Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности Яницкий Михаил Сергеевич

Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности
<
Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Яницкий Михаил Сергеевич. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 Новосибирск, 2000 302 с. РГБ ОД, 71:01-19/3-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Психологическая природа ценностных ориентации личности

1.1. Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях личности 15

1.2. Место и роль системы ценностных ориентации в структуре личности и в ее развитии

1.3. Проблема типологии систем ценностных ориентации личности

1.4. Выводы 74

ГЛАВА 2. Основные закономерности формирования и развития системы ценностных ориентации личности

2.1. Формирование системы ценностных ориентации личности в онтогенезе 76

2.2. Динамика ценностных ориентации в процессах личностного развития

2.3. Психологические факторы развития системы ценностных ориентации личности

2.4. Выводы 132

ГЛАВА 3. Личность и ее система ценностных ориентации

3.1. Общественное сознание и ценностные ориентации личности

3.2. Структура ценностных ориентации личности 146

3.3. Типы индивидуальной иерархии ценностных ориентации

3.4. Основные механизмы и факторы развития системы ценностных ориентации личности

3.5. Выводы 204

ГЛАВА 4. Экспериментальное исследование психологических механизмов и факторов развития системы ценностных ориентации личности

4.1. Особенности системы ценностных ориентации при аномальном, антисоциальном и просоциальном развитии личности

4.2. Развитие высшего уровня системы ценностных ориентации личности в ходе группового психологического тренинга

4.3. Развитие профессиональной системы ценностей в процессе психологического обучения

4.4. Выводы 266

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 268

ЛИТЕРАТУРА 273

ПРИЛОЖЕНИЕ 302

Введение к работе

Актуальность исследования. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Не случайно нынешнее руководство страны в основу своей программы ставит именно определение моральных ценностей.

Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою собст-Г венную судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентации. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. В этой связи особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в вузе, формирование системы ценностных ориентации, имеющей гуманистическую и деонтологическую направленность, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Необходимость обращения к этико-деонтологическим аспектам подготовки будущих специалистов психолого-педагогического профиля, формирования у них направленности на ценности профессиональной и личностной самореализации, особенно актуальные в

кризисном обществе, определяют значимость изучения закономерностей развития системы ценностных ориентации.

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противоречия между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентации личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия.

Изложенные соображения обусловили выбор темы настоящей работы и определили цель исследования, которая заключалась в выявлении психологических закономерностей формирования системы ценностных ориентации личности и в разработке на основе этого системы психологических факторов и механизмов ее целенаправленного развития.

Объектом исследования являлись ценностные ориентации личности.

Предметом исследования были психологические закономерности формирования и развития системы ценностных ориентации личности.

Гипотеза исследования включала в себя следующие основные допущения:

1. Формирование ценностных ориентации личности обеспечивается сложной системой факторов и механизмов. Система ценностных ориентации личности является иерархической и внутренне неоднородной структурой, и ее отдельные уровни сформированы посредством действия различных механизмов.

  1. Индивидуальные особенности системы ценностных ориентации личности, характеризующиеся доминированием какого-либо ее уровня, определяются преимущественным действием соответствующих механизмов ее формирования.

  2. В качестве основного системообразующего механизма, определяющего развитие высшего уровня системы ценностных ориентации, выступает психологический механизм интернализа-ции.

  3. Система ценностных ориентации личности имеет динамический характер. Процесс развития индивидуальной системы ценностных ориентации может быть оптимизирован посредством целенаправленного психологического воздействия и обучения.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования необходимо было решить следующие основные задачи:

  1. Изучить общую природу и психологическое содержание системы ценностных ориентации личности.

  2. Исследовать закономерности структуры ценностных ориентации, выявить и описать уровни системы ценностных ориентации.

  3. Выделить типы личности с учетом уровневой иерархии индивидуальной системы ценностных ориентации.

  4. Исследовать систему факторов и механизмов формирования и развития системы ценностных ориентации, дать им психологическое обоснование.

  5. Раскрыть психологическое содержание интернализации как механизма формирования высшего уровня системы ценностных ориентации личности.

6. Разработать принципы оптимизации развития системы ценностных ориентации личности.

Теоретическими и методологическими основами исследования явились положения отечественной психологии о личности как системном образовании и о системной детерминации личностного развития, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова и других основоположников отечественной психологии.

Методы и организация исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, применялся широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимопроверкой результатов, получаемых разными методами, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

В качестве конкретных психодиагностических методик использовались: тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева, тест смысложизненных ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева, самоактуализационный тест (CAT) Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза и М.В. Латинской, опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и A.M. Эткинда, опросник самоотношения (0С0) СР. Пантилеева и В.В. Столина, тест мотивации достижений Т.А. Мехрабяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова, опросник потребности в достижениях Ю.М. Орлова, форма «А» теста Р. Кеттелла, форма СМОЛ теста

MMPI, адаптированная В.П. Зайцевым, проективная методика «Автобиография будущего» Г. Оллпорта и Дж. Гиллеспи, техника репертуарных решеток Дж. Келли. В соответствии с задачами исследования использовался также метод фокус-групп, естественный и формирующий эксперименты, тренинговое моделирование факторов и механизмов развития системы ценностных ориентации личности.

При математической обработке экспериментальных данных использовались методы факторного и кластерного анализов, корреляционный анализ, определение критериев значимости различий средних (t-критерий Стъюдента, критерий X2 Пирсона) , методы непараметрической статистики.

Исследование проводилось в период с 1995 по 2000 год и включало этапы теоретического анализа проблемы исследования, организации и проведения констатирующего и формирующего экспериментов, обработки и анализа полученных результатов. В качестве испытуемых привлекались отобранные по репрезентативной выборке жители различных регионов Сибири и Урала, студенты и слушатели курсов повышения квалификации Кемеровского госуниверситета, больные хроническим алкоголизмом, следственно-заключенные, волонтеры добровольческой службы по профилактике нарко- и алкогольной зависимости.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в разработке комплексной структурно-динамической модели системы ценностных ориентации личности. В данной модели в качестве ее составных элементов интегрируются представления о стадиях, процессах, механизмах и факторах развития, а также об уровнях структурной организации системы

ценностных ориентации. Экспериментально доказана применимость данной модели к объяснению закономерностей организации системы ценностных ориентации личности при нормальном, аномальном, антисоциальном и просоциальном развитии.

Разработанная нами структурно-динамическая модель в рамках описания ее уровневои организации впервые объединяет подходы к пониманию ценностных ориентации, как обусловленных стремлением к поддержанию гомеостаза, влиянием ценностей социума и проявлением внутренней психологической природы человека. Настоящее исследование на основе использования принципов обобщенной теории Дж. Келли интегрирует восходящие к психоаналитической традиции представления о психологических защитных механизмах и положения гуманистической психологии о механизмах формирования психически здоровой творческой личности, снимая тем самым существующее противопоставление процессов адаптации и личностного развития.

В отличие от существовавших ранее дифференциально-психологических подходов, основанных на выделении типов личности на основе какой-либо одной ведущей ценности или группы ценностей, в рамках предложенной нами структурно-динамической модели впервые экспериментально разработана типология личности на основе различий в целостной иерархии ценностных ориентации, включающей одновременно все уровни ее организации. Вьщеленным в рамках данной модели типам личности даны содержательные психологические характеристики.

Установлены факторы и механизмы, оптимально влияющие на процесс формирования системы ценностных ориентации и оп-

ределяющие развитие ее высшего уровня. Новыми являются данные, раскрывающие содержание механизма интернализации через усложнение и расширение диапазона применимости личностных конструктов, которое определяет расширение смысловых границ субъективной реальности и создает, тем самым, условия для осознанного самостоятельного выбора и внутреннего принятия высших ценностей.

Кроме того, определенный научный интерес представляет и ряд частных результатов исследования. Так, впервые описываются конкретные особенности трансформации целостной системы ценностных ориентации при патологическом развитии личности, в качестве модели которого рассматривается хронический алкоголизм.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на ослове полученных данных разработаны и внедрены принципы оптимизации процесса развития системы ценностных ориентации личности, построена психотехнология целенаправленного воздействия с целью формирования ценностных ориентации личности в процессе подготовки специалистов психолого-педагогического профиля.

Положения, выносимые на защиту, включают в себя следующие содержательные характеристики разработанной нами структурно-динамической модели системы ценностных ориентации личности:

1. Система ценностных ориентации личности имеет сложную иерархическую организацию, включающую три основных уровня. Высший уровень структурной организации системы ценностных ориентации включает в себя ценности самоактуализа-

ции и максимальной самореализации ради счастья всех людей; средний - социально одобряемые ценности и ценности значимого окружения; и низший - обусловленные фрустрацией ценности, связанные с потребностью в собственной экономической и физической безопасности.

  1. Формирование таких «пластов» системы ценностных ориентации осуществляется в различных процессах развития личности. Такими процессами являются индивидуализация, направленная на выработку собственной, автономной системы ценностей; социализация, отражающая внутреннее принятие ценностей значимых других; адаптация, заключающаяся в устранении тревоги и поддержании баланса в системе человек-среда посредством модификации ценностных ориентации. Данные процессы реализуются посредством механизмов интернализации, идентификации и психологических защитных механизмов устранения тревоги.

  2. Разработаны три типологические модели систем ценностных ориентации: модель «самоактуализирующейся» системы (автономная, ориентирующаяся на ценности творчества и личностного роста), модель «идентифицирующейся» системы (в основе конформность, позволяющая ориентироваться на традиционные ценности и ценности значимых других) и модель «адаптирующейся» системы (ориентация на ценности выживания и самоутверждения) .

  3. В качестве психологических факторов, определяющих выбор механизма интернализации и формирующих, тем самым, высший уровень системы ценностных ориентации и развивающих самоактуализирующуюся личность, выступают такие качества,

как высокий уровень осмысленности жизни и интернальности, позитивная «Я-концепция», низкая тревожность и фрустрацион-ная напряженность, способность к ассертивному поведению и эмоциональная устойчивость.

5. Активизация данных факторов в процессе целенаправленного психологического воздействия определяет преимущественное действие механизма интернализации и развитие высшего уровня системы ценностных ориентации личности. Внедрение принципов такого воздействия в организацию психологического обучения позволяет сформировать профессиональную систему ценностей специалистов психолого-педагогического профиля, основанную на значимости ценностей профессиональной и личностной самореализации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были представлены на международных, российских и региональных научных и научно-практических конференциях и симпозиумах, а также съездах РПО в Москве (1995, 1996, 2000), Санкт-Петербурге (1997, 1998), Новосибирске (1997, 1999), Кемерове (1995, 1997), Рязани (1997), Ставрополе (1997), Тамбове (1997), Ярославле (1998), Оренбурге (1998), Томске (1998), Красноярске (1998), Иркутске (1998), а также на конференции Института Философии РАН, на заседаниях кафедры психологии и социальной работы Кемеровского госуниверситета, кафедры психологии Новосибирского госпедуниверситета.

Результаты исследования внедрены в практику психологического обучения студентов и слушателей Кемеровского гос-

университета, в программу подготовки волонтеров добровольческой службы Социального Центра Молодежи Кузбасса.

Разработанные и внедренные нами принципы психологического обучения получили одобрение в рамках Программы поддержки кафедр Мегапроекта «Развитие образования в России» Института «Открытое Общество» (грант № НВА911).

Основные результаты исследования изложены в монографии, учебных пособиях и учебно-методических рекомендациях, 46 статьях и тезисах докладов.

Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы и приложение и содержит 49 таблиц и 11 рисунков. Общий объем работы составляет 302 страницы.

Общая характеристика развития теоретических представлений о ценностях и ценностных ориентациях личности

Завершающийсяч двадцатый век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Г. П. Выжлецов, описывая онтологический, гносеологический и собственно аксиологический этапы развития философии, выделяет для каждого из них основные анализируемые ценности и идеалы - благо, счастье и духовную свободу [74;63-65].

Сократ, который считается основателем этики, первым из философов античности пытался найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота сами по себе, вне зависимости от поступков или вещей, которые обозначаются этими понятиями. По его мнению, знание, достигаемое посредством определения этих основных жизненных ценностей, лежит в основе нравственного поведения. С точки зрения Сократа, благо («агатон») определяется как таковое при соответствии его поставленной человеком цели. . Как отмечает Г.П. Выжлецов, «введение Сократом принципа целесообразности, общего для блага и красоты, возводит их из оценочных понятий («хорошее», «прекрасное») в ранг идеальных ценностей» [74;67] .

Аристотель, рассматривая в «Большой этике» отдельные виды благ, впервые вводит термин «ценимое» («тимиа»). Он выделяет ценимые («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые могут использоваться как для добра, так и для зла. Таким образом, в отличие от Сократа, у Аристотеля, по его собственным словам, «благо может быть целью и может не быть целью» [29,-300-301] .

По мнению Аристотеля, благо может находиться в душе (таковы добродетели), теле (здоровье, красота), либо вне того и другого (богатство, власть, почет). Высшим благом у Аристотеля являются добродетели («аретэ»), т.е. этические ценности. Добродетели, в свою очередь, разделяются Аристотелем на мыслительные (такие как мудрость, сообразительность, рассудительность) и нравственные (щедрость, благоразумие) , в соответствии с его противопоставлением разумной и страстной частей души [там же;77]. По словам Аристотеля, первые могут быть сформированы посредством обучения, вторые посредством воспитания соответствующих привычек. Как справедливо отмечает Б. Расселл, в этике Аристотеля мыслительные добродетели являются целями личности, а нравственные - только средствами их достижения [208;199].

Диоген Лаэртский, излагая учение стоиков, в частности, взгляды Гекатона, Аполлодора и Хрисиппа, показывает, что, по мнению стоиков, все сущее может быть или благом, или злом, или «безразличным». К благу, в частности, относятся такие добродетели, как справедливость, мужество, здравомыслие и пр., к злу - их противоположности. Критерием отнесения к благу или злу в данном случае является соответственно способность приносить пользу или вред. «Безразличными» они называют, например, здоровье, красоту, силу, богатство, так как их можно употреблять и во благо, и во вред. Интересно, что и «безразличное», тем не менее, может быть для человека как предпочтительным (например, здоровье) , так и избегаемым (болезнь). С целью обозначения критерия такого разделения стоики впервые используют понятие «ценность» («аксиа» - достоинство). В представлении стоиков, предпочтительное - это то, что имеет ценность, избегаемое - то, что не имеет ценности. Диоген Лаэртский приводит приписываемое им, и, как мы полагаем, самое первое существующее определение многозначного понятия ценность: «ценность, по их словам, есть, во-первых, свойственное всякому благу содействование согласованной жизни; во-вторых, некоторое посредничество или польза, содействующая жизни, согласной с природой, - такую пользу, содействующую жизни, согласной с природой, приносят и богатство и здоровье; в-третьих, меновая цена товара, назначаемая опытным оценщиком, - так говорят, что за столько-то пшеницы дают столько же ячменя да вдобавок мула» [87;278]. Ценности в понимании стоиков, таким образом, носят инструментальный характер, являясь средствами, позволяющими достичь блага, которое является конечной, идеальной целью.

Формирование системы ценностных ориентации личности в онтогенезе

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей, и, при утрате ими побудительной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации. В этой связи, примечательна точка зрения Р. Хейвигхер-ста, по мнению которого главной задачей развития личности является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и выработка собственной ценностной системы [263;52]. Этапность формирования системы ценностных ориентации, занимая важное место в ряде теорий развития, соответствует поэтому общей периодизации индивидуального развития.

Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже однозначно полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Моральные суждения, проявляющиеся, по его словам, в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости», у детей формируются на основе взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом [130;532]. По мнению Пиаже, нравственное развитие, подобно умственному, носит прогрессивный, стадиальный характер. Пиаже выделяет две основные стадии морального развития. На первоначальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны, обязательны для исполнения и не имеют исключений. Критерием нравственной оценки поступка являются только его последствия. Позднее, в период от 5 до 12 лет в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. Тем самым у ребенка формируется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. Эту стадию, которую Пиаже обозначает как «нравственный релятивизм», характеризует понимание относительности моральных норм, как созданных на основе взаимной договоренности между людьми, которые при необходимости могут их изменять. Критерием нравственной оценки на этой стадии выступают уже намерения человека [246].

Л. Колберг, уточняя и детализируя концепцию Ж. Пиаже, выделяет три уровня моральных суждений: предконвенциональ-ный, конвенциональный и постконвенциональный, которые включают по две стадии каждый [287]. Предконвенциальный уровень отличается эгоцентричностью, моральные ценности носят внешний характер и следование им основывается на принципе выгоды. На первой стадии ребенок подчиняется нормам и правилам, чтобы избежать наказания, на второй - ради получения вознаграждения или личной выгоды. Конвенциальный уровень характеризуется социальной конформностью, некритическим принятием оценок своей референтной группы и стремлением к поддержанию установленного порядка, традиций и правил. Нормы и ценности близкого окружения интериоризируются, их соблюдение становится внутренней потребностью, однако они по-прежнему основаны на внешнем авторитете. На третьей стадии подчинение правилам определяется желанием «быть хорошим», соответствовать ожиданиям, избежать неодобрения или осуждения со стороны значимых близких. Четвертая стадия соответствует ориентации на систему ценностей общества в целом, при этом поведение регулируется стремлением избежать как осуждения со стороны законных властей, так и чувства вины из-за невыполнения долга. Постконвенциональный уровень соответствует ориентации на собственные моральные принципы, выработке автономной системы этических ценностей. Личные ценности на этом уровне могут не совпадать с ценностями референтной группы, определяясь в большей степени абстрактными, универсальными, общечеловеческими ценностями. На пятой стадии человек поступает в соответствии с собственными ценностями и принципами, уважая в то же время законы данного общества и ценности других людей, и действует ради всеобщего блага.

Общественное сознание и ценностные ориентации личности

Система ценностных ориентации личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества, которые, в свою очередь, связаны с общим экономическим и культурным уровнем его развития. Поскольку нормы социума являются одним из важнейших источников формирования ценностных ориентации, последние, в отличие от многих других личностных характеристик, в значительной степени определяются индивидуальными представлениями человека о социальной . " желательности. Поэтому индивидуальные ценности должны рассматриваться только в контексте ценностных предпочтений щ социокультурного окружения. В этой связи, для корректного описания уровней и типов индивидуальных ценностных систем необходимо соотнесение данных, полученных в ходе психологического исследования, с результатами исследований ценностных предпочтений макросоциальной среды.

Ценностные ориентации современного постсоветского общества исследовались В.А. Ядовым, Н.И. Лапиным, А.П. Вардомацким, А.В. Андреенковои и другими известными социологами. Наибольший интерес для нашего исследования в ф методологическом плане представляет работа А.П. Вардо-мацкого [59], посвященная изучению распространенности в различных группах типов ценностных ориентации, вьщеленных на основе концепции материалистического/постматериалистического ценностного измерения Р. Ингльхарта. Метод «аксиометрии», используемый Р. Ингльхартом и А.П. Вардомацким, основан на выборе респондентами наиболее важной ценности из предлагаемого списка, включающего ценности-индикаторы материалистической либо постматериалистической ориентации. Мы полагаем, что такой подход имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, изучение ценностных предпочтений общества ограничено их заданным списком, отражающим к тому же преимущественно сферу политических ценностей. Во-вторых, такой метод основан на предпосылке о «значительном временном лаге» между диагностируемыми сегодня ценностями и определяющими их социально-экономическими условиями, отнесенными в далекое прошлое, в так называемые «формативные годы». И, наконец, в-третьих, определенные ограничения накладывает сама двухполюсная модель ценностных ориентации, восходящая к противопоставлению высших или низших потребностей в теории А. Маслоу.

Нами была поставлена задача охватить максимально широкий спектр ценностных представлений, распространенных в современном обществе, и на этой основе выделить типы индивидуальных систем ценностных ориентации. Достичь полноты отражения базовых ценностей, не опираясь на заданный извне, ограниченный, пусть и достаточно широкий их перечень, в рамках социологического и социально-психологического исследования позволяют качественные методы. По словам Н.Н. Богомоловой и Т. В.. Фоломеевой, качественные методы социально-психологического исследования предоставляют возможность «открыть мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, аттитюды, ценности и т.п.» [44;7] . Для решения поставленных задач нами был выбран метод фокус-групп, который можно кратко определить как групповое полустандартизированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии. Как справедливо отмечают Н.Н. Богомолова и Т.В. Фоломеева, фокус-группы, без сомнения, обладают высокой степенью валидности. По их словам, именно в фокус-группе люди максимально искренни, открыты и делятся теми взглядами, которые невозможно получить другими методами [там же;68].

Похожие диссертации на Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности