Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философское познание языковой реальности и языковой деятельности Нуриев Булат Дамирович

Философское познание языковой реальности и языковой деятельности
<
Философское познание языковой реальности и языковой деятельности Философское познание языковой реальности и языковой деятельности Философское познание языковой реальности и языковой деятельности Философское познание языковой реальности и языковой деятельности Философское познание языковой реальности и языковой деятельности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нуриев Булат Дамирович. Философское познание языковой реальности и языковой деятельности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Нуриев Булат Дамирович; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т].- Уфа, 2009.- 142 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/459

Введение к работе

Актуальность темы диссертации обусловлена потребностью исследования содержания понятий «языковая реальность» и «языковая деятельность». Во-первых, данная проблема связана с осмыслением сути фундаментальных вопросов современной науки, от решения которых зависит понимание процесса становления самого человека и человеческого общества в целом. Во-вторых, изучение естественно-исторических основ возникновения человеческих форм общения, существования и развития знания и сознания, всех видов и форм науки (в том числе социальной, гуманитарной, естественной, технической и прикладной) упирается в процесс рефлексии над ее основаниями. В-третьих, мы можем говорить о том, что языковая реальность и языковая деятельность выступают основой нашей жизнедеятельности и играют в ней такую роль, которая сопоставима лишь с возникновением самой этой формы жизнедеятельности.

Однако понятия «языковая реальность» и «языковая деятельность» часто ускользают от логико-гносеологического анализа. Это нечто ускользающее от познания действительности обычно оказывается более существенным. Содержание понятий «языковая деятельность» и «языковая реальность» всегда направлено на раскрытие творческих форм и потенций деятельности человека.

В качестве одного из основных физиологических органов формирования у людей способности осознавать реальную действительность выступал (и выступает) язык в системе речевого аппарата. Именно эта способность отличает человека от других живых существ, и именно язык в системе речевого аппарата создает языковую реальность в форме звуков, слов, категорий, суждений и т.д., которые обеспечивают процесс общения людей.

Формирование у человека способности приобретать знания, связанной с закономерностями функционирования его мозговой деятельности, с формулированием, пониманием и интерпретацией эмпирических и экспериментальных данных, всегда сопровождается возникновением и развитием языковой реальности. В любой науке, будь она социальная, гуманитарная, естественнонаучная, либо прикладная, и/или техническая, нет ни одного вопроса, совершенно не зависимого от языковой реальности.

Философское познание языковой реальности и языковой деятельности важно и необходимо для понимания возникновения человека и человеческого общества, для осмысления законов функционирования и развития социума, для объяснения генезиса знания и сознания, для раскрытия сути самого процесса познания.

Философский анализ места и роли языковой реальности и языковой деятельности исследуется автором в контексте раскрытия содержания универсалии «язык», вопроса о соотношении языка, речи и знака. При этом

можно выразить надежду, что исследования упомянутых выше вопросов станут определенной основой для дальнейшего их осмысления в пределах комплексного подхода к анализу языковой проблематики в философии.

Степень научной разработанности проблемы. Анализу проблемы языка в истории философской науки посвящено много статей, сборников и монографий. Вопрос о понимании категории «язык» возникал еще перед древнегреческими философами, обеспокоенными предельными основаниями бытия и познания. Так, Платон понятие «воздух» рассматривал как то, что «воздымает от земли; воздух находится в вечном течении», от «его течения возникают ветры, а ветры поэты называют дуновениями»1. Язык, согласно Платону, «совсем не остается в покое и сильнейшим образом сотрясается»; звуки - это прежде всего «дышащие» звуки2.

Аристотель связал язык с деятельностью мыслящего существа. Язык мыслит «формы в образах»3. Мысль проявляется через слово; с точки зрения Аристотеля, объективирование слова осуществляется лишь через чувственно воспринимаемый знак.

Немецкая классическая философия (И. Кант и Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель) привносит свое собственное понимание в категорию «язык». «Если бы о языке, - пишет Гегель, - нужно было говорить конкретным образом, то в отношении к его материалу (словесному составу) следовало бы вернуться к антропологической, точнее, психофизиологической точке зрения»4.

В XIX в. проблемы языка в основном исследовались лингвистическими науками. Диссертант обращает внимание лишь на некоторые работы того времени. Это работы В. Гумбольдта, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Сос-сюра и др.

В начале XX столетия философские проблемы языка исследовались в работах Л. Витгенштейна, Т.А. ван Дейка, Ч.У. Морриса, Ш. Балли, А. Сеше, А. Фрейа, У. Чейфа, Л. Блумфилда, Ч.С. Пирса, К. Поппера, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера и целого ряда других авторов.

Диссертант отмечает, что среди этих работ имеются достаточно оригинальные. Своеобразны подходы к анализу проблемы языка в работе «Философия языка», редактором и составителем которой является Дж.Р. Серл5 и в работе С. Пинкера «Язык как инстинкт», где проблема языка исследуется с

1 Платон. Собр. соч. в 4 т. - Т. 1. - М: Мысль, 1990. - С. 645.

2 Там же. - С. 664.

3 Аристотель. Соч. в 4 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - С. 438.

4 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. -Т. 3. Философия духа. -
М.: Мысль, 1977.-С. 296.

5 Философия языка / ред.-сост. Дж.Р. Серл, пер. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2004.
-208 с.

самых различных точек зрения: собственно лингвистической, биологической, исторической и т.д.6

Анализ проблемы языка в советский период развития философской науки осуществлялся в самых разных аспектах и направлениях. Философы, психологи, филологи, социологи прошлого столетия проблему языка рассматривали в контексте исследования соотношения языка и знака, языка и речи, языка и знания, сознания и познания. Этому посвящены труды М.М. Бахтина, Р.А. Будагова, Л.С. Выготского, А.Ф. Грязнова, В.А. Лекторского, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, М.С. Когана, В.В. Миронова, В.З. Панфилова, А.Н. Портнова, А.Н. Соколова, А.Г. Спиркина, B.C. Степина и многих других авторов.

Естественнонаучные основы языковой деятельности и языковой реальности в этот период рассматривались в работах О.С. Адрианова, Н.П.Бехтеревой, М.Р. Богомильского, Д.И. Дубровского, О.Ю. Ермолаева, Т.М. Марютиной, Л.В. Неймана, К. Прибрама и др.

Под влиянием позитивизма и неопозитивизма, которые начали господствовать в советской философской мысли в начале 60-х годов прошлого века, анализ и разработка проблемы языка в основном осуществлялись в пределах аналитической философии. И в настоящее время нет ни одной публикации по аналитической философии, где не рассматривалась бы проблема анализа языка в контексте исследований вопросов знания, сознания и познания.

В философском плане проблема языка в постсоветский период развития науки практически не исследовалась. Можно выделить лишь некоторые работы обобщающего характера. Это работы Н.И. Безлепкина, Н.И. Берес-невой, Г.Б. Гутнера, В.В. Кима и др. Очевидно, что именно из-за недостаточности либо отсутствия исследований о сути данной проблемы авторы часто пишут о становлении языка, о его социализации, а также антропосо-циогенезе7.

В развитие наук о языке внесли определенный вклад ученые Республики Башкортостан. В последние годы в работах Д.М. Азаматова, Е.Ю. Бик-метова, А.А. Валькова, Л.М. Васильева, Б.С. Галимова, А.В. Лукьянова, Р.З. Мурясова, Д.А. Нуриева, СМ. Поздяевой, М.А. Пушкаревой, З.Я. Рахматуллиной, P.M. Тухватуллина, Ф.С. Файзуллина, И.В. Фроловой и многих других исследуются отдельные аспекты проблемы языковой реальности и языковой деятельности с позиций истории их возникновения, филологии, социальной и аналитической философии, гносеологии, логики й Методологии науки, этнической и антропологической социологии.

6 Пинкер С. Язык как инстинкт. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 456 с.

7 См. подробнее: Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост.
А.А. Грицанов. - М.: ACT; Ми.: Харвест, Современный литератор, 2001. - С. 1285 -
1291.

Следует, однако, подчеркнуть, что из-за отсутствия общего подхода методологического и мировоззренческого характера проанализировать накопленный в данной сфере эмпирический материал до сих пор еще не удается в его единстве и целостности. Именно поэтому осмысление указанной проблематики остается привлекательной, важной, необходимой и актуальной задачей как для гуманитарных, так и для естественных наук. От ее разработки зависит понимание мироустройства вообще и проблемы возникновения человека и человечества, функционирования человеческого мозга и его нервной системы, генезиса знания, сознания и памяти в частности. Поэтому автор полагает, что необходимо подойти к постановке и разработке данного вопроса на философском, междисциплинарном (интегративном) уровне. В настоящей диссертации автором обозначена достаточно скромная проблема, а именно проблема исследования сути логико-гносеологических оснований языковой деятельности и языковой реальности. Эта проблема вполне может стать приоритетной для дальнейших философских размышлений.

Объект исследования - язык как та «воздухообразная стихия», посредством познания который человек возвышается над чувственным уровнем и становится мыслящим.

Предмет - философский анализ универсалии «язык», анализ соотношения языковой реальности и языковой деятельности.

Целью диссертационного исследования выступает познание соотношения языковой реальности и языковой деятельности, исследование роли этих понятий в становлении и развитии знания, сознания и познания.

Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих взаимосвязанных между собой задач:

исследовать проблемное поле философской универсалии «язык»;

дать анализ философской сущности знака;

рассмотреть языковую реальность и языковую деятельность в контексте проблемы генезиса знания;

выявить роль языковой реальности и языковой деятельности в процессе возникновения и функционирования сознания, знания и познания;

исследовать языковую реальность и языковую деятельность в контексте проблемы коммуникации;

рассмотреть человека как субъекта формирования языковой реальности и языковой деятельности.

Методологической основой исследования выступает комплексный подход к исследованию различных аспектов языка, языковой реальности и языковой деятельности. При этом широко используются результаты достижений естественных наук (физики, биологии, физиологии, психофизиологии, учения о мозге и т.д.), гуманитарных наук (филологии, истории, философии, социологии и т.д.).

Эмпирической базой диссертационного исследования выступает литература по проблемам мозга, психики, психофизиологии, нервной системы, устройства и функционирования речевого аппарата человека и т.д. В работе широко использована лингвистическая, социологическая, историческая, философская, гносеологическая, логическая, методологическая литература по вопросам языка, знания и сознания и их формирования. Подвергнуты анализу наиболее значимые источники по лингвистике и по языковой проблематике.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении языковой реальности и языковой деятельности как категорий, характеризующих познавательный процесс. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

обосновано, что действительность как философская универсалия в большей степени соответствует языковой деятельности, чем языковой реальности; последняя часто подвержена процессу, связанному с конструированием, «измышлением» реальности;

обнаружено, что рассмотрение языка как естественного органа человека и как «воздухообразующей стихии» имеет дело с самой реальностью, не с ее явлениями; это связано преимущественным образом с исследованием внутреннего, культурного и духовного опыта человека;

доказано, что языковую реальность невозможно свести к знаковой реальности, а языковую деятельность к знаковой деятельности: во-первых, результаты деятельности не всегда следует принимать за реальность; во-вторых, языковая деятельность выступает и как свободное творчество самой языковой реальности (в ее социальной, гуманитарной, политической, экономической, этической ипостасях).

выявлено, что формирование языковой реальности и языковой деятельности осуществляется прежде всего в коммуникативной сфере, в сфере субъективных и объективных отношений, в процессе интерперсонального общения. Языковая деятельность активизирует сознание, в то время как функция языковой реальности - это функция, которая сводит образы к простому смысловому полю, значению знаков;

обоснована мысль, что языковая реальность и языковая деятельность постоянно совершенствуются, развиваются как в границах теории познания, так и в коммуникативной сфере.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение исследования связано с решением вопроса о возникновении и существовании человека и человеческого сообщества, с разработкой проблемы генезиса языковой реальности и языковой деятельности либо их вторично-сти и первичности труда, трудовой деятельности в процессе его происхождения, в ходе его становления в качестве современного человека.

Практическое значение работы заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе анализа таких проблем языкознания, которые обусловлены пониманием природы самого языка в плане биологического, анатомического и физиологического его толкования. Практическая значимость связана с трактовкой языковой реальности и языковой деятельности, с их определением места и роли в процессе становления человека и человеческого общества, с процессом формирования способности приобретения знания и развитием способности мыслить. Результаты диссертационного исследования найдут свое применение в процессе выявления и анализа многих вопросов филологических наук, в ходе определения места и роли в системе существующих коммуникативных форм деятельности.

Апробация диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались автором на ряде научных и научно-практических конференциях, в том числе на философском конгрессе «Будущее России в философском измерении» (г. Екатеринбург, 1999), а также изложены в 9 публикациях автора общим объемом 5,8 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка литературы, включающего в себя 257 наименований. Общий объем диссертации - 142 страницы.

Похожие диссертации на Философское познание языковой реальности и языковой деятельности