Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика функционирования сознания Иойлева Галина Валентиновна

Динамика функционирования сознания
<
Динамика функционирования сознания Динамика функционирования сознания Динамика функционирования сознания Динамика функционирования сознания Динамика функционирования сознания
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иойлева Галина Валентиновна. Динамика функционирования сознания : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01 / Иойлева Галина Валентиновна; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет].- Санкт-Петербург, 2005.- 383 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования

Сегодняшние радикальные изменения характера деятельности людей и возрастание её масштабов в современном мире придают философскому обращению к проблемам сознания элементы особой социокультурной и практической актуальности. Глобальные и смысложизненные вопросы, которые возникают сегодня в космической, экологической, научно-технической, социокультурной, экономической, политической и других областях жизнедеятельности человека, требуют значительного переосмысления на уровне как общественного, так и индивидуального сознания.

Немногие философские категории обладают столь сложной и противоречивой судьбой, какой отличается понятие сознания. Его природа вобрала в себя много значений с присущей им высокой обобщенностью, опосредованностью и предметным своеобразием. Сложность и специфичность понятия сознания всегда были и остаются серьезными препятствиями на пути постижения его тайн. Они постоянно стимулируют исследовательский интерес, провоцируя философов и ученых на интригующие сюжеты и повороты. Огромное разнообразие взглядов на природу сознания напоминает сегодня непроходимый лабиринт, из которого нельзя выбраться, не прибегая к сильным упрощениям.

В настоящее время исследования сознания в науке носят междисциплинарный характер. Философское понятие сознания обобщает новые результаты, полученные на стыках психологии, лингвистики, семиотики, логики, антропологии, биологии, культурологии и смежных с ними областей знания. Сегодняшние рассуждения о сознании отличаются той связностью философских и научных аргументов, в пределах которой развести их бывает практически невозможно. В этом отношении весьма показателен один из недавних примеров междисциплинарного синтеза понятий о сознании на основе принципов феноменологической философии, позволяющих строить модели «искусственного интеллекта».

Сознание - неклассический объект исследования, ибо оно по своей природе инерционно, эволюционно направлено и не подда-

-Х.Пегербург '(

200рРК \

ётся мгновенной трансформации, представляет собой сложный специфический процесс. Его невозможно свести к чему-то простому, так как оно имеет дело со смыслами, которые не подвластны принципам формальной логики, способной раскрывать лишь определённые связи в знаковых системах, но не охватывающей творческую природу человеческого сознания. Сознание предстаёт перед исследователями в разных ипостасях: то как воплотившиеся в предметах труда и культуры образ или модель, схема, логика деятельности; то как свойство самого объективного мира, атрибут и функция социальных систем деятельности; то как отношение, поскольку сознание оказывается способом существования не только духовной, но и материальной социальной связи общественных индивидов.

Сознание - сложное системное образование («...органическая целостность, не могущая рождаться частями» М.К. Мамардашви-ли), совокупность весьма разнородных идеальных процессов -мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции. Эти значения сознания выражают структурные отношения его внутреннего мира, позволившие изучать нам каждый тип структур и процессов в отдельности и взаимодействии.

Степень разработанности проблемы и теоретические источники

Разработка динамических особенностей функционирования сознания связана с исследовательскими программами ряда основных направлений современной философии. Прежде всего следует указать на феноменологическую философию сознания, восходящую к Э. Гуссерлю. Как известно, он определил сознание в качестве совокупности чистых возможностей. Тем самым феноменология обратила внимание на потенциал динамических качеств сознания. В конце XX века такая идея оказалась весьма кстати при теоретическом обосновании конструирования программ виртуальной (потенциальной, возможной) реальности «искусственного интеллекта». Сознание как «совокупность чистых возможностей» стали соотносить с человеческим сознанием и с явлениями типа

«искусственного интеллекта», также как идеал - с конкретными формами его воплощения. Сознание отдельного человека или модель «искусственного интеллекта» можно считать частным случаем реализации возможностей «чистого сознания». Именно поэтому феноменологическое понятие о сознании сыграло роль эффективного и оптимального средства при построении информационно-познавательных моделей сознания.

История формирования понятия «сознание» позволяет нам судить о его наиболее существенных качествах. Во-первых, это относится к инструментальным качествам сознания. Инструментальные качества превращают сознание в универсальную способность человека по приобретению знаний, их преобразованию, хранению, воспроизведению и оценке, ориентированию в мире. Они обеспечивают общение людей и обмен опытом. Благодаря инструментальным качествам, сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности (в создании материальной и духовной культуры, общении людей и приобретении нового знания, прогнозировании будущего, принятии решений, в поиске новых способов существования и свободного,развития личности и др.). Наконец, инструментальный характер сознательного поведения человека указывает нам на отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ.

Во-вторых, целостная связность и согласованность взаимодействия структур, процессов и состояний сознания. Благодаря качествам связности и согласованности, работа сознания отличается сложной динамикой изменений весьма разнородных процессов. Речь идет, например, о динамике когнитивных (перцептивных и мыслительных), эмоциональных, волевых и мнемических процессов, а также процессов воображения, интуиции, воспоминания. Протекание процессов сознания обеспечивается ресурсами соответствующих им структур. Каждая из структур сознания может играть ведущую роль, взаимодействуя с другими структурами. Когда говорят, например, об эмоциональном сознании или воспоминании, это вовсе не означает, что остальные структуры сознания не участвуют в их работе.

В-третьих, феноменологические качества сознания. К ним обычно относят свойства интенциональности сознания: «сознание на ... (на что-то, на кого-то и т.п.)» и «сознание о ... (о чем-нибудь, о ком-либо и т.п.)». Интенциональные качества сознания выражают возможности соотнесения человека с разнообразием предметных значений мира в их исторических, социальных и культурных ограничениях. Другими словами, феноменологические качества направленности сознания говорят нам об осознании человеком своего бытия в разнообразии его проявлений. Конечно, следует различать направленность сознания «вовне» и «вовнутрь». Сознание может быть ориентировано как на внешний мир бытия человека, так и на его внутренний мир. В последнем случае направленность сознания фиксируется в актах самосознания, самонаблюдения, самоанализа, самооценки, саморегуляции и т.п.

В-четвертых, эпистемические качества сознания, выражающие состояния внутреннего мира человека. Под эпистемическими качествами обычно подразумевают состояния сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, подавленности, вины, радости, возбуждения, желания и многие другие. Природа подобных состояний сознания представляет собой сочетание самых разных признаков. Так, каждое состояние сознания может сочетать в себе элементы знаний или другой информации, оценочно-ценностные качества эмоций, свойства воли, элементы бессознательной психики, а также находится под воздействием многих других психических и телесных факторов. Когда, например, мы сознаем, что в чем-то виноваты, ощущаем страх, возбуждение, выражаем свою уверенность или испытываем чувство удовольствия, наслаждения, то общими признаками подобных состояний являются степени их осознанности, уверенности, удовлетворенности, желательности, ценности, ориентирования и т.п.

Явные существенные различия философских и специализированных взглядов на природу сознания заставляют искать интегра-тивно-системные стратегии (пути, принципы, методы) его исследования. Их методологические преимущества заключаются в том, что они способствуют преодолению не только традиционных иллюзий, но и односторонности философских или каких-либо специально-теоретических подходов к сознанию. Междисциплинарная

интеграция знаний не исключает, а предполагает плюрализм кон-
] цепций сознания, в котором отсутствуют их механические взаимо-

подмены и редукции одних к другим. Чем интенсивнее дифференциация и специализация концепций сознания, тем заметнее сказывается потребность в интегральных обобщениях и комплексных знаниях о нём. Ни психологические, ни логико-лингвистические, ни психолингвистические, ни культурно-исторические, ни нейрофизиологические, ни информационно-кибернетические, ни какие-либо другие модели сознания сами по себе не дают целостного представления о его свойствах, механизмах, строении, развитии и функционировании. Более того, значение различных аспектов проблемы сознания нельзя понять достаточно полно, не выходя за пределы соответствующих им областей специального знания.

Реализация комплексных, междисциплинарных программ исследования сознания опирается на фундаментальные философско-методологические разработки большого класса проблем познания, сознания, мышления, практики, общения, культуры и истории, представленных как в нашей, так и в зарубежной литературе. Прежде всего речь идёт об историко-философских, теоретико-содержательных и субъектно-деятельностных подходах к сознанию, взаимосвязи сознания и мышления, сознания и знания, их бытийственности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Д.И. Дубровский, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, П.В. Копнин, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейн, В.А. Штофф, А. Валлон, Ф. Клике, Ж. Пиаже, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, X. Хекхаузен, Ю.М. Романенко, СВ. Никоненко и др.).

Всестороннее освещение получили проблемы взаимосвязи
языка, речи и мышления в процессах осознания действительности
(знаковая природа языка, роль языка в процессах осознания, знак и
значение, внешняя и внутренняя формы языка, речемыслительные
механизмы, семантическая организация мысли и т.п.), логические
аспекты понятийной организации мышления и сознания (особен-
% ности понятийной формы, индуктивно-дедуктивные закономерно-

сти, операциональный состав и т.п.), когнитивные аспекты структуры и процессов мыслительной и сознательной деятельности (онтогенез и формирование мыслительных и сознательных действий,

2 Зак. 288

процессы разрешения проблемных ситуаций, соотношение перцепции и мышления, воображение, творческие механизмы мышления и сознания и т.п.), нейрофизиологические и нейропсихоло-гические механизмы мышления в процессах осознания, а также информационно-когнитивные модели сознания (Н.П. Бехтерева, А.В. Брушлинский, Е.К. Войшвилло, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Г.Л. Тульчинский, Д.Н. Узнадзе, С.С. Гусев, Я.А. Слинин, В.В. Налимов, А.Ю. Агафонов, В.М. Ал-лахвердов, В.И. Молчанов, Ю.М. Шилков, СБ. Крымский, Б.А. Парахонский, О.С. Анисимов, В.Е. Сиротский, Г.М. Кучинский, М.В. Попович, Ф.Х. Кессиди, А. Тойбер и др.).

Вместе с тем, сегодняшнее развитие наук когитологического цикла выдвигает на повестку дня целый ряд новых вопросов теории сознания как деятельности, требующих философского осмысления (проблемы взаимосвязи инструментальных, феноменологических, эпистемических и других закономерностей сознательной деятельности, роль эмоциональных, волевых и мнемических факторов в процессах сознания). В этой связи особое значение приобретают отдельные идеи и концепции сознания, сформулированные в современной зарубежной философии, к которым обращается автор в данной работе (при анализе различного рода тенденций -интроспекционистской, аналитической и др., развития сознания, его понятийной неопределённости, целесообразности структурирования): Вундт, Ясперс, Витгенштейн, Остин, Райл, Джемс, Сартр, Боринг, Фрейд и др.

Базисные составляющие: психика, память, мышление, эмоции анализируются на основе зарубежной специальной литературы -Dorsch F., Holender D., Kihlstrom J. F., Peterson S.E., Velmans M., и

др.

Безусловно, многие идеи и положения, на которые опирался автор в разработке своей концепции сознания как когнитивно-творческой деятельности субъекта, имеют самостоятельную ценность и зачастую не связаны друг с другом. Но они оказались объединены вокруг избранного автором предметно-тематического направления и нашли своё применение в соответствии с его целями и задачами.

Цель и задачи исследования

Главная цель исследования заключается в разработке динамической модели сознания, выражающей целостно-связную совокупность предельных обобщений о природе его функционирования. При этом в центре внимания оказываются интегральные когнитивные и коммуникативные способы сознательной деятельности человека (как в субъектном, так и в интерсубъектном смысле слова).

Достижение цели сопряжено с постановкой и решением следующих задач:

проанализировать основные типы решения проблемы сознания в современной философии и науке;

охарактеризовать соотношение философского и специально-научного подходов к сознанию (обращая внимание на его психологические, лингвистические, социальные и информационно-технологические аспекты);

разработать модель строения сознательной деятельности на основе экспликации взаимосвязей её инструментальных, феноменологических и эпистемических компонентов; раскрыть общие когнитивно-творческие механизмы сознательных процессов;

конкретизировать характер воздействия на сознание эмоционально-ценностных, волевых и мнемических факторов.

Методологическая основа исследования

В диссертации были использованы разнообразные методологические принципы и приемы изучения природы сознания с учетом идеи междисциплинарного подхода. В частности при выяснении состояния проблемы использовались приемы описания, сравнения и обобщения конкретного материала по сознанию в философии, психологии и лингвистике. Раскрывая динамику процессов сознания, мы использовали принципы интенциональности, функционального и операционального анализа, принципы интериори-зации и экстериоризации, принцип интерсубъективности. При обосновании гипотез мы стремились указать на их связи с традицией, обращая внимание на ее недостаточность. Были использованы приемы описания и обобщения конкретного психологического материала.

Аналитические и феноменологические средства философской методологии позволяют акцентировать приоритет целостности, противоречивости, сложности, креативности (когнитивной продуктивности), субъектно-деятельностных и связанных с ними свойств и закономерностей сознания. В свою очередь, принципы специально-научных методологий способствуют «закреплению» логических, психологических, лингвистических, культурно-исторических и других дифференциональных различий в интегра-тивном синтезе знаний о сознании.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней предпринята попытка построения динамической модели сознания на междисциплинарных основаниях. Ссылаясь на опыт исследований в современной философии, есть все основания полагать, что реальные сознательные процессы и их когнитивно-творческий потенциал в значительной мере определяются разнообразными субъ-ектно-деятельностными и интерсубъектными факторами и способами их организации. Такая исследовательская парадигма выражает магистральное направление научных поисков последних лет в гуманитарных и социальных науках, а также в ряде дисциплин естественнонаучного цикла (биология, физиология, теория искусственного интеллекта).

Отличительными признаками такой модели сознания являются: 1) примат действия рациональных механизмов сознания; 2) прагматическая ориентация на социально-экономическое, политическое и культурное развитие российского общества; 3) интерсубъективная специфика сознательной деятельности людей.

Когнитивная характеристика динамики сознания представлена в терминах его предметных (интенциональных) актов, функциональных назначений и операций. Динамика взаимодействия языка и сознания раскрыта в терминах процессов интериоризации и экс-териоризации речи (динамика работы механизмов перехода от внешней речи к внутренней и обратно). Показано, что интерсубъективный мир человеческих отношений в значительной мере определяется особенностями коммуникативной динамики сознания.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Успешное социально-экономическое, политическое и куль
турное развитие российского общества в значительной мере опре
деляется рациональностью его жизнедеятельности, функциониро
ванием рациональных механизмов сознания людей, их осознан
ным выбором, принятием и реализацией решений.

2. Динамика работы сознания проявляется в предметно-
интенциональных актах, в разнообразии его функциональных
назначений и операций.

  1. Анализ взаимосвязей языка и сознания осуществляется в терминах процессов интериоризации и экстериоризации речи (динамика работы механизмов перехода от внешней речи к внутренней и обратно). При этом обращается внимание на взаимосвязь и взаимную обусловленность вербальных и невербальных способов сознательной деятельности человека.

  2. Интерсубъективные отношения людей обусловлены работой коммуникативных механизмов сознания. При этом рациональность общения в интерсубъективном мире основана на том, что воспринято, осознано и предназначено для обмена с другими людьми. Динамика коммуникативного сознания включает не только когнитивные акты (восприятие, воображение, интуицию, мышление). В ней участвуют эмоциональные акты (переживание, понимание, оценка, переоценка ценностей), память (отличающаяся свойствами воспроизведения прошлого в настоящем и прогнозирования будущего), акты воли (выбор, принятие решения, терпение, преодоление трудностей). Кроме того, интерсубъективная динамика коммуникативного сознания основывается на опыте общения людей (прошлом опыте).

  3. Влияние субъективных факторов на сознательную деятельность, значимость конкретных способов её субъектной организации зависит от условий познания, общения и практики людей, от того, в каком контексте культуры, истории и общества она осуществляется. Преодоление трудностей поиска субъектно-деятельностной специфики сознания стимулируется ограниченностью объяснительных ресурсов традиционного учения. Анализ проблемы сознания в современной философии показывает, что сегодня её постановка считается продуктивной лишь в том случае,

если учитываются успехи междисциплинарного комплекса знаний и соответствующей ему интегративно-системной методологии исследования.

  1. Эмоциональные комбинации переживаний заключаются в творческой способности субъекта к мысленному перевоплощению и продуцированию новых значений информации и новых ценностей. В частности, сознательный процесс переоценки ценностей способствует преодолению критических ситуаций (стресс, фрустрация) и формированию новых жизненных перспектив и ценностных ориентации.

  2. Содержание феномена «спонтанной активности» сознания выражается мотивационными, целеобразующими, избирательными, произвольными и разрешающими свойствами волевой регуляции субъекта.

Научно-практическая значимость и внедрение результатов диссертации определяется потребностью в рационализации общественного сознания, столь необходимой для нормального социально-экономического, политического и культурного развития российского общества.

Материалы диссертации используются в учебном процессе Архангельского международного «Института управления», Архангельского государственного медицинского университета, Архангельского государственного технического университета.

На основании исследований опубликована монография «Феномен сознания» (2003 г.). Материалы по отдельным фрагментам исследовательской работы представлены в виде серии статей в журналах «Экология человека» и «Вестник международного «Института управления».

С целью совершенствования образовательной деятельности и расширения учебно-методической базы вузов подготовлен цикл учебных пособий для студентов.

Научно-практическая значимость результатов исследования очерчивается границами их применения в решении теоретических, прикладных и практических задач интегративного изучения человека и его сознательной деятельности. В области феноменологии и теории познания открываются новые возможности анализа

сознания как когнитивно-творческой деятельности субъекта во взаимосвязи с эмоционально-ценностными, регулятивно-волевыми и мнемическими факторами. В области методологии и практики конкретно-научных исследований интегративно-обобщающий характер полученных результатов способствует преодолению существующих «разрывов» между социокультурными, когнитивными и коммуникативными подходами к сознанию. Предлагаемая модель сознания содержит возможности научно-практической конкретизации в разнообразных сферах принятия решений, управленческой деятельности, проблемного обучения, проведения деловых и ролевых игр, разрешения конфликтов и критических ситуаций в жизни людей.

Апробация работы

Похожие диссертации на Динамика функционирования сознания