Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Ковалева Галина Петровна

Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма
<
Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ковалева Галина Петровна. Философское исследование онтологии естественнонаучного космизма : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Кемерово, 2003.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/488-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско-методологические основания исследования онтологии естественнонаучного космизма 12

1.1. Онтология естественнонаучного космизма как направление в философии природы 12

1.2. Гносеологические предпосылки исследования онтологии естественнонаучного космизма 25

1.3. Диалектический изоморфизм онтологии естественнонаучного космизма 41

Глава II. Онтология естественнонаучного космизма как субстанциально-субъектная диалектика природы 75

2.1. Космоцентризм онтологии естественнонаучного космизма 75

2.2. Природа как основа универсума 95

2.3. Панвитализм онтологии естественнонаучного космизма 111

2.4. Системный антропоцентризм онтологии естественнонаучного космизма. 127

Заключение 144

Список литературы 146

Введение к работе

Актуальность темы исследования

На рубеже XX - XXI веков остро встал вопрос о перспективах дальнейшего развития человечества, путях выхода из глобальных проблем, порожденных деятельностью людей Земли. Раскрытие тенденций эволюции человечества, его отношения к природе делает востребованной современное обоснование философии природы. Как известно, натурфилософские идеи от до-сократиков до позитивистов никогда не исчезали из философской рефлексии, ибо философское прочтение природы не может не ставить вопрос о статусе природы в философском познании. Поэтому философия не может не разрабатывать собственный взгляд на природу. Особенно актуальными, в связи с осмыслением парадигм дальнейшего развития человечества, становятся труды философов-космистов естественнонаучного направления - К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского. Интерес представляют также труды представителя эмпириомонистского направления (например, А.А. Богданова, мало изученного как космиста). Его системные представления в «Тектоло-гии», принцип активности живых систем, выдвинутый В.И. Вернадским, стали составной частью системного осмысления природы. РІдея автотрофного развития человечества, выдвинутая В.И. Вернадским, послужила основой научного творчества Н.Н. Моисеева, А.Д. Московченко и др. А.Д. Московчен-ко, опираясь на труды русских космистов, поставил вопрос об интегрировании воедино фундаментального и технологического знания.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью более глубокого осмысления трудов естественнонаучных космистов в контексте онтологии и теории познания. Реконструкция онтологии космизма К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, А.А. Богданова позволяет раскрыть гносеологические принципы их построения, сопоставить мировоззренческие парадигмы этих естественнонаучных космистов, выявить в них общее и особенное - с целью дальнейшего осмысления положений современной естественнонаучной космистской версии натурфилософии и обогащения философских представлений о природе, обществе и человеке.

Реконструкция онтологии естественнонаучного космизма, ее осмысление позволяют по-новому взглянуть на наследие естественнонаучного космизма, определить онтологическую, гносеологическую и социально-практическую ценность их идей и проектов.

Степень разработанности проблемы

Среди исследователей русского космизма выделяются имена С.Г. Семеновой, активно изучающей творчество Н.Ф. Федорова; А.Г. Аксенова, исследующего труды В.Н. Муравьева; Н.Н. Моисеева, анализирующего труды В.И. Вернадского; В.Н. Демина, изучающего древнейпше корни русского космизма; Ф.И. Гиренка, одного из первых, кто обратился к трудам русских космистов, поставившего проблему возникновения русского космизма и его классификации; А.Д. Урсула, разрабатывающего теорию устойчивого развития России на основе идей русского космизма. Изучению философии всеединства посвящены труды В.Н. Акулинина, СБ. Максюковой, Л.Е. Шапошникова, Г.Ф. Гараевой и др. Онтологические основания русского космизма исследовали О.Д. Куракина, С.Ф. Денисов, Л.В. Фесенкова и др. Проблемами русского космизма занимались А.И. Алешин, Н.К. Гаврюшин, В.Н. Дуденков, Б.В. Емельянов, Т.И. Ионова, Л.А. Коган, А.М. Ковалев, В.Е. Рогулин, А.В. Суслов и др. Ими рассмотрены мировоззренческие аспекты космизма, его онтологические модели, дано сравнение ориенталистских и европейских истоков космизма и т.д.

В 90-е годы XX столетия в рамках русского космизма ряд исследователей стали рассматривать работы представителей такого религиозно-философского направления, как эзотеризм. Этим вопросам посвящены работы А.Д. Шарова, О.А. Козиной, О.И. Рабинович, Н.Ю. Никольской, В.Н. Кравченко, А.Н. Дмитриева, А.Д. Московченко и др. Ими ставились вопросы

об эзотеризме, как способе познавания мира, исследовалась неомифология Рерихов, сопоставлялись эзотерические традиции в творчестве В.И. Вернадского и К. Юнга и др.

Творческое наследие В.И. Вернадского и вопросы, связанные с проблемой ноосферы (проблематика разума, анализ концептуальных подходов к природе ноосферы, роль человеческого фактора в ноосфере и т.д.) изучали А.А. Аронов, Г.П. Аксенов, М.И. Будыко, И.И. Булычев, А.Е. Забавников, Ф.И. Гиренок, В.В. Демьянов, И.М. Забелин, Н.Л. Жженых, В.Д. Комаров, В.П. Казначеев, М.А. Кузнецов, В.А. Кутырев, Л.А. Левина, Н.И. Мочалов, А.Д. Московченко, СР. Микулинский, B.C. Неополитанская, Ю.В. Олейников, М.Н. Руткевич, В.А. Росов, В.В. Рыков, Г.М. Симкин, Б.С. Соколов, Л.И. Суслова, А.В. Суслов, Е.Г. Туркина, М.Б. Туровский, СВ. Туровская, Т.А. Урсул, А.Д. Урсул, Н.И. Цицилина и др.

Среди исследователей онтологических, гносеологических и праксеоло-гических сторон философского наследия К.Э. Циолковского выделяются труды А.Л. Чижевского, А.Д. Урсула, А.И. Токмачевой, Н.Ф. Гиренка, А.Н. Дю-нина, В.Д. Козютинского, Е.А. Мамчур, Н.Ф. Овчинникова, А.П. Огурцова, Н.К. Гаврюшина и др.

Исследованием творчества А.Л. Чижевского (проблемы космоземных связей, гелиотараксии, социальной практики и др.) занимались Н.Г. Буланов, Н.Ф. Гиренок, А.А. Гагаев, Л.В. Голованов, В.П. Скипетров, К.А. Томилин, Л.И. Суслова, А.В. Суслов и др.

Рассмотрение эмпириомонистской философии А.А. Богданова, ее онтологии и гносеологии, отношения к марксизму и другим философским направлениям поставлено в работах М. Арапова, А.В. Водолагина, Э.Г. Винограя, С. Гоникмана, Г.Д. Гловели, Н.К. Фигурновской, Н.О. Караева, Т.Г. Кульсеевой, А.В. Маныкина, Н.Н. Моисеева, И.С Нарского, А.П. Плютто, В.Г. Пушкина, СН. Пустельника, С.С. Гусева, В.Н. Садовского, Н. Сафроновой, М.И. Сет-рова, Е.П. Ситковского, Ю.Н. Токарева, И.Ю. Мальцева, Д. Уайта, А. Удаль цева, Ю.А. Урманцева, Е.В. Шиленкова и др. Работ по исследованию философии А.А. Богданова, как космистской, по существу практически нет, за исключением констатации его взглядов как космистских О.Д. Куракиной.

Проблема исследования. Проведенный анализ литературы по космистской философии показал недостаточность исследований в области онтологии и теории познания естественнонаучного космизма. В частности, отсутствует целостное представление об онтологии естественнонаучного космизма на основе диалектического метода и системных представлений. Поэтому представляется целесообразным заполнить существующий пробел в философском познании природы и показать общие и особенные черты естественнонаучной космистской онтологии как системы взглядов, диалектически изоморфных природе, то есть раскрыть характер онтологии естественнонаучного космизма как интуитивно достоверной версии диалектики природы.

Объектом исследования является онтология естественнонаучного космизма, представленная в трудах естественнонаучных космистов В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского и эмпириомониста А.А. Богданова.

Предметом исследования выступает рассмотрение специфических системных сторон онтологии естественнонаучного космизма.

Цель диссертационного исследования заключается в раскрытии системного харакгера онтологии естественнонаучного космизма, в демонстрации ее изоморфизма и в выявлении его общих и особенных сторон.

Указанная цель реализуется последовательным решением следующих задач:

1. Разработка философско-методологических основ исследования.

2. Выделение критериев изоморфизма онтологии естественнонаучного космизма и природной реальности.

3. Экспликация специфическихсвойств и отношений картин онтологии естественнонаучного космизма в представлениях К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, А.А. Богданова

4. Анализ общих и особенных сторон онтологии естественнонаучного космизма как субстанциально-субъектной диалектики природы.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Общим философским основанием исследования выступают натурфилософские идеи историко-философской традиции: досократики, Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Мах, Р. Авенариус, А.А. Богданов, А.Ф. Лосев и др.

Методологическую базу исследования образуют положения системно-деятельностного подхода, излагаемого в работах И.В. Блауберга, В.Н. М.С. Когана, Сагатовского, B.C. Швырева, Э.Г. Юдина и др., идеи идеал-реалистической теории интуиции, восходящей к интуитивизму Н.О. Лосского и к традиции отечественной философии всеединства, представленной такими авторами, как А.К. Горский, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк и др. Диссертационное исследование основывается на гносеологических принципах диалектической (генетической) концепции систем, предложенной В.П. Фофановым, и ее конкретного варианта, адаптированного к шггуитивистским идеям русской философии, разработанного А.А. Овчаро-вым.

В диссертации также учитывались конкретные методы, разработанные в зарубежной философии. Речь идет о работах К. Леви-Строса, Дж. Аллена, М. Нельсона, Тейяра де Шардена, К. Г. Юнга и др.

Демонстрация онтологии естественнонаучного космизма потребовала привлечение разработок по космистской тематике О.Д. Куракиной, А.Д. Москов-ченко, Н.Н. Моисеева, В.А. Росова, С.Г. Семеновой, Л.Е. Шапошникова, Е.В. Шиленкова, Д.А. Шарова и др.

В диссертационной работе также применялись разработки в области онтологии, теории познания, философской антропологии и этнологии Л.Н. Гумилева, С.Ф. Денисова, А.К. Дюнина, А.Ф. Замалеева, В.В. Козютинского, А.Н. Круглова, В.А. Лекторского, B.C. Степина и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые в ходе исследования онтологии естественнонаучного космизма использованы диалектическая (генетическая) концепция систем и концепция идеал-реалистического интуитивизма, дающие возможность раскрыть онтологичесие и гносеологические характеристики философии естественнонаучного космизма: имманентность идеального, реального и конкретно-идеального бытия; субстанциальность субъекта; диалектический метод восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; позволяющий выделить изоморфизм онтологии естественнонаучного космизма природной реальности, системность космистской философии.

2. Произведена реконструкция картин онтологии естественнонаучного космизма К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, А.А. Богданова как конкретных сторон субстанциально-субъектной космистской диалектики природы. Суть ее состоит в том, что дана характеристика космизма К.Э. Циолковского как синтетического космоцентризма, А.Л. Чижевского как гелиоцентрического космизма, В.В. Вернадского как планетарного ноосферного космизма, А.А. Богданова как системного антропо-космизма.

3. Выделены конкретные изоморфные стороны онтологии естественнонаучного космизма как системы философских представлений о природе, обществе и человеке. Суть их состоит в том, что в онтологии естественнонаучного космизма К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского и А.А. Богданова природа, или космос, отображены в противоречивости системно-деятельностных отношений реального, идеального и конкретно-идеального бытия и на примате субъектного начала.

4. Выявлены критерии диалектического изоморфизма онтологии естественнонаучного космизма. Суть их состоит в следующем: в ходе исследования онтологии естественнонаучного космизма снята конкретика космоса как объекта с целью получения онтологии идеального бытия космоса в сознании. Это дало возможность выявить изоморфизм онтологии естественнонаучного космизма, отображающий функционирование космоса как системного целого на основе учета причинности в природе.

5. Раскрыто значение субъектности и места человека в онтологии естественнонаучного космизма, заключающееся в том, что субъект-человек выступает как субстанциальный деятель космоса. Оно выражается также в том, что наблюдается взаимопереход субъект-объектных отношений: человек, познавая космос, законы его развития выступает как субъект, а космос - как объект. С другой стороны, человек есть продукт эволюции «живой вселенной». Поэтому с этой стороны космос выступает в качестве субъекта, а человек является объектом эволюции космоса. Иными словами, онтология естественнонаучного космизма предстает в качестве субстанциально-субъектной диалектики природы как специфической отечественной версии натурфилософии.

Положения, выносимые на защиту.

1. На основе анализа классификационных подходов к рассмотрению феномена космизма - космизм как знание, как философско-эвристическое переживание Вселенной (В.Н. Демин); двойственность космизма как теоретической доктрины и как выражения настроенности ума, определяемого спонтанными актами жизни (Ф.И. Гиренок); космизм как идея активной эволюции (СТ. Семенова); космизм как мировоззрение живого нравственного всеединства человека, человечества и Вселенной в их отношении к Творцу и творению (О.Д. Куракина), предложено авторское определение понятия «онтология естественнонаучного космизма» как субстанциально-субъектной диалектики природы, основанной на коэволюционном триединстве природы, общества и человека.

2. Философский анализ бытия природы опирается на выявление «исходной клеточки» космической реальности - человека как единичной социальной и космической субстанции, как субъекта и объекта онтологии естественнонаучного космизма. Установление основных характеристик интерсубъективных отношений обуславливает основополагающее значение онтологии естественнонаучного космизма. Это позволяет реконструировать изоморфную картину онтологии космизма К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, А.А. Богданова как субстанциально-субъектную диалектику природы.

3. Изоморфные картины онтологии естественнонаучного космизма К.Э. Циолковского, A.JL Чижевского, А.А. Богданова содержат специфические характерные черты и позволяют квалифицировать онтологию К.Э. Циолковского как синтетический космоцентризм, онтологию А.Л. Чижевского как гелиоцентрический космизм, онтологию В.И. Вернадского как иоосферный космизм, онтологию А.А. Богданова как системный антропокосмизм.

Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что впервые в философской литературе предпринята попытка интерпретации идей естественнонаучного космизма как специфического направления в философии природы - субстанциально-субъектной диалектики природы. Тем самым расширяется понятийное поле онтологии, теории познания и социальных наук (социальной философии, социологии, культурологи и др).

Практическая значимость данного исследования выражается в использовании материала и результатов диссертации для преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла (философии, культурологии), создания элективных курсов, в частности курса «Основы русского философского кос мизма», который читается в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности.

Апробация работы.

Положения диссертации обсуждались на ряде конференций и семинаров: Международный симпозиум «Через образование - к культуре мира, взаимопониманию и устойчивому развитию» (Новосибирск, 2000 г.); Всероссийская научная конференция «Российская культура на рубеже третьего тысячелетия» (Кемерово, 1999); Всероссийская научная конференция «Вторые Кузбасские философские чтения - Образы толерантного мышления» (Кемерово, 2002 г.); Региональная научно-практическая конференция, посвященная 300-летию просвещения Сибири (Кемерово, 2002 г.); Вторая научная конференция аспирантов и соискателей «Методология и методы гуманитарных и социальных исследований» (Кемерово, 2003 г.); на методологическом семинаре аспирантов и соискателей в Кемеровской государственной академии культуры и искусств (Кемерово, 2001, 2002 гг.); на кафедре философии и политологии в КемТИПП, кафедре философии в КемГАКИ.

Объем и структура работы.

Структура диссертационного исследования обусловлена поставленными целью и задачами и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Онтология естественнонаучного космизма как направление в философии природы

Философия естественнонаучного космизма, как всего русского космизма в целом, раскрывает перед человечеством вселенную как многомерную систему, развивающуюся в многообразии единства и противоречивости, обладающую своими диалектическими законами, благодаря которым на определенной стадии развития возникает такой космический феномен, как жизнь и сознание, выражающие свойство высокоорганизованной материи. Сам человек, как микрокосм, также представляет собой сложную систему развития в единстве и противоречивости духовного и материального. Философия естественнонаучных космистов подводит нас к осознанию того, что если человек-микрокосм является синтезом материи и сознания, то и вселенная как макрокосм тоже должна из себя представлять синтез духовного и материального, так как в системе макрокосм-микрокосм часть соответствует целому и наоборот. Еще античным мыслителям космос представлялся как иерархическое конечное живое существо, сотворенное демиургом, гармонически обустроенное. По мнению Аристотеля, космос устроен наилучшим образом и существует естественно, в природе. В космосе находит проявление и отражение гармония идеального мира. Платон считал, что демиург, Творец мира, упорядочил в космосе при помощи чисел стихии, которые являются первичными составляющими космоса. Материя же у античных мыслителей представляет собой крайнюю степень целостной иерархии космоса. По мнению Платона, она -«восприемница», «кормилица», которая питает и вынашивает в себе чистый идеальный образ - эйдос. Аристотель говорит о материи как о возможности бытия - еще-не-бытии. Но несмотря на различия! платоновской и аристотелевской трактовки материи, оба философа говорят о ней как неуловим и текучем проявлении, не сущем, но и не исчезающем совсем с возникновением некоего материального предмета. В этом положении- имеется созвучие с утверждением Ф.В. Шеллинга о единстве всего сущего - природы и человека, духовного и материального; в силу чего природа воспринимается как живая и разумная. Еще Аристотель отмечал, что каждая вещь соедшшет в себе чувственное и сверхчувственное, поэтому все живое обладает душой. О наличии в природе творческого духовного начала говорил также Г. Гегель, обобщивший и развивший диалектические идеи И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга. Его «мировой дух» очень созвучен с «первопричиной космоса» К.Э. Циолковского. Русские естественнонаучные космисты, формально признавая первичность материи, в то же время показывают природу или космос как одухотворешгуто материю, «живой космос», доказывают, что жизнь - явление «космическое», существующее вечно и бесконечно в пространстве и времени, как вечна и бесконечна вселенная, ее породившая. Благодаря антропному космологическому принципу, вселенная в философии естественнонаучных космистов предстает перед нами в системности и синтезе духовного и материального. В таком же синтезе предстает и человек, как частица, модель большого космоса. Утверждая несовершенство, «промежуточность» нынешней человеческой природы, естественнонаучные космисты отмечают преобразовательную роль человека в мироздании. В такой постановке вопроса, когда природа рассматривается в целостности духовного и материальною, включая человека, как важную неотъемлемую часть природы, философия естественнонаучных космистов предстает как своеобразное направление в натурфилософии.

Для того, чтобы осуществить реконструкцию онтологии естественнонаучного космизма нам необходимо определиться с исходными определениями нашего исследования. Прежде всего необходимо сформулировать само понятие «онтология естественнонаучного космизма», а также определшъ русских философов естественнонаучного направления, чьи произведения мы будем исследовать.

Философия естественнонаучного космизма составляет органичную часть всей русской философской мысли, а во всемирной философской традиции весь русский космизм рассматривается как феномен. Уникальность философии русского космизма состоит в том, что он находится как бы на перекрестке западных и восточных философских традиций. Влияние восточной философии, восточного мистицизма на русскую философскую мысль отмечают В.В. Зеньковский,1 Л.В. Фесенкова,2 В.А. Росов3 и др. В.В. Зеньковский выделяет следующие черты русской философской мысли, характерные и для философии русского космизма: 1. теория познания отодвинута на второй план, выделяется онтологизм в гносеологии; 2. на первом плане - антропоцентризм - тема человека, его судьба, смысл жизни, моральные и нравственные установки и искания; 3. панморализм, в рамках которого решающее внимание уделяется социальной проблеме и историософии. Поиски целостности, единства человечества и его достижений выдвигаются в качестве идеала. Мы считаем нужным выделить еще одну черту: 4. приоритет интуитивного мышления перед рационалистическим; космизм, как неотъемлемая черта русской ментальносте, который ряд исследовате лей называют мистицизмом.

Гносеологические предпосылки исследования онтологии естественнонаучного космизма

Рассмотрение гносеологических предпосылок естественнонаучного космизма предполагает философское реконструирование картины мира как системного единства бытия или космоса. Так как космисткое понимание бытия, по определению, целостно или холично, то данное исследование может быть основано на сочетании платонистской философско-методологической установки с методологиями познания, имеющими место в современной отечественной философии. Речь идет об интуитивизме и системно-деятельностном подходе.

В самом деле, поскольку философский анализ естественнонаучного космизма не может не избежать как формально-естественнонаучных, так и традиционных, философско-рефлексивных подходов, то реконструкция онтологии естественнонаучного космизма не может не опираться на то, что в интуи-тивистской отечественной философии именуется многосторонним философским синтезом31. Указанный синтез включает в себя такие исследовательские философские программы как эмпиризм, феноменологический подход (фено-менологизм), трансцендентализм, диалектику и системный подход. Их обобщение в единый философский синтез является генетической диалектически-системной рефлексией над бытием.

При этом в качестве методологически интегративного начала в многостороннем философском синтезе может быть предложен метод восхождения от конкретного к абстрактному32. Данный метод позволяет наиболее адекватно в систематическом и последовательном виде изложить логику концепции онтологии естевеннонаучного космизма.

Многосторонний философский синтез позволяет эксплицировать онтологию естественнонаучного космизма с учетом ряда соответствующих выборок восприятия33. Суть применения ранее заявленных философских программ заключается в максимально исчерпывающем, логически непротиворечивом и экзистенциально достоверном целостном и системном восприятии мира, того, что может быть маркировано как «космос». Внутреннее содержание и логика подходов многостороннего философского синтеза определяется методологическим единством идеал-реалистической теории интуиции. Эта теория есть вариант отечественного философствования, который наиболее соответствует реконструкции космисткой онтологии34. Далее мы представляем краткую характеристику программ многостороннего философского синтеза с оценкой их значимости для реконструкции онтологии естественнонаучного космизма.

Итак, эмпиризм, или эмпирический реализм. Его суть сводится к определению А.Ф. Лосева, в котором этот подход трактуется как наивно-реалистический. Природа или космос (в дальнейшем мы будем употреблять термин «космос») в рамках этой программы раскрывается наблюдателю как данность в ощущениях, в чувственном восприятии. В этом смысле «космическое» возможно интерпретировать как среду, в которую погружен субъект познания. Действительно, человек далеко не всегда в состоянии дать правильную оценку ситуации, однако у него не может быть сомнения в том, что мир существует как некоторая объективная реальность. Любые эмпирические факты (личная жизнь субъекта в обществе, природные явления и т.п. обстоятельства) наглядно свидетельствуют о наличии бытия, выходящего за пределы индивидуальности человеческого существа и распространяющегося на весь астрономически наглядный мир, то есть космос.

Рефлексия над эмпирическими фактами приводит к оценочным суждениям о космосе. В чистом виде эмпирический реализм есть, по определению И.О. Лосского, чувственная интуиция как непосредственное восприятие бытия в подлиннике. Эмпиризм дает философскому космизму необходимую конкретную фактичность. Без эмпирических данных любое философское рассуждение оказывается произвольным. Благодаря эмпирическим фактам о природе философия космизма приобретает необходимый реальный контекст, задающий саму реальную возможность философско-методологического разговора.

Дополнительным обстоятельством является также то, что, если для познания вообще достаточную важность имеет картезианский принцип cogito ergo sum, дающий интуицию безусловного бытия самосознания субъекта, то для философии естественнонаучного космизма эмпирия задает безусловно данное реальное бытие. В то же время, достоверность реального бытия - альтернативой чему может быть только неизбежное впадение в солипсизм, сама по себе не является однозначной и свидетельствовать о присутствии космического в человеческом сознании. Данные эмпирического должны, в дальнейшем, быть подвергнуты рефлексии. Содержание данной рефлексии, в контексте философии естественнонаучного космизма, как раз и представляет изложение различных подходов многостороннего философского синтеза.

Следующей программой многостороннего философского синтеза выступает феноменологический подход или феноменологизм. Эта программа описывает действительность тех или иных космических смыслов вне фактической действительности. Путем феноменологии усматриваются общие сущности природы. В процессах феноменологической редукции в основании структур мировой повседневности обнаруживается эйдетика (абстрактные всеобщие значения природы). В целом, феноменологический подход рассматривает феномены, конкретно, космические феномены. В этом отношении он имеет самое непосредственное значение для концепции онтологии естественнонаучного космизма, так как феноменологизм позволяет рассматривать абстрактные всеобщие значения мира (напр., само понятие «космос») и тем самым усматривать общие понятия во взглядах различных представителей космизма.

Онтология естественнонаучного космизма представляет субъекта как субъект-объект. Объективное понимание естественнонаучного космизма позволяет воспринимать космос не как итог субъективистских произвольных полаганий, граничащих с субъективным идеализмом, а как реальность, но в то же время признается феноменологичность процессов сознания.

Таким образом, онтология естественнонаучного космизма приходит к выводу о совместимости эмпирических и феноменологических методов познания. В то же время феноменологический метод познания позволяет описывать идеальные объекты философии естественнонаучного космизма, такие как «первопричина» и «разумные силы космоса» у Циолковского К.Э., «ноосфера» у Вернадского В.И., «психическая энергия» у Чижевского А.Л., «тектоло-гия» у Богданова А.А. Это является возможным в силу того, что объекты естественнонаучного космизма с феноменологической точки зрения есть интен-циальные объекты, то есть феноменологический метод дает возможность представить различные слои онтологии естественнонаучного космизма.

Космоцентризм онтологии естественнонаучного космизма

Для построения онтологической изоморфной картины космизма Циолковского К.Э. осуществим двухуровневое гносеологическое членение его мировоззренческой системы и первый этап проведем на эмпирическом и феноменологическом уровне, то есть выявим и опишем онтологические идеи и принципы его естественнонаучного космизма. В основе онтологических взглядов ученого о бытии лежит представление о материальной вселенной. Можно выделить рад основных положение его космической философии.

Принцип монизма вселенной, вытекающий из монизма материи.95 Принцип панпсихизма, говорящий о том, что материальная вселенная является живой одухотворенной сущностью. Она, элементы ее составляющие, обладают отзывчивостью и чувствительностью. Но степень чувствительности меняется от нуля до неопределенно большой величины в зависимости от развитости объекта, то есть у высших существ, «более совершенных чем люди»99. У Циолковского К.Э. «вся вселенная жива», «живым» является каждый атом, который «чувствует» в зависимости от того, в существе какой степени развитости он находится, что приводит к онтологизации психического. Согласно взглядов ученого, все тела вселенной имеют одну и ту же сущность, одно начало, которое он называет «духом материи», неделимой основой сущности мира. В этом философия Циолковского К.Э. сходна с философией Платона. Поскольку вселенная (и «атом-дух») одухотворена, то живет по законам как физического, так и психического мира. Следовательно, основной вопрос философии решается Циолковским К.Э. в единстве духовного и материального. Это не дуализм, а, по мнению Дюнина А., отсутствие, как у Спинозы, постановки вопроса о том, что первичнее: материя или дух. «Понятия чувства, сознания, мысли у Циолковского различаются лишь качественно», - считает А. Дюнин.100 Далее он поясняет, что «материальные вещество и поле не отделимы от материального духа, и наоборот, дух не отделим от вещества и поля. Все живо и вещественно» [там же]. Но ряд исследователей считают иначе. Например Замалеев А.Ф., подчеркивая, что Циолковскому К.Э. претил дуализм, приводит слова ученого, что он «чистейший материалист», считая эту фразу определяющей для всей философии ученого.101

Из этого синтеза духовного и материального вытекает третья важная идея Циолковского К.Э. - идея «разумных сил», действующих во вселенной, и понятие «воля Вселенной». Этим вопросам посвящены ряд работ Циолковского

К.Э.: «Космическая философия»102, «Воля Вселенной»103, «Неизвестные разумные силы»104, «Первопричина»105, «Причина космоса»106 и др. В рассуждениях о «воле Вселенной», «Первопричине», панпсихизм Циолковского К.Э. достигает высшей точки, потому что вселенная, согласно взглядам ученого, не только материальна и одухотворена, но обладает «разумной волей». Во вселенной все подчинено этой «разумной воле».

Принцип самозарождения вселенной, согласно которому все, что существует во вселенной, порождено самой вселенной. Но с другой стороны, сама вселенная существует благодаря воле первопричины, - в этом можно увидеть дуализм в рассуждениях ученого. Очевидно сам принцип самозарождения обусловлен только проявлением воли вселенной. Принцип самозарождения жизни (автогонии) существует, по мнению Циолковского, лишь на некоторых планетах, типа Земли, для большинства же планет вселенной жизнь организуется путем переноса высших форм с развитых планет.

Принцип механичности вселенной, вытекающий из принципа материальности вселенной. Духовно-материальная вселенная выступает в философии Циолковского К.Э. как бесконечный и сложный механизм. Причем эта сложность настолько велика, что «граничит с произволом, неожиданностью и случайностью» и «дает иллюзию свободной воли сознательных существ»107.

Принцип бесконечности и вечности жизни во вселенной. Он распространялся у Циолковского К.Э. на мир, как на целое, на ритмы космической эволюции, бесконечную иерархию космических структур - от атомов и эфирных островов разного уровня сложности до планет, систем и звездных куч. В работе «Этика»108 ученый размышляет о существовании разных периодов эволюции. По его мнению жизнь есть на всех планетах, она была всегда и со- стояла из менее сложных молекул, живущих в эфирной среде. «Тогдашние существа были менее плотны, но и они подвержены были эволюции, и между ними была борьба за существование, и они достигли в свое прошедшее время венца совершенства и стали бессмертными владыками мира, какого достигнут люди и какого уже достигли родственные нам жители небес, и они получили блаженство», - пишет Циолковский К.Э.109

Из идеи вечности и бессмертия вселенной у Циолковского К.Э. органично вытекает идея бессмертия человека.110

Антропологическая тема - одна из центральных в космической философии Циолковского К.Э. Человек занимает промежуточное положение в цепи космической эволюции: космос населен «зрелыми существами», превосходящими по уровню своего развития человека и теми, кто по своему развитию ниже человека. Представляя вселенную как социальный организм, К.Э. Циолковский отводит важную роль в ее эволюции человеку, который должен привнести «разум и волю». Поэтому человек, как субъект и одновременно элемент (объект) материального космоса несет в себе идеальные характеристики (разум и волю), как отражение космоса идеального.

Принцип социальной организации вселенной развит ученым в ряде его работ: «Любовь к самому себе или истинное себялюбие»111, «Что делать на Зем-ле. Жизнь человечества» , «Планеты заселены живыми существами», «Граждане Вселенной»113, «Будущее Земли и человечества»114 и др. По мнению ученого, «зрелыми планетами», солнечными системами и т.д. управляют избранные советы со своими президентами, вся эта иерархия развивается до разумных сил космоса.

Природа как основа универсума

На основе анализа гелиоцентризма нами показывается онтологическая адекватность космизма данным опыта естествознания по критерию раскрытия причинности естественных и социальных событий и явлений в рамках локальной космической системы. А.Л. Чижевский является основоположником новых наук - гелиобиологии и истриометрии. Используя методы эмпиризма и феноменологического расчленения объекта, выработаем целостное описательное представление о космической философии А.Л. Чижевского с целью построения изоморфной картины его естественнонаучного космизма. На первом этапе нашего исследования мы осуществим рефлексию над эмпирическими фактами онтологии космизма А.Л. Чижевского, для чего подробно осветим те мировоззренческие проблемы, над которыми работал ученый. С помощью метода феноменологизма выявим основные составляющие изоморфы его онтологии космизма, которые позволят нам описать идеальные объекты.

Одной из основополагающих онтологических идей, которая определила научные исследования А.Л. Чижевского, является идея единства живого и неживого, человека и космоса. Эта точка зрения монизма космоса134 основывалась на глубоких исследованиях и размышлениях ученого, прежде всего на положении из догмата «всемирной симпатии» о том, что все части мироздания подобны целому, и огонь сознания и огонь небесных светил родственный с окружающими стихиями; а также на исследованиях исторической и сравнительной мифологии.

Принцип творящей роли космической энергии, приходящей из глубин космоса, является новой точкой зрения, которую внес Чижевский в русский космизм. В самой постановке вопроса о наличии творящей силы космоса посредством космической энергии, излучаемой планетами и звездными системами, можно заметить проявление идеального начала космоса в онтологии естественнонаучного космизма А.Л. Чижевского. Следовательно наблюдается расчленение объекта исследования - космоса - на реальное и идеальное бытие, которое изначально формирует системопорождающее противоречие. Фиксация такого противоречия обеспечивает нашему исследованию соблюдение принципа целостности, так как всякое органическое единство есть единство противоположностей и дает возможность рассматривать космос как систему в онтологии естественнонаучного космизма А.Л. Чижевского.

Точка зрения Чижевского А.Л. на происхождение жизни на Земле совпадает с точкой зрения других русских космистов, прежде всего Циолковского К.Э., Вернадского В.И., - он также считает жизнь «явлением космическим». Ученый пишет: «Мы вправе рассматривать весь органический мир нашей планеты как творчество, как отражение космического процесса, происходящего за сотни миллионов километров от нас».

Итак, если в философии Циолковского К.Э. творящею роль во вселенной играют «неизвестные разумные силы вселенной», то у Чижевского А.Л. творящую роль во вселенной выполняет космическая энергия, а творчество есть космический процесс, происходящий в глубине космоса и распространяющийся из какого-то центра. Хотя А.Л. Чижевский никак не говорит об этом творящем центре, но он подразумевается из некоторых косвенных выоказываний ученого. Космическая энергия, являясь творящим началом, задает некий ритм всему творению. Поэтому можно вывести следующую пару для построения онтологической изоморфной картины космизма А.Л. Чижевского: космическая энергия - космический ритм.

Космический ритм (или всеобщее кругообращение) является, согласно Чижевскому, мировым принципом (principium universale circulationis). Этому принципу подчинено все в мироздании, в том числе и то, что нас окружает. Здесь Чижевский поднимает пифагорейскую идею кругооборота до уровня всеобщего мирового принципа. По мнению Чижевского, звездные системы рождаются, живут и умирают так же как человек, животное и растение, но лишь для того, чтобы вновь создать новую систему или новый мир. Устанавливая факт вечного кругооборота, а значит и бессмертия Космоса как «Великого Целого», Чижевский подводит нас к осознанию вечного кругооборота, а значит и бессмертия жизни. В этом Чижевский А.Л. был солидарен с Циолковским К.Э.

Единство мироздания, по мнению Чижевского базируется также на едином природном субстрате. Так считали и древнегреческие философы ионийской школы. У Фалеса таким субстратом была вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь, у Анаксимандра - апейрон. Для Чижевского такой основой был электрон, открытый в конце XIX века. Благодаря закономерным комбинациям единого субстрата - электрона и создается материальный мир. Об этом Чижевский размышляет в работе «Основное начало мироздания».

Главным объектом исследований А.Л. Чижевского было Солнце, влияние солнечной энергии на биосферу Земли, на человека. Отсюда родилось его учение о гелиотараксии. Чижевский А.Л. тщательно изучает историю возникновения солнечных пятен, их влияние на живые организмы и человека и приходит к выводу, что деятельность Солнца - явление закономерное, протекает периодически, и она вызвана внутренними и внешними причинами. Чи жевский А.Л. высчитал периодичность пятнообразовательных процессов, равную 11,1 года.

Размышляя над тем, какую роль играет лучистая энергия Солнца для планеты Земля и ее обитателей, А.Л. Чижевский приходит к следующим эмпирическим выводам:

1. Энергия Солнца проявляется в различных формах, которые должны быть разделены на две основные категории: а) электромагнитные колебания, распространяющиеся в эфире; б) корпускулярные радиации.

2. Лучистая энергия Солнца является одним из основных факторов, вызвавших развитие органической жизни на Земле и давших направление эволюции органического мира.

3. Бесконечно разнообразные проявления жизни Земли в ее атмосфере и биосфере находится в прямой энергетической зависимости Солнца. Лучистая энергия Солнца озаряет эти образования движением, чувством, мыслью. В этом проявляется панпсихизм Чижевского А.Л.

4. Лучистая энергия Солнца является могущественным биологическим деятелем, и колебания в ее количестве обусловливают все те изменения в органической природе, которые мы наблюдаем в связи с широтою места, временем года и другими геофизическими и сезонными факторами.

5. Солнечная система по своим функциям аналогична живому организму, прослеживается связь между физиологическими механизмами живого существа и физико-химическими механизмами Солнца.