Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии Кириченко Василий Петрович

Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии
<
Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кириченко Василий Петрович. Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии : ил РГБ ОД 61:85-9/419

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Теоретические основы творческого мышления и его развития 14-49

CLASS Раздел II. Основные направления влияшш марксистско-ленинской философии на развитие творческого мышления курсантов 50-8 CLASS 3

Раздел III. Факторы, обеспечивающие эффективность развития творческого мышления курсантов средствами философии 84-128

CLASS Раздел ІV. Сущность и принципы управления развитием творческого мышления курсантов в процессе преподавания маишистско-ленинской философии 129-15 CLASS 9

Заключение 160-167

Библиография 168-185

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена практической необходимостью формирования личности с развитым творческим мышлением. Такая необходимость вытекает из самой цели и идеалов социалистического общества. "Живое творчество масс, - указывал В.И.Ленин, - вот ос- новной фактор новой общественности .

В современных условиях развитие массового творчества становится фактором, который обеспечивает повышение уровня эффективности и качества работы, ускорение социального и научно-технического прогресса, укрепление обороноспособности страны. Не случайно в Конституции СССР отмечается, что государство ставит своей целью расширять реальные возможности для применения гражданами своих творческих сил и способностей.* "...Заглядывая вперед на пять, на десять лет, - отмечалось на ХХУІ съезде КПСС, - мы не можем забывать, что именно в эти годы будет закладываться и создаваться народнохозяйственная структура, с которой страна вступит в двадцать первый век. Она должна воплощать основные черты и идеалы нового общества, быть в авангарде прогресса, олицетворять собой интеграцию науки и производства, нерушимый союз творческой мысли и творческого труда".3 буржуазные и ревизионистские идеологи пытаются всячески фальсифицировать суть политики КПСС по вопросам развития творческой активности масс в строительстве и зашите социализма. К давно устаревшим положениям о том, что социализм якобы не создает условий для

Ленин В.И. Заседание ВЦИК 4(17) ноября 1917 г.Ответ на запрос левых эссеров. Доли.собр.соч., т.35, с.57.

См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. - М.: Политиздат, 1977, с.12.

З.Материалы ХШ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.44. _ 4 -творчества, добавляются попытки изобразить всеобщее падение ценностей творчества под влиянием научно-технической революции. Они всячески пытаются доказать, что творческой деятельностью могут заниматься только меньшинство, особые люди - "элита". Поэтому дальнейшая разработка теории творчества на основе марксистско-ленинской методологии необходима для укрепления наших теоретических позиций в идеологической борьбе по этой проблеме. Вот почему на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС с особой силой подчеркивалась необходимость соблюдения мировоззренческой четкости и методологической дисциплины мысли, необходимость повышения коммунистической убежденности, политической активности трудящихся, развития их творческой энергии.

Исследование актуально в связи с существующей потребностью развития творчества военных кадров. Это обусловлено ростом задач коммунистического строительства, сложностью военного дела, развитием функций и задач, стоящих перед Вооруженными Силами, обострением идеологической борьбы между социализмом и капитализмом. Как важнейшая составная часть общественно полезного труда советского народа, воинская деятельность подчинена задачам разгрома противника, обеспечения победы в войне. Достижение этой цели немыслимо без творческого начала, без изыскания новых тактических приемов и способов боевых действий. Современное ракетно-ядерное оружие, новые виды боевой техники вызвали коренные изменения в способах вооруженной борьбы, повысили значение быстрых и решительных действий., командиров всех степеней. Эти новые проблемы требуют повышения уровня творческого подхода к их разрешению.

Воинской деятельности присуще огромное напряжение физических и нравственно-психологических сил. Она осуществляется в условиях

I.См.^Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня І983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.35, 69. - 5 -строгой регламентации времени, при быстро меняющейся обстановке, здесь особо нетерпимы даже элементы шаблона, консерватизма, приверженности к устаревшим методам и способам ведения боя. Такая деятельность в значительной степени требует творчества. Министр Обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов указывает: "Сегодня требования к руководителю вообще и военному в частности неизмеримо возросли. Советского руководителя должны отличать высокая партийность, глубокое знание дела, дисциплинированность, инициатива, творческий подход к выполнению всех своих обязанностей .

Все это показывает, что курсант, как будущий офицер, должен быть вооружен не только определенной суммой знаний, но должен уметь самостоятельно мыслить, рассуждать, находить правильное решение поставленных перед ним теоретических и практических задач. В.Й.Ленин, выступая на Ш съезде комсомола, подчеркивал: "Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ушерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того действи-тельно коммунизм требует".

Пафос выступления В.И.Ленина заключается в требовании умело соединять получаемые знания с практикой, в требовании учиться думать. Без этого не может быть коммунистически воспитанной личности. Не только накопить определенный багаж знаний, но сформировать ум, выработать основы мировоззрения - вот задача, которая стоит сегодня І.Устинов Д.Ф. Избранные речи и статьи. - М.: Политиздат, 1979, с.289.

2.Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. - Полн.собр.соч.,т.41,с.302. перед каждым обучаемым, перед каждым преподавателем, воспитателем, В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" отмечается, что условия совершенствования развитого социализма "... требуют от молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь... самого современного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания научно-технических и экономических основ производства, сознательного, творческого отношения к труду".

Поскольку и воинская деятельность требует творчества, то готовность к ней надо развивать заранее, в стенах училища, где готовятся офицерские кадры. Курсант военного училища занят учебной деятельностью, значит ее нужно строить таким образом, чтобы она побуждала его к творческому мышлению, чтобы она развивала у него это качество. Чтобы успешно решать эту задачу, важно знать, на что должны быть направлены усилия командиров, политработников и особенно преподавателей.

Актуальность исследования обусловлена также недостаточной теоретической разработкой проблемы творчества и творческого мышления. Однако нельзя сказать, что отсутствуют исследования по данной проблеме. Наоборот, социальная потребность в развитии творческих потенций советского человека, в том числе воинов армии и флота, вызвала тот устойчивый интерес, который в последнее время проявляют к проблеме творчества специалисты различных областей знания. Данной проблеме были посвящены симпозиумы, всесоюзные конференции. Например^ Международный симпозиум (1967 г.), Всесоюзные семинары по проблемам творчества (Севастополь 1974 г., Москва 1976 г.); научно-практическая конференция "Актуальные проблемы творчества в свете решений ХХУІ съезда КПСС", (Москва 1982 г.). По вопросам творчества І.Правда, 14 апреля 1984 года. и творческого мышления написано немало монографий, защищено значительное количество диссертаций.

Все это свидетельствует о том, что многие вопросы творчества и творческого мышления были поставлены и нашли свое разрешение, К их числу, прежде всего, можно отнести выяснение некоторых методологических основ исследования творчества. Наиболее глубоко оказались изученными психологические аспекты творчества, в особенности научного.

Отдельные стороны творчества освещены в работах авторов, проводивших исследования на стыках психологии и философии, психологии и социологии, философаи и социологии. В этих работах выяснены некоторые методологические основы творчества, рассматриваются объективные предпосылки творческой активности человека, соотношение творческого и формально-логического в мыслительной деятельности, особенности творческого мышления, дается анализ процесса творчества в гносеологическом и социальном аспектах, показывается значение разработки методов повышения эффективности творческой деятельности р во всех сферах жизнедеятельности людей.

Анализ литературы по проблемам творчества показывает, что в настоящее время, пожалуй, ни одна из работ по вопросам воспитания и социализации личности не обходится без так или иначе сформулиро- І.См.: І^бинштейн С.Л, Бытие и сознание. -М.: Политиздат, I960; Пономарев Н.А. Психология творческого мышления. -М.: Политиздат, I960; Душкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967; Научное творчество./Под ред.С.Р.Микулинского, М.Г,Ярошевского. -М.: Наука, 1969; Проблемы научного творчества в современной психологии. -М,: Наука, 1971; Гиргинов Г. Наука и творчество. -М.: Прогресс, 1979 и др.

2,См.: Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. -М.: Политиздат, 1971; Тюхтин B.C. Теория отражения в свете, современной науки.-м.: Знание, 1971; Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания, -М,: Наука, 1953; Еиблер B.C. Мышление как творчество. - М.: Политиздат, 1975; Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. -М.: Наука, 1976; Лазарев Ф.В. Познание, творчество, культура. -М.: Знание, 1978; Вахтомин Н.К. Практика - мышление - знание.-М.: Наука,1978; Коршунов А.М, Отражение, деятельность, познание. -М.: Политиздат, 1979; Творческая природа социалистического общества сознания. -М.: Политиздат, 1980 и др. ванной проблемы воспитания творческой активности человека. В исследованиях по вопросам творчества в учебном процессе освещены теоретические и экспериментальные основы методики развития творческих способностей обучаемых, раскрывается содержание умственной деятельности учащихся и ее активизация в процессе усвоения теоретических знаний. Особое внимание исследователи уделяют вопросам развития познавательной активности обучаемых.

Возрастающее значение творческой стороны воинской деятельности обусловило большой научный интерес к этой проблеме наших военных ученых. Ими достаточно глубоко исследованы такие проблемы, как психологическая обусловленность творчества в военном деле, моральные, этические и эстетические его основы. В работах акцентируется внимание на соотношении логического метода и интуиции в деятельности военачальника, на особенностях творчества политработника, на формировании творческого мышления военных кадров и другие. І.См.: Адфельт Н.В.Творчеекая работа лектора в аудитории. -М.: Знание, 1970: Основы методики преподавания философии. -М.: Высшая школа, 1971; Нелеп А. Т. Теоретические проблемы методики преподавания марксистско-ленинской философии. - Киев, Выша школа, 1973; Бондаренко СМ. Урок - творчество учителя. -М.: Знание, 1974: Методика преподавания общественных наук. -М.: Воениздат, 1975; Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика, -м.: Педагогика, 1976; Коротяев В.И. Учение - процесс творческий. -М.: Просвещение, 1980; Формирование творческого мышления в процессе преподавания философии, -М.: Высшая школа, 1983 и др.

2.См.: Серебрянников В,В. Творческая инициатива советских воинов как актор укрепления боевой мощи вооруженных сил. -М.: ВПА, 1971; сюков М.И. Активность сознания и формирование творческого мышления советского офицера. -М.: 1972; Миловидов А.С, Ленинский стиль научного творчества. В сб. Философское наследие В.И.Ленина и проблемы современной войны. -М.: Воениздат, 1972; Развитие творческого мышления слушателей в ходе учебного процесса. Методический сборник № 20. -И.: ВПА, 1973; Давыдов B.C. Доказательность и убедительность в преподавании марксистско-ленинской философии (на опыте высших военно-учебных заведений). Автореф. дисс, ... канд. филос.наук. -М.: ВПА, 1974; Серебрянников В.В., Ясюков М.И. Инициатива и творчество в военном деле. -М.:Воениздат,1976; Воробьев A.M. Развитие творческого мышления у курсантов (слушателей) высших военно-учебных заведений в ходе изучения общественных наук. -М.: ВПА, 1976; Данченко В.Е. Теоретико-методологические и социальные проблемы творчества в деятельности советских командных кадров. - Автореф. дисс. ... канд.филос.наук. -М.: ВПА, 1976; Нечаев В.В. - 9 -Однако в имеющихся работах пока еше не получили достаточного развития некоторые теоретические, методологические и социальные проблемы творчества. Среди исследователей нет полного единства взглядов на категорийный аппарат этого явления, на характерные свойства и признаки творческого мышления, продолжается дискуссия по проблемам обшей теории творчества. Еше недостаточно глубоко проанализирована зависимость творческой деятельности от верных методологических позиций ее субъекта. "В имеющейся философской и конкретно-научной литературе большое внимание уделяется вопросу об объективной обусловленности сознания человека и в значительно меньшей степени освещаются проблемы творческой сущности его сознания и деятельности .

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что творчество - это многогранный процесс. Творческое мышление монет рассматриваться в гносеологическом, психологическом, социологическом, физиологическом и других аспектах. Каждый из них исследует свою сторону творческого мышления. Например, психолого-педагогический аспект предусматривает изучение педагогических средств, приемов и условий, благоприятно воздействующих на развитие творческого мышления; логический - исследует структуру и этапы данного процесса и т.д. Такие исследования важны, но ограничиваться только этим нельзя. Необходимо обобщенное знание, методологический анализ всех подходов к исследованию творчества. Это возможно на базе специальных и

Диалектика формирования коммунистического мировоззрения слушателей (курсантов) в процессе их обучения в ввузе. Автореф.дисс. ... канд.филос.яаук. -М.: HIA, 1977; Методология военно-научного познания. -М.: Воениздат, 1977; Балаховский А.А. Методологические проблемы эвристики и ее военно-прикладное значение. Автореф. диос.... канд.филос.наук. -М.: ЕЛА, 1978: Чечеткин М.В. Взаимосвязь законов диалектической и формальной логики в процессе формирования творческого мышления у курсантов военных училищ. Автореф. дисс. ... канд.филос.наук. -М.: ВПА, 1978 и др. І. Еіуева Л.П. Развитие способностей человека и проблемы прогнозирования. - Вопросы философии, 1980, Л 7, с.105. - 10 -комплексных исследований. Обобщение результатов таких исследований в обшей теории творчества может быть осуществлено только на уровне философского анализа, который выполняет интегрирующую роль и в "снятом" виде включает все эти аспекты.

Философский анализ творческого мышления призван раскрыть его сущность и закономерности развития, структуру и формы творческого поиска, логику творческого процесса в целом и другие. Знание таких вопросов имеет решающее значение для обеспечения подлинно научного руководства в деле подготовки творчески мыслящих людей, для развития творческого мышления и творческого отношения к труду в процессе учебно-воспитательной, идеологической работы. Между тем выяснение творческих потенций учебного процесса, поиски его творческих начал требуют дальнейшего исследования. Еще не получили достаточного обоснования такие проблемы, как место и роль творчеств в деятельности преподавателя и курсанта, критерии сформированности творческого мышления. Пока еще не разработаны принципы управления процессом развития творческого мышления обучаемых. Следует отметить, что специальных работ, содержащих разносторонний анализ процесса развития творческого мышления курсантов, факторов, обусловливающих эффективность решения этой задачи в процессе обучения фактически нет.

Естественно, что всестороннее исследование этих и других проблем под силу большому коллективу философов, социологов, представителей других наук. В настоящей работе ставится более частная задача. Она состоит в том, чтобы на основе произведений классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС, имеющейся литературы по проблеме творчества, исследовать некоторые методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии в высшем военно-учебном заведении. Знание таких вопросов дает возможность профессорско-преподавательскому составу, всем тем, кто занимается обучением и воспитанием - II - курсантов, более целенаправленно вести работу, повысить эффективность своего труда по развитию творчества у будущих офицеров нашей армии и флота.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие основные задачи исследования: на основе марксистско-ленинской методологии и достигнутого уровня разработки данной проблемы исследовать теоретические основы творческого мышления и его развития, выяснить свойства, признаки, которыми оно обладает, методологические основы его развития в учебной деятельности курсантов; определить возможности марксистско-ленинской философии и ее средства для решения задачи развития творческого мышления курсантов; исследовать факторы, которые наиболее эффективно влияют на развитие творческого мышления курсантов средствами философии; рассмотреть возможности и сущность управления развитием творческого мышления курсантов в процессе преподавания философии и определить принципы решения Э2ЮЙ задачи, идейно-теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились произведения классиков марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС и пленумов Центрального Комитета партии, Постановления ЦК КПСС по проблемам высшей школы, труды видных партийных, государственных и военных деятелей. Большое значение для исследования темы имели материалы научно-методических конференций, проводимых в ввузах, монографии и статьи по вопросам методики преподавания общественных наук.

При написании работы использованы материалы об опыте преподавания марксистско-ленинской философии в ввузах, а также личный педагогический опыт, наблюдения, результаты конкретно-социологических исследований и эксперимента, проводимых автором в Каспийском - 12 -ВШКУ им.С.М.Кирова в 1980-1983 годах.

Результаты исследования апробованы автором в преподавании курса марксистско-ленинской философии в ввузе (1976-1984 гг.), в опубликованных работах, обшим объемом более 4-х печатных листов, в научных сообщениях на заседаниях кафедры марксизма-ленинизма и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Каспийского ВШКУ им.С.М.Кирова в 1980-1984 годах.

Научная новизна исследования заключается в методологическом анализе самого процесса развития творческого мышления курсантов средствами философии. В более конкретном плане в работе решены следующие проблемы, претендующие на научную новизну: определены теоретические основы творческого мышления курсантов и его свойства; выявлены исходные методологические позиции для решения задачи развития творческого мышления курсантов, которые в своей совокупности образуют систему теоретических основ решения этой задачи; исследовано влияние философского знания на процесс развития творческого мышления курсантов; определена система факторов, обеспечивающих эффективность развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания философии; обоснована возможность управления развитием творческого мышления курсантов в ходе преподавания философии и сформулированы некоторые принципы управления этим процессам.

На защиту выносятся следующие положения: характеристика творческого мышления и его свойств; положение о системе методологических основ развития творческого мышления курсантов и роли марксистско-ленинской философии в данной системе; - ІЗ - обоснование системы факторов объективного и субъективного порядка, обеспечивающих эффективность развития творческого мышления курсантов средствами философии; положения, раскрывающие возможность управления процессам развития творческого мышления курсантов в ходе преподавания философии, и обоснование принципов такого управления.

Теоретические основы творческого мышления и его развития

Для того чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности, в том числе и личности советского офицера, необходимо выяснить, что представляет собой творческое мышление как качественное образование, а затем исследовать теоретические основы его развития. Выяснение этих вопросов - дело довольно сложное.Такое исследование опирается на методологические положения и выводы целого ряда наук, изучающих само мышление. Поэтому необходимо комплексное исследование, здесь "нужна кооперация разных наук". В своей совокупности они и могут дать ответы на эти вопросы.

Исследование теоретических основ творческого мышления и его развития прежде всего опирается на марксистско-ленинское понимание сущности творчества. На протяжении многих веков творческую функцию сознания развивал идеализм, но развивал ее абстрактно, вне связи с отражением и практикой, с ложных методологических позиций. Он объяснял творчество как процесс создания нового из ничего. Творцом у него выступала некая потусторонняя сила или же все объяснялось врожденными способностями, наследственностью и т.д. Такая мистификация творчества позволяла утверждать, что человек является принципиально не творческим и развивать его творчество невозможно, что этой способностью обладают только исключительные люди - гении.

Реальная практика творчества и теоретические исследования его на основе марксистско-ленинской методологии показывают, что творчество не удел избранных людей, а обычное человеческое дело. Оно присуще человеку объективно, как потребность, как определитель его предметной деятельности и "является одним из самых фундаментальных свойств человека". К.Маркс писал: "Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоут р верждение человека как сознательного родового существа". Благодаря этой преобразующей деятельности он "...удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реаЛЬ-но, деятельно и созерцает самого себя в созданном им мире". Там, где имеет место человеческая деятельность, там реализуется и ее специфическая черта - творчество. Указывая на эту особенность, В.И.Ленин отмечал: "... мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его".

Благодаря наличию творчества в деятельности человека, он, получая из природы своего рода "строительный материал", создает нечто новое - "вторую природу". Именно в этом проявление его высших потенций, высшая форма деятельности. Отсюда определение человека как "человека-творца" полнее и точнее, чем "человек разумный". В творчестве раскрывается сущность индивида, преобразующего мир, создающего новые отношения и самого себя.

Следовательно, творчество оказывается неотделимым от самой деятельности и выступает ее атрибутивной чертой. Творить - это родовая сущность человека. "Творчество... в самом своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки", - отмечал академик В.Энгельгард.

Современная наука, обобщая результаты исследования творчества, определяет его как деятельность, которая порождает нечто новое, никогда ранее не бывшее. Однако деятельность человека не может быть только творческой (продуктивной), которая всегда заканчивается созданием существенно новой веши или же созданием веши по образцу уже существующей, но более легким способом, с меньшими затратами труда, времени, материалов и т.п. Она может быть и не творческой (репродуктивной), то есть шаблонной, стереотипной. Особенность такой деятельности состоит в том, что ее результатом является производство хотя и новых вещей, но подобных существующим, с использованием известных приемов и методов. Конечно, репродуктивная деятельность необходима. Если ее не будет, это приведет к остановке развития общества. Сама жизнь человека требует закрепления нового, повторения найденного, сохранения его для человечества и т.д. Значит, в деятельности творческое начало нуждается в противоположном ему и дополняющем его начале - репродуктивном. Репродукция выступает как необходимый компонент, "условие творческой деятелности". Это говорит о том, что понятие творчества (продуктивного) приобретает смысл категории лишь в паре с соотносительной категорией нетворческое (репродуктивное). Как и другие соотносительные категории они находятся в диалектическом единстве.

Основные направления влияшш марксистско-ленинской философии на развитие творческого мышления курсантов

Творческое мышление, как уже было выяснено, является СЛОЕНЫМ образованием и имеет многоаспектный характер своего развития. Поэтому на его формирование оказывают влияние различные средства: логические, психологические, педагогические, эвристические и другие. Наиболее глубокое воздействие на этот процесс оказывает марксистско-ленинская теория в целом, в единстве всех ее составных частей: марксистско-ленинской философии, политической экономии и научного коммунизма. Эта теория служит верным ориентиром в творческой деятельности любого человека, так как она вооружает правильным взглядом на мир, пониманием его общих закономерностей, взаимо связей и процессов. Марксизм-ленинизм - это целостное миросозерцание, орудие познания мира, алеете с тем он и орудие революционного преобразования действительности. Именно это определяет "действительную роль марксистско-ленинской теории в судьбах челове-чества . Философской основой марксизма-ленинизма выступает диалектический и исторический материализм. Как уже отмечалось в первом разделе, развитие творческого мышления не лежит вне философии. Этот процесс имеет в своем основании категориальные структуры диалектического, исторического материализма и других наук. Это указывает на непосредственную связь между изучением философии и раз - 51 -витием творческого мышления. Подчеркивая роль философии в развитии теоретического мышления, Ф.Энгельс отмечал, что оно является "прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии". Поэтому изучение философии курсантами является приобщением их к историческому пути осознания человеком своего могущества, своего неотъемлемого свойства - мышления, его способностей, возможностей и способов эффективного использования. Философия - это постижение мира в мышлении, исторически определенный образ, стиль мышления. Философия - это эпоха, схваченная в мысли. Начиная с Сократа, она стала теорией мышления и вместе с тем, и средством развития творческого мышления.

В этом плане, прежде всего, необходимо выяснить, какими средствами располагает марксистско-ленинская философия, как учебная дисциплина, каким образом и в какой степени философские знания выполняют эвристическую роль, влияет на развитие творческого мышления курсантов. В научной литературе вопросы определения средств, которыми располагает марксистско-ленинская философия для развития творческого мышления разработаны пока еще недостаточно в большей мере они разработаны для научного творчества. Настоящее исследование, конечно, не может претендовать на полную завершенность. Принципиальные положения этих идей обоснованы еще классиками марксизма ленинизма и конкретизируются в целом ряде исследований.

-Определяя значение курса марксистско-ленинской философии в вузе, А.Т.Нелеп, например, отмечает, что "... этот курс является методологической основой, стержнем формирования у студентов коммунистического мировоззрения, синтеза научных знаний, приобретенных за годы учебы в средней школе и вузе, в цельную систему взглядов, убеждений, идеалов". Б исследованиях военных ученых со всей убедительностью доказывается, что "одна из основных особенностей курса марксистско-ленинской философии... состоит в том, что он является общетеоретической основой формирования у ... слушателей коммунистического мировоззрения, вооружает их всеобщей методологий познания социальных явлений и процессов, в том числе войны, вооруженной борьбы и военного строительства, развивает познавательные способно сти, воспитывает у них творческое, диалектическое мышление".

Факторы, обеспечивающие эффективность развития творческого мышления курсантов средствами философии

Исследование возможностей развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии не может быть ограничено выяснением методологических основ и собственно философских средств решения этой задачи. Важно определить те факторы, которые наиболее эффективно влияют на данный процесс,

В современных условиях проблема эффективности и качества работы является особенно актуальной. Этой заботой проникнуты материалы ХХУІ съезда КПСС, июньского (1983г.) Пленума Центрального Комитета нашей партии. Сегодня нам нужны эффективность и качество во всех сферах жизни общества, в том числе и в процессе обучения, в процессе подготовки специалистов. Поэтому не случайно в последнее время значительно активизировалась разработка проблем эффективности учебно-воспитательного процесса, увеличилось и количество публикаций, в которых наиболее обстоятельно рассматриваются вопросы повышения эффективности преподавания общественных наук, в том числе и марксистско-ленинской философии. Опираясь на эти исследования и в преемственной связи с ними, а также на опыт преподавательской работы, МОЕНО выделить те факторы, которые наиболее эффективно влияют на развитие творческого мышления курсантов средствами философии.

Естественно, что творческое мышление курсанта развивается не только в процессе преподавания марксистско-ленинской философии, но и в процессе изучения им других наук, в процессе всего социального общения. Ориентируясь на идеальную модель сформированного творческого мышления, следует иметь в виду, что в процессе преподавания философии может быть решена только часть задачи, что мышление курсанта может подняться только до определенного уровня творчества. Поэтому правомерно ставить вопрос об эффективности конечной и эффективности промежуточной. В данном случае исследуется промежуточная эффективность решения данной задачи.

Эффективность любой работы правомерно определять как сте пень достижения ее цели. В нашем исследовании целью является развитие творческого мышления курсантов, его желаемое состояние на данном этапе. В цели определяется конечный итог, представление о результатах будущей работы. Поэтому цель выступает как исходный пункт деятельности и основа оценки результата этой деятельности. Соотношение цели и результата является показателем эффективности проделанной работы. Если цель достигнута полностью, хороший результат - то эффективность высокая, если частично - то эффективность не высокая, низкая. Поскольку творческому мышлению присущи определенные свойства и признаки, то эффективность работы по его формированию в конечном итоге может быть оценена по степени развития этих свойств и признаков.

Во втором разделе уже отмечались те свойства творческого мышления, которые могут быть развиты у курсанта средствами марксистско-ленинской философии. Однако результат воздействия этих средств происходит не автоматически. Данный процесс сложный. С одной стороны, он детерминирован личностью преподавателя, с другой - личностью курсанта. Кроме того, и преподаватель, и курсант, в свою очередь,испытывают воздействие других обстоятельств. Поэтому при определении факторов, которые наиболее эффективно влияют на развитие творческого мышления курсантов, которые дают результат, соответствующий поставленной цели, следует исходить из тех субъективно-объективных отношений, которые возникают в ходе учебного процесса по философии, из того, как осуществляется субъективация объективного и объективация субъективного.

Решение данных вопросов вызывает определенную сложность. Несмотря на то, что понятия "субъективный фактор" и "объективный фактор" довольно широко употребляются в нашей литературе, в их понимание не всегда вкладывается одинаковый смысл. Сегодня существует еще немало точек зрения по данному вопросу. Так, одни исследователи отождествляют объективный фактор с общественным бытием, другие - с материальными условиями жизни общества. Субъективный фактор рассматривается как общественное сознание или сводится к духовной жизни, к деятельности масс, классов, коллективов, личности. При исследовании факторов допускается их отождествление с причиной, или условиями.

Сущность и принципы управления развитием творческого мышления курсантов в процессе преподавания маишистско-ленинской философии

Управление процессом развития творческого мышления курсантов довольно сложный и пока мало разработанный вопрос. К его организации и методике eme не привлечено достаточного внимания широкого круга преподавателей. Нельзя сказать, что управления вообще нет. Точнее будет сказать, что нет теории управления данным процессом. То управление, которое мы замечаем, в основном носит эмпирический характер и зачастую не выходит за пределы здравого смысла. Очень часто педагог там, где возможно придать преподаванию творческий характер, ограничивается только воспроизведением учебного материала, что снижает интерес и активность курсантов к изучаемому, не развивает у них творческого мышления.

На сегодня в большей мере оказались разработанными вопросы технического и социального управления. В последнее время появились публикации, раскрывающие методологические основы управления духовной жизнью общества, в том числе нравственным воспитанием, а также управления идеологической работой. И это не случайно. Нам ближе и понятнее, например, управление как элемент, функция организованных систем природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности. Когда мы говорим, например, о социальном управлении, то подразумеваем при этом воздействие субъекта на общеот во с целью его упорядочения, совершенствования.

Вопросы управления развитием творческого мышления обучаемых только ставятся в нашей литературе и должным образом еще не обо-снованы. Исследователи в большей мере ограничиваются постановкой целей управления, указанием путей и средств их достижения. Между тем разработка вопросов управления в процессе преподавания связана с выявлением ряда методологических оснований, касающихся специфики управления в ходе учебного процесса, особенностей субъекта и объекта управления и особенно принципов управления. Немаловажными являются проблемы, относящиеся к анализу структуры управления этим процессом, раскрытия механизмов управления и др. Но прежде чем говорить об управлении развитием творческого мышления курсантов г в процессе преподавания философии, следует ответить на вопрос -есть ли основания говорить о таком управлении?

На научно-практической конференции Московского отделения философского общества СССР на тему: "Актуальные проблемы творчества в свете решений ХХУІ съезда КПСС. Методологические аспекты социального творчества" отмечалось, что в настоящее время существуют две противоположные точки зрения на творчество и возможности управлять им. Одни считают творческий процесс не познаваемым и не управляемым, так как он обусловлен рациональными силами, вдохновением, инсайдом; другие - допускают полную формализацию, алгоритмизацию и автоматизацию поисковых процедур в целом. Эти крайности вытекают из игнорирования диалектики творческого процесса, взаимодействия -противоположностей - продуктивной и репродуктивной сторон, присущими всем видам деятельности.

По нашему мнению, подход к учебному процессу как управляемому, в интересах развития в ходе его творческого мышления обучаемых, является правомерным. Классики марксизма-ленинизма отмечали, что всякий совместный труд нуждается в большей или меньшей степени в управлении. Это в полной мере относится и к духовной жизни общества и к процессу обучения. Несмотря на то, что успех обучения в конечном счёте зависит от того, как учатся курсанты, что педагогические цели реализуются в конечном счёте через их деятельность, ведущая роль в учебном процессе принадлежит преподавателю. Дело в том, что он не только обеспечивает условия оптимального функционирования учебного процесса, но и является субъектом его управления. Поэтому возможно, как отмечает С.И.Архангельский, "создание системы управляемого обучения о предвидением и закономерным ожиданием результатов, с широким развитием всех творческих сил и способностей студентов".

Похожие диссертации на Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии