Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метафизика жизни и смерти : экзистенциально-онтологический подход Кушова, Ирина Андреевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кушова, Ирина Андреевна. Метафизика жизни и смерти : экзистенциально-онтологический подход : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Кушова Ирина Андреевна; [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т].- Б.м., 2013.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/120

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Начало нового тысячелетия ознаменовано духовно-интеллектуальным кризисом, преодоление которого возможно путём переосмысления фундаментальных оснований человеческого существования, духовных приоритетов, границ и необходимости свободы. Теоретически важным представляется критический анализ положения философии постмодернизма о том, что свобода заключается в способности поступать по-другому; сейчас формируется новое видение свободы и ответственности, и здесь, на наш взгляд, оказываются востребованными и продуктивными идеи философии экзистенциализма. Выбор темы данного исследования обусловлен необходимостью экспликации социально-онтологических оснований учений о жизни и смерти, уже наметившейся в рамках развития современной философии. Данная тема относится к числу незыблемых, «вечных», требующих постоянных уточнений, и каждая эпоха предлагает свой вариант решения проблемы, раскрывающий, так или иначе, тайну и смысл человеческого существования. В метафизическом аспекте, исследование жизни и смерти позволяет выявить и раскрыть сущностные, глубинные основания бытия человека.

Тема диссертационного исследования актуальна и в практическом аспекте, поскольку непосредственным образом связана с постижением реалий современного общества. К ним относятся, во-первых, антропосоциальные проблемы (межнациональные и межконфессиональные войны, мировой терроризм, экономические и социальные кризисы, имунные и онкологические заболевания, и др.).

Во-вторых, трансформация и адаптация личности в условиях научно-технического прогресса, последствия которого, как известно, противоречивы. В свете научных достижений возникают различного рода концепции, например такие, как «Россия 2045», ставящие проблему кибернетического бессмертия в контектсе новой модели цивилизации (Давид Дубровский «Фантастика или научная проблема». М., 2012). Но иллюзия бессмертия равноценна бессмысленности существования. «Вечная жизнь, где нет ни зачатия, ни роста, ни созревания, ни распада – существование столь же застывшее, бесплодное, лишённое любви, бесцельное и неизменное, как у царской мумии, – и есть не что иное, как смерть, только смерть в иной форме».

В-третьих, информационно-компьютерная революция и связанная с ней виртуализация жизни. Виртуальный мир модифицировал привычные методы и формы самопроектирования жизни и деятельности человека. Кроме того, виртуальная реальность фантомирует безграничность возможностей, человек всё чаще и чаще представляет себя в роли Бога, вершителя судеб. Благодаря виртуальной реальности можно получить свою копию, живущую в виртуальном пространстве. Знакомство человека с компьютером, Интернетом, привело к новой форме зависимости – от виртуальной реальности.

В-четвертых, стремительные перемены – политические, социально-экономические, культурные – и сопровождающее их ухудшение духовно-нравственного и психологического состояния, выраженного в таких понятиях, как «депрессия», «фрустрация», «экзистенциальный вакуум», «пограничная ситуация», «суицид».

В-пятых, смена типа цивилизационного развития человечества, которая связана с глубокими и всесторонними преобразованиями общества, деятельности людей. Исследовательский интерес в данном контексте представляет вопрос о том, что происходит на уровне фундаментальных оснований бытия человека и на уровне смысложизненных ориентиров, как они проявляются в «цивилизационном дрейфе», как влияют на него.

Проблема жизни и смерти человека находится в центре внимания многих направлений современного социально-гуманитарного знания. Среди многочисленных философских штудий, занимающихся исследованиями основных форм и уровней человеческого бытия, одним из самых известных является экзистенциализм. Основы философии экзистенциализма были заложены ещё в ХIХ веке в сочинениях датского теолога С. Кьеркегора. Окончательно это философское направление сформировалось после Первой мировой войны в странах Западной Европы (Германии, Франции), а по окончании Второй мировой войны философия существования стала черезвычайно популярна и молниеносно распространилась по всей территории Европы, а также в странах Латинской Америки и США.

Зачастую мнения, характеризующие деятельность философов-экзистенциалистов, не всегда правомерны, их обвиняют в излишней эпатажности и идейной утопии. Но позиционировать высокие нравственные убеждения, объявляя свободу высшей ценностью существования, очень сложно в условиях принципиального расхождения с господствующей идеологией. С первого дня своего возникновения экзистенциальная философия, погружаясь в тайны сознания и времени, размышляя о свободе и ответственности, проводя тщательный анализ феномена смерти, пыталась определить роль и значимость человеческой жизни в мире.

Современная гуманитарная наука обращается к проблеме человека, пытаясь выявить, определить и исследовать глубинные основания его существования, обнаружить важное и непреходящее в непрерывном процессе становления утратившего индивидуальность, тождественность с самим собой и проектирующего свой жизненный проект человека ХХI века. Современная цивилизация, построенная на иллюзии бесконечных возможностей, открыла невиданное по масштабу отчуждение человека от окружающей его природы, от общества и, прежде всего, от самого себя. Причиной столь глобальной отстраненности человека служит утрата личностью смысловых ориентаций, базовых константных определений своего бытия. Идеи экзистенциализма находятся в центре внимания современных исследователей в области гуманистической и экзистенциальной психологии, психиатрии, танатологии, политологии, социологии и социальной философии, филологии, культурологии и музыкального искусства, в рамках экзистенциального понимания истории, при всём многобразии методологических подходов.

Степень разработанности проблемы

1. Основные экзистенциалы человеческого существования такие, как жизнь и смерть, а также неотделимые от них феномены сознания, времени, свободы и ответственности стали предметом исследования преимущественно в философии ХIХ–ХХ веков, хотя отдельные мыслители предшествующих эпох сделали эти экзистенциалы предметом особого анализа.

В работах Августина Аврелия, Аристотеля, М. Аврелия, А. Бергсона, Ф. Брентано, Г. В. Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Э. Гуссерля, А. Камю, И. Канта, Т. Л. Кара, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Платона, Ж.-П. Сартра, Б. Спинозы, И. Г. Фихте, М. Хайдеггера, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, К. Ясперса представлены и раскрыты основные категории человеческого бытия, придающие ему смысл или абсурдность.

2. Базовые социально-онтологические категории (сознание, свобода, ответственность, время) связаны с проблемой жизнепереживания, которая исследуется в работах А. Бергсона, Ф. Брентано, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю. Проблема жизнепереживания представлена и в работах российских ученых: С. Духновского, О. Ф. Больнова, Б. Т. Григорьяна, П. С. Гуревича, А. Б. Демидова, Н. Я. Ивановой, Л. Н. Когана, И. Д. Панцхавы, И. С. Шкловского.

Исследование перечисленных выше категорий органично связано с изучением становления и формирования «философии существования» как самостоятельного философского направления.

3. Изучая экзистенциально-онтологический подход, мы опирались на работы следующих авторов: А. Камю, Е. Коссака, А. В. Михайлова, И. А. Михайлова, Э. Мунье, А. И. Погорелого, Ж.-П. Сартра, В. В. Трещева, С. Финкелстайна, И. Франка, М. Хайдеггера.

Так, например, в произведениях польского философа Е. Коссака «Экзистенциализм в философии и литературе» и американского критика-марксиста С. Финкелстайна «Экзистенциализм в американской литературе» представлен критический анализ философии экзистенциализма. В работах раскрывается сложный, неоднозначный характер взглядов представителей данного направления, прослеживается социальная функция «философии существования», а также влияние на культуру Запада. Авторы показывают, что пытаясь ответить на вопросы о смысле жизни человека, о его позиции в мире, экзистенциальная философия предлагает иллюзорное решение этих вопросов, поскольку делает своим предметом внутрений мир личности, изолированной от общества. В работах перечисленных выше авторов экзистенциализм анализируется, как правило, с позиций марксистской философии.

Следует отметить также, что экзистенциальная философия связана с феноменологией, в диссертации рассматриваются учения и идеи её представителей Ф. Брентано и Э. Гуссерля. Влияние феноменологии на становление и развитие экзистенциализма и на творчество Ж.-П. Сартра, в частности, раскрывается в работах В. Бабушкина, А. Ф. Зотова, К. Твардовского.

В монографиях, относящихся к советскому периоду – М. А. Киссель «Философская эволюция Ж.-П. Сартра» (Л., 1976 г.), В. Кузнецова «Жан-Поль Сартр и экзистенциализм» (М., 1969 г.) – рассматриваются основные этапы творческого пути Ж.-П. Сартра, раскрыта личность философа, но, опять-таки, с позиции марксизма. Авторы пишут о Ж.-П. Сартре как об одном из главных идеологов «новых левых» – экстремисткого течения, противопоставляющего себя мировому коммунистическому движению.

Помимо всего прочего, в работах современных авторов, например таких, как А. Н. Сидоров «Жан-Поль Сартр и либеральный социализм во Франции (50-70-е гг. ХХ в.)» (Иркутск, 2006 г.) и Л. Андреев «Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и ХХ век» (М., 2004 г.) личность философа рассматирвается через анализ левого движения послевоенной Франции. Более личностный подход представлен в предисловии к философскому трактату Ж.-П. Сартра «Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии» (М., 2004 г.); переводивший данное произведение В. И. Колядко пытается раскрыть личность французского философа, проанализировать причины, повлиявшие на становление и формирование его фундаментально-онтологической концепции.

4. Анализируя категории сознания, времени и проблему смерти, мы обращаемся к философским трудам М. Хайдеггера, а также критическим работам, посвященным его личности и творчеству.

Особый интерес представляет монография М. Хайдеггера «Разговор на проселочной дороге» (М., 1991 г.) и более раннее произведение, философский трактат «Бытие и время» (М., 1997 г.). Нельзя было оставить без внимания ключевую категорию хайдеггеровской философии «Dasein», подробный анализ которой представлен в публикации И. О. Инишева.

5. Проблема свободы и ответственности, затронутая в нашем исследовании не в меньшей степени, чем проблемы жизнепереживания и сознания, раскрывается в философских произведениях А. Бергсона, А. Камю, И. Канта, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера. Более подробно проблема ответственности рассматривается в статье И. В. Ветошкиной «Культурно-исторический анализ феномена ответственности» (Томск, 2006 г.).

Кроме того, в нашей работе представлен анализ природы социально-исторической временной реальности; проблема времени человеческого бытия, как одна из фундаментальных мировоззренческих проблем, имеет самые непосредственные выходы к широкому кругу актуальных естественнонаучных, социологических, психологических, эстетических и других вопросов. Для полноценного качественного исследования поставленного нами вопроса о причинности, свойствах и значении времени, мы использовали работы следующих авторов: П. П. Гайденко, В. Молчанова, Н. Н. Трубникова, А. Г. Чернякова.

6. Характеристика смерти как феномена, определяющего конечность нашего существования, представлена в работах Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера, К. Ясперса. Кроме того, проблеме смерти в экзистенциализме посвящена публикация Н. Т. Роговой, феномен смерти рассматривается в монографии Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти» (М., 1992 г.) и В. Янкелевича «Смерть» (М., 1999 г.), представляющего в своей работе, первую в истории мировой мысли систему философии смерти.

Анализ суицидального поведения человека опирается на философские размышления А. Камю, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса. Более подробно проблема самоубийства раскрыта в научной статье Д. А. Леонтьева «Экзистенциальный смысл суицида: жизнь как выбор» (М., 2008 г.).

Объектом исследования выступают фундаментальные онтологические феномены «жизнь» и «смерть».

Предмет исследования – феномены жизни и смерти в контексте экзистенциально-онтологического подхода.

Цель исследования заключается в экспликации экзистенциально-онтлогических оснований учений о жизни и смерти.

Достижение поставленной цели предполагает решение целого ряда задач:

  1. Исследовать идейно-теоретическое значение и возможности экзистенциально-онтологического подхода для решения современных фундаментально-онтологических проблем – жизни и сознания, жизни и смерти, сознания и времени и др.

  2. Исследовать соотношение жизни и сознания, выявить и обосновать определяющую роль жизнепереживания в феномене жизни.

  3. Исследовать взаимосвязь сознания, свободы и ответственности в философии экзистенциализма.

  4. Раскрыть, основываясь на материале экзистенциально-онтологического подхода, фундаментальное значение феномена времени для ответа человека на вопрос о смысле его жизни, для самоопределения человека, для понимания сущности сознания.

  5. Выявить основные концептуальные подходы к исследованию феномена смерти и суицидального поведения.

Методология исследования. Жизнь и смерть, сознание и время, свобода и ответственность, как фундаментальные основания бытия человека, находятся в поле зрения не только философии, но и всех сфер социально-гуманитарного познания. В связи с этим теоретической и методологической основой диссертационного исследования выступает историко-философский материал, непосредственно связанный с заявленой темой, целью и задачами исследования, и выраженный в трудах представителей различных философских штудий: А. Бергсона, Ф. Брентано, Э. Гуссерля, И. Канта, а, также, в работах представителей экзистенциально-онтологического направления: А. Камю, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера , К. Ясперса.

Исследование опирается на методологию фундаментально-онтологического подхода, рассматривающего бытие как таковое в его целостности, а бытие человека как его органическую часть. Фундаментальные категории – жизнь, смерть, сознание, время – выражают осмысление и понимание не только человека, но и бытия вообще.

Важную роль в диссертационном исследовании играют общенаучные методы анализа и синтеза, которые способствуют формированию представления о связях между составляющими объекта исследования, выявлению глубинных оснований самого экзистенциально-онтологического процесса осмысления фундаментальных категорий человеческого бытия, а также выяснению места и роли философского наследия в изучении вышеуказанных проблем в рамках конкретной исторической эпохи. Данные методы позволяют получить философские выводы общего характера и многосторонне подойти к рассматриваемым проблемам. Следует отметить, что в исследовании использован сравнительный метод, в том числе историко-сравнительный; методы герменевтический (интерпретация философских текстов) и феноменологический (выяснение смысловой сущности различных подходов и учений, рассматривающих проблематику жизни и смерти, сознания и времени, свободы и ответственности); системный, диалектический методы.

Научная новизна исследования

1. Обоснована и раскрыта социальная направленность экзистенциально-онтологического подхода.

2. Раскрыто методологическое значение экзистенциально-онтологического подхода, заключающееся в разработке и разъяснении фундаментальных онтологических проблем, в частности, взаимообусловленности жизни и смерти, соотношения сознания и времени, неотъемлемости свободы от ответственности.

3. Выявлена имманентная, глубинная взаимосвязь и корреляция феноменов жизни, смерти, сознания и времени, свободы и ответственности.

4. Исследованы феномены «жизнь» и «смерть» через их соотношение с сознанием и временем.

5. Феномены жизни и смерти, сознания, времени и свободы представлены как части целостного бытия человека.

6. Выявлены и исследованы концептуальные подходы к пониманию феномена смерти: смерть как феномен жизни (М. Хайдеггер), смерть как предел человеческого существования (Ж.-П. Сартр).

7. Исследованы концептуальные подходы к изучению суицидального поведения: суицид как выражение свободы и преодоления страха перед смертью (А. Камю), как проявление рефлексивного сознания и утраты смысложизненных оснований (Ж.-П. Сартр).

Положения выносимые на защиту

1. Экзистенциально-онтологический подход имеет принципиально важное значение для нового осмысления фундаментальных оснований бытия человека, смысла его жизни и смерти, свободы и ответственности, сознания и времени: он раскрывает целостность и социально-активную направленность бытия человека.

2. Экзистенциально-онтологический подход по своему содержанию является метафизикой жизни (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

3. Диалектика жизни и смерти может быть раскрыта следующим образом: смысл жизни заключён в человеческом существовании «Здесь-бытие» («Dasein»), но само существование есть «Бытие-к-смерти». Страх перед смертью является определяющим в жизни человека и делает свободу собственного выбора нецелесообразной, направляя человека на поиски своего места в коллективно-неопределённом «Man», что означает «мыслить и действовать как все».

4. Первооснову успешной реализации человеком своего жизненного проекта составляет постоянное присутствие в его существовании свободы, свободы выбора.

5. Человек стремится к осмыслению основных экзистенциалов собственного существования только тогда, когда озабочен достижением какой-либо цели, когда процес познания окружающей действительности неразрывно связан с процессом саморазвития и самосовершенствования человека. Жизнь, свобода, ответственность, пространство и время, а также смерть являются основанием правоспособности человека, они определяют его статус быть существом творческим, самопроектирующимся с мерой ответственности за свой выбор цели и смысла жизни, за своё отношение к миру. Определяющее значение в реализации человеком своего жизненнго проекта имеет будущее.

6. «Бытие к смерти» как модус «Здесь-бытия» предстает в качестве конкретно-жизненного опыта постижения индивидом предельности собственного существования.

Научная и практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и чтении общих курсов по истории философии, феноменологии, социальной онтологии, социальной философии и антропологии; специальных курсов, посвященных изучению представленных в работе философских концепций в рамках той или иной проблематики; при разработке специальных факультативов, посвящённых личности А. Бергсона, Ф. Брентано, Э. Гуссерля, А. Камю, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса, а также возникновению и развитию философии экзистенциализма. Более того, на представленные в исследовании положения и выводы можно опираться при написании учебно-методических пособий по данной тематике.

Соответсвие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 09.00.01 Онтология и теория познания, включающей исследования и разработки в области теории, методологии, закономерности формирования и развития онтологии и теории познания, представленная диссертационная работа является теоретическим исследованием фундаментально-онтологических феноменов «жизнь» и «смерть», сопряженных с проблемами соотношения сознания и времени, свободы и ответственности в рамках философии экзистенциализма.

Полученные научные результаты соответствуют пункту 1 «Закономерности формирования и развития научной онтологии и теории познания на основе концептуальной интеграции достижений фундаментальных наук в построение научной картины мира, а также в критический анализ религиозно-идеалистической, метафизической и натурфилософской онтологии и гносеологии»; пункту 4 «Структура бытия, реальности, существования и его онтологические критерии; соотношение объективной, субъективной и виртуальной реальности»; пункту 10 «Онтология пространства и времени, их всеобщих и локальных свойств, а также модификации этих свойств в микромире и мегамире, в биологических и социальных системах»; пункту 18 «Закономерности формирования и обновления философских категорий и общенаучных понятий в сфере онтологии и гносеологии, в процессах дифференциации фундаментальных и прикладных наук»; пункту 22 «Социальная онтология человеческого бытия и общественного развития, её соотношение со структурой, проблемами и достижениями в области социальной философии и теоретической социологии» паспорта специальности 09.00.01 – «Онтология и теория познания».

Апробация результатов исследования Основные выводы и положения диссертационного исследования были представлены в форме докладов, сообщений, отчётов и выступлений на Международных, Всероссийских, межрегиональных научных и научно-теоретических конференциях, в частности на международной научно-теоретической конференции «Ценности современной науки и образования» (Киров, 2008 г.); межрегиональной научной конференции «Философия – культура – социум: аспекты взаимодействия» (Киров, 2010 г.); III всероссийской научной конференции «Философия и методология науки» (Ульяновск, 2011 г.); I всероссийской научной конференции с международным участием «Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания» (Липецк, 2011 г.)

Основные выводы исследования прошли апробацию на заседании кафедры философии и социологии Вятского государственного гуманитарного университета.

Ключевые идеи и положения диссертации отражены в восьми работах автора. Три статьи опубликованы в журналах, входящих в Перечень ВАК.

Структура работы определяется целью, решением поставленных задач и логикой исследования. Работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Содержание изложено на 196 страницах. Библиография содержит 201 наименование.

Похожие диссертации на Метафизика жизни и смерти : экзистенциально-онтологический подход