Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Мочалов Сергей Михайлович

Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности
<
Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мочалов Сергей Михайлович. Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01 / Мочалов Сергей Михайлович; [Место защиты: Соврем. гуманит. акад.].- Москва, 2007.- 325 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-9/24

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Два аспекта в познании реальности: качественная определенность объектов и факт их существования 15

1. О чувстве реальности воспринимаемой действительности и его нарушении при некоторых видах психической патологии» 15

2. Проблема восприятия реальности на чувственном уровне познания в истории философии 30

3. Современные воззрения по проблеме восприятия реальности человеком 92

4. Память как условие формирования модели объектов из символов-ощущений 112

ГЛАВА 2. Описательный принцип восприятия объектной реальности 127

1. Значение эволюции в становлении природы ощущений. Традиционный и нетрадиционный подходы к пониманию их роли в восприятии 127

2. Описательный принцип формирования качественной определенности образов объектов посредством ощущений 151

3. О соотношении знаковых и адекватных составляющих в структуре чувственного познания 178

ГЛАВА 3. Реальностная функция ощущений в процессе восприятия 183

1. Смысл понятия «вера» и принцип реальности в чувственном восприятии 183

2. Реальностная функция ощущений: философский и естественно-научный анализ 196

3. Философский анализ принципа реальности 212

4. Образы восприятия и памяти как психическая реальность: идеальный характер отражения 230

5. Идеальное как противостоящая субъекту реальность и её характеристика 235

ГЛАВА 4. Пространственно-временная представленность среды и её объектов в противостоящей субъекту реальности 243

1. Проблема отражения факторов пространства и времени в их связи с материальными объектами и понятие об их пространственно-временной координатности 243

2. Разработка проблемы пространственно-временной координатности материальных объектов. Характеристика термина «координатность» 244

3. Пространственно-временное «наполнение» противостоящей субъекту реальности и формирование объемной модели среды 257

4. От понятия «внешняя пространственная координатность» к понятию «пространственно-временная коммуникабельность» сенсорного образа 269

5. Некоторые гносеологические аспекты восприятия объектов - обоснование пространственно-временной гипотезы чувства их существования 275

6. Чувственная модель объекта - основа для совмещения описательной и реальностной функций ощущений. Формирование реальностного» объекта 289

Заключение 303

Библиографический список 308

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. При разработке философских аспектов теории познания исследователям, начиная с античного периода, приходилось сталкиваться с двумя сторонами познаваемой реальности: качественной определенностью вещей и фактом их существования. Обе эти стороны, как явствует из истории философии, на протяжении длительного времени рассматривались параллельно, хотя при этом наибольшее внимание уделялось вопросу о качественной характеристике вещи.

Многие философы часто рассматривали получаемые на чувственном уровне знания о качествах вещи лишь как «мнение», поскольку характеризовали их как знания неустойчивые, неполные, текучие и т.д. Более твердые знания приобретаются посредством ума. В трудах философов Нового времени значение этих путей для обретения знаний (чувственный и рациональный) получает всё большее осмысление. Возникает представление о том, что познание идёт от общего к частному, от «абстрактного к конкретному», от незнания к знанию.

Но в философских работах прошлого, начиная с античного периода, прослеживается и другая тенденция, состоящая в осознании того факта, что люди к воспринимаемым вещам всегда относятся как к реально существующим. Первоначально этот факт специально исследователями не подчеркивался, он как бы неявно присутствовал в их сознании. Поэтому можно сказать, что в философских взглядах и само выделение этого факта носило лишь стихийный характер. В осмысленном понимании в философских работах он получа-

1 О

ет наименование «веры» (Платон , Аристотель ). «Вера» - это явление, суть которого выражается в наличии у людей твердой уверенности в существовании воспринимаемых вещей, предметов, объектов.

Лишь в более позднее время обе названные тенденции: рассмотрение существования и качественной определенности вещей в их прямой взаимосвязи получают освещение в работах некоторых мыслителей. Такое освещение имеет свое представительство в работах Гегеля Г. Значение же «веры» особенно обстоятельно рассматривается Юмом Д ., который связывал её происхождение с привычкой человека наблюдать определенные последовательности событий. Несмотря на то, что явление «веры» находило признание и в диалектическом материализме1, взаимосвязь названных тенденций в материалистической философии до настоящего времени специально не рассматривалась.

Хотя явление «веры» в том виде, в каком оно находит свое понимание в философских работах прошлого, затрагивает аспект существования материальных объектов в основном применительно к процессу их восприятия и связанному с ним обращению человека к образам памяти, тем не менее сфера проявления «веры» не ограничивается только этим фактом.

В философском плане главным является непосредственное участие «веры» в процессе познания. Здесь мы обращаем внимание читателя на одно существенное обстоятельство: это участие определяется тем, что «вера» у человека уже изначально определяет его позицию к окружающим вещам, предметам, объектам, как существующим вне его. С этой «веры» фактически и начинается познание сущности вещей и объектов. Вместе с тем в процессе познания человек исходит и из их качественной определенности. Это значит, что структура познания сложна и противоречива: с одной стороны в познании должно происходить изменение представлений о качественной определенности объектов, с другой, очевидно, должна существовать некоторая граница, за которой изменение этой определенности становится несовместимым с пониманием существования вещи в своем прежнем качестве. В результате в сознании познающего новые представления о вещи могут исчерпать понятие её существования в прежнем виде. Поэтому для познающего человека вещь, представляемая им в новом качестве, может существовать лишь как иная. Из сказанного следует, что, хотя и происходит сохранение «веры» относительно существования познаваемого объекта, на самом деле «механизм» этого сохранения имеет свой «скрытый» смысл. Понимание этого смысла имеет непосредственное значение не только потому, что в представлениях человека качество вещи может меняться в плане перегруппировки её элементов или структур, но и по той причине, что человек постигает более глубокие уровни их организации. Каждый следующий шаг в познании вещи может вести к новым знаниям, меняющим представления о её качественной определенности, а, следовательно, и к признанию существования её в своем новом качестве.

Природа делает эксперименты над человеком, в которых в «чистом» виде можно наблюдать параллельное существование «веры» в реальности воспринимаемого внешнего мира и его качественного определения. Это так называемая дереализация и галлюцинации при психических заболеваниях.

Разработанность проблемы. Обращение к литературе с целью выяснения характера и степени изученности отношений между изменением качественной определенности вещи и «верой» или уверенностью в её существовании показывает, что этот аспект не исследуется в современной теории познания. Также не получает целенаправленного изучения в познании действительности и природа самой «веры». С материалистических позиций лишь в отдельных работах прошлого (Гельмгольц Г.) аспект существования вещей и его отражение человеком ставится на рассмотрение и связываются с ролью ощущений и восприятия. Гельмгольц, говоря о познании, высказывает следующие важные положения, которые в принципе могли бы считаться программными при изучении роли ощущений в познании: «Ощущения, вызываемые светом в нервном аппарате зрения, используются нами для формирования представлений о существовании, форме и положении внешних объектов»1 Как видно из изложенного, у Г.Гельмгольца аспект существования объекта стоит на первом месте, и, как полагает автор, представление о его существовании обусловлено ролью ощущений.

Как известно, Гельмгольц в плане познавательных процессов придерживался знаковой природы ощущений и не считал, что она препятствует познанию. И как видно из приводимой цитаты, он полагал обусловленными ощущениями не только представление об их существовании, но и о форме и положении внешних объектов. Форма же объектов, как известно, является частью их качественной определенности. Таким образом, во взглядах Гельм- гольца на природу ощущений содержатся самые главные аспекты познания, и из них выявляется наиболее важный - проблема соотношения качественной определенности вещи и факта её существования. Основываясь на философских возможностях, предоставляемых концепцией Гельмгольца, мы считаем, что при определенном её развитии она открывает позитивные перспективы в решении указанной проблемы.

Объект исследования: Чувственное познание, его организация и взаимоотношения ощущений и восприятия.

Предмет исследования: Восприятие человеком реальности; принципы формирования на её основе качественной определенности объектов и уверенности в их существовании; выявление связи между ними.

Проблемная область исследования включает:

исследование природы и роли ощущений в организации восприятия;

анализ становления знаковой природы модальностей ощущений в процессе эволюции и их зависимости от адекватных воздействий; конкретизация соотношения знаковой и адекватной форм восприятия реальности объектов;

уточнение конкретного содержания воспринимаемой реальности посредством её деления на непосредственно воспринимаемую (отдельным ощущением) и опосредованно (совокупностью ощущений).

выяснение путей предоставления ощущениями субъекту главных сторон реальности объектов: их качественной определенности и формирования уверенности в их существовании.

Цель и задачи работы: Целью является создание философской концепции, объясняющей, каким образом в сознании человека совмещается качественная определенность воспринимаемых объектов с чувством их существования. При постановке данной цели мы исходим из того принципа, что происхождение «веры» исходно связано с наличием в процессе восприятия чего- то объективного, на которое человек должен опираться при формировании чувства существования воспринимаемого объекта. Такой принцип в нашей работе рассматривается как принцип реальности.

Для реализации поставленной цели в аспектах понимания формирования качественной определенности вещи и происхождения «веры» в её существование в работе ставятся и решаются задачи:

В аспекте качественной определенности вещи: а) уточнение соотношения в ощущениях образно-адекватной и символической форм отражения; б) использование идеи «отражения по соответствию» для понимания эволю- ционно-генетического формирования знаково-упорядоченной системы, необходимой для адекватного описания объектных реальностей; в\ установление факта использования мозгом описательной функции посредством ощущений; г) установление факта базирования описательной роли ощущений на использовании мозгом адекватных раздражителей; д) разработка новых понятий о внутренней и внешней координатностях материи; е) создание гипотезы субстратно-пространственно-временного отражения.

В аспекте принципа реальности: а) выяснение структуры и критериев принципа реальности; б) выявление наличия у человека чувственного выражения в форме «ощущения реальности» факта существования объектов; в) использование проблемы идеального для выяснения происхождения чувственного выражения факта существования материальных объектов; г) создание нового подхода к пониманию принципов познавательных процессов на основе совмещения в соответствующих образах субстратной и пространственно-временной информаций (в виде разнообразия формируемых идеальных межсимвольных связей).

Новизна исследования:

1. В диссертации на обширном историко-философском, психологическом и естественнонаучном материале выделены две функции ощущений: описательная и реалъностная, посредством которых воспринимаются качественная определенность предметов и проявляется реальность их существования.

    1. Реалъностная функция обеспечивает человеку уверенность в существовании воспринимаемого, которая в истории философии понималась как «вера» (Платон, Аристотель, Д.Юм; и др.).

    2. Исходя из наличия указанных функций ощущений, раскрыто соотношение понятий: ощущение - знак (символ) отдельного качества вещи, - совокупность ощущений (символов) - чувственная модель вещи, характеризующая её целостное изображение, - объемная идеальная модель вещи, в которой представлена в виде символов её качественная определенность благодаря отображению пространственных и временных факторов, - формирование образа вещи в идеальной форме.

    3. Сущность концепции состоит в том, что совокупность ощущений как знаков, характеризующая качественную определенность вещи, «читается» (по Г. Гельмгольцу), в результате чего из неё выделяется образ вещи, содержание которого за счёт реальностной функции выносится субъектом за пределы сознания, то есть в объективный мир, при этом проявляется уверенность в существовании вещи.

    4. В соответствии с изложенным выше, образ вещи - это «прочитанная» модель, он возникает посредством установления субъектом связи его с факторами пространства и времени.

    5. Отображение человеком связи материального субстрата вещи с пространственными характеристиками её внутренних элементов осуществляется в соответствии с их внутренней координатностью. Отражение внешних связей образа вещи с факторами пространства-времени, позволяющими отобразить положение вещи - осуществляется в соответствии с его внешней координатностью. Отображение же факта пространственно-временного существования вещи осуществляется в соответствии с понятием «пространственно- временная коммуникабельность» образа вещи.

    6. Выявление внутренних связей образа вещи и пространственных факторов осуществляется субъектом на основе «чтения» межсимвольных сочетаний {«швов» и их «узоров»)-, выявление же факта существования вещи - посредством «чтения» особенностей состояния внешних связей факторов пространства и времени с образом вещи.

    7. В соответствии с двумя отмеченными функциями ощущений: описательной и реальностной, процесс познания осуществляется в рамках его ра- боче-организационной формы, посредством которой обеспечивается, с одной стороны, постоянное углубление представлений о качественной определенности вещи, с другой - целенаправленное сохранение «веры» в её существование в новом качестве и их связь между собой.

    На защиту выносятся следующие положения:

        1. Непосредственно воспринимаемой органами чувств человека реальностью окружающей действительности является реальность адекватных раздражителей.

        2. В ходе эволюции живых существ, возникающие на основе этих воздействий ощущения становятся инструментом описания предметной реальности (описательная функция ощущений).

        3. Предметная реальность получает свое представительство в психической реальности человека в форме знакового отражения: совокупности

        знаков-ощущений (Гельмгольц). В адекватной же форме эта реальность первоначально представлена лишь как возможность.

            1. Посредством ощущений - знаков получает описание качественная определенность предметов, которая сама по себе не содержит какого- либо «указания» человеку на факт их существования.

            2. Соответственно функция ощущений, обеспечивающая чувство существования воспринимаемых объектов у человека, должна быть названа реальностной функцией.

            3. Процесс чувственного познания может быть представлен в виде следующей последовательности: формирующаяся в процессе восприятия символьная совокупность из ощущений, содержащая качественную определенность объекта (с наличием пространственно-временных его характеристик) в соответствии с представлениями Гельмгольца Г. «читается», в результате чего формируется образ объекта, который выносится субъектом за пределы сознания, то есть в окружающую действительность. Одновременно проявляется чувство его существования.

            4. Различные впечатления пространственно-временного существования материального объекта (его внутренних структур), как и пространственного положения среди других объектов, получают адекватное обоснование посредством привлечения принципов «противополагание», «наблюдаемость» и «идеальность» образов и на основе предложенных новых рабочих понятий о пространственно-временной координатности материальных объектов и их пространственно-временной коммуникабельности.

            5. Выполнение указанных функций ощущений: описательной и реальностной - указывает на наличие структуры их взаимодействия, которая с необходимостью должна рассматриваться в качестве рабоче- организационной формы процесса чувственного познания. Суть её деятельности состоит в том, что каждый новый шаг в более глубоком познании качественной определенности объекта требует повторной «увязки» с признанием объекта в этом качестве реально существующим.

            6. Рабочим инструментом данной «увязки» является универсальный механизм процесса «чтения» (по Гельмгольцу Г.) взаимосвязей межсимвольных сочетаний модели объекта - разновидностей связей между субстратными, пространственными и временными символами.

            7. Выполнение такого «механизма» может рассматриваться как осуществление в ходе бессознательного умозаключения (по Гельмгольцу Г.) критериев реальности в форме чувственного выражения её существования.

            Теоретическая значимость. Важное теоретико-познавательное значение имеет положение о том, что в основе чувственного познания находятся два начала: познание качественной определенности вещей и их объективная реальность дает возможность исследовать этот уровень познания как сложное системное образование. Разработанная автором концепция позволяет понять единство знаковой (символической) и образно-адекватной составляющих чувственного познания. Принципиально важное значение для понимания сути чувственного познания имеет раскрытие взаимоотношений и внутренней логической связи понятий: ощущение - знак отдельного качества вещи - совокупность ощущений - чувственная модель вещи - объемная идеальная модель вещи - формирование образа вещи в идеальной форме.

            Определенное значение для понимания гносеологических особенностей чувственного познания имеет разработанная автором (в соответствие с представлениями Гельмгольца) идея «прочтения» значения символов для возникновения образа вещи в сознании.

            Основные положения диссертационного исследования дают возможность по-новому подойти к проблеме идеального на уровне чувственного познания.

            Практическая значимость результатов исследования определяется, прежде всего, возможностями их использования в дальнейшей разработке проблемы чувственного познания, и для анализа ряда философских вопросов естествознания, в частности в возможности использования результатов работы для развития актуальных аспектов психологии, психофизиологии, физиологии поведения и др. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в практике преподавания для студентов основного учебного курса философии по темам, связанным с проблемами материи и сознания, теории познания, а также на лекциях для аспирантов, спецкурсах по философии и методологии науки, а также в преподавании психологии и физиологии высшей нервной деятельности на биологических факультетах университетов и в медицинских вузах.

            Апробация результатов работы. Основные идеи и положения диссертации излагались автором на: Всесоюзной конференции «Философские и социальные аспекты взаимодействия современной биологии и медицины» (Москва, 1982), на научно- и научно-практических конференциях: «Вопросы клинической и теоретической медицины (Уфа, 1983); «Актуальные проблемы физиологии, биохимии и фармакологии функциональных систем» (Уфа, 1985); «Социально-философские проблемы современной медицины и здравоохранения» (Уфа, 1988); «Единство онтологии, теории познания и логики (Уфа, 1996), на Съезде физиологов (Москва. 1994), «Всероссийской научной конференции с междунар. участием, посвящ. 150-летию со дня рождения академика И. П. Павлова» (СП-б., 1999), на методологическом семинаре «Проблема обоснования знания» (при головном совете Минобразования и науки РФ «Философия» - секция «Онтология») - (Уфа, 2004), на Юбилейной научной конференции БГУ (Уфа, 2004).

            Материалы работы использовались в ходе преподавания студентам и для повышения квалификации преподавателей вузов (Методические рекомендации «Современные проблемы интенсификации научных исследований и преподавания физиологии человека и животных» (Москва, 1988).

            Структура и объём диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, 4 глав, включающих 18 параграфов, заключения и библиографического списка. Работа изложена на 325 страницах машинописного текста, имеет 10 иллюстраций в виде рисунков, список литературы включает 242 наименования.

            О чувстве реальности воспринимаемой действительности и его нарушении при некоторых видах психической патологии»

            Восприятие объектов окружающего мира сопровождается у человека чувством их реального (достоверного) существования. Это чувство возникает сразу по ходу восприятия и не связано с осознаваемыми логическими операциями; оно выражается в твердой уверенности в существовании всего окружающего.

            В историческом аспекте в философской литературе отражение факта такой уверенности первоначально проявлялось в стихийной форме (см. гл.2). Затем оно начинает рассматриваться философами как выражение «веры» человека в существование окружающего. В последующем суть этой «веры» характеризуется принципом «стихийного реализма».

            Поскольку признание наличия «веры» в философских работах прошлого находит свое выражение как в материалистических, так и в идеалистических учениях, то со временем сама философия становится источником для постановки и изучения данной проблемы.

            Хотя явление «веры» всё больше обретает интерес к своему изучению с позиций философии, оно также становится актуальным и для рассмотрения с естественно-научных позиций, ибо связано с природой самого человека. Это обнаруживается как в анализе психологических явлений у человека в условиях нормы, так особенно в случаях возникновения психической патологии, получающей в клинике свое выражение через явления (симптомы) так называемой дереализации, с одной стороны, и галлюцинаций с другой.

            Явление дереализации состоит в том, что всё воспринимаемое человеком, хотя и представляется ему в неискаженном (с точки зрения объективного содержания) виде, но чувственно переживается как нереальное. Напротив, при явлении галлюцинации воспринимаемое переживается человеком как реально существующее, но на самом деле с таким содержанием его нет в действительности.

            В норме у человека эти две стороны восприятия всегда сбалансированы и поэтому объекты среды предстают перед человеком в своем истинном качестве и как реально существующие. Рассмотрение этого вопроса целесообразно начать с условий нормы, исходя из взглядов психологов (ранних и поздних), занимавшихся изучением чувственного восприятия действительности человеком.

            Предпосылкой к позитивному анализу вопроса может служить понятие «чувственная данность», которое по-разному рассматривалось представителями различных философских течений. Материалисты в отличие от субъективных идеалистов в ощущениях выделяют не только их собственную субъективную сущность, но и те сведения, которые поступают к человеку из окружающего мира в ходе чувственного восприятия. Одним из ведущих подходов в материализме является отражательный, смысл которого заключается в следующем: объективная реальность копируется и «дана человеку в ощущениях» . При этом на передний план выступает познавательное значение процесса отражения.

            В конце XIX и в начале XX века в работах психологов и физиологов прослеживается мысль о том, что с помощью ощущений в психической реальности получают представительство особенности воспринимаемых объектов: их форма, пространственные характеристики и др. Однако тот факт, что человек воспринимает объект как реально существующий, рассматривается лишь в отдельных работах. В данном случае особый интерес вызывают работы Гельмгольца Г., выдающегося физиолога, основателя теории символов. Наиболее ясно его позиция видна в высказывании, уже приводимом нами ранее: «Ощущения, вызываемые светом в нервном аппарате зрения, используются нами для формирования представлений о существовании, форме и положении внешних объектов» . Как следует из цитаты, по автору, значение ощущений в создании представления о существовании объекта стоит на первом месте. Данный аспект, несомненно, является не только естественно-научным, но и философским, поскольку при этом выступает необходимость признания факта существования материальных объектов, который отрицается субъективными идеалистами.

            С точки зрения Гельмгольца Г. «представление» о существовании воспринимаемых объектов является частью чувственного восприятия, поэтому оно должно быть связано непосредственно с чувственной данностью. В соответствии с этим для раскрытия природы «представления о существовании» объектов необходимо напомнить некоторые известные положения о происхождении самой чувственной данности.

            Исходя из взглядов ученых, представителей естествознания, можно сказать, что её происхождение носит эволюционный характер. В частности, является общепризнанным факт, что сами ощущения есть продукт длительной эволюции взаимоотношений организма и среды с точки зрения приспособления. Также общепризнанной является преемственная динамика эволюционных понятий: раздражимость (способность активно реагировать на воздействия) - возбудимость (способность возбудимой ткани, в частности нервной, возбуждаться), далее — в обобщенном её проявлении у животных организмов - «психическая субъективность»,

            Значение эволюции в становлении природы ощущений. Традиционный и нетрадиционный подходы к пониманию их роли в восприятии

            Соответственно, как полагает Беркли Дж., обоснованно можно лишь утверждать о том, что достоверно есть в самом чувственном восприятии человека. В частности, бесспорным фактом является только то, что человеком воспринимаются идеи ощущений посредством органов чувств, но нельзя считать, что они связаны причинно с внешним миром, существование которого неизвестно.

            Да если бы такая связь и была, то неясно, в чём бы она проявлялась и как бы могла влиять на познание. «Вы скажете, - разъясняет эту мысль Беркли Дж., - что идеи могут быть копиями или отображениями вещей, которые существуют вне ума в немыслящей субстанции. Я отвечаю, что идея не может походить ни на что, кроме идеи; цвет или фигура не могут походить ни на что, кроме другого цвета, другой фигуры» .

            Поэтому ощущения не могли бы быть копиями качеств вещей, они не могут быть даже и их представителями, поскольку вещей в качестве внешних не существует. Поэтому вещи - это лишь комплексы ощущений.

            Беркли Дж. считает, что комплекс из идей ощущений характеризует вещь в том виде, в каком мы её представляем, но мы не можем ни познавать её сущность, ни выделять из неё нечто абстрактное. То есть она совокупно такова, какова она есть. Тем не менее по Беркли Дж. вещи имеют, во-первых, свою качественную определенность, во-вторых, они реальны.

            В системе взглядов Беркли Дж. учение о реальности составляет очень важную часть . «Я вовсе не оспариваю, - пишет он, - существования какой бы то ни было вещи.... Что те вещи, которые я вижу своими глазами, трогаю своими руками, существуют - реально существуют, в том я нисколько не сомневаюсь» .

            Далее (в п. 36) Беркли Дж. даёт разъяснения по поводу возможности происхождения восприятия идей ощущений и о самих вещах. Он в частности пишет: «Я повторю сказанное в общих чертах. Существуют духовные субстанции, духи или человеческие души, которые по своему усмотрению хотят идей или вызывают в себе идеи; но эти идеи бледны, слабы, неустойчивы по сравнению с теми, которые мы воспринимаем в чувствах. Эти последние идеи, будучи запечатлеваемы в нас по известным правилам и законам природы, свидетельствуют о действии ума, более могущественного и мудрого, чем ум человеческий. Такие идеи, как говорят, имеют больше реальности, чем предыдущие; это значит, что они более ясны, упорядочены, раздельны и что они не являются фикциями ума, воспринимающего их. В этом смысле солнце, которое я вижу днем, есть реальное солнце, а то, которое я воображаю ночью, есть идея первого» .

            Что же, таким образом, представляет собой реальность вещей? Прежде всего то, что они реально существуют. Но где? Они существуют в виде комплекса идей ощущений в воспринимающем духе. И, поскольку комплекс этих идей обуславливает качественную определенность вещи, то и реальность её существования должна предполагать ту же определенность. Сама по себе реальность существования, по Беркли Дж. - это столь же ясное чувственное выражение существования, которое привычно для всех живущих людей, ежедневно воспринимающих мир. То есть реальность существования по Беркли Дж. имеет столь же яркий характер, который присущ и процессу восприятия.

            Вместе с тем он подчеркивает, что различие в чувстве реальности все же имеется в тех случаях, когда человек по своему усмотрению вызывает в собственном духе идеи ощущений. Различие в том, что они бледны, слабы, неустойчивы. То есть, они - менее реальны. Следовательно, их реальность иная. С одной стороны она отражает факт существования воображаемого в смысле той же качественной определенности, но с другой - эта реальность не подлинная, поскольку она вызвана не божественным духом, а самим человеком. Следует также сказать и о том, что реальность, вызываемая человеком в собственном духе в виде неких химер, например, кентавров и других, по Беркли Дж., является таковой лишь потому, что она наличествует в духе, хотя она может быть недействительной в том смысле, что подобная реальность никогда не вызывалась могущественным божественным духом. Из сказанного видно, что Беркли Дж. пытается найти некоторые критерии для оценки наличия реальности и её особенностей. Очевидно, названные - это не единственные критерии. Возможны и другие, одним из них, например, может быть и наличие коллективного восприятия комплекса идей какой-либо вещи. Так, Беркли Дж. считает, что, если что-либо воспринимается коллективно, то это более надежный критерий реальности существования, нежели когда кем-то что-либо воспринимается индивидуально.

            В целом из сказанного можно заключить, что Беркли Дж. не отходит от принципа существования вещей и признания их реальности, но система его понятий искажена до противоположности с точки зрения материалистического понимания реальности, основанного на признании существования материального мира.

            В соответствии с особенностями субъективно-идеалистического учения Беркли Дж. в нем даётся и совсем иное представление о процессе познания. «Странным образом, - пишет он, - среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум». Такое человеческое мнение Беркли Дж. объясняет прежде всего наличием распространенных в жизни иллюзий и заблуждений. Он ссылается на обманчивое впечатление о том, что солнце и встаёт, и заходит вопреки действительным фактам теории Коперника . Люди же настолько привыкают к таким явлениям, что считают их и фактически действительными.

            Другим случаем, когда люди обманывают себя, следуя лишь устоявшимся традициям и привычке, является вера в существование материи. Исходя из этой веры, они поступают так, будто бы причина их ощущений и есть суть этого немыслящего сущего . Для понимания сути процесса познания Беркли Дж. приводит ряд поясняющих положений и моментов.

            Смысл понятия «вера» и принцип реальности в чувственном восприятии

            Воображение распоряжается всеми своими идеями; оно может соединять, смешивать и разнообразить их всевозможными способами; оно может выдумывать фиктивные объекты со всеми подробностями места и времени, может, так сказать, ставить их перед нашими глазами со всеми надлежащими красками совершенно в том виде, в каком они могли бы существовать в действительности. Но так как невозможно, чтобы способность воображения когда-нибудь могла сама по себе привести к вере, то очевидно, что вера состоит не в особой природе или в особом порядке идей, но в способе их представления и в том, как они чувствуются духом. Я сознаюсь, что невозможно в совершенстве объяснить это чувство или этот способ представления. Мы можем пользоваться словами, выражающими нечто близкое ему подходящее, но самое верное и надлежащее название для него, как мы уже заметили ранее, - вера, термин, достаточно понятный каждому уже из обыденной жизни; в философии же мы не можем идти дальше утверждения, что вера есть нечто чувствуемое нашим духом и отличающее идеи суждения от вымыслов воображения. Она придает первым больше веса и влияния, заставляет их казаться более значительными, упрочивает их в нашем уме и делает их руководящим принципом наших поступков. В настоящую минуту я, например, слышу голос лица, знакомого мне, и звук этот исходит как будто из соседней комнаты, это чувственное впечатление тотчас же переносит мою мысль к указанному лицу и всем окружающим его объектам; я представляю их себе существующими в настоящее время со всеми теми качествами и отношениями, которыми как я знаю, они обладали раньше. Эти идеи гораздо прочнее овладевают моим умом, чем, например, идея о волшебном замке», - заключает Юм Д. Приводимого, очевидно, достаточно, чтобы показать читателю примерную картину, которую представляет себе Юм Д. относительно чувства веры, которая выступает у него фактически единственным инструментом практической ориентации в вещах и познания действительности. И хотя Юм Д. явно преувеличил роль веры в целостном процессе познания, он совершенно точно представил явление, посредством которого решаются самые существенные моменты, характеризующие связь объектов с фактом их существования. Однако, отделяя веру от всех других познавательных механизмов и не найдя дополнительных приемов, связующих её с целостным процессом познания, Юм Д. чувствует её недостаточность для установления твердых знаний у человека относительно факта существования объектов в окружающей действительности. Это также является одной из причин, почему Юм Д. не может твердо сказать, что окружающие вещи существуют. В итоге Юм Д. называет веру «естественной религией» . Некоторых взглядов Юма Д. мы коснемся в дальнейшем.

            В противоположность Юму Д. и Беркли Дж. в трудах французских материалистов не наблюдается движения мысли в сторону скептицизма и агностицизма. Наиболее видным представителем французского материализма был Дидро Д. (1713 - 1784). Подходя к проблеме познания, он развивает (вслед за Ламетри Ж.) представления о способности ощущений быть общим свойством материи. Уделяя большое значение вопросам биологии, Дидро Д. указал, что специфическими особенностями живого является раздражительность и чувствительность. При этом он считал, что ощущения не являются зеркально точными копиями предметов, также он указывает и на то, что вторичные качества, хотя и не сходны с воспринимаемыми свойствами, тем не менее они объективны в том смысле, что этими свойствами причинно обусловлены.

            Беря за основу представления. Локка Дж. о зависимости знаний от ощущений и чувственного опыта, Дидро Д. не ограничивает его роль и при использовании мышлением, разумом. Напротив, между чувственным опытом и разумом имеется преемственная связь. Благодаря ей разум может глубже постигать действительность. Дидро Д. придаёт большое значение языку (наличию слов и знаков), присущему человеку, и воображению, которое прибавляет человеку возможности в познании мира.

            Не проявляя никаких сомнений в отношении объективности существования материи, Дидро Д. утверждал единство материи и движения. Он склонялся к мысли о самодвижении материи, то есть считает, что движение внутренне присуще ей. Он объясняет «самодвижение» материи её внутренней противоречивостью и разнородностью. В аспекте божественного происхождения мира Дидро Д. высказывал значительный скептицизм.

            Оценивая материалистические взгляды Дидро Д., прямо касающиеся признания факта существования материи вне человека, с позиций нашей работы нам представляется небезынтересным обратить внимание также на одно из его следующих положений. Дидро Д. не только связывает материю с движением, но и подчеркивает её прямую связь с пространством и временем. «Я не могу отделить даже в абстракции пространства и времени от существования», - пишет он1. Этот взгляд, по нашему мнению, наглядно характеризует связь существования материи с факторами пространства и времени, особенно в сравнении с касающимися той же проблемы, но противоположными взглядами Платона и Беркли Дж..

            В развитии философских представлений на природу чувственного познания весьма большое влияние оказало учение Канта И., в котором за основу берется положение о независимом существовании от человека (его сознании) «вещи в себе». «Вещь в себе» составляет краеугольный камень его учения. В принципе такой подход считается материалистическим.

            Чувственное восприятие по Канту И. начинается с воздействия этих вещей на органы чувств и с появления ощущений. Однако, по его мнению, по отношению к вещам в себе в лучшем случае эти ощущения можно рассматривать как явления. И хотя в теории Канта И. процесс познания идёт в направлении формирования суждений и умозаключений, результаты его можно относить только к миру явлений, но нельзя говорить о познании истинной сути мира вещей.

            Разработка проблемы пространственно-временной координатности материальных объектов. Характеристика термина «координатность»

            Поэтому ощущения в процессе самопознания абсолютной идеи у человека всегда выступают необходимым условием для начала этого самопознания.

            В соответствии со сказанным Гегель Г. далее подразделяет познаваемый объект на «объект чувственной достоверности», «объект воспринимающего сознания», «объект рассудочного сознания» и «объект разума». В контексте нашей работы, то есть с позиций анализа проблемы восприятия реальности, представляет особый интерес рассмотрение двух первых из названных «объектов».

            При исследовании Гегелем Г. «объекта чувственного сознания», хотя и предполагается в качестве субъекта мыслящий человеческий индивид, но фактически он представлен лишь его мышлением, сознанием. Соответственно и знание о предмете при этом понимается как постижение его мышлением. Вместе с тем по Гегелю Г. предмет является сознанию как непосредственный, сущий, данный . То есть это предмет - непосредственного чувственного созерцания, тот, который мы видим перед собой, который мы можем, если нужно, потрогать, ощутить на запах и т.д. Такой предмет — есть предмет чувственной достоверности (реальности). О нем можно сказать конкретно, что он «этот, а не тот», он «здесь, а не там», имеется «теперь, а не тогда».

            Вместе с тем, по Гегелю Г., хотя в сознании и имеются такие подробности, с точки зрения полученного знания оно ещё «бедное мыслью» , потому что, если отвлечься от второстепенных моментов ощущения, можно в первую очередь сказать, что воспринятое существует, оно есть. Вопрос же о том, каков предмет, может ставиться уже в том случае, если он действительно есть. При этом достоверность существования предмета, по Гегелю Г. — это его данность в чувственном созерцании, наблюдении. И хотя данность существования выражается и как знание, но прежде всего она проявляется как чувство.

            Правда, в научном познании выяснение существования чего-либо, например элементарных частиц, может осуществляться человеком и опосредованно, поскольку их нельзя видеть. Однако и при этом окончательное признание факта их существования может быть сделано посредством какой-либо визуализации; пока же этого нет, вопрос продолжает стоять на уровне гипотезы.

            Но, хотя предварительным условием познания какого-либо предмета является его бытие (предмет прежде всего должен быть, существовать), оно тем не менее должно быть всегда конкретным. Это означает, что предмет должен иметь свою качественную определенность. Вместе они (и бытие, и эта определенность) и составляют предметную реальность. Для познающего субъекта, по Гегелю Г., этой реальностью может быть только вещь, обладающая многочисленными свойствами. Поскольку ощущения представляют единичные свойства, вещь может быть только продуктом восприятия. Поэтому эта ступень познания и названа Гегелем Г. «воспринимающим сознанием».

            Суть этого «воспринимающего сознания» в познавательном плане, по Гегелю Г. состоит в том, что при этом знания уже могут характеризовать, каков предмет по своей сущности. Сущность же и раскрывается через качественную определенность предмета. Определенность же вещи, то есть какова она есть по себе, обнаруживается, как полагает Гегель Г., в отношении её к другим вещам и к познающему субъекту. В данном случае, необходимо, однако, подчеркнуть ещё одно обстоятельство, касающееся характеристики «объекта воспринимающего сознания». По Гегелю Г., если сущность вещей становится предметом сознания, то это уже больше не чувственное, но «воспринимающее сознание . Это означает, что в данном случае для мышления (сознания субъекта) выступает на первый план целостное знание о предмете, а не чувственная сторона, характеризующая лишь его бытие.

            Завершая рассмотрение представлений Гегеля Г. относительно объектов «чувственного» и «воспринимающего» сознания, следует подчеркнуть, что посредством этих понятий не только поставлен, но, пожалуй, впервые в истории философии специально рассмотрен вопрос о связи и соотношении бытия вещей и их качественной определенности. Из этого рассмотрения видно, что первичным по Гегелю Г. выступает бытие, хотя оно первоначально «безлико». Лишь в последующем, по мере обретения знания, оно «наполняется» всё более конкретным содержанием. Это наполнение продолжается и на следующих ступенях познания: «объекта рассудочного сознания» и «объекта разума».

            В этой связи следует также подчеркнуть, что по Гегелю Г. оформление знания есть закономерный процесс, суть которого может быть охарактеризована категорией «восхождения от абстрактного к конкретному». И, хотя Гегель Г. начинает рассматривать абстрактное в качестве «абсолютной идеи», данная категория применима и в материалистическом плане при анализе развития знания: движению его от менее содержательного к более содержательному1 .

            Несмотря на большое идейное влияние учения Гегеля Г. на многих философов, рядом из них не была принята сама идеалистическая его направленность. В частности, Фейербахом Л., взгляды которого первоначально формировались под влиянием Гегеля Г., не была принята сама первооснова учения — диалектика. Более того, отвергнув диалектику, начиная с приложения её к абсолютной идее, Фейербах Л. обратился к пересмотру представлений Гегеля Г. и о природе. В теории познания он продолжает разрабатывать сенсуалистическое направление. Познание по Фейербаху Л. первоначально может быть лишь на основе чувственного восприятия и ощущений. Чувства передают человеку непосредственную данность о вещах.

            В то же время Фейербах Л. не отрицает и опосредованности в получении знаний о вещах и явлениях: многое, о чем можно судить, узнается человеком косвенным путем.

            Фейербах Л. не преувеличивает роли эмпирических знаний, как и не считает, что в ощущениях нет достаточной достоверности. Вместе с тем, Фейербах Л. не доходит и до правильного понимания роли практической деятельности в познании, он также не оценивает важной роли эволюции органов чувств и ощущений в оптимизации процесса познания. Поскольку Фейербах Л. не оценивает в полной мере также социальную природу человека, в целом его материализм остается антропологическим.

            В то же время, Фейербах Л. совершенно справедливо говорит о том, что человеческие ощущения качественно отличаются от ощущении животных . Он полагает, что если бы человек не отличался от них в ощущениях, то он не отличался бы и в мышлении. Задача мышления по Фейербаху Л. собрать, различать, сравнивать и классифицировать чувственные данные, и обнаруживать и понимать в них скрытое, непосредственно не выявляющееся содержание. По Фейербаху Л., таким образом, мышление носит опосредованный характер.

            Истинность же понятий о вещах и явлениях выясняется, по мнению Л.Фейербаха, посредством сопоставления выводов с чувственными данными. При этом, однако, у Фейербаха Л. не получает должного места использование категорий. Им также не используется и глубокая идея Гегеля Г. о движении теоретического мышления от абстрактного к конкретному. Не получает у Фейербаха Л. научного использования и роль практики как критерия истины в познании.

            Похожие диссертации на Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности