Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов Помченко, Марина Александровна

Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов
<
Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Помченко, Марина Александровна Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 Хабаровск, 2006

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА И ПРОБЛЕМА ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. 11

1.1. Понятие «картины мира». картина мира как основа мировидения человека 11

1.2. Психология этнических различий и факторы, их определяющие (на материале китайского этноса) 25

1.2.1. Характеристика китайского этноса. пространственно-временная космологическая модель как культурная доминанта китайского этноса. 25

1.2.2. Специфика традиционно-китайского философского знания - как теоретической формы выражения традиционной китайской культуры 35

1.2.3. Особенности психологии, мышления и поведения в традиционной китайской культуре. 42

1.2.4.11 Ероглифическая письменность как фактор, влияющий на особенности восприятия и

переработки китайского этноса 53

1.3. Психосемантические исследования кросскультурных различий 65

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЭТНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КИТАЙСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ) 79

2.1. Методология, методы и организация исследования 79

2.2. Этнические особенности смыслового поля китайских и русских респондентов 82

2.2.1. Результаты, анализ и интерпретация результатов вербальных ассоциаций. 82

2.2.2. Качественное исследование смысловых сфер образа мира. сравнительный анализ. 85

2.3. Особенности невербальных ассоциаций русских и китайских респондентов 113

2.4 Сравнительный анализ результатов вербального и невербального уровней смыслового поля. 122

2.5. Исследование особенностей восприятия и переработки информации русских и китайских студентов 143

2.6. Исследование функциональной специализации полушарий головного мозга 148

Выводы 154

Заключение 155

Список использованной литературы 156

Введение к работе

Актуальность и степень разработанности проблемы. Изучение этнической картины мира является одной из актуальных задач современности. Изменения в российском обществе в конце 80-х гг. возродили в отечественной науке интерес к проблеме этнического сознания. Свой вклад в изучение национально-психологических особенностей внесли: Л.М. Дробижева (1991), Т.Г Стефаненко, Е.И Шлягина., С.Н Еникопов.(2003), А.О. Бороноев, В.Н. Павленко (1994), Э.А. Саракуев, В.Г. Крысько (1996), B.C. Мухина (2001), Г.У. Солдатова (1998) и др. Особенности этнического сознания русского этноса рассматривались в работах философов Н.А. Бердяева (1990), П.А. Сорокина (1990), B.C. Соловьева. В последние годы исследованием русского этноса в психологии занимались А.Г. Шмелев (2002), З.В. Сикевич (1996), А.О. Бороноев, П.И. Смирнов (1992), (1995). Исследуются этносы, как проживающие на территории России: татарский этнос - О.Г. Лопухова, Ф.Ф. Гулова (2001), нивхи - И.В. Трутнева (2004), А.Е Меняшев (2005), нанайцы -И. К. Шабурова (2005), чукотский этнос - Ю.В Соколова (2004), телеуты - Г.А. Кригер (2005), но и зарубежные этносы: грузинский, азербайджанский, В.Ф. Петренко (1997), испанский Н.В. Фетисов (1995), американский Н.Н. Богомолова, Т.Г. Стефаненко (1991) и др.

В связи с развитием международных контактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) возрос интерес к изучению этнического сознания представителей восточного региона. Появляются работы, учитывающие психологические особенности: корейцев М.А. Аникина (1999); В.П. Левкович (1996), китайцев И.Е. Бобрышева (1996), С.В Копытько (2004); Сунь Юйхуа (2000), Ван Эрдон (2000), Ван Биндун (2004).

Особенности этнического сознания китайского этноса широко освящены в фундаментальных трудах как отечественных авторов В.К. Арсеньева (1917), В.М. Алексеева (1966), Л.С.Васильева (1976), В.Я.

Сидихменова (1987), А.Е. Лукьянова (1994), М.Л. Титаренко (1997), В.В Малявина (1992), М.В Крюкова, В.В Малявина, М.В. Софронова, Н.Н. Чебоксарова (1979), (1993), М.Т. Степанянц (1997), В.Ф. Феоктистова (1997), Н.А. Абрамовой (1998), Ю.М Сердюкова (1998), М.Е. Кравцовой (1999), так и зарубежных Р. Невилл (1996), Тань Аошуан (2004), М. Гране (2004) и др.

Интерес к особенностям этнического сознания китайского этноса обусловлен рядом причин. Во-первых, географическим положением. Знание национально-психологических особенностей будет способствовать развитию понимания и преодолению спорных вопросов в диалоге культур России и Китая. Во-вторых, китайский этнос является доминирующим этносом в мире и по численности населения и по уверенным позициям, которые он занимает в мировой экономике. Китайцы одна из немногих ныне существующих этнических общностей, которая, - пишет М.В. Крюков, - несмотря на сложные перипетии политической истории, завоевания и нарушения государственного единства, многочисленные этнические включения не утратил своей специфики. Процесс вторжения иностранных держав и открытие Китая в XXI веке вызвали глубокие и противоречивые тенденции в традиционной культурной системе прошлого. Китайцам удалось сохранить свою самобытную культуру, духовное ядро одной из важнейших составляющих, которой является иероглифическая письменность (М.В. Крюков и др., 1993, с.4). В-третьих, несмотря на достаточное количество работ, освещающих социально-философский аспект этнического сознания представителей китайского этноса, психологический аспект исследования в современной науке изучен недостаточно. А.А. Леонтьев указывал на особую роль общей психологии в изучении этнопсихологических особенностей. Здесь для общего психолога (и вне интересов философов и социальных психологов) ценной оказывается проблема национальных особенностей протекания психических процессов (например, процессов восприятия, памяти), этнопсихологического

аспекта системы вербальных и невербальных значений интернализуемых членами данной общности (А.А. Леонтьев, 2001, с. 422)

Нерешенной по-прежнему остается проблема межкультурных различий психофизиологическими особенностями организации психики с одной стороны и влиянием культурной среды с другой (М. Коул, С. Скрибнер, 1997), и, несмотря на огромное количество эмпирических данных, предположений, эта проблема остается малоизученной и спорной. Существует точка зрения авторов, предполагающих, что два способа познания у представителей западной и восточной культур, обусловлены различием психофизиологических механизмов, связанных с функциональной специализацией полушарий головного мозга Р. Орнстайн (1972), С. Спрингер, Г. Дейч (1988), В.В. Иванов (1998), А.Р. Лурия (2000), Е.П. Ильин (2001), В.В. Аршавский (1997).

Существует точка зрения что различия в познавательных процессах не исключают некоторых универсальных законов устройства человеческого разума, являющегося по словам Леви-Стросса (1994), «суть упорядочиванием мира». В последнее время подчеркивается решающая роль культурной среды в формировании этнических особенностей Т.Г. Стефаненко (2000).

Изучение основ традиционной культуры Китая, показало, что существенное влияние на систему мышления, психологии, поведения китайского этноса оказала специфика философского знания, Конфуцианство и основанные на нем правила поведения в обществе Л.С.Васильев (1976), Н.А. Абрамова (1998) и др.

Современный этап развития Китая, экономические реформы страны не могут не отражаться в сознании ее носителей. Проблема Конфуцианства на развитие современного общества обсуждается и имеет много сторонников и противников. Но влияние конфуцианских принципов ощущается и сегодня Успех Китая, считают исследователи Н.А. Абрамова (1998), М.Л. Титаренко

(1997) объясняется не слепым копированием иностранного и отбрасыванием испытанных средств своей традиционной культуры, а в их умелом сочетании с новыми методами хозяйствования. Синтез западной культуры и китайских духовных ценностей определил сущность нового этапа развития китайской цивилизации. Все сказанное позволяет предположить, что в кодах семантического пространства образа мира современных китайцев, заложены конфуцианские принципы.

Гипотеза: Конфуцианские принципы, лежащие в основе китайского мировосприятия, образуют смысловой каркас этнического сознания китайцев и определяют такие особенности мировосприятия, как высокая образность и конкретность семантического пространства.

Объект исследования: семантическое пространство этнической картины мира.

Предмет исследования: отражение в семантическом пространстве смыслообразующих представлений этнического мировосприятия.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей этнической картины мира китайского и русского этносов методом анализа семантического пространства и факторов, их определяющих.

Задачи исследования:

  1. Исследовать особенности смыслового поля этнической картины мира китайского этноса

  2. Исследовать особенности смыслового поля этнической картинБ мира русского этноса

  1. Сравнить особенности смыслового поля этнической картины русского и китайского этносов на вербальном и невербальном уровнях их организации.

  2. Исследовать влияние смыслообразующих представлений на особенности этнического мировосприятия.

5) Исследовать влияние психофизиологических факторов на особенности этнического мировосприятия.

Методологической базой исследования является культурно-историческая теория Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, М. Коулом, С. Скрибнер. Теоретические положения проблемы сознания, значения, положенные в основу психосемантического направления в психологии (Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, В.Ф.Петренко и др.).

Теория о мыслительном, художественном и среднем типах высшей нервной деятельности И.П. Павлова. Теория функциональной асимметрии мозга (Э.Г. Симерницкая, Т.А. Доброхотова, Н.Н.Брагина, С. Спрингер, Д. Дейч, В.В. Аршавский, Э. Голдберг).

Методы исследования. В работе были использованы общенаучные исследовательские методы: теоретический анализ психологической литературы; сравнительно-аналитический метод, а также частные психологические методики: ассоциативный метод, метод пиктограмм; тест Павлова, классические методики определения доминантности полушарий головного мозга: тесты на определение леворукости «Будь добр, пожалуйста», «Вспомни, пожалуйста!», тест «Что тебе нравится?».

Для статистической обработки данных использовался аппарат вариативной статистики и многомерных исследовательских методов. Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с использованием программ Statistica 6.0. и SPSS 13.0.

Экспериментальная база исследования. Исследованием было охвачено 120 человек: 60 китайских респондентов, проживающих на территории г. Далянь (пр. Ляонин), г. Цындао, г. Цзынань (пр. Шаньдун), г. Харбин (пр. Хэйлудзян), 60 русских респондентов. Обе группы респондентов студенты 2-3 курсов гуманитарного факультета ДВГУПС.

Научная новизна и теоретическая значимость работы

  1. На основе ассоциативного эксперимента выделены доминирующие смысловые сферы в этнической картине мира китайских и русских студентов;

  2. Показано, что исследование вербальных и невербальных ассоциаций позволяет выявить характерные этнические способы мышления китайцев и русских.

  3. Выявлено, что на картину мира китайской молодежи продолжают оказывать формирующее влияние конфуцианские принципы и иероглифическая письменность.

Практическая значимость работы полученные результаты в работе помогут глубже понять проблему межкультурного взаимодействия между Китаем и Россией; могут быть использованы не только в учебном процессе в качестве методических рекомендаций преподавателям, работающим с китайскими студентами, но и в тех областях и отраслях знания, где необходимо учитывать специфику этнического сознания китайского этноса.

Положения, выносимые на защиту

1. Этническая картина мира китайского этноса образована на основе Конфуцианского учения,. В основе семантического пространства этнической картины мира лежит дуализированная модель мира (Инь - Ян) и натурфилософская концепция пяти первоэлементов.

. 2. Для китайских студентов характерен образный тип восприятия и переработки информации, обусловленный такими факторами, как: культурные традиции, конкретность философского знания, иероглифическая письменность, требующая большей образности по сравнению с алфавитной.

3. Высокая образность семантического пространства китайцев обусловлена особенностями функциональной специализацией полушарий

Этапы проведения работы

На первом этапе (2002-2003) проводился анализ научной литературы, определялись теоретико-методологические позиции исследования, формулировались его методология и методика, концептуальный аппарат, рабочая гипотеза, организация исследования.

На втором этапе (2003-2004) продолжалась работа по теоретической проработке темы исследования, проводились исследования по ассоциативному методу, пиктограммам.

На третьем этапе (2004-2005) проводились исследования по дополнительным методикам, в частности, функциональной асимметрии мозга, особенностям восприятия и переработки информации, осуществлялась обработка данных, их теоретическое осмысление, обобщение, анализ, интерпретация.

Апробация работы обсуждалась на научно-практических конференциях: международных: «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке» (Хабаровск, 2005); Международного симпозиума «Культурно-экономическое сотрудничество стран северовосточной Азии» (Хабаровск, 2005); всероссийских: «Высшая педагогическая школа в период модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы» (Комсомольск-на-Амуре, 2004); «Современные технологии железнодорожному транспорту и промышленности» (Хабаровск, 2003); «Личностно-профессиональное саморазвитие студентов в образовательном процессе» (Хабаровск, 2003); региональных: «Проблемы высшего образования» (Хабаровск, 2003).

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 112 источников, 10 приложений. В тексте диссертации имеется 32 рисунка, 26 таблиц. Содержание изложено на 167 страницах.

Понятие «картины мира». картина мира как основа мировидения человека

«Картина мира» в современной науке является одним из центральных понятий, отражающим специфику взаимоотношений человека с окружающим миром. Понятие «картина мира» в современной науке до конца неопределенно и находится в стадии формирования. Оно используется в различных научных областях: философии, культурологии, лингвосемиотике, психологии.

Впервые термин «картина мира» начал использоваться в трудах физиков Г. Герца, А. Энштейна, М. Планка. А.Энштейн дает довольно широкую трактовку этого понятия: «Человек стремится каким-то адекватным образом создать себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, философ, естествоиспытатель, и каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни» (цит. по В.И. Постоваловой, 1988, с. 13). Сходную точку зрения о важной роли картины мира в жизни человека сформулировал Э. Фромм: (1990) «без определенным образом организованной и внутренне связанной картины мира и нашего места в нём - люди просто растерялись бы и не были способны к целенаправленным и последовательным действиям, ибо без неё невозможно бы было ориентироваться Знаменательно, что не было обнаружено ни одной культуры, в которой не существовала бы такая система ориентации» (Э. Фромм, 1990, с. 142 - 143). В.И. Постовалова (1998) считает картину мира центральным понятием концепции человека, выражающую специфику его бытия. Далее она поясняет, что человеку, в отличие от животных, роботов для ориентации в мире нужны особые символические опосредующие структуры: язык, религия, мифология, искусство, наука, выступающие регуляторами его жизнедеятельности. «Наиболее адекватным пониманием «картины мира» представляется представление ее как исходного глобального образа и передающего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека» (В.И. Постовалова, 1988, с.21). Термин «картина мира» используется в различных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются синонимичные термины «образ мира», «модель мира», «видение мира», «картина мира», отражающие целостность мировоззрения. Термин картины мира используется также для обозначения научных онтологии, т.е. тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания (Новейш. филос. ел., 2001, с. 666). Картина мира является необходимым моментом жизнедеятельности человека и обуславливает специфический способ восприятия мира. Исторически попытки построения картины мира были связаны с натурфилософией. В современной науке осмысление происходит по линии рефлексии над наукой и в русле культурологического, лингвистического и семиотического анализа коллективного сознания, прежде всего на материале изучения фольклора и мифов. (В. С. Степин, 2000, с. 235). В культурологии и лингвосемиотике понятие «картины мира» рассматривается, как проблема реконструкции архаического сознания Она определяется как структурирование, организация окружающего мира, модель мира представляет собой ее результат. Она описывается как некоторый образ, результат вторичной перекодировки первичных данных с помощью знаковых систем. (Б.А. Серебренников, 1988, с. 15-16). Этому посвящены работы, по воссозданию способов мировидения людей различных культур в разные эпохи: исследования славянской модели мира В.Н. Топорова (1994), средневекового образа мира В.Я. Гуревича (1984), балканской модели мира Т.В. Цивьян (1990). По мнению В.Н. Топорова (1992), модель мира - это своеобразная «сетка координат, при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании». Он пишет: «В самом общем виде модель мира определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции...». И далее, «модель мира не относится к числу понятий эмпирического уровня (носители данной традиции не могут осознавать модель мира всей ее полноте)» (В.Н. Топоров, 1992, с. 161). Он считает, что модель мира ориентирована на выявление и описание космологизированного сущего и основных параметров Вселенной: пространственно-временных, причинных, количественных, семантических. Для мифопоэтической модели мира разрабатывается система бинарных признаков, основных семантических противопоставлений, смысловых оппозиций (день-ночь, верх-низ, лето-зима, восток-запад, жизнь-смерть и т.д.). На основе этих наборов и конструируются универсальные знаковые комплексы, эффективные средства (там же, с. 162 - 163).

Методология, методы и организация исследования

Наиболее популярным в числовой символике для культуры Китая был принят следующий числовой код: «1» и все нечетные числа - обозначение Неба и мужского начала мира. «2» - и все четные числа, обозначение Земли и женское начало мира, «3» - триада Небо - Земля - Человек, передающее все мироздание, включая мир людей, по вертикали. «4» - четыре основные пространственно-временные зоны. «5» - все пять пространственно-временных зон, т.е. все мироздание по горизонтали. «6» - шесть великих начал мира: шесть пространственно - временных зон, Небо (мужское начало) и Земля (женское начало). «9» - четыре части и четыре получасти света. «9» - пять пространственно-временных зон и четыре получасти света, т.е все мироздание, по горизонтали. «10» - астральное солярное число, восходящее к иньскому календарю (месяц, состоящий из трех декад, по десять дней в каждой). «12» - число знаков зодиака (по лунному календарю) и основных суточных периодов, т.е. передающее небесно-временную композицию мироздания» (М.Е. Кравцова, 1999 с. 112-113).

Пространственно-временная категория, в китайской картине мира освящена в работах Тань Аошуан (2004), М.Л. Титаренко (1997), Lin Li-Chen (1995), Wu Kuang-Ming (1995), К.Б. Голыгиной (1997) и др. В традиционном китайском понимании, пишет, Lin Li-Chen (1995), понятия «пространство» и «время» не являлись абстрактными. Они были приближены к практическому применению в повседневной жизни человека и соответствовали ее целям, задачам и содержанию. Понятия время и место связываются не астрономическими показателями, а с субъективными наблюдениями, включенными в контекст человеческих дел. Так, в комментариях к «Книге перемен» людям даются рекомендации как эффективнее использовать время, как улучшить благоприятную возможность, не отстать от времени и событий и соответствовать циклам дней и времен года. Она акцентирует внимание на благоприятном и не благоприятном времени для жизни и дел человека Концепция времени в «Книге перемен» базируется на «циклах четырех времен года», «кругообращений солнца и луны». Эта концепция основана на двух элементах его понимания 1) со временем ассоциируются циклично чередующиеся изменения в природе - приращения и убавления, упадка и подъема; 2) регулярность циклов свидетельствует о постоянстве как качестве этих изменений. Можно сказать, что концепция китайского понимания времени по «Книге перемен» предполагает изменение на основе принципа «постоянство изменений и чередования постоянств». Несмотря на то, что понимание пространства и времени ориентировано на реальную жизнь человека, его положение в системе этих понятий всегда пассивно, поскольку речь идет о приспособлении к различным обстоятельствам, а не о попытке изменения условий, создающих эти ситуации (Lin Li-Chen, 1995, р . 95).

В отличие от Древней Греции и Рима в Китае не сложилось самостоятельных категорий времени и пространства. Китай был аграрной страной, основой которой, было поливное земледелие. В лунном календаре эти категории увязаны в единое целое с четырьмя временами года и четырьмя сторонами света так, что в центре стоял человек - земледелец (М.Л. Титаренко, 1997, с. 8).

Согласно И. Канту, пространство и время - это априорное интуитивное знание, предшествующее пониманию и опыту. Для западной мысли типичным представлялось «трансфизическое», абстрактное, теоретическое понимание явлений. С этой точки зрения, время - это не прагматически познаваемый объект, а то, что находится за пределами опыта «чистая интуиция», «всеобщий принцип». Что касается китайского способа осмысления пространства и времени, то оно коренным образом отличается от западного. Это то, что создано человеческим опытом и разумом (Wu Kuang-Ming, 1995, p. ЗО).

В науке до сих пор не сложилось общепринятого мнения относительно понятия «этнос». Л.Н. Гумилев рассматривал «этнос» - «это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения (Л.Н. Гумилев, 1993, с. 285). С его точки зрения «этнос» как явление географическое, природное, а не социальное, так как основными признаками этноса он рассматривал психологические характеристики: самосознание (идентичность) и стереотип поведения (нормы отношений между группой и индивидом и между индивидами). Он считал, что этническая принадлежность не является врожденной, а приобретается ребенком в процессе социализации. Он имел в виду не воспитание в узком смысле слова, а формирование в определённой культурной среде. Но когда стереотипы поведения сформируются, их уже нельзя изменить (Т.Г. Стефаненко, 2003, с. 31).

В официальной науке широко признавалось значение «этноса», как социо-кулыпурного явления, разрабатываемое академиком Ю.В.Бромлеем «Этнос» - «исторически сложившаяся на территории устойчивая совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а так же сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)» (Ю.В. Бромлей, 1983, с. 58).

В настоящее время - в определении «этноса», пишет Т.Г. Стефаненко (2000), существуют концепции, в которых одни авторы рассматривают его: 1) как группы, члены которой имеющей общую страну происхождения и осознают себя носителями общей культуры. 2) Другие выделяют различные характеристики этноса: этнообразующие факторы (общность территории, эндогамия, этнические признаки (язык, культура) и как высший уровень -этническое самосознание. Существует и крайняя точка зрения, представители которой рассматривают 3) «этнос» как общность не связанную не только с государством, экономикой, политикой, но с культурой и языком. Единственной характеристикой этноса при такой постановке вопроса остается самосознание или идентичность на основе любых этнодифференцирущих признаков. Этническая общность - это общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Автор определяет этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых, как этнодифференцирующие (Т.Г. Стефаненко, 2000, с. 23).

Что касается понятия «нация», то можно согласиться с мнением Т.Г. Стефаненко, в том, что многие ученые в последнее время отказываются от его употребления в этническом смысле, так как существуют многоэтнические нации - такие как, например, американская или русская (там же, с.23) Это широкий и многозначный термин. В трактовке Г.Т. Тавадова «нация» это: территориально-политическая общность, т.е. все граждане независимо от этнической принадлежности (Г.Т. Тавадов, 1998, с. 325-326). Понятие «народ» - имеет ещё более широкий смысл, от большой группы людей, до жителей одного государства, субъект истории, движущая сила развития, совокупность классов, наций, социальных групп, имеющих одну историческую судьбу, сходный образ жизни и нравов. В этнополитическом смысле этносы различных стран, сближающиеся в социальном, политическом и культурном смысле. Это, например, многонациональный народ России или американский народ (там же, с. 223-224).

Похожие диссертации на Семантическое пространство этнической картины мира : На материале сравнительного исследования китайских и русских студентов