механизмов эмоциональной регуляции, до сих пор остается актуальным решение конкретных научных проблем - способов оценки и измерения отдельных показателей эмоций, механизмов протекания эмоциональных реакций, их когнитивных коррелят и др.

Предполагается, что наиболее эмоциогенным видом искусства является музыка. В пользу такого мнения, во-первых, говорит тот факт, что просодические (ритмико-интонационные) характеристики речи и отдельные аспекты музыкальной деятельности локализованы в правом полушарии, которое также связано с дифференцированными эмоциями. Во-вторых, в философии античности прослеживается идея использования того или иного лада (дорийского, фригийского и т.д.) для выражения и стимулирования определенного аффекта. На наш взгляд, эмоциональная отзывчивость на музыку - явление, изучение которого поможет определить некоторые аспекты психологического содержания эмоциональной сферы (в том числе и немузыкальные), выделить компоненты музыкального переживания, а также разработать диагностический инструментарий, позволяющий их оценивать. Таким образом, на основании сугубо специфичного материала появляется возможность раскрыть ряд общепсихологических вопросов.

Понятие эмоциональной отзывчивости на музыку (в дальнейшем -ЭОМ) в научную литературу было введено Б.М.Тепловым и определялось следующим образом: «переживание музыки как выражения некоторого содержания». Речь идет о способности чутко улавливать эмоционально-смысловое наполнение музыкальной единицы. Б.М.Теплов подчеркивает, что эмоциональное переживание будет музыкальным в том случае, если имеет

место «переживание выразительного значения музыкальных образов, а не просто эмоциональная реакция во время восприятия музыки». Подчеркивая важность когнитивного компонента в ЭОМ, Б.М. Теплов, тем не менее, склонен понимать «музыкальное переживание как эмоциональное», он указывал, что данное явление относится к области эмоциональной сферы.

Характеристики ЭОМ, предложенные Б.М.Тепловым, не дают полного представления о рассматриваемом феномене - определение ЭОМ недостаточно дифференцированно, неизвестны психологические корреляты данного образования, механизмы его возникновения, критерии диагностики и т.д., вследствие чего встает проблема его экспериментального изучения и объективной фиксации.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал недостаточную изученность ЭОМ. В основном в психологической литературе принято изучать музыкальность как достаточно широкое понятие (Ю.А. Цагарелли, Г.А. Ильина, С.Д. Руднева, А.Л. Готсдинер, Т.С. Князева, А.Н. Лебедев, А.В. Торопова, СИ. Науменко, Л.Л. Бочкарев, И.И. Ашмарин). Однако еще до отечественных разработок в начале XX века эмоциональная реакция выделялась в качестве необходимой составляющей музыкальности (C.Seashore, 1919; G.Revesz, 1920; H.Konig, 1925; J.Kries, 1926; Л.А.Баренбойм, 1937; E. Willems, 1956; E Szeghy, 1957).

До сих пор остаются не до конца изученными вопросы о положении ЭОМ в структуре эмоциональности, характере детерминации обсуждаемого концепта (биологический или социальный), о внешних и внутренних факторах, способствующих развитию ЭОМ.

Цель данного исследования состоит в выявлении и описании психологического содержания эмоциональной отзывчивости на музыку.

Объектом исследования являются неспецифические индивидуально-типологические особенности испытуемых как возможные компоненты эмоциональной отзывчивости на музыку, а также феномены, специфические для ЭОМ.

Под специфическими характеристиками мы подразумеваем те, которые являются отличительными признаками, атрибутами ЭОМ. Неспецифические индивидуально-типологические особенности могут быть как связаны с ЭОМ, так и не связаны, и проявляться в других (немузыкальных) видах деятельности (например, к таким неспецифическим качествам можно отнести степень дифференцированности эмоциональной сферы).

Предметом исследования служат психологические компоненты эмоциональной отзывчивости на музыку.

Большинство экспериментально-теоретических исследований в области музыкальной психологии носят сравнительный характер, где сопоставляются индивидуально-типологические особенности в двух выборках - музыкантов и немузыкантов. Полученные таким образом данные рассматриваются исследователями в качестве предпосылок музыкальной одаренности. Так, психофизиологические особенности музыкальных людей изучались П.К. Анохиным, В.М. Бехтеревым, В.Н. Мясищевым, А.Л. Готсдинером,

А.И. Борисовой, М.И. Никифоровым, М.В. Сергиевским, А.В. Сулимовым,
Ю.В. Любимовой, Р.А. Павлыгиной, В.Н. Давыдовым. Лабильность нервной
системы как нейродинамическая детерминанта музыкальной одаренности
отмечалась И.А. Левочкиной, Е.П. Гусевой, А.И. Медянниковым,
В. Никешичевым, Е.П. Гусевой, Ю.А. Цагарелли, Э.А. Голубевой,
А.Н. Коневым, А.И. Медянниковым, В.В. Медушевским, В.К. Белбородовой.
Внимание исследователей также сосредоточено на диагностике
модальностных характеристик эмоций музыкантов, оценке эмоционального
состояния исполнителей перед выступлением и его влиянии на успешность
концертной деятельности (Л.В. Баланчивадзе, Л.Л. Бочкарев, В.И.Петрушин,
А.Х. Пашина, А.В. Торопова, Е.А. Толчинская). Немаловажным

представляются исследования когнитивной сферы музыкальных людей. Круг изучаемых вопросов в этой области достаточно широк: сопоставление общей и музыкальной одаренности (Д.К.Кирнарская, Г.С. Тарасов, Т.В. Галкина), влияние музыки на решение когнитивных задач (Е.Г. Епифанов, Н.Г. Шпагонова, Е.А. Толчинская, Л.П. Новицкая), взаимосвязь когнитивных стилей с музыкальностью (Bever, Chiarello, Beisteiner, Г.А.Голицын, Е.А. Толчинская, М.Ш. Бонфельд, Ю.А. Цагарелли).

Исследуя проблему структуры музыкальности, Б.М. Теплов в качестве проблемного поля ставит вопрос: «музыкальность - целостное свойство личности или же это слово является обозначением определенной группы способностей?».

Таким образом, в силу традиционного сравнительного анализа индивидуально-типологических характеристик музыкантов и немузыкантов, а также постановки вопроса Б.М. Теплова о качественном содержании музыкальности, предполагается, что для решения поставленной задачи ЭОМ можно рассматривать как комплекс отдельных свойств индивидуальности, либо как качественно-специфическое свойство.

Гипотеза научного исследования:

В результате анализа раннее проведенных исследований можно
предположить, что ЭОМ, как констелляция отдельных свойств
индивидуальности, включает такие характеристики как подвижность,
возбудимость, интенсивность эмоциональных процессов, склонность к
положительным эмоциональным переживаниям, высокая

дифференцированность эмоций, высокий уровень эмпатии, выраженность правополушарного когнитивного стиля.

Под когнитивным стилем подразумевается устойчиво повторяющаяся стратегия обработки информации. В феноменологии декстрального (правополушарного) когнитивного стиля представлены образно-чувственный, интуитивный, эмоциональный компоненты. Предполагается, что люди с высокой ЭОМ чаще используют «художественную» стратегию решения задач.

Тем не менее, можно предположить, что существуют также специфические свойства ЭОМ, не сводимые к обозначенному перечню свойств индивидуальности.

Альтернативная гипотеза исследования:

У ряда людей в большей степени выражена особая эмоциональная восприимчивость на музыкальное воздействие. Это качественно-специфическое образование, которое обладает собственными отличительными признаками и не определяется констелляцией неспецифических свойств индивидуальности.

В соответствии с гипотезой предполагается решить следующие задачи:

  1. Исследовать специфические психологические характеристики ЭОМ.

  2. Изучить неспецифические свойства эмоциональности в формально-динамических и модальностных проявлениях.

  3. Выявить взаимосвязь ЭОМ с уровнем эмпатии.

  4. Определить взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку со степенью дифференцированности эмоций.

  5. Соотнести качественную направленность когнитивного стиля с эмоциональной отзывчивостью на музыку.

  6. Обобщить материал и сформировать представления о компонентах и структуре ЭОМ.

Методологической базой исследования являются комплексный подход в изучении человека (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов); интегративные концепции структуры индивидуальности (Б.Г. Ананьев, B.C. Мерлин, В.В. Белоус, Э.А. Голубева, Н.В. Беломестнова); выделение концепта ЭОМ (Б.М.Теплов), теория дифференцированных эмоций К. Изарда, системный подход к анализу личности (В.А.Барабанщиков, К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Беломестнова); типологический подход (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Э.А. Голубева).

В диссертационном исследовании были использованы следующие методы:

  1. Для изучения представления музыкантов-профессионалов об ЭОМ используется анкетирование представителей музыкальных специальностей.

  2. Экспериментально-психологическое исследование специфических характеристик ЭОМ: семантический дифференциал, ассоциативный тест, рисуночный тест, заполняемые испытуемым после прослушивания музыкального произведения.

  3. Исследование индивидуально-типологических характеристик как возможных атрибутов эмоциональной отзывчивости на музыку:

1) Эмоциональная сфера.

С целью исследования модальностных проявлений свойств эмоциональности применяется ШДЭ К.Изарда, рисуночный тест «Несуществующее животное».

Для оценки формально-динамических особенностей свойств эмоциональности применяется самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» Е.П. Ильина.

Выявление уровня эмпатии осуществляется с помощью опросника А.Меграбяна, Н.Эпштейна.

2) Когнитивная сфера.

Для диагностики когнитивного стиля применяется тетрахорическая методика, сформированная и модифицированная на основании методического приема Р. Сперри, Н.Н. Николаенко, В.Л. Деглина Н.В. Беломестновой.

Уровень интеллекта определяется тестом структуры интеллекта Р. Амтхауэра и прогрессивными матрицами Дж. Равена.

Данный методический комплекс позволяет изучить ЭОМ с разных позиций: во-первых, имеется экспертная характеристика изучаемого феномена, во-вторых, актуализируется ситуативная ЭОМ в процессе прослушивания музыкальных произведений, в-третьих, диагностируются индивидуально-типологические характеристики людей как возможные компоненты ЭОМ.

Обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с помощью математико-статистических методов: контент-анализ, факторный анализ, коэффициент корреляции r-Пирсона, коэффициент корреляции г-Спирмена, непараметрический критерий U-Манна-Уитни, параметрический критерий t-Стьюдента для независимых выборок, критерий ф* - угловое преобразование Фишера.

Эмпирическая база исследования

Общая численность респондентов, охваченных исследованием, составляет 458 человек обоих полов, в возрасте от 17 до 55 лет, различной профессиональной направленности и разным уровнем музыкального образования.

Достоверность научных результатов, представленных в диссертации, обусловлены разносторонним теоретико-методологическим анализом феномена ЭОМ, комплексным применением психологических методов, адекватных поставленным целям и задачам, корректным приемам их обработки, статистической значимостью полученных данных, репрезентативностью выборки, эмпирической проверкой выдвинутых гипотез, содержательным анализом полученных данных, грамотно построенным научным исследованием, соответствующим современным критериям естественных наук.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Психологическое содержание эмоциональной отзывчивости на музыку определяется следующими неспецифическими характеристиками: выраженность положительных и отрицательные астенических эмоциональных переживаний, когнитивных эмоций, дифференцированность эмоциональной сферы, оригинальность когнитивных процессов, синистральный способ обработки информации;

  2. Качественно-специфическими компонентами эмоциональной отзывчивости на музыку являются: амбивалентность эмоционального реагирования, проявляющаяся в одновременном переживании двух модально противоположных эмоций в ответ на один музыкальный стимул, а также

когнитивный компонент, который выражается в сюжетном и/ или символическом способах обработки музыкальной информации.

  1. Сформулирована дефиниция ЭОМ как переживание выразительного значения музыкальных образов в виде амбивалентности аффективной реакции на музыкальное произведение, а также сюжетного и/или символического способа обработки музыкальной информации, построена модель ЭОМ;

  2. Выявлены два типа эмоционально отзывчивых на музыку людей: лица с интровертированными чертами, что выражается в скудности аффективных реакций, синистральном (левополушарном) способе обработки информации; индивидуумы с эмоционально-лабильными чертами характера, декстральным (правополушарным) когнитивным стилем, что проявляется в аффективно-насыщенной реакции на музыку.

5. Разработан диагностический инструментарий, позволяющий
выявить качественно-специфические компоненты ЭОМ, и в дальнейшем
применять используемые в диссертационном исследовании методы для
диагностики выраженности изучаемого феномена.

Научная новизна состоит в том, что эмоциональная отзывчивость на музыку впервые рассматривается как общепсихологическая категория, изучение которой позволяет раскрыть ряд проблем, связанных с эмоциональным реагированием в целом.

Выделены содержательные компоненты эмоциональной отзывчивости на музыку, сформулирована дефиниция ЭОМ и построена ее модель;

Показано, что психологическая структура ЭОМ включает в себя не только эмоциональные, но и когнитивные компоненты. Кроме того, если возникали предположения о роли левого полушария в формировании музыкального переживания (в основном методами электрофизиологии), то в настоящем исследовании существенная роль синистрального (левополушарного) способа обработки информации в переживании музыки доказана психологическими методами и выявлены экспериментальные феномены, по которым этот факт можно диагностировать.

Полученные данные позволили сформировать типологию эмоционально отзывчивых на музыку людей.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проблемы психологического содержания эмоциональной отзывчивости на музыку как общепсихологической категории. В ходе теоретического анализа не было обнаружено исчерпывающей информации о качественных характеристиках изучаемого феномена. В результате эмпирического исследования были выявлены неспецифические и качественно-специфические компоненты ЭОМ, сформулирована дефиниция ЭОМ и построена ее модель.

Практическая значимость

Исследование содержания ЭОМ поможет выявить механизмы формирования данного образования, поэтому результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами при построении программ

тренингов и практических занятий, направленных на развитие
сензитивности, эмоциональной чувствительности, а также послужить
теоретической основой для разработки методов релаксации посредством
музыкального воздействия. Материалы диссертации также могут служить
источником для расширения таких учебных курсов как «Психология
индивидуальных различий», «Музыкальная психология»,

«Психодиагностика», «Коррекционная психология», «Социальная психология».

Апробация и внедрение результатов работы

Основные теоретические положения, практические результаты диссертационного исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена, на заседаниях секции «Фундаментальных проблем психологии и антропологии» Союза ученых. По теме диссертационного исследования были реализованы доклады на III Международной конференции МАКИ (Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований) в Москве (2008), Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2009», Международной конференции «Метафизика искусства - VI: Архитектоника музыкального образа». Внедрение полученных результатов осуществлялось при проведении лекционных занятий по дисциплинам «Дифференциальная психология», Психология личности», «Экспериментальная психология» (СПбГУП, 2008-2010) и практических занятий по курсу «Общая психология» (РГПУ им. А.И. Герцена, 2008). Результаты исследования изложены в 18 публикациях общим объемом 3,15 п.л. Из них 2 работы объемом 0,74 п.л. опубликованы в рецензируемых изданиях.

Структура и объем диссертации

Работа включает в себя введение, три главы, заключение, выводы, список литературы (255 наименования, из них - 5 на иностранном языке), 14 приложений. Основное содержание изложено на 191 странице, иллюстрировано 29 таблицами и 7 рисунками.

Похожие диссертации на Психологическое содержание эмоциональной отзывчивости на музыку