Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией Перепелица Наталья Валерьевна

Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией
<
Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Перепелица Наталья Валерьевна. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Ростов н/Д, 2003 222 c. РГБ ОД, 61:03-19/364-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. САМОРАСКРЫТИЕ КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО Я 12

1.1. Развитие представлений о формах воплощения Я во внешнем внутреннем мире в зарубежной и отечественной психологии 12

1.2. Характеристики самораскрытия 25

1.3. Социально-демографические и личностные факторы, влияющие на самораскрытие субъекта 30

1.4. Проблема соотношения самораскрытия и псевдосамораскрытия... 42

ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕЁ САМОРАСКРЫТИЯ В ОБЩЕНИИ 49

2.1. Понятия «Я», «идентичность», «самосознание», «Я-концепция», «образ Я» и их соотношение 49

2.2. Компоненты самосознания, Я-концепции, идентичности 54

2.3. Механизмы формирования Я-концепции личности и роль самораскрытия в данном процессе 66

2.4. Характеристики Я-концепции как факторы самораскрытия личности 77

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРАСКРЫТИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ И ЕГО СВЯЗИ С Я-КОНЦЕПЦИЕЙ 92

3.1. Постановка проблемы (гипотезы, цели, задачи) и описание методов исследования, выборки и организации эксперимента 92

3.2. Анализ самораскрытия личности в зависимости от пола, возраста, семейного положения 98

3.2.1. Анализ самораскрытия по разным темам 99

3.2.2. Анализ самораскрытия с различными партнерами по общению 105

3.2.3. Исследование псевдосамораскрытия 108

3.2.4. Изучение особенностей самораскрытия в разных демографических группах 112

3.3. Исследование Я-концепции взрослых людей в зависимости от их пола, возраста и семейного положения 115

3.3.1. Анализ содержательной стороны Я-концепции 115

3.3.2. Изучение самоотношения взрослых людей 125

3.4. Анализ взаимосвязи особенностей самораскрытия и содержательной стороны Я концепции 127

3.5. Анализ взаимосвязи между самоотношением личности и ее самораскрытием 148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

ЛИТЕРАТУРА 163

ПРИЛОЖЕНИЯ 183

Введение к работе

Актуальность исследования. В последнее время в мире, в нашей стране повышается роль личной инициативы и активности субъекта. Человек расширяет сферу приложения своих сил, пространство своего Я. Возникает проблема осознания собственных возможностей, позитивных и негативных сторон. Современные люди хотят не интуитивно, а на основе научных знаний строить свои отношения с окружающими. В связи с этим формируется запрос к психологии относительно того, как подавать информацию о себе, как выбирать оптимальную дистанцию между собой и другими людьми. Личность сталкивается с проблемой поддержания определенного баланса между Я-внешним и Я-внутренним, поскольку комфортное, уверенное самочувствие возможно только при соответствии внутреннего образа себя и внешнего поведения. Выбор оптимальной линии поведения связан с поиском золотой середины между абсолютной открытостью, обнаженностью Я и закрытостью, изоляцией от внешнего мира, и каждый человек по-своему решает эту дилемму.

В психологии проблема соотношения Я-концепции и самораскрытия исследуется в русле изучения личностной представленности человека в общении. Наиболее изучены в данном плане подростки и молодежь, взрослые люди практически не исследованы, так как их тестирование составляет большую сложность. В то же время эти данные для современной Росси имеют особое значение, поскольку в процессе социальных изменений зрелые люди сталкиваются с проблемой перестраивания уже состоявшейся, стабильной Я-концепции. Экономические и политические события в России последнего десятилетия повлекли за собой изменения основных ценностей и жизненных целей российских граждан. У значительной части населения возникла необходимость поиска идентичности в новой среде и встала проблема нового самоопределения. Поворот в сторону рынка и рыночных отношений привел к повышению значения коммуникативных способностей личности: умения произвести благоприятное впечатление на окружающих, умения добиться от них желае-

мых результатов, умения решать конфликтные ситуации и др. Однако, несмотря на их важность, эти умения зачастую решают внешние проблемы личности, оставляя нерешенными внутренние. Снижение интереса человека к собственному внутреннему миру может привести к неадекватности Я-концепции или преобладанию негативного самоотношения, следствием чего становится формирование «внешних масок» и дисгармоничное развитие личности.

Данная работа посвящена изучению двух способов воплощения личностного Я: самораскрытия и Я-концепции - и их взаимосвязи. Основная заслуга в разработке категории Я («само-», «self-») в психологии принадлежит гуманистической психологии. С точки зрения представителей этого подхода, формирование личности в процессе жизни и общения включает возникновение структуры Я (self) и стремление к реализации этого Я (А. Маслоу, К. Роджерс, Ш. Бюллер, С. Джурард и др.). Основной пафос гуманистической психологии заключается в признании позитивности природы человека (по своей сути) и актуализации ее в процессе развития.

Я-концепция и самораскрытие являются внутренней и внешней сторонами существования личностного Я. Самораскрытие выступает одной из форм существования и самовыражения личности, наиболее прямым способом трансляции другим своей индивидуальности, своего Я. Содержанием самораскрытия являются представления о себе и самооценки, т.е. составляющие Я-концепции личности, которые, пройдя через «внутренний фильтр» доверия, выносятся на обсуждение с окружающими людьми (Н.В. Амяга, Т.П. Скрипкина).

Содержание Я-концепции (социальная и личная идентичность, образы Я, самоотношение) и ее характеристики (полнота, широта, дифференцирован-ность, модальность самоотношения) обнаруживаются непосредственно в процессе самораскрытия/самопредъявления личности (Р. Берне, С. Джурард, Д. Майерс, К. Роджерс). В свою очередь, самораскрытие способствует самопознанию и развитию Я-концепции (С. Джурард, Дж. Лафт, Г. Игрэм, К. Род-

жере).

В настоящее время феномен самораскрытия является новой областью исследований для отечественной психологии (Н.В. Амяга, Т.П. Скрипкина, И.П. Шкуратова, Е.В. Зинченко, М.В. Бородина). Накопленные зарубежными авторами данные о самораскрытии (J. Berg, V. Derlega, W. Busse, J. Birk, G. Chen, С Collins, O. Gould, V. Cooper, L. Miller, P. Cozby, K. Dolgin, S. Kim, S. Jourard, P. Lasakow и др.) нуждаются в проверке на российской выборке испытуемых. Существующий дефицит отечественных исследований привел нас к необходимости теоретического и эмпирического изучения вопроса о соотношении характеристик самораскрытия личности и особенностей ее Я-концепции.

Методологические и теоретические предпосылки исследования: принцип единства внешнего и внутреннего (С.Л. Рубинштейн), представление о самораскрытии как личностной представленности человека в общении (S. Jourard, P. Lasakow, P. Cozby, J. Berg, V. Derlega), понимание самораскрытия как процесса, способствующего развитию Я-концепции личности через самоосознание, самопознание (S. Jourard, P. Cozby, Б. Шутц, Н.В. Амяга), представление о характеристиках самораскрытия и их обусловленности социально-демографическими характеристиками коммуникатора (К. Dolgin, S. Kim, С. Collins, J. Reisman, D. Shafer, К. Динелиа, M. Ален, К. Ротенберг, H. Чейз, В. Снелл, И.П. Шкуратова), теория зеркального Я (Ч. Кули), представление об уровневом строении самосознания (Р. Берне, И.С. Кон, В.В. Столин, И.И. Чеснокова), представления о различных формах воплощения личностного Я во внешнем и внутреннем мире (S. Jourard, А. Маслоу, Р. Аркин, И. Гоффман, В.В. Столин, СР. Пантилеев, К.А. Абульханова-Славская, Н.И. Сарджвеладзе, В.П. Зинченко, Т.Н. Курилова, В.А. Лабунская, Л.Н. Коган, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский).

Цель данной работы состоит в изучении самораскрытия взрослых людей и его связи с Я-концепцией. Поставленная нами цель конкретизировалась в

следующих теоретических, методических и эмпирических задачах. Теоретические задачи:

  1. Анализ и систематизация представлений о самораскрытии как форме существования личностного Я, его характеристиках и факторах.

  2. Выделение теоретических оснований для построения схемы взаимосвязи особенностей Я-концепции личности и ее самораскрытия.

Методические задачи:

3. Апробация модифицированного варианта опросника С. Джурарда, рассчи
танного на диагностику индивидуальных особенностей самораскрытия
взрослых людей на российской выборке.

Эмпирические задачи:

  1. Изучение самораскрытия взрослых людей в зависимости от их пола, возраста и семейного положения.

  2. Анализ самоотношения и содержания Я-концепции взрослых людей в зависимости от их пола, возраста и семейного положения.

  3. Исследование взаимосвязи между характеристиками представлений о себе и характеристиками самораскрытия у лиц разного пола, возраста и семейного положения.

  4. Исследование взаимосвязи между самоотношением личности и ее самораскрытием в разных демографических группах.

Гипотезы:

  1. Наибольшую интенсивность самораскрытия в общении проявляют женщины и молодежь. С возрастом и с изменением семейного положения меняется объем самораскрытия в адрес родителей и супруга.

  1. Объем псевдосамораскрытия зависит от обсуждаемой темы и выбранной личности-мишени.

  2. Существует прямая связь между полнотой самораскрытия и широтой Я-концепции личности, а также между объемом самораскрытия по определенной теме и представленностью соответствующего аспекта Я в Я-

концепции. 4. Негативное самоотношение может препятствовать самораскрытию субъекта и приводить к частому сообщению о себе ложной и негативно окрашенной информации.

Предметом данного исследования являются характеристики самораскрытия и характеристики Я-концепции взрослых людей, а также связь между ними.

Объектом исследования выступили работающие взрослые люди в возрасте от 18 до 53 лет, имеющие среднее специальное или высшее образование, проживающие в г. Ростове-на-Дону в количестве 187 человек (из них - 136 женщин, 51 мужчина).

В соответствии с целью и задачами работы использовались следующие методы исследования: свободного самоописания, контент-анализа, экспертных оценок, методы психологического тестирования, математические методы обработки данных; методики: «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда, «Методика исследования самоотношения» СР. Пантилеева и модифицированный вариант опросника С. Джурарда.

Научная новизна данной работы состоит в том, что был проведен сопоставительный анализ понятий, описывающих разные формы воплощения Я во внешнем и внутреннем мире, сформулированных зарубежными и отечественными психологами. Рассмотрены в этом контексте понятия самораскрытия, Я-концепции; построена модель взаимосвязи Я-концепции и самораскрытия личности, которая послужила основой для эмпирического исследования.

Впервые в отечественной психологии уделено внимание псевдосамораскрытию и изучено влияние пола, возраста, семейного положения субъекта на его склонность искажать информацию о себе в ходе самораскрытия лицам из ближайшего окружения.

Поставлена задача и собран эмпирический материал о содержательной стороне Я-концепции взрослых людей с учетом их возраста, пола, семейного

положения на российской выборке испытуемых.

Получены новые эмпирические данные о влиянии пола, возраста, семейного положения субъекта на разные характеристики самораскрытия.

Впервые получены и описаны качественные и количественные характеристики взаимосвязи представлений о себе и самоотношения личности, с одной стороны, и самораскрытия, с другой стороны.

На методическом уровне новизна работы состоит в модификации теста С. Джурарда применительно к взрослой выборке. Предложены новые направления анализа данных, полученных с помощью теста «Кто Я?», которые расширяют информативность данной методики.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Проведенный теоретический анализ углубляет представление о самораскрытии как способе самовыражения и самореализации личности. Поскольку большинство социальных наук основывается на самораскрытии респондентов, условия и направленность самораскрытия касается непосредственно валидно-сти многих значимых фактов в социальных науках. Систематический анализ самораскрытия и его связи с Я-концепцией личности обеспечивает надежность собираемой информации, которая относится к различным областям теории и практики.

Выявленные закономерности взаимосвязи Я-концепции личности и ее самораскрытия способствуют раскрытию механизмов развития и преобразования внутренних структур самосознания во внешний план в процессе общения. Полученные данные позволяют по особенностям самораскрытия конкретного человека делать определенные заключения о его Я-концепции, что может быть использовано в целях психодиагностики и в процессе индивидуального психологического консультирования.

Обнаруженные различия в характеристиках самораскрытия в зависимости от пола, возраста и семейного положения субъекта позволяют составить более полное представление о самораскрытии взрослых людей. Практическую

диагностическую ценность представляет апробированный модифицированный вариант опросника самораскрытия для взрослых людей. Анализ и сопоставление интенсивности и индивидуальных особенностей самораскрытия может быть полезен при проведении семейного консультирования и анализе уровня развития супружеских отношений, при помощи в решении межличностных конфликтов. Учитывать выявленные общие тенденции, характерные для содержания Я-концепции взрослых представителей разных демографических групп: мужчин и женщин, лиц моложе 30 лет и лиц старше 30 лет, состоящих в браке или холостых (незамужних), необходимо при составлении различных специализированных программ и в практике групповой психотерапии. Результаты исследования могут использоваться при подготовке педагогов, социальных работников, менеджеров по персоналу и специалистов других профессий, связанных с постоянным профессиональным общением. Теоретическая и эмпирическая части работы могут быть включены в учебный курс, так как освещают целый раздел психологических исследований. Положения, выносимые на защиту:

  1. Самораскрытие является одной из форм существования и самовыражения личности, наиболее прямым способом трансляции другим своей индивидуальности, своего Я. Я-концепция и самораскрытие являются внутренней и внешней сторонами существования личностного Я.

  2. Социально-демографические факторы (пол, возраст, семейное положение субъекта) в разной степени влияют на характеристики его самораскрытия. С увеличением возраста уменьшается интенсивность и глубина самораскрытия взрослых людей. После вступления в брак происходит уменьшение объема самораскрытия родителям и его увеличение в отношении супруга(-и). Пол субъекта самораскрытия существенно не влияет на глубину, полноту и интенсивность самораскрытия взрослых людей. Наибольшая интенсивность псевдосамораскрытия свойственна мужчинам и лицам моложе 30 лет.

  1. Между содержанием Я-концепции взрослого человека и его самораскрытием в адрес лиц из ближайшего окружения существуют значимые связи, однако не наблюдается прямого соответствия между аспектами Я-концепции и темами самораскрытия. Полнота самораскрытия личности связана с широтой ее представлений о себе.

  2. Самоотношение личности влияет на характер ее самораскрытия в адрес лиц из ближайшего окружения. Высокий уровень самопривязанности, за которым стоит консервативная самодостаточность и ригидность Я-концепции, негативно влияет на общий объем самораскрытия. Самоуверенные личности более глубоко раскрываются другим людям. Псевдосамораскрытие в большем объеме наблюдается у лиц, склонных к внутренней конфликтности, ожидающих негативного отношения к себе и склонных к признанию за собой социально не одобряемых тенденций.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на заседании кафедры психологии личности и общей психологии РГУ. В настоящее время полученные данные используются при чтении курса «Диагностика индивидуальных особенностей общения» для студентов психологического факультета РГУ, курса «Диагностика межличностных отношений» для студентов психологического факультета ЮРГИ. Они также использовались при обучении профконсультантов Службы занятости Ростовской области на курсах повышения квалификации (1999 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 работы, из них - 2 статьи, общим объемом 1,69 условного печатного листа.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 245 источников, из них 47 на английском языке, и приложения. Работа иллюстрирована 4 рисунками и 24 таблицами.

Развитие представлений о формах воплощения Я во внешнем внутреннем мире в зарубежной и отечественной психологии

Проблема личностного Я как активного, самореализующегося начала была поставлена и разрабатывалась главным образом представителями гуманистической психологии. И ее тезаурус обладает особенностью: приставка «само» («self-») является отличительным знаком ее основных понятий: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие и саморазвитие.

Гуманистическая психология возникла как альтернатива двум подходам, господствовавшим до нее: психоанализу и бихевиоризму. Ее общий пафос обращен против господства в психологии сциентистского, механистического и биологизаторского подхода к человеку. «Гуманистическая психология - это цель, а не доктрина», - подчеркивал Сидней Джурард [217, с. 4]. В работах представителей гуманистической психологии проблема личностного Я становится центральной, и ее тезаурус обладает одной особенностью. Приставка «само-» («self-») является отличительным знаком ее основных понятий: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие и саморазвитие.

Многие идеи гуманистической психологии берут начало в экзистенциальной философии К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера и др. На развитие гуманистического подхода к изучению личности оказали влияние выдающиеся психологи: Э. Фромм, Г. Олпорт, В. Франки. Взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, но все они объединены определенными основными положениями теории личности. В центре такого рассмотрения находится человек, открывающий свое собственное бытие и вступающий в связь с другими людьми и социальными группами; основной акцент делается на таких специфических человеческих действиях, как выбор, оценивание и самореализация. Такие авторы, как А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мей, Ш. Бюллер, Г. Мерфи, К. Мустакос, С. Джурард, приписывали человеку некую заданную природу, позитивную по своей сути, которая актуализируется в процессе развития. Они ставили во главу угла изучение психически здоровой личности, понимаемой как единое, уникальное, организованное целое [107, 108, 141, 142, 148, 149, 168, 183, 202, 217, 218].

Основополагающими для становления этой третьей основной ветви психологических исследований стали работы Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Заслуга А. Маслоу состоит в том, что он впервые указал на креативность как на существенную характеристику человека, неотъемлемое свойство человеческой природы [107, 108]. Творчество - это универсальная и естественная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Как указывал А. Маслоу, большинство людей нуждается во внутреннем совершенствовании и ищет его. Эту потребность он назвал потребностью в самоактуализации, обозначая этим термином стремление человека стать тем, кем он может стать. В мотивационной теории А. Маслоу именно она помещена на вершину иерархии потребностей. Самоактуализирующиеся люди отличаются непосредственностью и независимостью, свежестью восприятия и креативностью, способностью устанавливать глубокие межличностные отношения, самопринятием и склонностью к вершинным переживаниям [161].

В работах К. Роджерса тенденция к самоактуализации была названа единственным фундаментальным мотивом, который представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать свои способности, чтобы сохранять и развивать личность» [183, с. 535]. Этот основной мотив берет начало в физиологических процессах и может выражаться в таких специфических потребностях, как голод, половое влечение, безопасность. Потребность в любви, самоуважении, стремление к достижениям и самоутверждению тоже являются специфическими проявлениями тенденции к самоактуализации, но на более высоком уровне.

Понятия «Я», «идентичность», «самосознание», «Я-концепция», «образ Я» и их соотношение

Анализ содержания понятия «Я», разрабатываемого в различных направлениях психологии, показал, что под ним понимается: чувство связи всех индивидуальных психических переживаний (В. Вундт), идентичность и непрерывность личности (У. Джемс, Э. Эриксон, Д. Харт, У. Деймон, И.С. Кон, А.Г. Спиркин), совокупность психических процессов, действующих в интересах удовлетворения внутренних побуждений (3. Фрейд, А. Фрейд), внутренняя сущность личности (Э. Фромм, А. Маслоу), личность, познающая саму себя (К. Роджерс, И.С. Кон, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова), констелляция установок, направленных на «I» или «Me» (У. Джемс, М. Кун, Т. Макпартленд, Р. Берне, Г. Каплан, М. Розенберг, И.С. Кон), интегральное личностно-смысловое образование (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Е.Т. Соколова, В.В. Столин), активное, деятельностное начало (Д. Харт, У. Деймон, М. Розенберг, Р. Мейли, С.Л. Рубинштейн, А.Г, Спиркин, И.С. Кон). Наконец, наиболее часто термин «Я» используется с целью отразить всю совокупность индивидуальных психологических свойств и характеристик личности.

Разводя понятия личности как внешнего Я и сущности как внутреннего Я, А.Б. Орлов указывает на атрибутивность личности и отсутствие каких-либо атрибутов у сущности, «Я»: сущность и есть источник всех и всяких атрибутов. «По отношению к подлинному субъекту (внутреннему Я - прим. автора) личность человека выступает в качестве «оболочки», которая может как транслировать, так и трансформировать подлинные субъектные проявления человека» [125, с. 166].

По определению И.С. Кона, самое общее значение «Я» - самость, то есть интегральная целостность, «однозначность», «подлинность» индивида, имманентная идентичность, которая сохраняется при всех изменениях окружающей среды, поддерживая и воспроизводя собственную структуру [82]. Однако в психологии понятие «Я» чаще используется в более узком смысле. В зависимости от приписываемого понятию «Я» онтологического, гносеологического и методологического статуса психологи по-разному определяют свои исследовательские задачи. В связи с этим И.С. Кон выделил несколько взаимосвязанных и в то же время автономных осей, или параметров «Я»: (1) Активное, действующее «Я» (регулятивное начало психики) или рефлексивное, феноменальное «Я», то есть образы самосознания и стоящие за ними психические процессы. (2) «Я» как реальная «субстанция», агент деятельности, или как условный психологический «конструкт». (3) «Я» в структурных (структурный элемент психики: Эго, идентичность или компоненты - образы Я) или процессуальных терминах (самореализация, саморегуляция, самооценивание) [81]. Понятие «Я» достаточно сложно развести с понятиями «личность», «идентичность» учитывая их многозначность, большое количество точек соприкосновения и разнообразие подходов к их изучению. На наш взгляд, отличительным признаком понятия «Я» выступает его полностью сознательный характер. В реальной жизни ««Я» не что иное, как словесное утверждение, согласно которому я чувствую, что я - это центр сознания в мире опыта, где я имею последовательную идентичность, и что я владею моим разумом и способен выразить свои мысли и ощущения», - как отмечал Э. Эриксон [196, с. 231].

Представители психоаналитического направления и символического ин-теракционизма, изучая самоопределение человека в социальном мире, формирование представлений личности о своем Я, самооценок, используют понятие идентичности. Существует довольно широкий спектр толкования данного понятия, под идентичностью понимают: внутреннюю непрерывность и тождественность личности (Э. Эриксон); структуру эго - внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории», которая проявляется феноменологически через паттерны «решения проблем» (Дж. Марсиа); способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое (Дж. Мид); когнитивную систему, формирующуюся в результате самокатегоризации и регулирующую поведение (X. Тэджфел, Дж. Тэрнер); результат самоопределения, формирующийся в результате выбора в период кризиса из различных альтернатив (А. Ватерман).

Постановка проблемы (гипотезы, цели, задачи) и описание методов исследования, выборки и организации эксперимента

Объектом исследования выступили лица в возрасте от 18 до 53 лет, имеющие среднее специальное или высшее образование, проживающие в г. Ростове-на-Дону. Всего в нашей работе приняло участие 187 человек. Из них 90 опрошенных имеют высшее образование, 97 - среднее специальное.

Поскольку данные обзора свидетельствуют, что пол, возраст, семейное положение влияют на самораскрытие личности, они были взяты нами в качестве критериев для разделения выборки на 6 основных групп [см. Приложение 7]. По семейному положению мы выделили в первую группу лиц, состоящих в браке на данный момент. Вторая группа условно названа «холостые», так как объединяет разведенных, холостых и незамужних испытуемых.

В возрастной психологии кризис 30 лет называется «третьим рождением личности», с него начинается средний период взрослости. В это время происходит переоценка ценностей и прежних выборов, подведение итогов, осознание расхождения между мечтами человека и действительностью его существования. До 30 лет человек, как правило, получает образование, создает семью, определяет свое положение в обществе. После 30 лет у большинства людей имеются устойчивые мировоззрение и система отношений, определена карьера, социальное положение и т.д. [10, 109, 140]. В связи с вышесказанным испытуемые были распределены на 2 группы: лица до 30 лет и старше 30 лет.

При анализе данных были рассмотрены такие демографические показатели, как возраст, количество лет, прожитых в браке и число детей. Их средние показатели для 6 основных групп представлены в Приложении 8.

Для изучения Я-концепции личности нами использовались методы: свободного самоописания (представленный тестом «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда), контент-анализа, экспертных оценок; для изучения Я-концепции и самораскрытия - методы психологического тестирования, математические методы обработки данных. Для реализации метода психологического тестирования применялись «Методика исследования самоотношения» СР. Пантелеева и модифицированный вариант опросника С. Джурарда.

В ходе эксперимента испытуемым предлагалось 3 методики в один прием. Каждый респондент отвечал индивидуально. Методики предлагались в такой последовательности: «Кто Я?», опросник самораскрытия, МИС.

Характеристики самораскрытия измерялись с помощью модифицированного варианта опросника С. Джурарда, состоящего из 28 пунктов [см. Приложения 9, 10, 11]. В нем респондентам предлагается оценить по 3-балльной шкале, насколько полно они рассказывают о себе (своих мнениях, отношениях с другими людьми, интересах и склонностях, работе, личности, теле, финансах, неприятностях) разным людям (матери, отцу, другу, подруге, супругу, коллеге, начальнику). Таким образом, данный опросник ориентирован на изучение реального опыта самораскрытия, имеющего конкретного адресата и протекающего на фоне определенных отношений с партнером по общению.

При заполнении опросника испытуемым предоставлялась возможность знаком «X» отмечать те вопросы и партнеров по общению, которым сообщается не совсем верная или ложная информация о себе. Данная методика позволяет изучение следующих характеристик самораскрытия: глубины, полноты, широты, объема, избирательности и дифференцированности.

Я-концепция изучалась на основе «Методики исследования самоотношения» СР. Пантилеева (МИС), позволяющей провести анализ аффективного компонента Я-концепции, и теста «Кто Я?» (М. Кун и Т. Макпартленд), направленного на раскрытие когнитивного компонента Я-концепции. МИС проводилась по традиционному варианту, включающему ПО вопросов, распределенных по 9-ти шкалам: закрытость-открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность, самообвинение [126].

Похожие диссертации на Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией