Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Нуразхан Алмаз Шайкенулы

Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов
<
Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нуразхан Алмаз Шайкенулы. Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов : 13.00.08 Нуразхан Алмаз Шайкенулы Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов (на примере обучения портретной и декоративной живописи) : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Алматы, 2007 184 с. РГБ ОД, 61:07-13/1720

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Историко-методологические основы образного мышления в портретной и декоративной живописи 15

1.2. Современное состояние обучения декоративному искусству и портретной живописи ХГФ педагогических вузов 26

1.3. Психолого-педагогические условия эффективного формирования образного мышления у студентов ХГФ педагогических вузов 42

Выводы по I главе 59

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПОРТРЕТНОЙ И ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ

2.1. Педагогические условия цели, задачи и содержание педагогического эксперимента 63

2.2. Методика и формы реализации педагогических условий формирования образного мышления у студентов ХГФ педагогических вузов 80

2.3. Анализ и оценка результатов процесса формирования образного мышления у студентов ХГФ педагогических вузов 100

2.3.1 Констатирующий и поисковый этапы эксперимента 103

2.3.2. Структура и содержание формирующего эксперимента 116

2.3.3. Результаты педагогического эксперимента 143

Выводы по II главе 151

Заключение 153

Литература 158

Приложение 174

Введение к работе

Актуальность исследования. Исследования в области художественного образования приобрели особую актуальность в XXI веке. Падение уровня изобразительного искусства, его духовное обесценивание привели к снижению качества художественной подготовки студентов, -будущих художников-педагогов. Особая роль в их художественной подготовке принадлежит реалистическому изобразительному искусству, его портретному и декоративному жанру как наиболее всеохватывающему, информационно и духовно-емкого и как педагогического средства формирования художественно-образного мышления через творческое осмысление художественного образа.

Актуальность изучения педагогических условий формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов определяется, прежде всего, личностно-психологической проблемой их готовности к творческой работе в области портретной и декоративной живописи и недостаточной научной разработанностью данной проблемы в педагогике.

В истории педагогической науки проблема художественной образности получила отражение в трудах Гегеля. Основы реалистического искусства заложены в трудах Платона и Аристотеля. Специфика образного мышления нашла отражение в трудах Б.Г.Ананьева, В.П.Зинченко, О.Л.Никифоровой, И.СЯкиманской и др., в которых данный вид мышления рассматривается как сложное «гетерогенное» образование таких психических процессов как ощущение, восприятие, память, представление, мышление. Особой разновидностью его является художественно-образное мышление, различные аспекты которого исследовались в работах В.И. Киреенко, Л.С.Коршуновой, С.Х.Раппопорта, А.Пономарева, П.В.Просецкого, В.С.Тюхтина.

Сущностные черты педагогического творчества определены в трудах В.В.Загвязинского, В.А.Кан-Калика, Н.Д.Никандрова, М.М.Поташника, В.Г.Рындак, Н.М.Яковлевой.

Различные аспекты методики обучения портретной и декоративной живописи и композиции рассматриваются в работах российских ученых В.П.Климович, Д.З.Колчиной. Н.Н.Ломаевой, Л.И.Рындиной, Е.А.Хижняк, а также ученых Республики Казахстан К.Ералина, Ж.С.Кенесариной, Б.Е.Оспанова, И.Сманова, М.Тастемирова, С.И.Шалабаева.

Проблему ценностного подхода к профессиональному саморазвитию и личностному росту педагога рассмотрели в своих работах М.С. Архангельская, Т.К.Ахаян, А.В.Кирьякова, Ю.Н.Кулюткин и др.

Однако проблема формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной и декоративной живописи оказалась недостаточно исследованной. Прежде всего, задачу нашего исследования мы видим в том, чтобы подойти к проблеме формирования образного художественного мышления через призму конкретного жанра изобразительного искусства -портретной и декоративной живописи, выявить педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях портретной и декоративной живописи.

В основе активизации учебной деятельности студентов художественно-графических факультетов педвузов по формированию у них образного мышления рассматривается процесс преподавания спецдисциплин "Рисунок", "Живопись", а также педагогические условия, обеспечивающие эффективность этого процесса.

С учетом изложенного, актуальность, находящейся в центре нашего исследования проблемы повышения эффективности формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов обуславливается противоречием между потребностью общества в специалистах в области изобразительного искусства с высоким уровнем сформированности художественно-образного мышления, являющегося доминирующим в художественной деятельности, и недостаточным уровнем обеспечения педагогических условий, обеспечивающих его формирование.

Отмеченное противоречие послужило основой для выбора темы диссертации - "Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов" (на примере обучения декоративной и портретной живописи), а также для определения цели, объекта и предмета исследования.

Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Предмет исследования - педагогические условия, способствующие формированию образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе их обучения портретной и декоративной живописи.

С учетом выделенных выше позиций была сформулирована исходная гипотеза исследования: формирование образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов обеспечивается реализацией педагогических условий, включающих в себя:

1) целенаправленную профессиональную подготовку студентов в процессе обучения портретной и декоративной живописи;

2) индивидуальный подход при организации творческой деятельности студентов;

3) стимулирование самостоятельности и творческой активности студентов.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, определены задачи исследования:

1) обосновать теоретико-методологические подходы к решению проблемы формирования у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов образного мышления в процессе обучения портретной и декоративной живописи;

2) уточнить сущность и содержание понятия "образное мышление" применительно к созданию художественного образа в процессе обучения портретной и декоративной живописи;

3) выявить педагогические условия формирования у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов образного мышления в процессе их обучения портретной и декоративной живописи;

4) разработать критерии и показатели оценки уровня сформированности у студентов образного мышления;

5) на базе выявленных педагогических условий . разработать методику формирования у студентов художественно-графических факультетов образного мышления. Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- дидактическая теория познания и психологическая теория личности, раскрывающие природу и сущность человеческого мышления (А.Г.Асмолов, В.Г.Афанасьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

- концептуальные подходы к определению общекультурных ценностей и традиций в становлении человека (Л.А.Волович, Т.С.Злотникова, М.С.Каган, Б.Т.Лихачев, М.С.Комаров, В.А.Разумный и др.);

- работы, отражающие идеи художественной педагогики (И.О. Волков, В.А.Варданян, И.Э.Грабарь, В.С.Кузин, Б.П.Юсов), и непосредственно портретной живописи, развития композиционного мышления (В.Л.Илющенко, Б.В.Лушников, Л.Г.Медведев и др.);

- работы, посвященные истории возникновения и развития декоративно-прикладного искусства Республики Казахстан и его современное состояние (К.Ералин, И.Сманов,, М.Тастемиров, Ж.Кошенов и др.), а также работы, посвященные теоретическому и практическому значению художественной образности в процессе постижения изобразительного искусства (Б.Е.Оспанов, С.Ш.Шалабаев, Ж.С.Кенесарина, М.Б.Молдабеков, А.К.Шолбаев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- изучение литературы по теме исследования;

- знакомство с опытом ведущих художников и мастеров живописного портрета;

- изучение практики преподавания дисциплин "Рисунок", "Живопись" в художественных и педагогических вузах;

- проведения анкетирования, опросов, бесед со студентами;

- проведение наблюдений за изобразительной деятельностью студентов;

- анализ готовых работ студентов;

- проведение экспериментального обучения студентов портретной и декоративной живописи на 2,3,4 курсах ХГФ (руководство аудиторной и самостоятельной деятельностью студентов);

- математическая обработка результатов исследования. Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (с 2001-2003 гг.)

- изучение, анализ и обобщение литературы по теме исследования;

- изучение процесса преподавания дисциплин в рамках портретной и декоративной живописи, опыта ведущих художников и мастеров портретного и живописного жанра;

- проведение констатирующего эксперимента. Второй этап (2003-2005 гг.)

- разработка методики реализации педагогических условий, экспериментальное определение комплекса педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования образного мышления у студентов, анализ проведения формирующего эксперимента и его результатов, внедрение результатов исследования в учебный процесс ХГФ КазНТУ им.Абая, КазНАИ им.Жургенова и КазГАСА. Третий этап (2005-2006 гг.) - анализ и обобщение итогов экспериментального исследования уточнение теоретических и практических выводов. Научная новизна исследования состоит в том, что: -выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие формирование образного мышления у студентов ХГФ педагогических вузов, в процессе их обучения портретной и- декоративной живописи;

- разработана методика формирования у студентов художественно-графических факультетов педвузов образного мышления в процессе обучения портретной и декоративной живописи и включающая:

• целенаправленную профессиональную подготовку на основе содержательной интеграции дисциплин "Рисунок", "Живопись", овладение необходимым уровнем знаний теории живописи, знаний в области закономерной портретной композиции в живописи, технологии живописных материалов, использования способов, приемов и умений при создании живописного портрета и пейзажа; изучение опыта художественно-творческой деятельности ведущих художников и мастеров портретного и живописного жанра;

• организацию индивидуального подхода и оценку индивидуальных творческих работ студентов;

• проблематизацию содержания процесса стимулирования . самостоятельности и творческой активности студентов, создание ситуации успеха, педагогическую поддержку студентов, ориентацию студентов на оценивание творческих работ других студентов и на самооценку;

- разработаны критерии и показатели оценки уровней сформированности образного мышления у студентов в процессе обучения портретной и декоративной живописи.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия "образное мышление" применительно к созданию художественной образности в процессе обучения живописному жанру, определении принципов методики формирования у студентов ХГФ педвузов образного мышления, в обосновании критериев и показателей оценки уровней сформированности у студентов образного мышления в процессе обучения портретной и декоративной живописи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в нем результаты могут быть использованы в практике преподавания дисциплин портретного и декоративного жанра, для совершенствования учебных планов и программ, при подготовке методических пособий для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

На защиту выносятся:

1. Уточнение понятия "образное мышление" современного художника-педагога - живописца. Это сложное психическое образование, основная функция которого состоит в оперировании чувственными (наглядными) образами на основе сложившихся в субъективном опыте человека представлений и воображений, то есть специфический процесс создания художественного образа, - процесс создания образа-замысла в воображении художника.

2. Выявленные педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, включающие в себя: а) целенаправленную профессиональную подготовку студентов в процессе обучения портретной и декоративной живописи; б) индивидуальный подход при организации их творческой деятельности; в) стимулирование их самостоятельности и творческой активности.

3. Методика реализации педагогических условий, направленных на формирование у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов образного мышления в процессе обучение портретной и декоративной живописи.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на труды ведущих специалистов по психологии, педагогике, искусствоведению, философов, методике преподавания изобразительного искусства, применением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследования, экспериментальной проверкой основных положений диссертации на практике в работе со студентами 2,3,4 курсов в ходе проведения эксперимента.

Апробация и внедрение результатов осуществлялась на базе художественно-графического факультета Казахского национального педагогического университета им. Абая, а также в Казахской национальной академии искусств им.Жургенова и Казахской государственной архитектурно-строительной академии. Результаты исследования отражены в подготовленных нами докладах на научно-практических конференциях (Алма-Ата - 2000, 2001, 2002, 2003,2004, 2005 годах; в Чимкенте - 2005, 2006 годах; в Ташкенте 2006 году) также нашли отражение в научных публикациях по теме исследования.

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры «Дизайн-интерьера» Каз НПУ им.Абая, на международных конференциях «Художественно-педагогическое образование: состояние, тенденции и перспективы», Алматы -2004год, на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей художественно-графического факультета Каз НПУ им.Абая. Личный вклад автора разработана программа по курсу «Основы композиции» и «Специальная композиция. «Формирование у будущих учителей школы образного мышления в процессе обучения портретной и декоративной живописи».

Диссертация состоит из двух глав. Первая глава «Формирование у студентов художественно-графических факультетов образного мышления как педагогическая проблема» начинается с историко-методологических исследований основ образного мышления в портретной и декоративной живописи.

Позитивным сдвигом в методике преподавания портретного живописного жанра стала четко выверенная и гармоничная система П.П.Чистякова. Проблема понимания художественного образа в различных направлениях изобразительного искусства связана с рядом требований по эффективному проведению процесса обучения специальным (рисунок, живопись, композиция и др.) и профессиональным (педагогика, методика преподавания ИЗО, психология и др.) дисциплинам. Подготовка специалиста высшей квалификации является целью современного профессионального обучения. Основная роль в процессе художественного образования принадлежит художнику-педагогу, - личности творческой, создающей произведения искусства (живописи, графики, скульптуры) и одновременно ведущей практическую работу в области обучения и воспитания, обладающей высоким уровнем общекультурной профессиональной компетентности. Различные подходы к обучению студентов портретной и декоративной живописи, исходя из концепции гуманистического образования, влияют не только на организацию учебного процесса, но и на особенности мышления. Наметившиеся еще в XIX веке тенденции к рационализации метода изображения портрета, с одной стороны, и к выявлению творческой составляющей портретного и живописного жанра, а именно, формирования образного мышления в процессе обучения, с другой - в XX веке нашли свое развитие, в частности, в педагогических системах М.Д.Бернштейна, Д.Н.Кардовского, Н.Э.Радлова, В.Е.Савинского. В результате исследования нами был выявлены следующие педагогические условия:

1) целенаправленную профессиональную подготовку студентов в процесс обучения портретной и декоративной живописи;

2) индивидуальный подход при организации их творческой деятельности;

3) стимулирование их самостоятельности и творческой активности.

Наиболее продуктивными в решении проблемы формирования образного мышления у студентов ХГФ педвузов, в процессе обучения их портретной и декоративной живописи, являются, на наш взгляд, системный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие целенаправленную профессиональную подготовку будущих художников-педагогов.

При выявлении второго условия мы исходили из того, что одной из главных задач педагогической науки и практики становится организация педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов, с целью максимального развития у них общих и специальных способностей, а в нашем исследовании, специальных художественных способностей. Как показывает анализ, возможности индивидуального подхода к организации творческой деятельности студентов обеспечивают реальные условия перехода студента с более низкого уровня сформированности образного мышления и соответствующей ему художественной деятельности, на более высокий. Выдвигая третье условие, мы руководствовались представлением о том, что реализация индивидуального подхода предусматривает, прежде всего, усиление внимания к приобретению студентами принципиально важных для них качеств, таких как самостоятельность и творческая активность. Сформированность самостоятельности и творческого стиля художественно-творческой деятельности является одновременно результатом и показателем эффективности процесса формирования образного мышления студентов ХГФ педвузов в . процессе обучения их портретной и декоративной живописи.

Во второй главе " Экспериментальная работа по формированию образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях портретной и декоративной живописи" описываются логика и содержание педагогического эксперимента. Эксперимент проводился с 2003 года по 2006. Им было охвачено 300 студентов. Из них 90 студентов 2 курса; 90 студентов 3 курса и 120 студентов 4 курса художественно-графического факультета Каз НПУ им. Абая.

Опытно-экспериментальная работа была нацелена на проверку эффективности педагогических условий формирования образного мышления у студентов ХГФ на занятиях портретной и декоративной живописи. Реализация первого педагогического условия обеспечивалась содержательной интеграцией на уровне дисциплин "Рисунок", "Живопись", целенаправленной профессиональной подготовкой, предполагающей овладение знаниями в области закономерной портретной композиции в живописи, теории живописи, технологии живописных материалов; организацией художественно-педагогической деятельности в рассматриваемой области; использование способов, приемов и умений при создании живописного портрета.

Реализация второго педагогического . условия обеспечивалась организацией индивидуального подхода и оценкой эффективности индивидуальных творческих работ студентов. Организация индивидуального подхода к студентам предусматривала: выявление наличного уровня художественно-образного мышления и на этой основе их группировку; разработку последовательно усложняющегося комплекса задач и специальных заданий, соответствующих определенному уровню сформированности образного мышления студента; предложение каждой группе студентов комплекса задач и заданий, адекватных уровню их художественно-образного мышления и ориентированных на дальнейшее его повышение.

Реализация третьего педагогического условия обеспечивалась: выявлением проблемных ситуаций, связанных с овладением умений студентов выполнять те или иные задания (ранее выполняемые и новые); умений использования студентами живописных приемов при создании портрета; созданием ситуации успеха, опирающейся на создание творческой атмосферы в процессе выполнения творческих работ, личный контакт преподавателя со студентами, педагогическую поддержку, ориентацию студентов на оценивание творческих работ других студентов и на самооценку.

В диссертации последовательно раскрываются каждый из показателей проведено анкетирование, письменный и устный опросы студентов выражающих их отношение к работам выдающихся художников проведен анализ портретов, созданных мастерами портретной и декоративной живописи.

Выделенные показатели оценки уровня сформированности художественной образности позволили определить у студентов критерии сформированности образного мышления: степень сформированности знаний портретной композиции и живописи, теории живописных.

В заключении обобщены результаты опытно-экспериментальной работы охарактеризована их практическая значимость.

Результаты исследования позволяют отметить, что цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Определяя перспективы исследования, мы отмечаем, что дальнейшая работа по изучению данной проблемы может быть посвящена поиску в области создания альтернативных методик сформированности образного мышления студентов художественно-графических факультетов в процессе их индивидуальной творческой деятельности.

Историко-методологические основы образного мышления в портретной и декоративной живописи

При изучении вопросов теории и практики создания художественного образа в декоративном и живописном портрете, методики освоения специфических закономерностей данного жанра, мы опирались на конкретные литературные источники, определяющие педагогический подход к проблеме.

Портретный жанр в теоретических исследованиях по философии, истории, искусствоведению рассматривается в различных аспектах. Это литература по общей теории искусства портрета, посвященная изучению специфики портрета как жанра изобразительного искусства, истории его становления и развития. Проблема портретного искусства постоянно привлекала внимание художников, философов-эстетиков, историков искусства от Аристотеля до наших дней. Множество интереснейших высказываний о портретном искусстве можно найти в работах Лессинга, Шеллинга, Гете, Гегеля, Чернышевского и т.д.

Одним из первых всеобъемлющих руководств по данному предмету является вышедшая в 190 8 году книга В.Ветцольда "Искусство портрета". Ярко выделяется своей содержательностью статья Я.А. Тугенхольда "О портрете" (1912 г.), написанная с привлечением широкого материала из истории портретной живописи. Сохраняет свое значение статья Б. Р. Виппера "Проблема сходства в портрете" (1917 г.). Е. Евреинов в книге "Оригинал о портретистах" (1922 г.) рассмотрел проявление индивидуальной субъективной манеры исполнения разных художников в портретах, выполненных с одной модели. Следует отметить сборник статей "Искусство портрета" под редакцией А.Г. Габричевского (1928 г.), включающий статьи Н.И. Жинкина "Портретные формы", А.Г. Габричевского "Портрет как проблема изображения", Б. В. Шапошникова "Портрет и его оригинал", А. Г. Циреса "Язык портретного изображения", Н.М. Тарабукина "Портрет как проблема стиля" В этом сборнике вопрос о художественной природе портрета подвергнут разностороннему теоретическому обсуждению.

В книге М.В. Алпатова "Очерки по истории портрета" определяется специфика портретного жанра в его историческом развитии, на примерах из истории живописи разных эпох автор показывает композиционные приемы организации портретного произведения, которыми пользовались известные мастера.

Л.С. Зингер в своей книге "О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета" (1969 г.), обобщая и переосмысливая высказывания ученых, искусствоведов и художников, рассматривает историю портретного искусства, а также вопросы, касающиеся художественной формы портрета и творческого метода портретиста.

В работе В.Н. Стасевича "Искусство портрета" рассматриваются проблемы портретного жанра, в частности проблема образности в портрете. Рассуждением о портретном сходстве завершается рассмотрение эволюции портрета в книге М. Андронниковой "Об искусстве портрета". Творческие проблемы современной советской живописи представили в своих работах А.И. Морозов "Художник и мир личности", и А. Т. Ягодовская "От реальности к образу".

В русле нашего исследования необходимо отметить книгу Г.В. Елыпевской "Модель и образ", посвященную вопросу создания педагогического условия художественного образа в декоративном и живописном портрете. Отдельные особенности портретного жанра рассмотрены в статьях Д.В. Сарабьянова и Л.А. Тома.

В указанных работах проблема создания в педагогическое условия художественного образа в портретном жанре, также как и вопрос о внешнем и внутреннем сходстве опирается не только на предметное воспроизведение и отражение внешних сторон изображаемого. Отмечается, что художественный образ в декоративе-портрете нельзя понимать как простое изображение человека и натура или выражение человеческих чувств, а также как изображение социальных или профессиональных сторон человеческой индивидуальности. "Портрет и образ человека в искусстве - далеко не одно и то же. Понятие "образ человека" - «натуре» шире, чем портрет" и другие изображения (84.С.14).

Художественный образ в портрете - это, как отмечает в своем исследовании В. П. Климович (115С.84), общее эмоциональное состояние всего полотна, выраженное через организацию всех элементов портрета в определенной системе в процессе творческой работы общими и специфическими внутрижанровыми средствами композиции и другими изобразительно-выразительными средствами.

Следующую группу педагогического условия теоретических исследований составляют труды по теории и методике преподавания рисунка, живописи и композиции.

Материал по этим вопросам содержится в большом количестве работах по истории и теории искусства, начиная с трактатов авторов эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Ченнино Ченнини, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера, в работах Гете, Делакруа, а также в литературном наследии выдающихся зарубежных, русских, Средно-Азиатских и советских художников.

Современное состояние обучения декоративному искусству и портретной живописи ХГФ педагогических вузов

В ходе исследования нами были изучены существующие программы, методы обучения живописи портрета. Анализ практики преподавания живописи, в частности, живописи портрета, на художественно-графических факультетах педагогических вузов показал общность направлений методики обучения, поскольку единство основных целей, задач, систем заданий, программ обучения закономерно приводит к общим тенденциям в практике преподавания. Изучение программ художественно-графических факультетов в вузах педагогической направленности (Алма-Ата, Астана, Караганда, Туркестан, Чимкент и др.) показало, что задачи по обучению живописи натуры (портрета) в основном одинаковы: это получение знаний и навыков построения реалистической формы, приобретение профессионального мастерства на основе учебных постановок. Количество постановок и соответственно количество времени на каждую из них в пределах общего объема часов, отведенных учебным планом, тоже существенно не расходятся. Большое внимание отводится задаче живописного изображения натуры в краткосрочных этюдах. Но программы по курсу декоративе и живописи портрета почти не предлагают преподавателю примеры образного, творческого решения постановок.

А.С. Канцедикас объясняет рассматриваемые негативные явления в развитии народного декоративного искусства и портретного живописи тем, что воплощаемые в работах идеи не возникли из особенностей мировосприятия и художественных представлений мастеров [70, 25]. И действительно, если, мастер обретал самостоятельность, то в народном искусстве происходили уникальные художественные явления. К числу таких можно отнести «кудринскую резьбу» — яркое свидетельство нетрадиционного мировосприятия и миропонимания резчиков по дереву.

При всех недостатках рассматриваемые центры сыграли важную роль не только в сохранении и популяризации народного декоративного искусства. При центрах народного искусства появились школы, осуществлявшие общеобразовательную подготовку детей, которая способствовала лучшему усвоению культурного наследия народа [113,9].

В исследовании B.C. Воронова «Крестьянское искусство» ярко описываются зрительные впечатления автора от увиденных художественных образов. Он убедительно характеризует коллективный характер народного искусства и указывает его средства - декоративность, конструктивность и орнаментальность. Тем не менее, автор лишь косвенно затрагивает проблему средств отражения окружающего мира в народном искусстве. Это признает и сам автор, когда говорит о так называемом «русском крестьянском художественном стиле». Он констатирует: «Составляющие его элементы не определены и не изучены. Этот стиль еще не детализирован научным изучением и воспринимается как суммарное эстетическое целое... Точная и полная научная характеристика его - задача будущего» [35, 30]. Тем не менее, труд B.C. Воронова по праву оценивается специалистами как одно из самых лучших исследований народного искусства послереволюционного периода [20,23].

Если на начальном этапе обучения закладываются основы профессиональных навыков: изобразительной грамоты, развивается художественный вкус, то на старших курсах у студентов уже присутствует определенный уровень знаний в области теории живописи, цветоведения, истории искусства, имеются вполне устойчивые навыки и умения в живописной технике. Усвоив определенные приемы составления цветовых сочетаний для изображения натуре, студенты начинают выполнять все работы по привычным для них цветовым сочетаниям. Наши наблюдения показали, что в натурных постановках обычно берутся стандартные темы, используется ограниченный набор образных характеристик натурщиков, одна и та же модель из года в год сидит в одинаковой постановке. Со стороны преподавателей не уделяется должного внимания организации фона в портретных постановках. В результате от работы к работе студенты выполняют стандартные этюды "натурщика". В своих живописных работах они просто изображают, как выглядит мужская или женская одежды, или другие натуры строительства, архитектура, а не создают образ определенной личности, способной заинтересовать зрителя. Ошибки в восприятии натуры и собственной работы отражаются на качестве выполняемых этюдов.

Запоминающиеся, яркие, личностные портреты являются редкими, единичными случаями.

Как следствие этого можно отметить тенденцию к снижению количества выполняемых дипломных работ в жанре портрета, однофигурной композиции по кафедрам изобразительного искусства ряда художественно-графических факультетов.

Педагоги, в частности Ж.С. Кенесарина отмечают, что в процессе учебной деятельности у студентов бывают периодически наступающие различной длительности моменты кризиса. Выделяются несколько причин этого своеобразного "бега на месте". Из них типичными для студентов художественно-графических факультетов называют "истощение" учебно-познавательной мотивации студентов к III, IV курсу.

Устранению этого может способствовать целенаправленное использование установки на выражение студентами своего отношения к натуре, моделирование изобразительных приемов и средств в соответствии с замыслом. Второй важной причиной кризиса, по мнению многих авторов, является негибкость форм организации процесса обучения в ходе учебной деятельности студентов. Для преодоления этого необходимо, по нашему мнению, сочетание изображения с натуры с изображением по памяти, представлению, воображению, способствующим развитию образного мышления студентов, способности обобщать, улавливать характерные черты модели, устанавливать наиболее существенные, смысловые, пространственные связи фигуры и фона, предметов и т.д.

Педагогические условия цели, задачи и содержание педагогического эксперимента

Создание художественного образа в декоративном и портретном произведении является одной из главных проблем изобразительного искусства. Современные концепции в художественном творчестве, так или иначе, связаны с тем, что человек и натуре всегда был и остается самым интересным и содержательным объектом изображения.

Всесторонним изучением процесса создания портрета, связанного с преобразованием модели в художественный образ, занимаются философы, психологи, искусствоведы, художники. Дело в том, что портрет издавна считался особым, а в некотором смысле даже высшим родом искусства. Г. Гегель писал: "Прогресс живописи, начиная с ее несовершенных опытов, заключается в том, чтобы доработаться до портрета". (62.Т.З.С.255).

В портретном жанре художественный образ - это целостный облик конкретного человека, обладающий как характерными, индивидуальными, так и типическими, общими чертами, сформированный в результате взаимодействия впечатлений, процессов восприятия, воображения и мышления. Художник воплощает в портрете свое представление об изображаемом человеке, и представление это обогащается по мере взаимного общения портретиста и портретируемого в ходе творческого процесса.

В становлении и существовании декоративного и портретного образа как объективной реальности можно проследить следующие этапы педагогические условия:

1) формирование замысла, предполагающее два различных подхода художника к модели;

от оригинала,

от заранее выстроенного в сознании умозрительного образа;

2) реализация замысла, исходя из выразительных изобразительных возможностей выбранной техники до окончательного завершения произведения;

3) существование законченного произведения как самостоятельной целостной структуры; на этом этапе образ, созданный художником, существует в качестве потенциального толчка для процесса восприятия;

4) художественное восприятие зрителем, в котором осуществляется индивидуальное переосмысление объективной целостности художественного образа.

Изучение путей создания художественного образа ставит перед исследователями сложные проблемы. Многие из них направлены на познание природы художественного мышления - этой интеллектуальной силы художника, которая способна синтезировать его творческие способности: память, непосредственное восприятие, воображение, ценностные ориентации, созидательную способность. "Качественным внутренним своеобразием художественного образа является его тесная связь с образным мышлением как особым чувственно - эмоциональным, ассоциативным, что позволяет рассматривать его через конкретные психологические характеристики" (154.С.7).

Учитывая специфику выполнения декоратива и портрета, можно определить этапы педагогические условия данного вида творческой деятельности впечатление от восприятия конкретного человека или натуре;

переработка материалов впечатлений посредством зрительной памяти, мышления и воображения в художественный образ, происходящее одновременно в процессе общенияи изображения модели;

непосредственное изображение человека или декоративной искусстве.

Важнейшей способностью мозга является способность восприятия образов и манипулирования ими. Пространственное и временное суммирование импульсов, возбуждение и торможение в коре головного мозга - это физиологическая основа человеческого мышления. В основе образов лежит формирование пространственных и временных конфигураций импульсов, в которых выделяется структурная постоянная.

Психологами доказано, что зрительная система работает на трех уровнях: сенсорном (ощущения), перцептивном (восприятия), апперцептивном (представления). (Б.Г. Ананьев).

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования образного мышления у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов