Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века Блинова Лариса Васильевна

Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века
<
Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Блинова Лариса Васильевна. Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Блинова Лариса Васильевна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Нижний Новгород, 2009.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/473

Введение к работе

Актуальность исследования. Перспективы развития современной психологической науки определяются историко-психологическими исследованиями теоретических основ её фундаментальных направлений.

Преобразования российского общества в начале XXI в. характеризуются серьёзными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, что существенно повлияло на развитие отечественной психологии и её отраслей. Перестроечные процессы в постсоветской психологии и в её психологических отраслях, в том числе в психологии научного творчества, обусловлены изменениями методолого -концептуальных основ, пересмотром методологических позиций и принципов советской психологии (В.А. Мазилов, 2003). Для осмысления современного состояния отечественной психологии научного творчества и определения путей развития необходимо изучение её истории. С этой точки зрения наиболее актуальным становится исследование становления и развития психологии научного творчества в России конца XIX - начала XX вв.

Конец XIX - начало XX вв. - это время политических противоречий, бесперспективность индустриально-капиталистического общества и порождаемой им научной парадигмы, социально-научные противоречия, в результате которых рушились старые основы и открывались просторы для создания нового общества, создания активных научных школ во многих отраслях знаний. Эти изменения во многом схожи с изменениями в современной России (происходят масштабные духовно-интеллектуальные изменения, развиваются индустриальные, техногенные цивилизации). По этой причине выявление новых взглядов, идей при реконструкции становления и развития психологии научного творчества могут быть использованы и сегодня в современной работе по истории психологии и психологии творчества.

В 60-е годы XX века в связи с новым этапом развития психологии научного творчества появляется ряд сборников научных трудов «Научное творчество» (1969), «Проблемы научного творчества в современной психологии» (1971), «Научное открытие и его восприятие» (1971) под редакцией СР. Микулинского и М.Г. Ярошевского. Исследуются общепсихологические закономерности творческой деятельности (А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев и др.), проблемы научного открытия (Б.М. Кедров), вопросы моделирования решений творческих задач с помощью эвристических программ (Л.Н. Ланда, В. Н. Пушкин, Я.А. Пономарев, И.М. Розет), творческого мышления и проблемного обучения (В.Г. Иоффе, И.А. Лернер, A.M. Матюшкин и др.) и многое другое, но отсутствуют специальные систематические историко-психологические работы как по анализу научного наследия отечественных ученых конца XIX - начала XX века, так и по истории психологии научного творчества в целом.

В работах отечественных историков психологии разрабатываются различные аспекты истории психологии: социально-культурные условия развития психологического знания (А.Н. Ждан, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник, и др.), научное творчество ученых (В.В. Большакова), научные школы (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.), проблемы методологии истории психологии (А.Н. Ждан, В.А. Кольцова, В.А. Мазилов, О.Г. Носкова, Ю.Н. Олейник и др.). Однако до сих пор вопросы становления и развития психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века не исследованы. Слабо разработан вопрос о влиянии научного наследия отечественных ученых конца XIX - начала XX века на современную психологию научного творчества.

Таким образом, изучение научного наследия русских ученых конца

XIX - начала XX вв. необходимо и актуально для реконструкции процесса
становления и развития психологии научного творчества в России. Это
позволяет увидеть преемственность в развитии отечественных
психологических идей, проблематики, методов научных исследований по
психологии научного творчества.

Историко-психологический анализ становления и развития психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX вв. позволит установить важные для современности теоретические положения психологии научного творчества, так как изначальное формирование теории психологии научного творчества носило более глубокий познавательный характер и было независимо от практических задач, навязанных психологической науке в

XX в.

Объект исследования: научное наследие российских мыслителей в области психологии научного творчества в России конца XIX - начала XX вв.

Предмет исследования: научные идеи, повлиявшие на становление и развитие психологии научного творчества в России.

Цель исследования: реконструкция идей российских мыслителей конца XIX - начала XX вв., определивших становление и развитие психологии научного творчества как отрасли психологической науки.

Гипотеза исследования: существует комплекс научных идей российских ученых конца XIX - начала XX вв., определивших становление и развитие психологии научного творчества и конституировавших её как самостоятельную отрасль психологического знания, выделив предмет, задачи и методы исследования.

Задачи исследования:

  1. Выявить предпосылки, повлиявшие на становление психологии научного творчества в России конца XIX - начала XX вв. как отрасли психологической науки.

  2. Выявить факторы, способствовавшие разграничению феноменов психологии художественного и научного творчества, на основании историко-психологического анализа публикаций российских ученых конца XIX -начала XX вв.

  1. Выделить и проанализировать идеи отечественных ученых конца XIX - начала XX вв., способствовавших оформлению психологии научного творчества в самостоятельную отрасль психологического знания.

  2. Показать преемственность между психологическими теориями научного творчества, заложенными в России конца XIX - начала XX вв., и современными теориями психологии научного творчества.

Методологические основы исследования составляют

основополагающие принципы психологии: принципы детерминизма, развития, системности, единства сознания и деятельности (В.В. Большакова, Е.А. Будилова, А.В. Карпов, В.А. Кольцова, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Мазилов, С.Л. Рубинштейн, И.Р. Сушков, В.Д. Шадриков); принципы историко- психологического познания (В.В. Большакова, Е.А. Будилова, А.Н. Ждан, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский); основные подходы к проблеме психологии научного творчества (Я.А. Пономарев, И.В. Страхов, И.С. Сумбаев, М.Г. Ярошевский, П.М. Якобсон).

Методы исследования:

  1. Историко-психологический анализ научных, публицистических материалов.

  2. Иторико-генетический метод, вскрывающий социокультурные причины, повлиявшие на становление и развитие психологии научного творчества.

  3. Метод историко-логической реконструкции становления и развития психологии научного творчества.

  4. Методы глубинной интерпретации источников, обобщение и систематизация фактического научного материала.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Выявлены социокультурные (реформы общества, уровень развития науки и культуры, особенности национального менталитета), философско-психологические (осознание российскими философами проблемы творчества, развитие отечественной психологии и её направления - психологии творчества) предпосылки становления психологии научного творчества как отрасли психологической науки; факторы, способствовавшие разграничению феноменов психологии научного и художественного творчества, в трудах В.Я. Курбатова, Б.А. Лезина, Д.Н. Овсянико-Куликовского.

  2. Выделены и проанализированы научные идеи СО. Грузенберга, И.И. Лапшина, П.К. Энгельмейера, в трудах которых произошло оформление психологии научного творчества как самостоятельной отрасли психологического знания за счет определения собственного предмета, задач и методов исследования.

  3. Разработана преемственность научных идей, заложенных российскими учеными конца XIX - начала XX вв., и соотнесена с общим ходом развития отечественной психологии научного творчества.

  4. Сформулированы положения, составляющие теоретическую основу психологии научного творчества, которые на современном этапе

развития психологии научного творчества представлены как комплекс идей, объясняющих творческий процесс: творческий процесс слагается из трех элементов: эмпирики, научной фантазии и эксперимента. В основе творчества обязателен компонент фантазии ученого, художника, поэта, писателя, проектировщика. На процесс творчества влияют случайные факторы, при систематической работе ума и воображения. Творческий процесс - это высшее проявление умственной деятельности мозга и зависит от физиологии человека, его здоровья, психологического состояния. Творческий процесс в науке и технике строится на принципах: наблюдать и предполагать, проверять и претворять.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. Уточнены теоретические и философские основы психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX вв.

  2. Конкретизированы представления о предпосылках становления психологии научного творчества и факторах, способствовавших разграничению феноменов психологии художественного и научного творчества.

  3. Расширено представление о научном наследии российских ученых конца XIX - начала XX вв., труды которых являются основными источниками становления психологии научного творчества и стали теоретической основой развития психологии научного творчества в России как отрасли психологической науки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты историко-психологических исследований и реконструкция становления и развития психологии научного творчества в работах российских ученых конца XIX - начала XX вв. позволили подготовить материал для использования в учебных курсах по истории психологии, общей психологии, психологии творчества, в спецкурсах по методологии психологической науки в России на психологических факультетах университетов, в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации преподавателей вузов, при создании учебных пособий по истории психологии, общей психологии, психологии творчества.

Достоверность научных результатов и выводов определяется методологической обоснованностью теоретических позиций в ходе изучения предмета, а также использованием методов исследования, соответствующих задачам научного поиска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс становления и развития психологии научного творчества в России конца XIX - начала XX вв. обусловлен как совокупностью социокультурных (реформы общества, уровень развития науки и культуры, особенности национального менталитета) и философско - психологических (осознание российскими философами B.C. Соловьёвым, Н.А. Бердяевым, П.Флоренским, проблемы творчества, развитие общей психологии и её направления - психологии творчества) предпосылок, так и разграничением психологии творчества на художественное и научное. Процесс разграничения

определён в работах В.Я. Курбатова, Б.А. Лезина, Д.Н. Овсянико-Куликовского, исходя из принципа «экономии мышления», разработки теоретических основ понимания особенностей художественного и научного творчества.

2. Научные идеи, разработанные в конце XIX - начале XX вв.
русскими мыслителями М.А. Блохом, Ф.Ю. Левинсоном - Лессингом, В.Л.
Омельянским, В.В. Савичем, И.А. Сикорским, объясняющие творческий
процесс, могут быть представлены как комплекс положений, составляющих
теоретическую основу психологии научного творчества:

  1. творческий процесс слагается из трех элементов: эмпирики, научной фантазии и эксперимента;

  2. в основе творчества обязателен компонент фантазии ученого, художника, поэта, писателя, проектировщика;

  3. на процесс творчества влияют случайные факторы, при систематической работе ума и воображения;

  4. творческий процесс - это высшее проявление умственной деятельности мозга;

  5. творческий процесс зависит от физиологии человека, его здоровья, психологического состояния;

  6. творческий процесс в науке и технике строится на принципах: наблюдать и предполагать, проверять и претворять.

  1. Научные разработки и исследования СО. Грузенберга, И.И. Лапшина, П.К. Энгельмейера впервые конституировали психологию научного творчества как самостоятельную отрасль психологического знания, имеющую собственный предмет, задачи и методы исследования. Предмет психологии научного творчества - личность творца, творческий процесс и результат творчества. Задача психологии научного творчества - изучение творческого процесса. Методы исследования - наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, репродуктивный метод.

  2. Психологические теории научного творчества, заложенные в России в конце XIX - начале XX вв., повлияли на дальнейшее развитие психологии научного творчества в решении комплексных проблем творческой деятельности. Преемственность работ П.К. Энгельмейера наблюдается в работах Я.А. Пономарева, И.С. Сумбаева, П.М. Якобсона и др. Исследования И.И. Лапшина получили развитие в работах В.В. Большаковой, А.С. Майданова и др. Научные идеи СО. Грузенберга получили развитие в работах И.И. Страхова, Я. А. Пономарёва.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основное содержание исследования докладывалось и обсуждалось на заседаниях кафедры психологии Волго-Вятской академии государственной службы в г. Нижнем Новгороде (2005 - 2008), на кафедре гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Арзамасского филиала Волго-Вятской академии государственной службы (2005 - 2008), на методологических семинарах в г. Ярославле (2008-2009), на IV Международной научной конференции по истории психологии «IV Московские встречи» (Москва, 2006 г.), на

Всероссийской конференции молодых ученых в г. Нижнем Новгороде (2007 г.), на областной конференции молодых ученых в г. Костроме, г. Н. Новгороде (2008г.), на I Межрегиональной научной конференции «Россия и мир: проблемы взаимодействия и интеграции» (Арзамасский филиал ВВАГС, 2008 г.).

Результаты работы использовались при проведении лекций и практических занятий по общей психологии, истории психологии в ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара, в ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», при чтении лекций по дисциплине «Психология и педагогика» в ГОУ ВПО «Волго-Вятская академия государственной службы».

Результаты диссертационного исследования отражены в 4 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, выводов по каждой главе, заключения и библиографического списка, включающего 197 источников, из которых 2 на английском языке. Текст рукописи изложен на 173 страницах, сопровождается 2 таблицами.

Похожие диссертации на Становление и развитие психологии научного творчества в России в конце XIX - начале XX века