Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Борисов, Сергей Валентинович

Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме
<
Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борисов, Сергей Валентинович. Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01 / Борисов Сергей Валентинович; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Челябинск, 2008.- 348 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-9/40

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема мифического и логического в наивном философствовании

1. Объективные предпосылки генезиса наивного философствования (с. 26)

2. Наивное философствование и жизненный мир индивида (с. 59)

3. Синтез мифического и логического в наивном философствовании (с. 102)

4. Формы выражения наивного философствования (с. 136)

Глава 2. Проблема взаимодействия дорефлексивного и рефлексивного в наивном философствовании

1. Наивное философствование и детское мышление (с. 174)

2. Особенности рефлексии экзистенциальных состояний в наивном философствовании (с. 215)

3. Роль и особенности интерпретации в процессе наивного философствования (с. 247)

Глава 3. Проблема «детскости» и «взрослости» в наивном философствовании

1. Наивное философствование в социокультурном пространстве (с. 281)

2. Наивное философствование в образовательном пространстве (с. 304)

Заключение (с. 333)

Библиография (с. 337)

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная эпистемология давно вышла за узкие рамки «теории научного познания» и расширилась до границ философствования как такового. Философский анализ познавательного отношения становится посредником между наукой и жизненным миром. Современная гносеология занята поиском интенций познавательной деятельности, коренящихся в обыденном сознании, что дает новый взгляд на, казалось бы, известные вещи. Исторические, психологические и социологические примеры теперь не столько подтверждают или иллюстрируют теорию познания, сколько «показывают» многообразие типов и форм знания, образующих реальный познавательный процесс. Старый термин «эпи-стеме» приобретает более широкое, общекультурное значение, подчеркивающее сложность и противоречивость познавательного процесса, проблематичность и одновременно высокую ценность познания вообще. Философская рефлексия, погружающая всякую проблему в контекст и ставящая всякий контекст под вопрос, становится самым актуальным способом понимания разных типов знания.

Наряду с этим, сама типология философствования становится все более разветвленной и дифференцированной. Наше исследование посвящено наивному философствованию, которое находит свое место в данной дифференциации как особое качественное состояние философствования. Наивное философствование является спонтанным процессом интеллектуальной деятельности, основанном на обыденно-практическом знании, уходящем своими корнями в мифическое сознание. Этим оно отличается от философствования в его «школьном» значении как процесса упорядоченного, основанного на определенном целостно-системном знании, концептуально-обобщенных идеях. Однако данные формы познавательной деятельности имеют общие основания и способы осуществления.

Для нашего исследования важна разница между определениями начала философии и оснований философствования, которые нельзя отождествлять. Начало исторично и несет последующим поколениям растущее множество предпосылок, установок через посредство уже проделанной мыслительной работы. Основание же - это индивидуальный импульс к философствованию. Лишь благодаря этому импульсу для человека становится сущностной философия вообще. Наиболее важным этапом актуализации наивного философствования

является период детства. В индивидуальной биографии человека детство является универсальным средоточием всех оснований. Уже тогда происходит осмысление индивидом обыденно-практического знания, главным образом в мифической форме, собственного жизненного опыта, посредством возникающей спонтанной философской рефлексии.

Однако тревогу вызывает тот факт, что культурная традиция парадоксальным образом игнорирует значимость наивного философствования в развитии ребенка, особенно это характерно для современного общества массового потребления и массовой коммуникации. Мы считаем, что значимость наивного философствования очевидна в свете произошедших в философии глобальных поворотов (антропологического и лингвистического). Следует признать, что граница «взрослый - ребенок» является весьма условной в гармоничной целостности человека. Мы считаем, что именно наивное философствование во многом определяет этого целостного человека, формирует его духовность, защищает от различных форм социального и психологического принуждения и отчуждения, нацеливает на поиск смысла жизни. Значимость же эпистемологии наивного философствования заключается в возможности онтогенетического исследования тех специфических состояний интеллектуальных открытий, которые переживал когда-то каждый, будучи ребенком, ведь то, что он тогда открыл, понял и высказал, оказало значительное влияние на формирование его взрослой жизни. Наивное философствование представляет собой некий основополагающий мыслительный и экзистенциальный опыт человека. Его воспроизводство интегрирует различные сферы человеческой сущности, а значит, на человека оказывают огромное воздействие его «детские» размышления по поводу его места в мире и отношений с миром.

Степень научной разработанности проблемы. В истории философской мысли эпистемологическая рефлексия по поводу процес -

1 Наше исследование базируется на представлении о детстве как возрастном периоде, ограниченном в контексте проблематики наивного философствования не столько хронологическими, сколько феноменологическими рамками: с момента возникновения чувства «я сам», вхождения ребенка в языковую реальность и овладения речью как необходимых условий философствования (так называемый «кризис трех лет») до момента рефлексивного открытия своего внутреннего мира, становления самосознания как переходного периода к «взрослому» состоянию сознания (так называемый «кризис тринадцати лет»).

са философствования в первоначальной (наивной) форме возникает раньше гносеологической и складывается в античности. Например, майевтика Сократа как метод философствования, показывает, что философа можно представить как носителя чистого, по сути, наивного сознания, функция которого - лишь изумляться и вопрошать. Это фиксируется в принципе «знаю, что ничего не знаю». С одной стороны, в философствовании присутствует наивность удивления и вопрошания, а с другой стороны, метафизическая глубина поставленных вопросов, касающихся главных мифических символов культуры, и попытка рефлексии над ними. В этом плане философия, по сути, предстает в культуре как «узаконенная наивность» (Г.Б.Меттьюз), а может даже, попытка дать обоснованный ответ на, казалось бы, «детские» вопросы.

Наивной по форме, но глубокой по содержанию, является эпистемологическая позиция Николая Кузанского, который формирует представление о философских проблемах как «ученом незнании», т.е. знании о незнании. В частности, Николай Кузанский создает «Простецкие диалоги» («Laiendialoge», 1450) - беседы между «идиотом» и схоластом, в которых неожиданно обнаруживается природная, Богом данная мудрость «простеца», позволяющая ему успешно разбираться в сложных проблемах и отличающая «наивного философа» (по образу Франциска Ассизского) от школьного профессора философии. Философская реабилитация «простеца» выступает здесь как возврат к античной традиции.

В дальнейшем философская рефлексия все больше обращается к субъекту и его познавательным способностям. Наивное философствование в противовес философствованию «школьному», академичному, начинает активно проявлять себя в жанре эссеистики (афоризмы, максимы, размышления), как некая сумма житейской мудрости, здравого смысла, мудрствования, определяющая «практическую философию» индивида (М.Монтень, Б.Паскаль, Ф.Ларошфуко, Ж.Лабрюйер и др.). В качестве первоначальной (наивной) интенции к философствованию наряду с удивлением и во-прошанием рассматривается радикальное сомнение (Августин Аврелий, Р.Декарт), которое приобретает особое гносеологическое и методологическое значение в философствовании и переосмысливает традиционные мифологемы и онтологические проблемы в новом ракурсе познания.

Особого внимания заслуживают традиции классической философской пропедевтики XIX века. Ставилась задача использовать интенцию наивного философствования, «естественной метафизики» (metaphysica naturalis) (И.Кант) для выработки умения философствовать системно, критически. В философской традиции до Канта пропедевтикой называли общий курс аристотелевской логики, предваряющей изучение конкретных наук как специальных отраслей знания. Кант же в качестве философской пропедевтики предложил рассматривать свою трансцендентальную философию (в строгом смысле - трансцендентальную логику), исследующую источники и границы чистого разума. Г.Гегель, в свою очередь, значение пропедевтики приписывал диалектической логике, предметом которой выступает мышление как таковое. В духе установившейся традиции со значительной долей позитивистских, неокантианских и неогегельянских идей курсы философской пропедевтики обрели популярность как в Европе (В.Вундт, И.Кирхман, Г.Корнелиус, О.Кюльпе, Р.Леманн, П.Наторп, Ф.Паульсен), так и в России (Д.Карпов, В.Кудрявцев, Н.Лосский, А.Маковельский, Э.Радлов, С.Франк, Г.Челпанов). Как правило, авторы этих курсов сочетали свою научную и преподавательскую деятельность в университете с ведением курса философии в гимназии. Данная традиция жива до сих пор в европейской образовательной системе. Накоплен богатый опыт по формированию навыков критического, системного мышления в духе классической стратегии философствования.

Традиционную парадигму классической философской пропедевтики реформировала эпистемология прагматизма. Прагматизм, по мнению Д.Дьюи, осуществил переворот в философской традиции, равнозначный революции учения Коперника, перейдя от изучения проблем самих философов к постижению человеческих проблем. В «Реконструкции в философии» Дьюи выдвигает следующие требования к философствованию: инструментализм - философские идеи ориентируются на практические задачи; экспериментализм - философии необходима опытная проверка и самокритика; генетический подход к предмету философии как процессу - происхождение и особенности развития философии могут пролить свет на ее сегодняшние проблемы; контекстуализм - содержание философии следует рассматривать как элемент социальной и культурной ситуации. По словам Дьюи, опыт в самом себе несет принципы связи и организации.

Эти принципы ничуть не хуже того, что они жизненные и практические, а не гносеологические. Мышление берет начало в особых конфликтных моментах опыта, порождающих замешательство и проблемы. В нормальном состоянии люди не мыслят, если им не надо справляться с проблемами, преодолевать какие-то трудности. Знание - тоже опыт, но такой, при помощи которого мы можем управлять своим опытом в дальнейшем. Следовательно, не опыт служит знанию, которое, в свою очередь стремится к абсолютной истине, как это трактовалось в гносеологии, а знание служит опыту - единственному полю истины. Эпистемология прагматизма заложила основы нового опыта философской пропедевтики: формирования навыков критического, системного мышления в духе неклассической стратегии философствования.

Актуальной проблема наивности и наивного философствования становится в связи с ростом научного интереса к исследованию обыденного сознания. Обыденное сознание рассматривается в самых различных аспектах: в рамках аналитической эпистемологии (Р.Карнап, Л.Витгенштейн, Д.Остин, У.О.Куайн), социальной психологии (Дж.Мид), в работах представителей франкфуртской школы (Т.Адорно, К.Мангейм, Ю.Хабермас). Отчетливо выделяется этико-эстетическая гуманистическая линия в анализе обыденного сознания (Э.Фромм, А.Швейцер); представители постпозитивизма фактически проводят ревизию научного познания с точки зрения ценностных ориентиров обыденного сознания (К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, М.Полани). Существенный вклад в исследование обыденного сознания вносит феноменология, экзистенциализм, герменевтика (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Г.-Г.Гадамер, М.Мерло-Понти, П.Рикер). Идея Гуссерля о необходимости изучения структуры обыденного сознания как фундамента теоретического познания и предложенное им понятие «жизненного мира» были развернуты в социальной эпистемологии (А.Шюц, П.Бергер, Т.Лукман). Наконец, тему обыденного сознания существенно дополнили исследования эволюционной эпистемологии, рассматривающие познавательные процессы как момент эволюции живой природы и ее продукт (К.Лоренц, Д.Кэмпбелл, Г.Фоллмер). Были предприняты попытки решения ряда фундаментальных проблем теории познания (например, соответствие познавательных норм внешней реальности, наличия априорных познавательных структур) на основе данных совре-

менного естествознания. Структуралистское направление эпистемологии (Ж.Деррида, Ж.Бодрийяр, Ж.Делез, М.Фуко, Р.Барт) дало новый взгляд на значение языка в обыденном сознании. Знаковое мышление значительно развивает интеллект в ущерб развитию других способностей. Знак, когда он вводится по правилам конвенции и становится условным или формальным знаком, обрывает связь с той экзистенциальной инфраструктурой, которая помогает человеку жить. Чистота репрезентации обеспечивается в знаке освобождением от всего «наивного». Поэтому необходимо перенастроить мысль от концентрации на символизируемом ядре и освоить, наконец, периферию наивности. Однако ни классическая, ни неклассическая эпистемологии никогда не рассматривали наивное философствование как особую, специфическую форму интеллектуальной деятельности.

Доступ к исследованию «мира наивности», в частности «наивности» детского мышления открывает «генетическая эпистемология» Ж.Пиаже. Им отмечается, что эпистемология имеет дело с познавательными нормами, но это не те нормы, которые философ формулирует, исходя из априорных соображений, а те, которые он находит в результате изучения реального процесса психического развития ребенка, с одной стороны, и истории познания, с другой. Познавательные нормы коренятся в структуре психики, следовательно, дело специалиста эмпирически обобщить то, что существует реально. У Пиаже можно найти прямое обращение к сфере наивного философствования. Он отмечает устойчивые тенденции, которые пронизывают спонтанные высказывания детей о явлениях природы, мышления и природе вещей. Эти устойчивые черты детского мышления он называет «детской философией». Однако, по нашему мнению, оценивая рассуждения своих испытуемых, Пиаже оставил в стороне собственно философское содержание детских размышлений. Во-первых, следует отметить, что отстаиваемая Пиаже и его последователями идея поступательного восходящего развития и прогрессирующего перехода от стадии к стадии едва ли приложима к процессу философствования. Во-вторых, развитие философского мышления, каким бы способом оно ни оценивалось, не будет единым для людей какой бы то ни было возрастной группы вне зависимости от способа и формы философствования. В-третьих, заключения Пиаже, как и любые индуктивные обобщения, основаны на усредненных статистических данных наблюдений, а это означает, что интересные с фи-

лософской точки зрения высказывания детей, скорее всего, оказались вне поля зрения.

В этом плане более гибкую концепцию, сочетающую принципы системности и развития, предложил Л.С.Выготский. Утверждения Выготского, подтвержденные многочисленными примерами, о том, что маленький ребенок обладает живым интересом, идеями и потребностью абстрагироваться, противоречат утверждениям Пиаже о том, что ребенок мыслит лишь перцептивно и аффективно.

Современная философская пропедевтика рассматривает наивное философствование детства с точки зрения следующих позиций. Авторы и адепты завоевавшей всемирную известность программы «Философия для детей» считают, что наивное философствование -это, прежде всего, эффективный рычаг для развития критического, рефлексивного, исследовательского мышления (М.Липман, М.Притчард, Э.Шарп, Ф.Кам, К.Линдоп, Н.С.Юлина и др.). Они также полагают, что способность к абстрактному мышлению присутствует у ребенка младшего возраста; перцептивное и аффективное восприятие мира невозможно без «мышления высшего порядка»; абстрактные философские рассуждения вполне доступны мышлению детей.

Практически во всех исследованиях, посвященных данной те
матике, провозглашается парадигмальность диалогичного жанра на
ивного философствования (Е.М.Амелина, В.С.Библер,
Л.Т.Ретюнских, М.В.Телегин, Р.Фишер, Г.Б.Меттьюз и др.).

Ряд исследователей полагают, что наивное философствование имманентно детству в силу присущих ему качеств: любознательности, удивления, потребности осваивать мир в игровой манере и получать от этого удовольствие, склонности к приключениям, в том числе и интеллектуальным (М.Н.Дудина, Е.В.Золотухина-Аболина, Л.Т.Ретюнских, Г.-Л.Фрезе, Г.Г.Соловьева, Л.В.Сувойчик и др.). Философия ставит и рассматривает предельные вопросы бытия, а детство - это предельный период жизни - как раз такой, когда предельные метафизические проблемы встают с особой остротой в мировоззренческом аспекте (Т.П.Мильчарек, Н.А.Мильчарек).

Н.С.Юлина рассматривает наивное философствование как инструмент подготовки мышления детей к самостоятельному решению мировоззренческих вопросов и осознанному и грамотному выстраиванию ими смыслового поля своей жизни. А.А.Марголис,

М.В.Телегин, Е.А.Кондратьев считают, что возможность наивного философствования открывает наличие у детей спонтанных мировоззренческих понятий, которые культурно-исторически обусловлены, напрямую зависят от референтной сферы субъекта.

Американский исследователь Г.Б.Меттьюз считает, что наивное философствование детства помогает глубже понять суть самой философии, а по мысли Л.Т.Ретюнских, наивное философствование детства не только интерпретирует реальность, но и создает смыслы, подчас недоступные зрелой рациональности, но фиксирующие сущности, поэтому постмодернистский дискурс, допускающий поливариантность, наиболее пригоден для описания «детского философствования» и признания детей спонтанными философами. Развивая эту мысль, В.Н.Леонтьева полагает, что наивное философствование ребенка обладает лингвистической свободой, которой лишен взрослый, успевший войти в языковую традицию; наивное философствование ребенка эмоционально открыто, оно пронизано верой в собственные интеллектуальные силы.

Особого внимания заслуживает концепция М.Н.Дудиной, согласно которой наивное философствование в контексте философской пропедевтики характеризуется эпистемностью, инструментально-стью, аксиологичностью, рефлексивностью и терапевтичностью. По мысли В.А.Лекторского, философская пропедевтика - это попытка помочь ребенку разобраться в его собственном опыте, критически его осмыслить посредством философского анализа; это школа антидогматизма.

Однако до настоящего времени так и не выработано четкого определения понятия «наивное философствование». Его смысл вообще «выносится за скобки», предполагается его интуитивное понимание, поэтому оно трактуется метафорически или эклектически. В связи с этим до настоящего времени не предпринималась попытка детального анализа наивного философствования с точки зрения эпистемологии. Бытует неверное отождествление наивного философствования с критическим мышлением, либо наивное философствование отождествляется с детским мышлением вообще как особой формой рациональности. Кроме того, наивное философствование рассматривается в жесткой сцепке с философской пропедевтикой как целенаправленным, формирующим, формообразующим, технологичным процес-

ії)

сом, при этом не уделяется внимания имманентно присущим ему эпистемологическим характеристикам.

Обоснование выбора логики исследования. Проводимое исследование предполагает в качестве своих логико-методологических ориентиров определение основополагающих понятий в области выбранной проблематики: «философствование», «наивность», «теоретическое философствование», «наивное философствование».

Философствование можно определить как критико-рефлексивный процесс осмысления экзистенциальных вопросов-состояний бытия человека в мире. Специфичность философствования заключается не в предмете, а в способе отношения человека к бытию. Философское мышление есть творческий процесс конструирования бытия в форме проблемы, иначе говоря, специфичность философствования проявляется преобразованием наличной действительности в проблему. Философствование является выражением основных убеждений человека, его мировоззренческой позиции. Философствование - это духовный акт, в котором действует не только интеллект, но вся совокупность духовных сил человека, включая эмоциональные и волевые качества, т.е. в основе философствования лежит опыт человеческого существования во всей его полноте.

Наивность есть спонтанность, естественность, непосредственность, открытость, «детскость» отношения к бытию. Наивность можно понимать как первоначально естественную искренность человека (И. Кант), как «тело дословности», в котором нет места опосредованию (Ф.И.Гиренок). В этом плане наивность можно рассматривать как критику чистого разума, который большей частью симу-лятивен (Ж. Делез); симуляция же обозначает силу, способную производить эффект в смысле «знака», возникающего в процессе сигнализации, это умение «знать», не думая и не заботясь о добывании знания с помощью мобилизации собственных познавательных ресурсов, имеющихся в наличии.

Наивность рассматривается нами как базовая установка познания. В этом качестве она предполагает цельное, непосредственно-дорефлексивное «схватывание» мира в повседневной жизни. В силу принципиальной открытости спонтанным изменениям такое познание непредсказуемо и не может быть адекватно формализовано, а также не может быть опосредовано каким-либо уже имеющимся знанием о мире. Однако само познание такого типа возможно благо-

даря укорененности постигающего человека в бытии. Такова наивность ребенка как некая интенция к интеллектуальной деятельности, философской рефлексии, сама по себе не рефлексируемая.

Теоретическое философствование в его «школьном», академическом значении является своего рода «отрицанием» наивности. Это форма интеллектуальной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека, базирующаяся на теоретических методах опосредованного постижения действительности с использованием особых логических и гносеологических критериев для обоснования своих положений. Проблемы теоретического философствования характеризуются предельностью, фундаментальностью, универсальностью; его темы имеют абстрактный, самоценный, экстраординарный, «возвышенный», «эталонный», всечеловеческий характер. Теоретическое философствование, основанное на примате теоретического («чистого», спекулятивного) разума, стремится к аннигиляции эмоционально-волевых факторов познавательного отношения. Как своеобразное «отрицание» наивности теоретическое философствование есть утрата спонтанности, непосредственности и открытости процесса осмысления бытия человека в мире в силу детерминации этого процесса нормативами абстрактно-логического мышления, в основе которого лежит телеологическая интенция на построение законченной, «закрытой» теоретической системы обоснованного знания.

Синтезируя понятия «наивность» и «философствование», мы приходим к понятию наивного философствования. В нашем понимании это процесс, основанный на дотеоретическом, интуитивно-созерцательном, дорефлексивно-непосредственном «схватывании» сознанием вопрошающего и интерпретирующего субъекта мира повседневной жизни. Наивное философствование обнаруживает себя в предметных границах обыденно-практического знания, жизненного мира индивида. Хотя наивное философствование коренится в мифическом сознании, но как процесс философствования содержит в себе рефлексивные, экзистенциальные и критические компоненты; по сути - это саморефлексия мифа всеми доступными интеллектуальными средствами, но при этом миф остается символом единства, радости, знания, веры. Начинаясь с таких концептуальных аффектов как удивление, сомнение, переживание экзистенциальных состояний,

наивное философствование находит прямое продолжение в интеллектуальной игре, как форме коммуникации. Коммуникация рассматривается нами как необходимое условие осуществления наивного философствования, поэтому оптимальным способом его реализации является живая беседа в форме диалога, полилога, провоцируемого спонтанным вопрошанием. Наивное философствование выступает как попытка рационального постижения мифа, однако при этом миф остается главным средством мировосприятия и миропонимания.

В онтогенетической перспективе философствования можно заметить своего рода возврат к наивной форме философствования. Речь идет о проявлении личностно-экзистенциального характера осмысления философских проблем, когда познание в форме философствования предстает как обретение действительности в ситуации, в которой в тот или иной момент оказывается человек. В процессе такого философствования человек определяет себя посредством своего осуществления, а само философствование выступает как то, посредством чего человек становится самим собой, в то время как он становится сопричастным действительности.

Объектом нашего исследования является наивное философствование как специфическая форма критико-рефлексивного процесса осмысления экзистенциальных вопросов-состояний бытия человека в мире.

Предметом исследования выступает генезис философствования в первоначальной (наивной) форме.

Цель исследования: проанализировать эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. раскрыть объективные предпосылки зарождения и генезиса наивного философствования;

  2. выявить связь наивного философствования с жизненным миром индивида;

  3. обнаружить какой отпечаток накладывает мифическое сознание на наивное философствование;

  4. определить в каких формах наивное философствование выражает себя «вовне»;

  1. выявить какое влияние оказывает наивное философствование на детское мышление; как оно соотносится с формированием символической функции сознания ребенка;

  2. раскрыть как наивное философствование осуществляет рефлексию экзистенциальных состояний;

  3. выявить роль и особенности интерпретации в процессе наивного философствования;

  4. определить значимость наивного философствования в социокультурном пространстве бытия;

  5. раскрыть факторы, детерминирующие значимость наивного философствования в образовательном пространстве.

Научная новизна исследования определяется степенью не разработанности избранной темы в современной онтологии и гносеологии и состоит в следующем:

  1. обнаружено, что наивное философствование зарождается как рефлексия по поводу «пограничных зон» жизненного опыта, снимающая противоречие между восприятием и суждением о нем, коренящееся в проблеме универсального единства сознания-тела;

  2. определена специфика наивного философствования, заключающаяся в том, что оно сохраняет живую связь с мифическим сознанием; символизм мифических представлений образует некий «защитный слой» жизненного мира индивида, это неотъемлемое условие его душевного и интеллектуального комфорта, перевода эмоциональной напряженности в символическое пространство игры;

  3. доказано, что первичной формой выражения наивного философствования является вопрошание, которое обусловлено не столько удовлетворением простого любопытства, сколько личной заинтересованностью человека, ищущего ориентиры в новой, непривычной реальности;

  4. открыто, почему интерпретации наивного философствования зачастую лишены строгого логического следования, но им свойственна большая эмоциональная напряженность: эмоции, встроенные в наивное философствование, способны не только воспроизводить и модифицировать некую реальность, но и создавать ее; наивное философствование всегда окрашено положительными эмоциями, причем их вызывают сами рефлексивные процедуры;

  5. выявлено, что генезис наивного философствования в феномене возвращения философствования к «якобы старому» обна-

руживает диалектическую логику своего процессуально-онтогенетического развертывания.

6) впервые обосновано, что наивное философствование как форма интеллектуальной деятельности может стать одним из условий функционирования благоприятной образовательной среды, позволяющим выявить «индивидуальный семантический код», «когнитивную карту» познания мира, соответствующие каждому философствующему субъекту.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Философствование в своей первоначальной (наивной) форме не только не является, но и не может быть простым обобщением ни обыденного, ни мифического, равно как и всех других способов познания универсума. Напротив, она сама лежит в основе всякого рода познания (в том числе мифического), сосуществуя с ним, направляя и интерпретируя его. Там, где кончается внешний опыт сознания, внешний опыт деятельности мышления и начинается внутренний рефлексивный опыт мышления, там собственно и начинается философствование. Таким образом, наивное философствование можно рассматривать как атрибутивное свойство мышления.

  2. Основания самой субъектной предрасположенности к наивному философствованию связаны с такими концептуальными аффектами как удивление, сомнение и душевное потрясение. Индивид в удивлении осознает свое незнание. Это вовлекает его в интеллектуальную игру, в ходе которой заявляет о себе сомнение. Прибегая к сомнению, индивид пытается радикально воплотить его в жизнь. Постепенно он приходит к осознанию себя в «пограничной ситуации». Здесь познание сопряжено с глубоко переживаемым душевным потрясением. Но наивное философствование дает ему интеллектуальное удовлетворение. Оно может стать условием для коммуникации.

  3. Специфику наивного философствования составляет то, что оно сохраняет живую связь с мифическим сознанием. Например, миф для ребенка есть необходимая категория мысли и жизни; это для него подлинная и максимально конкретная реальность. Мифическое объяснение причинно-следственной связи событий и явлений рождается у ребенка спонтанно, подобно сопряженному с этой мыслительной работой, спонтанному, яркому впечатлению. Мифическое сознание ребенка способно применять ко всякому новому комплексу

незнакомых явлений результаты жизненного опыта, добытые в других областях.

  1. Посредством наивного философствования многочисленные предметные миры ассимилируются в символическое пространство жизненного мира, делаются наглядными, доступными непосредственному восприятию и интеллектуальной обработке. Таким образом, способы философствования - это результат не убедительности тех или иных аргументов, а результат личного, индивидуального выбора, который проистекает в силу объективных мировоззренческих установок и субъективных склонностей индивида. Наивное философствование осуществляется исходя из принципа «открытых границ» между способами философствования.

  2. Наивное философствование выражается «вовне» в форме диалога, полилога и вопрошания, что проявляется не только в рассуждениях, но и в контексте душевных переживаний, эмоционально окрашивающих философствование. Диалог активно стимулирует процесс наивного философствования, однако понимать индивид начинает вопрошая. Интуитивное прозрение, приводящее к постановке вопроса, есть вторжение в область бытующих в обыденном сознании мнений и представлений, заданных установками здравого смысла. Здравый смысл блокирует многие области философствования, но именно эта блокировка служит дополнительным стимулом к вопро-шанию. Создается проблемная ситуация, требующая не простого воспроизведения готовых схем и образцов, а продуцирования нового знания. Таким образом, наивное философствование является деятельностью без заранее заданного образца, алгоритма действия, а следовательно, деятельностью творческой.

  3. Выход индивида на уровень осмысления экзистенциальных состояний в наивном философствовании связан с тем, что бытие понимается как присутствующее в человеческом существовании, понимающее себя сущее. Например, в силу изначальной открытости ребенка миру в потоке аутентичного взаимного становления ребенка и его картины мира в их мифическом единстве, познание представляет собой не «процесс внутри» ребенка, а предшествующий всякой рефлексии способ его действия в мире.

  4. Интерпретации наивного философствования конституируются в границах обыденно-практического знания, однако в них содержатся рефлексивные, экзистенциальные и критические компоненты.

Например, логика открывает для ребенка обширные «пограничные зоны», требующие рефлексивного осмысления. Дети пытаются не столько давать прямые ответы, сколько интерпретируют проблемы доступными им средствами. Спонтанно возникающая философская интерпретация обеспечивает когнитивное уравновешивание, «играющее на повышение», т.е. нарушение равновесия ведет не к возвращению к его предыдущей форме, а к некоей лучшей форме, характеризующейся возрастанием взаимозависимостей и взаимодействия.

  1. Познание, понимание и интерпретация укоренены в историческом, социокультурном и генетическом контексте. Поэтому, мы считаем, что в детском мышлении наличествуют необходимые базовые структуры рациональности, обеспечивающие возможность интерпретации философских проблем, а также у ребенка есть необходимые субъектные предпосылки, мотивирующие данную интерпретацию как своего рода «ответ» на «вызовы» бытия. Характеризуя эту интерпретацию, мы исходим из онтологического понимания истинности в наивном философствовании. Во-первых, истина - это тождество предмета самому себе, независимо от того кто и как его усматривает, т.е. «бытие в смысле истины», «бытие-присутствие», «бытие-переживание». Во-вторых, истина - это структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положения дел именно таким, каково оно есть, то есть возможность тождества (совпадения) мыслимого и созерцаемого; в наивном философствовании очевидность как критерий истины является переживанием этого совпадения.

  2. Несоответствие «детскости» и «взрослости» как и несоответствие сопряженных с этим картин мира, является феноменологическим фактом порождения пространства символической реальности, заданного обратимостью разных форм активности субъекта. Всегда будет ощущаться своего рода «дефицит философствования», дефицит возможностей посмотреть на жизнь со стороны, рефлексивно и отстраненно. Поэтому наивное философствование помогает преодолевать индивиду так называемые «дефицитные свойства личности».

10. Генезис наивного философствования обнаруживает диа
лектическую логику своего процессуально-онтогенетического
развертывания: философствование, зарождаясь в первоначальной
форме как наивное философствование ребенка («тезис»), находит

свое отрицание в форме теоретического философствования взрослого («антитезис») и осуществляет возврат к «якобы старому», т.е. к наивной форме, в отрицании-снятии теоретического философствования как стремлении философа к открытости непосредственно-интерпретирующего переживания «ответов» на «вызовы» бытия («синтез»).

Методологическая база исследования. Мы не ставили перед собой цели рассматривать «гносеологического» или «трансцендентального» субъекта, осуществляющего познавательную деятельность в форме философствования, в центре нашего внимания сама познавательная деятельность, философствование как онтогенетический процесс. Поэтому эпистемология является именно методологией нашего научного поиска, а не предметом специального изучения. Феноменологический анализ начала наивного философствования, коренящегося в структуре обыденно-практического знания, выводит нас на множество детских интерпретаций повседневной жизни, жизненного опыта. Обращение к этим интерпретациям (учитывая их само собой разумеющийся характер, хотя и в рамках феноменологических скобок) осуществляется нами с точки зрения онтологической герменевтики. Интерпретация наивного философствования рассматривается нами как способ бытия, которое существует понимая. Феноменологический анализ приводит нас к основаниям наивного философствования, как субъектной способности к философствованию. Способы (рефлексия, вчувствование, созерцание, понимание, интерпретация) и формы наивного философствования (диалог, полилог, во-прошание) как события смыслопорождения рассматриваются нами встроенными в процесс освоения (присвоения) ребенком символической реальности культуры. Это, в свою очередь, приводит нас к осознанию и обоснованию значимости наивного философствования в социокультурном и образовательном пространстве.

Эмпирический базис нашего исследования образует не столько набор научных данных, важных для решения определенных нами задач, сколько представленная в диссертации виртуальная критическая дискуссия между разными дисциплинами, дающими целостное представление о процессе познания - логикой, онтологией, гносеологией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и др. Таким образом, эмпирия для нас - это коммуникативное пространство взаимообмена и конкуренции разных типов знания, частным слу-

чаем которого является междисциплинарное взаимодействие. В связи с этим, особую роль играет подбор материала, иллюстрирующего многообразие философской интерпретации ребенка, который, на наш взгляд, обеспечил оптимальное коммуникативное пространство эпистемологической экспертизы рассматриваемых нами проблем (психология: Ж.Пиаже, Е.В.Субботский, Г.С.Абрамова и др.; лингвистика: К.И.Чуковский, О.И.Капица и др.; культурология: Ф.Арьес, М.Мид и др.; онтология и гносеология: К.Ясперс, М.Липман, Г.Б.Меттьюз, М.С.Притчард и др., а также собственные наблюдения автора).

Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что рассмотрение эпистемологических проблем философствования в его первоначальной (наивной) форме ведет к пересмотру традиционного взгляда на генезис и методологические основы философского знания, его строение, структуру, функционирование и развитие в свете онтогенетической проблематики.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что материал и выводы диссертации могут быть использованы как при разработке общего курса философии, так и соответствующих спецкурсов по онтологии и теории познания.

Апробация. Материалы исследования были представлены и обсуждены на научных конференциях международного, федерального и регионального уровней, в т.ч. IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 24-28 мая

  1. г.), I, II и III Международных научно-практических конференциях «Философия - детям» (Москва, 27-29 января 2005 г., 25-28 мая

  2. г. и 5-7 июня 2008 г.), VI и VII Международных научных конференциях «Рациональность и свобода» (Санкт-Петербург, 16-17 ноября 2005 г.) и «Рациональность и коммуникация» (Санкт-Петербург, 14-16 ноября 2007 г.), Международной научной конференции «Бытие как центральная проблема онтологии» (Санкт-Петербург, 25-29 июня 2007 г.) и др. С 2002 года тема «Эпистемология наивного философствования» стала предметом работы научной лаборатории, действующей под руководством автора данного исследования при кафедре философии Челябинского государственного педагогического университета. Проекты лаборатории получили финансовую поддержку в форме грантов Министерства образования и науки РФ (2002 - 2004 гг.), РГНФ (2004 г.), Правительства Челябин-

ской области (2004 г.), Национального фонда подготовки кадров (2003 - 2004 гг.), Уральского отделения РАО (2005 - 2006 гг.). Автором исследования был разработан элективный курс «Философские беседы» для старшей профильной школы. Программа курса входит в число программ рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Каждый элемент учебно-методического комплекса «Философские беседы» (учебное пособие, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ». На территории России, а также в странах ближнего зарубежья, налажено преподавание данного курса в школах.

Структура диссертации определяется авторским замыслом и последовательностью решения основных задач. Работа состоит из введения, заключения, трех глав (включающих 9 параграфов) и библиографического списка (300 наименований). Общий объем работы 348 с.

Объективные предпосылки генезиса наивного философствования

В истории философской мысли эпистемологическая рефлексия по поводу процесса философствования возникает раньше гносеологической рефлексии и складывается в античности. Как считает Ф.Х.Кессиди, переход от мифических представлений о мире к философскому его пониманию, или, что то же, переход от мифа к логосу, означал «замену произвольного (фантастического, вымышленного) “рассказа” обоснованной аргументацией, разумно-логическими соображениями, то есть тем, что греками было обозначено термином “логос” (в отличие от термина “мифос”)». Постановка и формулировка проблем, установка на человеческий разум как на средство познания, ориентация на поиски причин всего происходящего в самом мире, а не вне его – вот то, что существенно отличает философский подход к миру от мифических воззрений на действительность. Это фундаментальное нововведение, полагает Кессиди, явилось независимо от мифа результатом развития общественно-исторической практики древнегреческих полисов, самостоятельным продуктом их интеллектуальной жизни. Мы придерживаемся принципиально иного взгляда на данную проблему. Характерный переход от мифа к логосу, осуществленный античной философией, мы не рассматриваем как необратимое событие, которое произошло в определенный момент истории или, говоря более конкретно, во времена первых философов. Мы исходим из того, что мифическое и логическое постоянно переплетались и переплетаются и в истории человечества, и в жизни отдельного индивида. Иными словами, переход от мифа к логосу относится к числу задач, которые неизменно возникают перед каждой эпохой и каждой личностью. На наш взгляд, этот переход, прежде всего, связан с обоснованием априорного характера философского знания, при этом наивное философствование можно с полным правом считать атрибутивным свойством мышления. Философствование в своей первоначальной (наивной) форме не только не является, но и не может быть простым обобщением ни обыденного, ни мифического, равно как и всех других способов познания универсума. Напротив, оно сама лежит в основе всякого рода познания (в том числе мифического), сосуществуя с ним, направляя и интерпретируя его. Утверждая такого рода априоризм, как возможность получения доопытного и независимого от опыта знания, мы не имеем в виду нативизм. Априоризм, конечно, предполагает существование независимого от внешнего опыта источника знания, но таким источником является, на наш взгляд, само мышление, а именно, особая творческая способность сознания к конструированию абстрактных (мысленных) «объектов» и их систем. Однако более существенным является то, что наивное философствование проявляет себя также как некая акция (действие), событие, перформанс, провокация (софисты, киники, стоики, скептики). С одной стороны, наивное философствование «разыгрывается» на «поверхности» жизни, в мире обыденности, повседневности, но, с другой стороны, гротеск, эмоциональность, «анекдотизм», языковые и смысловые игры наивного философствования приводят к глубокому осознанию актуальности экзистенциальных и критических моментов философствования, актуальности диалога, подлинной коммуникации, актуальности личностного компонента в родовой целостности мифа. Такую амбивалентность можно объяснить тем, что на пути философствования человек становится подвержен, по мысли Ж. Делеза, своеобразным «философским болезням», которым наивное философствование пытается противиться. Например, идеализм – это «врожденная болезнь платонизма, который со всей его чередой взлетов и падений логично расценивать как маниакально-депрессивную форму философии». Наиболее отчетливо эта мысль звучит у Ф. Ницше, который задавался вопросом, не свидетельствует ли эта ориентация на высоту, начиная с Сократа, скорее о вырождении и тупиковом заблуждении философии, чем о верном исполнении ей своего дела? Таким образом, Ницше заостряет внимание на самой ориентации мысли в философствовании: разве акт мышления происходит не в мысли, а сам мыслитель разве мыслит вне жизни? Необходимо найти ту скрытую точку, где «житейский анекдот» и «афоризм мысли» сливаются воедино – подобно смыслу, который с одной стороны есть атрибут жизненных ситуаций, а с другой – содержание суждений. Тут, по словам Делеза, можно отыскать «свои особые измерения, свои времена и пространства, свои ледники или тропики – короче, целую экзотическую географию, характеризующую как способ мышления, так и стиль жизни». Конечно же, мы не разделяем весьма экстравагантную позицию Ницше по этому вопросу, который мало интересовался тем, чего достигла философия после Платона, полагая, что это наверняка было лишь продолжением долгого упадка. Нам же видится здесь попытка отыскать проявление философствования в его наивной форме. Мы считаем, что для мегариков, киников и стоиков характерен этот своеобразный стиль философствования. Например, у Диогена Лаэртского в главах, посвященных Диогену Кинику или Хрисиппу Стоику, мы видим развитие удивительной системы провокаций. С одной стороны, философ ест с крайней прожорливостью, объедаясь сверх меры; прилюдно мастурбирует, сетуя при этом, что голод нельзя утолить так же просто; не осуждает инцест с матерью, сестрой или дочерью; терпим к каннибализму и антропофагии – но при всем при том он в высшей степени трезв и целомудрен. С другой стороны, философ хранит молчание, когда люди его о чем-то спрашивают, либо награждает их ударами посоха. Когда ему задают абстрактные и трудные вопросы, он в ответ указывает на пищу или подает торбу с едой, которую затем вываливает на вопрошающего. Он, таким образом, выступает как носитель особого «наивного» и гротескного способа философствования-поступка, оживляемого парадоксами, но, тем не менее, насыщенного глубоким содержанием. Таким образом, смысл появляется и разыгрывается на поверхности «жизненного мира», мира повседневности.

Наивное философствование и жизненный мир индивида

Объективным началом наивного философствования можно считать установки здравого смысла как совокупности взглядов индивида на окружающую действительность и самого себя, используемые в его повседневной практической деятельности. Верная по сути точка зрения здравого смысла, как правило, ограничивается поверхностным взглядом на суть явлений, глубоко не проникая в их смысл. Это та «питательная среда», те условия жизненного мира, из которых «произрастает» наивное философствование. Приобретя за счет принятия установок здравого смысла целостность (пусть кажущуюся, пусть на время) сознания, индивид обретает и особый «критерий истины». «Истиной» становится все, что соответствует здравому смыслу, а, следовательно, все остальное расценивается как ложь. Проблема истинного и кажущегося бытия исчезает в содержании здравого смысла, так как нет необходимости анализировать происхождение содержания сознания – оно дано в готовом виде. Однако реальность повседневности – это далеко не вся реальность, в которую погружен индивид. Если происходит «смещение границ», «наложение пластов» одной реальности на другую, тогда ему открывается новое переживание мира, происходит перестройка сознания. Повседневность, по словам И.Т.Касавина, представляет собой отношение между состояниями человеческого бытия, а именно некоторый баланс между рутинным благополучием, которым он изо в день обладает, и риском, на который надо пойти в надежде на достижение счастья. В таком спутывании между собой моментального состояния и длящейся жизненной формы и состоит парадокс повседневности. Чтобы сохранить благополучие, надо отвергнуть возможность еще большего блага, а чтобы рискнуть завоевать последнее, нужно отказаться от первого. Поэтому наивное философствование, хотя и содержит много интерпретаций повседневной жизни, которые считаются само собой разумеющимися, всегда является рефлексией неких «пограничных зон», за которыми лежит пространство непознанного, таинственного, стоящего под вопросом. Поэтому, прежде всего, следует обратиться именно к этим интерпретациям. В качестве примера проанализируем характерные детские высказывания, собранные К.И. Чуковским в книге «От двух до пяти». «Мама, кто раньше родился: ты или я?» Задаваясь подобным вопросом, ребенок пытается постичь границы собственного Я. Ощущая некое «пограничное состояние», ребенок искренне недоумевает по поводу существования мира «самого по себе» и пытается определить собственное место в этом мире. В нем пробуждается острая потребность кардинально изменить собственное мировосприятие, осуществить «рефлексивный выход» из привычного изначального эгоцентризма. «Валерик четырех лет: “Мама, ты была девочкой?” “Да, была”. “В школу ходила?” “Ходила”. “А с кем я дома оставался?”» Этот наивный вопрос обусловлен интуитивным осознанием ребенком фактора «временности» существования. По сути, ребенок ставит перед собой сложную проблему соотношения привычных представлений о своем вездесущем, «всегдашнем» Я и новых догадок о «временности» форм окружающего мира, а впоследствии и о «временности» собственного Я.

Вообще сама возможность реальности «без Я» является для ребенка жгучей проблемой. Особенно остро данная проблема встает, когда ребенок пытается осознать переживания моментов перехода из одной реальности в другую, например, перехода из состояния сна в состояние бодрствования. С одной стороны, «мир снов» в восприятии ребенка является такой же его неотъемлемой собственностью, как и «мир бодрствования». «Ложись на мою подушку, будем вместе мой сон смотреть!» С другой стороны, если во сне у ребенка отсутствует отчетливое осознание собственного Я, то происходит разрыв восприятия реальностей, и ребенок оказывается в ситуации «пограничья». «Когда я сплю, мне кажется, что меня нигде нет: ни в одной постели, ни даже в комнате. Где я тогда, мама?» Лишаясь привычной «cogito-опоры» в восприятии мира, ребенок в момент перехода озабочен «историей перемещения» собственного Я. «“Как же ты упал с кровати?” “А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет”». «Рефлексивный выход», осуществляемый ребенком, воспринимается им как буквальная «раздвоенность» его Я и тела. «”Я спала, а баба ушла, а тут такой крик стоял...” “Кто же кричал?” “Да я”». Что же происходит с миром, когда он «неподконтролен», когда в нем не присутствует наше Я? Соответствуют ли привычные характеристики «мира бодрствования» характеристикам «мира сна»? «Пятилетний Джордан, ложась вечером спать, спрашивает: можно ли, встав утром с постели, быть уверенным, что за прошедшее с вечера время часовая стрелка лишь один раз обошла циферблат? Может быть, нужно смотреть на часы всю ночь? Но и тогда, – стоит отвернуться лишь на мгновение, – как часовая стрелка может дважды обойти циферблат». В наивной форме здесь представлена серьезная гносеологическая проблема – проблема обоснованной интерполяции результатов наблюдений от наблюдаемых состояний объекта к ненаблюдаемым. Пока эгоцентризм детского сознания не подвержен сомнению, «рефлексивный выход» может выглядеть как перформанс: «Когда обидят двухлетнего Элю, он говорит угрожающе: "Сейчас темно сделаю!" И закрывает глаза, убежденный, что благодаря этому весь мир погрузился во тьму». Однако скоро для ребенка становится очевидной сомнительность подобных действий. Реальность мира «без Я» настойчиво требует своего обоснования. Согласно данным эволюционной эпистемологии можно утверждать, что человек уже с раннего детства хорошо оснащен для познания, большинство программ проявляются в самом раннем возрасте, например, пространственное видение – способность интерпретировать изображение двумерной сетчатой структуры трехмерным образом или чувства постоянства, которое позволяет распознавать объекты, «объективировать» мир, абстрагировать, строить классы и понятия. Разумеется, необходим и более поздний индивидуальный опыт, который дает дополнительные «подпрограммы» и новые данные. Все это говорит не о полной природной гарантированности успеха познавательной деятельности, но тем не менее о ее добротной эволюционно-адаптивной обусловленности, объективной соотнесенности с реальным миром когнитивных способностей и познавательных практик человека. Однако мы в поиске оснований наивного философствования будем опираться на феноменологические характеристики познавательной деятельности. Это ценно, потому что расширяет зону поиска и включает в нее все многообразие форм познания, которыми «питается» и которые синтезирует наивное философствование. Кроме того, феноменологические характеристики дают представление о социокультурной укорененности философского знания. Феноменологический метод уводит нас «вглубь» эпистемологии, позволяет увидеть объективные и субъективные предпосылки к наивному философствованию, коренящиеся в обыденно-практическом знании. Опорными понятиями, которые послужат ориентиром в нашем поиске, выступят понятия интенциональности, конституирования, «жизненного мира», интерсубъективности. Понятие интенциональности есть предпосылка преодоления традиционной для классических философии и психологии пропасти между разумом и телесностью; оно позволяет говорить об «инкарнированном разуме», как исходном моменте опыта, восприятия и знания. Это говорит, в свою очередь, об определенном «изначальном» содержании нашего сознания, о наличии довольно-таки обширного объема знаний, сопряженного, например, с нашей телесностью, да и вообще бытийностью. Для познания всегда есть богатый материал, т.к. познание жизненно необходимо. Необходимость эта настолько острее насколько содержательнее и событийно богаче наша жизнь. Чем стремительнее и глобальнее перемены, тем разительнее контрасты между тем, что было и что есть. Именно таков период детства в жизненной биографии человека. Ребенок не в состоянии ни противиться переменам (в силу их очевидности), ни замедлить их ход (в силу их стремительности), ни повернуть их вспять (в силу их неумолимости), как некий выход из ситуации напряженности возникает острая необходимость осмысления происходящего и своего места в нем. Что дает ему это осмысление? Прежде всего, возможность конституирования мира, посредством наделения его значениями и смыслами. В рамках сознания или в рамках его ноэматико-ноэтического единства как единства переживаний с точки зрения их содержания и осуществления происходит конституирование предметности, процесс, в результате которого предмет обретает свою бытийную значимость.

Наивное философствование и детское мышление

Функцией мышления является постоянная перегруппировка всех возможных содержаний сознания и образование или преобразование существующих между ними связей и отношений. Результат этой работы, принимающий определенную форму, есть мысль. Форма мысли есть ее языковое выражение. В контексте нашего исследования, способы и формы наивного философствования, как способы и формы выражения мыслей ребенка, встраиваются в процесс освоения (присвоения) им символической реальности культуры. Этот процесс берет начало, по сути, с момента погружения ребенка в языковую реальность.

Погружаясь в языковую реальность, ребенок постигает соответствие видов слов воспринимаемой им действительности: существительные – предметам, прилагательные – качеству предметов, предлоги и союзы – связям и отношениям между предметами, глаголы – процессам, в которые вовлечены предметы. Группы слов складываются по законам «языковой игры» (Л.Витгенштейн) в предложения и образуют таким образом объективированную, высказываемую, воспринимаемую другими форму мыслей ребенка. Условием для создания им предложений является четкое различие между субъектом, предикатом, объектом, определением и т.п., которое обеспечивает необходимую связь понятий. Сами понятия образуются у ребенка не путем восприятия и объединения в понятии одинаковых признаков, присущих группе предметов, а благодаря тому, что сначала воспринимаются и перерабатываются в понятия существенные свойства (Wesen) вещей. Например, для многих детей, живущих в городе, всякое крупное четвероногое животное есть собака, «ав-ав». Подобные этим немногие, широкие, но нечеткие понятия лишь постепенно начинают подразделяться на многочисленные, узкие и резко разграниченные понятия, т.е. вначале познается прегнантное. Объем обычных понятий совпадает со сферой прегнантности (Х.Эренфельс, Ф.Крюгер). Мышление с помощью понятий содержательнее, чем более раннее по своему происхождению вчувствование. Процесс формирования понятий играет существенную роль в когнитивном развитии ребенка. Формирование понятий – сложный феномен, который включает две основные фазы: на первой ребенок замечает важные характеристики, а на второй улавливает логическую связь характеристик. Помимо простых классификаций, понятия служат в качестве норм и моделей, которые отвечают за то, чтобы в восприятии объекты оставались самими собой, хотя кое-что в них и меняется. В первой главе мы упоминали о том, что дети активно воздействуют на язык, трансформируют его, ассимилируя понятия, наделяя их эмоциями, динамикой, личностными характеристиками. Речь идет о таких, например, словах, «изобретенных» детьми как «кусарик» (вместо «сухарик»), «копатка» (вместо «лопатка»), «мазелин» (вместо «вазелин»), «колоток» (вместо «молоток»), «пескаватор» (вместо «экскаватор»), «лизык» (вместо «язык») и т.д. Происхождение всех этих слов одинаково: они порождены постоянным стремлением детей внести в звучание каждого слова ясный и отчетливый смысл или жизненный образ. Практически все дети одним и тем же путем приходят к этому, оглаголивая существительные, удваивая первые слоги, выбрасывая «трудные» согласные, протестуя против метафоричности «взрослой» речи.

Согласно Л.С.Выготскому, «мысль и слово не связаны между собой изначальной связью. Эта связь возникает, изменяется и разрастается в ходе самого развития мысли и слова». Особенности развития речи, овладение ее внешней, звучащей стороной и тем, что составляет содержание, проявляются в развитии содержательной стороны речи от высказывания к слову, тогда как звучащая сторона речи развивается от слова к высказыванию. Первые слова ребенка – это обозначение сложных ситуаций, возможных действий, отношений. Упал, протягивает ушибленную руку, говорит одно слово «Ай!», но за этим словом огромное содержание: просьба пожалеть, рассказ о боли, надежда на сочувствие. В возрасте около трех лет, испытывая восторг и радость встречи с матерью, ребенок не находит слов: «Ты моя семиножечка, девяносто пять!». Содержание радости не вмещается в знакомые слова и формы выражения чувств, в новых словах больше возможности для выражения отношения. Развитие содержания речи – это развитие ее выразительных возможностей, тех особенностей слов, которые позволяют передавать вместе с объективным содержанием и свое отношение. Долгое время слово для ребенка остается как бы мифическим именем предмета. Разбилась любимая чашка ребенка, он с недоумением спрашивает: «Как же она теперь называется?» Выразительные возможности речи у ребенка сначала связаны только с использованием интонации, потом появляются другие средства: перестановка слов для усиления их значения – инверсии, повторы: «Пришла, пришла, моя мама пришла!» «Ты совсем, совсем, совсем пришла?» Уже в трехлетнем возрасте ребенок может использовать множество выразительных средств. Двухлетний больше пользуется интонацией, но уже в этом возрасте намечается ориентировка на выделение звучащей и смысловой стороны слова, что впоследствии раскрывает для ребенка соотношение смысла и значения высказывания. С годами, по мере усвоения речи, растет дифференциация плана содержания речи и ее звучащей стороны. Она связана прежде всего со становлением механизма обобщения, который в развитом виде приводит к тому, что слово превращается в понятие. Но прежде чем слово становится понятием, оно проходит длительный и сложный путь развития, ассимиляции смысловым пространством жизненного мира ребенка.

Словесное значение, которым мы пользуемся в своем мышлении о мире, выступает в форме житейских и научных понятий. Л.С.Выготский, исследуя особенности этих понятий, пришел к выводу, что научные понятия проходят особый путь развития в сравнении с житейскими. Если житейские понятия – это значение слов бытового языка, которым мы пользуемся в ежедневном общении, то научные понятия – это те, которые ребенок осваивает при систематическом обучении основам наук (например, понятие числа, подлежащего, литературного образа и т.д.). Житейские понятия в своем развитии проходят несколько этапов. Развитие понятия – это отношение понятия к действительности, к тем свойствам вещей и явлений, которые отражаются, содержатся в слове. Остановимся подробнее на этапах развития понятий, которые выделены в работе Л.С.Выготского «Мышление и речь», чтобы показать, как меняется картина мира ребенка по мере усвоения им понятий.

Наивное философствование в социокультурном пространстве

Г.Б.Меттьюз в своих исследованиях приходит к выводу, что «экскурсы в философию» вполне обычны для детей между тремя и семью годами, а что же касается детей более старшего возраста, то приходится констатировать, что даже среди восьми- и девятилетних, это становится редкостью. «Моя гипотеза заключается в том, – пишет Меттьюз в книге «Философия детства», – что, как только дети хорошо осваиваются в школе, они узнают, что от них ждут, прежде всего, “полезные” вопросы (и ответы – С.Б.), т.е. “полезные” с точки зрения того или иного предмета изучения. Детское философствование тогда либо уходит в подполье, либо становится абсолютно непродуктивным». К сожалению, дети как наивные философы, не встречают со стороны взрослых должного понимания и внимания к поставленным им проблемам. Недоумение, ирония, софистика, различного рода отговорки со стороны взрослых формируют в сознании ребенка своего рода табу на данные области размышлений. Налицо противоречие между так «почитаемым» взрослым рефлексивным умом и наивным умом ребенка. Как отмечает Ф.И.Гиренок, если человек умен и не подозревает об этом, то это наивный или натуральный ум. Если же умный человек вполне осведомлен о своих достоинствах и знает себе цену, то перед нами рефлексивный ум, т.е. ум, утративший наивность. Наивность это, по сути, и есть подлинная критика «чистого» рефлексивного разума, который всегда симулятивен. Принимая в общем и целом данную позицию, мы считаем, что сам по себе рефлексивный разум не содержит симуляции. Если же мы пытаемся «идеализировать» рефлексивные формы как некие данности или «объекты» чистого разума, то в таком случае симуляция неизбежна, поскольку субъект познания, по сути, отчуждает свою «интеллектуальную собственность»; он перестает добывать знания за счет собственных интеллектуальных усилий, он просто «делает вид», что знает, делегируя свои познавательные интенции объективированным рефлексивным формам, полагая, что не он мыслит, как целостный субъект, а «чистый разум» мыслит за него. Как было показано в первой и второй главе, специфика наивного философствования заключается в двустороннем, взаимодополняющем миф процессе овладения дискурсивным мышлением, согласно рассмотренным нами способам и формам философствования, и превращением спонтанных житейских представлений в философскую интерпретацию. Мы увидели, что абстрактное мышление у детей не вытесняет наглядно-образное, оно чудесным образом уживается и развивается вместе с ним, а философская интерпретация наивного философствования, хотя и не выходит за границы обыденно-практического знания, содержит ярко выраженные рефлексивные, экзистенциальные и критические компоненты.

Зададимся вопросом: насколько укоренен, «узаконен» феномен наивного философствования в социокультурном пространстве? Ответить на этот вопрос мы сможем, если нам будут ясны социокультурные смыслы детства вообще. Следует отметить, что при всей остроте поставленных Меттьюзом исследовательских вопросов, мы видим, что его трактовке наивного философствования свойственен некий «педологический романтизм», с чем трудно согласиться. То, что детство – это «счастливая и беззаботная пора», наполненная безграничной фантазией и творчеством – это, во многом, «фантазии» взрослых, которые уже основательно забыли о том, что значит быть ребенком. Детство как социокультурный феномен – это жизнь на грани, на пределе, это жизнь полная неопределенности и изменчивости настоящего, окутанная туманом тайны будущего. Между тем богатая культурная традиция человечества дает нам ужасающие примеры равнодушия и пренебрежения к детям, чувства неловкости и даже «неприличия» по поводу того, что дети вообще существуют. Веками детей мыслят пребывающими вне мира культуры, а детство рассматривают как полухтоническое-полуживотное состояние. Детоубийство веками не считают преступлением.

Согласно описаниям М.Мид жизни племен Океании, взрослые не рассказывают детям сказок, детям неизвестны загадки, головоломки. Неудивительно поэтому, что хотя простые повествования о чем-то увиденном или пережитом принимаются ими, полеты фантазии неумолимо отвергаются самими детьми. Их интересует только фактичность, что, так или иначе, тоже развивает. Однако, как отмечает М.Мид, «те, кто полагает, что ребенок по натуре творец, наделен внутренне присущей ему силой воображения, те, кто учит, что нужно только предоставить свободу детям, чтобы они сами создали богатый и очаровательный образ жизни, не нашли бы в поведении ребенка племени манус подкрепления для своей уверенности». Например, акт рождения ребенка в представлении членов племени манус пресекает всеединство бытия. Еще какой-то срок взрослые питают к новорожденному мистический страх как к явлению «оттуда», называя его «нечистым». Потом, до инициации, дитя – пария своего общества, своей культуры. Потому-то и всякая социокультурная неопределенность именуется как детство. А для этого приходится убивать в ребенке ребенка, инициировать его во взрослую, «полноценную» жизнь: ранние, по нашим меркам, труд, брак, другие константы взрослой жизни.

Конечно, отношение к детству прошло сложную социокультурную эволюцию. Мы видим, что в христианской культуре отношение к детству качественно меняется, прежде всего в философском, метафизическом плане. «Ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царствии Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будите как дети, не войдете в Царствие Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царствии Небесном. И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот и Меня принимает» (Мф. 18: 1 – 5). На этой библейской цитате, по сути, выстраивается вся христианская педология. «Духовное содержание детства, – пишет В.В.Зеньковский, – не может быть охарактеризовано как низшая, предварительная фаза духовного развития. Дитя не только не стоит ниже нас, но, по словам Христа, мы не можем достигнуть идеала, если не станем как дети, и это значит, что детская духовная жизнь, духовная организация как тип ближе стоит к идеалу, чем наша». Получается, что дитя с христианской точки зрения, «неотмирнее взрослого», а потому дитя видит мир более софийно. А любовь к Софии, фило-София есть поэтому детское занятие взрослых, их воспоминание и сохранение в себе близости к Софии.

Похожие диссертации на Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме