Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологическое содержание становления русского языка в небытие Муллагалиева, Лилия Канафовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Муллагалиева, Лилия Канафовна. Онтологическое содержание становления русского языка в небытие : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.01 / Муллагалиева Лилия Канафовна; [Место защиты: ГОУВПО "Магнитогорский государственный университет"].- Магнитогорск, 2012.- 325 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Конец 20 – начало 21 вв. стали периодом необъяснимых, с точки зрения обыденных и научных представлений о мире, процессов в онтологии языка. Глобализация пока ещё мозаичного языкового пространства на основе английского угрожает единству языка в многообразии, позволяющему целостно воспринимать и активно отражать мир. Нетолерантное развитие языка глобализации, нарушающее свободу развития других языков и претендующее на их пространство, есть в той или иной мере следствие нисходящих процессов в самих национальных языках.

Сложившаяся мозаичность языков в географическом пространстве выражает не только локальное разнообразие конкретных форм природы, общественного бытия и общественного сознания, но в значительной мере является фактором, стимулирующим глобальное движение и развитие языка. Их становление в небытие приведёт к истощению стимулов саморазвития языка на глобальном уровне и самого глобального английского языка, который превратится в пассивное отражение единообразного общественного бытия.

Природа и общественное бытие, активно отражённые в разнообразии языков, данных человеку непосредственно благодаря их встроенности в целостность реального мира, его многомерную и сложную структуру, упорядоченную в пространстве и времени, в условиях глобализации перестаёт восприниматься в качестве ценности. В этом смысле подрывается основа человеческого существования, бытийных отношений, отражающих полноту и многообразие мира.

Сложность понимания процессов, происходящих в бытии языка, связана с тем, что многокомпонентная система языка развивается непрерывно и дискретно в пространстве и времени под влиянием множества внутренних и внешних детерминант. Исходя из этого, актуальность исследования языка предполагает его системное понимание в качестве особого уровня развития реальности, представляющего собой субъективный образ объективного мира, служащий средством мышления, познания, передачи социального опыта в процессе общения и выражения, объективации самосознания личности, хранения и передачи информации, управления человеческим бытием.

На современном этапе проблемы русского языка, копившиеся не одно десятилетие и даже столетие, перешли из потенциального состояния в актуальное. Среди них наиболее значимыми следует считать преобладание тенденций нисходящего развития над восходящим, что выражается в сокращении присутствия русского языка в географическом пространстве, правовом поле, самоотчуждении носителей. Следствием этого является поворот русского языка от вектора возникновения к уничтожению, переходу в небытие языка как историю человеческого знания.

Необходимость системного междисциплинарного осмысления нисходящего развития русского языка в современных условиях обусловлена нарастанием деструктивных тенденций в общественном сознании, выражающихся в разнообразных формах деинтеллектуализации и самоотчуждения мышления от родного языка. Как показывает анализ философской мысли, исследование онтологии языка позволяет осмыслить важность выработки и реализации стратегии необходимых действий, направленных на сохранение и развитие языка. Системность и междисциплинарность детерминируют осмысление процессов в языке с учётом онтологии права, трансформации общественного бытия и изменения географического пространства, занимаемого элементами мозаичности бытия языка.

Современная онтология языка представляет собой особый, очень сложный, многокомпонентный, мозаичный уровень бытия, включающий в себя естественный и искусственные языки в состоянии развития, функционирования и статики. Наблюдения и выявление закономерностей в данной сфере, обладающей высоким уровнем абстрактности, не доступно житейскому опыту. По этой причине требуется специальное всестороннее исследование. В данном случае оно направлено на выявление онтологического содержания становления языка в небытие в современных условиях глобализации в рамках категорий пространства и времени.

Степень разработанности проблемы. Отдельные вопросы становления языка в небытие нашли отражение в античной мифологической и философской традиции, в частности в произведениях Гомера, законах Солона, учениях Фалеса из Милета, Пифагора, представителей элейской философской школы, Анаксагора, Гераклита, софистов, скептиков, элеатов, грамматиков, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона, стоиков, неоплатоников и др. Особое внимание теме перехода языка в небытие было уделено в период европейского средневековья. Становление языков в небытие было отражено ещё в Ветхом и Новом Заветах, послуживших основой для философских размышлений мыслителей периодов патристики (отцов церкви и апологетов) и схоластики. Бытие и небытие языка являлось предметом дискуссий номиналистов и реалистов.

Бытие языка и факторы его становления в небытие нашли отражение в философских размышлениях гуманистов эпохи Возрождения: Данте Алигьери, Дж. Бокаччо, М. де Монтеня, Ф.Петрарки, Ф.Рабле, Э.Роттердамского и др. Натурфилософы эпохи Возрождения: Дж.Бруно, Г.Галилей, Н.Кузанский полагали, что переход в небытие представляет собой снижение степени универсальности в процессе движения от общего к конкретному. Особое внимание философы уделили теме становления в небытие латыни.

Новые аспекты в обсуждение вопроса о становлении языка в небытие были внесены в философии Нового времени. Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Дж.Локк, Т.Гоббс и др. исследовали гносеологический аспект перехода элементов языка в небытие. Мыслители эпохи Просвещения: Д.Дидро, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо и др. – исходили из того, что в бытии языка могут существовать частные, подверженные переходу в небытие понятия, и всеобщие, вечные категории. Особое звучание тема становления языка в небытие приобретает в концепциях представителей немецкой классической философии: Г. Гегеля, И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга и др. В разработку онтологических основ осмысления феномена становления языка в небытие большой вклад внесли исследования лингвофилософов В. фон Гумбольдта, Ф.де Соссюра и др. Классовая природа онтологии языка и его перехода в небытие обоснована в работах К. Маркса и Ф. Энгельса и др.

Исследования позитивистов: Л.Витгенштейна, Р.Карнапа, Т.Куна, К.Поппера, Б. Рассела и др. – обнаружили влияние научных революций и смены научных парадигм на становление понятийного апппарата в небытие. Естественные языки, обладающие высокой степенью неоднозначности, с течением времени подвергаются становлению в небытие под влиянием однозначных искусственных метаязыков. Представители постмодернизма: Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Деррида и др. – полагают, что становление языка в небытие сопровождает смену культурных эпох.

Онтология языка и нисходящее развитие русского языка нашла отражение в работах отечественных философов 19 в. (К.С.Аксаков, В.Г.Белинский, Н.Я.Данилевский, В.И.Иванов, И.А.Ильин, А.А.Потебня, В.С.Соловьев, П.Я.Чаадаев, Г.Г.Шпет и др.). Выступая с критикой западничества, отечественные мыслители полагали, что становление русского языка в небытие является результатом забвения заветов предков и разрушения единства пространства языка с разделением общества на элиту и народ. Согласно В. С. Соловьёву, всемирный разум как подлинное бытие включает в себя национальное языковое разнообразие во всей совокупности. Мыслители советского периода (М. М. Бахтин, Л. Н. Гумилев, В.И.Ленин, А. Ф. Лосев, М.К.Мамардашвили, И.В.Сталин и др.) исследовали влияние политического и социального бытия на становление онтологии языка в небытие.

Новейшие зарубежные социокультурные концепции становления языка в небытие посвящены объяснению сущности и детерминант этого процесса: это концепции «лингвистического империализма» Р. Филлипсона, «глобального английского» Д. Кристала, теория К. Д. Харрисона, «экология языка» Э. Хаугена и их последователей.

Представители новейшей российской философии становление языка рассматривают в русле метафизики и диалектики (В. Н. Бондаренко, М. С. Кунафин, Н. С. Рыбаков и др.). Феномен становления как восходящего развития стал объектом философской рефлексии А. Б. Невелева. Онтология языка исследуется в работах современных авторов: Н. С. Автономовой, Е. Ю. Бикметова, У. С. Вильданова, А. В. Лукьянова, Б. Д. Нуриева, М. А. Пушкаревой, С. Л. Слободнюка, В. С. Хазиева, С. М. Халина и др. Молчание как бытие и небытие языка исследовано в работах В. В. Бибихина, Г. Б. Вильдановой, М. Н. Эпштейна и других.

Современные мыслители уделяют большое внимание вопросам техносферы, виртуального бытия, унификации языков в сети Интернет в условиях глобализации языковой онтологии. Это исследования Г. Гусейнова, Е. В. Дегтярева, Д. В. Ефременко, М. С. Кунафина, М. Э. Рябовой, Л. П. Шевяковой, Р. А. Ярцева и др.

Нисходящее развитие русского языка на современном этапе стало предметом размышлений Г. А. Гаджиева, А. А. Гусейнова, А. С. Запесоцкого, А. Б. Куделина, В. А. Лекторского, В. Л. Макарова, В. С. Степина, Т. С. Юрьевой и др.

Объектом диссертационного исследования является онтология русского языка как элемента мозаичности глобального пространства языка.

Предмет диссертационного исследования – онтологическая составляющая становления русского языка в небытие.

Целью исследования является обоснование тенденций нисходящего развития русского языка в пространстве и времени.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– провести анализ концептуального смысла категорий «становление» и «становление языка в небытие»;

– осуществить синтез теоретико-методологических концепций возникновения и уничтожения языка;

– обосновать язык как форму и уровень развития материи в движении;

– развить диалектико-материалистическую концепцию языка как активного отражения материи и общественного бытия в движении и развитии;

– исследовать уничтожение пространства языка движением и развитием материи и общественного бытия;

– объяснить становление языка в небытие как активное отражение становления в небытие конкретных форм материи и общественного бытия;

– выделить промежуточный – слоговый этап онтологического снятия первой сигнальной системы второй сигнальной системой;

– описать историческую диалектику борьбы противоречий славянского и других языков, которые привели к образованию в синтезе современного русского языка;

– доказать сокращение присутствия русского языка в географическом пространстве;

– переосмыслить онтологическое снятие русского языка национальными языками на пространстве бывшего СССР;

– на основе эмпирического компаративного исследования обосновать преобладание в русском языке устойчивой тенденции нисходящего развития, позволяющей утверждать, что русский язык претерпевает становление в небытие.

Методологическая база исследования. В диссертации реализованы следующие подходы: концептуальный подход для формирования и исследования эмпирической базы; системный подход для исследования текущих процессов в бытии русского языка по формально-правовым и демографическим показателям; аксиологический подход для определения основных и второстепенных элементов в бытии языка; социально-онтологический подход к исследованию сокращения пространства онтологии русского языка; инструменталистский и институциональный подходы для объяснения роли институтов образования, права и демографической политики в становлении языка в небытие; онтологический подход для объяснения влияния интеграции, унификации, дробления и диффузии в исчезновении языков.

В качестве теоретической основы исследования выступают:

онтологические концепции Аристотеля и Г. Гегеля, в рамках которых была обоснована категория «становление языка в небытие»;

диалектико-материалистическое учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина;

онтология языка В. фон Гумбольта, А. А. Потебни, Ф. Соссюра, выявивших тождество общественного сознания и языка;

концептуализм нового и новейшего времени Дж. Локка, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, раскрывающих значение и функции концептов для бытия языка;

концепция М. К. Мамардашвили, объясняющая самоотчуждение сознания от бытия языка;

социокультурные концепции Д. Кристала, К. Д. Харрисона о становлении языка в небытие в пространстве; «экология языка» Э. Хаугена;

теория Р. Филлипсона о разрушительном влиянии «культурного империализма» на бытие языка.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты компаративного эмпирического анализа количественных показателей бытия русского языка во времени (1847 г., 1984 г., 2010 г.). В основу исследования легли результаты проведённых ранее самостоятельных эмпирических исследований концептов русского языка и культуры, опубликованные в работах: Реалии русской культуры. Лингвокультурологический словарь. Уфа: БИРО, 2001. 220 с.; Концепты русской культуры в межкультурном диалоге: Лингвокультурологический словарь. Нефтекамск: РИО БашГУ, 2005. 158 с.; Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации: Словарь. М.: Ладомир, 2006. 234 с.; Русское слово – русский мир: Лингвокультурологический словарь-минимум. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. 202 с. (в соавторстве).

Научная новизна исследования заключается в построении интегральной онтологической концепции становления русского языка в небытие как многокомпонентного процесса перехода в историю человеческого знания, обусловленного многообразием форм движения и развития природы и общественного бытия, и конкретизируется в следующих результатах исследования:

1. На основе синтеза противоположных и противоречивых методологических подходов обосновано, что категория «становление» может применяться по отношению к процессам в природе, обществе и языке с точки зрения возникновения, развития и уничтожения.

2. Сформулирована целостная структурно и функционально обоснованная концепция становления языка как диалектики возникновения и уничтожения конкретных форм и уровней материи в движении и векторах восходящего и нисходящего развития. Становление языка в небытие и ничто представляет собой сложный многокомпонентный процесс, образование которого связано с действием множества факторов, тенденций и закономерностей.

3. Доказано, что язык представляет собой диалектику формы и содержания, в рамках которой исторически образовывались противоположности и противоречия потенции и акта, существующего и сохраняющегося в истории человеческого знания и утраченного. Благодаря данному обстоятельству язык приобрел характер синтеза бытия, небытия и ничто, являющихся потенциями актов возникновения и уничтожения языка в пространстве и времени.

4. Выявлено, что развитие мозаичности онтологии языка в пространстве и времени происходило через последовательные стадии онтологического снятия подуровней второй сигнальной системы. В результате этого процесса образовался третий уровень сигнальной системы, представляющий собой единство глобального английского и англоязычного метаязыка, ориентированных на удовлетворение информационных потребностей субъектов. Этот уровень сигнальной системы подвергает онтологическому снятию вторую сигнальную систему и уничтожает мировую мозаичность языка.

5. Установлено, что язык представляет собой особую форму и уровень материи в движении и развитии. Материальность языка обусловлена его существованием и универсальным свойством отражения*. По этой причине его возникновение и уничтожение в пространстве и времени детерминируется атрибутами движения, восходящего и нисходящего развития в природе и общественном бытии.

6. Раскрыта роль внешних факторов - движения и развития в природе и общественном бытии, - в процессе нисходящего развития и уничтожения языка в пространстве и времени. Одна группа факторов связана с катастрофическими изменениями баланса в неживой и живой природе, которые приводят к переходу в небытие и ничто конкретных форм общественного бытия, сознания и языка. Вторая группа обусловлена формами движения и развития в общественном бытии, приводящими к уничтожению конкретных форм языка.

7. Впервые проанализированы основные внутренние, в диалектике с внешними, факторы становления языков в небытие и ничто, связанные с диффузией в процессе языкового синтеза и смены понятийного аппарата.

8. Реконструировано, что в процессе абсолютного и относительного движения славян в пространстве и времени происходило накопление заимствований и диффузии языка, которые были онтологически сняты церковно-славянским языком и новыми наслоениями заимствований из различных ветвей индоевропейской, уральской и тюркской языковых семей.

9. Открыта закономерность возникновения и уничтожения тупиковых концептов языка как отражения тупиковости векторов развития общественного бытия в рамках европоцентрического движения и наслоения заимствований.

10. Обнаружена и проанализирована тенденция вытеснения русского языка из пространства бывшего СССР в результате регионального повышения статусов национальных языков и латинизации алфавитов.

11. Определены и описаны аспекты онтологического снятия современного русского языка глобальным английским.

12. В результате осмысления итогов эмпирического компаративного исследования состояния во времени поясов более 250 концептов русского языка доказано, что в русском языке нисходящие тенденции развития преобладают над восходящими, что детерминирует закономерность господства уничтожения над возникновением.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Категория «становление» определяется диссертантом как диалектика противоположностей возникновения и уничтожения, восходящего и нисходящего развития в абсолютном и относительном движении конкретных форм и уровней материи, общественного бытия, сознания и языка. Процессуальность становления детерминируется законами отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей и противоречий, перехода количественных изменений в качественные.

2. Становление языка в небытие и ничто есть многокомпонентный процесс, складывающийся из форм движения и развития в природе, общественном бытии и общественном сознании, приводящих к преобладанию нисходящих тенденций над восходящими, уничтожения над возникновением, заимствования над творческой активностью. При этом небытие языка складывается из элементов языка, вышедших из употребления, но сохранившихся в истории человеческого знания, а ничто – из тех компонентов языка, которые утрачены безвозвратно и не подлежат восстановлению*.

3. Возможность становления языка в небытие как дуализма формы и содержания заложена в его структуре и связи компонентов – существующего, сохраняющегося в истории человеческого знания и ничто – лакун. Эти части структуры языка представляют собой акты, переходящие в потенции восходящего и нисходящего развития, возникновения и уничтожения под влиянием внешних факторов и нарушения внутреннего баланса между ними.

4. Возникновение второй сигнальной системы было связано с удовлетворением социальных потребностей** и привело к образованию мозаичности пространства языка. Однако в процессе движения и развития общественного бытия сформировалась потребность в доступе к информации и коммуникации, которые вступили в противоречие с мировым разнообразием языков. По этой причине начался процесс онтологического снятия мозаичности пространства языка глобальным английским, обеспечивающим коммуникацию, и англоязычным метаязыком виртуального пространства, предоставляющим доступ к информации.

5. Уничтожение языка в пространстве и времени детерминируется формами движения и развития в природе и обществе. Это обусловлено самим существованием языка в пространстве и времени и наличием у него универсального свойства отражения, характерного для всех уровней и форм развития материи.

7. Возникновение новых и уничтожение имеющихся языков происходит в диалектике действия внешних и внутренних факторов. Отрицательное воздействие внешних факторов, которые могут быть связаны с действием сил природы и социальных катаклизмов, как правило, является условием для активизации внутренних факторов, связанных со снижением качества и сокращением количества элементов, полученных в результате саморазвития, образованием лакун языка, заполняемых с помощью заимствований.

8. Реконструкция исторической диалектики возникновения современного русского языка показывает, что процесс его саморазвития сопровождался наслоением заимствований, диффузией и чередой этапов отрицания отрицания. При этом постепенно утрачивалась потенция к саморазвитию и нарастала тенденция к заимствованиям, произошла деинтеллектуализация языка. Благодаря этому в условиях глобализирующегося мира русский язык с точки зрения количества и качества утратил конкурентоспособность по отношению к английскому глобальному и англоязычному метаязыку науки.

9. Общественное бытие развивается парадигмально. Данный феномен активно отражается в языке. По этой причине кумулятивность развития общества является причиной кумулятивности возникновения и уничтожения концептов языка. Образованные в рамках господствующей парадигмы общественного развития социально значимые понятия с переходом к новой парадигме сменяются и снимаются новым понятийным аппаратом, что происходит в соответствии с законом отрицания отрицания.

10. Результаты компаративного эмпирического исследования более 250 научно обоснованных концептов русского языка, вокруг и на основе которых образуются пояса понятий, свидетельствуют о преобладании количественной нисходящей тенденции, на основании которой можно утверждать, что русский язык развивается в векторе уничтожения.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение диссертации детерминируется её содержанием. В работе обобщены результаты многолетних философских размышлений и эмпирических наблюдений в области онтологии языка на основе оригинальной методики математического анализа состояния концептов русского языка. Проведённый анализ состояния русского языка в теоретическом плане позволяет расширить границы понимания мозаичности и единства мира в его разнообразии. Системное исследование бытия языка и его становления в небытие раскрывает особенности разрушения его структуры и способов взаимосвязи элементов под влиянием внутренних процессов и внешних факторов трансформации общественного бытия и сознания.

Теоретическое значение имеет анализ изменения количественных и качественных показателей бытия языка, свидетельствующих о преобладании тенденций нисходящего развития над восходящими во времени и пространстве. Помимо этого, в исследовании выявлены основные векторы деятельности субъектов и институтов по целенаправленному разрушению онтологии русского языка, обоснованы формы этой деятельности и возможные следствия. Большое теоретическое значение имеют обнаруженные и обоснованные феномены тупикового развития языка и подмены смыслов, приводящие к периодическому уничтожению части концептов и стиранию остроты аксиологического восприятия бытия русского языка в общественном сознании. Системное понимание процесса становления онтологии языка в небытие достигается за счёт широкомасштабного вовлечения в философские размышления материалов из области онтологии права, выступающих в качестве показателей и факторов сокращения представленности языка в пространстве.

Практическая значимость диссертации заключается в развенчании широко укоренившегося в общественном сознании и научном сообществе мифа о том, что русский язык сохраняет свои позиции во времени и пространстве, а происходящие в нём процессы не имеют деструктивного характера, не разрушается его сущность как совокупность элементов и способов их связи. Это необходимо для привлечения внимания к проблеме становления в небытие русского языка со стороны государства и общества; разработки программ по восстановлению и развитию государственного языка; поддержки комфортности существования его носителей; разработки системных мер и программ по нейтрализации факторов разрушения бытия русского языка внутри страны и за её пределами, необходимости стратегического долговременного планирования мероприятий, направленных на возрождение языка как ключевого фактора человеческого бытия почти 142 млн. носителей на 1/8 части сухопутного пространства.

Оригинальная методология теоретического и эмпирического исследования бытия русского языка может быть положена в основу для подготовки учебных курсов по «Философии языка», «Философии языкового права», «Социологии языка», «Языковой политике» и т.д. Материалы, вошедшие и не вошедшие в диссертацию, опубликованные в монографиях по теме исследования, могут быть полезны при подготовке курсов лекций и семинаров по онтологии и теории познания. Результаты исследований могут быть использованы при разработке проектов расширения пространства и развития русского языка в мире.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на конгрессах, конференциях и семинарах различного уровня, в том числе: на XI Конгрессе Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (Варна, 2007); на Международных конференциях: «Духовность и Красота как явление Культуры в образовательном процессе» (Уфа, 2005), «Русский язык в межкультурном коммуникативном пространстве» (Иркутск, 2005), «Актуальные проблемы методологии, философии науки и образования» (Москва-Уфа, 2007), «Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы» (Уфа, 2007), «Этнокультурные и этнополитические процессы в XXI веке» (Уфа, 2008), «Национальная политика и традиционная народная культура» (Уфа, 2010), «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве 21 века» (Уфа, 2010, 2011), «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2011); на Всероссийских конференциях: «Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования» (Уфа, 2001), «Гуманизация образовательной деятельности в вузе, техникуме, школе» (Нефтекамск, 2005), «Гуманитарные и естественнонаучные аспекты современной экологии» (Уфа, 2006), «Современные проблемы экологии» (Москва-Тула, 2006), «Федерализм как ресурс развития российской государственности ХХI века» (Уфа, 2008), «Научное, педагогическое и просветительское наследие М. К. Любавского и актуальные проблемы социально-экономической и политической истории России и ее регионов 16-20 вв.» (Уфа, 2010), «Современное развитие регионов России: политико-трансформационные и культурные процессы» (Уфа, 2010), «V Булгаковские чтения» (Орел, 2011), «Инновационные ресурсы мусульманского образования и культуры»: Вторые Фахретдиновские чтения» (Уфа, 2011), «Философия в контексте культуры» (Брянск, 2011), «Язык, литература и культура: актуальные проблемы изучения и преподавания» (Уфа, 2011), «Лингвистические и лингвокультурологические основы формирования языковой личности в условиях многоязычия» (Уфа, 2011); на конференциях регионального уровня: «Языковая политика и языковое строительство в Республике Башкортостан» (Уфа, 2005), «Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении» (Уфа, 2010); на межвузовских конференциях и семинарах: «Взаимопонимание культур и проблемы национальной идентичности (к 125-летию М. Гафури)» (Уфа, 2006), «Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов: Формирование коммуникативной и лингвокультурологической компетенций тюркоязычных учащихся и студентов в диалоге русской и родных культур» (Уфа, 2009) и других.

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии, социологии и политологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Основные результаты исследования отражены в 58 публикациях автора (из них статьи в журналах, входящих в перечень ВАК – 16, монографии – 5, главы в коллективных монографиях– 1, другие публикации –36).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертации на Онтологическое содержание становления русского языка в небытие