Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Ермакова Екатерина Станиславовна

Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления
<
Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ермакова Екатерина Станиславовна. Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Ермакова Екатерина Станиславовна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ.].- Хабаровск, 2009.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/373

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретический анализ исследований художественно-творческого мышления 9

1.1. Проблема художественно-творческого мышления в психологии 9

1.1.1. Психологические исследования творческого мышления 9

1.1.2. Особенности художественно-творческого мышления 25

1.2. Творческая интуиция как источник художественно-творческого мышления 36

1.2.1. Междисциплинарный анализ понятия «интуиция» 36

1.2.2. Вопрос о психологических механизмах интуиции 40

Глава 2. Восприятие художественной интегрированной информации как психологическая проблема 51

2.1. Проблема художественной интегрированной информации 51

2.1.1. Междисциплинарный анализ понятия «информация» 51

2.1.2. Междисциплинарный анализ понятия «интеграция» 61

2.2. Ритм как единица интеграции художественной информации 73

2.3. Приёмы организации художественного восприятия 88

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния восприятия художественной интегрированной информации на развитие художественно- творческого мышления 102

3.1. Процедура и методы исследования 102

3.2. Анализ результатов исследования 138

Заключение 161

Библиографический список 165

Приложения 176

Введение к работе

Актуальность исследования. В психологических исследованиях творческое мышление рассматривается как комплексный многоплановый феномен. Его отдельные параметры исследуется в рамках самых различных дисциплин (когнитивной психологии, психофизиологии, психолингвистики, культурной антропологии, социобиологии и др.). Художественное творческое мышление, подчиняясь общим закономерностям психологии творческой деятельности, имеет свою специфику. Сложность вопроса как в теоретической не разработанности многих аспектов психологии искусства, так и в практической реализации проблем художественного развития личности. Как отмечал Р. Арнхейм, «искусство вытекает из свойства перцептивных образов, которое почти полностью игнорировалось в экспериментальных исследованиях, несмотря на то, что оно - один из наиболее впечатляющих аспектов актуального перцептивного опыта. Это «динамическое качество», посредством, которого визуальные формы или движения выражают направленные напряжения, и посредством которого цветовые отношения вызывают гармонию или диссонанс. Динамические свойства искусства являются по существу трансмодальными. Будучи «экспрессивными», динамические свойства перцептивных образов превращаются в пропозициональные суждения о человеческом опыте в целом». Познавательная и развивающая функция искусства -в формировании способности понимать факты и события через восприятие чувственной динамики. Эта способность помогает генерировать образное мышление, необходимое для всех видов когнитивной деятельности.

Взаимосвязь перцептивных и когнитивных психических процессов позволяет рассматривать восприятие искусства как психологический механизм «запускающий» творческое мышление. Психологическое сопровождение развития творческого мышления включает решение вопросов о способах, условиях, факторах, механизмах развития творческого художественного мышления, как должно быть организовано взаимодействие с искусством, его восприятие, чтобы активизировать мыслительный компонент когнитивных психических процессов.

Исследования, проведённые рядом авторов, объединяет тенденция к выделению в художественном восприятии деятельностной стороны, которой можно управлять (В. Ф. Асмус, Д. А. Леонтьев, Р. Р. Каракозов, С. X. Раппопорт, Г. И. Панкевич, А. Ф. Еремеев, А. Сохор, А. Неклюдов, Л. А. Зеленов, Э. Е. Алексеев и др.).

Установлено, что на процесс восприятия, связанного с деятельностью мышления, памяти, воображения, эмоциональными переживаниями влияют тип, структура, объём информации. Так в работах В. А. Ганзена, Т. Г. Галушко, Б. П. Юсова, А. О. Карпова, Л. П. Саксоновой, Г. С. Костюк, Г. Верпер, А. Левина, Д. Керч и др. исследуется роль интегрированной (системной) информации в становлении личности, формировании интегративных новообразований. К ним относятся междисциплинарное знание, интегрирующее сознание, развитие критического мышления, способность работать с информацией, самостоятельно ее интерпретировать и создавать новые смыслы и когнитивные схемы.

В современных психологических и педагогических исследованиях можно
выделить направления, связанные с разработкой проблем полихудожественного
развития личности. В этих исследованиях интеграция искусств признаётся
эффективнее монохудожественного принципа и рассматривается

многофункционально - как условие, принцип, форма и метод развития художественно-творческого мышления. В современном обществе, где основным средством воздействия являются СМИ, рассчитанные на массового потребителя, человек становится все более закрытым для эстетических переживаний. Восприятие его становится в определенной мере прагматичным, ограниченным, туннельным. Соответственно актуализируется проблема преодоления инертного, репродуктивного стиля мышления и развития творческого мышления.

Следует отметить, несмотря на активизацию интереса к этим вопросам, особенно в прикладных разработках в педагогике, остаётся открытым ряд психологических вопросов, связанных с интеграции перцептивных и мыслительных процессов в творческой деятельности человека.

Анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвященных развитию художественно-творческого мышления, позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности конкретных приёмов организации восприятия

4 художественной интегрированной информации. Это определило выбор темы

исследования: «Восприятие художественной интегрированной информации как

психологический механизм развития художественно-творческого мышления».

Цель исследования - определить характер влияния восприятия художественной интегрированной информации на развитие художественно-творческого мышления.

Объект исследования - художественно-творческое мышление.

Предмет исследования — восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления.

Гипотеза исследования: специально организованное восприятие, основанное на принципе интеграции художественной информации, способствует активизации процессов творческого художественного мышления.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

- представить теоретический анализ психологических исследований по
проблемам художественно-творческого мышления и восприятия художественной
интегрированной информации;

- обосновать концепцию влияния восприятия художественной
интегрированной информации на развитие художественно-творческого
мышления;

разработать теоретическую модель развития художественно-творческого мышления;

определить комплекс методов исследования восприятия художественной интегрированной информации как механизма развития художественно-творческого мышления;

разработать экспериментальную психологическую программу развития художественно-творческого мышления;

провести констатирующий и развивающий эксперименты;

- дать интерпретацию полученных результатов.
Теоретико-методологические основы исследования. Анализ художественно-

5 творческого мышления и восприятия был проведён в контексте деятельностного

подхода (В.Ф.Асмус, Д.Б.Богоявленская, Д.А.Леонтьев, Р.Р.Каракозов,

О.И.Никифорова, С.Х.Раппопорт, Г.И.Панкевич, А.Ф.Еремеев, А.Сохор, А.Неклюдов,

А.Зеленов, Э.Е.Алексеев и др.).

Теория функциональных систем П. К. Анохина, комплексный подход к изучению психических функций Б. Г. Ананьева, психофизиологическая теория ассоциативно-рефлекторной природы умственной деятельности Ю.А.Самарина и других позволили рассмотреть восприятие художественной интегрированной информации в аспекте полихудожественного образования.

Выделение интуиции как основного звена творческого процесса определило обращение к исследованиям психологов (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Я. А. Пономарёв, А. А. Налчаджан, Э. В. Ильенков), искусствоведов (А. Ф. Хитрук, Г. Г. Дадамян, А. А. Никитин), философов (И. Кант, А. Бергсон, Б. Кроче, В.Ф. Асмус, М. Бунге и др.).

Выявление семантики понятий «интеграция», «информация», определение психологических особенностей восприятия художественной интегрированной информации основывалось на изучении словарных источников, а также кластерной теории интеграции, исследованиях роли интегрированной (системной) информации в эволюции языка, решении психолого-педагогических задач (В.А.Ганзен, Т. Г. Галушко, Б. П. Юсов, А. О. Карпов, Л. П. Саксонова, Г. С. Костюк, Г. Верпер, А. Левин, Д. Керч, Ю. А. Кустов и др.).

Исследование ритма как универсального принципа структурирования, организации жизнедеятельности человека осуществлялось на основе изучения трудов Г. Т. Фихнера, Г. Л. Гельмгольца, К. Леви-Строса, К. Бюхера, С. Лангер, М. Элиаде, Б. С. Мейлаха, М. А. Сапорова, В. Н. Холоповой, В. Г. Волковой, Н. А. Агаджаняна, Е. Н. Азначеевой и других.

Теоретический план исследования: теоретический анализ философских, искусствоведческих, психологических, педагогических исследований по проблеме восприятия художественной интегрированной информации как психологического механизма развития художественно-творческого мышления. Теоретическое моделирование.

6 Эмпирический план исследования:

Методы организации исследования:

Лонгитюд, метод поперечных срезов; сравнительный метод, метод включенного наблюдения; констатирующий и развивающий эксперимент.

Методы сбора эмпирических данных: архивный метод, тест речемыслительной креативности С.Медника (адаптированный вариант Т.В. Галкиной и Л.Г. Алексеевой), интервьюирование, проективные методики (иллюстрирование поэтического текста, «изображение» музыкальных впечатлений, цветопись поэтических звуков).

Методы обработки эмпирических данных: методы математической статистики (корреляционный анализ - ро-коэффициент корреляции Спирмена; сравнительный анализ - t-критерий Стьюдента, фи-критерий Фишера). Расчёты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel 93 - 2007 и пакета статистического анализа SPSS Windows 13.0.

База исследования. Выборка составила 80 человек (студенты исполнительских, музыкально-теоретических отделений, а также отделения декоративно-прикладных искусств Хабаровского краевого колледжа искусств).

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается
обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций,

репрезентативностью выборки, использованием комплекса методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, целям и задачам исследования; экспериментальной проверкой гипотезы; применением методов статистической обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

разработана теоретическая модель развития художественно-творческого мышления на основе восприятия интегрированной художественной информации;

выделено психологическое содержание интегрированной художественной информации;

определена роль ритма как единицы интеграции художественной информации;

- восприятие художественной интегрированной информации рассмотрено

как психологический механизм развития художественно-творческого мышления;

разработана и апробирована программа развития художественно-творческого мышления на основе восприятия интегрированной художественной информации;

получены данные, раскрывающие влияние механизмов организации восприятия художественной интегрированной информации на уровень продуктивности художественно-творческого мышления.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования и психокоррекции для развития художественно-творческого мышления, в курсах «Общая психология», «Психодиагностика».

Положения, выносимые на защиту:

1. На деятельность художественно-творческого мышления влияют
восприятие художественной интегрированной информации и механизмы его
организации.

2. Художественная интегрированная информация - сведения,
организованные из ранее диссоциированных элементов различных областей
смыслов в художественную целостную систему. Эти элементы находятся в
определённых иерархических отношениях и выражены различными видами,-
формами кодирования представлений (слово, звук, цвет, пространство, форма,
движение, время.

3. Единицей интеграции художественной информации является ритм,
выражающий отношения между всеми элементами художественной целостной
системы.

4. Восприятие художественной интегрированной информации, организованное
механизмами выявления ритмических и ассоциативно-реминисцентных рядов
способствует:

а) активизации интуитивного познания, являющегося творческим ресурсом;

8 б) позволяет переводить интуитивное познание в область сознания, что

способствует созданию оригинальной творческой интерпретации эстетического

текста.

Апробация результатов исследования. Внедрена экспериментальная психологическая программа «Развитие художественно-творческого мыпшения» на базе Хабаровского краевого колледжа искусств среди студентов музыкально-теоретических и декоративно-прикладного отделений. Результаты исследования отражены в публикациях и обсуждались на региональных научных конференциях, на XIX краевом конкурсе-конференции молодых учёных (г. Хабаровск, 2007).

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и 10 приложений. Диссертация содержит 177 страниц текста, 4 таблицы, 16 иллюстраций, список литературы из 147 наименований.

Проблема художественно-творческого мышления в психологии

Творческое мышление в психологических исследованиях рассматривается как комплексный многоплановый феномен, имеющий междисциплинарный характер. Его отдельные параметры исследуется в рамках самых различных дисциплин (когнитивной психологии, психофизиологии, психолингвистики, культурной антропологии, социобиологии и др.). Каждая из них включает свой аспект: от биологических моделей мышления до лингвистических проблем его развития и функционирования.

Категория «художественное творческое мышление» включает три концепта «мышление», «творчество», «художественный образ».

Изучение мышления в психологии рассматривается как один из когнитивных процессов, раскрывающий аспекты «умственного поведения», которые относятся к абстрактным манипуляциям с материалом (М.Кордуэлл). В традиционном понимании дисциплинарных дефиниций - мышление - процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление как процесс неразрывно связан с деятельностью личности. Термин охватывает различные виды деятельности (творчество, интеллектуальные упражнения, решение проблем).

Однако, рассуждая о мышлении, Г.С. Олден заметил «Мышление, определяемое широко, это почти вся психология; определяемая узко,- оно, кажется, не имеет к ней никакого отношения». Артур Ребер, комментируя это высказывание, находит середину, рассматривая мышление как любую скрытую когнитивную или мысленную манипуляцию идеями, образами, символами, убеждениями или намерениями, словами, суждениями, понятиями, образами восприятия, убеждениями или намерениями. Этот термин, по его мнению, используется таким образом, что охватывает все мысленные действия, связанные с формированием понятий, решением задач, интеллектуальным функционированием, памятью, символической обработкой информации, воображением и творчеством. А. Ребер отмечает, что немногие термины в психологии имеют такую широкую сеть и охватывают такой широкий массив коннотаций и способов употребления [119; 469-470;] Несмотря на многозначность понимания мышления, есть общие аспекты, включенные во все определения мышления: это использование термина для обозначения символических процессов; рассмотрение как скрытого, имплицитного процесса, недоступного непосредственному наблюдению и особенности которого выводятся из сообщения (логического умозаключения) или поведенческих актов (например, правильного решения проблемы), в процессе мышления происходят манипуляции с некоторым смысловым содержанием, в качестве наиболее общих проблем выделяют изучение особенностей протекания мышления, формы мышления и мыслительные операции. Мышление человека также понимают как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов [119; 74; 100; 52 и др]. Для определения более четких границ мышления, используют его разделение на виды по разным основаниям. Наиболее распространено выделение наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического и практического, дискурсивного и интуитивного, репродуктивного и продуктивного (творческого) мышления, кроме этого изучают социальное, лингвистическое, пространственно-образное мышление, реалистическое и аутистическое. Учитывая, что в современной психологии есть тенденция к расширенному толкованию концепта "интеллект", как синонима понятия "мышление», то его дифференциация усиливается за счет расширения видов интеллекта: кристаллизованный интеллект, текучий, конкретный, практический интеллект (Р. Стерпберг), социальный интеллект (Э.Торндайк), эмоциональный интеллект (Дж. Мэйер, П.Сэловей), натуралистический, духовный, экзистенциальный интеллект (Х.Гарднер), синтезированный интеллект (Ф. Дитман-Коли. П. Болте), адаптивный интеллект (С. Берт, Д. Уотсон\ эффективный интеллект (Р. Пеллегрино, М. Политис), профессиональный интеллект (М. Смульеон). 11 Следует отметить, что с проблемой интеллекта связано как исследование мышления в целом, так и отдельных его видов, в том числе творческого мышления. Эти понятия используются и как синонимы, однако есть определенная категориальная специфика понятий «мышление» и «интеллект». Первоначально интеллект относился исключительно к рациональным мыслительным функциям человеческой психики, сегодня это родовой термин, охватывающий познавательные процессы в целом. Решение вопроса о соотношении мышления и интеллекта в психологии сталкивается со сложностью однозначного определения понятия «интеллекта», его содержания, структуры, факторов в него входящих, взаимоотношений между ними, что отражается в разных моделях интеллекта (однофакторная, мультифакторная и «иерархическая»). Исследования 50 - 60 годов (Д.Гетцельс, Д. Джексон) прошлого столетия показали отсутствие связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций, в результате в психологии выделяется понятие креативного мышления. В однофакторной теории интеллекта Ч. Спирмена за основу интеллекта берется общий для выполнения умственной деятельности генеральный фактор q, выражающий «общую умственную энергию», умственную активность человека, которая сочетается с множеством специальных факторов, не коррелирующих друг с другом. Насколько возможно судить по применяемым для определения умственных способностей тестам, за фактором q лежит способность к обобщению [П7; 43].

Проблема художественной интегрированной информации

Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах воспринимаемые и интерпретируемые человеком или специальными устройствами. В философском словаре информация трактуется неоднозначно. С одной стороны, как некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. С другой - как одно из основных понятий кибернетики. В этом случае научное понятие информации отвлекается от содержательной стороны сообщений, берётся во внимание количественный аспект. Так вводится понятие количества информации, определяемое как величина, пропорциональная степени вероятности того события, о котором идёт речь в сообщении. Чем более вероятно событие, тем меньше информации несёт сообщение о его наступлении, и наоборот[135;172].

В понятии информации различают два аспекта. Так выделяют структурную и относительную информацию. Первая выражает меру организации системы, вторая -связана с отношением двух процессов. Теория информации имеет дело с относительной информацией.

С точки зрения теории информации наш мозг представляет сложную кибернетическую систему, получающую, хранящую и перерабатывающую информацию, поступающую из внешнего мира [135;172-173].

Выработка научного понятия информации позволила подойти с единой точки зрения ко многим, ранее казавшимся совершено различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, функционированию нервной системы, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д.

Согласно концепции школы И.Р.Гальперина, можно выделить следующие виды информации в тексте: фактуальную, концептуальную и подтекстовую[34].

Фактуальную информацию (фабулу, «внешнее произведение») составляет описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и пр. [34;62]

Концептуальная информация выражает мировоззрение автора, систему его взглядов, замысел, но не сводится к идее произведения. По мнению И.Р.Гальперина, это комплексное понятие, включающее замысел автора и его содержательную интерпретацию [34;74]. Концептуальная информация зачастую имплицитна, не выражена в тексте словесно. Обратим внимание, что с точки зрения Н.И.Жинкина, текст сжимается в концепт (представление), смысловой сгусток всего текстового отрезка. Если рассматривать текст как иерархию элементов, то выделение концепта и будет соответствовать адекватной интерпретации текста [цит по 36;74].

Подтекстовая информация, в понимании И. Р. Гальперина, не равна художественным средствам и возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста таить в себе скрытый смысл [34;76 - 77].

Наряду с данными определениями информации выделяют информацию развития и управления системой. Она понимается как сведения, циркулирующие по каналам конкретной системы и используемые для решения оперативных задач, стоящих перед этой системой. Такая информация жестко привязана к текущим стратегическим задачам управления и преобразования в государственной практике.

В России на рубеже 1960—1970-х годов отчетливо обозначился интерес к художественному творчеству и восприятию как процессам создания, передачи и переработки информации (Федотова [134]; Литвинцева [86]; Рудь, Цуккерман [122]и др.). Был предложен ряд моделей художественного восприятия, определений существа художественной информации, ее качественной специфики. В работах этих лет специфика художественной информации осмыслялась через такие понятия общей теории информации, как текст, код, знак, оригинальность, избыточность, выбор, упорядоченность. Особое значение придавалось многозначности эстетического знака, его двойной варьируемости - контекстуальной и структурной.

Интерес к информационным моделям эстетического восприятия возрос после перевода на русский язык книги французского ученого Абраама Моля «Теория информации и эстетическое восприятие» [104].

Процедура и методы исследования

В соответствии с представленной моделью развития художественно-творческого мышления, нами была разработана программа развивающего эксперимента, проводившегося с 2002 по 2005 гг. в Государственном Краевом Колледже Искусств со студентами исполнительских, музыкально-теоретических отделений, а также отделения декоративно-прикладных искусств.

Экспериментальное исследование было организовано на основе лонгитюда, прослежена динамика развития восприятия художественной интегрированной информации на одной и той же выборке студентов. Выборку составили 80 человек.

Гипотеза эксперимента состояла в следующем:

1. Восприятие художественной интегрированной информации, организованное использованием механизмов выявления ритмических и ассоциативно-реминисцентных рядов, способствует активизации интуитивного познания и его переводу в область сознания.

2. Восприятие художественной интегрированной информации, организованное использованием механизмов выявления ритмических и ассоциативно-реминисцентных рядов, способствует развитию способности создавать собственную концепцию, самостоятельно интерпретируя художественное целое, участвуя в процессе сотворчества.

Целью экспериментального исследования являлось обоснование роли восприятия художественной интегрированной информации в развитии художественно-творческого мышления.

В соответствии с целью был осуществлён выбор экспериментального плана исследования для экспериментальной и контрольной групп с предварительным и итоговым тестированием.

Процедура исследования. Исходя из цели исследования, логика эксперимента строилась на решении следующих задач:

1. Подбор методик, отбор экспериментальной и контрольной групп.

2. Разработка и апробация экспериментальной психологической программы «Развитие художественно-творческого мышления» в экспериментальной группе в период с 2002 по 2005 гг.

3. Диагностическое исследования экспериментальной и контрольной групп, цель которого — изучение влияния восприятия художественной интегрированной информации на развитие художественно-творческого мышления.

4. Качественный и сравнительный анализ полученных данных, их математическая обработка, интерпретация результатов исследования.

При проведении эксперимента соблюдались следующие условия:

- репрезентативность выборки (выборка отвечает требованию однородности состава согласно критериям возраста, образования);

- с целью осуществления комплексного подхода к изучению художественно-творческого мышления, организации процесса целостного восприятия художественной интегрированной информации и получения объективных оценок по критериям музыкального исполнительства, литературного и изобразительного искусств, проведение эксперимента охватило несколько сфер гуманитарных дисциплин: литературу, культуру речи, психологию искусства.

Эксперимент, состоял из четырёх этапов, делившихся на фазы погружения и кульминации (серия интегрированных уроков), каждой из которой соответствовали свои цели.

Цели фазы погружения:

1) накопление информационной базы;

2) формирование понятийного аппарата;

3) совершенствование навыков выявления ритмических, ассоциативных и реминисцентных рядов.

Цели кульминационной фазы:

1) «выход» в метапозицию, позволявшую взглянуть на произведения разных видов искусства в новом контексте;

2) выявление новых ритмических, ассоциативных, реминисцентных связей;

3) достижение более сложного уровня обобщения; 104

4) проявление способности к самостоятельной творческой интерпретации художественных произведений, которая проявлялась в умении:

а) формулировать и обосновывать собственное видение художественного целого;

б) видеть роль деталей в создании целого;

в) выбирать необходимые темповые, интонационные, тембральные, динамические и другие средства выразительности при исполнении литературных и музыкальных произведений, создании иллюстраций к ним.

Методы исследования.

Осуществляя подбор психодиагностических методик исследования, мы руководствовались разработанной нами теоретической моделью развития художественно-творческого мышления, включающей два основных компонента: художественная интегрированная информация и способы её организации.

Похожие диссертации на Восприятие художественной интегрированной информации как психологический механизм развития художественно-творческого мышления