Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Дынник Мария Вячеславовна

Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов
<
Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дынник Мария Вячеславовна. Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2004 131 c. РГБ ОД, 61:05-13/663

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗРАБОТКАХ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ 9

1.1 . Место современной хоровой культуры в русском хоровом искусстве 9

1.2.Хоровая музыка второй половины XX века: традиции и новаторство 30

ГЛАВА II . ПУТИ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СОВРЕМЕННОГО ХОРОВОГО РЕПЕРТУАРА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 58

2.1. Проблемы исполнения современной хоровой музыки второй половины XX века 58

2.2. 0пытно-экспериментальное исследование процессов освоения современного хорового репертуара студентами музыкальных факультетов педагогических вузов на занятиях дирижерско-хорового цикла 88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Рекомендации и упражнения для развития музыкального слуха при исполнении хоровых произведений современных композиторов 121

Введение к работе

Актуальность исследования. Отечественная хоровая музыка как отражение духовной жизни человечества и наследие предшествующих поколений имеет непреходящую культурно-историческую значимость. Хоровое искусство как концентр «русской души» на протяжении веков воплощает философские, нравственные, эстетические взгляды того или иного исторического периода.

Современная хоровая музыка, органично сочетая в себе образно-интонационный строй древнерусской мелодики и наднациональные явления музыкального языка последних десятилетий, выступает как уникальный инструмент воздействия на духовное развитие и профессиональное становление личности. На огромное облагораживающее воздействие хорового искусства, равно как и на постижение будущими учителями музыки вековых российских традиций указывали выдающиеся деятели хоровой культуры П.Г.Чесноков, В.Г.Соколов, А.В.Свешников, В.А.Чернушенко, В.Н.Минин и

др.

В настоящее время из-за отсутствия должной методологической базы, в большинстве теоретических работ, авторских программ и технологий современная хоровая музыка представлена, как правило, вне ясного понимания художественного и стилистического контекста исполняемого произведения. Как результат - отторжение современного хорового творчества слушателем, которое не в силах остановить даже дарование исполнителей. Эмоционально-ценностные основы и специфика исполнения хорового произведения, созданного в настоящее время, требует особого, комплексного решения ряда задач, но, прежде всего, содержательной, предметно-деятельностной реорганизации обучения самих исполнителей. Таким образом, пересмотр принципиальных позиций введения в содержание образования студентов музыкально-педагогических факультетов современной

хоровой музыки - насущная необходимость. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Масштабность содержания и самоценность современной хоровой музыки определили многоаспектный характер исследования.

Искусствоведческий уровень рассмотрения исследуемой проблемы (Б.В.Асафьев, Ю.М.Лотман, Л.А.Мазель, В.В.Медушевский, А.Н.Сохор, и др.) дал возможность проследить эволюцию хорового искусства и представить его как генетически и исторически обусловленный процесс постижения общечеловеческой данности, заключенной в пении как таковом.

Собственно культурология (А.И.Арнольдов, В.С.Библер, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, Э.С.Маркарян и др.) позволила раскрыть культурно-историческое значение хорового пения как явление непреходящей значимости, особое «духовно-звучащее» проявление деятельности человека.

Особое место в исследовании занимает психолого-педагогический аспект рассматриваемой проблемы (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.М. Цыпин, Л.В.Школяр, В.А.Школяр и др.), где в русле ведущих современных подходов в образовании - теории деятельности и теории развивающего обучения, - приоритетом выступает процесс профессионального становления личности.

Значительная роль в исследовании отведена трудам ученых, посвятивших свою деятельность проблемам теории и практики дирижерско-хоровой подготовки студентов (О.А.Апраксина, В.Л.Живов, Б.Д.Критский, В.Г.Соколов, Е.В.Николаева, К.Ф.Никольская-Береговская и др.).

Таким образом, появление данной работы обусловлено необходимостью преодоления противоречия между духовно-нравственным потенциалом современной хоровой музыки и неадекватными ее сущности методами освоения в процессе обучения студентов музыкальных факультетов педагогических вузов.

Все это позволило сформулировать:

Объект исследования - содержание образования студентов высших музыкальных учебных заведений.

Предмет исследования - процесс освоения студентами хоровой музыки XX века на занятиях дирижерско-хорового цикла педагогических вузов.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать пути освоения студентами музыкально-педагогических факультетов современной хоровой музыки.

Задачи исследования:

1.Провести методологический анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования.

2.Теоретически обосновать принципиальные позиции введения в содержание обучения студентов музыкально-педагогических факультетов современной хоровой музыки.

3.Разработать методические подходы освоения студентами современного хорового репертуара.

4.Экспериментально проверить эффективность разработанных

теоретико-методических положений.

Гипотеза исследования. Эффективность введения в содержание образования студентов музыкально-педагогических факультетов современной хоровой музыки может быть достигнута при условиях:

опоры на композиционно-драматургические и интонационно-стилистические закономерности данного вида искусства;

реализации принципа культуросообразности с его ведущим механизмом культуроосвоения - продуктивным воображением;

разработки методического обеспечения на основе психолого-педагогической теории развивающего обучения.

Методологической основой исследования явились: общие принципы художественного воздействия музыки (Л.А.Мазель); положения современного теоретического музыкознания (Ю.Н.Холопов, В.Н.Холопова); интонационная теория Б.В.Асафьева и ее преломление в трудах В.В.Медушевского;

культурологическая концепция, представляющая творчество как проявление духовной сущности человека; положения психологической науки о деятельности, целостно раскрывающей человека в процессе исторического развития (В.В. Давыдов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,); творческое наследие композиторов Н.Н.Сидельникова, Ю.М.Буцко, Р.С.Леденева и др.

Методы исследования: анализ искусствоведческой, культурологической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; целенаправленное педагогическое наблюдение; научный анализ и обобщение передового педагогического опыта; метод экспериментальных творческих заданий; беседа, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент; метод независимой экспертизы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Обоснованы концептуальные позиции введения современной хоровой музыки в содержание образования студентов музыкально-педагогических факультетов. Современная хоровая музыка представлена в содержании образования как сложное, динамичное явление отечественной культуры, где в основании лежит традиционная русская вокально-хоровая распевность и обновленная система музыкально-выразительных средств в сочетании с новейшей композиционной техникой. Хоровое наследие современных композиторов выступает в качестве важнейшего «инструмента» познания музыкального искусства второй половины XX века и его специфических отличительных свойств. Разработаны теоретико-методические положения освоения современной хоровой музыки, опирающиеся на ее интонационно-стилистические особенности и образно-экспрессивное «устройство».

Практическая значимость исследования заключается в создании методики освоения современной хоровой музыки, где концептуальным основанием выступает культуросообразность как способ трансляции и познания культурно-исторических традиций. Разработан специальный курс «Современная хоровая музыка второй половины XX века», содержание

которого обеспечивает понимание музыкальной символики, эволюции стилевых процессов и композиционно-драматургических принципов хорового искусства последних десятилетий.

Материалы исследования могут быть использованы при организации учебного процесса в музыкально-педагогических заведениях среднего и высшего образования, а также в системе повышения квалификации и переподготовки учителей музыки.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходной методологической базой, органической связью теоретических положений с образовательной практикой, разнообразием методов исследования.

Этапы исследования. Первый этап (1996-2001 гг.) носил поисковый характер. Работа велась в русле изучения и отбора искусствоведческого, культурологического, психолого-педагогического, научно-методического материала по проблеме исследования. На этой основе была сформулирована гипотеза, намечены цель, задачи и пути их разрешения. Параллельно велась практическая работа по подбору нотного материала для исследования, а также интервьюирование композиторов.

На втором этапе (2001-2003 гг.) был проведен обучающий педагогический эксперимент, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы, целесообразности применяемых методов освоения, отслеживались результаты.

На заключительном этапе (2003-2004 гг.) проводился анализ, систематизация и обобщение накопленного материала, обработка полученных данных и их диссертационное оформление.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в ходе опытно-экспериментальной работы в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А.Шолохова; в Московском областном учебно-методическом центре при Комитете по культуре Московской области; на совещаниях Международного Совета по музыкально-эстетическому

образованию при Президиуме РАО (2002, 2003 гг.); на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования РАО; в ходе собственной практической деятельности в качестве преподавателя цикла дирижерско-хоровых дисциплин музыкального факультета педагогического вуза и художественного руководителя Детского хора им. В.Г.Соколова.

Опытно-экспериментальная база исследования: музыкальный

факультет Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова; Московский областной учебно-методический центр при Комитете по культуре Московской области; Детский хор им. В.Г. Соколова. В общей сложности экспериментальным исследованием было охвачено 120 студентов музыкально-педагогического факультета и учителей музыки, 60 учащихся старшей группы Детского хора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная хоровая музыка, концентрирующая в себе жанрово-
стилевые, композиционно-драматургические и музыкально-языковые
закономерности европейского и русского музыкального искусства XX века,
является необходимым компонентом содержания учебного процесса на
музыкальном факультете педагогических вузов.

2. Принцип культуросообразности, позволяющий проникнуть в контекст
стилевой эволюции музыкального искусства, обеспечивает постижение
интонационно-содержательной природы хорового творчества последних
десятилетий.

3. Разработанная методика, транслирующая через содержание
образования российские культурно-исторические традиции, выступает
условием эффективного освоения студентами современного хорового
репертуара.

Место современной хоровой культуры в русском хоровом искусстве

Российская хоровая музыка как особое «духовно-звучащее» проявление деятельности человека имеет глубокие исторические корни. Возникшая на заре человеческой цивилизации, она была естественной формой существования человека как Человека. В IX - XIII вв., в период образования древнерусского государства, пение занимало важное место в общественном и семейном быту. Официальное принятие Русью христианства в конце X века стало событием первостепенной исторической важности, имевшим огромное значение для развития русской государственности и культуры. Именно с этого момента начинается становление русской певческой культуры.

В IX - XIII вв., в период образования древнерусского государства, пение занимало важное место в общественном и семейном быту. Процесс образования единого русского государства и утверждение Москвы как политического и культурного центра (X1V-XV1 вв.) приводит к тому, что церковное пение становится предметом государственной заботы. Создание придворного хора из лучших, отборных мастеров певческого искусства (Хор государевых певчих дьяков), являющегося образцом и нормой для церковных хоров, организация школ во всех городах России, где дети обучались пению, развернувшаяся повсеместно деятельность по переписке певческих книг, создание новых служб и циклов песнопений — все это способствовало повсеместному подъему национальной певческой культуры. Первые из дошедших до нас материалы рукописей XVII века свидетельствуют: «Должны убо есмы с трезвением пети и полагати ум наш в силу словес..., да не токмо уста, но сердце наше со усты да поет». XVII век в истории русской музыки Ю.В. Келдыш называет «веком перелома», говоря, что «ни одно предшествующее столетие в русской культуре не отличалось такой пестротой, обилием противоречий, сложностью взаимоотношения различных по своей направленности тенденций...» [61 ,161]. Уже к началу столетия появились школы мастеров-распевщиков, сформировался мелодический строй знаменного распева, на протяжении всего столетия велась активная работа в области церковной музыки.

Начиная с 50-х годов XVII века в русском церковном пении утверждается стиль партесного многоголосия, постепенно вытесняющий предыдущую певческую традицию. Распространение партесного многоголосия стимулировало и переход к пятилинейной нотации и соответственно появление нотолинейных певческих книг. Значительно возрастает в это время роль светского музыкального искусства, хотя оно ещё и не приобрело главенствующего значения в русской культуре. В целом можно отметить, что для последующего развития русской певческой культуры переход к новому партесному пению имел весьма важное значение. Новый стиль пения требовал иного характера исполнения и манеры подачи звука, отличался «ровностью звучания голоса, гибкостью вокализации» [18,251]. Красота певческого звука, его способность выражать многообразные чувства — вот то новое, что привнесло партесное пение в русскую певческую культуру. «Великое движение Ренессанса, — писал Б.В. Асафьев, — создавшее искусство «нового человека», провозгласившее право свободного выявления душевности, эмоции вне ярма аскетизма, вызвало в жизнь и новое пение, в котором вокализируемый, распеваемый звук стал выражением эмоционального богатства человеческого сердца в безграничных его проявлениях» [11, 63].

Проблемы исполнения современной хоровой музыки второй половины XX века

В связи с тем, что современный хоровой репертуар является малоизученной областью и практически не используется студентами музыкальных вузов, мы предлагаем следующие сочинения композиторов XX века. Это произведения Р.С. Леденёва, Ю.А. Фалика, В.В. Рябова, Р.Г. Бойко, В.Г. Агафонникова, СМ. Слонимского, Р.К. Щедрина, Н.Н. Сидельникова, Ю.М. Буцко, Г.В. Свиридова, В.Г. Кикты, А.Г. Флярковского, В.Н. Салманова, А.Я. Эшпая и других.

Считаем целесообразным рассмотреть некоторые произведения более подробно.

Н.Н.Сидельников - композитор, под обаяние музыки которого мы попадаем с первых тактов сочинения. Творец, выражающий вселенские идеи, пишущий ярко, масштабно, глобально (в основном - в крупных жанрах: опера, балет, кантата, оратория, симфония), он всегда сохраняет самобытность своего неповторимого композиторского почерка. По проницательному наблюдению Р.С. Леденёва, «еще в консерваторской "колыбели" Н.Н. Сидельников нашел свою тему, которая прорастает новыми ростками в каждом его новом сочинении, свою "меру музыки", заключающуюся в объемности, весомости мысли и чувства, "просторности" и многослоиности композиции» [78,10].

В центр дальнейшего подробного аналитического рассмотрения мы ставим два произведения Н.Н. Сидельникова, которые, на наш взгляд, наиболее стилистически своеобразны и художественно совершенны для изучения на занятиях по музыке XX века. Это «Сокровенны разговоры» кантата для смешанного хора a cappella с эпизодическим участием ударных инструментов (слова народные, 1975), с ярко выраженной образной дву-плановостью (плач, причет соединены с плясом, гармошечными наигрышами), и «Романсеро о любви и смерти» - цикл лирических поэм на стихи Ф.Г. Лорки для смешанного хора с эпизодическим участием фортепиано, гитары, электробасгитары и ударных (1977), где ведущая сюжетно-драматур-гическая линия исходит из отраженной в названии всеохватной трагической антиномии человеческого бытия. Отметим, что кроме них Н.Н. Си-дельниковым создано множество других хоровых сочинений: «Песнь о Красном знамени» - драматическая симфония с хором на стихи рабочих поэтов-революционеров (1967), Пять лирических поэм для хора a cappella на стихи поэтов-революционеров (1967), «По прочтении "Диалектики природы" Ф. Энгельса» (1968), «Toccata polifonica» для смешанного или женского хора на текст Овидия - фрагмент из метаморфозы «Фаэтон» (1975-1983), «Смерть поэта» - оратория-реквием на стихи М.Ю. Лермонтова (1976), «Сычуаньские элегии» - тетради I, II для смешанного хора, солистов, флейты-пикколо, арфы, виброфона и группы ударных на стихи Ду Фу (1984), Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора a cappella (1988), Духовный концерт для смешанного хора (1990), «Псалмы» - духовная кантата для смешанного хора и двух флейт на тексты псалмов Давида из цикла «Иудейские древности» (1991). Во всех этих произведениях композитор обнаруживает тонкое ощущение живого инструмента - хора и хорошее знание его тесситурных и вокальных возможностей, их фактура отличается гибкостью, естественностью, приспособленностью и удобством для хорового исполнения. Выявляя специфические черты стиля хоровой музыки Н.Н. Си-дельникова, остановимся в первую очередь на неотъемлемо присущем ей русском начале. Являясь преемником великих классиков XIX века (в первую очередь - М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского), Н.Н. Сидельников апеллирует к традиционным качествам отечественной культуры - духовности, православию. Вспомним, что в последние годы жизни Н.Н. Сидельников писал в основном культовую музыку. Его сочинения глубоко входят в душу человека и не могут оставить его равнодушным. Так, Литургия св. Иоанна Златоуста несомненно родственна Литургии П.И. Чайковского. Это выражается, в частности, в сходстве композиционного плана обоих сочинений, где все номера точно совпадают с каноном православной Литургии. Близки они и в том, что касается их общего эмоционального строя - доверительного обращения к глубоко скрытым струнам человеческой души, достигаемого необыкновенной кантиленностью, певучестью как хоровой фактуры в целом, так и каждого из составляющих ее голосов. Таким образом, благодаря мелодизму -важнейшей особенности музыкального языка Н.Н. Сидельникова - музыка композитора становится напоенной искренностью, теплотой, человечностью, глубокой философичностью - качествами, столь свойственными выдающимся русским композиторам.

0пытно-экспериментальное исследование процессов освоения современного хорового репертуара студентами музыкальных факультетов педагогических вузов на занятиях дирижерско-хорового цикла

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова на музыкально-педагогическом факультете, Московском областном учебно-методическом центре при Комитете по культуре Московской области и в процессе занятий со старшей группой Детского хора им. В.Г. Соколова с 1996 по 2004 г. Разными видами исследования было охвачено 180 человек.

В ходе констатирующего исследования ставилась задача проанализировать состояние системы вокально-хорового обучения студентов по предмету «Музыка XX века» на музыкально-педагогическом факультете. Для её решения работа велась в двух направлениях: во-первых, теоретико-методической и практической подготовки студентов, взаимосвязь и координацию в преподавании предметов вокально-хорового цикла; во-вторых, — определить уровень сформированности у студентов комплекса вокально хороведческих знаний и умений, необходимых для практической работы в общеобразовательной школе. В работе уделяется особое внимание чрезвычайно важной связи дирижирования с вокальным обучением студентов. Однако, первое противоречие, которое выявилось в результате исследования — разрыв между вокальным классом и классом дирижирования. Одной из причин такого разрыва является ограниченность учебных часов (учебным планом на постановку голоса отводится 1 час в неделю на первых двух курсах). Второе противоречие связано тем, что объектом управления на занятиях хорового класса и хорового практикума является хор самих студентов, где обучение проходит на певческом материале профессионального сложившегося коллектива. И до начала активной педагогической практики студенты мало знакомы со спецификой школьной хоровой работы, не владеют навыками вокального воспитания детей разного возраста.

К сожалению, для большинства студентов музыкально-педагогического факультета характерен большой разрыв между вокально-техническим и общемузыкальным развитием.

Низкий уровень природных вокальных данных часто является тормозом формировании такого профессионально необходимого умения как пение без сопровождения, которое является основной формой связи индивидуального вокального и хорового обучения, а также развивает музыкальный слух поющего. Именно владение этим навыком позволяет учителю проводить работу в хоре на высоком уровне, так как дети быстрее усваивают мелодию при вокальном, а не инструментальном показе.

Третье, на наш взгляд, самое главное противоречие связано с содержательной стороной предмета «Музыка XX века». До сих пор содержание музыки строится только лишь на традиционных канонах, что заметно снижает уровень профессиональной подготовки студентов по современной музыке.

Если сравнить обучение в 20-е годы в педагогических техникумах, то можно смело заверить, что музыкальное образование в те годы было на достаточно высоком профессиональном уровне. Основу изучаемого вокально-хорового репертуара составляли русские народные песни в обработках М.А. Балакирева, А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.Е. Пятницкого, произведения для детей А.Т. Гречанинова, B.C. Калинникова, а также более сложные произведения — «Весна» Э.Грига, «Узник» А.Г. Рубинштейна, «Лесной царь» Ф.Шуберта, «Песня Варяжского гостя», «Песня Индийского гостя», «Песня Венецианского гостя» Н.А. Римского-Корсакова и др.

Похожие диссертации на Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов