Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема Даненова Дарина Борисовна

Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема
<
Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Даненова Дарина Борисовна. Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Караганда, 2001 189 c. РГБ ОД, 61:02-19/209-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы образа жизни и образа мира в психологической науке 9

1.1. Представление об образе жизни и образе мира в психологической науке 9

1.2. Представление о личности как целостной психологической системе 21

1.3. Психологические последствия трансформации образа жизни и образа мира 34

Глава II. Изменение образа жизни в результате насильственного вмешательства 51

2.1. Психологический анализ последствий освоения целины 57

2.2. Методы исследования психологических последствий изменения образа жизни людей 62

2.3. Исследование механизмов трансформации образа жизни и образа мира людей в результате насильственного вмешательства 73

2.4. Психологические последствия социального катаклизма на примере освоения целинных земель 105

Глава III. Изменение образа жизни как проявление самореализации 120

3.1. Исследование ценностно-смысловых составляющих образа мира в ситуации проявления самореализации 120

3.2. Типологические особенности ценностно-смысловой сферы личности в ситуации проявления самореализации 131

Заключение 149

Список литературы 151

Приложение 162

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования трансформации образа мира людей вследствие изменения ими их образа жизни приобретает в настоящее время особую значимость. В 20 веке последствия деятельности человека на Земле стали носить глобальный характер, то есть отражаться не только на жизни одного человека или иметь узко локальный характер в плане географическом, экономическом, социо-культурном и психологическом, но и вызывать изменения более значительных масштабов - затрагивать несколько поколений людей, обуславливать возникновение или исчезновения целых этносов (35,39,71,73).

Происходят изменения всемирного масштаба именно в психологическом плане: происходят миграции, меняются семейные и социальные институты. Последствия этого важны для жизни всего человечества и требуют тщательного анализа и разработки мер защиты. Может быть, эти последствия и не выглядят такими грозными и разрушительными, как последствия физические, но они важны для благополучия человека (101).

И если сегодня изменения в природной среде достигли глобальных измерений и заметны невооруженным глазом, то изменения в социальной среде еще только предстоит четко зафиксировать.

В связи с этим возникает необходимость изучения возможных психологических последствий, вызванных изменением образа жизни человека в результате вмешательства внешних обстоятельств.

Так, например, можно предполагать, что глобальные катаклизмы, выступающие как события, меняющие жизнь человека и случающиеся на пути развития этносов, оставляют значительные психологические последствия, проявляющиеся в деформации образа мира и образа жизни последующих поколений. Для общей психологии интерес представляет не столько конкретика этих деформаций, сколько тот факт, что, изучая психологические последствия глобальных катаклизмов, можно вскрыть сам механизм трансформации культуры в картины мира людей, представляющих поколения все более удаляющиеся (во временной перспективе) от случившегося катаклизма.

Анализ психологической литературы показывает отсутствие единой сформулированной классификации психологических последствий изменения образа жизни (Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева, НА. Логинова, Цзян Ху - Куан). При этом большинство исследований, посвященных изучению изменения образа жизни и его последствий, осуществлялось в рамках социологического и социально-психологического подходов, где рассматриваются чаще всего стратегии поведения человека в сложившейся ситуации, однако не раскрываются механизмы подобных трансформаций (К. Бейкер, Е.В. Витенберг, М.Г. Гильден-герш, Е.К. Завьялова, О.И. Зотова, А.Г. Маклаков, М. Такала, В.И. Уварова, В.А. Ядов).

В связи с этим в данной работе будут рассмотрены с общепсихологических позиций механизмы трансформации образа жизни и образа мира людей, фиксируемые в психологических последствиях близкого и отдаленного характера.

Целью нашего исследования являлось изучение психологических механизмов трансформации образа жизни и образа мира людей в условиях реальной жизнедеятельности.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что психологический механизм трансформации образа жизни и образа мира людей может быть представлен как акт объективации в сознании происходящих изменений, требующих коррекции в сложившейся совокупности деятельностей (составляющие образа жизни человека) и перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека.

Цель исследования была конкретизирована в следующих задачах:

  1. В процессе теоретического анализа выявить психологические механизмы трансформации образа жизни и образа мира людей.

  2. Разработать исследовательскую программу, позволяющую фиксировать проявления трансформации образа жизни и образа мира людей в условиях реальной жизнедеятельности.

3. Исследовать типологические характеристики образа жизни и образа мира людей, инициированные как социальными преобразованиями, так внутренней мотивацией человека.

В качестве объекта исследования выступали психологические последствия социальных катаклизмов.

Предметом исследования являлись ценностно-смысловые составляющие образа мира людей, испытавших на себе изменение образа жизни.

Для первой части исследования был разработан вопросник по изучению особенностей восприятия социального катаклизма представителями трех поколений. С этой целью проводилось глубинное полуструктурированное интервью, данные которого подвергались качественному анализу (интент-анализ, контент-анализ). Вторая часть исследования проводилась с применением методов изучения ценностно-смысловой сферы личности (самоактуализационный тест, тест смысложизненных ориентации, опросник "Ценностные ориентации" М.Рокича), локуса контроля (опросник уровня субъективного контроля), а также специально разработанной анкеты по изучению особенностей образа жизни испытуемых. При обработке материалов исследования применялись методы математической статистики, а также корреляционный, факторный анализ (метод главных компонент).

В качестве методологических предпосылок исследования выступили идеи и труды тех психологов, которые приложили большие усилия для изучения развития личности, проблемы ее самореализации (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, С.Д.Смирнов, А.Г.Асмолов, Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анцыферова). В основу собственной исследовательской работы нами положен принцип системной детерминации, обозначенный в культурно-исторической теории Л.С.Выготского и развитый в теории психологических систем (В.Е.Клочко и др.).

Проведение исследования трансформации образа жизни и образа мира людей включало в себя три этапа. Первый этап (1998-1999) - анализ научных публикаций по проблеме; работа над понятийным аппаратом исследования; определение гипотезы, целей, постановка задач и выбор методов исследования.

6 Второй этап (1999-2000) - подбор существующих методик для выявления особенностей ценностно-смысловых характеристик личности; разработка критериев качественного анализа результатов испытуемых (анализ текстов интервью); проведение социально-психологического опроса с целью отбора испытуемых для исследования; подбор группы испытуемых. Третий этап (2000) - изучение особенностей ценностно-смысловых составляющих образа мира людей, подверженных насильственному изменению образа жизни, а также людей, предпринявших самостоятельное изменение своего образа жизни как проявления самореализации; количественный (с применением методов математической статистики) и качественный анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе исследования были выявлены: психологические последствия изменения образа жизни, обусловленного как внешними обстоятельствами (действие социального катаклизма), так и внутренними факторами (проявление самореализации); типологические характеристики изменения образа жизни людей в их отдаленных последствиях; факторы, определяющие содержание ценностно-смысловых особенностей образа мира людей, осуществивших изменение своего образа жизни с целью самореализации.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней проделана работа по уточнению понятий образ мира, психологические последствия изменения образа жизни; выявлены психологические механизмы трансформации образа жизни и образа мира людей в условиях реальной жизнедеятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования информации о психологическом механизме трансформации образа жизни и образа мира людей в таких сферах социальной работы, как миграционная служба, служба занятости, психоконсультативная деятельность, а также в сфере управления.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Психологический механизм трансформации образа жизни и образа мира людей может быть представлен как акт объективации в сознании человека

7 происходящих изменений, требующих коррекции в сложившейся совокупности деятельностей (составляющие образа жизни человека) и перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека.

2. Существуют типологические проявления трансформации образа жизни, обусловленные функционированием эмоционально-установочных комплексов (эмусов), которые выступают в качестве системообразующего звена, обеспечивающего подвижность психологических систем как внутреннее основание их устойчивости.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации были представлены на областной научно - практической конференции «60 лет Акмолинской области» (г. Астана, 1999), на краевой научно-практической конференции «Психологическая диагностика в образовательной практике» (г.Барнаул, 1999), на региональной научно-практической конференции «Человек как самоорганизующаяся психологическая система» (г.Барнаул, 2000), на международном симпозиуме «Личность в условиях социальных перемен» (г.Алматы, 2000), на межвузовской научной конференции «Человек в психологии: ориентиры исследования в новом столетии» (г.Караганда, 2001). По теме исследования опубликовано 9 печатных работ.

Содержание диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Первая глава - "Теоретические аспекты исследования проблемы образа жизни и образа мира в психологической науке" представлена тремя разделами. В первом разделе дается обоснование понятий образ жизни и образ мира. Второй раздел посвящен анализу проблемы развития личности в теории психологических систем В.Е.Клочко. Третий раздел включает в себя анализ психологических последствий изменения образа жизни людей.

Вторая глава "Изменение образа жизни в результате насильственного вмешательства" состоит из четырех разделов. Первый раздел посвящен психологическому анализу последствий освоения целины как социального катаклизма. Во втором разделе рассматриваются методы исследования в рамках биографиче-

ского подхода, предложенные в литературе. Третий раздел содержит описание задач, методики и организации исследования, характеристики выборки испытуемых, а также представлены результаты исследования. Четвертый раздел включает в себя обсуждение результатов и выделение психологических последствий изменения образа жизни, а также психологических механизмов трансформации образа жизни и образа мира людей в результате насильственного вмешательства.

Третья глава "Изменение образа жизни как проявление самореализации" включает два раздела. В первом разделе рассматриваются задачи, методика и организация исследования и приводятся характеристика выборки испытуемых. Второй раздел включает описание данных диагностического обследования испытуемых, приводятся результаты корреляционного и факторного анализа, определяются типологические характеристики ценностно-смысловой сферы самоактуализирующейся личности.

В заключении представлены основные выводы по результатам исследования.

Представление об образе жизни и образе мира в психологической науке

Рассмотрение психологических механизмов трансформаций образа жизни и образа мира и их последствий для человека требует первоначально определения содержания понятий "образ жизни" и "образ мира" на теоретическом уровне. С этой целью обратимся к описанию данных категорий в психологической литературе.

К понятию образа жизни чаще исследователи обращались в рамках скорее социально-психологического и социологического подхода. Так, например, при социологическом подходе субъектом образа жизни выступают большие социальные общности со стороны их "образа мыслей", их субъективной реакции на объективную действительность в виде обусловленных этой реальностью концепций жизни, жизненных программ, планов, ценностных ориентации и интересов; стиля жизни индивидов, для которых образ жизни социальной общности образует важнейшее условие их жизнедеятельности. Согласно исследованиям, характер восприятия связей между объективными условиями жизни выступает как важная характеристика его образа жизни. В данном случае, условия образа жизни структурируются по критерию выделения в общественном целом качественно разных подсистем (природные условия, состав народонаселения, а также материально - производственные, социально-экономические, социально - политические и социально-культурные особенности жизни), но в то же время и по критерию относительной стабильности - изменчивости этих условий. Чем более стабильными являются определенные условия жизнедеятельности субъекта, тем более устойчивы соответствующие особенности его образа жизни (148).

В качестве принципа исследования образа жизни предлагается совмещение синхронного и диахронного анализа взаимосвязей между условиями жизни, состояниями сознания субъекта и его деятельностью на всех уровнях: от больших социальных групп до отдельных индивидов. В данном случае синхронный разрез представляет собой выявление взаимосвязей между названными переменными в данный отрезок времени, взятый в соответствующем масштабе. Чем больше социальная общность, тем больший отрезок времени должен быть принят за единицу временной шкалы. А диахронная ось анализа предполагает не только исследование изменений и сдвигов в образе жизни субъекта, но также соотнесение прошлых, настоящих и представляемых субъектом в будущем условий жизни и деятельности. Прошлые условия жизни существеннейшим образом воздействуют не только на образ мыслей субъекта, но и на формы социальной организации. Последние отстают от содержания деятельности и нуждаются в постоянном изменении. Поэтому, источником саморазвития социальных общностей является одно из важнейших противоречий образа жизни, заключающееся в осознанном или подчас плохо осознаваемом субъектом стремлении к совершенствованию форм социальной организации (148). В.А.Ядов, рассматривая взаимосвязь социологического и социально-психологического подходов к исследованию образа жизни, отмечает, что "в исследованиях образа следует исходить из структурно - психологического представления об основных компонентах объекта изучения". Разница в изучении образа жизни в данных подходах, по мнению В.А. Ядова, состоит в том, что "социологический анализ образа жизни призван объяснить то, как изменение условий жизни отражается на изменениях форм социальной организации субъекта, а социально-психологический анализ образа жизни призван выявить механизмы саморегуляции субъекта, связанные с его отношением к условиям жизни и деятельности, с его потребностями и жизненными ориентациями, с его отношением к социальным нормам".

И.Т.Левыкин выделяет в качестве трех основных интегральных показателей образа жизни следующие: общественная активность во всех сферах деятельности; культура образа жизни, воплощенная в деятельности, поведении и общении; социальное благополучие как единство уровня и качества жизни, которое определяется содержанием концепции личности, прошлого социального опыта, механизмом адаптации и идентификации, а также характером отражения в индивидуальном сознании макро- и микропроцессов через призму актуальных потребностей (74).

М.Такала дает такое определение понятия "образа жизни" - система дея-тельностей, характеризующая людей, живущих в определенных условиях, и считает, что наиболее адекватной при анализе сложных процессов жизни является модель, согласно которой образ жизни индивида оценивается в терминах условий жизни, деятельностей, целей и их взаимодействия. Однако он отмечает, что пока компоненты образа жизни недостаточно учитываются в качестве, релевантном психологическому исследованию. Так, например, целостная сеть взаимосвязей внутри образа жизни сводится к "портретам" теоретически важных групп или к "типам жизненных стилей" (134). В свою очередь М.Такала предпринимает попытку конкретизировать понятие "образ жизни" на уровне психологического исследования, выделяя следующие аспекты образа жизни при изучении развития личности в семье: структура деятельности и взаимодействия в семье; цели родителей, осознанность родительских ролей; условия жизни и работы членов семей (134).

Психологический анализ последствий освоения целины

В настоящее время проблема влияния глобальных изменений на человека как природных, так и социальных катаклизмов является достаточно актуальной и поднимается специалистами различных научных дисциплин. С нашей стороны представляется интересным предпринять попытку изучения глобальных процессов с точки зрения рассмотрения их психологических последствий для человека. С этой целью было проведено исследование по изучению психологических последствий в результате насильственного вмешательства в жизнь человека. В качестве подобного насильственного вмешательства, рассматриваемого нами как социальный катаклизм, было взято освоение целинных и залежных земель в Казахстане в 1954-60-х годах. Вот как представлено описание целины в энциклопедических источниках (Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000):

"В середине 1950-х годов неэффективность колхозного строя в снабжении страны зерном была вполне очевидна. Урожайность зерна в колхозах была крайне низкой, не дотягивала до уровня 1913 года. Признать это руководство страны не могло по идеологическим причинам, а подлинная интенсификация сельскохозяйственного производства была невозможна. Н.С.Хрущевым было принято решение распахивать новые территории (Казахстан, Южная Сибирь и Урал, Поволжье, Алтайский край). В течение 1954-1955 гг. решено было освоить 13 млн. гектаров целинных и залежных земель, при этом на долю Акмолинской области приходилось 2,5 млн. га. Для освоения целины были широко задействованы ресурсы комсомола. Молодежь привлекали обещаниями быстрого строительства жилья, направляли по разнарядке, использовали военнослужащих. В кампании активно участвовали писатели, артисты, художники - воскрешалась атмосфера романтического энтузиазма 1930-х годов. Условия жизни первых целинников были чрезвычайно тяжелыми. Освоение целины проводилось без надлежащего научного подхода и, как следствие, начались пыльные бури, засоление почв, разрушение плодородного слоя. После первых сравнительно высоких урожаев (в 1954 г. целина дала 40% всего зерна в СССР) плодородие вновь распаханных земель резко упало. Сокращалась и площадь распашки, так как не хватало техники и людей. Местное население лишилось традиционных пастбищ для скота. Целина не решила продовольственных проблем, поэтому были проведены и другие меры - кампания по насаждению кукурузы, запрет содержания коров в личных хозяйствах, урезание приусадебных участков. Низкие урожаи 1962-1963 гг. привели к резкому обострению продовольственных проблем даже в крупных индустриальных центрах, из продажи практически исчез белый хлеб".

Исходя из данного определения, выделим критерии (техногенные, природ-но-географические, политические, социально-экономические, культурные, психологические), определяющие целину как социальный катаклизм, обусловивший изменения образа жизни людей:

1 Политический и крупномасштабный характер события, вызванный действием внешних факторов. Освоение целины было инициировано руководством Советского Союза и являлось событием государственного уровня - принимать участие должна была каждая республика, каждый город. В первые годы целины люди (в первую очередь некоторые категории - выпускники высших и средних специальных учебных заведений, школ и училищ профтехобразования; комсомольцы; демобилизованные; партийные работники; работники сельского хозяйства; специалисты в области промышленности) должны были в обязательном порядке ехать на освоение целинных земель. При этом местные (в т.ч. коренные) жители целинных земель в обязательном порядке должны были помогать приехавшим целинникам - расселять у себя по квартирам, помогать с пропитанием (так, целинники жили несколько месяцев, лет на квартирах - в одно- или двухкомнатных землянках - у местных жителей).

Исследование ценностно-смысловых составляющих образа мира в ситуации проявления самореализации

Рассматривая примеры возможных трансформаций образа мира и образа жизни людей в первой главе, мы говорили о том, что подобная трансформация как образа жизни, так и образа мира человека, может быть внутренне обусловлена, то есть, вызвана непосредственно намерениями и деятельностью самого человека, поставившего перед собой цель самореализации. В данной главе наша задача состояла в том, чтобы изучить психологические последствия трансформации образа жизни и образа мира людей, как проявления самореализации.

Самореализация человека осуществляется в двух основных сферах его жизнедеятельности - в профессиональной сфере в целом (в том числе образовательная) и в сфере личной жизни (62).

Под примером проявления самореализации нами была взята сфера профессиональной жизни человека, связанная с повышением уровня образования, в некоторых случаях - приобретением новой специальности. Ориентацию на повышение своего образовательного уровня, обусловленную потребностью в самореализации, можно понимать, как стремление человека расширить свой выход к культурным достижениям человечества и вписывание культурных ценностей в образ мира человека.

Объектом исследования являлись люди, прошедшие продолжительное обучение на английском языке в США и получившие научную степень и диплом об окончании обучения. По окончании обучения участники вернулись в Казахстан, где проживают в настоящее время. Организатором обучения за рубежом является американская образовательная программа "Э.Маски", предъявляющая высокие требования к образовательному уровню участников программы (включая владение английским языком). Данная образовательная программа является достаточно прозрачной, что практически исключает попадание в нее людей благодаря родственным или другим связям.

Характеристиками самореализующейся, то есть ставящей для себя новые задачи и достигающей их, личности в данном случае можно считать следующие: решение поехать учиться за границу исходило лично от человека; успешное прохождение отборочного тура требовало проявления усилий, настойчивости, решительности; решение поехать учиться за границу, в ряде случаев, было обусловлено ситуацией безработицы, а также решением приобрести новую специальность или являлось следующей ступенью профессионального саморазвития.

Проживание и обучение за границей от года до нескольких лет представляет собой значительное изменение в образе жизни, которое, так или иначе, должно было иметь определенные психологические последствия, выражаемые в изменении ценностно-смысловой сферы личности.

Для определения особенностей ценностно-смысловой структуры личности, ставящей перед собой задачу саморазвития и самореализации, требуется выполнения следующих шагов:

подбор основной и контрольной групп испытуемых;

формирование комплекса психологических методов для изучения ценностно-смысловых особенностей личности;

выделение типологических характеристик образа мира людей, являющихся психологическими последствиями измененного самими людьми своего образа жизни.

В качестве методов исследования мы использовали две группы методов. Для проведения первичного сбора информации применялся метод опроса с целью определения степени удовлетворенности испытуемых своим образом жизни (см. вопросник Б приложении 5).

Похожие диссертации на Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема