Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности Суходуб Татьяна Дмитриевна

Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности
<
Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Суходуб Татьяна Дмитриевна. Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности : ил РГБ ОД 61:85-9/609

Содержание к диссертации

Введение

1-й раздел : Духовная культура как характеристика всеобщности общественной практики и индивидуальных форм деятельности .12

II-и раздел : Понятийная и образная формы категориального освоения всеобщего в самосознании индивида 71

II1-й раздел : Индивидуальное распредмечивание всеобщности духовной культуры и его роль в становлении коммунистических норм общения 107

Заключение 155

Список основной использованной литературы 159

Введение к работе

Актуальность темы. На июньском / 1983 года / Пленуме Центрального Комитета КГОС отмечалось: "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека - не только важная цель, но и неприменное условие коммунистического строительства" .

На данном этапе развития практики, в условиях сознательно творимой истории, общественно-историческая необходимость прокладывает себе путь в форме осознанной необходимости или свободы, а потому индивид должен быть способен "действовать так, как р того действительно коммунизм требует" . Способность индивида свободно действовать в соответствии с исторической необходимостью определяется, с одной стороны, мерой общественного освоения всеобщих связей и отношений объективного мира, а, с другой стороны,- индивидуальной мерой освоения их, пониманием субъектом истории всеобщего как закона общественного развития.

В силу того, что "индивидуальная и родовая жизнь человека не являются чем-то различным, хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо более особенным, ли бо более всеобщим проявлением родовой жизни" , данный принцип

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Докл. Пленуму ЦК КПСС, 14і июня 1983 т.- В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КГОС. : 14-15 июня 1983 г.- М.: Политиздат/ 1983, с 27. о Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи.- Поли. собр. соч., т. 41, е.- 302.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года,-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 119.

4 современного этапа практики и необходимого общественного развития делает актуальным вопрос об условиях и объективных основах совпадения общественно-выработанных, родовых, и представленных предметностью культуры форм деятельности и индивидуальных форм самодеятельности, деятельности по типу всеобщего труда.

Одним из факторов становления творчески ориентированного массового самосознания индивидов, как условия действительного созидания в формах индивидуально-общественной практики в условиях социализма выступает духовная культура. Как исторически оп-редмеченное общественное сознание она, с одной стороны, предстаёт в индивидуальном процессе распредмечивания логикой' развития всеобщего человеческого сознания, логикой отражения в культуре эпохи и идеального разрешения социальных противоречий. С другой стороны, духовная культура - потенциальное индивидуальное сознание, действующее по типу всеобщего в силу осознания тенденций общественного развития, способов мышления и деятельности исторического субъекта.

Одновременно для формирующегося актуального сознания противоречивость культуры предстаёт идеально-чувственным разрешением проблемности его собственного бытия, тем самым - определённой характеристикой индивидуальной практики, мировоззренческим ориентиром. Однако "путь от сложившейся внутренней потребности людей в культуре до наиболее полной её реализации в их разнообразной духовной деятельности в социально значимых формах весьма сложен и нелёгок"1. Путь этот отмечен проблемами возможного проявления и принципиально некоммунистических форм духовного общения и ин-

За тесную связь теории и практики : /Передовая/.- Вопр. философии, 1982, Я0- I, с. 17. дивидуальной деятельности . В целом же вся эта система социально важных вопросов упирается в проблему исследования условий адекватного общественно-историческому содержанию культуры, процесса её распредмечивания.

Степень разработанности проблемы. Классики марксистской философии дали общие принципы философского решения проблемы деятельностных форм распредмечивания культуры. Принцип взаимосвязи практики и культуры как мировоззренческо-философская проблема представлен во многих работах современных авторов и имеет уже концептуально-целостную исследовательскую традицию.

В исследованиях современных философов-марксистов проанализированы отдельные аспекты проблемы, связанные : с философской разработкой вопросов теории культуры в целом, её деятельностных характеристик, мировоззренческого, гносеологического и онтологического статуса / Быстрицкий Е.К., Давидович В.Е., Джиоев О.И., Есипчук Н.М., Жданов Ю.А., Крымский СБ., Маркарян Э.С., Межуев В.М., Табачковский В.Г., Тарасен-ко Н.Ф., Чавчавадзе Н.З., Шинкарук В.И,, Яценко А.И. и др. / ; с вопросами исторически выработанных и. общественно функционирующих форм преемственности / прежде всего культурно-исторического опыта, категорий, традиций и т.д. /в развитии культуры / Андрос Е.И., Баллер Э.А., Баткин Л.М., Булатов М.А., Журавлёв В.В., Злобин Н.С., Иванов В.П., Николаенко Л.Г., Таври-зян Г.М., Яценко А.И. и др. / ; с историческими формами существования культуры и типами определяемых ею мировоззрений / Гайденко В.П., Григорьева Т.П.,

См.: Воинствующий материализм - философское знамя коммунизма.- Коммунист, 1982, № 4, с, 66.

Гуревич А.Я., Загороднюк В.П., Лихачёв Д.С., Лосев А.Ф., Попович М.В., Челидзе Л.Л. и др. /. В данной группе работ исследуется и генезис категориального восприятия в разные эпохи, историческое своеобразие различных типов познания ; - с типологизацией категорий культуры, философии и мировоззрения, способами исторических категоризации мира в сознании человека и освоения его в познавательных актах / Булатов М.А., Быстрицкий Е.К., Звиглянич В.А., Кошарный С.А., Табачковский В.Г. и др. / .

Основное внимание в философских исследованиях культуры сосредотачивается на решении проблем общественного функционирования культуры в исторических формах практики и мировоззрения / а тем самым - и в формах самосознания / в самом общем понимании. Вопросы о социализации индивидов посредством освоения предметных форм культуры в деятельности и общении, о распредмечивании всеобщности культуры в контексте исторических форм существования практики решаются в принципе, т.е., или с точки зрения методологии марксистско-ленинской гносеологии, как принципа исследования современных буржуазных концепций культуры, или с точки зрения общественного воспроизводства и тем самым - воздействия на личность.

Непосредственные задачи практики коммунистического воспитания требуют, а проведенная в литературе работа создаёт условия для рассмотрения взаимодействия практики и культуры в плане анализа закономерностей индивидуального духовного освоения всеобщего сознания в процессе распредмечивания культуры, как одного из условий совпадения общественно-выработанных /культурных/ и индивидуальных форм деятельности, совпадения общественной и индиви- дуальной меры освоения всеобщего, как объективного закона развития исторической необходимости.

Цель и основные задачи исследования. В диссертации ставится цель: на основе анализа духовных форм освоения всеобщности культуры раскрыть в тенденции общественного становления процесс. формирования индивидуальных форм самосознания и деятельности по типу всеобщего труда.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования требуется решение следующих задач : раскрыть конкретно-историческое / соответствующее современному этапу развития. / содержание всеобщности практики, её предметное воплощение в духовной культуре, условия индивидуального осознания и действия по логике общественно-исторической необходимости, показать принципиальную тождественность всеобщности практики и всеобщности духовной культуры / практики в сфере самосознания / ; раскрыть категориальный характер понятийно-образного освоения всеобщего в самосознании личности ; на этой основе проанализировать закономерности освоения индивидом всеобщего в процессе распредмечивания духовной культуры ; проанализировать причины несовпадения индивидуальных и общественно-выработанных, культурных / по типу всеобщего труда / форм деятельности.

Теоретической основой и методологическим базисом исследования являются основополагающие принципы марксистско-ленинской философии. Концептуально автор опирался на имеющиеся в монографической литературе исследования практики, мировоззрения, духовных

8 способов освоения действительности, категориального строя мышления, общения, анализ категорий "единичное - особенное - всеобщее", проблем свободной деятельности целостно развитого человека, соотношения чувственного и рационального в познании и практике, на историко-философский и культурно-исторический материал.

Основные результаты диссертационного исследования, претендующие на научную новизну, в виде тезисов, выносимых на защиту, могут быть сформулированы следующим образом : в условиях классово-антагонистических обществ приобщение индивида к всеобщей культуре аналогично отношению конкретного и абстрактного труда. Индивид выступает как абстрактный индивид, неспособный освоить всеобщее в его конкретности, поскольку объектом его практической деятельности выступают предметы, а не предметность общественных отношений ; реальная действительность всеобщего труда смещается в условиях социализма с абстрактной формы его общественного проявления /на стороне общества в целом/ в сторону конкретной, индивидуально проявляющейся, его всеобщности. Это позволяет понимать всеобщность практики, как принцип организации и развития общественности, закон общения. Формы развития индивидуального становятся и формами действительного развития всеобщего /общественного / ; культура /духовная в том числе/ является не только способом деятельности и деятельностного мироотношения, но и опредме-ченной историей становления форм практической деятельности с имманентными им противоречиями. Поэтому освоение духовной культуры воспроизводит в идеальной форме историческое развитие всеобщности практики, является формой индивидуальной практики в области

9 самосознания, обладающей способностью до-развития индивидуального сознания до всеобщего. Противоречивость культуры при этом выступает в качестве проблемности индивидуального бытия ; категориальность как форма воспроизведения в познавательной деятельности универсальной всеобщности практики не может быть отождествлена лишь с формированием рационального, логического, понятийного строя мышления. В мыслительных формах деятельности индивида имеет место как категориально-понятийное /рациональное/, так и категориально-образное /чувственное/ освоение всеобщности практики ; ситуация раздвоения чувственного и рационального в принципах индивидуальной деятельности, когда рациональное может оказаться рассудочным /целеполаганием в рамках ограниченных, а не всеобщих основ/, а чувственное освоение всеобщего - утверждением разумного, объяснимы неадекватными формами распредмечивания культури /при ориентации лишь на рациональные основания культуры, вне связи с её чувственной основой /. Отсюда индивидуальное освоение всеобщности духовной культуры может быть движением от рационального понимания всеобщего к нравственно-чувственному восприятию этого всеобщего в самосознании индивида.

Кроме указанных тезисов к элементам научной новизны относятся : материалистическое истолкование гегелевского понимания преемственности в развитии всего культурно-исторического процесса через формы творческого до-развития общественной предметности культуры в индивидуальной практике ; объяснение противоречивости в формах общения /разрыв наличного и должного, необходимого, сущего/ сквозь призму индивидуального осознания конкретно-исторических форм существования всеобщего труда ; исследование путей овеществления знания /основного элемента духовной культуры/, потери им своего общественно-всеобщего характера и превращения его в функциональном значении в информационный поток ; обоснование движения от абстрактно-всеобщего в мышлении к конкретно-всеобщему в деятельности, как дидактического принципа; постановка вопроса о распредмечивании всеобщего культурно-исторического опыта как процессе формирования чувственно-теоретической восприимчивости к его содержанию в опыте индивидуальном.

Практическая ценность работы. Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа путей адекватного культурно-историческому содержанию распредмечивания культуры и проблем, связанных с развитием форм культуро-творческой деятельности в зрелом социалистическом обществе, в лекционно-пропагандистской работе, в идейно-воспитательной и идеологической работе, а также при чтении курса диалектического и исторического материализма по темам : "Познание, его происхождение и сущность", "Познание как отражение действительности", "Единичное, особенное, всеобщее", "Наука и культура. Лич-ность и общество . Результаты работы могут быть научным обоснованием практических рекомендаций в области эстетического и нравственного воспитания, позволяют наметить практические и педагогические задачи самого процесса общественного распредмечива-

См.: Программа курса марксистско-ленинской философии для высших учебных заведений,- М.: Высшая школа, 1980,- 36 с. ния культуры, по сути совпадающего с задачами воспитания целостного человека, его культури чувств, культуры нравственного общения.

Апробация работы» С изложением содержания, основных идей и положений диссертации автор выступал на конференции "Гносеологические, социально-культурные и идеологические факторы детерминации духовных процессов" / Львов, 10-11 декабря 1982 г./, организованной молодёжной секцией $0 СССР / Львовское отделение /, на Республиканской научно-теоретической конференции "Мировоззренческие и методологические проблемы взаимосвязи теории и практики" / Киев, 18-20 октября 1983 г./, на методологических семинарах аспирантов философского факультета Киевского госуниверситета. Были приняты тезисы и получено приглашение на участие во Всесоюзной конференции "Политика, политическое сознание и самосознание личности" / Уфа, 22-23 сентября 1983 г./ Идеи диссертационного исследования автор использовал в процессе прохождения активной преподавательско-педагогической практики на философском факультете КГУ.

Основные положения диссертационного исследования отражены в четырёх публикациях.

Духовная культура как характеристика всеобщности общественной практики и индивидуальных форм деятельности

Проблема соотношения индивидуального и всеобщего в процессе освоения предметных форм культури прежде всего связана со способом предельно широкого, философского, познания мира, ибо, как отражение исторически меняющегося среза практического взаимодействия человека с действительным миром, характеризуется осознанием культурно-исторических особенностей философских обобщений, как предельных способов категоризации мира.

С другой стороны, исторические этапы практического отношения человека с миром - сферы действия всеобщего - характеризуются степенью совпадения форм деятельности общественного человека, его сознательной активности со всеобщими способами бытия, адекватным действием в соответствии с ними. Осознание этой закономерности, характеризующей проникновение человека в сферу всеобщего, как освоение логики, субстанциальной основы, принципа всеобщего развития, даёт возможность историческому субъекту не просто понимать, объяснять, но и действовать в соответствие с этим пониманием, управлять реальными процессами общественного развития.

В условиях социализма управление процессом развития впервые в истории становится сознательным творчеством со стороны всех членов общества. Общественно значимой становится задача формирования массового сознания у трудящихся. Это объяснимо тем, что с развитием социализма субъективность практики всё более определяет общественные формы развития, культура и история становятся сферой сознательного управления в индивидуальных формах деятельности. Отсюда логика становления данного, творчес ІЗ кого по сути, мироотношения и связанные с нею реальные задачи коммунистического воспитания трудящихся закономерно становится предметом теоретического исследования.

Культурно-историческое развитие общества и человека, как субъекта этого процесса, невозможно представить вне общественной практики, этого единственно возможного способа развития реальной человеческой сущности, которая "в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений" С началом революционно-коммунистических преобразований в обществе не только бытие класса в целом, но и каждого индивида в отдельности, становится условием данного преобразования. Индивид является исторически реально не стихийным , а сознательным субъектом истории, не просто агентом производства и пассивным или стихийно активным носителем общественных отношений, а субъектом их преобразования, творцом на коммунистических принципах и нормах общественных форм жизнедеятельности.

Анализу марксистской концепции практики в современной литературе уделено серьёзное внимание. Практически не существует философских исследований, в которых бы она не ставилась, не исследовалась или не решались бы в её контексте определённые теоретические и практические задачи нынешнего этапа общественного развития. Это объясняется, во-первых, тем, что действительность не дана человеку вне практики, а, во-вторых, проблема практики в настоящее время всё более выходит за рамки чистой теории, исследование закономерностей её развития детерминируется реальными задачами коммунистического строительства, практические трудности которого "находят своё рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики" .

Классифицируя исследования проблемы практики в современной литературе, можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это работы, касающиеся непосредственно истории формирования философской категории "практика", анализа тех её исторических форм, которые позволили Фиксировать её всеобщность, раскрыть диалектическую природу всеобщего и представить, благодаря этому категориально полно содержание принципа развития .

Следующая группа объединяет работы , посвященные практическому обоснованию деятельной сущности человека, анализу творческой деятельности как самодеятельности, раскрывающие принципиальные моменты социального становления индивидов посредством овладения определёнными формами общественной деятельности, соотношения индивидуальных и общественных форм деятельности.

Интересная исследовательская постановка задачи раскрытия сущности практического отношения человека к миру посредством анализа структурі практики в категориях опредмечивание и распредмечивание, раскрывающих предметное становление социальности и снятие этой социальности . К данному направлению по своим целевым задачам тесно примыкают работы, касающиеся вопросов освоения всеобщего, соотношения практики и познания, в которых практика рассматривается как главный системообразующий-фактор целостного процесса развития материальной и духовной культурьг. При этом трактуется практика как "всеобщность способов освоения человеком мира во всей многоплановости социально-предметных форм функционирования этой всеобщности " в противовес современному идеалистическому толкованию практики лишь в контексте абсолютизации её непосредственной деятельности, духовно-практической сторони распредмечивания, этого видимого ігоеодоления абстрактного положения классического идеализма о всеобщности теоретической деятельности.

Понятийная и образная формы категориального освоения всеобщего в самосознании индивида

Этап перехода человечества от "предыстории" к сознательно творимой истории, преобразование действительности по меркам всеобщего развития классиками пролетарского движения мыслился как "живое творчество масс" /Ленин В.И./, устраняющее различие между индивидуальным и общественным развитием творческих способностей рода "человек". Т.е., общественно развитой формой индивидуальной деятельности является сознательная преобразовательная деятельность всеобщего, выступающего законом общественного развития.

С другой стороны, процесс формирования субъекта сознательно творимой истории необходимо предполагает осознание сущности действительного развития, идеальное освоение общественной взаимосвязи человека с миром, как объектом преобразования. Именно поэтому на этапе зрелого социализма "нет и не может быть задачи более высокой, чем поднять каждого человека до уровня творца собственной судьбы, творца истории" .

Теория, обосновывающая принцип революционно-критической преобразовательной деятельности, становится материальной силой лишь тогда, когда она овладевает массами, когда "человеческая голова и те положения, которые она открыла посредством своего мышления, "выступают" основой всех человеческих действий и об-щественных отношений . В силу этого в рамках рассматриваемой в целом проблемы, нам представляется методологически значимым обращение к исследованию мышления, как всеобщего, человечески выработанного, способа освоения универсальных связей человека с предметным миром. Универсально-предметный материальный характер общественного бытия формирует мышление /как в онто-, так и в филогенезе/, но, с другой стороны, и мышление, интеллектуальная деятельность, являясь отражением и обобщением человеческого способа жизнедеятельности, выступает идеальным прообразом предметной деятельности, способностью к сущностному постижению действительности, детерминирует индивидуально-всеобщее действие на уровне понимания всеобщих связей материально-духовного мира человеческой культуры.

Общественно-выработанные способы преобразовательной деятельности, закреплённые в культуре, как предметной характеристике этой деятельности, благодаря всеобщей человеческой способности-мышлению - конституируются в сознании как идеальные прообразы реальной деятельности индивида. Само мышление при этом выступает своего рода духовной подготовкой к предметно-чувственной преобразовательной деятельности. Оно "раскрывает предает как возможность /но не действительность/ субъекта" , проецируя выход из этого мира возможного в творческие формы сознательного отношения человека к миру : искусство, нравственную деятельность, историческую практику.

Как деятельность сознания в его функциях самосознания и це-леполагания человеческое мышление формируется в виде потенциальной способности к творчеству и реализуется как творчество в общественных формах деятельности посредством освоения предметности природной субстанции, ставшей культурой. В силу этой предметности своего становления мышление и выступает детерминантом, идеальным прообразом целеполагающей практической деятельности, охватывает развитие "всего конкретного содержания мира и познания его" .

Однако, имея объективной основой становления чувственно-предметнуго деятельность, абстрагирующая и обобщающая способности мышления /интеллектуальная деятельность/, формируясь в ней, возникает как распредмечивание опредмеченных в культуре прошлых деятельностных общественных форм. В противном случае, будь механизм становления другим, не наблюдалось бы культурно-исторической преемственности в формах мыслительной деятельности, репродуктивного воспроизведения мышления как родовой человеческой способности, наконец, самой культуры мышления как таковой. Поэтому вполне закономерно замечание Фролова А. о том, что "моральное сознание, чувство красоты, всё то, что традиционно принято относить к сфере культуры, должно войти в определение мышления не как некоторое"содержание" всеобщих, а поэтому и пустых схем мышления, а как его существенные и необходимые логи-ческие определители".

Вычленить и рефлективно представить взаимосвязь всеобщего в формах деятельности и "логических определителей" всеобщего в духовной культуре нам представляется возможным лишь на пути исследования закономерностей становления мьшления как продуктивно творческой способности, ибо именно в творческом мышлении функционально живет всеобщее как культуры, так и проецируемой всеобщей деятельности. Т.е., в деятельности мышления как моменте всеобщего труда /сущность труда и составляют "тождество и раздвоение предметно-чувственной и мысленной переделки предмета" / в силу процессуального совпадения духовного производства продукта и производства собственной /субъективной, но всеобщей / творческой силы /способности/ всеобщее может быть представлено как особенное, говоря словами Библера B.C., во "всеобщности /куль-турности/ творческого индивида" .

Индивидуальное распредмечивание всеобщности духовной культуры и его роль в становлении коммунистических норм общения

В первых главах диссертационного исследования мы показали, что условием совпадения индивидуальных и общественных форм деятельности /особенность современного этапа революционной практики/ является действие на уровне всеобщего, когда преобразование человека совпадает с преобразованием обстоятельств.

Такое понимание всеобщности практики как формы становления и развития общественности, социальности, не сводимой лишь к духовной или лишь к материальной её фоше, помогает увидеть субстанциальную основу всеобщности практики не только в её общественно-функционирующей форме, айв форме индивидуальной, как действительной форме его существования. При этом практика выступает, с одной стороны, законом взаимосвязи различного, особенного /природы, общества, человека/, а, с другой стороны - необходимым законом общения людей в их преобразовательной деятельности. Марксистский анализ капиталистического производства как раз и позволил в этой форме конкретно-исторического существования практики представить её в действительной всеобщности, как революционную практику пролетариата, действующего по универсальным меркам всеобщего освобождения как самоосвобождения. Всеобщность характеризует собой принцип организации и развития общественнос-ти, как формы существования человеческого /в отличие от природного и эксплуататорского социального /вообще, именно в силу этих положений и становится общественно возможным превращение труда в самодеятельность, приобретающую все характеристики всеобщего труда, прежде всего - универсальную деятельность, не ре 108 продуктивную, а творческую и сознательную, во всеобщую - в смысле возможности управления процессом развития, ибо осуществляется она через понимание общественных связей в сферах индивидуальной деятельности на основании познания закона их развития.

Всеобщим онтологическим принципом является принцип развития, всеобщим субъектом процесса развития - общественный человек. Всеобщее тем самым выступает принципом связи человека, осознание и действие в соответствии с этим принципом в сфере практики, как деятельностном преобразовании мира /в котором производство вещей совпадает с производством человека/, на этапе сознательного творчества, как управления развитием, предполагает осознание этого закона объективной реальности, имманентно проявляющегося и в сфере практики /производственных отношений /, и в сфере общественных связей в целом /личностного общения людей /.

Последнее на данном этапе развития революционной практики, как этапе зрелых социалистических форм, всё более становится предметом преобразования и поэтому не может не вызывать к себе исследовательского интереса. Помня, что всеобщее "существует лишь в отдельном и через отдельное , нам представляется особенно важным, проследить закономерности преобразовательной деятельности именно в сфере "производства самой формы общения" /Маркс К./, как одной из сфер преобразовательной революционной деятельности по типу всеобщего труда.

Общение - форма производная, определяемая производственной сферой практики, однако на этапе становления сознательного творчества" и "принципиально самостоятельная, ибо всеобщность деятель 109 ности всё более определяется не столь чисто производственной сферой, существующим разделением тщца, сохранением пока ещё на данном этапе нетворческого ручного труда, сколь "второй" стороной всеобщности практики, представленной необходимыми, закономерными связями предметно оформленной культуры, общественным процессом образования и воспитания, как процессом идеального включения в систему реальных общественных отношений. Точнее говоря, сознание определяет не только практическая производственная сфера бытия, но и сфера идеально-духовного бытия, действительность которого представлена прошлой культурой.

Проведение социально-культурной революции в условиях социализма делает всё более возможным и эффективным /в смысле становления социалистических норм общения / смещение в сторону "производной" от материальной сферы производства - духовно-практическую и духовно-теоретическую распредмечиваюшую деятельность. Предметность представленных духовной культурой идеально существующих связей, как закон всеобщего развития, оказывает не меньшее влияние на становление форм индивидуальной деятельности по типу всеобщего труда, чем сама производственная сфера, формирует принципы и нормы общения, "производство самой формы общения" /Маркс К./. А это означает, что при нашей постановке вопроса, касающейся формирования индивида, отрицающего в себе абстрактную всеобщность, и являющегося конкретно-исторической формой существования человеческого, исторического, общественного, иными словами - всеобщего, всеобщности.культуре, не может ограничиться анализом общественных отношений, детерминированных непосредственно сферой производственного труда. Подобный анализ с необходимостью должен предполагать и исследование закономерностей общения, как постижения закона всеобщего и в сфере идеально представленных в формах культуры общественных связей. Они играют не менее существенную роль в процессе осознания всеобщего, как закона, определяющего управление процессом развития.

Всеобщее в общественном развитии прокладывало.себе путь через особенные формы, возведённые в ранг то ли общественно регламентированной нормы поведения, то ли божественно-идеального охвата целостности, тотальности развития действительности, то ли через наделённые функцией всеобщего частные явления. Т.е., формы всеобщего различны, но содержание неизменно одно : закон, определяющий общественное развитие и тем самым связывающий воедино в развитии человека, как субъекта общественного производства и целостный общественно функционирующий феномен его культуры, т.е., "всеобщее - развитие -человек" в практике.

Похожие диссертации на Диалектика индивидуального и всеобщего в формировании духовного мира личности