Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бытийная конституция человека и её онтологические связи Королёв Александр Валерьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Королёв Александр Валерьевич. Бытийная конституция человека и её онтологические связи : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Королёв Александр Валерьевич; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Иваново, 2007.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-7/824

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема бытийной
конституции человека — одна из наиболее злободневных и насущных
проблем философии Споры о том, что такое человек, какова его
природа, каковы возможности его телесной, интеллектуальной,
нравственной эволюции то затухают, то вспыхивают вновь как в
научных, так и в философских сообществах Человеческое бытие,
практики человеческого существования многообразны, сложны,
противоречивы Наряду с последовательно решаемыми вопросами в
познании онтологии человека целый ряд проблем остается
недостаточно проясненным Большая часть современных работ о
человеке посвящена биологической, психологической,

психофизиологической конституции человека Однако существует еще и метафизическая структура человека, которая практически не исследуется Но именно метафизическая составляющая человека в конечном итоге оказывается самой важной для понимания его сущности Как конституируется человеческое в человеке7 Что означает «быть человеком»9 Как соотнести стремление «быть человеком» со стремлением «нести в себе человеческое как таковое, общечеловеческое»9 Как сочетается индивидуальность, уникальность, самобытность каждого с общей человечностью и универсальностью9 Как в лоне сознания, языка, мышления, разума рождается свобода, самоосновность, ответственность, поступок9

Эти проблемы могут быть проанализированы и поняты достаточно
глубоко именно в контексте феноменологии целостного бытия,
проблематики жизненного мира, бытия друг-с-другом Тяготение
современной философии к феноменологии ощутимо в самых
различных ее областях Феноменологические подходы широко
практикуются в науковедении (А Койре), этике и религиоведении
(М Шелер), эстетике (Р Ингарден), политологии (Р Арон),
социологии (А Шюц) Экзистенциально-феноменологические

принципы онтологии дают возможность представить весь круг проблем, связанных с бытийной конституцией человека, с проблематикой жизненного мира, социального взаимодействия, с событием Другого, историей

К феноменологическим проектам бытийной конституции человека
заставляет обратиться активное обсуждение в философских
сообществах трансцендентализма, его актуальности состоя гепьности
или полной несостоятельности краха В связи с этим необходимо
обозначить основной итог философских изысканий

трансцендентальной субъективности, по крайней мере, в концепциях

Гуссерля и Хайдеггера, как опыт, без которого невозможна современная онтология человека и социума

Экзистенциально-феноменологический опыт означает не только чистое переживание, направленное на Универсум, жизненный мир, переживание единства с этим Универсумом, — это еще и реконструкция смысла Жизненный мир создан и изначально осмыслен человеком Именно такой мир, предварительно проинтерпретированный в обыденной жизни, и является предметом рассмотрения феноменологии жизненного мира, бытийной конституции человека в жизненных мирах

Дискуссионность проблем языка — еще один повод обратиться к феноменолого-герменевтическим концепциям бытийной конституции человека и жизненного мира, которые стали основой современных проектов Выяснить значение языка в конституировании человеческого в человеке — одна из сложнейших и необходимых задач современной философии Современная философия должна обратить пристальное внимание на конституирующий фундамент человеческого бытия — сознание и язык, а также создающиеся ими онтологические связи Эти связи, по словам Хайдеггера, характеризуют цепочки отношений, отсылок «имения-дела» с тем миром, в котором мы присутствуем, который предлагает нам возможности выбора, и за который мы несем ответственность

Актуальность исследования бытийной конституции человека в экзистенциально-феноменологических проектах связана также с дискуссиями о возвращении человека или, напротив, о его окончательной смерти На фоне всеобщих апокалипсических заявлений по поводу гибели культуры, цивилизации, Бога, человека, личности, проблема реабилитации человека, личности, разума в современную эпоху становится одной из самых важных и насущных В современной философии проблема бытийной конституции человека по-прежнему остается самой фундаментальной проблемой Занимаясь бытием, философия выявляет особый характер того мышления, в котором бытие может для нас открыться Это не последовательность логических операций, не поэтический вымысел, а мышление как особый способ жизни, как существование в особом бодрствующем режиме, в котором можно держаться только разумным фактом своего присутствия в мире В той или иной степени вера в разум как высшую монопольную потенцию человека, конститутивную для самого его существа, обнаруживает себя в каждом факте исследования человеческого поведения Идеал разумною подхода к определению человека вошел плотью и кровью в различные научные области Фичософские исследования, осуществляющиеся в

русле экзистенциально-феноменологического подхода, позволяют по-новому взглянуть на данные проблемы

Степень теоретической разработанности проблемы. В истории философии мыслители уделяли пристальное внимание различным аспектам человеческой специфики Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур культивировали человека и человечность в формах гуманистических идей и идеалов Историческую эстафету светского гуманистического проектирования бытийной конституции человека подхватили мыслители эпохи Возрождения Дж Манетги, Л Альберти, М Фиччино, Э Роттердамский, М Монтень Среди мыслителей Нового времени, поставивших проблему бытийной конституции человека в центр внимания, следует отметить таких, как Б Паскаль, П Гольбах, Д Дидро, Вольтер, Ж -Ж Руссо, И Кант, Ж Кондорсе, И Гете В XIX в проблема человека и его бытийной конституции ставится и решается С Кьеркегором, К Марксом, Ф Ницше, Р Эмерсоном и др

В XX в проблема человека и его онтологической специфики красной нитью проходит в творчестве западноевропейских мыслителей Мы ориентировались в своем исследовании, прежде всего, на работы М Бубера, Л Витгенштейна, X Г Гадамера, Н Гартмана, Э Гуссерля, Ж Делеза, Ж Деррида, Э Кассирера, К Леви-Стросса, Ж Маритена, Г Маркузе, Э Мунье, П Рикера, Ж -П Сартра, 3 Фрейда, Э Фромма, М Фуко, М Хайдеггера, Ф В фон Херрманна, А Швейцера, М Шелера, К Ясперса и др

В отечественной философии вопросы человека и его бытийной
конституции рассматривались главным образом в духовно-
религиозном плане и занимали основное внимание таких мыслителей,
как Ф Достоевский, Л Толстой, Н Бердяев, С Булгаков, Н Лосский,
П Флоренский, С Франк, Л Шестов и др В современной
отечественной философской литературе проблема человека, его
онтологии, бытийной конституции перемещается от религиозного к
светскому толкованию В качестве таких текстов в отечественной
философии выступают работы Р Г Апресяна, М М Бахтина,
В Н Волкова, Л С Выготского, П П Гайденко, А А Гусейнова,
О Г Дробницкого, Э В Ильенкова, Т Б Кудряшовой, Ю М Лотмана,
М К Мамардашвили, Ф Н Михайлова, А Н Портнова,

В Г Пушкина, Г С Смирнова, Э Ю Соловьева, В С Степина, Г Г Шпета и др

Современные отечественные и западные философы системно и проблемно анализировали как феноменолоіию в целом, так и феноменологию раннего Гуссерля, позднего Гуссерля, феноменологию как онтологию М Хайдеггера, феноменологическую философию

М Мерло-Понти М Шелера Так, работы X -Г Гадамера, Д Карра,
И Керна, Л Ладгребе, Е Финка и др посвящены собственно
феноменологии как методу Не менее существенным в плане
рассмотрения возможных конституционных особенностей

экзистенции, нравственности, этики, языка представляются работы американских философов А Ж Айера, Дж Дьюи, Дж Мура, Р Рорти и др

Работы современных философов нередко основываются на позитивистском подходе к человеку, его бытийной конституции С позиций объективирующего мышления разум — инструментален, истина — полезна, субъект «сделан», история и социальность — исчисляемы и калькулируемы В результате история, социальность, влияющие на социальный и культурный опыт индивида, структурирующие этот опыт, предстают для исследователей в своей овеществленной или объективированной, превращенной форме Натурализм, несмотря на основательную критику его феноменологами, по-прежнему актуален и по-прежнему является важным и самодостаточным принципом для целого ряда фипософов Как, впрочем, и историзм, до сих пор проявляющийся в признании финалистского детерминизма, идее разумной необходимости

Феноменологический способ раскрытия, подход к проникновению в способ данности мира сознанию позволяет реконструировать смену базовой метафоры, направляющей концептуализацию жизни Метафору общества как организма, системы сменяет метафора «сети» социальных практик Здесь одинаково важна как мысль о свободе включения индивида в некие структуры, о регулярности возникновения и действия определенных упорядоченных принципов и норм, детерминирующих поведение индивида, так и идея неабсолютного им подчинения Индивид вступает с этими структурно-упорядоченными нормами, принципами в определенный дискурс и не «оплетен» ими всецело

Важно и то, как понимается жизненный мир или миры этого индивида, как описывается интенциональность сознания, каковы структуры сознания, конституирующие значение как определенное идеальное единство, которое не имеет ни психологического, ни вещественно-предметного статуса Как с феноменологической точки зрения интерпретировать представление о культуре и социальности как вечной процессуальное, незавершенности, не ставшего бытия9 Смысл исторического события не определяется онтологией исторического процесса, но возникает в контексте рассказа о событии и имманентно связан с интерпретацией Неповторимая уникальность каждого события, чья самобытность не может быть передана

посредством всеобщей дедуктивной схемы, — вот что характеризует человека в истории и современности

Адекватная современным реалиям теория человека возможна в
том случае, если конституируется онтология, обогащенная
экзистенциально-феноменологическим опытом Развитие

представлений о трансцендентальной субъективности не будет
казаться морально устаревшим, если мы будем понимать
трансцендентальную субъективность как возможный универсум
сознания, как рефлектирующее эмпирическое Я

Трансценденталистское обоснование истории, культуры, социальности даже в условиях постмодерна является самодосіаточньїм и жизнеспособным, выдерживающим натиск релятивизируюших подходов, создающих образ «истории в осколках», культуры без центра, социальности умирающей и исчезающей, субъекта, провозгласившего свою смерть

Объект исследования. Человек как многомерное существо, сочетающее все основные формы бытия в его социальном, историческом и культурном становлении

Предмет исследования Метафизическая составляющая человека, его бытийная конституция и ее онтологические связи, рассмотренные с позиций экзистенциально-феноменологического подхода

Цель исследования — дать анализ проблемы бытийной конституции человека в классической и постклассической философии и выявить, как экзистенциально-феноменологический опыт исследования этой проблемы может стать основанием современных проектов онтологии человеческого бытия

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи

  1. Реконструировать экзистенциально-феноменологический опыт исследования бытийной конституции человека как определенной целостности и поместить его в современный философский и культурный контекст

  2. Дать общее понятие бытийной конституции человека как экзистенции, обосновать целесообразность его использования, определить его сущность, содержание, свойства Показать различие между биологической, психологической и бытийной конституцией

  3. Определить принципы и зкзистенциалы, лежащие в основе бытийной конституции человека с помощью феноменологического описания трансцендентального Я, жизненного мира, интерсубъективности, феноменологически-герменевтического понимания Другого

  1. Выявить особенности трансцендентального подхода к сущности бытийного конституирования человека Охарактеризовать возможности и границы трансцендентализма в обосновании бытийной конституции человека (трансцендентальная субъективность, трансценденталистское обоснование опыта, истории, культуры) Прояснить понятие жизненного мира и эксплицировать трансцендентально-феноменологический подход к проблеме его историчности

  2. Показать, что язык и сознание есть необходимая часть коммуникативного отношения с другими, фундамент, на котором рождается экзистенция Раскрыть культурно-историческое пространство проявления экзистенции и ее онтологические связи

  3. Дать феноменологический анализ проблемы разума и разумности Показать различие рассудочной и разумной составляющих в мышлении Определить разум как важнейшую константу бытийной конституции человека

Основные теоретические положения, выносимые на защиту и их новизна

Бытийная конституция человека есть экзистенция как культивируемая на основе различных унификаций социокультурного опыта форма человечности, умение практиковать сложность В основе бытийного конституирования — трансцендирование, способность, умение выходить за свои собственные пределы к имманентно и метафизически присущему экзистенции абсолюту

Бытийная конституция человека выражает общее достояние, присущее каждому человеку и всему человечеству Она проявляется в заботе о самом себе и себе подобных, что инициирует воплощение подлинно человеческих отношений в социокультурной среде

Истоки бытийной конституции человека состоят в особой череде переходов, которую в процессе жизни реализует человек В этих переходах от низших форм бытия к высшим соединяются в одно целое материальная, душевная и духовная формы жизни человека и общества

В ходе общественного прогресса бытийная конституция человека усложняется, поглошая нечеловеческое, трансформируя, преобразуя и культивируя его в новые формы человечности, качественно отличающиеся от предыдущих Высшие ее формы нельзя редуцировать к низшим, но высшие надстраиваются над низшими В то же время бытийная конституция человека имеет границы и пределы, определяемые культурно-исторической мерой соотношения бренности и вечности человеческого бытия

Бытийная конституция человека в экзистенциально-феноменологическом проекте создается, с одной стороны, как онтология сознания, ибо человек и его жизненный мир конституируются нашим сознанием, с другой, — как опыт, репрезентирующий Другого, обеспечивающий полноту бытия Это дает возможность понять интенциональность, интерсубъективность, темпоральность как основу истории, трансформации сознания в опыте

Исходным моментом для критического обоснования новых подходов к экзистенции служит определение онтологических связей, в которые погружена экзистенция отношения и взаимосвязи сущности и существования, сознания и языка, разума и рассудка, морали и нравственности, свободы и ответственности, локальности и вненаходимости, уникальности и общечеловечности

Бытийная конституция человека обречена быть историчной она никогда не выражается во всей своей полноте в форме актуального бытия, но всегда пребывает в непрерывном самостановлении, стремится обрести не только свое действительное бытие, но и стать «мерой всех вещей», — не сама по себе, а благодаря человеческой деятельности, соприкасающейся с этими вещами Следовательно, понять бытийную конституцию человека вне исторического процесса нельзя, но нельзя и сводить бытийное консгитуирование только к историческому процессу, ибо момент вечности неизбежно присутствует в человеческой жизни В связи с этим именно трансцендентальный подход к бытийной конституции человека позволяет дать обоснование феноменологического опыта истории и культуры

Методология исследования. Существенное значение для философского осмысления проблемы бытийной конституции человека в рамках диссертационного исследования имело использование методологических принципов, разработанных в философской антропологии, феноменологии, экзистенциализме, психоанализе Фундаментальными для анализа исследуемой проблемы стали идея неразрывного единства в человеке духовного и телесного, положение о взаимообусловленности и взаимодополнительности биологического и социального, гипотеза о решающей роли Другого в формировании образа Я, идея перманентности творческой деятельности, обусловливающей возможность самоопределения и самовыражения человека Методологическими основаниями исследования стали метод феноменологической редукции Э Гуссерля, обеспечивающий последовательное исследование феномена бытийной конституции, представление X Плеснера о жизненности как центральном качестве живого существа, идея М Мерло-Понти о неисчерпаемости телесного бытия для рационального познания, идея М К Мамардашвили о

несуществовании неэкзистенциальной философии познания, трактовка М Хайдеггером сущности времени как горизонта раскрывающейся в человеческом присутствии понятности бытия и языка как артикуляции этой понятности и др

Теоретическая и практическая значимость исследования Экспозиция принципов феноменологии позволила выявить те основания в экзистенциально-феноменологической философии, которые представлены в современных проектах бытийной конституции человека Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о непреходящем значении феноменологического проекта, касающегося неотчуждаемой ценности существования человека как человека, гуманистической парадигмы бытия, бытия как экзистенции Положения и выводы диссертации могут использоваться при дальнейшем исследовании проблемы бытийной конституции человека, единства телесного и духовного в человеке, а также при разработке ряда других философских проблем, связанных с изучением природы самопознания, самоидентификации, самореализации и творческой активности человека Материалы исследования могут быть использованы при изучении различных проблем человека в онтологическом, метафизическом, этическом, эстетическом, литературно-историческом, социолого-психологических аспектах Они могут быть применены в учебном процессе при чтении курсов философии, онтологии и теории познания, философской антропологии, истории философии

Апробация работы. По материалам диссертации были сделаны доклады на международной научной конференции «Человек и культура в культурно-историческом пространстве России» (Кострома, 22—24 мая 2002 г), на международной научно-практической конференции Гуманитарного университета «Коллизии свободы в постиндустриальном обществе» (Екатеринбург, 15—16 мая 2003 г ), на межвузовской дистанционной научно-практической конференции Костромского Высшего Военного Командно-Инженерного Училища РХБ защиты «Пути совершенствования содержания научного и учебно-методического обеспечения цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин в цеіях формирования и развития профессиональной компетенции будущих офицеров» (Кострома, 14 марта 2006 г ) Всего по теме исследования опубликовано 9 статей, общим объемом 1,7 п л Лично автору принадлежит 1,7 п л

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих каждая из трех параграфов, заключения и библиографического списка Объем диссертации 200 страниц Библиографический список включает 260 наименований

Похожие диссертации на Бытийная конституция человека и её онтологические связи