Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности Ван Цзин

Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности
<
Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ван Цзин. Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 2000 176 c. РГБ ОД, 61:01-19/92-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Психологические особенности ценностных ориентации личности 10

1.1. Изучение ценностных ориентациичв психологии 10

1.2. Структура ценностных ориентаций 22

1.3. Комплексный подход к исследованию ценностных ориентации 28

1.4. Анализ ценностных ориентации китайского народа в аспекте этнических особенностей .

ГЛАВА 2. Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентации личности 58

2.1. Психологический процесс трансформации ценностных ориентации формации

2.2 .Внешние социальные факторы трансформации ценностных ориентации

2.3 Внутриние психические факторы транценностных ориентации личности

2.4.Динамичность и стабильность ценное ориентации китайского народа 80

ГЛАВА 3. Экспериментальное изучение комплекса факторов трансформации ценностных ориентации личности 100

3.1. Методы изучения ценностных ориентации личности 100

3.2.Экспериментальное исследование социально - психологических факторов трансформации ценностных ориентации 107

3.3. Экспериментальное исследование поло - возрастных и профессиональных факторов трансформации ценностных ориентации личности 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 167

Введение к работе

В последние десятилетия в мировом сообществе происходят процессы социально-экономической модернизации общества и переход от авторитарной власти к более демократической форме правления. В этих новых условиях либерализации и демократизации некоторые страны в исторически короткий срок добиваются впечатляющих успехов в развитии экономики, в решении социальных проблем. Одновременно происходят также глубокие изменения в духовной жизни народов как следствие роста и совершенствования рыночных отношений.

Исследования экономических, социальных, политических и национально-культурных аспектов модернизации ценностных ориентации личности в этих странах, объективных и субъективных факторов - важная и актуальная проблема наших дней.

Процесс перехода от авторитаризма к демократии сложен, непоследователен, а иногда и противоречив. Но, как свидетельствует жизнь, эти процессы исторически необратимы. Особенно заметны они в России, где они вызвали глубокий духовный кризис и отрицательное состояние нравственного сознания, которое характеризуется неустойчивостью и противоречивостью. На основе переосмысления прошлого у людей возникают состояния когнитивного диссонанса в связи с несоответствием сложившихся в их сознании представлений и ожиданий с реальным проявлением социальной действительности. Неспособность адаптироваться к новой социо-культурной ситуации является одной из детерминант психологической деформации личности и ее деструктивного поведения.

В Китае, где происходят глубокие изменения в экономике и в сознании людей, тоже возникают вышеназванные явления, но они не стали доминантой развития духовности общества. Более гармоничной и устойчивой оказалась трансформация ценностных ориентации в сознании китайского народа. Она стала доминирующим компонентом для стимулирования общего развития модернизации Китая.

Поэтому проблема развития ценностной сферы личности, положительная трансформация ценностей каждой личности позволит каждому человеку активно, творчески включиться в общественную жизнь, что в конечном итоге будет определять ситуацию в общественной жизни, в экономической, политической и культурной областях.

Психологический аспект указанной проблемы исследования состоит в том, что до настоящего времени не выявлены действенные механизмы и факторы, оказывающие существенное влияние на трансформацию ценностных ориентации. Также одним из неизученных вопросов является психологическая природа ценностных ориентации. В психологии остается по-прежнему нерешенной проблема системного подхода к исследованию ценностных ориентации. Только интегрируя достижения в различных общественных науках (философии, психологии, педагогике, социологии, этике и др.), можно решить обозначенные проблемы.

Выработка научных парадигм и концептуальных схем, позволяющих объединять ранее разрозненные факты и исследования ценностных ориентации, возможна в рамках психологии. В этой связи целью данной работы становится выявление социально-психологических факторов трансформации китайских традиционных ценностных ориентации личности на основе синтеза западного и китайского подхода. Сочетание этих двух подходов, по-видимому, может дать наибольшие результаты исследования. Отсюда в качестве объекта исследования выступают ценностные ориентации личности, а предметом исследования является система социально-психологических факторов трансформации ценностных ориентации личности. В данной работе представлены результаты исследования психологических особенностей черт личности китайского народа. Они актуальны прежде всего для решения теоретических вопросов психологии национальных особенностей личности, а также для решения практических проблем духовного формирования личности, особенно учащейся молодежи.

Объектом являются ценностные ориентации личности, а предметом - социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентации личности.

Гипотеза исследования содержит ряд следующих допущений:

- ценности выступают в качестве структурообразующего фактора развития личности и культуры общества, они формируются и развиваются под действием внешних и внутренних факторов;

- внешние и внутренние факторы действуют не изолированно, а в системном единстве;

- в системе факторов трансформации ценностных ориенитаций имеются факторы возраста, пола, профессии, социокультурные факторы.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи: выявить природу ценностных ориентации личности на основе теоретического анализа понятий «ценность» и «ценностные ориентации»; дать синтетическую классификацию ценностей и ценностных ориентации личности; выявить влияние социально-психологических факторов на ценностные ориентации личности на основе экспериментальных исследований.

В соответствии с логикой исследования использовались следующие методы: теоретический анализ публикаций; методика измерения социально-психологических факторов, разработанная китайским ученым Хуан Гуангуо; методы статистической обработки данных - корреляционный и факторный анализ.

Основу методологии исследования составили общепсихологические, философские, культурологические научные концепции, изложенные в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.Г, Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Н. Антилоговой, 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, М. Рокича, У. Бильски, С.Х. Шварца, М. Вебера, М.Н. Бонда и др. В трудах этих выдающихся ученых-психологов автор находил для себя теоретические положения, помогавшие ему получить ответ на поставленные вопросы в решении задач исследования, особенно -осмысления таких базовых понятий, как «ценность», «ценностные ориентации», «трансформация ценностных ориентации», «внешние, внутренние факторы».

Как указывалось выше, целью данной работы является выявление социально-психологических факторов трансформации китайских традиционных ценностных ориентации. Особую значимость для исследования имеют научные труды китайских авторов: Хуан Гуангуо, Вэнь Чуньи, Ян Гуошу, Ян Иньи, Ян Чжунфан, Чжу Цянь, Чжан Цзиньфу, Цзинь Яоцзи. В этих трудах содержится немало информации, помогающей дать анализ ценностных ориентации, испытуемых в аспекте психологических особенностей. В них рассматривается ядро традиционных ценностных ориентации китайского народа конфуцианства, буддизма и даосизма. Эти три весомые духовные сферы ценностей являются мировоззренческими системами Китая. Базовая идея китайской культуры - возможность безграничного совершенствования человека через должное осуществление предписываемых ему социальных ролей. Проблема оптимального построения гармоничных отношений сотрудничества между людьми занимает важное место в китайской классической традиции. Именно различие между современной западной теорией и классической мыслью древнего Китая состоит в понимании человека. По западной теории, в качестве важнейшего принципа человеческого поведения является стремление каждого человека удовлетворить собственные интересы. Древнекитайские мудрецы не только не считали этот принцип основополагающим, но и критиковали его с позиций превосходства «долга-справедливости» над «пользой-выгодой». Проведенное исследование показало, что сутью ценностей современной китайской культуры по-прежнему является гуманизм (конфуцианство), самосовершенствование (даосизм) и милосердие (буддизм). Эти три духовные ценности чрезвычайно устойчивы и живучи и в наши дни имеют широкое распространение среди китайцев. В диссертации сделана попытка на основе эмпирических материалов, социологических данных исследовать структуру и содержание ценностных ориентации, их психологическую природу, обычаи китайской духовной культуры, которых до сих пор придерживаются в своей жизни китайцы. Одновременно на этих материалах экспериментально исследовались изменения в духовной жизни, трансформация ценностных ориентации китайского народа. Эти экспериментальные исследования показали роль конфуцианской идеи в трансформации системы традиционных ценностных ориентации восточного общества. Кроме того, сопоставляя оценки между поколениями, были получены современные тенденции трансформации ценностных ориентации китайцев в целом. В ходе экспериментальных исследований в одном случае проверялась действенность влияния конфуцианства на трансформацию ценностной ориентации личности и выявление механизмов этого влияния. Был проведен опрос среди студентов китайского технического университета и Пекинского педагогического университета ( опрошено 633 человека). В другом случае проверялась действенность влияния внутренних факторов на различия ценностных ориентации личности среди студентов, рабочих, крестьян и госслужащих Пекина и других мест. Получено 586 анкет опроса.

Результаты экспериментальных исследований изложены в диссертации.

Научная новизна, выносимая на защиту, состоит прежде всего в выявлении комплекса факторов, влияющих на трансформацию ценностных ориентации личности. Результаты экспериментальных исследований, изложенные в диссертации, позволяют понять живучесть конфуцианской идеологии в настоящее время, желание понять то новое, что вслед за экономическими преобразованиями властно вторгается в сознание, в психику, прежде всего молодого поколения китайцев.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении теоретических основ комплексного характера ценностных ориентации в аспекте общей и социальной психологии. Не исключается и практическое значение данного исследования, прежде всего при разработке конкретных программ экономического и культурного сотрудничества с Китаем, при разработке и чтении курсов по этнопсихологии и психологии личности.

Основные положения и результаты исследования в 1997-2000 г. г. неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры психологии Новосибирского государственного педагогического университета, а также на семинарах и международных конференциях, как в России, так и в Китае.

В основе данной работы лежат труды видных зарубежных и российских ученых-психологов. Результаты социологических опросов китайцев, прежде всего студенческой молодежи, показывают тенденции трансформации сознания и ценностей у этой наиболее активной части населения миллиардного Китая.

Структура диссертации и ее содержание вытекают из указанных выше целей и задач исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения с выводами, списка использованной литературы.

Изучение ценностных ориентациичв психологии

Проблема ценностных ориентации затрагивается во многих исследованиях - социологических, философских, культурологических, политологических, психологических и т.д. Тем не менее, для анализа собственно психологической проблематики, касающейся ценностных ориентации, необходимо сделать небольшой исторический анализ этого проблемного поля, так как многие аспекты, связанные с проблемой ценностных ориентации не только берут свое начало в философской литературе, но и во многом определяются теми вопросами, которые были сформулированы философами. В европейской культуре проблема ценностей и их сложная структурная организация сформулированы у И. Канта.

Центральным понятием этики И. Канта являются императивы и соответствующие им практические формулировки, предписания, максимы, но для выявления основополагающих императивов и максим И. Кант вводит вспомогательное понятие "царство целей", сыгравшее исключительную роль в последующей аксиологии. Высший практический принцип (разум) необходимо существует, иначе вообще об этике и практике нельзя было бы мыслить. Но, если этот принцип существует, значит, что-то обладает абсолютной ценностью, иначе в мире обусловленных ценностей, основанных на высших принципах, не было бы места. Но, если есть абсолютная ценность, то и объективные цели значимы сами по себе [15]. Конечно, для И. Канта такими целями являются, прежде всего, сами носители разума — разумные существа (например, люди).

Отсюда и следуют две хрестоматийные формулировки категорического императива, десятки раз с некоторыми синтаксическими вариациями повторяемые И. Кантом во всех его этических сочинениях:

— всегда нужно относиться к человеку и к самому себе как к цели, а не только как к средству;

— поступать так, чтобы максима поступка могла бы стать всеобщим законом для всех.

И. Кант по-своему и весьма остроумно решает задачу перехода от эмпирических данных эвдемонических стремлений людей к нормативным моралистическим установкам, учитывая, по крайней мере, двойственный характер ценностей. Никогда не было недостатка в признании значения кантовского учения для последующего развития гуманитарного знания и общественных наук. Мы же хотели бы подчеркнуть значение ставшей возможной, благодаря И. Канту, философии ценностей. Обратим внимание на то, что ценности были определены как предельные нормативные основания актов сознания или поведения людей. Строго говоря, это означает, что ценности неправомерно рассматривать как отдельные сущности "сами по себе". Ценности всегда занимают определенное место в отношениях людей, принимающих эти ценности в качестве предельных оснований своих мыслей и действий [15].

Известного современного философа Юргена Хабермаса нельзя считать кантианцем в полном смысле слова, но его этические идеи продолжают кантовскую линию теоретической этики. Ю. Хабермас различает прагматическую, этическую и моральную сферы применения практического разума. Ю. Хабермас пишет о таких типах коммуникации: прагматических, этико-экзистенциальных и морально-практических дискурсах. Анализ этических идей Юргена Хабермаса приводит к выводу о том, что различение сфер "этического" и "морального" оправдано и плодотворно, но требует осмысления соответствующих классов ценностей [35].

Психологический процесс трансформации ценностных ориентации формации

В развитии ценностных ориентации выделяются три основных процесса: адаптация, социализация и индивидуализация, реализующиеся посредством различных психологических механизмов: интернализации, интериоризации, идентификации [32;51].

Трансформация ценностно-смысловых ориентации является сложным процессом. На наш взгляд интернализация играет значительную роль в процессе трансформаций ценностей на личном уровне. А.В. Серый и М.С. Яницкий определяют интернализацию как процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности.

По мнению В. Грулиха, отдельные этапы интернализации ценностей реализуются следующим образом

а) информация (о существовании ценности и условиях ее реализации);

б) трансформация ("перевод" информации на собственный, индивидуальный язык);

в) активная деятельность (познанная ценность принимается или отвергается);

г) инклюзия (инициирование, включение в лично признанную систему ценностей); д) динамизм - изменения личности, вытекающие из принятия или отрицания ценностей [по 11;104, по 32;54] .

На уровне общественного сознания трансформация ценностных ориентации является результатом адаптации общества к ходу модернизации в Китае. Модернизация вызывает трансформацию и сопротивление в обществе. Здесь мы рассматриваем процесс трансформации ценностных ориентации как процесс адаптации человека к модернизации с точки зрения социальной психологии и психологии личности.

Понятие адаптации в широком смысле - это приспособление к окружающим условиям. Она имеет два спектра - биологический и психологический. Психологическую адаптацию можно определить как приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами, она осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества [120]. В данной работе мы ограничиваемся рассмотрением только изменения психики и поведения индивида, коллектива или культуры вызванным изменениями окружающих условий. Психологические механизмы адаптации можно рассматривать как различные типы реагирования на нарушение сбалансированности в системе человек- среда, обусловленные усилением или ослаблением тех или иных личностных черт и поведенческих реакций [32].

Основные виды реакции человека на изменения внешней среды, его адаптации, трансформации с точки зрения теоретического анализа и эмпирического исследования следующие. 1.Вражда (отказ): это вид адаптации обозначает, что человек не вносит (или не хочет вносить) никаких изменений в свои ценностные ориентации. Индивид или коллектив, который принимает этот способ адаптации, устойчиво защищает свои старые (традиционные) ценности, нормы поведения, не одобряет изменений. Человек принимает этот способ адаптации при переживании эмоций большой интенсивности. Эта стадия имеет две разновидности: пассивная реакция вражды и активная (критичная) реакция вражды.

Методы изучения ценностных ориентации личности

Изучение ценностей осуществляется при проведении массовых социо-психологических опросов, анкетировании отдельных групп населения, при оценке психологического климата коллектива, также при решении задач индивидуального психодиагностического исследования. В книге "Измерение личности и социальной психологической ориентации" под редактированием Робинсона (Robinson), Шавера (Shave), Райцмана (Wrightsman) указаны десять вариантов методов изучения ценностей (см. таблица 4), которые наиболее распространенны и достоверны.

Ценности - это понятие и убеждения человека об объективных предметах, оно определяет и оказывает влияние на отношения и поведение индивида. Система ценностных ориетаций не только отражает актуальные ценности определенной нации или общества, она создаёт доминанту культуры. Ценность является объектом исследования разных наук, таких как философия, социология, психология, антропология и др. Ученые провели объемные исследования с разными подходами к этой проблеме. Например, наиболее большое исследование началось в Японии 1953 на тему "Национальный характер японцев", исследователи каждые пять лет периодически повторяли эксперименты. В 1981 году "Секция исследования европейской ценностной системы" провела свое исследование, в котором приняло участие несколько десятков тысяч человек. Результаты средних и небольших исследований об определенной ценности или о ценностях определенной группы, постоянно публикуются в научных издательствах.

Определение содержания понятия ценность есть и широкое, и узкое - от жизненно-смысловых, мировоззренческих ценностных ориентации до отношения индивида к конкретному предмету. И это все входит в рамки объекта исследования. При эмпирическом исследовании ученые обычно исследуют ценности, исходя из какого-то одного аспекта и на определенном уровне. Обычно ученые исследуют ценности одного из 3 трех уровней:

Первый - общий ориентационный уровень. Например: Allport, Vernon, Lindzey создали систему исследования ценностей на основе классификации ценностей Спрангера: теоретических, политических, экономических, эстетических, социальных и ценности веры. Используя их методику, можно определить отношение индивида к основным ценностям и определить его типологию ценностных ориентации.

Второй - промежуточный уровень, который рассмотрен в книгах "Исследование ценности" (Рокич, 1973) и "Опросник стиля жизни" (Morris, 1956). Анкета исследования ценностей М.Рокича измеряет ценностные ориентации или терминальные и инструментальные ценности. Опросник Morris позволяет выделить тринадцать стилей жизни и измерить предпочтения испытуемых.

Третий уровень - отношения индивида к конкретному предмету. Исследуя ценности на этом уровне, исследователь изучает отношение человека к конкретному предмету, затем строится модель общей конфигурации ценностей. Например, это проявляется в исследовании европейской ценностной системы и в исследовании Хуан Гуоянь различий ценностей между тремя поколениями.

Похожие диссертации на Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности